Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Положению
Экспертный лист
оценки уровня квалификации педагогического работника
________________________________________________________________
(ФИО аттестуемого педагогического работника)
________________________________________________________________
(преподаваемый предмет)
________________________________________________________________
имеющаяся квалификационная категория
________________________________________________________________
категория, на которую претендует педагогический работник
________________________________________________________________
ФИО эксперта и его должность
Уважаемый эксперт!
В процессе экспертизы Вам предстоит оценить компетентность педагогического работника в решении профессиональных задач. Для этого необходимо проанализировать, что и как делает педагог, каких результатов он достигает.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности педагогического работника, используя 5-ти балльную шкалу.
5 - очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению педагога. Ответ экспертов - "да".
4 - высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение педагога не соответствуют утверждению. Ответ экспертов - "скорее да, чем нет".
3 - средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых - не соответствуют. Ответ экспертов - "среднее значение".
2 - слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов - "скорее нет, чем да".
1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов - "нет".
Отмечайте Ваш ответ знаком "+" в соответствующей колонке.
1. Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса |
|
|
|
|
|
2. |
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания |
|
|
|
|
|
3. |
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе |
|
|
|
|
|
4. |
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося |
|
|
|
|
|
5. |
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся |
|
|
|
|
|
1.2. Самоорганизованность
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. |
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока |
|
|
|
|
|
7. |
Рабочее пространство учителя хорошо организовано |
|
|
|
|
|
8. |
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности |
|
|
|
|
|
9. |
Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации |
|
|
|
|
|
10. |
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой |
|
|
|
|
|
1.3. Общая культура
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы |
|
|
|
|
|
12 |
Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам |
|
|
|
|
|
13 |
Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни |
|
|
|
|
|
14 |
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении |
|
|
|
|
|
15 |
Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи |
|
|
|
|
|
2. Компетентность в области постановки
целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету |
|
|
|
|
|
17 |
Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся |
|
|
|
|
|
18 |
Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока |
|
|
|
|
|
19 |
Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся |
|
|
|
|
|
20 |
Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока |
|
|
|
|
|
2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
21 |
Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока |
|
|
|
|
|
22 |
Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач |
|
|
|
|
|
23 |
Умеет сформулировать критерии достижения целей урока |
|
|
|
|
|
24 |
Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока |
|
|
|
|
|
25 |
Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями |
|
|
|
|
|
Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
26 |
Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока |
|
|
|
|
|
27 |
Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения |
|
|
|
|
|
28 |
Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой |
|
|
|
|
|
29 |
Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока |
|
|
|
|
|
30 |
Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока |
|
|
|
|
|
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
31 |
Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету |
|
|
|
|
|
32 |
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся |
|
|
|
|
|
33 |
Демонстрирует успехи обучающихся родителям |
|
|
|
|
|
34 |
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам |
|
|
|
|
|
35 |
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех |
|
|
|
|
|
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
36 |
Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации |
|
|
|
|
|
37 |
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета |
|
|
|
|
|
38 |
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности |
|
|
|
|
|
39 |
Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке |
|
|
|
|
|
40 |
Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. |
|
|
|
|
|
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
41 |
Умеет активизировать творческие возможности обучающихся |
|
|
|
|
|
42 |
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала |
|
|
|
|
|
43 |
Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий |
|
|
|
|
|
44 |
Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности |
|
|
|
|
|
45 |
Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. |
|
|
|
|
|
4. Компетентность в области обеспечения
информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
46 |
Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации |
|
|
|
|
|
47 |
Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы |
|
|
|
|
|
48 |
Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы |
|
|
|
|
|
49 |
Владеет современными методами преподавания |
|
|
|
|
|
50 |
Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии |
|
|
|
|
|
4.2. Компетентность в предмете преподавания
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
51 |
Хорошо знает преподаваемый предмет |
|
|
|
|
|
52 |
Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей |
|
|
|
|
|
53 |
При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) |
|
|
|
|
|
54 |
В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов |
|
|
|
|
|
55 |
Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету |
|
|
|
|
|
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
56 |
Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся |
|
|
|
|
|
57 |
Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка |
|
|
|
|
|
58 |
Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей |
|
|
|
|
|
59 |
Имеет "банк" различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями |
|
|
|
|
|
60 |
Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений |
|
|
|
|
|
5. Компетентность в области разработки программы
деятельности и принятия педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
61 |
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ |
|
|
|
|
|
62 |
Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки |
|
|
|
|
|
63 |
Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету |
|
|
|
|
|
64 |
Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач |
|
|
|
|
|
65 |
Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность |
|
|
|
|
|
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
66 |
Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов |
|
|
|
|
|
67 |
Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество |
|
|
|
|
|
68 |
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы |
|
|
|
|
|
69 |
Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства |
|
|
|
|
|
70 |
Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов |
|
|
|
|
|
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
71 |
Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения |
|
|
|
|
|
72 |
Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни |
|
|
|
|
|
73 |
Умеет аргументировать предлагаемые им решения |
|
|
|
|
|
74 |
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов |
|
|
|
|
|
75 |
Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений |
|
|
|
|
|
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
76 |
Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог |
|
|
|
|
|
77 |
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом |
|
|
|
|
|
78 |
Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами |
|
|
|
|
|
79 |
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. |
|
|
|
|
|
80 |
Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину |
|
|
|
|
|
Умение организовать учебную деятельность обучающихся
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
81 |
Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать |
|
|
|
|
|
82 |
Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности |
|
|
|
|
|
83 |
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами |
|
|
|
|
|
84 |
Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности |
|
|
|
|
|
85 |
Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) |
|
|
|
|
|
Умение реализовать педагогическое оценивание
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
86 |
Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании |
|
|
|
|
|
87 |
Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки |
|
|
|
|
|
88 |
Применяет различные методы оценивания обучающихся |
|
|
|
|
|
89 |
Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся |
|
|
|
|
|
90 |
Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.