Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 14
к постановлению
правительства Тульской области
от 24 апреля 2013 г. N 176
Внедрение современных информационных систем в здравоохранение
Раздел "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" Программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2012 годы разработан в соответствии с Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 "Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения".
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Тульской области охватывают 104 медицинских учреждения, в том числе 90 лечебных учреждений, работающих в системе ОМС.
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Тульской области включают:
информатизацию деятельности медицинских учреждений, в том числе с целью ведения электронной медицинской карты - оснащение медицинских учреждений оборудованием, организация локальных вычислительных сетей и широкополосных каналов связи, внедрение медицинских информационных систем, автоматизирующих ведение листов ожидания и запись на прием к врачу, учет и анализ деятельности медицинских учреждений, оформление медицинской документации в электронном виде;
обеспечение учреждений здравоохранения постоянным основным каналом связи и резервным каналом связи для доступа и передачи информации в рамках отраслевой сети в сфере здравоохранения;
ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Тульской области;
интеграцию имеющихся в учреждении кадровых и бухгалтерских систем с федеральными информационными системами.
Предполагается создание медицинской информационной системы здравоохранения Тульской области (далее - Система), построенной на Веб-технологиях, с размещением прикладных компонентов регионального уровня на инфраструктуре регионального центра обработки данных (РЦОД), являющейся частью единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, основанной на принципах:
однократный ввод и многократное использование первичной информации;
использование медицинских электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной цифровой подписью, в качестве основного источника первичной информации;
обеспечение совместимости региональной и Федеральной медицинских информационных систем;
обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе с использованием электронной цифровой подписи;
обеспечение интеграции создаваемого решения (комплекс компьютерного оборудования и программного обеспечения, установленного и используемого в медицинских организациях) с инфраструктурой "Электронного правительства" в целях оказания государственных услуг в сфере здравоохранения в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р и от 25 апреля 2011 года N 729-р;
обеспечение интеграции с универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации;
обеспечение обмена данными и интеграции с информационной системой межтерриториальных расчетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
обеспечение обмена данными и интеграции с информационной системой территориального фонда ОМС Тульской области.
В рамках создания Системы предполагается автоматизировать процессы:
оказания медицинской помощи на уровне медицинской организации, включая ведение листов ожиданий и записи на прием, ведение электронной медицинской карты пациента, обмена телемедицинскими данными;
обеспечения информационного взаимодействия между различными медицинскими организациями, включая направление пациентов в другие медицинские организации для проведения лабораторных и диагностических обследований, получения медицинской помощи;
управления кадрами системы здравоохранения области;
автоматизацию функций регистрации и диспетчеризации вызовов учреждений скорой медицинской помощи, отслеживания состояния подвижного состава, ведения специальных журналов;
продолжить автоматизацию процессов получения, обработки, архивного хранения и предоставления доступа к медицинским изображениям, а также интегрировать цифровые архивы и программное обеспечение, используемое в аппаратуре медицинской диагностики и лабораторных комплексах, с медицинской информационной системой учреждений здравоохранения области.
Структура системы здравоохранения Тульской области представляет собой территориально распределенные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), из которых 33 ЛПУ находится в г. Туле,
5 - в г. Новомосковске, остальные ЛПУ примерно равномерно распределены по районам области.
Автоматизированная система должна соответствовать модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS), обеспечивать автоматизацию основной профильной деятельности медицинских специалистов ЛПУ и органа управления системой здравоохранения области.
При этом медицинская информационная система (далее - МИС) ЛПУ размещается и функционирует на серверных ресурсах РЦОД. Пользователи в ЛПУ получают доступ к приложениям посредством защищенного соединения по каналам Интернет.
Состояние телекоммуникаций, обеспечивающих передачу данных
в области, неоднородное. Отдельные районы обеспечены качественными услугами передачи данных, в некоторых районах качественное предоставление данной услуги на текущий момент невозможно.
За исключением областного центра и г. Новомосковска услуги передачи данных предоставляются провайдерами только по технологии хDSL, особенностью которой является ограниченная скорость передачи данных в сторону пользователя (ЛПУ) на уровне 6 Мбит/сек. (скорость зависит от качества медных кабелей абонентских телефонных линий и во многих случаях ограничена 2.5 Мбит/сек. и ниже). Скорость передачи исходящего трафика при использовании технологии хDSL еще ниже и составляет
512_768 Кбит/сек.
Следует учитывать ограниченную пропускную способность существующих каналов связи, а также тот факт, что такое подключение, как правило, организовано лишь к одному из нескольких зданий ЛПУ.
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения РФ приоритет при выработке технического решения должен быть отдан решениям, основанным на клиент-серверной архитектуре обработки данных с централизованной топологией,
при разработке решения в качестве клиентских рабочих мест должен быть отдан приоритет использованию терминалов (тонких клиентов).
С учетом комплексной оценки исходных данных планируется использовать комплекс программных средств, обеспечивающих требуемую функциональность, имеющих открытые интерфейсы взаимодействия и обмена данными. При этом с целью унификации взаимодействия подсистем и унификации взаимодействия с внешними автоматизированными системами предлагается использование Централизованного хранилища медицинской информации.
Выбор базовых программных средств предполагается с учетом максимально возможной централизации системы с целью уменьшения количества серверных узлов, требующих обслуживания и технической поддержки, и позволяющей снизить требования к количеству обслуживающего персонала. С целью обеспечения высокой надежности, производительности и масштабируемости системы выбор базового программного обеспечения основан на современном опыте разработки крупных информационных систем и базируется на промышленных базах данных трехуровневой архитектуры (сервер баз данных, сервер приложений, клиент).
Трехуровневая архитектура
Рисунок не приводится.
При выборе программных средств для МИС должны быть в первую очередь оценены: функциональность, удобство для пользователей, простота администрирования, стоимость внедрения и владения. Обязательным требованием является наличие открытых протоколов взаимодействия с другими информационными системами.
С учетом неоднородности покрытия территории области сетями передачи данных автоматизированная система должна обеспечивать возможность реализации смешанной (централизованно-распределенной) топологии. Такое решение должно позволять использовать в ЛПУ, обеспеченных надежными каналами передачи данных, только клиентские рабочие места, без серверов, а в ЛПУ, имеющих недостаточно надежные каналы связи, устанавливать отдельные серверы баз данных и приложений. При этом, даже при установке в ЛПУ отдельного сервера, должна быть предусмотрена возможность репликации данных на этом сервере с базой Централизованного хранилища и обмена данными с другими подсистемами и другими ЛПУ, входящими в АС (Автоматизированную Систему регионального фрагмента ЕГИСЗ).
Типовая схема смешанной топологии информационной системы
Рисунок не приводится.
Типовая схема смешанной топологии предусматривает возможность размещения баз данных отдельных ЛПУ как централизованно, на едином сервере в РЦОД, так и на серверах, расположенных в этих ЛПУ, без ухудшения функциональных характеристик.
Взаимодействие и информационный обмен между отдельными ЛПУ и подсистемами обеспечивается на интеграционном уровне (Централизованное хранилище).
При детальном обследовании уровня телекоммуникационных сервисов в районах области может быть использовано создание дополнительного РЦОД, обслуживающего ЛПУ в отдельных районах, при отсутствии качественной связи с основным РЦОД.
Данная топология позволяет по мере развития услуг передачи данных переносить базы данных, размещенные на отдельных серверах в ЛПУ, на серверы в РЦОД, дополнительно снижая затраты на техническое сопровождение автоматизированной системы.
На начальном этапе на каждое ЛПУ с числом терминальных устройств от 5 до 50 планируется приобретение одного сервера и еще по одному на каждые следующие 50 терминальных устройств.
Создаваемые в ЛПУ медицинские изображения будут храниться с использованием PACS и RIS программного обеспечения, также установленного на серверы (разделение функций серверов обеспечивается механизмом виртуализации).
Архив медицинских изображений, находящийся в хранилище РЦОД, интегрированном в соответствующую федеральную информационную систему, содержит ссылки-идентификаторы на файлы, хранящиеся в ЛПУ. При относительно небольших объемах файлов медицинских изображений, допускается их хранение непосредственно в РЦОД (без организации хранилища в самом ЛПУ). Таким образом, достигается минимизация трафика при одновременной доступности медицинских изображений гражданина на всей территории, охваченной данной МИС.
Следует учитывать, что в состав одного ЛПУ в Тульской области входит от одного до 21 здания, расположенных иногда в разных районах области.
Топология Централизованной лабораторной системы и Централизованной диагностической системы должна быть локальной в каждом ЛПУ, в котором она устанавливается, но при этом должна быть предусмотрена централизация хранения результатов обследований и информационный обмен с другими ЛПУ и подсистемами через Централизованное хранилище.
Для обеспечения требуемой функциональности предлагается использование комплекса программных средств, соответствующих требованиям к функциональности и интеркоммуникабельности (наличию возможности стандартизованного взаимодействия с другими подсистемами автоматизированной системы).
В настоящее время жестко определены форматы медицинских документов, которые требуется распечатывать на принтерах. С учетом современных требований к качеству печати, в качестве принтеров должны использоваться лазерные или, в отдельных случаях, струйные принтеры.
Особенности технологий лазерной и струйной печати состоят в том, что образ документа создается в оперативной памяти рабочей станции и после этого в графическом формате передается на принтер (принтеры, поддерживающие PostScript, не рассматриваются из-за их высокой стоимости). При этом для формирования изображения документа в памяти рабочей станции используются специализированные программы, обладающие необходимым функционалом для работы со стандартными формами. То, что на принтер данные для печати передают графический образ документа с высоким разрешением, определяет большой объем передаваемых данных. Это исключает возможность формирования таких документов для печати на сервере ЦОД и передачу на печать в ЛПУ по
Wan-каналам из-за их низкой пропускной способности.
Таким образом, формирование документов для печати и передача их на принтер должны производиться или непосредственно на клиентской рабочей станции, или на отдельном сервере печати в этом же ЛПУ и передача данных для печати должна осуществляться по высокоскоростной локальной сети ЛПУ. В случае использования специализированных терминалов (тонких клиентов), представляющих из себя специализированный компьютер с усеченными возможностями, предназначенный для работы в качестве терминала, подключаемого к серверу терминалов, вариант формирования документов для печати и отправка их на печать непосредственно на таком терминале невозможна и предполагается использовать следующий вариант: документы формируются для печати на едином сервере (или полноценной рабочей станции) в ЛПУ и с него отправляются на печать. Такое решение позволяет исключить установку дополнительного сервера терминалов в ЛПУ (требования к такому серверу будут весьма существенными) и исключить дополнительное звено в цепочке доступа клиента к базам данных, что улучшит время отклика системы на действия пользователя. Для этих целей предусмотрено приобретение в каждое здание ЛПУ, в котором отсутствует терминальный сервер, полноценного ПК. При наличии в здании ЛПУ терминального сервера, на нем же будет развернут и сервер печати.
Общее число зданий ЛПУ - 322, в 120 зданиях будут установлены серверы печати на базе терминальных серверов, в остальных зданиях - на базе ПК.
На базе ГУЗ ТО "ТОМИАЦ" создается РЦОД, включающий в себя кластер серверов, хранилище данных, коммуникационное оборудование, средства защиты информации и вспомогательные технические средства (системы кондиционирования, пожаротушения и т.п.).
Во всех медицинских организациях устанавливаются бездисковые терминальные устройства, подключаемые к РЦОД по сетям общего пользования. В медицинских организациях и РЦОД устанавливаются сертифицированные шлюзы безопасности, обеспечивающие криптографическую защиту передаваемой информации.
В состав РЦОД входит следующее оборудование:
не менее 60 блейд-серверов;
система хранения данных - 2 ед.;
ленточная библиотека - 1 ед.;
сеть передачи данных;
инженерные системы:
система бесперебойного электроснабжения;
система гарантированного электроснабжения;
система кондиционирования технологических помещений;
система автоматического газового пожаротушения;
система контроля и управления доступом;
структурированная кабельная система и система кабельных каналов;
фальшпол.
Поскольку единое информационное пространство здравоохранения Тульской области строится с использованием каналов связи общего пользования, а большинство передаваемых сведений являются персональными данными категории К1, необходимо обеспечить меры по защите информации, соответствующие требованиям Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" и рекомендациям Министерства здравоохранения РФ. Предполагается создание виртуальной частной сети (VPN) с использованием соответствующего сертифицированного оборудования, арендуемого у провайдера и обслуживаемого им (приобретение и самостоятельная эксплуатация вышеуказанного оборудования экономически нецелесообразны).
Мероприятие 1.1. Персонифицированный учет оказания
медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты
В рамках данного мероприятия планируется решение следующих задач:
1. Оснащение медицинских учреждений компьютерной техникой и развитие локальных вычислительных сетей для автоматизации рабочих мест медицинского персонала.
Для внедрения медицинской информационной системы планируется приобретение однотипных рабочих мест для всех пользователей Системы - бездисковых терминальных устройств (ТУ). Всего планируется приобрести 6905 ТУ общей стоимостью не более 91128,1 тыс. руб.
За счет средств ФФОМС приобретаются 4786 ТУ для государственных учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, на общую сумму не более 61466,9 тыс. руб. (3791 ТУ - при стоимости одного ТУ не более
13,1 тыс. руб., 995 ТУ - при стоимости одного ТУ не более 11,9 тыс. руб.). Остальные 2119 ТУ на сумму не более 29661,2 тыс. руб. приобретаются за счет бюджета Тульской области (1119 ТУ - при стоимости одного ТУ не более 14,8 тыс. руб., 1000 ТУ - при стоимости одного ТУ не более 13,1 тыс. руб.).
Количество единиц приобретаемого серверного оборудования в различных государственных учреждениях здравоохранения - от нуля до четырех, в зависимости от количества рабочих мест, удаленности от других государственных учреждений здравоохранения и типа канала связи, используются в качестве терминальных серверов и серверов печати.
В 120 государственных учреждениях здравоохранения устанавливаются 164 сервера общей стоимостью не более 33000,0 тыс. руб. (при стоимости одного сервера не более 201,2 тыс. руб.). Все серверы приобретаются за счет бюджета Тульской области.
В тех зданиях государственных учреждений здравоохранения, где установка собственного терминального сервера нецелесообразна, остается потребность в наличии собственного сервера печати. В качестве серверов печати будут использованы ПК с установленным на них соответствующим ПО.
В 192 зданиях 69 государственных учреждений здравоохранения устанавливаются 192 ПК общей стоимостью не более 5236,0 тыс. руб.
(при стоимости одного ПК не более 27,3 тыс. руб.). Все ПК приобретаются за счет бюджета Тульской области.
Для защиты ИСПДн серверы, ПК и терминальные устройства должны быть оснащены соответствующими аппаратно-программными средствами, обеспечивающими защиту от НСД, криптозащиту, защиту от утечки информации по ПЭМИН.
Всего будет приобретено аппаратно-программных средств общей стоимостью не более 32300,0 тыс. руб. Все средства защиты ИСПДн приобретаются за счет бюджета Тульской области.
Для обеспечения защиты информации при работе с терминальными устройствами будут использованы электронные ключи, подключаемые к порту USB терминального устройства. Электронный ключ будет также выполнять функции хранилища сертификатов ЭЦП, используемых для организации юридически значимого электронного документооборота.
Стоимость одного электронного ключа составляет не более
4,4 тыс. руб., предполагается приобрести 10204 электронных ключа на общую сумму 45050,7 тыс. руб.
С целью обеспечить наличие одного локального печатающего устройства (ПУ) на каждое АРМ приобретаются 6393 лазерных принтеров и 1718 лазерных МФУ общей стоимостью не более 66026,3 тыс. руб. Все ПУ приобретаются за счет бюджета Тульской области.
Для регистратур поликлиник государственных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета Тульской области и ФФОМС приобретаются:
высокопроизводительные принтеры по цене не более 40,3 тыс. руб. за ед. - всего 312 ед. на сумму не более 12573,6 тыс. руб.;
принтеры для печати штрих-кодов на самоклеящейся бумаге по цене не более 21,5 тыс. руб. за ед. - всего 312 ед. на сумму не более
6708,0 тыс. руб.;
информационные электронные табло по цене не более 29,7 тыс. руб.
за ед. - всего 212 ед. на сумму не более 6296,4 тыс. руб.
С целью обеспечить возможность работы с универсальными электронными картами (УЭК) планируется приобретение как минимум одного считывателя УЭК на четыре АРМ, что составляет 1326 устройств общей стоимостью не более 3182,4 тыс. руб. (при стоимости одного устройства не более 2,4 тыс. руб.). Все считыватели УЭК приобретаются за счет бюджета Тульской области.
С целью обеспечить возможность работы с двумерными штрих-кодами, напечатанными на медицинских документах, планируется приобретение двух считывателей штрих-кодов на каждое здание государственного учреждения здравоохранения, что составляет 620 устройств общей стоимостью не более 5518,0 тыс. руб. (при стоимости одного устройства не более 8,9 тыс. руб.).
Все считыватели штрих-кодов приобретаются за счет бюджета Тульской области.
2. Приобретение и внедрение медицинской информационной системы.
МИС обеспечивает медицинский электронный документооборот (обмен медицинской информацией) и должна включать следующие блоки:
"Ведение электронных медицинских карт пациентов",
"Выдача и обслуживание льготных рецептов, а также рецептов на контролируемые лекарственные средства",
"Поликлиника",
"Стационар",
"Деятельность приемного отделения",
"Деятельность стоматологии",
"Диспетчеризация вызовов",
"Документооборот и делопроизводство",
"Дополнительное лекарственное обеспечение",
"Инструментальная диагностика",
"Клинико-экспертная работа",
"Лабораторная диагностика",
"Оказание скорой и неотложной медицинской помощи",
"Патологоанатомическая деятельность",
"Прием и размещение в санатории",
"Управление аптечной деятельностью в стационаре",
"Управление аптечной деятельностью",
"Управление коечным фондом",
"Управление питанием пациентов в стационаре",
"Учет временной нетрудоспособности".
Блоки могут быть от разных разработчиков, но должны иметь общий формат обмена данными и интегрироваться с соответствующими подсистемами федерального уровня, а также с ранее внедренными в государственных учреждениях здравоохранения МИС.
Все блоки МИС не должны иметь ограничений на количество используемых рабочих мест в пределах одного государственного учреждения здравоохранения. ПО МИС устанавливается в РЦОД. РЦОД будет поддерживать работоспособность МИС, осуществлять ее обновление. Благодаря технологии SaaS достигаются следующие преимущества: снижение стоимости ПО, сокращение сроков внедрения и тестирования, задачи по поддержке и обновлению системы полностью ложатся на РЦОД, высокая мобильность пользователя, поддержка территориально распределенных подразделений государственного учреждения здравоохранения, низкие требования к мощности компьютера пользователя, кроссплатформенность.
Поставщик МИС должен так же обеспечить обучение персонала государственного учреждения здравоохранения и защиту обрабатываемых в ней персональных данных.
Стоимость всей МИС не должна превышать 100000 тыс. руб.,
МИС приобретаются за счет бюджета Тульской области.
Объемы финансирования 2011 года
Название |
Кол-во, ед. |
Стоимость, тыс. руб. |
в т.ч. за счет ФФОМС, тыс. руб. |
в т.ч. за счет бюджета Тульской области, тыс. руб. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Терминальные устройства |
1119 |
16526,3 |
0,0 |
16526,3 |
20 ед. в МИАЦ |
Лицензии |
4910 |
12975,8 |
0,0 |
12975,8 |
Клиентские лицензии и лицензии терминального доступа |
Персональные компьютеры (ПК) |
192 |
5236,0 |
0,0 |
5236,0 |
2 ПК в МИАЦ и 190 ПК в остальные государственные учреждения здравоохранения |
Серверы (не считая входящих в состав РЦОД) |
164 |
33000,0 |
0,0 |
33000,0 |
1 сервер в МИАЦ и 163 сервера в остальные государственные учреждения здравоохранения. Используются в качестве терминальных серверов и серверов печати |
Принтеры и МФУ |
2652 |
17238,0 |
0,0 |
17238,0 |
12 ед. в МИАЦ и |
РЦОД |
1 |
101200,0 |
0,0 |
101200,0 |
Серверы обработки данных, система хранения данных (бэкапов, изображений), маршрутизаторы, коммутаторы, программно-аппаратный комплекс обеспечения безопасности информации и управления событиями, система управления оборудованием, вспомогательное оборудование, системы охраны, система контроля доступа, система автоматического пожаротушения, система кондиционирования, средства защиты от НСД |
Объемы финансирования 2012 года
Название |
Кол-во, ед. |
Стоимость, тыс. руб. |
в т.ч. за счет ФФОМС, тыс. руб. |
в т.ч. за счет бюджета Тульской области, тыс. руб. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Терминальные устройства |
4786 |
61386,5 |
61386,5 |
0,0 |
Для АРМ медработников |
Лицензии |
1990 |
2660,0 |
0,0 |
2660,0 |
Клиентские лицензии и лицензии терминального доступа |
Электронные ключи |
10204 |
45050,7 |
39753,0 |
5297,7 |
Обеспечивают защиту информации на ТУ и являются носителями сертификатов ЭЦП |
Считыватели штрих-кодов |
620 |
3302,7 |
0,0 |
3302,7 |
Два считывателя на здание ГУЗ |
Абонентская плата за широкополосные каналы связи |
69 |
0,6 |
0,0 |
0,6 |
Для 69 зданий государственных учреждений здравоохранения |
Широкополосные каналы связи |
322 |
78378,4 |
58975,8 |
19402,6 |
Модернизировать или создать с нуля для 322 зданий государственных учреждений здравоохранения, всего 18166 портов |
Защита ИСПДн |
|
32300,0 |
0,0 |
32300,0 |
Средства защиты от НСД для РЦОД, 164 сервера и 192 ПК, устройства защиты от утечки информации по ПЭМИН для серверов, ПК и РЦОД, антивирусное ПО |
Монтажные и пуско-наладочные работы в ЦОД |
|
30000,0 |
0,0 |
30000,0 |
Включая приобретение лицензий на средства виртуализации |
Организация Call-центра |
|
14800,0 |
0,0 |
14800,0 |
|
Объемы финансирования 2013 года
Название |
Кол-во, ед. |
Стоимость,тыс. руб. |
в т.ч. за счет ФФОМС, тыс. руб. |
в т.ч. за счет бюджета Тульской области, |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Терминальные устройства |
1000 |
13100,0 |
0,0 |
13100,0 |
|
Лицензии |
2000 |
2754,0 |
0,0 |
2754,0 |
Клиентские лицензии и лицензии терминального доступа |
Принтеры высокопроизводительные |
312 |
12573,6 |
80,6 |
12493,0 |
Для регистратур поликлиник |
Принтеры штрих-кодов |
312 |
6708,0 |
43,0 |
6665,0 |
Для регистратур поликлиник |
Принтеры и МФУ |
5067 392 |
48788,3 |
0,0 |
48788,3 |
Для АРМ медработников |
Информационные табло |
212 |
6296,4 |
28,7 |
6267,7 |
Для регистратур поликлиник |
Считыватели УЭК |
1326 |
3182,4 |
0,0 |
3182,4 |
Для АРМ медработников |
Абонентская плата за широкополосные каналы связи |
322 |
17000,0 |
0,0 |
17000,0 |
VPN и криптозащита |
Локальные вычислительные сети (ЛВС) |
322 |
170259,5 |
15612,3 |
154647,2 |
Модернизировать или создать с нуля для 322 зданий государственных учреждений здравоохранения, всего 18166 портов |
Приобретение и внедрение МИС |
104 |
100000,0 |
0,0 |
100000,0 |
В 104 государственные учреждения здравоохранения |
Услуги |
|
43731,9 |
0,0 |
43731,9 |
Монтаж, подключение, настройка и администрирование приобретаемого серверного оборудования, интеграция существующих ИС с ИС федерального уровня |
В случае использования программного тонкого клиента (веб-браузер) на ПК, общесистемное и базовое прикладное программное обеспечение, устанавливаемое на ПК и приобретаемое за счет средств субсидий ФФОМС, должно распространяться под свободной лицензией.
Приобретение общесистемного и базового ПО, распространяемого под иными лицензиями, кроме свободной, за счет средств субсидий ФФОМС допускается исключительно в случае наличия на рынке аналогов общесистемного и базового СПО, распространяемых под иными лицензиями, кроме свободной, с более низкой стоимостью первых пяти лет владения.
Средства, сэкономленные в результате проведения конкурсных торгов в рамках раздела "Внедрение современных информационных систем в здравоохранении" Программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2012 годы, планируется направить на организацию дополнительных рабочих мест медицинских информационных систем в учреждениях здравоохранения области и на организацию локальных вычислительных сетей.
Мероприятие 1.2. Запись к врачу в электронном виде
В качестве прикладной информационной системы для записи к врачу в электронном виде предполагается использовать региональный портал ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, электронной записи на прием к врачу. Предполагается использование программно-аппаратных комплексов на основе инфоматов, предназначенных для самостоятельной записи пациентов на прием к врачу и получения справочной информации.
В 2012 году планируется приобрести оборудование для организации работы электронной регистратуры (157 инфоматов) на сумму 10,5 млн. рублей (из них 8,0 млн. рублей за счет ФФОМС, 2,5 - млн. руб. за счет бюджета Тульской области).
Электронная регистратура включает следующие возможности:
создание расписания работы врачей-специалистов государственных учреждений здравоохранения;
запись пациентов к врачу-специалисту через web интерфейс в соответствии с созданным расписанием приема пациентов, включая возможность просмотра свободных номерков на любую дату и к любому специалисту и выбора наиболее подходящего номерка для записи;
анализ доступности медицинской помощи для населения и возможность управлять перераспределением потоков пациентов между разными государственными учреждениями здравоохранения;
автоматизация работы регистратуры и приемного покоя ГУЗ в части учета персональных данных обслуживаемых граждан;
учет вызовов врача на дом, включая автоматическое ведение журнала вызовов и статистический учет нагрузки;
формирование необходимой статистической отчетности по работе регистратуры и приемного покоя государственных учреждений здравоохранения;
поддержка информационных терминалов (инфоматов);
поддержка информационных табло (экранов);
интеграция с Федеральным компонентом системы.
Реализация данного мероприятия позволит повысить доступность медицинской помощи и качество обслуживания пациентов, снизить социальную напряженность путем расширения способов записи на прием к врачу, сделать работу регистратуры и учреждения в целом прозрачной и понятной для пациента, избавиться от очередей, повысить эффективность использования ресурсов регионального здравоохранения за счет оптимального распределения пациентов.
Мероприятие 1.3. Обмен телемедицинскими данными,
внедрение систем электронного документооборота
Система электронного документооборота
В 2012 году с целью внедрения юридически значимого медицинского электронного документооборота (с использованием ЭЦП) все государственные учреждения здравоохранения Тульской области будут подключены к единой ИС электронного документооборота, являющейся частью медицинской информационной системы здравоохранения Тульской области (база данных и службы, доступ к системе осуществляется через веб-браузер и в терминальном режиме.
ИС электронного документооборота направлена на повышение эффективности работы всех сотрудников государственных учреждений здравоохранения Тульской области в разных областях их совместной деятельности.
Требования к ИС:
поддержка полного жизненного цикла управления документами (создание и хранение различных неструктурированных документов, версии и ЭЦП, поддержка жизненного цикла документов, назначение прав доступа, ведение истории работы, полнотекстовый и атрибутивный поиск);
интеграция с традиционным "бумажным" документооборотом;
организация и контроль деловых процессов, обеспечение взаимодействия между сотрудниками в ходе бизнес-процессов, поддержка свободных и жестких маршрутов (workflow);
опора на российские стандарты в сфере делопроизводства;
организация работы с обращениями граждан в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в государственных организациях;
работа с локальным оборудованием (сканеры, локальные диски, сканеры штрих-кодов и др.), офисными приложениями;
интеграция с Федеральным компонентом системы.
Для работы с ИС электронного документооборота пользователям необходимо иметь сертификаты ЭЦП. Они выдаются на физические лица -сотрудников ГУЗ. Сертификаты ЭЦП (10204 ед. - по числу приобретаемых электронных ключей) будут безвозмездно предоставлены созданным по решению губернатора Тульской области ГАУ ТО "Центр информационных технологий".
Для ведения электронного документооборота, включая сопряжение региональной ИС с единой системой электронного документооборота и обучение персонала, каждому государственному учреждению здравоохранения выделяется финансирование в объеме 10 тыс. руб. из средств бюджета Тульской области.
Обмен телемедицинскими данными
Создание телемедицинских систем и сетей является составным элементом информатизации здравоохранения. Во вновь создаваемые или уже эксплуатирующиеся клинические и госпитальные автоматизированные информационные системы необходимо внедрять технологии телемедицины. Это связано и с тем, что на каждом этапе диагностики, лечения и реабилитации пациента врач должен иметь возможность обратиться к опыту коллег.
Региональная телемедицинская сеть (далее ТМС) предназначена для решения задач диагностирования, лечения и реабилитации больных, а также распространения знаний и опыта среди медперсонала различного уровня. Таким образом, ТМС является основой для построения единого информационного пространства, объединяющего все элементы системы регионального здравоохранения.
Задачи, решаемые ТМС:
оказание помощи врачам, работающим в удаленных государственных учреждениях здравоохранения при диагностике и лечении больных;
передача знаний и опыта специалистов ведущих медицинских лечебных и учебных центров врачам-практикам.
ТМС должна соответствовать требованиям к системам подобного типа:
обеспечивать постоянный доступ ко всем сервисам;
эффективно защищать всю информацию и обеспечивать идентификацию пользователей;
обеспечивать возможность необходимого географического и функционального расширения;
предоставлять необходимый и достаточный набор функций для решения задач диагностики, лечения и реабилитации больных, обучения и повышения квалификации медицинских работников, а также сбора и распространения управленческой информации;
объединять объекты регионального здравоохранения в единое информационное телемедицинское пространство.
В составе сети можно выделить три типа элементов, взаимодействие которых и образует телемедицинскую сеть:
подсистема обмена телемедицинскими данными, включая каналообразующую среду - набор аппаратных, программных средств, носителей информации и технологических решений (протоколы и стандарты), обеспечивающих передачу, хранение и обработку разнородной информации в территориально распределенной среде;
консультационные центры - медицинские учреждения, имеющие в штате высококвалифицированных врачей по различным направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно-диагностических процедур, а также организации обучения (проведение семинаров, лекций) врачей на удаленных станциях ТМС;
абонентские пункты - особым образом оборудованное медицинское учреждение, персонал которого непосредственно взаимодействует с пациентами и выполняет комплекс лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных процедур.
При необходимости в структуре ТМС формируются временные ячейки, например, комплекс удаленных медицинских подразделений в местах боевых действий или техногенных катастроф. Такие станции разворачиваются и подключаются к ТМС с целью привлечения групп опытных специалистов ведущих центров к решению оперативных проблем, возникающих в таких местах. Получение консультаций возможно круглосуточно за счет разницы во времени в различных часовых поясах. Еще одним необходимым элементом сети телемедицины являются службы мобильной телемедицинской помощи, для которой удаленные станции разворачиваются на базе транспортных средств - автомобилях, авиасредствах, средствах водного и железнодорожного транспорта.
Защита хранящейся и передаваемой информации, авторизация доступа к ТМС, и наконец, обеспечение живучести сети в различных режимах функционирования (мирное время, чрезвычайные происшествия и т.п.) образует комплекс программно-аппаратных средств и управленческих решений системы безопасности ТМС.
Для обеспечения защиты информации, хранящейся в архивах и передаваемой по каналам связи, используются аппаратные и программные криптографические средства.
Авторизация доступа врачей к оборудованию ТМС актуальна как при проведении телеконсультаций для подтверждения полномочий специалиста, так и при работе с терминалами для предотвращения несанкционированного доступа к медицинским данным. Средства электронной подписи используются для верификации документов, регистрирующих результаты телеконсультаций, удаленного тестирования и т.п. Доступ к ресурсам ТМС из внешних сетей связи закрывается использованием систем-брандмауэров.
Живучесть ТМС обеспечивается как топологией ТМС, имеющей структуру дублирующих каналов разной физической природы и интеллектуальных коммутаторов, так и мерами по распределенному архивному хранению информации.
Представляется целесообразным приобретение телемедицинского оборудования узлов ТМС единым блоком, не разделяя его на компьютерное оборудование общего профиля, специализированное компьютерное оборудование, специализированное медицинское оборудование. В противном случае велика вероятность получить неоптимальную конфигурацию узла ТМС.
В 2012 году планируется подключить к системе обмена телемедицинскими данными 34 государственных учреждений здравоохранения: 7 консультационных центров (стоимость одного центра - 758,5 тыс. руб.) и 26 абонентских пунктов (стоимость одного пункта - 1085,9 тыс. руб.) и центр обмена телемедицинскими данными (стоимость - 29794,3 тыс. руб.).
Общая стоимость телемедицинского оборудования - 63337,2 тыс. руб. (32025,9 тыс. руб. за счет бюджета Тульской области и 31311,3 тыс. руб. за счет средств ФФОМС).
Создаваемая ТМС Тульской области должна обеспечивать и поддерживать следующие функции:
передача изображения с аппарата диагностики в центральный архив медицинских изображений;
автоматический поиск пациента по реквизитам исследования;
поиск пациента по документам, удостоверяющим личность, и другим реквизитам;
просмотр и обработка диагностических изображений пациента;
доступ администратора к истории просмотров изображений;
консультации с центром компетенции;
возможность проводить удаленное консультирование врача-диагноста с необходимым специалистом;
интеграция с ТМС Федерального уровня.
В результате появится возможность получения консультаций в областных медицинских учреждениях и межрайонных центрах без транспортировки пациента, с передачей всех необходимых визуальных результатов обследований, повысится доступность высококвалифицированной медицинской помощи для пациентов.
Мероприятие 2.1. Ведение единого регистра медицинских работников
Данное мероприятие планируется реализовать в 2012 году. Необходимо в каждом медицинском учреждении внедрить единую систему кадрового учета (взамен существующих).
Система должна отражать специфику отрасли и учитывать потребности как регионального ведомства здравоохранения, так и всех учреждений здравоохранения области.
Ожидаемые результаты от внедрения системы:
создание единого хранилища кадровой информации о медицинских работниках области;
создание системы анализа кадровых данных по различным показателям;
создание автоматизированной системы кадрового учета в медицинских учреждениях области, реализующей в полном объеме все особенности учета медицинских кадров;
обеспечение интеграции имеющихся в учреждении кадровых и бухгалтерских систем с федеральными информационными системами.
Существующие в настоящее время в ЛПУ региона системы кадрового учета вышеприведенных результатов обеспечить не могут. Для их сопряжения с единой системой кадрового учета каждому ЛПУ выделяется финансирование в объеме 3 тыс. руб.
При изменении требований к Федеральному уровню единого регистра медицинских работников, региональный уровень регистра в 2012 году будет дорабатываться, для этого предусмотрено финансирование в объеме 139 тыс. руб.
Объем финансирования мероприятия - 550 тыс. руб. (за счет бюджета Тульской области).
Мероприятие 2.2. Ведение электронного паспорта медицинского учреждения
В Тульской области предполагается внедрение единой ИС ведения электронных паспортов медицинских учреждений. В 2012 году к этой ИС будут подключены все государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Тульской области. Стоимость ИС составляет не более
1500 тыс. руб. (приобретение за счет бюджета Тульской области).
Поскольку часть показателей, входящих в состав паспорта медицинского учреждения, относится к бухгалтерскому учету медицинского учреждения, ИС имеет модуль интеграции с бухгалтерскими ИС, используемыми в настоящее время. На выполнение работ по сопряжению существующих ИС с системой "Электронный паспорт медицинского учреждения" каждому ЛПУ запланировано финансирование в объеме 10 тыс. руб. за счет бюджета Тульской области.
ИС обеспечивает также интеграцию с соответствующей федеральной информационной системой.
Объем финансирования мероприятия - 1500 тыс. руб. (за счет бюджета Тульской области).
Мероприятие 2.3. Ведение электронного паспорта здравоохранения Тульской области
Система "Электронный паспорт здравоохранения Тульской области" устанавливается в РЦОД, ее стоимость - 500,0 тыс. руб. (за счет бюджета Тульской области).
Обеспечение возможности использования подсистем управления кадрами, управления материально-техническим обеспечением и основными средствами, управления финансами, организации закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг будет произведено в рамках текущего финансирования за счет средств бюджета Тульской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Раздел III. Основные направления региональной программы информатизации
Учитывая уровень оснащенности лечебно-профилактических учреждений Тульской области, в 2011 году предполагалось обеспечить все медицинские учреждения компьютерным оборудованием и общесистемным программным обеспечением.
С учетом уровня результатов работ 2011 года, в 2012 году предполагается обеспечить:
а) организацию локальных сетей в медицинских учреждениях;
б) защиту персональных данных во всех медицинских учреждениях;
в) все медицинские учреждения программным обеспечением для бухгалтерского и кадрового учета;
г) организацию регионального информационного ресурса, обеспечивающего информационный обмен между медицинскими учреждениями, министерством здравоохранения и социального развития Тульской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тульской области и страховыми медицинскими организациями, а также хранение в анонимизированном виде медицинской информации, информации о медицинских учреждениях, медицинских работниках;
д) организацию широкополосных каналов связи и обеспечение информационного обмена между каждым медицинским учреждением и региональным информационным ресурсом;
е) организацию широкополосных каналов связи и информационного обмена между региональным информационным ресурсом и федеральным информационным ресурсом, министерством здравоохранения Тульской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тульской области и другими участниками системы ОМС;
ж) внедрение систем электронного документооборота, в том числе для осуществления статистического наблюдения, а также мониторинга реализации Программы модернизации здравоохранения Тульской области, внедрение МИС в Тульской области (на региональном уровне);
з) интеграция всех блоков внедренной МИС с соответствующими блоками Федерального уровня;
и) запись к врачу в электронном виде;
к) внедрение систем передачи телемедицинских данных.
К концу 2012 года:
а) в интересах не менее 50% сотрудников департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области должна быть обеспечена возможность использования следующих подсистем, создаваемых на федеральном уровне Системы, в том числе:
паспорта медицинской организации;
регистра медицинского оборудования и медицинской техники;
регистра медицинского и фармацевтического персонала;
мониторинга реализации программ в здравоохранении;
обеспечения персонифицированного учета медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
ведения специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан;
б) в интересах не менее чем 50% сотрудников департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области, территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области должна быть обеспечена возможность использования следующих подсистем, создаваемых на региональном уровне Системы, в том числе:
управления кадрами ТФОМС;
управления материально-техническим обеспечением и основными средствами ТФОМС;
организации закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг ТФОМС;
электронного документооборота ТФОМС;
в) в каждом медицинском учреждении должна быть обеспечена возможность осуществления в электронном виде следующих функций:
ведение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи;
управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь (для учреждений, участвующих в ОМС);
анализ деятельности и формирование отчетности;
учет административно-хозяйственной деятельности;
электронная регистратура, запись на прием к врачу, выдача направлений;
г) в учреждениях здравоохранения, не обеспеченных информационными системами поддержки их деятельности, к 2012 году должен быть обеспечен удаленный доступ не менее 80% сотрудников профильных структурных подразделений к созданным федеральным информационным системам;
д) обеспечить наличие в каждом учреждении здравоохранения:
необходимого количества АРМ с учетом минимальных функциональных требований к их информационно-технологическому обеспечению: по одному АРМ на кабинет врача-специалиста поликлиники, бухгалтерию, отдел кадров и администрацию ЛПУ; по два АРМ на регистратуру поликлиники, приемное отделение стационара, аптеку стационара; четыре АРМ на отделение стационара (кроме приемных отделений);
не менее одного АРМ для доступа к системе, обеспечивающей проведение телемедицинских консультаций и консилиумов, создаваемой на федеральном уровне, с учетом технических требований, разрабатываемых Министерством здравоохранения РФ;
обеспечить наличие не менее одного локального печатающего устройства на два АРМ, в том числе как минимум одного многофункционального устройства, обеспечивающего возможность печати и сканирования документов.
Государственными заказчиками по задаче 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" являются: министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство здравоохранения Тульской области и комитет Тульской области по инновациям и информатизации.
<< Приложение N 13 |
Приложение >> N 15 |
|
Содержание Постановление Правительства Тульской области от 24 апреля 2013 г. N 176 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.