Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указу
губернатора Тульской области
от 5 марта 2012 г. N 15
Положение
об осуществлении мониторинга наркоситуации
на территории Тульской области
1. Общие положения
1. Правовые основы проведения мониторинга
развития наркоситуации на территории Тульской области
Правовыми основами проведения мониторинга наркоситуации на территории Тульской области являются:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690;
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485;
постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года N 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту";
государственные программы Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
нормативные правовые акты Тульской области и муниципальных образований Тульской области, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
целевые антинаркотические программы Тульской области и муниципальных образований;
межведомственные приказы и иные локальные правовые акты органов исполнительной власти Тульской области, муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
2. Цели и задачи мониторинга наркоситуации
Одной из основных задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, является разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации.
Цели, задачи и порядок организации мониторинга наркоситуации в Тульской области установлены Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета N 14 от 21 декабря 2011 года, а также настоящим Положением.
Под мониторингом наркоситуации понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ (далее - оборот наркотиков) и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Целями осуществления мониторинга наркоситуации являются:
определение состояния наркоситуации в Тульской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
оценка эффективности проводимой в Тульской области антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.
Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:
непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
3. Инструментарий мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тульской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Мониторинг наркоситуации предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, в установленном законодательством порядке, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.
Мониторинг наркоситуации осуществляется с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее - единый банк данных), образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года N 31.
4. Участники мониторинга наркоситуации
В соответствии с положениями о Государственном антинаркотическом комитете и антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374, мониторинг наркоситуации в Тульской области осуществляется антинаркотической комиссией в Тульской области (далее - антинаркотическая комиссия).
Организационное обеспечение деятельности антинаркотической комиссии по осуществлению мониторинга наркоситуации в Тульской области осуществляется губернатором Тульской области (председателем антинаркотической комиссии в Тульской области) посредством образованного в соответствии с пунктом 10 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации аппарата антинаркотической комиссии при участии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Тульской области.
В осуществлении мониторинга также принимают участие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в пределах установленной компетенции, прокуратура Тульской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области, Управление Судебного департамента в Тульской области, органы исполнительной власти Тульской области, органы местного самоуправления Тульской области, общественные объединения и иные организации.
2. Механизм осуществления мониторинга наркоситуации
5. Мониторинг наркоситуации, проведенный на территории Тульской области, служит основой для осуществления мониторинга наркоситуации на федеральном уровне.
6. Мониторинг наркоситуации в Тульской области осуществляется по итогам года.
7. На территории Тульской области мониторинг наркоситуации осуществляется антинаркотической комиссией.
8. Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Тульской области является председатель антинаркотической комиссии.
9. Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории Тульской области, может быть включено в региональные целевые антинаркотические программы.
10. Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Тульской области возлагается на аппарат антинаркотической комиссии.
11. В целях осуществления мониторинга наркоситуации на территории Тульской области антинаркотической комиссией могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе.
12. Аппаратом антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории Тульской области осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:
статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области и организаций;
информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
результатов социологических исследований.
В целях проведения мониторинга наркоситуации на территории Тульской области допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485.
13. Статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок предоставляются следующими участниками мониторинга наркоситуации в Тульской области:
Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Тульской области (далее - Управление ФСКН России по Тульской области);
Управление Министерства внутренних дел России по Тульской области (далее - Управление МВД России по Тульской области);
Управление Федеральной службы безопасности России по Тульской области (далее - Управление ФСБ России по Тульской области (сведения представляются в специально определенном порядке непосредственно в ФСБ России));
Тульская таможня;
Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Тульской области (далее - Управление ФСИН России по Тульской области);
Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области (далее - Управление ФМС России по Тульской области);
Военный комиссариат Тульской области;
Управление Судебного департамента в Тульской области;
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (далее - Туластат);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тульской области);
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областях);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тульской области (далее - Управление Росздравнадзора по Тульской области);
министерство здравоохранения и социального развития Тульской области;
министерство образования и культуры Тульской области;
министерство сельского хозяйства Тульской области;
комитет Тульской области по спорту и молодежной политике;
комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию.
При необходимости в осуществление мониторинга на территории Тульской области могут быть включены органы местного самоуправления, а также общественные объединения и организации (приложение N 1 к Порядку проведения мониторинга наркоситуации на территории Тульской области).
Участники мониторинга наркоситуации на территории Тульской области осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов своей антинаркотической и связанной с ней деятельности.
14. По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации на территории Тульской области составляется информационно-аналитическая справка, содержащая:
основные показатели, характеризующие развитие наркоситуации в Тульской области, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
сведения о муниципальных образованиях, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации в Тульской области, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям Тульской области;
основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в Тульской области;
предложения по принятию управленческих решений либо организационных мер, направленных на изменение развития наркоситуации в Тульской области.
15. Представление статистических сведений и информационно-аналитических справок участниками мониторинга осуществляется по единым показателям в сроки и по формам в соответствии с Порядком проведения мониторинга наркоситуации на территории Тульской области (приложение N 1).
16. Статистические сведения и информационно-аналитические справки участниками мониторинга наркоситуации направляются в аппарат антинаркотической комиссии.
17. Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
18. Управление ФСКН России по Тульской области обеспечивает доступ антинаркотической комиссии к сведениям, содержащимся в региональном сегменте единого банка данных. В этих целях к аппарату антинаркотической комиссии возможно прикомандирование сотрудников Управления ФСКН России по Тульской области.
19. При осуществлении мониторинга наркоситуации в Тульской области также могут использоваться материалы предусмотренного Федеральным планом статистических работ выборочного обследования поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения (проводится раз в пять лет Росстатом и его территориальными органами совместно с ФСКН России и Минздравсоцразвития России, начиная с 2013 года), которые представляются в аппарат антинаркотической комиссии Туластатом.
20. Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Тульской области аппаратом антинаркотической комиссии (либо иными органами исполнительной власти Тульской области, определенными председателем антинаркотической комиссии в Тульской области) организуется работа по проведению социологических исследований.
Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Тульской области.
Предмет исследования - отношение населения Тульской области к проблемам наркотизации общества.
Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
выявление проблемы наркомании в списке социальных проблем отдельно взятого населенного пункта;
анализ ценностных установок на употребление наркотиков;
выявление отношения различных групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, особенно - к проблеме потребления наркотиков;
анализ уровня распространения наркомании в Тульской области, в т.ч. динамика числа лиц, употребляющих наркотики;
выявление степени наркотизации различных возрастных групп населения, особенно уровня распространения наркомании среди молодежи;
определения наиболее распространенных наркотиков;
выявление степени доступности наркотиков;
определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;
определение причин распространения наркомании;
определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения;
выявление основных механизмов приобщения к наркотикам;
анализ социокультурных факторов, способствующих и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;
выявление наиболее действенных мер по борьбе с наркоманией.
В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Рекомендуемый объем выборки - не менее 2000 человек.
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон Тульской области (промышленная и сельскохозяйственная). Вместе с тем, необходимо отметить, что на территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап - само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения проводится методом раздаточного анкетирования.
В целях определения уровня распространенности наркопотребления возможно проведение анкетирования в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Основными принципами полевого исследования являются доверительность и анонимность. Качество полученной информации и ее достоверность находятся в прямой зависимости от того, насколько респонденты доверяют социологам, и как организован сам процесс опроса, каким инструментарием пользуются исследователи. Для решения указанной проблемы необходимо учитывать следующее:
опрос необходимо проводить только в группах методом раздаточного анкетирования;
опрашиваемым предварительно должно быть доведено условие анонимности анкеты;
анкетеры не должны проверять полноту и правильность техники заполнения анкет в присутствии анкетируемых (незаполненные или неправильно заполненные анкеты будут выбраковываться позднее при их обработке и вводе данных в компьютер).
Вид исследования - аналитический.
Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
Для целей мониторинга используются стандартные опросники.
Базовая модель опросника для массовой анкеты приведена в приложении N 2.
21. Результаты социологических исследований направляются в аппарат антинаркотической комиссии.
22. Полученная аппаратом антинаркотической комиссии в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Тульской области.
В проект доклада о наркоситуации в Тульской области включается следующая информация:
а) характеристика Тульской области (площадь территории, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация);
б) анализ и оценка уровня и структуры наркотизации населения на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Тульской области и по муниципальным образованиям).
Необходимо отразить зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровень распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структуру наркопотребления с учетом немедицинского потребления психоактивных веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков;
в) анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения;
г) оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками.
Анализ численности прошедших лечение наркозависимых лиц, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения.
Анализ численности лиц, являющихся родственниками наркозависимых лиц или "созависимыми" лицами, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения;
д) степень доступности психоактивных веществ;
е) анализ и оценка результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ (в первую очередь по линии органов образования и науки, физкультуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Необходимо отразить состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики;
ж) анализ и оценка ситуации в сфере противодействия незаконного оборота наркотиков, включая, в том числе, описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (обратив внимание на новые виды наркотиков), ситуации с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (необходимо привести данные, в том числе графические на карте Тульской области о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений в динамике за 5 лет), административной и судебной практики;
з) анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков;
и) анализ основных мероприятий в области противодействия распространению немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков, проведенных участниками мониторинга наркоситуации;
к) оценка реализации целевых региональных антинаркотических программ;
л) краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации;
м) оценка состояния наркоситуации в Тульской области (по муниципальным образованиям) в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации (приложение N 3) с графическим наложением на карту Тульской области;
н) управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Тульской области и в Российской Федерации.
К проекту доклада о наркоситуации в Тульской области прилагаются:
1. Результаты социологических исследований.
2. Таблицы статистических данных.
3. Графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Тульской области в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации.
23. Оценка развития наркоситуации в Тульской области (по муниципальным образованиям и в целом) осуществляется по 5 критериям: Удовлетворительное, Напряженное, Тяжелое, Предкризисное, Кризисное.
Критерии оценки развития наркоситуации определяются по 4 параметрам оценки наркоситуации:
а) масштабы незаконного оборота наркотиков (включает показатели оценки наркоситуации:
распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков;
криминальная пораженность;
удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний;
удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц;
удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений;
б) масштабы немедицинского потребления наркотиков (включает показатель оценки наркоситуации: распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности);
в) обращаемости за наркологической медицинской помощью (включает показатели оценки наркоситуации:
общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;
первичная заболеваемость наркоманией и первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями);
г) смертность от употребления наркотиков (содержит показатель оценки наркоситуации: смертность, связанная с острым отравлением наркотиками по данным судебно-медицинской экспертизы).
Расчет показателей оценки наркоситуации приведен в Критериях оценки развития наркоситуации.
Критерии оценки наркоситуации в проекте доклада о наркоситуации в Тульской области определяются по 4 параметрам оценки наркоситуации. При этом по параметрам "масштабы незаконного оборота наркотиков" и "обращаемости за наркологической медицинской помощью" критерии оценки наркоситуации определяются исходя из среднего показателя критериев содержащихся в них показателей.
24. Проект доклада о наркоситуации в Тульской области аппаратом антинаркотической комиссии выносится на рассмотрение комиссии.
Рассмотрение проекта доклада о наркоситуации в Тульской области аппаратом антинаркотической комиссии должно быть организовано не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
25. Антинаркотическая комиссия по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в Тульской области принимает решение о его утверждении и направлении в Государственный антинаркотический комитет (далее - Комитет) либо о доработке и последующем направлении в Комитет, а также вырабатывает управленческие решения по изменению наркоситуации в Тульской области.
26. Доклад о наркоситуации в Тульской области должен быть направлен антинаркотической комиссией в Комитет в I квартале года, следующего за отчетным.
27. После направления доклада о наркоситуации в Тульской области в Комитет он должен быть опубликован в части, не противоречащей законодательству о защите государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайны.
28. При направлении доклада о наркоситуации допускается включение в него статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации в Тульской области, утвержденная председателем антинаркотической комиссии, представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.