Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания представителей
муниципального образования
Кимовский район
"О Программе социально-экономического
развития муниципального образования
Кимовский район до 2015 года"
от 23 июня 2011 г. N 48-277
Программа
социально-экономического развития муниципального
образования Кимовский район до 2015 года
Паспорт Программы
Наименование Программы:
Программа социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район до 2015 года (далее - Программа).
Основание для разработки Программы:
Приказ Минэкономразвития России от 17.06.2002 г. N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации Программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации".
Закон Тульской области от 7 мая 2011 года N 1560-ЗТО "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года".
Устав муниципального образования Кимовский район.
Муниципальный заказчик Программы:
администрация муниципального образования Кимовский район.
Основной разработчик Программы:
администрация муниципального образования Кимовский район.
Основная цель и основные задачи Программы.
Цель - обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества.
В соответствии с поставленной целью Программой определены задачи по следующим сферам и направлениям:
- муниципальное управление;
- социальная сфера;
- бюджетно-финансовая сфера;
- строительство и инфраструктура;
- производство и инновации;
- инвестиции и предпринимательство;
- экология.
Сроки и этапы реализации Программы:
I этап: 2012-2013 гг.;
II этап: 2014-2015 гг.
Исполнители программ и основных мероприятий:
органы местного самоуправления муниципального образования Кимовский район, заинтересованные предприятия и организации.
Объемы и источники финансирования Программы:
средства бюджетов всех уровней на основании нормативных правовых актов о бюджетах;
внебюджетное финансирование осуществляется за счет собственных средств организаций;
система организации контроля за исполнением Программы;
администрация муниципального образования Кимовский район контролирует своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Обеспечение интенсивного сбалансированного развития муниципального образования Кимовский район, характеризующегося стабильно растущей экономикой, эффективным функционированием социальных институтов, устойчивой общественно-политической ситуацией. В том числе, планируется достижение следующих конечных результатов: увеличение доходов населения в 1,57 раза;
- увеличение объема отгруженной продукции организациями муниципального образования в 1,51 раза;
- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,55 раза;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2,34 раза.
1. Современное социально-экономическое положение и основные
проблемы муниципального образования Кимовский район
1.1. Основные показатели социально-экономического положения
муниципального образования Кимовский район
Кимовский район вытянулся более чем на 60 км вдоль Дона. По территории района проходит граница климатических и растительных зон - степной и лесостепной. Здесь начинается черноземная полоса. Чернозем содержит от 4% до 15% гумуса. Почвы района - слабо оподзоленные, средневыщелочные черноземы и темно-серый черноземовидный суглинок.
Климат умеренно континентальный. Погода в районе отличается от погоды в Туле и северных районов Тульской области. Температура воздуха в Кимовском районе на несколько градусов выше, чем в Туле. Количество осадков в Туле и северных районах области выпадает 650 мм, а в Кимовском - 450 мм в год. Максимальная абсолютная температура в Кимовском районе наблюдалась +38°С, а самая низкая минус 42°С. Наибольшее количество осадков выпадает в июле - до 78 мм, в июне - 70 мм, а наименьшее количество осадков в феврале - 32 мм.
Лесов в районе всего 4 % от всей площади, что в 2 раза меньше потребного.
Город Кимовск - районный центр Кимовского района Тульской области, расположен в 200 км от Москвы и в 77 км к востоку от г. Тулы. Граничит с районами Тульской области: Новомосковским, Узловским, Богородицким, Куркинским, а также с районами Рязанской области: Михайловским и Скопинским.
Вся занимаемая районом площадь - 111, 1 тыс. га.
Население района 42,1 тыс. человек, в том числе в г. Кимовске проживают 28,1 тыс. человек.
В рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в районе создано 9 муниципальных образований, в том числе 3 городских и 5 сельских.
Под сельскохозяйственными угодьями занято 78,6 тыс. га, в том числе под пашней - 67,0 тыс. га.
Кимовский район наших дней - это индустриально-аграрный центр. Основными видами промышленного производства являются машиностроение (включая оборонный комплекс), производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, радиоэлектроника.
Промышленных предприятий и филиалов в Кимовске и районе имеется свыше 70, сельскохозяйственных предприятий - 11 фермерских хозяйств - 39.
Одной из значимых сфер экономики нашего муниципального образования является потребительский рынок. Нетрудно заметить, что здесь продолжаются качественные и количественные преобразования. Все больше центральные улицы украшают современные магазины и павильоны. Идет усиление позиций организованного рынка.
Потребительский рынок представлен 510 объектами, в том числе имеются 345 объектов розничной торговли и 90 объектов бытового обслуживания, 50 объектов общественного питания, 2 универсальных рынка, объекты сетевых компаний ООО "Тандем" (магазины "Магнит"), ООО "Семейная копилка", ООО "Копейка".
Через Кимовск пролегает железнодорожная магистраль (бывшая Сызрано-Вяземская железная дорога, девятая по счету в России), проходят поезда: Тула-Ряжск и Калининград - Нижний Тагил.
В районе осуществляет деятельность Кимовское ПАТП филиал ООО "Тулаавтотранс" и ГУП ТО "Кимовское ДРСУ".
1.1.1. Население и трудовые ресурсы
Демографическая ситуация муниципального образования Кимовский район остается сложной, что связано, в первую очередь, с проблемой стареющего населения. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Удельный вес населения пенсионного возраста на начало 2010 года составил 41,1 процента, что в полтора раза превышает показатели Тульской области - 27,4 процента, по Российской Федерации - 21,6 процента и по Центральному федеральному округу - 24,4 процента.
За период с 2004 по 2010 год численность постоянного населения муниципального образования Кимовский район сократилась на 5,1 тыс. человек. Сокращение численности населения, в том числе его трудоспособной части, происходит, в основном, за счет естественной убыли. Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2,3 раза (в Тульской области - в 2 раза, в Российской Федерации - в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе - в 1,4 раза).
Численность населения муниципального образования Кимовский район на начало 2011 года составила 42,1 тыс. человек (таблица 1.1.1.1).
Таблица 1.1.1.1.
Основные демографические показатели
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Численность постоянного населения (на 1 января), тыс. чел., в том числе: |
43,9 |
43,1 |
42,7 |
42,1 |
Городское население, % |
75,4 |
75,41 |
75,41 |
75,68 |
Сельское население, % |
24,6 |
24,59 |
24,59 |
24,32 |
Родившихся, тыс. чел. |
0,325 |
0,359 |
0,407 |
0,43 |
Умерших, тыс. чел. |
1,023 |
1,138 |
1,048 |
1,01 |
Младенческая смертность, на 1 ООО родившихся живыми |
4,5 |
6,0 |
4,9 |
8,5 |
Естественный прирост ("-" убыль), тыс. чел. |
-0,698 |
-0,779 |
-0,641 |
-0,58 |
Коэффициент естественного прироста ("-" убыли), чел. на 1000 населения |
-15,9 |
-18,1 |
-14,991 |
-13,78 |
Коэффициент миграционного прироста, чел. на 10000 населения |
7,01 |
-1,15 |
55,37 |
-2,38 |
С 2008 года отмечается стабилизация ситуации и улучшение показателей демографического развития муниципального образования Кимовский район.
В 2010 г. по сравнению с 2005 г. число родившихся увеличилось на треть - 30,3% процента (по Тульской области - на 17,2 процента, по России - на 20,8 процента), уменьшились показатели общей смертности на 17,3 процента, (по Тульской области - на 15,3 процента, по России - на 12,6 процента).
Неблагоприятное демографическое развитие отражается на трудовом потенциале муниципального образования Кимовский район. Серьезной проблемой является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте - свыше 40% от общего числа умерших (таблицы 1.1.1.2).
Таблица 1.1.1.2.
Показатели смертности населения в трудоспособном возрасте
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число умерших, всего, тыс. чел. |
1,023 |
1,138 |
1,048 |
1,01 |
на 1000 человек населения |
23,3 |
26,4 |
24,54 |
24,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
в трудоспособном возрасте, всего тыс. чел. |
0,440 |
0,517 |
0,328 |
0,435 |
на 1000 человек населения соответствующего возраста |
17,8 |
21,25 |
13,54 |
18,25 |
Основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются заболевания системы кровообращения, высокий показатель смертности от онкологических заболеваний, внешних причин.
Существенным воздействием на демографическую ситуацию, сложившуюся в муниципальном образовании, оказывает ухудшение состояния здоровья населения. Заболевание остается на высоких цифрах практически по всем классам: болезни эндокринной системы, в т.ч. сахарный диабет, заболевания системы кровообращения, в т.ч. артериальная гипертония, онкологические заболевания, заболевания органов пищеварения, травмы, отравления.
В то же время следует отметить снижение показателей смертности населения от управляемых причин, как одной из составляющих демографических процессов. Снизилась смертность от болезней органов дыхания на 36,8 процента, от травм - на 13,5 процента, от болезней органов пищеварения - на 21,4 процента.
Миграционное движение населения муниципального образования характеризуется чередованием положительного и отрицательного сальдо миграции. Максимальный уровень коэффициента миграционного прироста сложился в 2009 году.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в период 2007-2010 гг. увеличился с 1,45 до 1,52 процента (по Тульской области уровень безработицы за 2010 год - 1,58 процента, по России - 7,2 %) (таблица 1.1.1.3).
Таблица 1.1.1.3.
Основные показатели занятости населения
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Численность экономически активного населения, тыс. чел., из них: |
23,9 |
23,0 |
21,6 |
22,45 |
занято в экономике |
17,3 |
17,4 |
17,4 |
17,45 |
учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства |
1,6 |
1,5 |
1,49 |
1,41 |
трудоспособные лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой |
1,35 |
1,5 |
4,92 |
5,03 |
безработные по МОТ |
|
|
4,2 |
5,0 |
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. |
0,27 |
0,93 |
0,474 |
0,47 |
Уровень общей безработицы по МОТ, % |
|
|
8,0 |
7,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,45 |
1,26 |
2,67 |
1,52 |
Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) по состоянию на конец 2010 года составила 3,18 человек, что значительно выше среднеобластного уровня - 1,6 человек.
В 2010 году организациями муниципального образования Кимовский район было заявлено 1,5 тыс. вакансий, что на 4,2 процента больше, чем в 2009 году.
На решение задачи по стабилизации ситуации на рынке труда была направлена реализация мероприятий Программы о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2010 году. Общий объем финансирования по Кимовскому району в рамках реализации Программы в 2010 году составил более 2,5 млн. руб. Предусмотренные меры позволили обеспечить занятость порядка 200 человек.
1.1.2. Социальная сфера
Образование
Система образования насчитывает 40 муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов с численностью учащихся и воспитанников более 4,5 тыс. человек.
В систему образования входят учреждения дошкольного, общего образования, а также учреждения дополнительного образования (таблицы 1.1.2.1 и 1.1.2.2).
Таблица 1.1.2.1.
Дошкольные образовательные учреждения
Показатель |
Ед. изм. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г |
Число дошкольных учреждений |
ед. |
14 |
14 |
14 |
14 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
тыс. чел. |
1,10 |
1,16 |
1,16 |
1,15 |
Число мест в дошкольных учреждениях |
тыс. мест |
1,57 |
1,57 |
1,57 |
1,58 |
Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями |
Процент от численности детей соответствующего возраста |
95,0 |
58,0 |
52,4 |
45,5 |
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями |
мест на 1000 детей |
1362 |
710 |
765 |
585 |
Таблица 1.1.2.2.
Количество учреждений и численность учащихся
Показатель |
|
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
Число общеобразовательных учреждений |
ед. |
27 |
27 |
27 |
26 |
Численность учителей в общеобразовательных учреждениях |
тыс. чел. |
0,383 |
0,383 |
0384 |
0,362 |
Число государственных учреждений начального профессионального образования |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Численность обучающихся в учреждениях: |
|
|
|
|
|
общеобразовательных |
тыс. чел. |
4,03 |
3,84 |
3,63 |
3,46 |
начального профессионального образования |
тыс. чел. |
0,04 |
0,219 |
0,197 |
0,178 |
Выпуск специалистов учреждениями: |
|
|
|
|
|
начального профессионального образования |
чел. |
20 |
107 |
68 |
54 |
За период 2007-2010 гг. произошло снижение численности учащихся в учреждениях: общеобразовательных - на 14,1 процента. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) за тот же период увеличилась на 4,5 процента.
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 2010 году составила 585 воспитанников на 1000 детей.
Детям дошкольного возраста, имеющим ограниченные возможности здоровья, оказывают коррекционную помощь 6 учреждений комбинированного вида с коррекционными группами для детей с нарушением речи, психического развития, туберкулезной интоксикацией.
Развитие системы общего образования осуществляется в русле реализации национального проекта "Образование" и основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом России 4 февраля 2010 года. Разработана и реализуется целевая муниципальная программа "Развитие образования муниципального образования Кимовский район в 2009-2011 гг.".
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" 8 школ оснащены автоматизированными рабочими местами, 6 школ оснащены специализированными учебными кабинетами, закуплено и эксплуатируется для подвоза учащихся к месту учебы и обратно 4 единицы специализированных автотранспортных средств.
В учреждении начального профессионального образования - профессиональный лицей N 19 численность студентов в 2010-2011 учебном году составляет 178 человек, выпуск специалистов начального профессионального образования в 2010 году составил 54 человека.
Здравоохранение и социальная защита населения
Медицинскую помощь жителям муниципального образования оказывают:
1. МУЗ "Кимовская ЦРБ" - с амбулаторно-поликлинической службой на 564 посещения в смену, коечным фондом на 195 коек.
2. МУЗ "Епифанская ГБ" - на 70 посещений в смену и отделением сестринского ухода на 60 коек.
3. МУЗ "Новольвовская ГБ" - с амбулаторией на 60 посещений в смену и отделением сестринского ухода на 40 коек
4. 23 фельдшерско-акушерских пункта по 15-30 посещений в смену.
5. 4 отделения скорой медицинской помощи. Коечный фонд на 31.12.2010 г. - 195 коек,
в том числе:
- терапевтические - 40
- кардиологические - 30
- неврологические - 20
- хирургические - 30
- травматологические - 15
- гинекологические - 20
- родильные - 10
- патологии беременности - 5
- детские - 10
- инфекционные - 15
Обеспеченность врачами в Кимовском районе - 14,3 (по Тульской области - 29.0, по России - 44,1), средними медработниками - 86,7 (по Тульской области - 93,1, по России - 94,1).
За годы реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", долгосрочных целевых программ развития здравоохранения медицина района получила 2 аппарата УЗИ, флюорограф, маммограф, рентгеновский аппарат, фиброгастроскоп, ЭКГ - аппарат, кювез для новорожденных и др., что позволило удовлетворить потребности муниципального образования в такого рода аппаратуре. Кроме того поступило 4 санитарных машины, что позволило обновить парк службы скорой помощи. Всего поступило оборудования и транспортных средств на общую сумму 10 млн. рублей.
Оборудование размещено в отремонтированных помещениях. Ремонт проведен за счет местного бюджета.
С апреля 2008 года начал работу межмуниципальный диагностический центр в г. Новомосковске, оснащенный самым современным высокотехнологичным медицинским оборудованием, к которому прикреплены жители Кимовского района для оказания им консультативно-диагностической и лечебной помощи, что позволило увеличить количество квот для района по новейшим методам обследования, а также приблизить возможности современной медицины к больным. За три года получили консультативную помощь и прошли диагностическое обследование около 7,5 тысяч жителей Кимовского района.
За последние пять лет в районе сложилась целостная государственная система социальной защиты населения, которая позволяет устанавливать и внедрять единые требования к предоставлению государственных социальных услуг населению и обеспечивать их качество и доступность.
Проведение целенаправленной работы по повышению качества медицинского и социального обслуживания населения, особенно граждан пожилого возраста и инвалидов, а также обеспечение всеобщей доступности основных медицинских и социальных услуг позволили в целом улучшить состояние здоровья жителей муниципального образования: уменьшились показатели общей смертности по сравнению с 2005 годом на 17,3 процента, повысились показатели рождаемости на 30,3% процента.
В системе социальной защиты населения района оказывают государственные социальные услуги одно учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста Кимовского района, один психоневрологический интернат и управление социальной защиты населения.
В психоневрологическом интернате постоянно находятся в среднем 351 инвалид, из них 186 человек признаны недееспособными.
В учреждении социального обслуживания ежегодно получают государственные социальные услуги 3717 человек, из них 1021 человек - инвалиды.
На учете в управлении социальной защиты населения Кимовского района по состоянию на 01.01.2011 г. состоят:
- федеральных льготников - 5784 чел.
- региональных льготников - 5002 чел.
- количество инвалидов общее - 5610 чел.
- ликвидаторов аварии на ЧАЭС - 44 чел.
- количество детей, на которых получают детские пособия - 1336 чел.
- количество получающих субсидии - 321 чел.
- безнадзорных детей - 78 чел.
- семей, находящихся в социально опасном положении - 55 чел.
Все меры социальной поддержки населению предоставляются своевременно и в полном объеме. Объем финансирования мер социальной поддержки населению в 2010 году составил более 87,2 млн. руб.
В последние годы динамично развивается система социального обслуживания населения. Значительно укреплена материально-техническая база, созданы комфортные и безопасные условия пребывания обслуживаемых.
За 2009-2010 годы на эти цели из бюджета области направлено 3,4 млн. руб., в том числе на обеспечение пожарной безопасности -1,6 млн. руб.
Численность малоимущего населения в Кимовском районе в 2010 году (со среднедушевым денежным доходом ниже величины прожиточного минимума) составила 1035, из них 997 -это малоимущие семьи.
Достигнуты стабилизация показателя заболеваемости и снижение на 39,8 процента злокачественных заболеваний, на 21,2 процента снизились показатели заболеваемости болезнями органов дыхания, на 15,8 процента - показатели заболеваемости острым инфарктом миакарда.
Культура
Основные объекты культуры и туризма Кимовского района: мемориал в с. Монастырщино (Храм Рождества Пресвятой Богородицы и музей Куликовской битвы); Епифанский историко-этнографический музей, муниципальное учреждение культуры "Кимовский историко-краеведческий музей", Никольский Собор на Красной площади в Епифани, Церковь Успенья Пресвятой Богородицы в п. Епифань, Богоявленская церковь с. Хитровщина, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д. Покровское и другие древние храмы, памятные места, связанные с жизнью и деятельностью известных писателей и поэтов.
На территории района расположено более 100 памятников истории, архитектуры и природы, более 350 памятников археологии.
6 памятников федерального значения, в том числе 4 памятника археологии;
41 - регионального значения, в том числе 11 Братских могил
42 - местного значения. Основные показатели сферы культуры представлены в таблице 1.1.2.3.
Таблица 1.1.2.3.
Основные показатели культуры
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число музеев (включая филиалы) |
1 |
1 |
1 |
1 |
Число посещений музеев, тыс. чел. |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
2,5 |
Число учреждений культурно-досугового типа, единиц |
27 |
26 |
28 |
28 |
Число библиотек при учреждениях культурно-досугового типа, единиц |
- |
- |
26 |
26 |
В них библиотечный фонд, тыс. экз. |
- |
- |
168322 |
166957 |
Число общедоступных библиотек, единиц |
38 |
38 |
36 |
35 |
Библиотечный фонд, млн. экз. |
374018 |
318477 |
318477 |
304792 |
Культурное обслуживание жителей муниципального образования Кимовский район осуществляют 66 учреждений культуры:
- муниципальное учреждение культуры "Центр культуры и досуга";
- муниципальное учреждение культуры "Кимовская межпоселенческая централизованная районная библиотека" - 35 филиалов;
- муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Кимовская детская школа искусств";
- муниципальное учреждение культуры "Передвижной центр культуры и досуга;
- 3 автоклуба;
- 7 муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельских поселениях;
- 1 Дом фольклора;
- городской парк культуры;
- муниципальное учреждение культуры "Кимовский историко-краеведческий музей".
Физическая культура и спорт
Одними из основных показателей, позволяющими оценивать состояние отрасли физической культуры и спорта, являются показатели охвата населения занятиями физической культурой и спортом и состояния материально-технической базы физической культуры.
В настоящее время в МО Кимовский район работает 1 Детская юношеская спортивная школа в которой работает 2 отделения: по волейболу -обучаются 165 человек, по легкой атлетике - обучаются 204 чел. Всего обучающихся - 369.
На предприятиях и организациях МО Кимовский район 961 рабочий и служащий занимаются физической культурой и спортом.
В районе имеется одно учреждение начального профессионального обучения, где посещают занятия физической культурой и спортом 180 чел. В общеобразовательных школах учебные занятия по физической культуре посещают 3260 чел. В дошкольных учреждениях 1203 чел.
Для занятий физической культурой и спортом в районе в настоящее время имеется: 15 спортивных залов, 44 спортивные площадки общей площадью 69820 кв. м, 1 плавательный бассейн площадью зеркала воды 250 кв. м,
Спортсмены района постоянно участвуют во Всероссийских соревнованиях по различным видам спорта (таблица 1.1.2.4).
Таблица 1.1.2.4.
Количество соревнований
Виды соревнований |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
районные соревнования, ед. |
38 |
30 |
36 |
40 |
областные соревнования, ед. |
13 |
21 |
14 |
18 |
всероссийские соревнования, ед. |
5 |
10 |
9 |
8 |
международные соревнования |
- |
1 |
- |
- |
Всего |
56 |
62 |
59 |
66 |
В 2010 году проведена работа по укреплению материально-технической базы физической культуры и спорта:
- осуществляется капитальный ремонт объектов муниципального учреждения "Стадион";
- введено в эксплуатацию муниципальное учреждение Спортивно-оздоровительный центр "Богатырь" в рабочем поселке Епифань.
Общественная безопасность
По данным ОВД по Кимовскому району, уровень преступности (число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. чел. населения) в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшился на 7,0 процентов (с 1548 до 1439), (таблица 1.1.2.5).
Таблица 1.1.2.5.
Число зарегистрированных преступлений
и лиц, привлеченных к уголовной ответственности
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Зарегистрировано преступлений |
683 |
652 |
606 |
В том числе совершенных: |
|
|
|
несовершеннолетними и при их соучастии |
39 |
27 |
9 |
лицами, ранее совершавшими преступления |
246 |
262 |
274 |
В том числе: |
|
|
|
тяжкие и особо тяжкие |
173 |
139 |
96 |
умышленное убийство и покушение на убийство |
3 |
5 |
6 |
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью |
15 |
14 |
8 |
изнасилование и покушение на изнасилование |
7 |
1 |
1 |
разбой |
2 |
1 |
5 |
грабеж |
21 |
27 |
18 |
кража |
336 |
270 |
247 |
хулиганство |
0 |
2 |
2 |
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков |
7 |
7 |
6 |
Уровень преступности (зарегистрировано преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения) |
1637 |
1548 |
1439 |
Динамика изменений в сфере общественной безопасности характеризуется снижением преступлений, совершенных несовершеннолетними, тяжких и особо тяжких преступлений, краж.
1.1.3. Уровень жизни населения
В 2010 году реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,8 процентов (по Тульской области - на 3,0 процента, в Российской Федерации - на 2,3 процента) (таблица 1.1.3.1).
Таблица 1.1.3.1.
Уровень жизни населения
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Денежные доходы населения, млн. руб. |
1820,82 |
2498,75 |
2980,57 |
3423,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
доходы от предпринимательской деятельности |
110,0 |
140,0 |
161,0 |
177,0 |
оплата труда |
827,6 |
1124,4 |
1322,6 |
1521,0 |
социальные выплаты - всего: |
862,47 |
1209,2 |
1471,8 |
1697,8 |
пенсии |
660,8 |
881,0 |
1084,7 |
1255,4 |
пособия и социальная помощь |
199,73 |
325,8 |
384,7 |
440,0 |
стипендии |
1,94 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
другие доходы |
20,75 |
25,15 |
25,17 |
27,2 |
Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. |
3432,9 |
4786,88 |
5803,3 |
6743,5 |
в % к прожиточному минимуму |
100,0 |
113,1 |
120,9 |
129,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы, % к предыдущему году |
103,9 |
110,1 |
106,5 |
106,48 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. |
7325,5 |
10406,0 |
12205,4 |
12886,2 |
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % ко всему населению |
|
|
8,3 |
7,5 |
В 2010 году среднедушевые денежные доходы превышали величину прожиточного минимума почти на 30 процентов (в 2007 году - на уровне прожиточного минимума, в 2008 году - на 13,1 процента) и составили 6743,5 рубля (среднее значение по Тульской области - в два раза выше - 13526 рублей, в Российской Федерации - 16887,0 рубля).
Основным источником доходов для большей части населения муниципального образования являются заработная плата и пенсия. В структуре доходов оплата труда и социальные выплаты составляли 94,0 процента (по Тульской области этот показатель равен 56,8 процентов).
Численность малоимущего населения в 2010 году (со среднедушевым денежным доходом ниже величины прожиточного минимума), составила 7,5 процентов общей численности населения. По сравнению с 2009 годом этот показатель уменьшился на 0,8 процентов.
Сложившаяся за ряд лет дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности остается практически неизменной. По-прежнему самый высокий размер среднемесячной начисленной заработной платы в 2010 году отмечался в таких видах деятельности, как операции с недвижимым имуществом - 25515,1 рублей и производство машин и оборудования -20565,2 рубля. Самая низкая величина оплаты труда сохранялась в следующих отраслях - предоставление персональных услуг (5711,8 рублей или на 55,7 процента ниже средней по району) и производство одежды (7341,5 рублей или на 43 процента ниже средней по району). Оплата труда работников бюджетной сферы также отстает от значений средней заработной платы по району: в сфере здравоохранения и социальных услуг на 28,6 процентов (по Тульской области - на 18,2 процента), в сфере образования на 26 процентов (по Тульской области - на 24,9 процента) ниже средней заработной платы в муниципальном образовании.
За 2010 год только одна организация муниципального образования имела задолженность по выплате заработной платы в течение двух месяцев. В настоящее время проводится процедура банкротства данной организации.
Большую часть получаемых доходов население области тратит на текущие расходы (таблица 1.1.3.2). Доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг от общей суммы расходов составила в 2009 году 74,9 процента, в 2010 году - 76,1 процента, а обязательные платежи соответственно - 12,2 процента и 13,2 процента.
Таблица 1.1.3.2.
Распределение расходов и сбережений населения
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Расходы и сбережения населения -всего, млн руб. |
1819,9 |
2484,1 |
2924,76 |
3115,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
покупка товаров и оплата услуг из них: |
1528,5 |
1939,1 |
2192.1 |
2370,0 |
покупка товаров |
1155,2 |
1492,8 |
1680,8 |
1874,5 |
обязательные платежи и разнообразные взносы |
121 |
320 |
358,4 |
410,0 |
прочие расходы |
170,4 |
225 |
374,26 |
335,3 |
Превышение доходов над расходами (+), или расходов над доходами (-) |
0,92 |
14,65 |
55,81 |
307,7 |
1.1.4. Финансовые результаты работы организаций
Сальдированный финансовый результат работы организаций и за 2009 год сложился в размере 539,2 млн. рублей убытков, что на 34 процента выше 2008 года.
В 2010 году наблюдалось улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов муниципального образования в связи с прекращением в 2010 году деятельности ООО "Русский рецепт и К", убытки которого в 2009 году составляли свыше 534,0 млн. рублей.
За 2009 год 5 организаций из числа крупных и средних, или 55,6 процентов от общего количества, получили прибыль в объеме более 123,2 млн. рублей, за 2010 год также 5 организаций получили прибыль в сумме 50,6 млн. рублей в связи с сокращением объема прибыли в обрабатывающих производствах почти в 3 раза.
Дебиторская задолженность крупных и средних организаций муниципального образования на 1 января 2011 года составила 284,2 млн. рублей (снизилась на 10,4 процента к 1 декабря 2010 года и увеличилась на 22,0 процента к 1 января 2010 года), из нее просроченная - 26,0 млн. рублей (9,2 процента всей задолженности, 83,1 процента к 1 декабря 2010 года, 85,5 процентов к 1 января 2010 года).
Кредиторская задолженность крупных и средних организаций на 1 января 2011 года составила 709,4 млн. рублей (99,2 процента к значению на 1 декабря 2010 года, 104,9 процента к 1 января 2009 года), из нее просроченная - 62,4 млн. рублей (8,8 процентов всей задолженности, 101,9 процента к уровню 1 января 2010 года).
Наибольшую долю задолженности в бюджет имели организации, относящиеся к обрабатывающим производствам - 96,7 процента.
Характеристика бюджета муниципального образования Кимовский район
Исполнение бюджета муниципального образования Кимовский район за 2008 год и 2010 год по доходам составило, соответственно, 501,6 млн. рублей и 729,1 млн. рублей. За 2008-2010 гг. доходы района выросли на 45,4%. Доля безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в доходах района в 2008-2010 гг. увеличилась с 76 процентов до 79,3 процента.
За 2010 год наибольшая доля (65,9 процента) собственных доходов бюджета района сформирована за счет поступлений 2-х налогов: налога на доходы физических лиц (51,5 процента), налогов на совокупный доход (14,4 процента).
По сравнению с соответствующим периодом 2009 года поступления собственных доходов в бюджет района увеличились на 26,7 процента.
Доходы бюджета муниципального образования Кимовский район
Общий объем доходов бюджета муниципального образования Кимовский район с 2008 по 2015 год снизился с 501,6 млн. рублей до 421,6 млн. рублей, или на 15,9 процента, причем прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов, за данный период, увеличился с 120,6 млн. рублей до 166,2 млн. рублей, или на 37,9 процента. Безвозмездные поступления спрогнозированы со снижением с 381,1 млн. рублей в 2008 году до 255,4 млн. рублей в 2015 году, или на 33 процента.
В связи с изменяющейся экономической ситуацией, а также изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве структура доходов бюджета муниципального образования Кимовский район в 2015 году существенно отличается от структуры доходов 2008 года.
Среди налоговых доходов муниципального образования Кимовский район наибольшую долю в 2015 году будут занимать поступления налога на доходы физических лиц - 26,6 процента всех доходов района. Поступление налога на доходы физических лиц стабильно остается одним из основных источников налоговых поступлений и планируется в 2015 году в объеме около 112,3 млн. рублей. За рассматриваемый период доля поступления налога на доходы физических лиц выросла семикратно: 9,8 процентов в 2008 году, 14,5 процентов в 2009 году, 10,6 процентов в 2010 году, 17,5 процентов в 2011 году, 21,5 процентов в 2012 году, 24,3 процентов в 2013 году, 25,5 процентов в 2014 году, 26,6 процентов в 2015 году.
Поступления налогов на совокупный доход занимают второе место и планируются в 2015 году в объеме около 28,6 млн. рублей или 6,8 процента всех доходов района. Доля поступлений от налогов на совокупный доход также возрастает: 3,7 процента в 2008 году, 4 процента в 2009 году, 3 процента в 2010 году, 4,9 процента в 2011 году, 5,9 процента в 2012 году, 6,5 процента в 2013 году, 6,7 процента в 2014 году, 6,8 процента в 2015 году.
Доли остальных источников доходов бюджета муниципального образования Кимовский район приведены в таблице 1.1.4.2.
Таблица 1.1.4.2.
Динамика доходов бюджета муниципального образования
Кимовский район в 2007-2010 годах
Наименование групп, подгрупп и статей классификации доходов |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||
Исполнено, тыс. руб. |
% от общего объема доходов |
Исполнено, тыс. руб. |
% от общего объема доходов |
Исполнено, тыс. руб. |
% от общего объема доходов |
|
Налоговые и неналоговые доходы |
120558,7 |
24,0 |
118962,1 |
23,5 |
150779,6 |
20,7 |
Налог на доходы физических лиц |
49418,8 |
9,8 |
73196,3 |
14,5 |
77685,5 |
10,6 |
Налоги на совокупный доход |
18536,7 |
3,7 |
20177,2 |
4,0 |
21781,5 |
3,0 |
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
11747,9 |
2,3 |
10787,7 |
2,1 |
11451,8 |
1,6 |
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
6455,3 |
1,3 |
9053,8 |
1,8 |
10142,9 |
1,4 |
- единый сельскохозяйственный налог |
333,5 |
0,1 |
335,7 |
0,1 |
186,8 |
0 |
Налог на имущество организаций |
4448,6 |
0,9 |
4988,8 |
1,0 |
7621,0 |
1,0 |
Прочие налоговые доходы |
3220,0 |
0,6 |
2805,1 |
0,5 |
7896,8 |
1,1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
6323,2 |
1,3 |
5370,8 |
1,1 |
12819,3 |
1,8 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
525,6 |
0,1 |
486,7 |
0,1 |
634,2 |
0,1 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
- |
- |
- |
- |
20,1 |
0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
37121,0 |
7,4 |
9003,0 |
1,8 |
19384,8 |
2,7 |
Неналоговые доходы |
726,2 |
0,1 |
2804,2 |
0,5 |
2936,4 |
0,4 |
Прочие неналоговые доходы |
238,6 |
0 |
122,1 |
0 |
- |
- |
Безвозмездные поступления |
381060,0 |
76,0 |
387360,1 |
76,5 |
578339,3 |
79,3 |
Всего доходов |
501618,7 |
100,0 |
506322,2 |
100,0 |
729118,9 |
100,0 |
Дефицит бюджета
В 2008 г. и 2009 г. бюджет района исполнялся с дефицитом в 40653,9 тыс. руб. и 6935,6 тыс. руб.
В 2010 году бюджет района исполнен с профицитом 30825,0 тыс. руб.
В 2011 году запланирован дефицит бюджета в размере 30825,0 тыс. руб. с учетом остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
1.1.5. Финансовая инфраструктура. Банковский сектор экономики
На территории муниципального образования Кимовский район осуществляют деятельность филиалы Сбербанка России, Россельхозбанка, Банка ВТБ-24.
Приоритетным направлением деятельности банковского сектора является кредитование.
В настоящее время одним из основных способов формирования долгосрочных ресурсов является повышение склонности населения к сбережениям за счет роста доходов населения, повышения доверия к банковскому сектору, развития финансовой грамотности населения, расширения спектра и повышения степени доступности банковских услуг.
Страхование
На страховом рынке муниципального образования представлены 3 областных компании: Росгосстрах, ВСК и ЖАСО. Страховые компании предоставляют услуги как по добровольному страхованию (страхование жизни, имущества, личное), так и обязательному (гражданской ответственности и др.).
1.1.6. Макроэкономика
В течение последних лет в экономике муниципального образования Кимовский район складывалась благоприятная ситуация, способствующая поддержанию темпов экономического роста на стабильном уровне. В 2010 году сохранилась положительная динамика основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие муниципального образования.
1.1.7. Структура экономики по видам экономической деятельности
По обрабатывающим производствам, составляющим основу экономики муниципального образования, в 2010 г. индекс производства составил 100,1 процента. Снижение объемов производства наблюдается по таким видам экономической деятельности промышленного производства, как "производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" в связи с прекращением деятельности ООО "Русский рецепт и К" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в связи прекращением деятельности ОАО "Региональные энергетические сети". В 2010 г. произошел значительный рост (на 32,7 процента) добычи полезных ископаемых и текстильного и швейного производства (на 25,9 процента), (таблица 1.1.7.1). За 2009 год индекс промышленного производства составил 153,9 процента (по Тульской области - 85,1 процента, в Российской Федерации - 107,8 процента, в Центральном федеральном округе - 112,9 процента).
Таблица 1.1.7.1.
Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году)
Наименование |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
В целом по району |
109,6 |
153,9 |
100,6 |
Добыча полезных ископаемых |
- |
104,6 |
132,7 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
- |
104,6 |
132,7 |
Обрабатывающие производства |
100,2 |
160,3 |
100,1 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
132,9 |
121,3 |
84,6 |
Текстильное и швейное производство |
177,3 |
51,0 |
125,9 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
81,2 |
217,4 |
104,7 |
Прочие производства |
57,3 |
37,6 |
439,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
92,9 |
141,9 |
74,7 |
Транспорт и связь
В структуру отрасли входят автомобильный и железнодорожный виды перевозок. Средний годовой объем пассажирооборота 60,9 млн. пассажирокилометров.
На рынке автотранспортных услуг работает 2 организации. На территории муниципального образования действует развитая маршрутная сеть, которая включает 3 городских, 6 междугородных, 21 пригородных маршрута. Организовано надежное автобусное сообщение города Кимовска с городами Тулой, Москвой и Рязанью (таблица 1.1.7.3).
Работа пассажирского автомобильного транспорта на городских и пригородных маршрутах характеризуется постоянным ростом числа перевезенных пассажиров, так, в 2010 году перевезено 3,2 млн. чел.
Таблица 1.1.7.2.
Пассажирские перевозки транспортом общего пользования
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Перевезено пассажиров - всего, млн. чел. |
2,4 |
3,4 |
3,4 |
3,2 |
в том числе |
|
|
|
|
автобусами |
2,4 |
3,4 |
3,4 |
3,2 |
Таблица 1.1.7.3.
Пассажирооборот организаций транспорта
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Пассажирооборот транспорта, млн. пассажиро-км |
|
|
|
|
автобусного |
58,5 |
75,9 |
63,4 |
60,9 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания представителей муниципального образования Кимовский район Тульской области от 23 июня 2011 г. N 48-277 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.