Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
правительства
Тульской области
от 28 октября 2011 г. N 149-р
Концепция долгосрочной целевой программы
"Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия
территории Тульской области на 2012 - 2016 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие территории - один из факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в области, перспективы ее развития, повышение рентабельности животноводства и перерабатывающих отраслей. Эпизоотическая безопасность в области является условием устойчивого развития отрасли животноводства и беспрепятственного выхода отечественной продукции на внешние рынки. При этом одновременно обеспечиваются:
защита населения от болезней, общих для человека и животных, либо возникающих при использовании (потреблении) недоброкачественной животноводческой продукции;
инвестиционная привлекательность животноводческих хозяйств, создание условий для развития торговли.
Проведенный анализ материально-технического оснащения государственных учреждений ветеринарии области показал, что учреждения ветеринарии не в полном объеме обеспечены дезинфекционной техникой и спецавтотранспортом по существующим нормативам для оказания ветеринарной помощи, хирургическим и акушерским ветеринарным инструментарием, приборами и оборудованием.
Износ основных средств, находящихся на балансе учреждений, составляет более 60 процентов. Значительная часть имеющегося автотранспорта не соответствует своим техническим характеристикам и требует обновления. 99 процентов дезинфекционной техники имеют сроки эксплуатации 20 и более лет.
Это свидетельствует о том, что значительная часть вышеназванных основных средств не соответствует техническим характеристикам и требует замены или, как минимум, обновления. Особое внимание необходимо уделять проблеме оснащенности ветеринарных лабораторий области, целью которых является своевременная и точная постановка диагноза, контроль за качеством кормов и воды, используемых животными, а также проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства. Лабораториям постоянно приходится работать с опасным материалом, представляющим потенциальную биологическую угрозу. Необходимо также учитывать, что ветеринарные лаборатории входят в службу наблюдения и лабораторного контроля и призваны в числе первых оперативно отреагировать в случае чрезвычайных ситуаций.
При такой высокой нагрузке, отсутствии автотранспорта, износе зданий, сооружений, оборудования и приборов невозможно оперативно и качественно оказывать ветеринарную помощь. Ветеринарная служба вынуждена работать в режиме "пожарной команды". Ранее часть нагрузки компенсировалась ветеринарной службой хозяйств, которая в настоящее время практически ликвидирована.
За последние десять лет в Тульской области отмечалась отрицательная тенденция финансирования государственной ветеринарной службы по остаточному принципу, что негативно сказалось на состоянии материально-технической базы государственных учреждений ветеринарии.
Большинство зданий и сооружений, в которых размещены подразделения государственной ветеринарной службы, срочно требуют капитального или текущего ремонта. Но средства на новое строительство, капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений отсутствуют.
В 2010 году государственной ветеринарной службой области проведено 3 млн. 114 тыс. вакцинаций, 744,87 тыс. обработок, 582,55 тыс. лабораторно-диагностических исследований животных всех видов. Проведено 18,67 млн. экспертиз всех видов продукции. По их результатам обезврежено при повышенных температурных режимах 374,82 тонны продукции (производство вареных колбас и мясных консервов) и 273,6 тонны утилизировано на мясокостную муку. За 9 месяцев 2011 года государственной ветеринарной службой области проведено 1 млн. 542 тыс. вакцинаций, 713,19 тыс. обработок, 528,65 тыс. лабораторно-диагностических исследований животных всех видов. Проведено 7 млн. 260 тыс. экспертиз всех видов продукции. По их результатам обезврежено при повышенных температурных режимах 105,84 тонны продукции (производство вареных колбас и мясных консервов) и 350,74 тонны утилизировано на мясокостную муку.
Выполняя диагностические исследования, вакцинации и обработки животных против более 60 болезней, государственная ветеринарная служба области создает буферную зону по защите территории от заноса и распространения опасных инфекционных болезней, обеспечивая поставку безопасной и доброкачественной продукции для населения.
Анализ состояния государственной ветеринарной службы области свидетельствует о том, что если не принять действенных мер по укреплению материально-технической базы и кадрового потенциала, то в Тульской области могут возникнуть чрезвычайные ситуации по массовым незаразным и заразным болезням, в том числе общим для человека и животных, что приведет к большим экономическим издержкам.
В настоящее время основной проблемой остается реальная угроза заноса на территорию Тульской области африканской чумы свиней (АЧС) - заболевания, протекающего со 100-процентной летальностью и против которого не разработаны средства защиты, что ставит под угрозу дальнейшее развитие свиноводства на территории области как отрасли (все свиньи, находящиеся в радиусе 5 км от очага, подвергаются уничтожению с последующим сжиганием, в радиусе от 5 до 20 км (1-я угрожаемая зона) - поголовному убою).
Международной классификацией АЧС относится к биологическому оружию списка А - особо опасному трансмиссивному заболеванию, имеющему способность к чрезвычайно быстрому распространению и абсолютной летальности, в конечном итоге приводящему к значительным экономическим издержкам.
Несмотря на наличие средств специфической защиты, проблемой для области остаются природно-очаговые заболевания животных - сибирская язва и бешенство, угроза возникновения которых очень высока.
По данным кадастрового учета на территории Тульской области находится 1205 населенных пунктов, где были зарегистрированы очаги сибирской язвы. Учитывая биологические особенности возбудителя и отсутствие точных данных мест сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы, существует реальная угроза возникновения новых очагов заболевания.
Резервуаром бешенства на территории области является красная лисица, численность которой в разы превышает рекомендованную Международным эпизоотическим бюро норму плотности, при которой прекращается развитие эпизоотий, поэтому угроза вспышки заболевания существует постоянно, несмотря на наличие средств специфической профилактики заболевания. Ежегодно на территории области регистрируется от 26 до 140 случаев бешенства в год. За последние 10 лет в среднем регистрируется по 73 случая бешенства в год.
Исходя из эпизоотической обстановки наиболее значимыми для специфической профилактики в Тульской области, кроме вышеуказанных, являются следующие болезни животных:
лептоспироз;
эмкар;
классическая чума свиней;
парагрипп-3;
вирусная диарея;
колибактериоз;
вирусный ринотрахеит;
респираторно-синтициальная инфекция;
рото-коронавирусная инфекция;
пастереллез.
Таблица N 1
Количество случаев заболеваний животных (по годам)
Наименование болезни |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1. Бешенство, всего: |
28 |
111 |
140 |
28 |
66 |
51 |
крупный рогатый скот |
2 |
11 |
2 |
1 |
3 |
2 |
мелкий рогатый скот |
2 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
свиньи |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
лошади |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
собаки, кошки |
9 |
53 |
69 |
2 |
35 |
20 |
дикие звери |
15 |
45 |
66 |
25 |
27 |
28 |
2. Сибирская язва, |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
3. Бруцеллез, всего: |
- |
1 |
- |
1 |
- |
30 |
крупный рогатый скот |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
мелкий рогатый скот |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
4. Лейкоз крупного |
375 |
390 |
387 |
291 |
337 |
223 |
Поэтому проблема улучшения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Тульской области требует исключительно комплексного решения. Целесообразность решения проблемы поддержания эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Тульской области программно-целевым методом также обусловлена тем, что долгосрочные целевые программы позволяют определить важнейшие проблемы и приоритеты в развитии агропромышленного комплекса, добиться значимых результатов и рационального расходования финансовых средств. Система мероприятий долгосрочной целевой программы "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Тульской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) позволит направить имеющиеся ресурсы на комплексное решение проблем эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, определяющих социально-экономическую ситуацию в области, перспективы ее развития, способствующие рентабельности животноводства и перерабатывающих отраслей.
Программа позволит охватить 100 процентов территории Тульской области и минимизировать распространение заразных болезней, в том числе общих для человека и животных, обеспечить необходимый уровень безопасности животноводческой продукции, оснастить ветеринарную службу современным лабораторным оборудованием, повысить защищенность персонала ветеринарных лабораторий от угрозы заражения биологически опасными объектами (патогенные микроорганизмы, токсины, паразитические организмы, и др., вызывающие заболевания человека, животных, растений, разрушение материалов, резкое ухудшение качества окружающей среды), улучшить оперативность и качество работы ветеринарных специалистов.
Система ветеринарной службы не позволяет в полной мере успешно и в максимально короткие сроки осуществить реализацию заданной цели. Конечная цель может быть достигнута путем решения ряда задач, которые носят системный и непрерывный характер.
В современных условиях развитие экономики, урбанизация, скученность населения и изменение климата становятся новым немаловажным и непредсказуемым фактором, порождающим новые опасные эпидемии, а также изменяющим нынешнее "поведение" заболеваний.
Решение проблем, связанных с обеспечением эпизоотического благополучия и безопасности продовольственного сырья животного происхождения, без использования программно-целевого метода приведет к распространению в регионе особо опасных карантинных болезней, общих для человека и животных, а также к риску заражения людей через опасные продукты питания.
Проведение мероприятий, направленных на создание благоприятной эпизоотической ситуации в регионе, не может производиться стихийно, нецеленаправленно, с нарушением сроков и при отсутствии контроля со стороны государственной ветеринарной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Отсутствие целевого финансирования будет способствовать тому, что необеспеченность вакцинами, диагностическими наборами, питательными средами, дезинфицирующими средствами не позволит в полной мере обеспечить проведение всех необходимых мероприятий.
Решение проблемы без применения программно-целевого метода приведет к тому, что отсутствие планомерного порядка проведения ветеринарных мероприятий может только спровоцировать и ускорить возникновение заболеваний, а не их профилактику.
Таким образом, реализация Программы при поддержке средств бюджета Тульской области позволит максимально снизить риск возникновения на территории региона вспышек заразных заболеваний, несущих угрозу жизни не только животным, но и человеку, а также обеспечить поступление безопасной и доброкачественной пищевой продукции животного происхождения.
2. Цели, задачи, основные мероприятия
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
Цель Программы - обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Тульской области, предупреждение заноса особо опасных болезней на территорию Тульской области.
Реализация основной цели Программы предполагает решение следующих задач:
1. Предупреждение заразных и массовых незаразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и их ликвидация.
2. Выявление возбудителей заразных болезней животных с использованием современных методов и средств лабораторной диагностики.
3. Укрепление материально-технической базы ветеринарной службы Тульской области.
4. Повышение уровня квалификации ветеринарных специалистов.
В рамках Программы планируются к реализации следующие основные мероприятия:
1. Укрепление материально-технической базы государственной ветеринарной службы.
2. Проведение капитального ремонта учреждений государственной ветеринарной службы Тульской области.
3. Приобретение современного лабораторного оборудования в соответствии с табелем оснащения.
4. Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и квалификации ветеринарных специалистов.
Программа реализуется в один этап, сроки реализации Программы: 2012 - 2016 годы.
Программа предусматривает достижение поставленных целей к концу 2016 года.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Программа финансируется за счет средств бюджета Тульской области.
Объемы и источники финансирования Программы по годам реализации представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Динамика финансирования, источники и направления расходов Программы
Источники и Направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
||||||||||||
Всего
|
В том числе по годам реализации |
||||||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||
1. Финансирование Программы, всего |
110000,00 |
15000,00 |
20000,00 |
20000,00 |
25000,00 |
30000,00 |
|||||||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||||||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|||||||
бюджет области |
110000,00 |
15000,00 |
20000,00 |
20000,00 |
25000,00 |
30000,00 |
|||||||
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|||||||
1.1. Капитальные вложения, всего |
92400,00 |
12400,00 |
16000,00 |
16000,00 |
21500,00 |
26500,00 |
|||||||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||||||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|||||||
бюджет области |
92400,00 |
12400,00 |
16000,00 |
16000,00 |
21500,00 |
26500,00 |
|||||||
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|||||||
1.3. Прочие расходы, всего |
17600,00 |
2600,00 |
4000,00 |
4000,00 |
3500,00 |
3500,00 |
|||||||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||||||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|||||||
бюджет области |
17600,00 |
2600,00 |
4000,00 |
4000,00 |
3500,00 |
3500,00 |
|||||||
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
Направлениями финансирования Программы являются:
капитальные вложения - 92400 на проведение работ по газоснабжению, на мероприятия по приобретению специализированного автотранспорта, лабораторного оборудования, переносных дезинфекционных установок, безыгольных инъекторов, что составляет 84 процента от всего объема финансирования Программы;
прочие расходы - 17600 тыс. руб. на повышение уровня квалификации ветеринарных специалистов, проведение капитального ремонта, что составляет 16 процентов от всего объема финансирования Программы.
Государственный заказчик Программы - комитет ветеринарии Тульской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно вносит в правительство Тульской области предложения по уточнению плановых значений показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму реализации Программы и составу исполнителей.
Исполнителями мероприятий Программы являются государственные учреждения ветеринарии Тульской области (по согласованию).
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Оценка эффективности реализации Программы определяется ежегодно на основе показателей, представленных в таблице N 3.
Таблица N 3
Динамика целевых показателей эффективности реализации программы
N |
Наименование показателей |
Ед. |
Значение показателей Программы |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Непосредственный результат | ||||||||
1 |
Доля продуктивных животных, |
% |
95,0 |
96,0 |
97,0 |
98,0 |
99,0 |
100,0 |
2 |
Доля продуктивных животных, |
% |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
3 |
Доля хозяйствующих |
% |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
90,0 |
100,0 |
Конечный результат | ||||||||
4 |
Уровень оснащения |
% |
40 |
42,2 |
44,1 |
50,6 |
59,8 |
70 |
5 |
Доля зданий ветеринарной |
% |
0 |
26 |
39 |
52 |
62 |
70 |
6 |
Доля ветеринарных |
% |
0 |
1,2 |
13,5 |
25,7 |
37,9 |
50 |
Социальным эффектом Программы является:
улучшение качества жизни и здоровья населения, обеспечение биологической безопасности региона;
предотвращение заражения людей особо опасными болезнями, общими для человека и животных;
снижение степени риска возникновения инфекционных и инвазионных заболеваний животных;
формирование положительного общественного мнения о высоком качестве и безопасности Тульской продукции животного происхождения, повышение имиджа органов государственной власти.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тульской области от 28 октября 2011 г. N 149-р "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.