Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
правительства Тульской области
от 27 декабря 2012 г. N 774
Региональная программа
"Кадровое обеспечение задач жилищного строительства
в Тульской области на 2012-2015 годы"
Паспорт
региональной программы
Наименование программы |
Региональная программа "Кадровое обеспечение задач жилищного строительства в Тульской области на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
|
Дата принятия решения о разработке Программы (дата и номер нормативного акта) |
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.03.2011 N 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства" |
|
Государственный заказчик |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области |
|
Основные разработчики Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство здравоохранения и социального развития Тульской области |
|
Исполнители Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области; министерство образования и культуры Тульской области; министерство здравоохранения и социального развития Тульской области; министерство труда и социальной защиты Тульской области; Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Объединение строителей Тульской области" (по согласованию); государственные образовательные учреждения начального профессионального образования (далее - НПО) (по согласованию); государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (далее - СПО) (по согласованию); государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - ВПО) (по согласованию); |
|
Цели и задачи Программы |
Цель - кадровое обеспечение задач жилищного строительства, запланированных в долгосрочной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тульской области на 2011-2016 годы", утвержденной постановлением администрации Тульской области от 25.10.2010 N 1012. Задачи: создание эффективной системы профессионального образования всех уровней, ориентированной на потребности строительного комплекса; формирование эффективной модели частно-государственного партнерства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Значения показателей к 2015 году: наличие в Тульской области специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности в сфере жилищного строительства - 14 463 человека при расчетной потребности в специалистах строительных специальностей, осуществляющих строительство жилья - 24883 человека; годовой объем выпуска специалистов - 1369 человек; дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) - 1387 человек; количество учебных заведений в регионе, осуществляющих подготовку специалистов строительных специальностей - 25 единиц |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2012-2015 годы |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Тульской области в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением администрации Тульской области от 22.07.2009 N 559. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 2,0 млн. рублей, в том числе: в 2012 году - 2,0 млн. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Организация взаимодействия образовательных учреждений и строительных компаний в целях регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг; создание модели частно-государственного партнерства, обеспечивающей эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров строительного комплекса области |
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Одним из основных направлений развития строительного комплекса области и увеличения объемов вводимого жилья является развитие кадрового потенциала отрасли.
По данным обследования строительных организаций, проведенного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (далее - Туластат), среди факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций области в 2011 году, недостаток квалифицированных кадров стоит на третьем месте.
Оценка факторов, ограничивающих деловую активность
строительных организаций (по данным Туластата)
(на конец года, в процентах от числа обследованных организаций)
|
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Высокий уровень налогов |
53 |
44 |
44 |
43 |
61 |
Конкуренция со стороны других строительных фирм |
18 |
17 |
18 |
40 |
40 |
Недостаток квалифицированных рабочих |
25 |
32 |
25 |
33 |
38 |
Недостаток заказов на работы |
27 |
18 |
42 |
37 |
17 |
Высокая стоимость материалов, изделий |
30 |
29 |
22 |
22 |
27 |
Неплатежеспособность заказчиков |
13 |
24 |
29 |
19 |
20 |
Высокий процент коммерческого кредита |
10 |
20 |
13 |
9 |
10 |
Нехватка и изношенность машин и механизмов |
7 |
2 |
4 |
2 |
1 |
На основе результатов проведенного анализа развития рынка жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тульской области на 2011-2016 годы", утвержденной постановлением администрации Тульской области от 25.10.2010 N 1012, (далее - Долгосрочная программа) утверждены установленные Министерством регионального развития Российской Федерации показатели ежегодного увеличения ввода жилья с ростом в 2015 году - до 690 тыс. кв. метров, что в 2,6 раза больше, чем в 2011 году; и индикативные показатели на 2016-2020 годы с ростом в 2020 году - до 1,541 млн. кв. метров, что в 5,9 раза больше, чем в 2011 году.
Долгосрочная программа разработана, исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в области, и призвана стать базовым документом, в соответствии с которым будут совершенствоваться механизмы развития рынка жилья и формироваться нормативно-правовая база по его регулированию.
В том числе будет решаться проблема кадрового обеспечения строительной отрасли как одна из наиболее важных для выполнения задачи по увеличению объемов строительства жилья в области.
По данным Туластата в строительном комплексе Тульской области 2205 организаций, в том числе:
1848 строительных организаций, из них с численностью работников свыше 200 человек - 13, от 101 до 200 человек - 24, до 100 человек - 1811 или 98% от общего количества строительных организаций; частными являются 97,6% строительных организаций;
228 организаций по производству прочих неметаллических минеральных продуктов;
129 - проектно-изыскательских организаций.
Среднегодовая численность занятых в строительстве за 2010 год - 48,8 тыс. человек.
Среднесписочная численность работников за 2010 год:
в строительстве - 22,9 тыс. человек;
в организациях по производству прочих неметаллических минеральных продуктов - 8,1 тыс. человек;
в проектно-изыскательских организациях - 2,1 тыс. человек.
Строительное сообщество с 1 января 2010 года перешло на саморегулирование. В области успешно осуществляется процесс вступления строительных и проектных организаций в саморегулируемые организации (далее - СРО). Несмотря на то, что финансовое положение многих строительных компаний и проектных организаций подорвал кризис, и, несмотря на объективные сложности, предприятия изыскали средства для вступления в СРО. В области созданы четыре некоммерческих партнерства:
"СРО "Объединение строителей Тульской области", состоящая из 336 организаций, из них тульских организаций - 323;
"СРО "Объединение проектировщиков Тульской области", состоящая из 133 организаций, из них тульских организаций - 125;
"СРО "Объединение строителей по реконструкции, капитальному ремонту и строительству на объектах Приокского региона", состоящая из 132 организаций, из них тульских организаций - 98;
Филиал Некоммерческого партнерства "Центр Объединения Строителей "СФЕРА-А" Тульская область", включающий 60 тульских организаций.
Кроме того, на территории области осуществляет свою деятельность ряд филиалов и представительств саморегулируемых организаций из других регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, в которые вошли порядка 100 организаций.
Подготовку специалистов строительных специальностей в Тульской области осуществляют образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования.
Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тульский государственный университет" (далее - ФГОУ ВПО "Тульский государственный университет"). В 2009-2011 годах по 9 строительным специальностям высшего профессионального образования подготовлен 971 специалист (приложение N 1).
Специалистов среднего профессионального образования строительных специальностей готовят 3 государственных образовательных учреждения: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Тульский коммунально-строительный техникум"; государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Новомосковский строительный техникум"; государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Тульский сельскохозяйственный колледж им. Ефанова".
За 2009-2011 годы по 12 строительным специальностям среднего профессионального образования подготовлен 1291 специалист (приложения N 2 и N 3).
Подготовку кадров строительных специальностей по программам начального профессионального образования в Тульской области осуществляют 21 образовательное учреждение, в том числе: профессиональных училищ - 12, профессиональных лицеев - 4, техникумов - 3 (государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Тульский промышленный техникум", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Болоховский машиностроительный техникум", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Донской политехнический техникум"), 2 колледжа (государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Тульский государственный технологический колледж", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Тульский колледж строительства и отраслевых технологий").
За 2009-2011 годы выпуск специалистов строительных специальностей начального профессионального образования составил 1783 человека (приложение N 4).
Кроме того, ряд коммерческих образовательных центров осуществляют профессиональную подготовку кадров рабочих профессий: каменщик, рабочий люлек, стропальщик, кузнец, сварщик, а также подготовку технических работников по охране труда и работе с грузоподъемными механизмами.
Профессиональную переподготовку кадров строительных специальностей по программам начального профессионального образования осуществляют 15 учебных заведений, в том числе: 8 училищ, 3 лицея, 2 техникума (государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Болоховский машиностроительный техникум", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Донской политехнический техникум"), 2 колледжа (государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Тульский колледж строительства и отраслевых технологий", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области "Тульский государственный технологический колледж").
Повышение квалификации кадров строительных специальностей по программам начального профессионального образования осуществляют: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Тульской области "Профессиональное училище N 10" (г. Новомосковск) и государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Тульской области "Профессиональный лицей N 19" (г. Кимовск). За 2008-2010 годы повысили квалификацию 85 человек.
За 2009-2011 годы профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров строительных специальностей по программам начального профессионального образования прошли 2343 человека (приложение N 5)
Повышение квалификации специалистов высшего профессионального образования осуществляется ФГОУ ВПО "Тульский государственный университет" при кафедре "Строительство, строительные материалы и конструкции". За 2009-2011 годы на курсах повышения квалификации повысили квалификацию 792 специалиста строительных специальностей (приложение N 6).
Особого внимания требуют вопросы трудоустройства выпускников по специальности. Эта проблема стоит достаточно остро, как для выпускников ФГОУ ВПО "Тульский государственный университет", так и выпускников строительных специальностей техникумов, колледжей, профессиональных училищ и лицеев.
В настоящее время во всех образовательных учреждениях области созданы центры (службы) содействия трудоустройству выпускников, которые проводят анализ спроса на квалифицированных рабочих и специалистов, отслеживают распределение выпускников в течение года после окончания учебного заведения.
По данным учебных заведений процент трудоустройства выпускников в сфере строительства выглядит следующим образом:
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество подготовленных специалистов всех уровней образования |
1385 |
1397 |
1398 |
Количество трудоустроенных выпускников всех уровней образования |
1247 |
1257 |
1259 |
% трудоустройства выпускников всех уровней образования |
90 |
90 |
90 |
Количество трудоустроенных выпускников всех уровней образования в сферу жилищного строительства |
798 |
804 |
809 |
% трудоустройства выпускников всех уровней образования в сферу жилищного строительства |
58 |
58 |
58 |
В заявках работодателей на специалистов строительной отрасли высшей, средней и начальной квалификации предъявляются требования к определенному стажу работы соискателя. Имеет место несоответствие между требованиями работодателей к специалисту строительной отрасли, особенно начального профессионального образования, и возможностями учебного заведения в подготовке именно такого специалиста из-за несовершенства инфраструктуры учебного заведения. Это связано с нежеланием многих руководителей строительных предприятий организовать проведение стажировки на своих предприятиях инженерно-педагогического персонала учебных заведений, выделить расходные материалы для организации производственного обучения, принять участие в модернизации материально-технической базы учебного заведения.
В 2009-2011 годах на объекты жилищного строительства при содействии органов занятости населения были трудоустроены 5950 безработных граждан, из них: в 2009 году - 1660 человек, в 2010 году - 2174 человека, в 2011 году - 2126 человек; направлены на профессиональное обучение по профессиям (специальностям), востребованным строительной отраслью, 953 человека, из них: в 2009 году - 274 человека, в 2010 году - 370 человек, в 2011 году - 309 человек. Из направленных на профессиональное обучение за три года трудоустроено 697 человек.
Проводимая работа организовывалась в соответствии с долгосрочной целевой программой "Содействие занятости населения Тульской области на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 N 330, и финансирование которой осуществлялось за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Тульской области.
На базе учреждений профессионального образования Тульской области созданы центры (службы) содействия трудоустройству выпускников. Данные службы проводят анализ спроса на квалифицированных рабочих и специалистов, определение целевых групп работодателей в соответствии со спецификой образовательных программ учреждений профессионального образования.
Образовательными учреждениями Тульской области проводится целенаправленная работа по расширению участия работодателей в вопросах содействия трудоустройству выпускников, организация производственной стажировки обучающихся и студентов за счет увеличения доли подготовки специалистов по заявкам работодателей.
Государственные образовательные учреждения профессионального образования тесно сотрудничают с центрами занятости населения Тульской области, кадровыми агентствами, отделами кадров предприятий и организаций.
Органами службы занятости населения Тульской области осуществляются мероприятия по трудоустройству безработных граждан на объекты отрасли жилищного строительства и профессиональному обучению по профессиям (специальностям) строительного профиля, востребованным на региональном рынке труда.
В 2011 году органами занятости населения Тульской области проводилась работа по переобучению безработных граждан по профессиям (специальностям), востребованным на строительстве объектов жилищного строительства: 131 безработный гражданин был направлен на профессиональное обучение по таким рабочим профессиям как каменщик, столяр строительный, маляр, штукатур, облицовщик-плиточник, электрогазосварщик.
В целях поднятия престижа строительных профессий ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства на базе профессиональных училищ области.
За последние три года увеличился дефицит рабочих кадров практически по всем основным специальностям. За период 2009-2011 годы кадровые проблемы решались, в том числе, и за счет дешевой рабочей силы из дальнего и ближнего зарубежья.
Привлечение иностранных работников в строительную отрасль
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Квота привлечения иностранных работников в строительную отрасль |
9303 |
9288 |
6292 |
% иностранных работников в жилищном строительстве |
49 |
49 |
71 |
В 2011 году 97 работодателей привлекли иностранных работников по профессиям рабочих:
монтажник; электромонтажник-наладчик; монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций; формовщик железобетонных изделий и конструкций; каменщик; бетонщик; арматурщик; монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха; электросварщик ручной сварки; электрогазосварщик; сварщик арматурных сеток и каркасов; огнеупорщик; штукатур; облицовщик-плиточник; плотник; маляр; машинист крана (крановщик); машинист экскаватора; кровельщик по рулонным кровлям и кровлям из штучных материалов; слесарь по сборке металлоконструкций; электромонтер; слесарь-сантехник; слесарь-электрик; слесарь-ремонтник.
В связи с наметившейся тенденцией стабилизации экономической ситуации в области в 2011 году напряженность на рынке труда области составляла один человек, незанятого трудовой деятельностью в расчете на одну заявленную вакансию.
Важным направлением по содействию работодателям в поиске необходимых специалистов по строительным профессиям является организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
При участии службы занятости населения для строительной отрасли проводятся: ярмарки вакансий рабочих мест для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования строительного профиля, ярмарки вакансий рабочих мест строительных профессий и специальностей, отраслевые ярмарки с участием строительных предприятий.
Строительный комплекс представлен в ежегодной областной ярмарке вакансий и рабочих учебных мест.
На регистрируемом рынке труда продолжают испытывать трудности в поиске работы выпускники учебных заведений.
За 2009-2011 годы в органы службы занятости населения Тульской области обратилось 207 выпускников образовательных учреждений, имеющих строительные профессии и специальности (2009 год - 22 чел., 2010 год - 96 чел., 2011 год - 89 чел.), из них трудоустроено - 108 человек (2009 год - 14 чел., 2010 год - 48 чел., 2011 год - 46 чел.). Безработными признаны 167 выпускников (2009 год - 17 чел., 2010 год - 75 чел., 2011 год - 75 чел.), из которых направлено на переподготовку 16 человек (2009 год - 1 чел., 2010 год - 7 чел., 2011 год - 8 чел.).
Трудоустройство выпускников образовательных учреждений,
имеющих строительные профессии и специальности
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество выпускников образовательных учреждений, имеющих строительные профессии и специальности, обратившихся в органы службы занятости населения, человек |
22 |
96 |
89 |
Из них трудоустроено в отрасль жилищного строительства, человек |
14 |
48 |
46 |
Признано безработными, человек |
17 |
75 |
75 |
Из них направлено на переподготовку, человек |
1 |
7 |
8 |
Органы службы занятости населения Тульской области организуют профессиональное обучение, переобучение, переподготовку безработных граждан под потребности рынка труда. В целях обеспечения кадровой потребности строительной отрасли в 2012-2015 годах планируется направить на обучение не менее 690 безработных, в том числе:
в 2013 году - 250 чел.,
в 2014 году - 230 чел.,
в 2015 году - 210 чел.
С ведущими строительными организациями учреждения НПО/СПО/ВПО имеют договоры о сотрудничестве, в соответствии с которыми идет согласование перечня выпускных квалификационных работ; участие работодателей в работе государственных аттестационных комиссий, профориентационных мероприятиях; организация прохождения практик, стажировок; выполнение ВУЗами НИР; организация подготовки специалистов в ВУЗах на платной основе.
Реализацию проектов по вводу в действие объектов жилищного и социального назначения, инженерных сетей и дорог в течение 2009 года осуществляли: 14670 специалистов, из них с высшим профессиональным образованием - 2127 специалистов, со средним профессиональным образованием - 587 специалистов, с начальным профессиональным образованием - 11956 специалистов с учетом специалистов, получивших профессиональную подготовку в коммерческих центрах профессиональной подготовки.
Ввод в действие объектов жилищно-гражданского и социально-культурного назначения, инженерных сетей и дорог Тульской области, учтенный при анализе количества специалистов, в 2009-2011 годах указан в приложении N 7.
Индикаторы кадрового обеспечения
регионального строительного комплекса Ккорс
|
|
Годы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Объем капитального строительства (кв. м.) |
S |
417150 |
394790 |
262700 |
Общее количество специалистов отрасли, занимающих должности по специальностям строительной сферы, осуществляющих строительство жилья, всего, в том числе: |
N |
14670 |
14280 |
14569 |
специалисты |
N1 |
2127 |
2071 |
2113 |
линейный персонал |
N2 |
587 |
571 |
583 |
рабочие |
N3 |
11956 |
11638 |
11873 |
Ккорс I (интегральный) |
St/N |
28,44 |
27,65 |
27,1 |
Ккорс i (по категориям персонала, i-индекс категории, t - год) |
St/Nt |
|
|
|
специалисты |
St/N1t |
196,12 |
190,63 |
186,86 |
линейный персонал |
St/N2t |
710,6 |
691,4 |
677,25 |
рабочие |
St/N3t |
34,89 |
33,92 |
33,25 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса
между категориями персонала Кскп
|
|
Годы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
специалисты |
(N1/N1=) 1 |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал |
N2/N1 |
0,27 |
0,275 |
0,276 |
рабочие |
N3/N1 |
5,84 |
5,62 |
5,62 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса
между уровнями профессионального образования Купо
|
|
Годы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Количество специалистов: |
|
14670 |
14280 |
14569 |
ВПО |
Nвпо |
2127 |
2071 |
2113 |
СПО |
Nспо |
587 |
571 |
583 |
НПО |
Nнпо |
11956 |
11638 |
11873 |
Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо |
|
|
|
|
ВПО |
(Nвпо/Nвпо =) 1 |
1 |
1 |
1 |
СПО |
Nспо/Nвпо |
0,27 |
0,275 |
0,276 |
НПО |
Nнпо/Nвпо |
2,78 |
5,62 |
5,62 |
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения
регионального строительного комплекса Кмигр
|
|
Годы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Количество иностранных специалистов в строительстве, человек |
М |
4820 |
5595 |
5571 |
специалисты |
М1 |
1 |
2 |
1 |
линейный персонал |
М2 |
18 |
13 |
31 |
рабочие |
М3 |
4801 |
5580 |
5539 |
Индикатор Кмигр |
|
|
|
|
специалисты |
(М1/М1 =) 1 |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал |
М2/М1 |
18 |
6,5 |
31 |
рабочие |
М3/М1 |
4801 |
2790 |
5539 |
Таким образом, в регионе имеется достаточная сеть учреждений профессионального образования, которые обеспечивают строительную отрасль, в том числе строительство жилья, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур квалифицированными кадрами рабочих и специалистами разного уровня, их переподготовку и повышение квалификации.
Основные проблемы в сфере подготовки кадров
1. Объемы подготовки и качество профессионального образования.
Отсутствует реальная прогнозная потребность в кадрах рабочих и специалистов строительной отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе которой должен формироваться региональный заказ в системе профессионального образования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Поэтому учебные заведения в своем большинстве в условиях ограниченного финансирования самостоятельно определяют номенклатуру реализуемых профессий (специальностей), исходя из критериев собственного устойчивого развития. Кроме того, не определен перечень востребованных профессий и специальностей, необходимых для решения задач строительства, в том числе строительства жилья.
Объемы подготовки кадров в учреждениях НПО и СПО области в 2009-2011 годах определялись на основе контрольных показателей, доводимых до подведомственных образовательных учреждений на подготовку кадров в системе профессионального образования в установленном порядке.
2. Современный рынок строительных технологий развивается столь быстрыми темпами, что большинство учебных заведений не успевают скорректировать учебные программы или разработать новые. В итоге специалисты, которых выпускают учебные заведения, не готовы к работе с современными технологиями. Большинству молодых специалистов не хватает практических знаний и навыков работы по специальности. В результате должности ведущих специалистов и менеджеров строительных предприятий в основном занимают специалисты пенсионного и предпенсионного возраста. Работодатели отмечают низкое качество подготовки части выпускников, необходимость для них длительного адаптационного периода. От квалификации зависит не только качество строительства, но и статистика несчастных случаев, которые чаще всего происходят с людьми, не обладающими достаточной квалификацией.
Сегодня организации используют десятки новейших технологий жилищного домостроения. Предлагаемые образовательные услуги в системе профессионального и дополнительного профессионального образования не всегда соответствуют ожиданиям работодателей (устаревшее оборудование, невыполнение функции опережающего обучения).
Учреждения разных уровней образования не имеют преемственных образовательных программ и программ, обучение по которым идет в сокращенные сроки на основе уже полученного профессионального образования (НПО/СПО/ВПО). В системе профессионального образования не разработаны механизмы совместного использования кадровых, методических, материальных ресурсов.
3. Недостаточно эффективно решаются проблемы закрепления выпускников на предприятиях во время их обучения. Договоры на подготовку кадров не предусматривают вопросы последующего трудоустройства. 20% выпускников уходят служить в ряды вооруженных сил, по возвращении также имеют проблемы с трудоустройством, так как не связаны с конкретной организацией.
По итогам опроса 29% молодых рабочих и специалистов не удовлетворены заработной платой и условиями работы в организации, поэтому устроившись на предприятие, ищут новое место работы (высокая текучесть кадров).
Только незначительная часть организаций эффективно работают по привлечению и закреплению специалистов. Так, в ЗАО "Внешстрой", ООО "КНАУФ Гипс Новомосковск", ООО "Тулацемент" для привлечения и закрепления специалистов реализуются корпоративные программы обеспечения жильем работников предприятия. С целью ускорения процесса адаптации вновь поступающих работников, изучения технологических процессов, специфики производства, закрепления профессиональных навыков, повышения качества выпускаемой продукции в ряде предприятий внедрена система наставничества, действует ряд других мер поддержки молодых специалистов.
4. Образовательное учреждение и организация-работодатель слабо информированы о проблемах функционирования и перспективах развития друг друга, задач развития отрасли в целом.
5. Кадровые службы ряда организаций формально относятся к планированию перспектив развития, подбора кадров, повышения квалификации и аттестации.
Для решения вышеназванных проблем и обеспечения достаточного количества рабочих и специалистов для строительной отрасли необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Прежде всего, учитывая недостаточную эффективность, разобщенность и громоздкость взаимодействия структур, участвующих в подготовке кадров строителей, представляется важным усиление координирующей роли органов исполнительной власти области. Для решения поставленных задач будет создана межведомственная рабочая группа по подготовке кадров, которая обеспечит формирование единой региональной кадровой политики в строительстве, гарантирующей качество подготовки рабочих и специалистов всех уровней и их востребованность на производстве.
Оценка потребности в кадрах для реализации задач строительства жилья, определение перечня востребованных профессий и специальностей и их постоянная корректировка позволят поставить конкретные задачи по подготовке кадров перед системой высшего, среднего и начального профессионального образования.
Будут выстроены образовательные цепочки учреждений НПО, СПО, ВУЗов и учреждений дополнительного профессионального образования и организаций (совместное использование материальных, методических, кадровых ресурсов при реализации гибких образовательных программ с участием работодателей). В отраслевых учебных заведениях планируется подготовка специалистов смежных профессий, продиктованная требованиями современного рынка труда, модернизацией технологий и производств, появлением новых профессий.
Существенно скорректировать практическую направленность учебного процесса с ориентацией на предприятия позволит государственно-частное партнерство, включающее заключение целевых договоров на подготовку кадров, использование различных моделей софинансирования обучения слушателей за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Оперативное обеспечение задач строительства и жилищной политики планируется обеспечить через систему дополнительного профессионального образования (ресурсные центры учреждений профессионального образования, повышение квалификации и переподготовка кадров в учебных центрах организаций). Подготовка необходимых кадров здесь осуществляется в короткие сроки (от 1 месяца), нет стандартов, есть требования к учебным программам, что позволит системе дополнительного профессионального образования выполнять функцию опережающей подготовки, оперативно реагировать на потребности строительных организаций. Будет создана база данных и система мониторинга для регулирования отраслевой системы профессионального образования. В ресурсных центрах будет открыта подготовка по наиболее востребованным программам дополнительного профессионального образования. Также особое внимание будет уделено вопросам аттестации кадров и проблемам охраны труда.
Программа, как организационная основа региональной политики в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в строительстве, в том числе в жилищном, представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий, затрагивающих систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в строительном комплексе предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в профессиональном образовании.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации,
целевые показатели Программы
2.1. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы:
Кадровое обеспечение задач жилищного строительства, запланированных в Долгосрочной программе.
Задачи:
Создание эффективной системы профессионального образования всех уровней, ориентированной на потребности строительного комплекса;
формирование эффективной системы частно-государственного партнерства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей.
2.2. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап - 2012-2015 годы.
2.3. Целевые показатели Программы
Система целевых показателей реализации Программы описывает количественные характеристики, позволяющие оценить кадровое обеспечение строительной отрасли Тульской области, а также достижение необходимых целей и задач в процессе реализации мероприятий Программы и к концу планируемого периода.
Оценка эффективности реализации Программы будет ежегодно производиться на основе системы целевых показателей, которая обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период реализации Программы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Программой предусматриваются следующие важнейшие целевые показатели по основным направлениям реализации Программы:
- наличие в Тульской области специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности в сфере жилищного строительства;
- годовой объем выпуска специалистов;
- дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
- количество учебных заведений в регионе, осуществляющих подготовку специалистов строительных специальностей.
Для каждого из показателей в Программе установлено целевое значение на 2015 год и промежуточные значения на период с 2012 по 2015 год.
Перечень целевых показателей Программы представлен в приложении N 8.
В приложениях N 9 - N 15 приведены подробные сведения:
- о наличии в Тульской области специалистов, работающих на должностях, к которым предъявляются требования знаний и навыков по профессиям НПО, СПО, ВПО (жилищное строительство) (приложения N 9, N 10);
- о потребности в специалистах по профессиям НПО, СПО, ВПО (жилищное строительство) на 2012-2015 годы (приложения N 11, N 12);
- об образовательных учреждениях Тульской области, осуществляющих подготовку специалистов НПО, СПО, ВПО (жилищное строительство) с указанием выпуска специалистов в 2012-2015 годах (приложения N 13, N 14);
- об образовательных учреждениях НПО и ВПО, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации в 2012-2015 годах (приложение N 15).
3. Мероприятия Программы
Для достижения установленных целевых показателей Программы необходима реализация комплекса мер, направленных на обеспечение строительного комплекса области управленческими кадрами, специалистами и рабочими кадрами, уровень профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации которых должен соответствовать современному и перспективному развитию отрасли.
4. Ресурсное обеспечение Программы
На создание ресурсных центров государственных учреждений профессионального образования, открытие новых направлений подготовки запланированы средства бюджета Тульской области в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением администрации Тульской области от 22.07.2009 N 559, в 2012 году в размере 2,0 млн. рублей. В 2013, 2014 и 2015 годах планируется реализовать комплекс мероприятий, не требующих финансирования. Финансирование мероприятий Программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению.
5. Управление реализацией Программы
Управление реализацией Программы представляет собой построение единой организационной системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров.
Развитие начального и среднего профессионального образования для нужд строительного комплекса Тульской области возможно на условиях частно-государственного партнерства путем создания на базе образовательных учреждений Тульской области профильных ресурсных центров по инициативе объединений работодателей при активной государственной финансовой поддержке.
Для привлечения предприятий строительного комплекса Тульской области к эффективному взаимодействию с учебными заведениями необходимо создать вневедомственную рабочую группу по подготовке квалифицированных кадров и попечительские советы при учебных заведениях, задачами которых станут: максимально полное удовлетворение потребности строительных организаций в квалифицированных рабочих и специалистах наиболее востребованных профессий; своевременная корректировка учебных планов и программ, нацеленных на удовлетворение современных требований к квалификации работника; развитие и укрепление учебно-материальной базы учебных заведений; создание условий для переподготовки и повышения квалификации.
Отработку эффективного взаимодействия организаций строительного комплекса с учебными заведениями уже сегодня можно осуществлять на базе:
Комплексного учебного центра дополнительного профессионального образования при государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области "Новомосковский строительный техникум";
Центра развития профессиональных квалификаций рабочих кадров при государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области "Тульский колледж строительства и отраслевых технологий";
Ресурсного центра строительного профиля при государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области "Профессиональный лицей N 18".
Выполнение Программы осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, который приведен в приложении N 16 к Программе.
Мониторинг за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Координацию взаимодействия при реализации на территории области Программы с государственными образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку кадров для строительной отрасли Тульской области, с органами исполнительной власти Тульской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области, научными и общественными организациями, работодателями и другими социальными партнерами будет осуществлять создаваемая правительством Тульской области межведомственная рабочая группа по подготовке кадров в сфере строительства.
Реализация Программы предусматривает участие органов исполнительной власти Тульской области и органов местного самоуправления Тульской области в проведении предусмотренных перечнем мероприятий, осуществление их мониторинга и оценки эффективности их реализации.
Оперативное управление и текущий контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
В соответствии с перечнем мероприятий Программы исполнители ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют государственному заказчику Программы отчет о ходе выполнения мероприятий Программы, ответственными за выполнение которых они являются.
Государственный заказчик Программы ежеквартально размещает информационные и методические материалы по реализации Программы на сайте министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В рамках Программы планируется обеспечить строительный комплекс Тульской области необходимым кадровым потенциалом.
За 4 года планируется обеспечить 10540 мест, в том числе для подготовки специалистов - 5552 места, переподготовки - 3470 мест, повышения квалификации - 1518 мест.
Количество мест для подготовки, повышения квалификации, переподготовки специалистов строительного профиля в образовательных учреждениях Тульской области на 2012 - 2015 годы
Годы |
Подготовка |
Переподготовка |
Кроме того, повышение квалификации |
ВСЕГО |
|||||
Итого |
НПО |
СПО |
ВПО |
Итого |
НПО |
ВПО |
|||
2012 |
1378 |
564 |
484 |
330 |
750 |
352 |
135 |
217 |
2480 |
2013 |
1398 |
561 |
491 |
386 |
810 |
377 |
160 |
217 |
2585 |
2014 |
1407 |
561 |
471 |
375 |
920 |
392 |
175 |
217 |
2719 |
2015 |
1369 |
561 |
471 |
337 |
990 |
397 |
180 |
217 |
2756 |
Итого |
5552 |
2247 |
1877 |
1468 |
3470 |
1518 |
650 |
868 |
10540 |
За этот период предполагается провести обучение, повышение квалификации, переподготовку 10540 специалистов строительного профиля (при условии заполнения 85% учебных мест), в том числе по годам:
в 2012 году - 2480 человек;
в 2013 году - 2585 человек;
в 2014 году - 2719 человек;
в 2015 году - 2756 человек.
Таким образом, количество подготовленных кадров с учетом положительной миграции иностранной рабочей силы в полном объеме будет восполнять убытие специалистов (в связи с уходом на пенсию и по другим основаниям), составляющее 5-8% в год от общей численности занятых, и обеспечивать положительное сальдо численности работающих в строительном комплексе региона.
Ожидаемые результаты представлены количественно измеримыми целевыми индикаторами и показателями и следующими показателями эффективности от реализации мероприятий, которые не могут быть представлены в количественном эквиваленте:
- сетевое взаимодействие образовательных учреждений и строительных компаний в целях эффективного использования ресурсов региона;
- создание условий для развития и модернизации системы профориентации учащейся молодежи и трудоустройства выпускников образовательных учреждений;
- создание условий для организации прохождения курсов повышения квалификации, стажировки педагогических работников в компаниях строительного комплекса;
- создание условий для проведения мониторинга деятельности учреждений и исследований в области профессионального образования, в том числе трудоустройства выпускников;
- создание и развитие системы государственно-общественной аккредитации образовательных программ, системы сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений.
6.1. Индикаторы кадрового обеспечения
регионального строительного комплекса Ккорс
Индикаторы Ккорс (интегральный и по категориям персонала) характеризуют общую и по категориям кадровую обеспеченность осуществленных и планируемых объемов капитального строительства.
Годы |
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Объем капитального строительства (кв. м.) |
S |
380000 |
480000 |
560000 |
690000 |
Общее количество специалистов строительной отрасли, занимающих должности по специальностям строительной сферы, осуществляющих строительство жилья, всего, в том числе: |
N |
13644 |
14432 |
14822 |
14463 |
специалисты |
N1 |
1978 |
2093 |
2149 |
2097 |
линейный персонал |
N2 |
546 |
577 |
593 |
579 |
рабочие |
N3 |
11120 |
11762 |
12080 |
11787 |
Ккорс I (интегральный) |
St/N |
34,81 |
33,26 |
37,78 |
47,71 |
Ккорс i (по категориям персонала, i - индекс категории, t - год) специалисты |
St/N1t |
240,14 |
299,33 |
260,59 |
329,04 |
линейный персонал |
St/N2t |
869,96 |
831,89 |
944,35 |
1191,7 |
рабочие |
St/N3t |
42,72 |
40,81 |
46,36 |
58,54 |
6.2. Индикатор соотношения кадрового ресурса
между категориями персонала Кскп
Индикатор Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала (нормировка проводится по количеству специалистов) и представляется в динамике по годам.
Годы |
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
специалисты N1 |
(N1/N1 =) 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал N2 |
N2/N1 |
0,276 |
0,276 |
0,276 |
0,276 |
рабочие N3 |
N3/N1 |
5,622 |
5,62 |
5,621 |
5,62 |
6.3. Индикатор соотношения кадрового ресурса
между уровнями профессионального образования Купо
Индикатор Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала (нормировка проводится по количеству работников с высшим профессиональным образованием) и представляется в динамике по годам.
Годы |
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество специалистов: |
|
1378 |
1398 |
1407 |
1369 |
ВПО |
Nвпо |
330 |
386 |
375 |
337 |
СПО |
Nспо |
484 |
451 |
471 |
471 |
НПО |
Nнпо |
564 |
561 |
561 |
561 |
Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо |
|
|
|
|
|
ВПО |
(Nвпо/Nвпо =) 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
СПО |
Nспо/Nвпо |
1,47 |
1,17 |
1,26 |
1,40 |
НПО |
Nнпо/Nвпо |
1,71 |
1,45 |
1,50 |
1,66 |
6.4. Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения
регионального строительного комплекса Кмигр
Индикатор Кмигр характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы (нормировка проводится по общему и по категориям персонала количеству работников; Mi - количество трудовых мигрантов - нерезидентов РФ по категориям персонала) и представляется в динамике по годам.
Годы |
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество иностранных специалистов в строительстве, человек |
М |
4812 |
3044 |
3050 |
3052 |
специалисты |
М1 |
6 |
8 |
10 |
12 |
линейный персонал |
М2 |
16 |
36 |
40 |
40 |
рабочие |
М3 |
4790 |
3000 |
3000 |
3000 |
Индикатор Кмигр |
|
|
|
|
|
специалисты |
M1/М1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал |
M2/М1 |
2,7 |
4,5 |
4 |
3,3 |
рабочие |
M3/М1 |
798,3 |
375 |
300 |
250 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.