Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
правительства Тульской области
от 16 февраля 2012 г. N 53
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования Тульской области на 2012 год
5 февраля 2013 г.
I. Текущее состояние системы общего образования Тульской области
В течение 2005-2010 годов развитие образования в Тульской области определялось Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, и обеспечивалось за счет реализации мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", долгосрочных целевых программ Тульской области, направленных на создание условий для повышения доступности качественного образования.
В 2011 году осуществлялась реализация 3 долгосрочных целевых программ в сфере образования.
Помимо этого мероприятия в сфере образования содержатся еще в 11 других долгосрочных целевых программах.
Благодаря реализации программных и проектных мероприятий в образовании Тульской области начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики:
осуществляется поддержка талантливой молодежи, поощрение общеобразовательных учреждений и лучших учителей - победителей конкурсного отбора;
улучшается материально-техническая база образовательных учреждений;
осуществляется обновление структуры сети образовательных учреждений;
обеспечивается развитие школьной инфраструктуры путем оснащения образовательного процесса современным учебным оборудованием, совершенствования медицинского обеспечения обучающихся, модернизации условий для питания обучающихся, укрепления материальной базы для занятий физической культурой и спортом;
формируется образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создана и совершенствуется региональная система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
реализуется комплекс мер социальной поддержки педагогов;
осуществлено обновление механизмов финансирования образовательных учреждений за счет введения нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования. С 1 января 2011 года в норматив расчета размера субвенций, направляемых в образовательные учреждения, включены финансовые средства для оплаты 10 часов внеурочной деятельности.
В настоящее время организована работа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", целью которой является предоставление большей самостоятельности образовательным учреждениям.
Таким образом, в настоящее время на образовательном пространстве Тульской области приняты к реализации инновационные идеи и подходы: нормативно-подушевое финансирование; новая система оплаты труда; оптимизация общеобразовательной сети.
Основными характеристиками текущего состояния сферы общего образования Тульской области являются:
доступность образовательных услуг для детей и молодежи региона, с учетом состояния сети муниципальных и государственных образовательных учреждений и их ресурсного обеспечения;
качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности;
кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.
Всего на территории Тульской области действуют 608 образовательных учреждений различных уровней образования и подведомственности, в том числе 36 государственных образовательных учреждений Тульской области, подведомственных министерству образования и культуры Тульской области.
В 575 муниципальных, в 36 государственных образовательных учреждениях и 3 негосударственных общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 122 тысяч человек. Имеющееся количество мест в общеобразовательных учреждениях обеспечивает потребность вплоть до 2016 года.
В 483 общеобразовательных учреждениях обучение ведется в одну смену. В прошлом году таких учреждений было 509.
Расходы в расчете на 1 обучающегося в общеобразовательных учреждениях были определены Законом Тульской области от 24 декабря 2010 года N 1525-ЗТО "О нормативах расчета размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), методике их определения, порядке расчета субвенций местным бюджетам и порядке расчета объема финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в расчете на одного обучающегося на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и в среднем составляли на 1 декабря 2011года для городских образовательных учреждений 21017,76 руб., для сельских образовательных учреждений 63673,55 руб. Доля расходов отрасли образования в 2011 году составила 27,4 % консолидированного бюджета Тульской области.
Тульская область - регион, где преобладают сельские школы. Так, в городах расположены 276 учреждений (46,4 %) с численностью обучающихся более 102 тысяч человек (85,3 %) и в сельской местности 319 учреждений (53,6 %) с численностью обучающихся более 17 тысяч человек (14,7 %).
Для большинства школ, расположенных в сельской местности, основными проблемами являются кадровая недоукомплектованность; слабая материально-техническая база; отсутствие достаточных условий для освоения учащимися образовательных программ, для углубленного изучения отдельных предметов.
Благодаря приоритетному национальному проекту "Образование", национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", а также реализации инициативы Правительства Российской Федерации по модернизации школьного образования ситуация в сельской школе за последние годы меняется в лучшую сторону.
Однако, проблемы, которые обозначены выше, еще не решены в полном объеме. Особенно актуальны они для малокомплектных сельских школ.
Из 312 сельских школ в соответствии с приказом департамента образования Тульской области от 15.03.2011 N 158 "Об утверждении перечня малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых на 2011 год" в перечень малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых на 2011 год входили 154 общеобразовательных учреждения.
За последние несколько лет в муниципальных образованиях Тульской области проходит процесс реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, создание ресурсных центров и базовых школ, в которых концентрируются финансовые, материальные и кадровые ресурсы.
В целях распространения положительного опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений развития региональной системы образования, министерством образования и культуры Тульской области разработаны Положение о базовом образовательном учреждении, Положение об образовательном учреждении - ресурсном центре.
В 2011 году в Тульской области статус ресурсных центров получили 84 образовательных учреждения, а 44 образовательных учреждения получили статус базового.
Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, разработаны планы реструктуризации муниципальной системы образования с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. Это позволило оптимизировать сеть образовательных учреждений.
В 2010-2011 годах были ликвидированы и реорганизованы 15 общеобразовательных учреждений, в стадии ликвидации и реорганизации находятся 57 общеобразовательных учреждений, из них 50 являются сельскими малокомплектными.
Из 579 дневных общеобразовательных учреждений 36 имеют статус лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Серьезной проблемой является неравномерное распределение образовательных учреждений повышенного уровня (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) по муниципальным районам (городским округам) Тульской области. Из 36 общеобразовательных учреждений, имеющих статус лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов, только 1 расположено в сельской местности, а в 16 муниципальных образованиях образовательных учреждений повышенного уровня нет.
Тульская область достигла определенных результатов в создании условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2011-2012 учебном году из 120436 обучающихся в 579 дневных общеобразовательных учреждениях Тульской области 2378 человек - дети-инвалиды (1,9 %); 708 детей-инвалидов обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Созданы и функционируют 26 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (начальная школа - детский сад, школы, школы - интернаты) для детей не слышащих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелой речевой патологией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью.
Сеть государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Тульской области в целом позволяет создать необходимые условия для обучения.
На начало 2011 года для организации подвоза 5180 учащихся, проживающих в сельской местности, к образовательным учреждениям и обратно задействовано 105 школьных автобусов, что составляет 54 % от общей потребности. Для полного снятия вопроса обеспечения подвоза учащихся необходимо приобретение 90 школьных автобусов.
Одной из актуальных проблем в системе общего образования является создание условий по безопасному пребыванию детей в общеобразовательных учреждениях и сохранению их здоровья, в первую очередь, в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
70 % зданий образовательных учреждений имеют срок эксплуатации более 30 лет. Ряду образовательных учреждений требуется проведение масштабных капитальных ремонтов, приобретение транспортных средств, оборудования для медицинских кабинетов, столовых.
Важным фактором, влияющим на обеспечение доступности образования, является информационная прозрачность. 598 общеобразовательных учреждений имеют сайты, однако инструменты информирования, которые позволили бы потребителям делать обоснованный выбор образовательного учреждения и образовательных программ, развиты еще недостаточно.
По ряду показателей Тульская область занимает достаточно прочные позиции: с введением штатного режима сдачи единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) средний балл участников ЕГЭ Тульской области по русскому языку, физике, биологии и литературе стабильно соответствует средним показателям по России. Выше средних показателей по России средний тестовый балл участников ЕГЭ Тульской области по немецкому языку, французскому языку и химии. Ежегодно с 2009 года возрастает количество участников ЕГЭ, получивших наивысший балл (2009 год - 11 человек, 2010 год - 31 человек, 2011 год - 42 человека).
Однако отсутствие центра, обеспечивающего систему объективной оценки качества образования, не дает возможности более точно и детально оценить ситуацию на разных уровнях образования.
Наличие группы общеобразовательных учреждений с низким качеством образования, наряду с отсутствием прозрачных механизмов набора в общеобразовательные учреждения с высоким качеством образования ведет к дифференциации общеобразовательных учреждений.
Эта тенденция обостряется в условиях притока в систему образования детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в освоении образовательных программ и социализации в городском обществе. Они концентрируются в определенных общеобразовательных учреждениях, что усугубляет их дифференциацию.
Не во всех районах Тульской области обеспечена возможность индивидуализации через выбор программ профильного обучения: из 110 профильных образовательных учреждений (58 - монопрофильных и 52 - многопрофильных) 43 расположены в муниципальном образовании г. Тула, а в 8 муниципальных образованиях профильное обучение не осуществляется.
В системе образования Тульской области трудятся свыше 19 тысяч педагогических работников. Около 11754 от общей численности педагогов работает в общеобразовательных учреждениях.
Существенную часть педагогического состава общеобразовательных учреждений Тульской области составляют педагоги с высокими квалификационными категориями (высшая категория - 4314 учителей, первая категория - 3563 учителя). При этом возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля учителей, проработавших в общеобразовательных учреждениях Тульской области свыше 20 лет, практически в 9 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). Проявляется (как и в Российской Федерации в целом) гендерный дисбаланс: более 88 % педагогического состава и более 85,5 % руководителей государственных образовательных учреждений - женщины.
С учетом сложности работы, установившийся уровень заработной платы не обеспечивает привлекательности педагогических рабочих мест на рынке труда, что приводит к закреплению в образовательных учреждениях учителей с невысоким уровнем квалификации.
С целью привлечения общественности к развитию системы образования Тульской области, повышения открытости образовательной деятельности и роста влияния общественности на качество образовательных услуг проводится работа по созданию в учреждениях Попечительских советов и по обеспечению подготовки и публикации ежегодного Публичного доклада регионального и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.
Разработаны методические рекомендации о деятельности Попечительских советов образовательных учреждений. Проведен мониторинг создания Попечительских советов в государственных образовательных учреждениях Тульской области.
Разработан Порядок подготовки и публикации Публичного доклада государственного образовательного учреждения Тульской области. В муниципальных районах (городских округах) Тульской области разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие подготовку и публикацию Публичного доклада органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и образовательного учреждения.
II. Описание итогов модернизации в 2011 году
системы общего образования Тульской области
19 июля 2011 года заключено соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Тульской области на модернизацию региональной системы общего образования, в соответствии с которым направлены средства из федерального бюджета бюджету Тульской области в объеме 163253000 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области по данному соглашению, составляет 21985000 рублей.
Соглашение размещено на портале департамента образования министерства образования и культуры Тульской области.
20 сентября 2011 года заключены соглашения о взаимодействии министерства образования и культуры Тульской области и администраций муниципальных образований по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Тульской области на 2011 год. В данных соглашениях определены размеры субвенций бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований на реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования Тульской области на 2011 год (далее - Комплекс мер на 2011 год). Соглашения размещены на порталах администраций муниципальных образований.
В основе соглашения с Министерством образования и науки Российской Федерации - Комплекс мер на 2011 год, который утвержден постановлением администрации Тульской области от 07.09.2011 N 623. Комплекс мер на 2011 год отражает основные параметры и направления расходования федеральной субсидии в объеме 163,253 млн. руб. и средств бюджета Тульской области в объеме 21,985 млн. руб. (за счет 7 % доли субвенции, направляемой в муниципальные образования на финансирование учебных расходов), в том числе:
1. Приобретение оборудования (всего 114,605 млн. руб., из них 107,311 млн. руб. из федерального бюджета и 7,294 млн. руб. из бюджета Тульской области), в том числе:
1.1. Учебно-лабораторное оборудование (всего 18,505 млн. руб., из них 17,170 млн. руб. из федерального бюджета и 1,335 млн. руб. из бюджета Тульской области).
1.2. Учебно-производственное оборудование (всего 10,487 млн. руб., из них 7,433 млн. руб. из федерального бюджета и 3,054 млн. руб. из бюджета Тульской области).
1.3. Спортивное оборудование (всего 13,574 млн. руб., из них 12,743 млн. руб. из федерального бюджета и 0,831 млн. руб. из бюджета Тульской области).
1.4. Компьютерное оборудование (всего 72,039 млн. руб., из них 69,965 млн. руб. из федерального бюджета и 2,074 млн. руб. из бюджета Тульской области).
2. Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений (всего 33,970 млн. руб., из них 32,898 млн. руб. из федерального бюджета и 1,072 млн. руб. из бюджета Тульской области).
3. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей (10,651 млн. руб. из бюджета Тульской области).
4. Модернизация базовых общеобразовательных учреждений, путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (всего 25,393 млн. руб., из них 23,044 млн. руб. из федерального бюджета и 2,349 млн. руб. из бюджета Тульской области), в том числе:
4.1. Увеличение пропускной способности и оплата Интернет-трафика (всего 14,540 млн. руб., из них 12,481 млн. руб. из федерального бюджета и 2,059 млн. руб. из бюджета Тульской области).
4.2. Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов (всего 10,853 млн. руб., из них 10,563 млн. руб. из федерального бюджета и 0,290 млн. руб. из бюджета Тульской области).
5. Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования (0,618 млн. руб. из бюджета Тульской области).
В результате реализации Комплекса мер на 2011 год:
1. 107375 учащихся обеспечены новым оборудованием (в том числе учебно-лабораторным - 17039 единиц, учебно-производственным - 5192 единицы, спортивным - 9699 единиц, компьютерным - 3878 единиц).
2. Закуплено 127607 единиц учебной литературы, что позволило пополнить фонды 541 школьной библиотеки общеобразовательных учреждений.
3. Приобретены электронные образовательные ресурсы в количестве 6721единицы.
В 105 общеобразовательных учреждениях из 568 увеличена пропускная способность интернет-трафика, в 92 - организовано дистанционное обучение.
4. Всего прошли аттестацию 3172 педагогических работника.
на первую квалификационную категорию - 1272 педагога (из них по должности "учитель" - 548 человек);
на высшую квалификационную категорию 1870 педагогов (из них по должности "учитель" - 767 человек);
на соответствие занимаемой должности -30 педагогов.
1726 учителей и 629 руководителей общеобразовательных учреждений прошли профессиональную переподготовку в 2011 году для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Процесс повышения квалификации работников образования осуществляется с использованием мультимедийных средств обучения.
Развитие ресурсной базы центра информатизации образования и дистанционного обучения позволило решить задачу обучения в 2011 году 50 администраторов-тьюторов города Тулы и районов Тульской области по дополнительной профессиональной образовательной программе "Формирование ИКТ-компетентности по использованию свободного программного обеспечения (СПО) в профессиональной деятельности административных и педагогических работников" (администрирование операционной системы Linux и офисных программ СПО), так же по использованию современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
В соответствии с обязательствами муниципальных образований, прописанных в заключенных соглашениях, среднемесячная заработная плата в целом по Тульской области превысила среднюю заработную плату работников в целом по экономике субъекта за 1 квартал 2011 года:
в сентябре 2011 года на 122,40 рублей и составила 15965,0 рублей;
в октябре 2011 года на 1011 рублей и составила 16853,6 рублей;
в ноябре 2011 года на 1503 рубля и составила 17345,6 рублей;
в декабре 2011 года на 2349 рублей и составила 18192,3 рублей.
Повышение заработной платы учителей на 30 % регламентировано постановлением администрации Тульской области от 01.09.2011 N 613 "О внесении изменений в постановление администрации Тульской области от 11.06.2008 N 334 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области".
На основании вышеназванного постановления на муниципальном уровне были разработаны и утверждены аналогичные постановления.
В октябре повышена заработная плата всех работников бюджетной сферы Тульской области на 6,5 %, постановлением правительства Тульской области от 24.11.2011 N 186 внесены соответствующие изменения в постановление администрации Тульской области от 11.06.2008 N 334 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области".
Необходимо отметить, что Комплекс мер на 2011 год стимулировал в ряде муниципальных образований повышение заработной платы не только педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.
В муниципальном образовании г. Новомосковск на 30 % повышена заработная плата воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей, мастеров производственного обучения и методистов информационно-методического центра.
В муниципальном образовании г. Тула на 30 % повышена заработная плата всем категориям работников образования.
В муниципальном образовании г. Донской на 10 % повышена заработная плата воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования и тренер-преподавателей учреждений дополнительного образования детей.
В пресс-релизе Министерства образования и науки Российской Федерации "О ходе реализации Комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей" Тульская область вошла в список областей, которые уже в сентябре 2011 года довели среднемесячную заработную плату учителей до среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Тульской области.
В Тульской области ведется работа по сокращению неэффективных расходов в сфере образования. 100 % общеобразовательных учреждений переведены на новую (отраслевую) систему оплаты труда.
В соответствии с Законом Тульской области от 24 декабря 2010 года N 1525-ЗТО "О нормативах расчета размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), методике их определения, порядке расчета субвенций местным бюджетам и порядке расчета объема финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в расчете на одного обучающегося на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" 73 % общеобразовательных учреждений Тульской области перешли на нормативное подушевое финансирование (за исключением 154 общеобразовательных учреждений, которые в соответствии с приказом департамента образования министерства образования и культуры Тульской области от 13.03.2011 N 158 включены в перечень малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых).
В соответствии с вышеуказанным Законом установлен переходный период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года для осуществления выравнивания (сглаживания) при расчете объемов субвенций по каждому муниципальному образованию Тульской области в пределах отклонений расчетных объемов расходов по нормативам от расходов, определенных от фактически сложившихся расходов предыдущего года, с применением адаптационных надбавок и при определении объема финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений за счет субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ с применением поправочных коэффициентов, рассчитываемых органами местного самоуправления.
В результате реализации Комплекса мер на 2011 год достигнуты следующие показатели:
увеличена среднемесячная заработная плата учителей, которая в 4 квартале 2011 года составила 17392,27 рублей вместо 15842,6 рублей;
доля школьников (по ступеням общего образования) обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования в общей численности школьников (по ступеням общего образования) в 2011 году составила - 11,8 % вместо 9,6 %;
Объясняется это тем, что при расчете этого показателя была учтена предварительная численность учащихся 1 классов. Количество первоклассников, пришедших в образовательные учреждения превысило плановое значение.
доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей в 2011 году - 20,1 %;
доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования в 2011 году составила 80,2 %;
доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждении в 2011 году - 8,3 % вместо 3 %.
При реализации Комплекса мер на 2011 год увеличилась оснащенность образовательных учреждений современной компьютерной техникой и пропускная способность Интернет-трафика, что способствовало организации в образовательных учреждениях дистанционного обучения.
динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов в 2011 году - положительная (оплата за потребленные энергоресурсы по приборам учета, проведение энергоаудита, разработаны программы энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов).
Таким образом, реализация Комплекса мер 2011 года позволила достичь следующих эффектов:
1. Повышена заработная плата учителей.
2. Пополнена материально-техническая база общеобразовательных учреждений.
3. Осуществлена подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
III. Описание реализации Комплекса мер
по модернизации системы общего образования Тульской области на 2012 год
Цель реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Тульской области на 2012 год (далее - Комплекс мер на 2012 год) - развитие системы общего образования в Тульской области в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности; повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Тульская область берет на себя обязательства по поддержанию соответствия уровня средней заработной платы учителей и среднего уровня заработной платы по экономике в рамках значений, установленных в соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Тульской области на 2012 год.
В рамках реализации Комплекса мер на 2012 год должны быть решены следующие задачи:
дальнейшее повышение заработной платы педагогических работников;
создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации всех категорий обучающихся учреждений общего образования, обеспечение качественных условий обучения;
укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;
развитие региональной системы моральной и материальной поддержки лучших педагогических работников образовательных учреждений;
изменение сети общеобразовательных учреждений, увеличение числа ресурсных центров и базовых школ;
развитие информационных технологий в общеобразовательных учреждениях.
Объемы финансирования Комплекса мер на 2012 год составят 502642000 рублей за счет средств федерального бюджета и 30404000 рублей за счет средств бюджета Тульской области.
Финансовое обеспечение Комплекса мер на 2012 год проводится согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
Комплекс мер на 2012 год определяет следующие направления расходования средств федерального бюджета и бюджета Тульской области:
приобретение оборудования (учебно-лабораторное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений;
повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
модернизация базовых общеобразовательных учреждений, путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся;
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования;
проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений.
В качестве обеспечения софинансирования субсидии, выделяемой из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования, в 2012 году планируется учитывать средства бюджета Тульской области, предусмотренные:
Законом Тульской области от 15 декабря 2011 года N 1685-ЗТО "О нормативах расчета размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), методике их определения, порядке расчета субвенций местным бюджетам и порядке расчета объема финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений в расчете на одного обучающегося на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
постановлением администрации Тульской области от 22.07.2009 N 559 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы";
постановлением администрации Тульской области от 28.07.2010 N 677 "Об утверждении программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Тульской области на 2010-2020 годы";
постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 385 "Об утверждении долгосрочной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы".
В результате реализации Комплекса мер на 2012 год предполагается достичь следующих показателей:
соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 1 квартал 2012 года в Тульской области и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Тульской области за 1 квартал 2011 года - 106,5 %;
соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал 2012 года в Тульской области и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Тульской области за 1 квартал 2011 года - 107,6 %;
соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 3 квартал 2012 года в Тульской области и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Тульской области за 1 квартал 2011 года - 108,6 %;
соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 4 квартал 2012 года в Тульской области и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Тульской области за 2011 год - 112,9 %;
доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе - 53 %;
доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей - 10,5 %;
доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений - 4,9 %;
доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений - 10%;
динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов - положительная.
Реализация Комплекса мер на 2012 год будет осуществляться на основе заключения соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Тульской области о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета бюджету Тульской области на модернизацию региональной системы общего образования.
Планируется заключить соглашения между министерством образования и культуры Тульской области и администрациями муниципальных образований о взаимодействии по реализации Комплекса мер на 2012 год.
Исполнителями мероприятий, предусмотренных Комплексом мер на 2012 год, являются министерство образования и культуры Тульской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, общеобразовательные учреждения Тульской области.
Исполнители мероприятий, предусмотренных Комплексом мер на 2012 год, ответственны за качественное и своевременное их выполнение, целевое и эффективное использование средств федерального бюджета и бюджета Тульской области, выделяемых на их реализацию.
Министерство образования и культуры Тульской области:
1) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Комплекса мер на 2012 год;
2) подготавливает и уточняет перечень мероприятий на текущий финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям;
3) организует размещение в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о ходе и результатах реализации Комплекса мер на 2012 год.
В целях контроля за ходом реализации Комплекса мер на 2012 год органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, ежеквартально представляют информацию о ходе реализации мероприятий и использовании финансовых средств в министерство образования и культуры Тульской области.
Ведомственный мониторинг осуществляет отдел сопровождения проекта "Модернизация региональных систем общего образования" Центра сопровождения реализации проектов (программ) в сфере образования государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области".
С учетом практики проведения мониторинга реализации мероприятий Комплекса мер на 2011 год основными направлениями мониторинга в 2012 году будут:
- мониторинг готовности общеобразовательных учреждений Тульской области к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
- мониторинг достижения результата (проводится на основе достижения показателей результативности);
- мониторинг реализации мероприятий (проводится в ходе реализации мероприятий Комплекса мер на 2012 год с целью проведения оценки соответствия намеченным целям, направлениям и графикам выполнения).
Результаты мониторинга по направлениям на федеральном, региональном, муниципальном уровне и уровне общеобразовательного учреждения будут способствовать получению объективных данных об итогах реализации Комплекса мер на 2012 год и дадут массив информации для коррекции образовательной политики в целях ее дальнейшего совершенствования.
Контроль за соблюдением Тульской областью условий предоставления субсидий осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора; контроль за целевым использованием средств будет осуществляться в строгом соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
На уровне региона контроль осуществляет министерство образования и культуры Тульской области.
От регионального отделения ВПП "Единая Россия" Комплекс мер на 2012 год курирует Фомина Г.Г. - первый заместитель губернатора Тульской области.
Ответственное лицо за реализацию Комплекса мер на 2012 год - Фролов Э.Л., заместитель министра - директор департамента образования министерства образования и культуры Тульской области.
В целях своевременного и качественного исполнения Комплекса мер на 2012 год разработан план-график реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Тульской области на 2012 год.
Возможными рисками при реализации мероприятий Комплекса мер на 2012 год выступают следующие факторы:
несвоевременное и некачественное выполнение работ;
поставка некачественного оборудования, срыв сроков поставки.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Комплекса мер на 2012 год предусматривается:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей;
мониторинг выполнения мероприятий Комплекса мер на 2012 год;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.
IV. Информация о мерах,
направленных на привлечение молодых учителей
в общеобразовательные учреждения
Конкурсный отбор по привлечению перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в школах осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 568 и направлен на содействие развитию системы образования Тульской области через развитие профессионального потенциала молодежи. В 2010 году заключены контракты с 4 молодыми специалистами. Объем средств, направленных на поддержку выпускников высших учебных заведений, желающих работать в школах, из федерального бюджета составил 500 тыс. рублей каждому.
С целью привлечения в общеобразовательные учреждения области молодых педагогов и их социальной поддержки осуществляются единовременные выплаты молодым специалистам - педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Тульской области.
В последние годы наблюдается увеличение численности молодых специалистов.
Сведения о численности молодых специалистов
год |
количество молодых специалистов |
город/село |
2009 |
170 |
128/42 |
2010 |
190 |
143/47 |
2011 |
212 |
159/53 |
Дополнительные меры социальной поддержки молодым специалистам предусмотрены:
Законом Тульской области от 9 февраля 2004 года N 433-ЗТО "Об образовании";
Законом Тульской области от 1 апреля 2011 года N 1556-ЗТО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим и иным работникам".
Выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (молодым специалистам) при поступлении на работу в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Тульской области, и муниципальные образовательные учреждения, расположенные в городах, рабочих поселках, поселках городского типа, выплачивается единовременное пособие в размере пяти должностных окладов за счет средств бюджета Тульской области.
Выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (молодым специалистам) при поступлении на работу в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Тульской области, и муниципальные образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, выплачивается единовременное пособие в размере десяти должностных окладов за счет средств бюджета Тульской области.
В целях повышения профессиональной компетентности молодых педагогов в области теории и практики образования в Тульской области работает "Школа молодого педагога". Для молодых специалистов проводятся региональные педагогические мастерские, мастер-классы, конкурсные мероприятия "Учитель года", педагогический марафон "Учить и учиться", I межрегиональная заочная интернет-конференция "Конкурс "Учитель года" как форма повышения квалификации педагогических кадров: от профессионального мастерства - к профессиональной культуре".
V. Ориентиры развития общего образования
в Тульской области на период до 2020 года
В связи с повышением уровня рождаемости в последние годы наблюдается рост потребности населения Тульской области в образовательных услугах.
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях Тульской области к 2016 году увеличится до 140275 по сравнению с 2011 годом, то есть среднегодовой прирост численности обучающихся общеобразовательных учреждений составит 16,5 %.
Перспективы развития Тульской области ставят задачу формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в муниципальных районах (городских округах), обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг.
Процессы модернизации образования требуют разработки и распространения новых образовательных технологий, создания площадок обмена передовыми практиками образования.
В 2011 году постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 75 была утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие общего образования в Тульской области на 2013-2016 годы", при разработке которой учитывались основные направления реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и Комплекса мер на 2012 год, разработанного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", в том числе:
приобретение оборудования;
приобретение транспортных средств;
сохранение и развитие школьной инфраструктуры;
поддержка талантливых учащихся и педагогов.
С учетом вышеизложенного, приоритетом в сфере реализации образовательной политики в Тульской области становится повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе выбора программ профильного обучения в старших классах.
Показателями планируемых достижений в развитии общеобразовательной системы станут:
1. Увеличение доли общеобразовательных учреждений, соответствующих современным нормам, от общего количества общеобразовательных учреждений.
2. Увеличение средней наполняемости классов в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях: в городской местности - до 20,2 человек; в сельской местности - до 7 человек.
3. Снижение доли неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета на образование на 20 %.
4. Повышение удельного веса детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях до 78,7 %.
5. Увеличение доли учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений до 8,9 %.
6. Снижение доли преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем количестве зарегистрированных преступлений до 4,3 %.
7. Повышение доли детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей.
8. Повышение удельного веса детей и молодежи, обучающихся по программам дополнительного образования (в процентном отношении от общего числа обучающихся в возрасте до 21 года), до 70 %.
9. Увеличение доли педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
10. Увеличение количества детей-инвалидов, с учетом потребности, которым созданы необходимые условия для обучения по общеобразовательным программам на дому в дистанционной форме до 100 %.
11. Увеличение доли учреждений, имеющих широкополосный и беспроводной доступ к сети Интернет до 50 %.
12. Увеличение доли бюджетных учреждений в общей численности учреждений.
Наиболее значимыми планируемыми результатами, принципиально меняющими систему общего образования региона, должны стать:
1. Существенное повышение заработной платы учителям за результаты работы, которое позволит повысить престиж педагогической профессии, вернуть социальный статус учителя, привлечь в отрасль молодых специалистов.
2. Увеличение количества педагогических работников, использующих в своей деятельности инновационные подходы к образованию, формирование мотивации у педагогов на повышение квалификации.
3. Увеличение доли соответствия материально-технической базы общеобразовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
4. Создание условий для получения качественного образования путем направления инвестирования в общеобразовательные учреждения.
5. Развитие бюджетных образовательных учреждений, что даст возможность более эффективно управлять имеющимися ресурсами (здания, учебные классы, спортивные сооружения и др.).
6. Увеличение доли средств, направленных на выполнение требований, которые предъявляются к практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
7. Включение в образовательный процесс электронных ресурсов.
8. Увеличение количества педагогических работников в общеобразовательных учреждениях, имеющих стаж работы менее 5 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.