Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных
нормативных правовых актов, принимаемых Собранием представителей
муниципального образования Одоевский район
муниципального образования Одоевский район"
31 июля 2012 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Собранием представителей муниципального образования Одоевский район (далее - Порядок) разработан в целях организации деятельности Собрания представителей муниципального образования Одоевский район (далее - Собрание представителей) по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов для выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и устранения таких положений.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Собранием представителей.
Под муниципальными нормативными правовыми актами в настоящем Порядке понимаются правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.
1.3. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов являются:
а) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов;
б) оценка муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
в) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов;
г) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов;
д) сотрудничество органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район от 31 июля 2012г. N 32-369 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
II. Антикоррупционная экспертиза
2.1. Экспертиза на предмет коррупциогенности муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N 96.
2.2. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов.
2.3. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов
2.3.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных, правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
2.3.2. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта обеспечивает возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, за исключением проекта муниципального нормативного правового акта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2.3.3 Для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования Одоевский район в сети Интернет проект муниципального нормативного правового акта и информационное сообщение по форме согласно Приложению 1 к настоящему Порядку.
2.3.4. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность органом, осуществляющим независимую антикоррупционную экспертизу, составляется экспертное заключение.
2.3.5. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
2.3.6 Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляется инициатором проведения независимой антикоррупционной экспертизы разработчику проекта муниципального нормативного правового акта по почте, или курьерским способом, либо в виде электронного документа.
2.3.7. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта.
2.3.8. Положения проекта муниципального нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, устраняются на стадии доработки проекта муниципального нормативного правового акта разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта.
2.3.9. В случае несогласия разработчика проекта муниципального нормативного правового акта с результатами независимой антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте муниципального нормативного правового акта, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, к проекту муниципального нормативного правового акта прикладывается письменное обоснование своего несогласия.
2.3.10. По результатам рассмотрения заключения независимой антикоррупционной экспертизы, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта не позднее 30 календарных дней с момента поступления к нему заключения независимой антикоррупционной экспертизы направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), с учетом заключения, выданного главным специалистом-юристом отдела по правовой работе администрации муниципального образования Одоевский район (далее - отдел по правовой работе), по результатам обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.3.11. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы и приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляет 7 рабочих дней после даты размещения проекта муниципального нормативного правового акта в сети Интернет для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
2.3.12. Не поступление заключения независимой антикоррупционной экспертизы разработчику проекта муниципального нормативного правового акта в установленный п. 2.3.11. срок не является основанием препятствия для проведения главным специалистом-юристом отдела по правовой работе обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.4. Экспертиза на предмет коррупциогенности проектов муниципальных нормативных правовых актов (обязательная антикоррупционная экспертиза):
2.4.1. Экспертиза на предмет коррупциогенности проектов муниципальных нормативных правовых, принимаемых отделом по правовой работе проводится главным специалистом-юристом Собрания представителей (обязательная антикоррупционная экспертиза).
2.4.2. Экспертиза на коррупциогенность осуществляется при проведении правовой экспертизы всех проектов муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Собранием представителей.
2.4.3. Проект муниципального нормативного правового акта по истечении 7 рабочих дней после даты его размещения в сети Интернет для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы направляется разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в отдел по правовой работе для проведения обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.4.4. К проекту муниципального нормативного правового акта прилагаются:
все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой антикоррупционной экспертизы;
справка, содержащая сведения о размещении в сети Интернет проекта муниципального нормативного правового акта с целью обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы, сведения о наличии заключений независимой антикоррупционной экспертизы, поступивших разработчику проекта муниципального нормативного правового акта (при их наличии), по форме согласно Приложению 2 к настоящему Порядку.
2.4.5. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта главным специалистом-юристом отдела по правовой работе составляет 8 рабочих дней со дня поступления проекта муниципального нормативного правового акта в отдел по правовой работе для проведения обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.4.6. Результаты обязательной антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам правовой экспертизы.
2.4.7. Замечания, изложенные в заключении по результатам осуществления антикоррупционной экспертизы на коррупциогенность, о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, должны учитываться разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта.
2.4.8. Положения проекта муниципального нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении обязательной антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта муниципального нормативного правового акта разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта.
В случае получения от главного специалиста-юриста отдела по правовой работе заключения по результатам осуществления антикоррупционной экспертизы на коррупциогенность проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в его тексте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта в течение 3 рабочих дней устраняет замечания, изложенные в указанном заключении, и представляет проект муниципального нормативного правового акта на повторное согласование в отдел по правовой работе. В данном случае срок повторного согласования проекта муниципального нормативного правового акта не может превышать 2 рабочих дней.
2.4.9. В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы не было выявлено коррупциогенных факторов, главным специалистом-юристом отдела по правовой работе, в листе согласования представленного проекта муниципального нормативного правового акта делается соответствующая отметка (подпись указанного должностного лица).
2.4.10 Если в проекте муниципального нормативного правового акта отсутствует подпись главного специалиста-юриста отдела по правовой работе, документ считается не прошедшим правовую и антикоррупционную экспертизу.
2.5. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов:
2.5.1. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов отдела по правовой работе осуществляется главным специалистом-юристом Собрания представителей на основании поручения главы муниципального образования Одоевский район, в связи с обращением депутатов Собрания представителей, физических или юридических лиц, органов прокуратуры о необходимости проведения такой экспертизы с указанием на возможность нарушения в связи с применением данного муниципального нормативного правового акта.
Срок проведения антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов Собрания представителей главным специалистом-юристом отдела по правовой работе составляет 10 рабочих дней со дня появления такого основания
2.5.2. По результатам антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов составляется письменное заключение, в котором отражаются следующие сведения:
основание для проведения антикоррупционной экспертизы;
реквизиты правовых актов (наименование вида документа, дата, регистрационный номер и заголовок);
перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих пунктов (подпунктов) правовых актов, в которых эти факторы выявлены, либо информация об отсутствии типичных и иных коррупциогенных факторов;
предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов (необходимость признать утратившим силу, отменить (для не вступивших, но принятых), внести изменения или дополнения в муниципальный нормативный правовой акт).
2.5.3. Заключение подписывается главным специалистом- юристом отдела по правовой работе и направляется должностному лицу, по поручению которого была проведена антикоррупционная экспертиза, а также в структурное подразделение администрации муниципального образования Одоевский район, издавшее соответствующий нормативный правовой акт.
2.5.4. В случае если заключением установлены коррупциогенные факторы, содержащиеся в муниципальных нормативных правовых актах, должностное лицо органа местного самоуправления обязано в срок не более одного месяца устранить коррупциогенные факторы и представить в отдел по правовой работе соответствующий муниципальный нормативный правовой акт.
2.5.5. В случае если имеется акт прокурорского реагирования, в соответствии с которым установлены коррупциогенные факторы, содержащиеся в муниципальных нормативных правовых актах, должностное лицо органа местного самоуправления обязано в срок указанный в акте прокурорского реагирования устранить коррупциогенные факторы и представить в органы прокуратуры соответствующий муниципальный нормативный правовой акт для дачи заключения.
2.6. Поступающие, в отдел по правовой работе, требования и заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры и заключения Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области подлежат обязательному рассмотрению Собранием представителей.
2.7. Глава муниципального образования Одоевский район самостоятельно определяют отраслевые (функциональные) органы и должностных лиц, ответственных за рассмотрение поступивших в муниципальное образование Одоевский район требований и заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры и заключений Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области, с обязательным участием правовых служб.
2.8. В случае наличия разногласий по устранению выявленных главным специалистом-юристом отдела по правовой работе коррупциогенных факторов, проект муниципального нормативного правового акта или муниципальный нормативный правовой акт с пояснительной запиской направляется разработчиком на рассмотрение межведомственного Совета по противодействию коррупции для принятия решения по существу.
2.9. Все поступившие заключения, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы (независимой, обязательной, а также заключения органов прокуратуры, Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области и главного специалиста-юриста отдела по правовой работе), учитываются в отделе по правовой работе, с отражением результатов указанных экспертиз.
III. Коррупциогенные факторы
3.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
3.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
<< Назад |
Приложение 1. >> Информационное сообщение |
|
Содержание Решение Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 ноября 2011 г. N 23-289... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.