Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I "Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего
образования муниципального образования город Тула в 2011 - 2012 годы"
1. Общая информация о системе образования муниципального образования
Развитие системы общего образования муниципального образования город Тула определялось в 2012 году законодательством Российской Федерации в сфере образования, основными направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, Указами Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", "Об обеспечении межнационального согласия", планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р), планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 2620-р), "Народной программой развития Тульской области", региональными целевыми программами в сфере образования, а также Комплексом мер по модернизации системы общего образования Тульской области и муниципального образования город Тула, которые рассматриваются как инструмент достижения целей, задач и ориентиров вышеназванных стратегических документов.
В 2012 году были предприняты меры по активному продвижению муниципальной системы образования города в осуществлении институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной системы финансирования и управления, ориентированной на результат: повышение средней заработной платы учителей; улучшение условий обучения школьников; повышение качества школьного образования.
В ходе реализации Комплекса мер в 2012 году проведена работа по:
- введению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, включая укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
- развитию школьной инфраструктуры путем оснащения образовательного процесса современным учебным оборудованием, совершенствования медицинского обеспечения обучающихся, питания обучающихся, укрепления материальной базы для занятий физической культурой и спортом;
- формированию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- модернизации деятельности образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития за счет развития деятельности инновационных площадок и ресурсных центров, усиления их влияния на инновационные процессы в системе образования;
- внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационных;
- сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
- совершенствованию системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- модернизации процесса повышения профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников системы образования;
- повышению заработной платы учителей.
Достижению значений показателей результативности реализации Комплекса мер способствовал ежеквартальный мониторинг на основе ключевых индикаторов. Все показатели 2012 года выполнены.
Анализ продвижения преобразований позволил выявить основные тенденции в обновлении муниципальной системы образования:
1. Использование финансовых ресурсов бюджетов разных уровней (федерального, регионального, муниципального) эффективно влияет на:
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе обновление учебно-лабораторного, учебно-производственного оборудования; развитие компьютерного парка системы образования, базы электронных образовательных ресурсов; обновление физкультурного, спортивного оборудования учреждений; пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений;
- развитие, совершенствование форм обучения педагогов, в том числе электронных, сетевых, для освоения содержания федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
2. Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности участников образовательного процесса.
3. Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования).
4. Обновление технологий образования через внедрение инклюзивного обучения, расширение спектра использования новых технологий обучения и воспитания, в том числе дистанционных технологий, внедрение эффективных управленческих технологий, развитие у участников образовательного процесса экологической, экономической, правовой культуры; навыков эффективного использования энергетических ресурсов, IT-компетенций, внедрение новых технологий для повышения родительских компетенций.
5. Реализация мер по энергосбережению в системе общего образования.
6. Реализация мероприятий по олимпийскому образованию.
7. Внедрение механизмов новой модели аттестации педагогических кадров.
8. Привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения.
9. Обновление механизмов финансирования образовательных учреждений за счет введения нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования.
10. Развитие, совершенствование мониторинговых исследований.
Итоги мониторинга выполнения Комплекса мер в соответствии с утвержденными показателями планируемых достижений в развитии общеобразовательной системы выявили позитивные результаты. За отчетный период произошло увеличение:
- доли общеобразовательных учреждений, соответствующих современным нормам, от общего количества общеобразовательных учреждений;
- средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, подведомственных управлению образования администрации города Тулы, до 23 учащихся.
Снизилась доля неэффективных расходов в общем объеме расходов бюджета на образование на 20 процентов.
Повысился удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, подведомственных управлению образования администрации города Тулы, и составил 79 процентов.
Произошло увеличение:
- доли учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, подведомственных управлению образования администрации города Тулы, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений до 10 процентов, что выше запланированного показателя (8,9 процента);
- доли педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования;
- доли детей по общеобразовательным программам в дистанционной форме;
- доли детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
- удельного веса детей и молодежи, обучающихся по программам дополнительного образования (в процентном отношении от общего числа в возрасте до 21 года), до 75 процентов, что выше запланированного показателя (70 процентов).
Увеличилась доля учреждений, имеющих широкополосный и беспроводной доступ к сети "Интернет". Прошло увеличение доли бюджетных учреждений в общей численности учреждений.
Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования позволила создать условия для введения в деятельность образовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов.
На 1 сентября 2012 года в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО) обучаются 8978 школьников города Тулы, что составляет 22,4 процента от общего количества обучающихся.
Реализацию ФГОС НОО осуществляют первые, вторые и третьи (пилотные) классы. Введение в действие ФГОС ООО осуществляется с 1 сентября 2012 года в пилотном режиме в 4 учреждениях: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимназия N 2, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей N 4 имени Героя России Горшкова Д.Е., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа N 56 имени Героя Советского Союза Ивана Павловича Потехина, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа N 71.
Проведена работа по подготовке к реализации ФГОС НОО с 1 сентября 2013 года на первой ступени обучения всех муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - ОУ) в первых, вторых, третьих и 8 ОУ в пилотных четвертых классах. Определены учреждения, которые будут реализовывать ФГОС ООО на второй ступени обучения в пятых и шестых классах. Включатся в реализацию ФГОС ООО в пятых классах: муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения - средние общеобразовательные школы N 1, N 71, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа N 66, муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения - гимназии N 3, N 20, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 4.
С целью управления введением ФГОС, формирования кадровой политики введения ФГОС, создания необходимых условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования в ОУ и для распространения инновационного опыта ее внедрения была продолжена работа муниципального Координационного совета, рабочей группы, 5 сетевых творческих лабораторий на основе районных методических кабинетов по основным направлениям стандартов. 21 общеобразовательному учреждению города присвоен статус ресурсного центра по направлению "Внедрение системно-деятельностного метода в обучении". Организована работа постоянно действующего научно-практического семинара для руководителей ОУ, консультпункты по актуальным вопросам введения ФГОС.
Для оказания методической поддержки руководителям и педагогам ОУ были организованы научно-практические семинары с участием разработчиков стандартов нового поколения. Организовано участие 180 руководителей и педагогов ОУ в 10 вебинарах по вопросам введения ФГОС.
На основе сетевого взаимодействия организована работа творческих лабораторий: "Новые подходы в обучении: системно-деятельностный метод", "Духовно-нравственное воспитание как основа развития современного образования в контексте ФГОС"; "Школьная библиотека как информационно-образовательный центр образовательного учреждения"; "Здоровое поколение - будущее города". К этой работе подключены все педагогические общественные советы и объединения системы образования - городской совет руководителей образовательных учреждений, ассоциации (заместителей школ по УВР, учителей дистанционного обучения, преподавателей ОБЖ, др.), клубы (заместителей по ВР, классных руководителей, творческих учителей, др.).
В течение 2012 года были проведены мероприятия для руководящих работников ОУ: научно-практический семинар "Проектирование урока в условиях введения ФГОС нового поколения", "круглый стол" "Введение ФГОС в начальной школе: проблемы, пути решения", семинар-практикум "Введение ФГОС общего образования", практический семинар "Изменение требований по разработке основной образовательной программы НОО", методический семинар "ФГОС ООО: ключевые особенности и механизмы введения".
Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО, будет осуществлен с 1 сентября 2015 года.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" действует творческая лаборатория по направлению "Духовно-нравственное воспитание школьников", которая обеспечивает необходимые мероприятия по созданию условий для введения комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (далее - ОРКСЭ). Ею организовано проведение родительских собраний во всех ОУ города по вопросам введения курса ОРКСЭ с участием преподавателей для ознакомления с особенностями содержания модулей курса, формами и методами педагогической работы; ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием программы и учебников по каждому модулю курса ОРКСЭ в рамках школьных библиотек, индивидуальная консультационная работа с родителями (законными представителями) обучающихся.
Для обеспечения профессионального взаимодействия преподавателей курса ОРКСЭ по систематизации опыта преподавания, подготовки рабочих учебных программ и тематического планирования, выбора методики преподавания отдельных тем курса, организации учебных занятий с младшими школьниками, оценки результатов деятельности детей созданы: образовательный блог "Наши основы"; городское методическое объединение преподавателей курса ОРКСЭ; сформированы группы из преподавателей образовательных учреждений города Тулы для прохождения в ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" курсов повышения квалификации по теме "Актуальные вопросы преподавания учебного курса ОРКСЭ". В 2012 - 2013 учебном году преподают курс ОРКСЭ 232 педагога, из них прошли курсы повышения квалификации 48 учителей. В 2012 - 2013 учебном году курсы проходят 50 учителей. С 1 апреля 2012 года к изучению комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" приступил 3771 обучающийся четвертых классов из 71 общеобразовательного учреждения города, что составляет 100 процентов от всех четвероклассников.
В 2012 - 2013 учебном году еще 3950 четвероклассников приступили к изучению курса ОРКСЭ. В рамках реализации курса ОРКСЭ сложилось конструктивное сотрудничество с представителями Тульской Епархии Русской Православной Церкви.
В рамках реализации Комплекса мер, направленных на выявление и поддержку талантливой молодежи в городе:
- реализуется более 20 городских проектов, направленных на развитие способностей и талантов детей, в том числе проекты "Одаренные дети", "Шаг в науку" и "Наукоград";
- организована работа научно-технического общества "Юный исследователь" (Станция юных техников), городского астрономического общества "Полет" (Дворец детско-юношеского творчества), научного общества учащихся (далее - НОУ) "Краеведы" (Центр внешкольной работы), лингвистического НОУ (Центр детского творчества);
- обеспечена работа в ОУ 65 НОУ (в них 2259 детей);
- создана и обеспечена работа проектов "Шаг в науку", "Наукоград";
- проведены городские научные чтения младших школьников и учащихся 5 - 6 классов "Шаг в науку": Мосинские чтения, Ломоносовские чтения, Толстовские чтения (1289 школьников);
- проведена городская конференция старшеклассников "История государства Российского: 1150-летие зарождения Российской государственности";
- организована работа детско-взрослого сообщества (английский, литературный, исторический клубы, клуб юного программиста);
- при сотрудничестве с социальным партнером НОО ВПО НП "Тульский институт экономики и информатики" создан Городской олимпиадный центр;
- проведена муниципальная олимпиада для детей младшего школьного возраста (в 2012 - 2013 учебном году участвовало 4310 учащихся 2 - 4 классов из 71 ОУ города);
- организованы мероприятия по развитию олимпиадного движения на 1 и 2 ступенях обучения (школьный этап - участвовали 42138 учащихся, муниципальный этап - 2556 учащихся, региональный этап - 1001 учащийся);
- ежегодно в рамках Форума "Образование" проводятся мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей;
- ежегодно проводятся выставки личных достижений школьников, их творческие отчеты, награждения победителей конкурсов и соревнований различных уровней;
- ежегодно на муниципальном уровне присваивается звание "Юное дарование города-героя Тулы".
В рамках реализации муниципального проекта "Здоровое поколение - будущее города" проведен мониторинг по изучению количественного состава групп здоровья учащихся. Всего учащихся города Тулы, относящихся к I группе здоровья (не имеющих отклонений в здоровье), - 12613 учеников, что составляет 34,1 процента. Учащихся, относящихся ко II группе здоровья, - 17722, что составляет 47,9 процента. В III группу здоровья вошло 5779 учеников, что составляет 15,6 процента. Учащихся, относящихся к IV группе здоровья, - 792 ученика, что составляет 2,1 процента. Учащихся, относящихся к V группе здоровья, - 94 ученика, что составляет 0,2 процента.
Проект реализуется всеми общеобразовательными учреждениями города Тулы. В работу с тульскими школьниками вовлекаются партнеры: муниципальные детско-юношеские спортивные школы города, учреждения дополнительного образования, кафедра физического образования факультета естественных наук, физической культуры и туризма ТГПУ имени Л.Н. Толстого, управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Тулы.
В рамках проекта во всех ОУ проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия с детьми различного возраста. Всего за 2010 - 2012 годы проведено 2674 спортивно-оздоровительных мероприятия, в том числе с детьми начальных классов - 858, основной школы - 974, старших классов - 842.
На базе ОУ города работают спортивные секции различной направленности. Количество учащихся, посещающих спортивные секции в 2011 - 2012 учебном году, составило: учащихся начальных классов - 5496 человек; учащихся основной школы - 6329 человек; учащихся старших классов - 1765 человек.
Мониторинг физической подготовленности учащихся проводится 2 раза в год ежегодно с 2010 года, оценочная шкала которого разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта. В 2012 году участие в испытаниях приняли 3/4 тульских школьников.
Организована работа по реализации плана развития олимпийского образования "Сочи - 2014". Во всех ОУ города реализуются спортивные состязания, конкурсы, соревнования на региональном, муниципальном и районном уровнях. Общий охват вовлеченных учащихся - 5516 человек, из них на региональном уровне - 1550 учащихся. Среди наиболее популярных отмечены муниципальный этап Всероссийских состязаний "Президентские состязания" и "Президентские игры", Всероссийский день бега "Кросс нации", малые олимпийские игры, участие во Всероссийской массовой гонке "Лыжня России". Во всех ОУ выделен содержательный компонент олимпийского образования и проводятся уроки, лекции и иные формы учебных занятий по тематике олимпийского, паралимпийского движения, например: олимпийский урок "Ценности олимпийского и паралимпийского движения", "круглый стол" "Спортсменом можешь ты не быть, но образован быть обязан!", олимпийский урок: "История Олимпийских игр. Игры в Древней Греции", лекции по олимпийским видам спорта: лыжные гонки и биатлон - олимпийские виды спорта; олимпийские зимние виды спорта; горнолыжный спорт, фристайл, санный спорт, бобслей; "Туляки и Олимпийские игры: история тульского спорта"; "Олимпийское движение и социальные процессы", и др. Олимпийская тематика включена в содержание учебных предметов во всех ОУ города. Охват учащихся - 98 процентов.
Тульские школьники активно участвуют во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных играх школьников "Президентские спортивные игры". В школьном этапе "Президентских состязаний" 2012 года приняли участие 29149 человек, что составляет 76,15 процента от общего количества школьников ОУ города Тулы, в 2011 году принимали участие 74,24 процента, в 2010 учебном году - 70 процентов школьников. Таким образом, общее количество участников "Президентских состязаний" ежегодно растет. 5 апреля 2012 года в Туле стартовал муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания", состоящий из творческого конкурса и спортивной программы. Участие в муниципальном этапе приняли 448 школьников.
В работу системы образования внедрена и эффективно используется проектная деятельность. Один из результативных муниципальных проектов - "Развитие информатизации системы образования г. Тулы", который имеет ряд подпроектов. Позитивные результаты имеет подпроект "Развитие использования дистанционных технологий". Внедрение дистанционных технологий проводится по следующим направлениям: обучение технологии; разработка электронных курсов. Ведется обучение педагогов-предметников и учителей начальной школы по введению Федеральных государственных образовательных стандартов (всего обучено 343 человека). Современному менеджменту в образовании учатся, используя дистанционную технологию, руководители школ и их заместители (56 человек), заведующие МДОУ (10 человек). Инициативной группой разрабатывается электронный курс для родителей "Школа для родителей" (8 человек). Всего обучено: педагоги - 379, руководящие работники - 66.
За период реализации муниципального проекта "Развитие использования дистанционных технологий в системе образования г. Тулы" расширено количество его участников от 5 до 36 образовательных учреждений.
В 2012 году на платформе Тульского школьного портала педагогами разработано 133 дистанционных обучающих курса, охватывающих все ступени обучения. Из них: 116 предметных курсов, в том числе для учащихся начальных классов, 17 курсов дополнительного образования (курсов по выбору и элективных курсов). 110 обучающих курсов могут быть использованы при обучении детей с ограниченными возможностями.
Данные курсы используются в урочное время, при выполнении домашних заданий, в дополнительном образовании, при обучении различных категорий обучающихся. Обучено 635 учащихся, обучается 423 человека, из них 41 ребенок-инвалид.
В 2012 году обучались дети с ограниченными возможностями здоровья (47 человек), часто болеющие (34 человека), одаренные дети (57 человек). Продвижению дистанционных технологий через использование методов тьюторства и волонтерства способствует некоммерческая общественная организация педагогов - Ассоциация учителей дистанционного обучения, в которую входят 125 педагогов.
В рамках работы городской творческой лаборатории "Развитие информатизации муниципальной системы образования" и в ходе реализации проекта продолжилось обучение на дистанционных курсах педагогических и руководящих работников ОУ города.
На конец 2012 года на курсах обучались: "Современный менеджмент в образовании" - 15 руководителей ОУ города; "Технология современного управления" - 13 заместителей директора по УВР; "Открытая академия" - 12 заместителей директора по ВР; "Современное управление ДОУ" - 10 чел. (4 заведующих, 1 зам. заведующей, 5 старших воспитателей); "Разработка обучающих курсов в среде Moodle" - 19 чел. (педагоги ОУ города); "Использование СДО Moodle в практике работы" - 8 чел. (4 методиста МКОУ ДОВ РМК, 2 зам. директора по УВР, 2 педагога (группа разработчиков дистанционного курса "Теория и практика ФГОС ООО").
23 педагога ОУ прошли обучение на курсе "Разработка предметных обучающих курсов в среде Moodle" на базе ТИЭИ.
В целях развития системы, обеспечивающей повышение культуры родителей с использованием дистанционных образовательных технологий, в 2011 - 2012 учебном году был разработан курс "Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе". Курс прошел экспертизу, и управлением образования были определены инновационные площадки по обучению родителей учащихся начальной школы и воспитанников дошкольных учреждений на курсе в 2012 - 2013 учебном году. На данном курсе обучаются 90 родителей учащихся начальных классов (МБОУ СОШ N 1, 41, 34, 49, 8), 75 родителей воспитанников ДОУ (МБДОУ N 79, 114, 115, 125, 152).
Для реализации подпроекта по развитию IT-компетенций работников системы образования, эффективному использованию в работе интернет-ресурсов управлением образования были организованы занятия с муниципальными служащими, руководителями образовательных учреждений по использованию сервисов Google для работы с документами в открытом доступе с целью сокращения бумажного документооборота; проведения мониторинговых исследований (обучено - 80 чел.).
С целью повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий и повышения педагогической ИКТ-компетентности работников образования было организовано обучение в межкурсовой период по программе "Основы компьютерной грамотности" на базе городского центра МБОУСОШ N 55 - 69 чел. Волонтерским методом на базе своих школ прошли обучение 14 педагогов. Таким образом, обучение прошли за 2012 год 168 чел. За 2012 год на базе ИПК и ППРО ТО по курсу "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе", разработанному некоммерческим образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт информационных технологий "Айти" (г. Москва), прошли обучение 79 педагогов: из них 42 учителя-предметника естественно-математического цикла, 5 учителей русского языка и 32 учителя начальных классов. Обучение было организовано как в очной, так и в дистанционной формах.
Активно продвигается освоение технологии вебинаров в городском образовательном пространстве. Проведено 35 вебинаров по актуальным проблемам модернизации образования, приняли участие более 600 педагогических работников; на базе городского ресурсного центра по внедрению IT-грамотности - лицея N 4 - проведено за прошлый год 150 вебинаров для разных категорий работников системы образования.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в системе образования города, в том числе электронных образовательных ресурсов, позволяет обеспечить равные возможности в получении качественного образования всем участникам образовательного процесса, а также провести работы по повышению профессиональных компетенций педагогов и руководителей ОУ, муниципальных служащих.
Достигнуты установленные показатели по увеличению доли образовательных учреждений, имеющих широкополосный и беспроводной доступ к сети "Интернет".
Интерактивное оборудование используется образовательными учреждениями города Тулы для проведения конференций, семинаров, встреч, заседаний школьных и районных методических объединений, родительских собраний, мероприятий с участниками образовательного процесса различных уровней.
В целях реализации муниципального инновационного проекта "Модельная школа Panasonic", оказания помощи образовательным учреждениям в освоении нового технологического оборудования и его внедрения в образовательный процесс, а также с целью максимально эффективного использования интерактивного оборудования Panasonic в образовательных учреждениях г. Тулы были определены как "Модельные школы Panasonic" 19 ОУ. Эти ОУ получили сертификаты, позволяющие им получать сервисное обслуживание, льготное приобретение программного обеспечения и последующих устройств. По результатам проведенного мониторинга в 2012 году в 77 образовательных учреждениях города имеются 362 интерактивные доски. Применяют в работе интерактивную доску 766 педагогов.
В рамках проекта для развития педагогических инициатив и форм государственно-общественного управления процессами в тульском образовании управлением образования создан городской общественный координационный Совет по информатизации и интернетизации системы образования и городская сетевая творческая лаборатория "Развитие информатизации муниципальной системы образования".
Ряд мероприятий был проведен по внедрению новой системы аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений (инструктивные и обучающие семинары, консультации, обучение руководителей ОУ с использованием электронных ресурсов, др.).
Обновление системы информационно-методической поддержки процесса повышения профессиональных компетенций работников системы образования способс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.