Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
департамента образования
Тульской области
от 4 апреля 2011 г. N 228
Инструкция
о порядке ведения учета несовершеннолетних,
не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных учреждениях
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Семейным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормативно-правовыми актами государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования:
- выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;
- ведут учет обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях;
- выявляют причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным причинам;
- осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информируют департамент образования Тульской области и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об обучающихся, прекративших или уклоняющихся от обучения.
1.2. В Инструкции применяются следующие понятия:
Учет в образовательном учреждении обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, - это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семьи, которая направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.
Никогда не обучавшиеся - дети, достигшие возраста 8 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для обучения, но не зачисленные в общеобразовательные учреждения на 1 сентября текущего учебного года.
Систематически пропускающие занятия - дети, зачисленные в образовательные учреждения, но пропустившие без уважительных причин учебные занятия в объеме до 10 учебных дней в течение каждого месяца.
Не посещающие учебные занятия - дети в возрасте 7-18 лет, личные дела которых находятся в школах, но они пропустили без уважительных причин более чем 10 учебных дней в течение каждого месяца.
2. Организация работы по учету
детей в государственных образовательных учреждениях
2.1. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель (педагог-воспитатель). В случае пропуска 10 дней занятий и/или отдельных уроков, суммарное количество которых равно указанным величинам, классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью занятий.
Помимо беседы классного руководителя рекомендуется провести индивидуальную консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилий по устранению выявленных причин.
2.2. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого обучающегося на дому совместно с представителями КДН и ЗП района. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в образовательном учреждении, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.
Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи инспектора ОДН УВД.
В случае если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних (ОДН УВД по месту жительства обучающего) для установления нахождения обучающегося и его родителей.
2.3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в образовательное учреждение, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми общего образования (ст. 63 ч. 2 Семейного кодекса РФ, ст. 52 ч. 2 Закона РФ "Об образовании", Кодекс РФ об административных правонарушениях).
2.4. В случае, когда работа с обучающимся и родителями не дала должных результатов и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутриучрежденческий учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.
2.5. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования таким учащимся, следует подробно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП.
В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (пункт 1 ст. 21 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
2.6. В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности государственных образовательных учреждений Тульской области за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение контингента обучающихся, государственное образовательное учреждение обязано осуществлять ведение документации по учету и движению обучающихся.
2.7. При переводе ребенка из одного образовательного учреждения в другое принимающее образовательное учреждение обязано подтвердить письменно свое согласие о его зачислении.
В этом случае контроль за продолжением обучения несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающего образовательного учреждения.
3. Основания для постановки на внутриучрежденческий учет
3.1. На внутриучрежденческий учет (занесение в банк данных образовательного учреждения) ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение образовательного учреждения без уважительной причины.
3.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное время не посещающего учебные занятия в образовательном учреждении, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карта "Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине".
3.3. В карту учета заносятся сведения о несовершеннолетнем, его родителях (законных представителях), условиях его проживания, об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах, принятых образовательным учреждением, с фиксацией даты и основания постановки на учет и приложением характеристики несовершеннолетнего.
3.4. Сведения по учету несовершеннолетних, не посещающих учебные занятия по неуважительной причине, направляются образовательным учреждением в департамент образования Тульской области.
Информация представляется ежемесячно до 25 числа текущего месяца в электронном виде и на бумажном носителе, должна быть заверена подписью руководителя и печатью образовательного учреждения.
3.5. На учет обучающийся ставится за:
- систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины (пропущено суммарно 10 учебных дней за отчетный период);
- непосещение учебных занятий (в течение 10 учебных дней за отчетный период).
3.6. Руководители образовательных учреждений несут в соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
3.7. Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4. Порядок снятия с учета
4.1. Снятие с учета проводится при наличии следующих документов:
- ходатайства классного руководителя (педагога-воспитателя) о снятии несовершеннолетнего с учета с указанием оснований;
- решения совета профилактики о снятии с внутриучрежденческого учета (выписка из соответствующего протокола).
4.2. С учета снимаются обучающиеся, окончившие государственное образовательное учреждение, сменившие образовательное учреждение.
5. Организация ведения профилактической работы
5.1. При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9, 14 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" образовательное учреждение обязано информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о принятых школой мерах.
5.2. Количество обращений образовательных учреждений в органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению не ограничено. При этом следует запрашивать письменные ответы.
5.3. Со всеми обучающимися, состоящими на учете, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:
- постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
- организация психолого-социальной службой образовательного учреждения индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;
- организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
- своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (статья 9 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.