Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 19-АПГ18-11 настоящее решение оставлено без изменения
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Габриеляне М.Г,
с участием представителей :
административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Арго" - Акопджанова Д.Ю,
административного ответчика - Правительства Ставропольского края - Горбачевой И.П,
заинтересованного лица - министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - Колягина Д.И,
представителя прокуратуры Ставропольского края - прокурора Колячкиной И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Арго" о признании недействующей в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае (корректировка) и признании недействующим постановления Правительства Ставропольского края,
установил:
Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 года N 462-п внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае (корректировка), утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае".
ООО "Арго" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Правительству Ставропольского края о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае (корректировка) (в дальнейшем Территориальная схема), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края N 462-п от 21 ноября 2017 года в части исключения из территориальной схемы полигонов ТБО ООО "Арго" в Предгорном районе 9-ый км. Боргустанского шоссе и в Минераловодском районе в 2,7 км. севернее канала Широкий.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец сослался на то, что ООО "Арго" является субъектом правоотношений, регулируемых постановлением Правительства Ставропольского края N 408-п от 22 сентября 2016 года, поскольку указанная Территориальная схема включает в себя объекты размещения отходов, эксплуатируемых ООО "Арго", а также объекты, строительство которых осуществляется на момент утверждения данной Территориальной схемы в целях реализации реформы отходоперерабатывающей отрасли, в соответствии с инвестиционными соглашениями, заключенными с краевыми органами власти и органами власти муниципальных образований.
Оспариваемым постановлением N 462-п внесены изменения в Территориальную схему, в частности, в раздел 9.4 "Вывод из эксплуатации объектов обезвреживания, размещения отходов, не соответствующих требованиям законодательства, и реализации мероприятий по восстановлению окружающей среды", в котором указано, что в текущее время подлежит выводу из эксплуатации и дальнейшей рекультивации объекты размещения отходов, находящиеся на территории особо - охраняемого эколого - курортного региона "Кавказские Минеральные Воды" (объекты N 10 и 12 на карте N 5 и 5.2).
Под N 10 в Территориальной схеме указан существующий полигон по захоронению отходов с линией сортировки и предприятием по переработке вторсырья "Кавминводский" в районе г. Минеральные Воды. Под N 12 указан существующий полигон по захоронению отходов с линией сортировки и предприятием по переработке вторсырья с линией сортировки "Предгорный". Оба объекта имеют лицензию N Д 00097-П от 7 апреля 2016 года, предоставляющую право осуществления деятельности по обращению с отходами на указанных объектах и включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В результате внесения в Территориальную схему изменений оказался исключен из нее строящийся полигон административного истца по захоронению отходов с линией сортировки и предприятием по переработке вторсырья с линией сортировки "Буденновский", что противоречит документам территориального планирования Буденновского муниципального района.
Документы территориального планирования утверждены постановлением Правительства Ставропольского края N 116-п от 5 апреля 2011 года "Об утверждении схемы территориального планирования в составе Положения о территориальном планировании Ставропольского края (том1), материалов по обоснованию схемы территориального планирования Ставропольского края (том 2), и графических материалов". Исключение из Территориальной схемы эксплуатируемых и строящихся объектов ООО "Арго" привело к несоответствию Территориальной схемы документам территориального планирования Ставропольского края и повлекло недостоверность сведений относительно существующих на территории края действующих объектов размещения отходов.
Оспариваемые изменения, внесенные в Территориальную схему, нарушают принципы ее построения, поскольку основной задачей формирования зон обращения с твердыми коммунальными отходами является увеличение эффективности деятельности предприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами с одновременным уменьшением финансовой нагрузки на потребителей; равные условия осуществления хозяйственной деятельности всеми ее субъектами в пределах территориально-административной единицы; оптимизация местоположения объектов размещения отходов по зонам с учетом действующих объектов. Нарушения ресурсного принципа формирования зон обращения с твердыми коммунальными отходами заключается в исключении принадлежащих ООО "Арго" объектов размещения отходов, направления потоков без учета численности населения и категории населенных пунктов, охваченных конкретным межмуниципальным зональным центром.
Кроме того, исполнителем изменений в Территориальную схему является Общество с ограниченной ответственностью "Северокавказский институт экологического проектирования" (ООО "ЭКОПРОЕКТ), заказчиком - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Откорректированная Территориальная схема изготовлена 25 июля 2017 года. При этом извещение о проведении открытого аукциона в целях определения организации, с которой должен быть заключен государственный контракт на оказание услуг по корректировке Территориальной схемы, опубликовано только 31 августа 2017 года, дата и время окончания подачи заявок - 21 сентября 2017 года, дата рассмотрения и оценки заявок - 26 сентября 2017 года. Государственный контракт N 2-52 на оказание данной услуги был заключен с ООО "Северокавказский институт экологического проектирования" 10 октября 2017 года. Таким образом, корректировка территориальной схемы изготовлена до объявления аукциона, в отсутствие технического задания, которое содержит требования к содержанию подлежащей выполнению работы, что не может не вызывать сомнения в ее объективности и достоверности.
Изменения Территориальной схемы, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края N 462-п нарушают действующее в этой сфере федеральное законодательство : положения статей 12 и 13.3 Федерального Закона Российской Федерации N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пункт 9 Требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года N 197; пункту 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года N 792; статьям 9, 14 Градостроительного Кодекса Российской Федерации; Федеральному закону N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
21 марта 2018 года в Ставропольский краевой суд поступило административное исковое заявление ООО "Арго" к Правительству Ставропольского края о признании недействующим полностью с момента издания постановления Правительства Ставропольского края N 462-п от 21 ноября 2017 года "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае", утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п. В обоснование заявленных требований административный истец сослался на изложенные выше основания иска о признании недействующей Территориальной схемы (том 3 л.д. 5-7).
Определением суда от 27 апреля 2018 года указанные административные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения заявленных ООО "Арго" исковых требований (том 3 л.д. 27-28).
Определением суда в предварительном судебном заседании 27 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены : Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо - Кавказскому Федеральному округу (том 3 л.д. 25).
В судебном заседании представитель административного истца - Акопджанов Д.Ю. заявленные исковые требований поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил признать недействующими с момента принятия : постановление Правительства Ставропольского края N 462-п от 21 ноября 2017 года "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае", утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п, а также Территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае (корректировка) (в дальнейшем Территориальная схема), утвержденную этим постановлением Правительства Ставропольского края в части исключения из территориальной схемы полигонов ТБО ООО "Арго" в Предгорном районе 9-ый км. Боргустанского шоссе и в Минераловодском районе в 2,7 км. севернее канала Широкий.
Представитель административного ответчика - Правительства Ставропольского края - Горбачева И.П. заявленные исковые требования не признала, поддержала доводы представленных в дело возражений. Пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Ставропольского края. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Закона Ставропольского края от 16 ноября 2009 года N 81-кз "Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" утверждение территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, относится к полномочиям Правительства Ставропольского края. В Ставропольском крае Территориальная схема утверждена постановлениями Правительства Ставропольского края : от 22 сентября 2016 года N 408-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае", от 21 ноября 2017 года N 462-п "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п". Эти изменения согласованы с Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Северо - Кавказскому Федеральному округу. Территориальная схема размещена для всеобщего обозрения на официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, расположенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В настоящее время региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не приступил к исполнению своих обязанностей на территории, в состав которой входят объекты ООО "Арго". Административный истец не является региональными операторами по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, доказательств, подтверждающих нарушение его прав и свобод, связанных с оспариваемой территориальной схемой, не представил. Кроме того, правом на обращение в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц заявитель законом не наделен.
Представитель заинтересованного лица - министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - Колягин Д.И. поддержал представленные в суд возражения на иск. Пояснил, что Территориальная схема и изменения в ней подготовлены, согласованы, утверждены и опубликованы в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства и законодательства субъекта в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами. В настоящее время региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не приступил к исполнению своих обязанностей на территории, в состав которой входят объекты ООО "Арго". Полигоны, расположенные в Предгорном районе (объект N 12 на карте 5, 5.2) и в Минераловодском районе (объект N 10 на карте 5, 5.2) в нарушение требований пункта 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3.1 Свода Правил 2.1.7.1038-01.2.1.7 находятся в курортной, лечебно-оздоровительной, санитарной зоне курортов. Данные объекты подлежат выводу из эксплуатации только после проведения работ по реконструкции существующих объектов и строительству нового комплекса глубокой переработки отходов. Однако такие работы еще не начались, а только планируются. Перспектива и сроки этих работ еще не определены, а потому Территориальная схема не создает ограничений и не препятствует коммерческой деятельности административного истца.
Представитель заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо - Кавказскому Федеральному округу - Слюсарева С.В. просила рассмотреть данное административное дело без участия представителя Департамента (том 3 л.д. 46).
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, пояснения специалиста - начальника отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ставропольского края по проведению государственной политики в области обращения с отходами - Падалка И.С, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Колячкиной И.В, полагавшей, что исковые требования удовлетворению не подлежат, Ставропольский краевой суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Применительно к требованиям частей 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений Кодекса административного судопроизводства при принятии оспариваемого Закона Ставропольского края, суд установилследующее.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства, к числу которых относится Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон об отходах производства и потребления). Согласно пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство), составной частью которого является указанный Закон, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые актов, регулирующие отношения в сфере обращения с отходами.
В соответствии со статьей 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13.3 указанного Федерального закона регламентировано, что территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна включать в себя :
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
- данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъектах Российской Федерации (с разбивкой по годам);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;
- данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов,, в том числе твердых коммунальных отходов;
- баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа (пункт статьи 13.3).
В Ставропольском крае полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления установлены в региональном Законе от 16 ноября 2009 года N 81-кз "Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления", с последующими дополнениями и изменениями. В соответствии с данным нормативным правовым актом к полномочиям Правительства Ставропольского края относится, в том числе, определение официального сайта Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утверждение территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (подпункты 3, 6 пункта 2 статьи 2).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 15 февраля 2016 года N 47-п официальным сайтом Ставропольского края, на котором должны размещаться региональные и территориальные схемы в области обращения с отходами, определен официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.mingkhsk.ru.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года N 545-п утверждено Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, являющегося органом исполнительной власти Ставропольского края, к полномочиям которого отнесена разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (раздел Ш "Полномочия", подпункт 15 пункта 10) (том дела 2 л.д. 228).
Указанным Законом N 81-кз к полномочиям Правительства Ставропольского края в области обращения с отходами относится, в том числе, разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Ставропольского края; утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; разработка территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (пункт 3 статьи 2); определение порядка ведения регионального кадастра отходов ( часть 3 статьи 5).
Статьей 6 вышеназванного Закона одним из основных направлений деятельности органов государственной власти Ставропольского края в области обращения с отходами, являются прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения, определяемые в программе социально-экономического развития Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края (статья 6.1).
В соответствии с вышеизложенными требованиями действующего законодательства министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края разработана, а постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п утверждена (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 года N 462-п) территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, которые размещены на официальном сайте (том 4 л.д. 9).
В силу статей 8, 39 Устава Ставропольского края, статьи 1 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года N 32-кз "О Правительстве Ставропольского края" Правительство является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края.
Согласно статьи 40 Устава Ставропольского края, статьи 16 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 года N 32-кз Правительство Ставропольского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
По вопросам деятельности Правительства издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется регламентом Правительства Ставропольского края. Постановления и распоряжения Правительства Ставропольского края подписываются Губернатором Ставропольского края или лицом, исполняющим его обязанности. Акты Правительства Ставропольского края, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Ставропольского края. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам Ставропольского края (статьи 41 Устава Ставропольского края).
Регламент Правительства Ставропольского края утвержден постановлением от 20 ноября 2013 года N 419-п (с последующими изменениями, дополнениями).
В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу актов Правительства Ставропольского края и актов исполнительных органов государственной власти Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 мая 1998 года N 311, акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием правовых актов Правительства края считается первая публикация их полных текстов в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru). Акты Правительства, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Ставропольского края по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 15 февраля 2016 года N 47-п официальным сайтом Ставропольского края, на котором должны размещаться региональные и территориальные схемы в области обращения с отходами, определен официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.mingkhsk.ru.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года N 545-п утверждено Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, являющегося органом исполнительной власти Ставропольского края, к полномочиям которого отнесена разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (раздел Ш "Полномочия", подпункт 15 пункта 10) (том дела 2 л.д. 228).
Судом установлено, что оспариваемое постановление Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 года N 462-п, которым утверждены изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, принято в пределах компетенции Правительства Ставропольского края, без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов, в соответствующей области правого регулирования, подписано надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Ссылка представителя административного истца в обоснование требований о признании недействующим постановления Правительства Ставропольского края N 462-п на то, что данное постановление не опубликовано в порядке, установленном вышеуказанным Порядком опубликования и вступления в силу актов Правительства Ставропольского края, не могут быть удовлетворены, поскольку официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов.
В данном случае Территориальная схема, которая оспаривается истцом в части и утвердившее ее постановление Правительства Ставропольского края, являющиеся единым документом нормотворчества субъекта Российской Федерации, имеющим юридическое значение, были официально опубликованы на сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. С учетом этих обстоятельств, подтверждающих соблюдение специального порядка обнародования Территориальной схемы и утвердившего ее постановления, отсутствия иных доводов в обоснование требований незаконности постановления N 462-п, порядок опубликования не может признаваться нарушенным только по вышеуказанному истцом мотиву.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий административного ответчика, являющегося уполномоченным органом в сфере регулирования вопросов в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края, соответствуют форме и виду принятия нормативных правовых актов, порядку его опубликования.
Из материалов дела следует, что оспариваемая Территориальная схема разработана исполнителем - ООО "СА ЭкоТех" (г. Екатеринбург) в 2015 году, доработана в 2016 году. В Территориальной схеме предусмотрен полный цикл обращения с отходами, который обеспечивали два региональных оператора в установленной для каждого из них зоне деятельности.
Изменения в виде корректировок, внесенные в Территориальную схему, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края N 462-п, согласованы Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Северо - Кавказскому Федеральному округу письмом от 22 сентября 2016 года N 408-п.
Административный истец - ООО "Арго" является субъектом правоотношений, регулируемых постановлением Правительства Ставропольского края N 408-п от 22 сентября 2016 года, поскольку Территориальная схема включает в себя объекты размещения отходов, эксплуатируемых истцом, а потому является надлежащим истцом по данному спору.
Проверяя соответствие оспариваемых административными истцами нормативных правовых актов федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года N 197 утверждены "Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами".
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае принята в 2016 году. В ее вводной части установлено, что организация эффективной системы обращения отходов на территории края - одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, включающих охрану здоровья населения и окружающей природной среды, включает в себя комплекс работ по сбору, накоплению, обезвреживанию и размещению отходов. Территориальная схема является частью и одним из организационных инструментов комплексного управления развитием территории Ставропольского края, создает пространственно-территориальную основу для реализации и развития системы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами. Такая схема может быть актуализирована. После утверждения Территориальной схемы будут производится корректировки ее данных с учетом требований Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269.
При описании в Территориальной схеме административно-территориального устройства и характеристик развития территории указано, что в крае расположен уникальный особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, обладающие комплексом лечебно-оздоровительных факторов.
Территориальная схема состоит из двух частей и приложений к ним, содержит данные об организациях, имеющих лицензии на осуществление сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, в части обработки, утилизации, размещения отходов в Ставропольском крае, в том числе ООО "Арго" (том 4 л.д. 240, 243, 249).
В оспариваемой территориальной схеме содержатся сведения о всех наименованиях объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ставропольского края. В таблице 5.1 представлены данные об организациях, имеющих лицензию на осуществление сбора, транспортировки, обработки, утилизации, размещения отходов в Ставропольском крае на 8 августа 2016 года, в том числе сведения об ООО "Арго" с указанием адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности : полигон N 1 Предгорный район, 9 км. Боргустанского шоссе, полигон ТБО; полигон N 2 Минераловодский район, 2,7 км. севернее канала Широкий в 12 км. севернее города Минеральные Воды в границах АКХ "Первомайский". В таблице 5.2 содержатся сведения об объектах размещения отходов Ставропольского края, включенных в ГРОРО по состоянию на 8 августа 2916 года, в том числе сведения об ООО "Арго" с указанием вида объекта и адресом : полигон N 1 ТБО, Предгорный район, г. Ессентуки, 9 км. Боргустанского шоссе; полигон N 2 ТБО, в границах АКХ "Первомайский" (страница 224).
При этом в части 1 раздела 5 подраздела 5.3 (страница 228) "Сведения о местах нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесением их на карту Ставропольского края)" имеется ссылка на раздел "Приложения" на карте 2, который содержит графические данные о местах нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесением их на карту Ставропольского края); данные о ежегодном количестве принимаемых отходов (суммарно и по их видам), в том числе твердых коммунальных отходов, для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения для объектов, находящихся на территории Ставропольского края, и для объектов, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, принимающих отходы, образующиеся на территории Ставропольского края (с учетом как легальных, так и нелегальных объектов), отражены в части 1 раздела 5 подраздел 5.4 (страницы 228-229).
Таким образом, доводы административного истица о несоответствии состава и содержания Территориальной схемы Федеральному закону N 89-ФЗ, Требованиям к составу и содержанию Территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года N 197 являются несостоятельными.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец сослался на внесенные изменения в раздел 9.4 Территориальной схемы "Вывод из эксплуатации объектов обезвреживания, размещения отходов, не соответствующих требованиям законодательства, и реализация мероприятий по восстановлению окружающей среды", а именно указание в абзаце 5 на то, что "в текущее время подлежит выводу из эксплуатации и дальнейшей рекультивации объекты размещения отходов, находящиеся на территории особо - охраняемого эколого-курортного региона "Кавказские Минеральные Воды" (объекты N 10 и N 12 на карте N 5 и N 5.2).
Под N 10 в Территориальной схеме указан существующий полигон по захоронению отходов с линией сортировки и предприятием по переработке вторсырья "Кавминводский" в районе города Минеральные Воды. Под N 12 указан существующий полигон по захоронению отходов с линией сортировки и предприятием по переработке вторсырья с линией сортировки "Предгорный". Оба эти объекта эксплуатируются ООО "Арго" в соответствии с лицензией, предоставляющих право осуществления деятельности по обращению с отходами на указанных объектах и включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
При этом доводы административного истца о том, что исключение из Территориальной схемы эксплуатируемых и строящегося объекта размещения отходов принадлежащих ООО "Арго" привело к несоответствию оспариваемой Территориальной схемы документам территориального планирования Ставропольского края, привело к нарушению статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года N 197, являются несостоятельным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, которое включает в себя планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 названного Кодекса определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 14 Градостроительного Кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе, к объектам, используемым для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Часть 8 статьи 15 указанного Кодекса предусматривает возможность внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации по заявлению участников таких правоотношений: органной государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и заинтересованных лиц. При этом процедура изменений схемы территориального планирования должна проходить в том же нормативном порядке, что и утверждение самой схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как схема Территориального планирования, так и Территориальная схема - перспективный документ, не являются неизменяемыми нормативными актами, а подлежат последующим корректировкам в связи с дальнейшими изменениями организационных инструментов комплексного развития Ставропольского края, реализации и развития системы обращения с отходами на территории субъекта.
Это подтверждается и во введении Территориальной схемы (корректировка), в которой указано, что в 2017 году ООО "Северокавказский институт экологического проектирования" сделана корректировка территориальной схемы в части деления края на зоны деятельности региональных операторов. При этом, прогнозные значения целевых показателей по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны быть направлены на уменьшение количества захоронения и увеличения количества утилизации, сведение к минимуму обезвреживания, а также внедрения селективного сбора твердых коммунальных отходов с целью уменьшения площадей земель, используемых для захоронения.
Полигоны ООО "Арго", расположенные в Предгорном районе (объект N 12 на карте 5, 5.2) и Минераловодском районе (объект N 10 на карте 5, 5.2) с назначением - захоронение, в нарушение требований пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3.1 раздела 3 "Гигиенические требования к размещению полигонов твердых бытовых отходов" Санитарные Правила СП 2.1.7.1038-01 раздел 2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, находятся в курортной, лечебно - оздоровительной, санитарной зоне курортов.
Так Указом Президента Российской Федерации "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" от 27 марта 1992 года N 309 в целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным обликом району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Во исполнении данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 года N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" в целях обеспечения мероприятий по созданию и развитию особо охраняемого эколого-курортного региона утверждено Положение об особо - охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установлены границы этого региона. В его состав в Ставропольском крае вошли города - Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, а также регионы Минераловодский, Георгиевский и Предгорный. В границах округа санитарной охраны курортов вне территорий населенных пунктов устанавливается режим заказников.
В Территориальной схеме (корректировка) в подразделе 9.1.2 установлено, что стратегической целью в области обращения с отходами является снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения от отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и обеспечение экономически эффективного обращения с отходами в интересах устойчивого развития края.
В связи с изложенным в подразделе 9.4 включена позиция о том, что на текущее время подлежат выводу из эксплуатации и дальнейшей рекультивации объекты размещения отходов, находящихся на территории особо - охраняемого эколого - курортного региона "Кавказские Минеральные Воды" (объекты N 10 и N 12 на карте N 5 и 5.2).
В подразделе 9.6 Территориальной схемы (корректировка) Часть 2 "Оценка потребности создания новых объектов обращения с отходами для сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов с привязкой к территориям" ЗОНА 2 определено, что вывод из эксплуатации и рекультивация полигонов, расположенных в Предгорном районе (объект N 12 на карте 5, 5.2) и в Минераловодском городском округе (объект N 10 на карте 5, 5.2), на которые указывает в иске административный истец, последует после реконструкции Пятигорского Теплоэнергетического Комплекса ОАО "ПТЭК" с линией сортировки и ввода в эксплуатацию Комплекса глубокой переработки отходов "Предгорный" с линией сортировки и ввода в эксплуатацию Предприятия по переработке вторсырья (ПВ) и МПС с элементами сортировки мощностью до 50 000 тонн в год.
В настоящее время региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не приступил к исполнению своих обязанностей на территории края, в состав которой входят объекты ООО "Арго". Реконструкция Пятигорского Теплоэнергетического Комплекса ОАО "ПТЭК" с линией сортировки и строительство линии сортировки на территории административного истца не началось, а только планируется. Также не построен и не введен в эксплуатацию Комплекс глубокой переработки отходов "Предгорный" с линией сортировки, что свидетельствует об отсутствии ограничений и препятствий работы административного истца по лицензируемой деятельности.
С учетом изложенного, мнение административного истца о том, что оспариваемые положения Территориальной схемы создают угрозу нарушения его прав и законных интересов в будущем при их реализации, носит предположительный характер.
На дату рассмотрения административного дела проектная документация на реконструкцию, строительство вышеуказанных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами не разработана, данных об инвестиционных проектах, инвестиционных конкурсах, временном периоде реализации указанных проектов по реконструкции объектов обращения с твердыми коммунальными отходами не имеется, земельные участки не отведены для этих целей в установленном законом порядке, а Территориальная схема (корректировка) в оспариваемой части по-прежнему определяет объекты административного истца, на которых им осуществляется коммерческая деятельность.
Подлежат отклонению и доводы ООО "Арго" об изготовлении корректировки Территориальной схемы до объявления аукциона в целях определения организации, с которой должен был заключаться государственный контракт на оказание услуг по корректировке Территориальной схемы
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 10 июля 2017 года министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (заказчик) заключен Государственный контракт N 2-42 на оказание услуг по внесению изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Ставропольского края с Обществом с ограниченной ответственностью "Северокавказский институт экологического проектирования" (исполнитель). По условиям данного контракта исполнитель обязался в срок до 31 августа 2017 года оказать своими и/или привлеченными силами и средствами в соответствии с Заданием услуги по внесению изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Ставропольского края (том 9 л.д. 15-24), что не противоречит положениям статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Извещение о проведении открытого аукциона в целях определения организации, с которой должен быть заключен государственный контракт на оказание услуг по корректировке территориальной схемы, на которое сослался ответчик, связано с внесением изменений Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ в пункт 4 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о необходимости проведения процедуры общественного обсуждения Территориальной схемы и внесения в нее очередных корректировок.
Проверяя обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отмечет, что форма и вид, а также процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, что следует из представленных суду материалов и административным истцом не оспаривается.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативных правовых актов судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые нормативные правовые акты признаются соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ставропольского края, (корректировка) утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края N 462-п от 21 ноября 2017 года, федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем, не подлежат признанию недействующими.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО "Арго" не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Арго" к Правительству Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Ставропольского края от 21 ноября 2017 года N 462-п "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п"; признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае (корректировка), утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края N 462-п от 21 ноября 2017 года в части исключения из территориальной схемы полигонов ТБО ООО "Арго" в Предгорном районе 9-ый км. Боргустанского шоссе и в Минераловодском районе в 2,7 км. севернее канала Широкий со дня ее принятия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский краевой суд.
Судья Ставропольского
краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.