Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания представителей
муниципального образования
Воловский район
от 11 марта 2010 г. N 19-5
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных
правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
муниципального образования Воловский район
19 декабря 2011 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) муниципального образования Воловский район (далее - Порядок) разработан в целях организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Воловский район по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) для выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и устранения таких положений.
Решением Собрания представителей Воловского района Тульской области от 19 декабря 2011 г. N 45-3 пункт 2 раздела 1 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального обнародования названного решения
2. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных правовых актов и иных муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов) проводится в отношении нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Собрания представителей муниципального образования Воловский район, главы муниципального образования, администрации муниципального образования (иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования) (далее - муниципальных нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и действующих независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные нормативными правовыми актами.
Решением Собрания представителей Воловского района Тульской области от 19 декабря 2011 г. N 45-3 в раздел II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального обнародования названного решения
II. Антикоррупционная экспертиза
3. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
а) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов;
б) оценка муниципальных нормативных правовых актов во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
в) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
г) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
д) сотрудничество органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
4. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов) проводится сектором по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район, а также иными юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении (независимая антикоррупционная экспертиза) в соответствии с настоящим Порядком.
4.1. При проведении анализа правоприменения и мониторинга действующих муниципальных нормативных правовых актов, а также в случае внесения изменений в такие акты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проводится антикоррупционная экспертиза.
Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов.
При проведении мониторинга действующих нормативных правовых актов, а также в случае внесения изменений в такие акты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, которые ранее не были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении них проводится антикоррупционная экспертиза в срок, не превышающий 30 дней.
4.2. Проект муниципального нормативного правового акта по истечении 7 (семи) рабочих дней после даты его размещения в сети "Интернет" для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы направляется разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в сектор по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район для проведения обязательной антикоррупционной экспертизы. К проекту муниципального нормативного правового акта прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой антикоррупционной экспертизы.
5. Разработчиком муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта) обеспечивается проведение независимой антикоррупционной экспертизы вышеназванных муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов), за исключением муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы разработчик муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов) размещает их на официальном сайте администрации муниципального образования Воловский район в сети Интернет.
Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы при размещении указанных муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных правовых актов) в сети Интернет составляет не менее 7 дней.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы может быть направлено разработчику муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта) по почте или курьерским способом либо в виде электронного муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта).
6. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупционные факторы и предложены способы их устранения.
7. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
8. При поступлении муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта) на обязательную антикоррупционную экспертизу к нему прилагается справка, содержащая сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы, с приложением копий экспертных заключений (при их наличии).
8.1. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта сектором по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район составляет 5 (пять) рабочих дней со дня поступления проекта муниципального нормативного правового акта для проведения обязательной антикоррупционной экспертизы.
9. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении обязательной антикоррупционной экспертизы, которое носит рекомендательный характер и подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом.
9.1. Замечания, изложенные в заключении по результатам осуществления экспертизы на коррупциогенность, о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, должны учитываться разработчиками проекта муниципального нормативного правового акта.
10. Положения муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта), способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта) разработчиками муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта).
10.1. В случае получения от сектора по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район заключения по результатам осуществления экспертизы на коррупциогенность проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в его тексте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта в течение 3 (трех) рабочих дней устраняет замечания, изложенные в указанном заключении, и представляет проект муниципального нормативного правового акта на повторное согласование в сектор по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район. В данном случае, срок повторного согласования проекта муниципального нормативного правового акта не может превышать 2 (двух) рабочих дней.
11. В случае несогласия разработчика муниципального нормативного правового акта (проекта муниципального правового акта) с результатами обязательной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте муниципального нормативного правового акта (проекте муниципального правового акта) положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разногласия рассматриваются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в администрации муниципального образования Воловский район.
11.1. Поступающие в Собрание представителей муниципального образования Воловский район и администрацию муниципального образования Воловский район требования и заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры и заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области подлежат обязательному рассмотрению.
11.2. Глава муниципального образования и глава администрации муниципального образования самостоятельно определяют отраслевые (функциональные) органы и должностных лиц, ответственных за рассмотрение поступивших требований и заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры и заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области.
11.3. При рассмотрении отраслевыми (функциональными) органами и должностными лицами требований и заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры и заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области участие сектора по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район обязательно.
11.4. Экспертиза на коррупциогенность ранее принятых муниципальных нормативных правовых актов администрации муниципального образования Воловский район проводится сектором по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район с учетом: информации о их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций; предложений заинтересованных организаций о проведении независимой антикоррупционной экспертизы.
11.5. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы ранее принятых муниципальных нормативных правовых актов сектором по правовой работе комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе администрации муниципального образования Воловский район составляется одно из следующих заключений: об отсутствии в муниципальном нормативном правовом акте типичных и иных коррупционных факторов; о необходимости отменить муниципальный нормативный правовой акт; о необходимости внести изменения или дополнения в муниципальный нормативный правовой акт.
Одно из указанных заключений направляется с сопроводительным письмом на имя главы администрации муниципального образования Воловский район. Глава администрации муниципального образования Воловский район по результатам рассмотрения заключения поручает курирующему заместителю главы администрации муниципального образования принять необходимые меры.
III. Коррупционные факторы
12. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
13. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления;
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления;
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
14. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте муниципального нормативного правового акта (проекте муниципального правового акта) и выражаются в:
существовании пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта (проекте муниципального правового акта) нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных служащих в коррупциогенных отраслях;
отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления;
нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. К факторам системного характера относятся нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания представителей Воловского района Тульской области от 11 марта 2010 г. N 19-5 "Об утверждении Порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.