Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
администрации
МО Белевский район
от 15 марта 2013 г. N 258
Положение
о народной дружине муниципального образования Белевский район
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет правовой статус и порядок деятельности народной дружины по охране правопорядка в Белевском района (далее - ДНД). ДНД по охране правопорядка - специальное добровольное объединение граждан, проживающих на территории Белевского района, созданная в целях охраны общественного порядка и профилактики правонарушений.
1.2. В своей деятельности ДНД руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области, нормативными правовыми актами органов МО Белевский район, а также настоящим Положением.
1.3. Деятельность ДНД основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
1.4. Противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Контроль за деятельностью ДНД осуществляет администрация и штаб народной дружины МО Белевский район.
2. Задачи и формы деятельности народных дружин
1. Основными задачами ДНД являются:
1.1. содействие оказанию помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, в защите законных прав и интересов граждан, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений.
1.2. участие в оперативно-профилактических мероприятиях по предупреждению и пресечению беспризорности и безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в индивидуальной профилактической работе с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних детей, допускающих правонарушения;
1.3. участие в пресечении проявлений хулиганства, нарушений антиалкогольного, антинаркотического законодательств, по ограничению курения табака, употреблению пива, нарушению правил розничной торговли, пресечения преступлений в сфере экономики, преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, иных противоправных действий;
1.4. принятие неотложных мер по оказанию помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии, участие в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
1.5. участие в обеспечении безопасности дорожного движения, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
1.6. участие в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства;
1.7. распространение правовых знаний, разъяснение населению норм поведения в общественных местах.
1.8. внесение предложений по укреплению правопорядка, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
2. Общественные формирования могут осуществлять свою деятельность по следующим основным направлениям:
2.1. патрулирование и выставление постов на улицах и в других общественных местах совместно с сотрудниками органов внутренних дел;
2.2. оказание содействия сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении безопасности дорожного движения;
2.3. оказание содействия сотрудникам органов внутренних дел в проведении индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений и состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;
2.4. разъяснение гражданам законодательства и правил поведения в общественных местах;
2.5. содействие в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних, проведение воспитательной работы среди подростков, в том числе совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2.6. осуществление дежурств на школьных и студенческих мероприятиях;
2.7. направление информации о лицах, подготавливающих либо совершивших правонарушение, в соответствующие органы для принятия мер в установленном законодательством порядке.
В своей деятельности по оказанию помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам народная дружина может применять иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. ДНД решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрацией МО Белевский район, правоохранительными органами, органами территориального общественного самоуправления, администрациями и трудовыми коллективами организаций, общественными объединениями.
3. Структура и организация деятельности народной дружины
1. Создание, реорганизация и упразднение ДНД утверждается решением главы администрации МО Белевский район по согласованию с руководителем территориального органа внутренних дел МВД России по Тульской области.
2. ДНД состоит из штаба народной дружины и подчиненных ему территориальных и ведомственных подразделений.
2.1. Территориальными и ведомственными подразделениями ДНД являются народные дружины поселков, поселений, предприятий, организаций, учебных заведений и др.
3. В ДНД запрещается создание и деятельность структур политических партий или движений, а равно деятельность ДНД в интересах отдельных политических партий и движений.
4. Для оказания содействия правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами правонарушений, обеспечении общественного порядка на массовых мероприятиях в составе ДНД могут создаваться специализированные ДНД (оперативные отряды). Порядок их создания и организация деятельности определяются штабом ДНД.
5. В своей деятельности ДНД руководствуется настоящим Положением, а непосредственное руководство ее деятельностью осуществляет штаб ДНД, возглавляемый начальником.
5.1. Штаб ДНД создается и упраздняется решением главы администрации МО Белевский район.
4. Порядок формирования народных дружин
1. В ДНД принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории МО Белевский район, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народных дружин, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
2. В ДНД не могут состоять граждане:
а) состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма;
б) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
в) имеющие административные взыскания за правонарушения, посягающие на общественный порядок управления.
3. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в ДНД, представляет начальнику штаба ДНД личное письменное заявление, заполняет необходимые учетные документы по установленной форме.
4. Заявление гражданина о приеме его в ДНД в месячный срок рассматривается собранием ДНД и утверждается штабом ДНД муниципального образования.
5. Гражданину, принятому в ДНД, выдается удостоверение установленного образца, подтверждающее его правовой статус.
Удостоверение дружинника подлежит изъятию в случае его выбытия (отчисления) из народной дружины.
6. Гражданин может быть отчислен из ДНД по следующим основаниям:
6.1. личное заявление;
6.2. при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2 раздела 4 настоящего Положения и иным дискредитирующим обстоятельствам;
6.3. в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника;
6.4. в случае совершения преступления, грубого нарушения дисциплины или необоснованного применения физической силы при исполнении обязанностей по охране общественного порядка.
7. Народные дружинники при исполнении возложенных на них настоящим Положением задач должны иметь при себе удостоверение дружинника установленного образца, нарукавную повязку или нагрудный знак.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Права и обязанности народного дружинника
1. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка, обязан:
1.1. участвовать в охране общественного порядка и обеспечении безопасности граждан, в работе по предупреждению правонарушений, оказывать содействие органам местного самоуправления, органам внутренних дел, наркоконтроля, прокуратуры, юстиции и судам в их деятельности;
1.2. соблюдать требования действующего законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам и должностным лицам, не совершать действий, порочащих достоинство и честь гражданина;
1.3. при обращении к гражданам и должностным лицам представляться им и предъявлять по их требованию удостоверение народного дружинника;
1.4. знать права и обязанности народного дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;
1.5. своевременно сообщать командиру, в штаб дружины, правоохранительные органы, обслуживающие территорию муниципального образования, о выявленных, ставших известными фактах подготавливаемых или совершенных преступлений, об угрозе возникновении чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также принимать меры к предупреждению их вредных последствий;
1.6. принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
1.7. не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
1.8. выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов при выполнении обязанностей по охране общественного порядка.
2. Народный дружинник при исполнении им обязанностей по участию в обеспечении общественного порядка имеет право:
2.1. требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка;
2.2. сопровождать в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, либо лиц, совершивших правонарушения;
2.3. беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается правонарушение, или произошел несчастный случай;
2.4. использовать безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или штабом народной дружины телефоны, принадлежащие организациям независимо от форм собственности;
2.5. совместно с представителями полиции использовать транспортные средства организаций, независимо от их форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для транспортировки в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи;
2.6. оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
2.7. участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении массовых мероприятий;
2.8. принимать участие в контроле за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения.
3. Народные дружинники выполняют свои функции по охране правопорядка и борьбе с преступностью без освобождения от своих основных обязанностей по месту работы или учебы.
5. Меры поощрения и взыскания
5.1. К народным дружинникам добросовестно и с инициативой выполняющим свои обязанности штаб народной дружины может применять следующие меры поощрения:
а) объявление благодарности;
б) награждение Почетной грамотой;
5.2. По ходатайству штаба ДНД, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций по основному месту работы дружинника могут применять к народным дружинникам следующие меры поощрения:
а) награждение ценным подарком или денежной премией;
б) награждение Почетной грамотой;
5.3. Органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители предприятий, организаций и учебных заведений вправе самостоятельно устанавливать иные формы поощрения дружинников, исходя из имеющихся у них возможностей.
5.4. Органы местного самоуправления, штаб ДНД могут применять меры морального и материального поощрения и к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности ДНД.
5.5. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.
5.6. Полномочия должностных лиц ДНД по поощрению или наложению взысканий на дружинников и порядок применения определяются штабом.
5.7. К народным дружинникам, недобросовестно относящимся к исполнению своих обязанностей, допустившим нарушения дисциплины и действующего законодательства, утратившим удостоверение дружинника, соответствующими должностными лицами штаба могут применяться следующие виды взысканий:
а) предупреждение;
в) отчисление из народной дружины.
6. Порядок осуществления взаимодействия ДНД
с правоохранительными органами при осуществлении деятельности
по охране общественного порядка и борьбе с преступностью
1. Штаб ДНД организует работу по обеспечению общественного порядка в тесном взаимодействии с территориальным органом МВД России на районном уровне.
2. Штаб ДНД:
2.1. обеспечивает повседневное оперативное взаимодействие с территориальным органом МВД России на районном уровне по вопросам поддержания общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений, создает необходимые условия для эффективного участия народных дружинников в охране общественного порядка;
2.2. совместно с территориальным органом МВД России на районном уровне определяет объекты дежурств, посты и маршруты патрулирования народных дружинников, осуществляют календарное планирование дежурств дружинников, обеспечивают учет выходов на дежурство. Определяет порядок проведения инструктажей народных дружинников, заступающих на дежурство, ознакомление их с оперативной обстановкой. Направляет их на объекты, посты и маршруты патрулирования в соответствии с единой дислокацией, обеспечивает участие работников милиции в качестве руководителей патрулей;
2.3. обеспечивает по согласованию с территориальным органом МВД России на районном уровне использование народными дружинниками на участковых пунктах полиции необходимых помещений, средств телефонной связи на период дежурства по охране общественного порядка.
7. Контроль за деятельностью народной дружины
Контроль за деятельностью ДНД и ее структурных подразделений осуществляют в пределах своих полномочий штаб, органы местного самоуправления и правоохранительные органы.
8. Прекращение деятельности народной дружины
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11.1. Прекращение деятельности (ликвидация) ДНД осуществляется:
- в случае отсутствия волеизъявления граждан на участие в ее деятельности;
- по решению администрации муниципального образования Белевского района ввиду неэффективности деятельности дружины;
- при принятии законодательства Российской Федерации, устанавливающего иной порядок участия общественности в охране правопорядка или запрещающего деятельность народных дружин.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.