Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
правительства Тульской области
от 8 октября 2012 г. N 621-р
Стратегия
действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы
I. Введение
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 (далее - Национальная стратегия).
В целях определения основных направлений, первоочередных мер и долгосрочных перспектив, а также ключевых механизмов реализации государственной политики в сфере решения наиболее злободневных проблем детства актуальным является принятие документа на уровне региона - Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы (далее - Региональная стратегия).
Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Тульской области в последние годы принят и реализуется ряд государственных программ, направленных на защиту прав и законных интересов детей, создание благоприятных условий для их всестороннего развития, улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья: долгосрочная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 375, государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 24.11.2011 N 189, долгосрочная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 385, долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2016 годы", утвержденная постановлением администрации Тульской области от 30.04.2009 N 290, долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 19.05.2009 N 346, долгосрочная целевая программа "Содействие занятости населения Тульской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 90, государственная программа Тульской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 28.02.2012 N 84, долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Тульской области на 2011-2014 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 28.11.2011 N 50, долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением администрации Тульской области от 22.07.2009 N 559, долгосрочная целевая программа "Развитие общего образования в Тульской области на 2013-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 75, долгосрочная целевая программа "Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Тульской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 96, государственная программа Тульской области "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 26.01.2012 N 28, долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2016 годы", утвержденная постановлением администрации Тульской области от 20.05.2009 N 350, долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 64, долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тульской области на 2009-2016 годы", утвержденная постановлением администрации Тульской области от 07.10.2009 N 727.
Увеличился объем финансирования социальных расходов из бюджета Тульской области, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка (от полутора до трех лет).
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие Тульской области в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Создана Служба Уполномоченного по правам ребенка. Одним из приоритетных направлений социальной политики Тульской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Низкими темпами сокращается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Злободневной проблемой является склонность детей к жестокости и деструктивным формам поведения, в том числе к суициду.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, интересы будущего региона и его безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти Тульской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тульской области, общественных объединений.
1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов взаимодействия при обеспечении и защите прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
2. Ключевые принципы Региональной стратегии
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Тульской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав каждого ребенка. В Тульской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Тульской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В Тульской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Тульской области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
Особое внимание уязвимым категориям детей. В Тульской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Тульской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во имя ребенка. В Тульской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Расширение возможности доступа к культурным ценностям. В Тульской области необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создавать условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.
Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить последовательную и эффективную реализацию на территории Тульской области ключевых принципов Национальной стратегии; определить систему последовательных и взаимоувязанных мер, направленных на создание комфортной и доброжелательной для жизни детей среды.
Региональная стратегия разработана на основании Национальной стратегии, с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по основным направлениям, закрепленным в Национальной стратегии: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Региональной стратегии.
II. Семейная политика детствосбережения
1. Краткий анализ ситуации
Демографическая ситуация в Тульской области в последние годы характеризуется ростом уровня рождаемости и снижением уровня смертности и естественной убыли населения.
Начиная с 2005 года, наблюдается устойчивая тенденция роста численности вторых и последующих детей среди новорожденных. Доля детей, родившихся вторыми и последующими, в 2004 году составила 27,3%, в 2005 году - 35,6%, в 2008 году - 39,7%, в 2009 году - 40,9%, в 2010 году - 43,5%, в 2011 году - 44,6% от общего числа родившихся.
Происходит увеличение доли многодетных семей с несовершеннолетними детьми.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года по сравнению с переписью населения 2002 года доля семей, воспитывающих одного несовершеннолетнего ребенка, сократилась с 73,9% до 73%. Напротив, доля семей с 2 детьми увеличилась с 22,6% до 22,9%, доля многодетных семей увеличилась с 3,5% до 4,1%.
Сократилась доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, с 25,1% в 2002 году до 18,7% в 2011 году. Число детей, оставшихся с одним родителем в результате расторжения брака, по сравнению с 2002 годом уменьшилось на 36,6%.
Несмотря на положительные тенденции, существуют проблемы требующие пристального внимания.
Происходит сокращение численности детей. За 10 лет численность детского населения в возрасте 0-17 лет сократилась на 67,4 тыс. человек (с 300,5 тыс. человек на 01.01.2002 до 233,1 тыс. человек на 01.01.2011).
Доля семей с детьми в общей численности домохозяйств снизилась в межпереписной период с 33,9% до 27,1%.
Согласно данным, полученным в рамках социологического мониторинга "Социально-экономическое положение и репродуктивные намерения молодых семей Тульской области", проведенного в 2011 году лабораторией социологических исследований и изучения общественного мнения муниципального учреждения социальной службы для молодежи города Тулы "Центр социально-психологической помощи молодежи "Шанс" по заказу комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, по сравнению с предыдущим годом, количество респондентов, нежелающих завести ребенка, увеличилось на 11,2%. Одними из главных причин, которые прямым образом сказываются на рождаемости, называются социальные и экономические условия жизни молодых туляков: общий уровень материального благосостояния большинства молодых семей не позволяет содержать больше одного ребенка.
По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 2011 году 170,7 тыс. человек или 11,0% от общей численности населения (в 2010 году - 11,0%, в 2009 году -12,2%).
Среди различных категорий семей к наиболее уязвимым относятся семьи с несовершеннолетними детьми. Наивысшие уровни риска и глубины бедности характерны для многодетных семей и неполных семей. Так, располагаемые ресурсы в домохозяйствах, имеющих одного ребенка в возрасте до 16 лет, в 2011 году составили 11343 рубля на человека, что в 3,2 раза выше, чем в домохозяйствах с четырьмя детьми и более.
Уровень потребительских расходов в домохозяйствах с одним ребенком составил в 2011 году 9276 рублей на человека, что в 3,4 раза выше, чем в домохозяйствах с четырьмя детьми и более.
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств около 50% семьей с детьми испытывали трудности с обновлением одежды и обуви и оплатой жилищно-коммунальных услуг; более 43% - не имели возможности приобрести товары длительного пользования, 0,7% семей не хватало денег на продукты питания.
Большую долю средств многодетные семьи тратили на питание. В семьях с четырьмя и более детьми доля расходов на эти цели составила в 2011 году 50,4% в потребительских расходах, в семьях с одним ребенком - 33,7%; расходы многодетных семей на покупку непродовольственных товаров - 19,5%, в семьях с одним ребенком - 41,9%.
В учреждениях системы социальной защиты населения Тульской области на учете состоит 66,5 тыс. семей, воспитывающих 100,5 тыс. детей. Сорок пять процентов из них, воспитывающие 47692 детей, - малоимущие семьи, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области, нуждающиеся в социальной поддержке государства.
Из общего числа многодетных семей (6581) 40 процентов составляют малоимущие семьи (2653).
С целью снижения рисков бедности, поддержки семьи, материнства и детства совершенствуется система мер социальной поддержки семьям с детьми: вводятся новые пособия и выплаты, осуществляется индексация областных пособий и выплат, увеличивается базовый размер отдельных из них.
Семьям с детьми в Тульской области предоставляется свыше 20 видов пособий и денежных выплат, из них более половины - региональные, установленные дополнительно к федеральным.
Малоимущим семьям оказывается государственная социальная помощь в виде денежных выплат и социальных пособий.
Сложные социально-экономические условия жизни, сопряженные с алкоголизмом взрослых членов семей и неблагоприятной психологической атмосферой в семьях, продолжают являться одной из основных причин семейного неблагополучия.
С 2005 года в регионе наблюдается снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, тем не менее данный показатель остается достаточно высоким - на 01.01.2012 - 2682 семьи, в них проживает 4339 детей. Ежегодно выявляется порядка 900 семей, в которых не создаются надлежащие условия для содержания, обучения и воспитания детей.
В течение 2011 года субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних региона выявлены 82 ребенка с признаками беспризорности (2010 год - 52; 2009 год - 86), 1376 безнадзорных детей (2010 год - 1210, 2009 год - 1178).
Ежегодно значительное количество детей подвергается различным видам жестокого обращения, в том числе связанным с посягательством на половую неприкосновенность. Только за 4 месяца 2012 года в правоохранительные органы поступило 23 сообщения о совершении в отношении детей противоправных действий сексуального характера.
Актуальной проблемой остается саморазрушающее и суицидальное поведение несовершеннолетних.
2. Основные задачи
Повышение уровня и качества жизни населения, сокращение бедности семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
3. Первоочередные меры
Совершенствование регионального законодательства, ориентированного на поддержку интересов семей с детьми и улучшение социально-экономического положения семей.
Разработка механизмов дополнительной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Формирование эффективной системы выявления фактов нарушения прав детей, в том числе связанных с жестоким обращением.
Правовое урегулирование мер по определению ответственности должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за бездействие по фактам нарушения прав детей и сокрытие данной информации.
Формирование региональной электронной системы учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Совершенствование правовых механизмов межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми
Предоставление дополнительных региональных мер социальной поддержки беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и многодетным семьям.
5. Меры, направленные на формирование
безопасного и комфортного семейного окружения для детей
Организация на межведомственной основе при участии комитетов общественного самоуправления, администраций сельских поселений системы раннего выявления семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Совершенствование системы организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Внедрение в деятельность государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области современных технологий профилактической и реабилитационной работы, направленных на поддержку и восстановление внутренних ресурсов семьи.
Продолжение информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми на территории Тульской области.
Организация и проведение передвижных консультационно-методических пунктов "Детский мир без жестокости и насилия" для специалистов органов и учреждений муниципальных систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Создание в системе социальной защиты населения Тульской области Ресурсного (методического) центра повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения.
6. Меры, направленные на профилактику
изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
Совершенствование деятельности межведомственных территориальных социальных комиссий (при участии учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) по организации комплексной индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам на основе межрайонного принципа обслуживания, работы участковых социальных служб, мобильных бригад.
Осуществление социального сопровождения несовершеннолетних беременных (реализация проекта "Дочки-матери" на базе государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области).
Создание Кризисного центра помощи женщинам.
Разработка проекта Закона Тульской области "О мерах по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми".
7. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности среди семей с детьми.
Снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Повышение качества социальных услуг для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
III. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей
1. Краткий анализ ситуации
Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на получение дошкольного образования и расширение возможности удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании, является приоритетной для правительства Тульской области.
В области создана и развивается вариативная и многофункциональная сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, - детские сады общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов, Центры развития ребенка, начальные школы - детские сады и прогимназии.
Охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием, согласно статистическим данным, в 2011 году составил 61,4%.
Проблемы предоставления гражданам Тульской области гарантированного общедоступного дошкольного образования решаются в настоящее время совместными усилиями правительства Тульской области и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Тульской области в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования Тульской области на 2011-2014 годы", утвержденной постановлением правительства Тульской области от 28.10.2011 N 50. Программно-целевой подход позволяет обеспечить адресность и контролируемость инвестирования государственных средств, а также реализовать государственную политику в части обеспечения доступности дошкольного образования.
Всего на территории Тульской области на начало 2011/2012 учебного года действовало 611 общеобразовательных учреждений различных уровней образования и подведомственности, в том числе 36 государственных образовательных учреждений Тульской области, подведомственных министерству образования и культуры Тульской области, 3 негосударственных общеобразовательных учреждения, остальные учреждения имели статус муниципальных.
В 2011/2012 учебном году в указанных образовательных учреждениях обучалось свыше 122 тысяч человек. Имеющееся количество мест в общеобразовательных учреждениях обеспечивает потребность вплоть до 2016 года.
В истекшем учебном году в 483 общеобразовательных учреждениях обучение велось в одну смену (в 2010/2011 году - в 509). Более чем в половине общеобразовательных учреждений открыты группы продленного дня, которые посещают 21% учащихся.
В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержден План действий по модернизации общего образования Тульской области на 2011 - 2015 годы. В рамках реализации мероприятий Плана особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования, осуществляется планомерная работа по введению в общеобразовательных учреждениях региона новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения Тульской области об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий.
Тульская область - регион, где преобладают сельские школы. Так, в городах расположены 46,4% учреждений, где обучаются 85,3% детей, и в сельской местности - 53,6% учреждений, где учатся 14,7% детей.
Для большинства школ, расположенных в сельской местности, основными проблемами являются кадровая недоукомплектованность, слабая материально-техническая база, отсутствие достаточных условий для освоения учащимися образовательных программ, для углубленного изучения отдельных предметов.
Благодаря приоритетному национальному проекту "Образование", национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", а также реализации инициативы Правительства Российской Федерации по модернизации школьного образования ситуация в сельской школе за последние годы меняется в лучшую сторону.
За последние несколько лет в муниципальных образованиях Тульской области проходит процесс реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, создание ресурсных центров и базовых школ, в которых концентрируются финансовые, материальные и кадровые ресурсы.
В целях распространения положительного опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений развития региональной системы образования, министерством образования и культуры Тульской области разработаны Положение о базовом образовательном учреждении, Положение об образовательном учреждении - ресурсном центре.
В 2011 году в Тульской области статус ресурсных центров получили 84 общеобразовательных учреждения, а 44 - статус базовых.
За последние три года в Тульской области проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям-инвалидам и по организации системы дистанционного обучения данной категории детей. Необходимым условием реализации инклюзивного образования является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.
В Тульской области сеть учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) представлена 76 учреждениями (2011 г. - 76, 2010 г. -78, 2009 г. - 79, 2008 г. - 89), из них 3 - государственные, финансируются из бюджета области, 73 - муниципальные, финансируются из местных бюджетов. По видам и направлениям деятельности УДОД системы образования распределяются следующим образом:
36 многопрофильных учреждений (Дворцы, дома, центры);
28 учреждений физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности;
3 учреждения технического профиля;
3 центра туризма и экскурсий;
3 эколого-биологических центра;
1 учреждение военно-патриотического профиля;
2 учреждения художественного профиля.
В 2011/2012 учебном году в УДОД занимались 54908 учащихся, что составляет 45,6% от общего числа обучающихся 1-11 классов (2008 г. - 58,3%, 2009 г. - 49,4%, 2010 г. - 61,4%).
Кроме того, в 2011/2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях области в 6543 кружках различной направленности и спортивных секциях, финансируемых за счет средств бюджета области, занимались 95880 обучающихся (81% от общего числа обучающихся 1-11 классов).
Платные услуги в образовательных учреждениях дополнительного образования детей получали 124 человека, что составляет 0,2% от общего количества.
Имеющаяся сеть образовательных учреждений в целом позволяет обеспечить права граждан на получение образования различного уровня, однако имеются проблемы, сдерживающие развитие сферы образования Тульской области и препятствующие интенсивному развитию экономики региона в целом.
Недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях лишает часть молодого экономически активного населения возможности заниматься трудовой деятельностью.
Большая доля малокомплектных школ (27% от общей численности муниципальных общеобразовательных учреждений) в сети общеобразовательных учреждений не позволяет существенно повысить эффективность бюджетных расходов на общее образование.
К одной из важнейших проблем регионального образования относится то, что использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана.
По состоянию на 31.08.2012 объем израсходованных средств бюджета Тульской области на реализацию мероприятий, обеспечивающих доступ образовательных учреждений Тульской области к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, составляет 7,7 млн. рублей.
В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Тульской области на 2011 год, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 07.09.2011 N 623, в 2011 году в 70% муниципальных общеобразовательных учреждениях повысилась скорость интернет-трафика, причем в 17 муниципальных образованиях (Алексинский район, Белевский район, Богородицкий район, Веневский район, Воловский район, Дубенский район, Ефремовский район, Каменский район, Кимовский район, Киреевский район, Ленинский район, Плавский район, Тепло-Огаревский район, Узловский район, Чернский район, город Новомосковск, Славный) скорость интернет-трафика повысилась во всех общеобразовательных учреждениях, что составляет 58% от общего числа муниципальных общеобразовательных учреждений Тульской области, к концу 2012 года планируется повысить скорость интернет-трафика в 29% муниципальных общеобразовательных учреждений.
В условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) именно дети в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию, а дети, находящиеся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, особо уязвимы.
Осуществляемый органами прокуратуры мониторинг практики исполнения законодательства, предусматривающего ограничения доступа несовершеннолетних к информационной продукции, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, показывает, что права детей в названной сфере повсеместно нарушаются. Дети получают беспрепятственный доступ к информационной продукции, разрушающей традиционные семейные ценности, пропагандирующей преступления, жестокость, насилие, порнографию, иные виды антиобщественного и отклоняющегося поведения.
По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации за последние 6 лет почти в 30 раз возросло количество сексуальных преступлений против несовершеннолетних. Количество детской порнографии в Рунете за последний год увеличилось в 2 раза. Количество возбужденных уголовных дел по выявленным фактам жестокого обращения с несовершеннолетними в регионе остается достаточно высоким. В Тульской области сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Неотъемлемой составляющей здоровья является социальное и психологическое благополучие. Поэтому приоритетными решениями сохранения и укрепления здоровья детей является их психологическое благополучие, обеспечение информационно-безопасного пространства, ограждение их от негативного влияния агрессивной информации через средства массовой информации, вопросы психогигиены и психопрофилактики.
2. Основные задачи
Обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Обеспечение условий для эффективного раскрытия творческих возможностей одаренных детей, их личностного и профессионального развития.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей "группы риска" и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.
Обеспечение условий для организации информационной безопасности детей, сохранения здоровья детей и подростков, воспитания у детей духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.
3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений и всех форм дошкольного образования, включая негосударственный сектор.
Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (право на инклюзивное образование).
Реализация качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Для творческой самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей и молодежи крайне необходимы организация выставок и концертов, издание и публикация творческих работ, финансирование их участия в областных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и иных мероприятиях.
4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей.
Создание системы повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).
Информационная поддержка талантливых детей и молодежи.
Исполнение мероприятий регионального Плана реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденного приказом министерства образования и культуры Тульской области от 17.07.2012 N 633.
5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
Обеспечение развития научно-методических основ воспитания и социализации обучающихся.
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В целях профилактики межэтнической и межконфессиональной напряженности в обществе продолжить работу по реализации в образовательных учреждениях Тульской области курсов "Основы религиозных культур и светской этики", "Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды", "Тульский край - земля православная", направленных на духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, выявление новых талантов и создание среды для творческого общения детей.
Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля условий, созданных в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией, разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
Реализация социально-педагогического проекта в Тульской области "Пространство детства: современность и будущее".
6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования,
инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Оказание поддержки учреждениям культуры и искусства, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности. Оказание государственной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
7. Меры, направленные на обеспечение
информационной безопасности детства
Разработка и реализация долгосрочной целевой программы по обеспечению информационной безопасности детей, производства и оборота информационной продукции для детей на 2013-2016 годы, направленной на организацию и координацию действий органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области, организаций и учреждений разной формы собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для детей, по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.
Программными мероприятиями планируется охватить около 119 тысяч несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, более 8 тысяч детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
8. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга школьников Тульской области в международных и российских оценках качества образования.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов - на бесплатной основе.
Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях.
Формирование необходимых организационных, информационно-методических и кадровых ресурсов для обеспечения информационной безопасности детей.
Организация ведомственного и общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Организация комплекса мероприятий, способствующих воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.
Повышение профессиональной компетентности по вопросам организации обеспечения информационной безопасности детей специалистов учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания семьи и детей, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, представителей региональных средств массовой информации.
Создание надежной системы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Увеличение числа несовершеннолетних, придерживающихся принципов здоровьесберегающего поведения при работе в информационном пространстве.
Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
1. Краткий анализ ситуации
В Тульской области проживает 247 тыс. детей, из них 13,5 тыс. детей в возрасте до года. Принимаемые меры по реализации государственной политики в отношении детей способствуют улучшению качества и повышению доступности медицинской помощи детскому населению.
За последние три года стабилизировались показатели рождаемости (9,5), на 25% снизились показатели младенческой смертности (5,7, в Российской Федерации - 7,3), что значительно ниже среднероссийских показателей, наметилась тенденция к снижению показателя общей заболеваемости детей (с 2316 до 2300).
Принимаются меры по профилактике заболеваний и совершенствованию медицинской помощи детям. Так, на развитие детской медицины в рамках программы модернизации здравоохранения Тульской области предусмотрено выделение средств в размере 31% от общего объема финансирования программы.
В области ежегодно обеспечивается высокий уровень вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у детей (96%). Скринингом на выявление нарушений слуха и на наследственные заболевания охвачено более 95% новорожденных. Полностью выполняется план ежегодной диспансеризации детей. Потребность детей в оказании высокотехнологичной медицинской помощи удовлетворяется в полном объеме. Детскому населению области медицинские услуги, гарантированные государством, оказываются бесплатно. Обеспечен строгий контроль за предоставлением платных услуг в государственных учреждениях здравоохранения при оказании медицинской помощи детям.
Предпринимаются действенные меры по улучшению материально- технической базы детских учреждений, стационары области обеспечены медикаментами, особенно для лечения неотложных состояний у детей, внедряются порядки и медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи, современные медицинские технологии.
В области 4 учреждения здравоохранения имеют статус Всемирной Организации Здравоохранения / Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) "Больница, доброжелательная к ребенку".
Открыто 8 кабинетов "кризисной беременности", ведется подготовительная работа по строительству нового корпуса областного перинатального центра и изоляционно-диагностического корпуса областной детской клинической больницы.
Актуальной проблемой остаются "школьные" заболевания.
Ежегодно проводимый анализ состояния заболевания школьников показывает, что с переходом из класса в класс увеличивается число детей с нарушениями зрения и осанки.
Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, немедицинского потребления детьми наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
Мониторинг потребления психоактивных веществ, проводимый ежегодно с 1999 года, позволяет следить за тенденциями в потреблении психоактивных веществ в подростковой среде.
Регион участвует в государственной информационно-коммуникационной кампании "Здоровая Россия".
За период с 2008 по 2011 годы произошло увеличение числа некурящих подростков, а также подростков, не употребляющих алкогольные напитки; снизилось количество подростков, пробовавших наркотически действующие вещества или употребляющих алкогольные напитки чаще 2 раз в месяц.
Однако по итогам 2011 года в Тульской области количество курящих детей превышает показатель в целом по Российской Федерации (соответственно 37,5% и 27%). Требуется активизировать работу среди детей и подростков по профилактике табакокурения и потребления психоактивных веществ.
Задача по созданию условий для укрепления здоровья детей в Тульской области решается также программно-целевым методом в рамках организации отдыха детей.
Сеть оздоровительных учреждений Тульской области включает 14 санаториев различной принадлежности, 18 детских оздоровительных лагерей.
Ежегодный охват детей организованным отдыхом и оздоровлением составляет в среднем более 70% от общего количества несовершеннолетних школьного возраста, проживающих в регионе.
При этом воспитанники государственных образовательных учреждений, имеющие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно обеспечиваются оздоровительными путевками как минимум на одну смену, а примерно 40% из них - на две смены и более.
Большое внимание уделяется организации питания учащихся, как важному фактору сохранения здоровья детей. В 2011/2012 учебном году в Тульской области за счет всех источников финансирования 88% учащихся получали горячее питание, однако доля учащихся, получающих двухразовое питание, составляет 41%.
За счет средств бюджета области социальную поддержку в организации питания получают учащиеся 1-5 классов общеобразовательных учреждений, учащиеся 6-9 классов, являющиеся детьми из многодетных семей, все учащиеся специальных (коррекционных) школ, учащиеся учреждений начального профессионального образования. В 2012 году расходы бюджета области на эти цели составляют более 300,0 млн. рублей.
За последние три года в организации школьного питания сложились положительные тенденции, однако она нуждается в дальнейшем совершенствовании. Соответствующие меры предусмотрены Региональной программой совершенствования школьного питания на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением правительства Тульской области от 20.12.2011 N 269.
2. Основные задачи
Создание условий для развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Стимулирование потребности детей и их родителей в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Формирование потребности у детей и их родителей в здоровом питании, совершенствование системы обеспечения питанием детей в образовательных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
Формирование мотивации у детей и подростков на ведение здорового образа жизни и создание условий для формирования ценностей здорового образа жизни для семей с детьми.
Формирование условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка по вопросам здоровьесберегающего поведения и вовлечения в активную волонтерскую деятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Формирование в обществе толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Комплексное решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей.
Обеспечение детей Тульской области современными оздоровительными услугами в рамках государственно-частного партнерства.
3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей.
Продолжение внедрения эффективных медицинских технологий на основе современных порядков и медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи детям.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности:
продолжение строительства ГУЗ "Тульская детская областная клиническая больница";
открытие коек реанимации новорожденных и развитие неонатальной хирургии;
открытие пунктов оказания неотложной помощи на базе детских поликлиник;
совершенствование системы медицинского наблюдения за детьми первого года жизни;
совершенствование работы мобильных специализированных медицинских бригад, в том числе неонатальных;
повышение доступности медицинской помощи детям, проживающим в сельских населенных пунктах;
создание телекоммуникационных систем в детских учреждениях здравоохранения для телемедицинского консультирования;
создание регионального регистра детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, и обеспечение их лекарственными препаратами;
открытие отделения паллиативного лечения для детей;
совершенствование работы медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях;
совершенствование мероприятий по межведомственному взаимодействию в вопросах охраны здоровья детей;
совершенствование системы предоставления государственных услуг по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы мер по медицинскому, социальному и психологическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая вопросы профилактики детских суицидов;
совершенствование системы медико-социальной реабилитации детей, злоупотребляющих алкоголем, допускающих немедицинское потребление наркотических, токсикоманических и других психотропных веществ с вредными последствиями.
Проведение ежегодной диспансеризации детей, пребывающих в государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области.
4. Меры по развитию политики формирования
здорового образа жизни детей и подростков
Дальнейшее совершенствование работы центров здоровья для детей и увеличение их числа.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний.
Создание благоприятных условий для формирования мотивации у детей на ведение здорового образа жизни.
Обеспечение реализации мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения, основ государственной политики здорового питания, способствующих улучшению состояния здоровья детей в Тульской области.
Совершенствование межведомственного комплекса мероприятий, направленных на половое воспитание детей, профилактику абортов среди несовершеннолетних, формирование ценностей ответственного отцовства и материнства среди молодежи.
Привлечение общественных организаций к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, направленных на улучшение положения детей в Тульской области, охрану их здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Организация и проведение на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей телефонных "горячих линий" по вопросам кризисных ситуаций, экстренной психологической и социально-правовой помощи.
Проведение психолого-медико-педагогического обследования детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.
Проведение летних профильных оздоровительно-реабилитационных и развивающих программ на базе оздоровительных организаций, а также образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области.
Оснащение учреждений социального обслуживания семьи и детей компьютерными автоматизированными психодиагностическими методиками и здоровьесберегающими программами.
Развитие детско-юношеского спорта по месту жительства, системы отбора и подготовки спортивного резерва.
5. Меры по формированию современной модели
организации отдыха и оздоровления детей, основанной
на принципах государственно-частного партнерства
Комплексное обеспечение безопасности пребывания детей в лагерях всех видов.
Укрепление материально-технической базы действующих загородных оздоровительных учреждений.
Недопущение перепрофилирования, закрытия детских оздоровительных учреждений, находящихся в собственности организаций.
Развитие системы подготовки педагогических работников для загородных оздоровительных учреждений, содействие деятельности педагогических отрядов.
Паспортизация учреждений отдыха детей и их оздоровления, актуализация реестра загородных оздоровительных учреждений Тульской области, доступ к которому возможен через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Совершенствование системы санаторного лечения детей, увеличение мощности детских санаториев, в том числе для совместного пребывания родителей с детьми.
Организация санаторного лечения детей старше 14 лет.
Строительство нового корпуса детского санатория "Мать и дитя" на 200 мест.
Создание больницы (центра) восстановительного лечения для детей.
Совершенствование реабилитации и восстановительного лечения детей с неврологическими и травматологическими заболеваниями.
6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков,
обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка
Обеспечение просветительской работы с использованием специальных обучающих программ по формированию культуры здорового питания.
Организация диетического питания для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в общеобразовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания семьи и детей.
Организация особого контроля за обеспечением качественного питания детей в образовательных, лечебно-профилактических, санаторно- курортных учреждениях.
Обеспечение сбалансированного питания детей в организованных коллективах.
Организация просветительской работы с воспитанниками учреждений социального обслуживания семьи и детей по формированию культуры здорового питания.
7. Ожидаемые результаты
Снижение показателя младенческой смертности до 5,0 на 1000 детей до года.
Снижение показателя детской смертности в первую очередь от внешних причин.
Увеличение удельного веса детей, отнесенных к первой группе здоровья, до 30 процентов.
Сокращение числа детей и подростков Тульской области, употребляющих табачную продукцию, с 37,5% в 2011 году до 15% в 2017 году.
Увеличение числа детей, получивших информацию по вопросам здорового образа жизни и выработавших стойкую мотивацию на ведение здорового образа жизни, до 50% к 2017 году.
Обеспечение лицензирования медицинских кабинетов всех образовательных учреждений Тульской области, укомплектования их медицинскими кадрами и необходимым оборудованием.
Увеличение количества образовательных учреждений Тульской области, оборудованных для проведения психолого-педагогической диагностики, коррекции и реабилитации нуждающихся детей.
Повышение эффективности оздоровления детей при условии сохранения достигнутого ранее уровня охвата их организованными формами отдыха, оздоровления и временной занятости.
V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
1. Краткий анализ ситуации
Число детей-инвалидов, проживающих в Тульской области, с 2007 года остается относительно стабильным - около 5 тысяч человек, что составляет 2% от общей численности детей в регионе. На учете в учреждениях системы социальной защиты населения Тульской области состоит 4430 детей-инвалидов.
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, в которых функционируют группы для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, созданы условия для 3913 детей данной категории.
2378 детям-инвалидам образовательные услуги предоставлены в дневных общеобразовательных учреждениях Тульской области, 708 детям-инвалидам в 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (начальная школа детский-сад, школы, школы-интернаты) для детей неслышащих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелой речевой патологией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, функционирующих на территории региона.
С целью реализации пункта 3 статьи 2 и пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" для детей, имеющих необходимые медицинские показания, организовано обучение на дому, которое осуществляется в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 10.01.2006 N 16 "Об утверждении Порядка обучения детей на дому и определения размеров компенсации затрат родителей на эти цели".
Индивидуальное обучение детей на дому организуется во всех типах и видах образовательных учреждений и регламентируется приказами органов местного самоуправления Тульской области, осуществляющих управление в сфере образования.
Общее количество детей-инвалидов, обучающихся на дому - 823 человека, что составляет 65,4% от количества детей, получающих образование в данной форме.
Для организации дистанционного образования на территории Тульской области создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором созданы условия для обучения 244 детям-инвалидам.
В Тульской области 20% семей, воспитывающих детей-инвалидов, являются неполными.
Более 70% семей с детьми-инвалидами относятся к категории малоимущих. Большинство матерей, воспитывающих детей-инвалидов, не работают в связи с необходимостью постоянного ухода за детьми.
В последние годы в связи с изменением федерального и регионального законодательства расширились задачи и полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что привело к повышению качества работы по защите прав детей данной категории в Тульской области в целом. На первый план выдвинуты задачи по профилактике социального сиротства и эффективной защите прав и законных интересов детей, лишенных родительского попечения.
В целях наиболее эффективного решения вопросов по защите прав и интересов детей-сирот, их социализации в обществе в Тульской области определено приоритетным направление развития семейных форм устройства детей, создана система поддержки семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей. На реализацию комплекса мер социальной поддержки семей данной категории из бюджета Тульской области в 2011 году израсходовано 371,5 млн. руб., на 2012 год предусмотрено 464,6 млн. руб.
В регионе на 01.07.2012 проживает 5618 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2,4% детского населения). Уровень устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан ежегодно возрастает. В семьях усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных на 01.07.2012 воспитываются 4046 детей данной категории, что составляет 72% от их общего числа. В 2011 году выявлен 721 ребенок данной категории, устроены на воспитание в семьи 615 детей, в том числе переданы под опеку 437 детей, в приемные семьи - 92 ребенка, усыновлены российскими гражданами 86 детей.
Продолжается развитие института приемной семьи. Эта форма устройства позволяет сокращать число воспитанников детских домов и школ-интернатов. По состоянию на 01.07.2012 в регионе проживают 517 приемных семей, в которых воспитываются 977 приемных детей.
В рамках организации межведомственного взаимодействия руководителями государственных образовательных учреждений Тульской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится совместная работа с территориальными отделами органов опеки и попечительства по оказанию психолого-педагогической поддержки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью.
Администрациями образовательных учреждений, педагогическими работниками, специалистами службы сопровождения - педагогом-психологом, социальным педагогом проводится работа по подготовке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в семье в рамках индивидуальных и групповых занятий, бесед, в учреждениях создаются условия для формирования навыков конструктивного общения ребенка с членами приемной семьи, в которую он будет передан.
Местными средствами массовой информации привлекается внимание населения к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенным на территории муниципального образования, распространяется опыт успешных замещающих семей (родителей) по воспитанию, социальной реабилитации и адаптации детей, имеющих статус сироты, закрепляется положительное мнение о гражданах, принявших в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях создания оптимальных условий для воспитания и развития детей в семьях усыновителей, опекунов и приемных семьях организована в 2012 году на системной основе подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В 1 полугодии 2012 года прошли обучение 22 группы граждан в количестве 314 человек.
Вместе с тем требуется дальнейшее развитие семейных форм устройства детей-сирот, включая формирование и развитие комплексной системы подготовки и сопровождения замещающих семей, обеспечение оказания своевременной юридической, медицинской, психологической и социально-педагогической помощи в воспитании, образовании и развитии подопечных детей.
Активная государственная политика, направленная на приоритет семейного устройства детей-сирот, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. По состоянию на 01.07.2012 в государственных учреждениях всех типов находятся 1572 ребенка, оставшихся без попечения родителей, из них в учреждениях системы образования - 1182 ребенка. В то же время существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 77% - дети подросткового возраста от 10 лет до 18 лет. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи, поэтому требуется принятие дополнительных мер, способствующих устройству детей старшего возраста на воспитание в семьи.
Кроме того, в настоящее время актуальным в Тульской области является создание системы постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов, направленной на оказание им помощи на первом этапе самостоятельной жизни, в том числе своевременное предоставление жилья и трудоустройство, что будет способствовать успешной их интеграции и социализации в современном обществе.
Большое внимание уделяется обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. По состоянию на 01.07.2012 на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений состоят 303 гражданина указанной категории.
Приобретение жилья осуществляется в рамках реализации долгосрочной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденной постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 375.
В 2011 году на обеспечение жильем детей-сирот из бюджета области было выделено 49,4 млн. руб., из федерального бюджета - 21,8 млн. руб., предоставлены жилые помещения 70 гражданам, при этом 27 квартир - в домах-новостройках. На 2012 год на данные цели предусмотрены из бюджета области 143,65 млн. руб. и субсидии из федерального бюджета в размере 19,79 млн. руб.
В текущем году планируется приобретение не менее 90 квартир для детей-сирот в домах-новостройках в муниципальных образованиях Тульской области с наиболее развитой социальной инфраструктурой.
2. Основные задачи
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Совершенствование деятельности учреждений, оказывающих образовательные и реабилитационные услуги детям-инвалидам и их семьям.
Внедрение инновационных программ социализации детей-инвалидов.
Совершенствование форм партнерства государственных структур, общественных организаций с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всесторонняя поддержка замещающих семей.
Формирование и развитие комплексной системы подготовки и сопровождения замещающих семей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для социализации в обществе.
3. Меры, направленные на защиту прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.
Установление дополнительных мер социальной поддержки, направленных на увеличение числа усыновлений детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание служб по осуществлению деятельности, связанной с подбором, подготовкой и сопровождением замещающих семей, в рамках проводимой оптимизации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, проведение психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Популяризация семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Совершенствование нормативной правовой базы Тульской области по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременному обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
Продолжение создания в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении министерства образования и культуры Тульской области, структурных подразделений, деятельность которых направлена на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
Создание служб постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения замещающих семей на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Подготовка специалистов служб постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения замещающих семей.
Организация профессионального сопровождения замещающих семей на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Создание условий для снижения риска повторного сиротства путем развития семейных воспитательных групп на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей.
4. Меры, направленные на государственную поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание службы социальной реабилитации детей-инвалидов на базе государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних N 2 города Тулы".
Развитие на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей служб сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Обеспечение взаимодействия государственных ведомств и учреждений, общественных организаций, органов местного самоуправления в решении проблем адаптации в обществе детей-инвалидов и их семей.
Обеспечение повышения профессионального мастерства и компетентности специалистов, работающих с детьми-инвалидами.
Укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов, проживающих в семьях.
Привлечение внимания общественных организаций, средств массовой информации к проблемам социализации детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются; активизация деятельности общественных организаций, работающих с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни. Обеспечение доступности услуг учреждений культуры, создание системы творческой реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, вовлечение их в занятия физкультурой и спортом.
Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений профессионального образования.
5. Ожидаемые результаты
Увеличение доли детей-инвалидов и членов их семей, получающих услуги по социальной реабилитации в учреждениях, занимающихся проблемами детей и семей данной категории, от их общего количества.
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.
Сокращение числа воспитанников интернатных учреждений.
Достижение положительной динамики социальной адаптации выпускников интернатных учреждений.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
VI. Создание системы защиты и обеспечения прав
и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
1. Краткий анализ ситуации
Меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, назначению административных наказаний за правонарушения, совершенные несовершеннолетними и в их отношении, в Тульской области осуществляются областной и 32 муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ежегодно рассматривается около 10 тыс. персональных дел, в том числе порядка 8 тыс. материалов об административных правонарушениях, около 400 дел по постановлениям об отказе в возбуждении уголовного дела (о прекращении уголовного дела) по фактам совершения несовершеннолетними преступлений и общественно опасных деяний, около 800 материалов по вопросам защиты прав детей на образование, около 150 материалов по вопросам защиты прав детей на жилье и имущество, около 650 жалоб и заявлений граждан по вопросам защиты иных прав несовершеннолетних.
В соответствии с планами индивидуальной профилактической работы все несовершеннолетние, состоящие на учете, вовлечены в социально-реабилитационные программы, реализуемые учреждениями образования, социального обслуживания, по работе с молодежью по месту жительства.
2. Основные задачи
Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении.
Разработка долгосрочной целевой программы по защите детей в Тульской области от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
3. Меры, направленные на реформирование законодательства
Тульской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей
Нормативное закрепление порядка действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по фактам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Внесение в Закон Тульской области от 7 декабря 2005 года N 657-ЗТО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Тульской области и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" дополнений в части определения мер реагирования по фактам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Принятие нормативного правового акта Тульской области о региональном банке данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия
Создание служб примирения, нацеленных на разрешение детских конфликтов, профилактику правонарушений несовершеннолетних, на базе образовательных и детских социозащитных учреждений региона.
Внедрение восстановительного подхода в деятельность муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация на муниципальном уровне обучающих семинаров по использованию восстановительных технологий.
5. Меры, направленные на улучшение положения детей в
период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной
системы и в постпенитенциарный период
Формирование муниципальных моделей единого реабилитационного пространства по ресоциализации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении
несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
Проведение образовательными учреждениями просветительской работы с родителями, направленной на профилактику жестокого отношения к детям в семьях.
Осуществление систематического контроля за условиями содержания детей-сирот в государственных образовательных учреждениях с целью недопущения жестокого обращения и насилия по отношению к ним.
Организация на базе государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Суворовского района" группы длительной социальной реабилитации детей в посттравматический период, в том числе пострадавших от жестокого обращения.
7. Ожидаемые результаты
Формирование дифференцированного подхода в деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по реагированию на различные типы ситуаций и материалов, связанных с нарушением прав и законных интересов детей.
Осуществление эффективной реабилитации детей, пострадавших от насилия.
Повышение качества мероприятий по реабилитации и социализации детей, находящихся в конфликте с законом.
Улучшение социально-психологического климата в семьях с детьми, а также в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Снижение числа детей, пострадавших от жестокого обращения.
VII. Дети - участники реализации региональной стратегии
1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты.
В большинстве школ Тульской области образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
2. Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
Информационное обеспечение и подготовка кадров детских общественных организаций Тульской области.
4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие региональных нормативных актов в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизм реализации региональной стратегии
Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом реализации Региональной стратегии является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Неотъемлемой частью Региональной стратегии являются принятые в Тульской области долгосрочные целевые программы.
Региональная стратегия реализуется посредством принятия Плана первоочередных мероприятий до 2014 года и на период 2015-2017 годов.
Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Планирование расходов на реализацию Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы осуществляется в рамках формирования долгосрочных целевых и иных программ, а также сметных ассигнований исполнителей.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тульской области от 8 октября 2012 г. N 621-р "О Стратегии действий в интересах детей Тульской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.