Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
город Донской
от 10 декабря 2012 г. N 1499
Стратегия
действий в интересах детей муниципального
образования город донской на 2012 - 2017 годы
I. Введение
В муниципальном образовании город Донской в последние годы принят и реализуется ряд муниципальных долгосрочных целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов детей, создание благоприятных условий для их всестороннего развития, улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья: долгосрочная целевая программа "Основные направления развития системы общего образования муниципального образования город Донской на 2012 - 2016 годы" утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Донской от 17.02.2012 г. N 172, муниципальная долгосрочная целевая программа "Основные направления развития системы дополнительного образования детей муниципального образования город Донской на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Донской от 17.02.2012 г. N173, муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования город Донской на 2012-2014 годы" утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Донской от 17.02.2012 г. N174, муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Донской на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Донской от 02.04.2012 г. N312, муниципальная целевая программа "Развитие молодежной политики на территории муниципального образования город Донской на 2012-2014 гг.", утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Донской от 04.04.2012 г. N317.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие муниципального образования в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации системы общего образования. Одним из приоритетных направлений социальной политики является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости.
Таблица N1
Показатели рождаемости в муниципальном
образовании город Донской за 5 лет
Годы |
Показатель рождаемости на 1 000 населения |
2007 |
8,2 |
2008 |
9,1 |
2009 |
10,7 |
2010 |
10,9 |
2011 |
10,9 |
25 районов Тульской области муниципальное образование город Донской на протяжении трех последних лет занимает 3 место по рождаемости.
В 2011 году всеми формами отдыха было охвачено 81,1 % детей, проживающих в муниципальном образовании город Донской.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Основные проблемы в сфере детства
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения совместного участия родителей и детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих непосредственно их интересы и права.
Ключевые принципы муниципальной стратегии
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Защита прав каждого ребенка.
Максимальная реализация творческого потенциала каждого ребенка и воспитание социально мобильной личности.
Сбережение здоровья каждого ребенка.
Особое внимание уязвимым категориям детей.
Обеспечение профессионализма и квалификации высокого уровня при работе с каждым ребенком и его семьей.
Расширение возможности доступа к культурным ценностям.
Муниципальная стратегия разработана на основании Национальной и региональной стратегий, с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
II. Семейная политика детствосбережения
Краткий анализ ситуации
Демографическая ситуация в муниципальном образовании город Донской в последние годы характеризуется ростом уровня рождаемости и снижением уровня смертности и естественной убыли населения.
Наблюдается устойчивая тенденция роста численности вторых и последующих детей среди новорожденных. Доля детей, родившихся вторыми и последующими, в 2010 году составила 51,5 процента, в 2011 году - 53,3 процента от общего числа родившихся.
Происходит увеличение числа многодетных семей с несовершеннолетними детьми: по состоянию на 01.01.2011 г. на территории муниципального образования город Донской зарегистрировано - 213 многодетных семей, на 01.01.2012 г. - 292 семьи, на 01.11.2012 г. - 362 семьи.
По численности детского населения в возрастной группе от 0 до 18 лет поддерживается позитивная тенденция последних трех лет (2008 год - 9,6 тыс. чел., 2009 - 9,7 тыс. чел., 2010 год - 9,8 тыс. чел., 2011 - 9,9 тыс. чел.).
Несмотря на положительные тенденции, существуют проблемы, требующие пристального внимания.
Одними из главных причин, которые прямым образом сказываются на рождаемости, называются социальные и экономические условия жизни молодых дончан: общий уровень материального благосостояния большинства молодых семей не позволяет содержать больше одного ребенка.
В государственном учреждении Тульской области "Управление социальной защиты населения г.Донского" на учете состоит 4592 семьи, воспитывающих 6355 детей. Сорок процентов из них, воспитывающие 2367 ребенка, - малоимущие семьи, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области, нуждающиеся в социальной поддержке государства.
С целью снижения рисков бедности, поддержки семьи, материнства и детства совершенствуется система мер социальной поддержки семей с детьми: вводятся новые пособия и выплаты, осуществляется индексация областных пособий и выплат, увеличивается базовый размер отдельных из них.
Семьям с детьми в Тульской области предоставляется свыше 20 видов пособий и денежных выплат, из них более половины - региональные, установленные дополнительно к федеральным.
Малоимущим семьям оказывается государственная социальная помощь в виде денежных выплат и социальных пособий.
Сложные социально-экономические условия жизни, сопряженные с алкоголизмом взрослых членов семей и неблагоприятной психологической атмосферой в семьях, продолжают являться одной из основных причин семейного неблагополучия.
С 2009 года в муниципальном образовании город Донской наблюдается снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, на 01.01.2012 - 75 семей, в них проживает 131 ребенок (на 01.01.2011 г. - 76 семей, на 01.01.2010 г. - 85 семей).
Актуальной проблемой остается неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст.5.35 Кодекса об административных правонарушениях). В 2010 году рассмотрено 147 административных протоколов, в 2011 году - 160, за 10 месяцев 2012 года - 114.
Основные задачи
Повышение уровня и качества жизни населения, сокращение бедности семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
Первоочередные меры
Разработка механизмов дополнительной поддержки многодетных семей.
Формирование эффективной системы выявления фактов нарушения прав детей, в том числе связанных с жестоким обращением.
Формирование муниципальной электронной системы учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Совершенствование правовых механизмов межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Меры, направленные на формирование безопасного
и комфортного семейного окружения для детей
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Совершенствование системы организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Продолжение информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
Меры, направленные на профилактику изъятия
ребенка из семьи, социального сиротства
Совершенствование деятельности межведомственного взаимодействия (при участии управления социальной защиты населения, учреждений образования, здравоохранения, службы занятости, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела опеки и попечительства, ОМВД) по организации комплексной индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Ожидаемые результаты
Снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Повышение качества социальных услуг для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
III. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей
Краткий анализ ситуации
Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на получение дошкольного образования и расширение возможности удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании, является приоритетной для муниципального образования город Донской.
В муниципальном образовании создана и развивается многофункциональная сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, - детские сады общеразвивающего, комбинированного видов, Центр развития ребенка.
Охват детей в возрасте от 2 года до 7 лет дошкольным образованием на 01.11.2012 г. составил 87,0 процентов.
Проблемы предоставления гражданам муниципального образования гарантированного общедоступного дошкольного образования решаются в настоящее время совместными усилиями правительства Тульской области и администрации муниципального образования город Донской в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования Тульской области на 2011 - 2014 годы", утвержденной Постановлением правительства Тульской области от 28.10.2011 N 50 и муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования на территории муниципального образования город Донской на 2012-2014 годы" утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Донской от 17.02.2012 г. N174.
За последние три года в дошкольных учреждениях открылись пять дополнительных групп (110 мест), были созданы 258 новых мест для дошкольников и принято в 2012-2013 учебном году в дошкольные учреждения детей на 368 больше, чем в прошлые годы.
Всего на территории муниципального образования город Донской на начало 2012-2013 учебного года действует 19 дошкольных учреждений, 15 общеобразовательных школ (1 - гимназия, 12 средних, 2 основные), 5 учреждений дополнительного образования, 2 учреждения среднего профессионального образования.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения муниципального образования город Донской об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения на процедуре единого государственного экзамена, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.
В условиях интенсивного развития новых информационных технологий ("Интернета", мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) именно дети в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию, а дети, находящиеся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, особо уязвимы.
Неотъемлемой составляющей здоровья является социальное и психологическое благополучие. Поэтому приоритетными решениями сохранения и укрепления здоровья детей является их психологическое благополучие, обеспечение информационно-безопасного пространства, ограждение их от негативного влияния агрессивной информации через средства массовой информации, вопросы психогигиены и психопрофилактики.
Основные задачи
Обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования на основе модернизации общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечение условий для эффективного раскрытия творческих возможностей одаренных детей, их личностного и профессионального развития.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей "группы риска" и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.
Обеспечение условий для организации информационной безопасности детей, сохранения здоровья детей и подростков, воспитания у детей духовно-нравственных ценностей и мотивации к ведению здорового образа жизни.
Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений и всех форм дошкольного образования, включая развитие форм государственно-частного партнерства.
Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его интересам, жизненным планам и индивидуальным целям.
Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (право на инклюзивное образование).
Реализация качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
Продолжение внедрения электронных, устных и других рейтинговых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение за соблюдением установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечение предоставления детям качественной консультативной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Для творческой самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей и молодежи крайне необходимы организация выставок и концертов, издание и публикация творческих работ, финансирование их участия в областных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и иных мероприятиях.
Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Поддержка и развитие образовательных учреждений, внедряющих различные методы и формы работы с одаренными детьми, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей.
Создание системы повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).
Информационно-методическая поддержка талантливых детей и молодежи.
Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
Обеспечение развития научно-методических основ воспитания и социализации обучающихся.
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля условий, созданных в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией, разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
Меры, направленные на развитие системы дополнительного
образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Оказание поддержки учреждениям культуры и искусства, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
Разработка и реализация долгосрочной целевой программы по обеспечению информационной безопасности детей и защите их от информации, причиняющей вред здоровью (физическому, психическому) и развитию на 2013 - 2016 годы, направленной на организацию и координацию действий, организаций и учреждений разной формы собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для детей, по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.
Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга школьников муниципального образования город Донской в региональных и федеральных оценках качества образования.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях.
Формирование необходимых организационных, информационно-методических и кадровых ресурсов для обеспечения информационной безопасности детей.
Организация ведомственного и общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Организация комплекса мероприятий, способствующих воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.
Повышение профессиональной компетентности по вопросам организации обеспечения информационной безопасности детей специалистов учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания семьи и детей, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, представителей региональных и муниципальных средств массовой информации.
Создание надежной системы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Увеличение числа несовершеннолетних, придерживающихся принципов здоровьесберегающего поведения при работе в информационном пространстве.
IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
Краткий анализ ситуации
В муниципальном образовании город Донской проживает 9,9 тыс. детей, из них 634 детей в возрасте до года. Принимаемые меры по реализации государственной политики в отношении детей способствуют улучшению качества и повышению доступности медицинской помощи детскому населению.
За последние три года стабилизировались показатели рождаемости (10,9), наметилась тенденция к снижению показателя общей заболеваемости детей (с 2413,4 до 2019,1).
Принимаются меры по профилактике заболеваний и совершенствованию медицинской помощи детям. Так, на развитие детской медицины в рамках программы модернизации здравоохранения предусмотрено выделение средств в размере 25 процентов от общего объема финансирования программы.
В муниципальном образовании город Донской ежегодно обеспечивается высокий уровень вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у детей (97 процентов). Скринингом на выявление нарушений слуха и на наследственные заболевания охвачено более 95 процентов новорожденных. Полностью выполняется план ежегодной диспансеризации детей. Потребность детей в оказании высокотехнологичной медицинской помощи удовлетворяется в полном объеме. Детскому населению муниципального образования город Донской медицинские услуги, гарантированные государством, оказываются бесплатно.
Предпринимаются действенные меры по улучшению материально-технической базы инфекционно-боксированного (детского) отделения государственного учреждения здравоохранения "Донская городская больница N1", детских поликлинических отделений и педиатрических участков: по Программе модернизации здравоохранения проведены ремонтные работы на общую сумму более 15 млн. руб.
Актуальной проблемой остаются "школьные" заболевания.
Ежегодно проводимый анализ состояния заболевания школьников показывает, что с переходом из класса в класс увеличивается число детей с нарушениями зрения.
Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, немедицинского потребления детьми наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
Большое внимание уделяется организации питания учащихся как важному фактору сохранения здоровья детей. В 2011-2012 учебном году в муниципальном образовании город Донской за счет всех источников финансирования 87,2 процентов учащихся получали горячее питание, однако доля учащихся, получающих двухразовое питание, составляет 36 процент.
За счет средств бюджета области социальную поддержку в организации питания получают учащиеся 1 - 5 классов общеобразовательных учреждений, учащиеся 6 - 9 классов, являющиеся детьми из многодетных семей.
За последние три года в организации школьного питания сложились положительные тенденции.
Основные задачи
Создание условий для развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Стимулирование потребности детей и их родителей в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Формирование потребности у детей и их родителей в здоровом питании, совершенствование системы обеспечения питанием детей в образовательных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
Формирование мотивации у детей и подростков на ведение здорового образа жизни и создание условий для формирования ценностей здорового образа жизни для семей с детьми.
Формирование условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка по вопросам здоровьесберегающего поведения и вовлечения в активную волонтерскую деятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Формирование в обществе толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Комплексное решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей.
Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей.
Продолжение внедрения эффективных медицинских технологий на основе современных порядков и медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи детям.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности:
совершенствование системы медицинского наблюдения за детьми первого года жизни;
совершенствование работы медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях;
совершенствование мероприятий по межведомственному взаимодействию в вопросах охраны здоровья детей;
совершенствование системы предоставления государственных услуг по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы мер по медицинскому, социальному и психологическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая вопросы профилактики детских суицидов;
совершенствование системы медико-социальной реабилитации детей, злоупотребляющих алкоголем, допускающих немедицинское потребление наркотических, токсикоманических и других психотропных веществ с вредными последствиями.
Меры по развитию политики формирования
здорового образа жизни детей и подростков
Дальнейшее совершенствование работы центров здоровья для детей и увеличение их числа.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний.
Создание благоприятных условий для формирования мотивации у детей на ведение здорового образа жизни.
Обеспечение реализации мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения, основ государственной политики здорового питания, способствующих улучшению состояния здоровья детей в муниципальном образовании город Донской.
Совершенствование межведомственного комплекса мероприятий, направленных на половое воспитание детей, профилактику абортов среди несовершеннолетних, формирование ценностей ответственного отцовства и материнства среди молодежи.
Привлечение общественных организаций к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, направленных на улучшение положения детей муниципального образования город Донской, охрану их здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Организация и проведение на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей телефонных "горячих линий" по вопросам кризисных ситуаций, экстренной психологической и социально-правовой помощи.
Проведение летних профильных оздоровительно-реабилитационных и развивающих программ на базе лагерей дневного пребывания.
Развитие детско-юношеского спорта.
Меры по формированию современной модели
организации отдыха и оздоровления детей
Комплексное обеспечение безопасности пребывания детей в лагерях дневного пребывания.
Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков,
обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка
Обеспечение просветительской работы с использованием специальных обучающих программ по формированию культуры здорового питания.
Организация особого контроля за обеспечением качественного питания детей в образовательных учреждениях.
Обеспечение сбалансированного питания детей в организованных коллективах.
Ожидаемые результаты
Снижение показателя младенческой смертности до 5,0 на 1000 детей до года.
Снижение показателя детской смертности в первую очередь от внешних причин.
Увеличение удельного веса детей, отнесенных к первой группе здоровья, до 25 процентов.
Обеспечение лицензирования медицинских кабинетов всех образовательных учреждений муниципального образования город Донской, укомплектования их медицинскими кадрами и необходимым оборудованием.
Повышение эффективности оздоровления детей, при условии сохранения достигнутого ранее уровня охвата их организованными формами отдыха, оздоровления и временной занятости.
V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
Краткий анализ ситуации
Число детей-инвалидов, проживающих в муниципальном образовании город Донской, составляет 165 человек - 2 процента от общей численности детей.
В 2012-2013 учебном году в 14 общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Донской получают образование 69 детей-инвалидов. Из них 20 человек обучаются на дому по медицинским показаниям, остальные 49 получают образование по общеобразовательным программам в обычных классах. Среди детей, обучающихся на дому, 11 человек обучаются в Центре дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья при "Тульской областной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате I и II вида" по дополнительным образовательным программам.
В муниципальном образовании город Донской 35 процентов семей, воспитывающих детей-инвалидов, являются неполными.
Более 20 процентов семей с детьми-инвалидами относятся к категории малоимущих. Большинство матерей, воспитывающих детей-инвалидов, не работают в связи с необходимостью постоянного ухода за детьми.
В целях наиболее эффективного решения вопросов по защите прав и интересов детей-сирот, их социализации в обществе в Тульской области определено приоритетным направление развития семейных форм устройства детей, создана система поддержки семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей.
Уровень устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан ежегодно возрастает. В семьях усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных на 01.01.2012 воспитываются 221 ребенок.
Продолжается развитие института приемной семьи. Эта форма устройства позволяет сокращать число воспитанников детских домов и школ-интернатов. По состоянию на 01.01.2012 в муниципальном образовании проживает 8 приемных семей, в которых воспитываются 13 приемных детей (на 01.01.2011 г. - 2 семьи с 3 детьми).
Большое внимание уделяется обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
На территории муниципального образования город Донской за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, закреплены 260 жилых помещений (включая частный сектор).
В 2010 году выделены квартиры в домах-новостройках 24 гражданам данной категории (региональная адресная программа Тульской области по переселению граждан из аварийного жилья); 1 - на вторичном рынке жилья); в 2011 году - 12 гражданам (10 человека - в домах-новостройках, 2 - на вторичном рынке жилья).
Основные задачи
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Внедрение инновационных программ социализации детей-инвалидов.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всесторонняя поддержка замещающих семей.
Меры, направленные на защиту прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оказание помощи в подготовке потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, проведение психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Популяризация семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Меры, направленные на государственную поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение взаимодействия государственных ведомств и учреждений, общественных организаций, администрации муниципального образования город Донской в решении проблем адаптации в обществе детей-инвалидов и их семей.
Привлечение внимания общественных организаций, средств массовой информации к проблемам социализации детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются; активизация деятельности общественных организаций, работающих с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию.
Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни. Обеспечение доступности услуг учреждений культуры, создание системы творческой реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, вовлечение их в занятия физкультурой и спортом.
Ожидаемые результаты
Увеличение доли детей-инвалидов и членов их семей, получающих услуги по социальной реабилитации в учреждениях, занимающихся проблемами детей и семей данной категории, от их общего количества.
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
VI. Создание системы защиты и обеспечения прав
и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
Краткий анализ ситуации
Меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, назначению административных наказаний за правонарушения, совершенные несовершеннолетними и в их отношении, в муниципальном образовании город Донской осуществляет муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с планами индивидуальной профилактической работы все несовершеннолетние, состоящие на учете, вовлечены в социально-реабилитационные программы, реализуемые учреждениями образования, социального обслуживания, по работе с молодежью по месту жительства.
Основные задачи
Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении.
Меры, направленные на реформирование законодательства
Тульской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей
Нормативное закрепление порядка действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по фактам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия
Создание службы примирения, нацеленной на разрешение детских конфликтов, профилактику правонарушений несовершеннолетних, на базе образовательных учреждений.
Внедрение восстановительного подхода в деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация обучающих семинаров по использованию восстановительных технологий.
Меры, направленные на улучшение положения детей в
период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной
системы и в постпенитенциарный период
Формирование муниципальных моделей единого реабилитационного пространства по ресоциализации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
Проведение образовательными учреждениями просветительской работы с родителями, направленной на профилактику жестокого отношения к детям в семьях.
Ожидаемые результаты
Формирование дифференцированного подхода в деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по реагированию на различные типы ситуаций и материалов, связанных с нарушением прав и законных интересов детей.
Осуществление эффективной реабилитации детей, пострадавших от насилия.
Повышение качества мероприятий по реабилитации и социализации детей, находящихся в конфликте с законом.
Улучшение социально-психологического климата в семьях с детьми, а также в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Снижение числа детей, пострадавших от жестокого обращения.
VII. Дети - участники реализации муниципальной стратегии
Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
Первоочередные меры
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Профилактика преступлений против половой
неприкосновенности несовершеннолетних
Краткий анализ ситуации
1 июля 2010 года вступила в силу Конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств, принятая в 2007 году Комитетом Министров Совета Европы. Она предусматривает, что каждое государство в рамках национального законодательства должно содействовать распространению эффективных программ или мер в отношении лиц, как совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, так и лиц, в отношении которых присутствуют опасения, что они могут их совершить.
50% всех совершаемых преступлений сексуального характера направлены именно против несовершеннолетних.
Деятельность по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних основывается на принципах защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, законности, гласности, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Основные задачи
Предупреждение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
Снижение уровня преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Первоочередные меры
Проведение профилактических бесед с несовершеннолетними на тему: "Как не стать жертвой преступления", а также в старших классах по разъяснению уголовной ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Формирование правильных взглядов на отношения между полами, привития правил и навыков поведения с лицами противоположного пола, основанных на уважении к достоинству другого человека, ответственного отношения к институту семьи.
Разъяснительная работа среди родителей и законных представителей об ответственности за воспитание и развитие детей и об их обязанности по защите прав и интересов детей.
Обеспечение взаимодействия субъектов профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и координация их деятельности.
Ожидаемые результаты
Снижение риска стать жертвой преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
IX. Механизм реализации муниципальной стратегии
Муниципальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом реализации муниципальной стратегии является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования город Донской.
Неотъемлемой частью муниципальной стратегии являются принятые в муниципальном образовании город Донской муниципальные долгосрочные целевые программы.
Муниципальная стратегия реализуется посредством принятия Плана первоочередных мероприятий до 2014 года и на период 2015 - 2017 годов.
Сроки и основные этапы реализации муниципальной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Планирование расходов на реализацию Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей муниципального образования на 2012 - 2017 годы осуществляется в рамках формирования долгосрочных целевых и иных программ, а также сметных ассигнований исполнителей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования город Донской Тульской области от 10 декабря 2012 г. N 1499 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.