Решение Тульского областного суда от 22 января 2008 г. по делу N 3-2/2008
22 января 2008 года Тульский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бугакова О.А.,
с участием прокуроров Тульской областной прокуратуры Рамбековой О.В., Михалевой Л.В.,
при секретаре Корниенко О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 3-2/2008 по заявлению Жаворонковой Татьяны Николаевны о признании противоречащими законодательству и недействующими со дня принятия Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории Призаводского рудника из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула в части, касающейся установления границ муниципального образования и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории Призаводского рудника в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район в части, касающейся установления границ муниципального образования, установил:
Жаворонкова Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими законодательству и недействующими со дня принятия Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории Призаводского рудника из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула в части, касающейся установления границ муниципального образования и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории Призаводского рудника в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район в части, касающейся установления границ муниципального образования.
В обоснование требований сослалась на то, что оспариваемые Законы нарушают ее право на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах в органы местного самоуправления города. Кроме этого указала, что при принятии указанных Законов не было учтено мнение жителей Призаводского рудника, чем были нарушены требования Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, ст. 11 - 13 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года. В результате допущенных нарушений территория Призаводского рудника необоснованно была включена в территорию муниципального образования Ленинский район, вследствие чего она терпит убытки и неудобства, связанные с лишением многих медико-социальных и других услуг, предоставляемых городскому населению.
Полагает, что при принятии оспариваемых Законов не были учтены требования Федерального закона о том, что границы муниципальных образований должны устанавливаться и изменяться с учетом исторически сложившихся земель населенных пунктов.
Поскольку Призаводской рудник с 1960-х годов находился в составе поселка Косая Гора первоначально Центрального, а затем Привокзального районов г. Тулы, считает, что территория Призаводского рудника должна быть включена в состав городского округа Тула.
Заявитель Жаворонкова Т.Н. в судебном заседании заявление поддержала в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель Тульской областной Думы по доверенности Буданцева О.А. в ходе судебного заседания заявление Жаворонковой Т.Н. не признала и пояснила, что оспариваемые Законы в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года впервые на уровне Тульской области установили, а не изменили либо преобразовали границы муниципальных образований, по этой причине не может служить основанием для признания вышеуказанных областных Законов недействующими и не подлежащими применению доводы заявителя об изменении границ данных муниципальных образований без согласия населения.
Представители администрации муниципального образования Ленинский район по доверенности Воробьев А.В. и Черных Л.Н. заявленные требования не признали, указав, что оспариваемые Законы не противоречат действующему законодательству и изданы в пределах полномочий Тульской областной Думы и губернатора Тульской области.
Представитель администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Лобанов Ю.В. заявление Жаворонковой Т.Н. поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель муниципального образования сельское поселение Иншинское Ленинского района в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд, учетом мнения явившихся лиц, прокурора, счел возможным в соответствии со ст. 252 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя муниципального образования сельское поселение Иншинское Ленинского района.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Рамбековой О.В., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
Законом Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "Муниципальное образование город Тула Тульской области" было переименовано в муниципальное образование город Тула, была установлена граница муниципального образования город Тула согласно картографическому описанию (приложение N 1), карте-схеме (приложение N 2*) и это муниципальное образование было наделено статусом городского округа, данный Закон был опубликован в печатном издании "Тульские известия" от 22 марта 2005 года и в соответствии со ст. 3 Закона вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.
В указанный Закон Тульской области 02.04.2007 г. и 03.07.2007 г. вносились изменения и дополнения, которые не касались территории поселка Косая Гора.
Законом Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. муниципальное образование "Ленинский район Тульской области" было переименовано в муниципальное образование Ленинский район, были установлены границы муниципального образования Ленинский район согласно картографическому описанию (приложение N 1), карте-схеме (приложение N 2*) и это муниципальное образование было наделено статусом муниципального района, также были установлены границы административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области, данный Закон был опубликован в печатном издании "Тульские известия" от 29 марта 2005 года и в соответствии со ст. 4 Закона вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.
В указанный Закон Тульской области 02.04.2007 г. и 03.07.2007 г. вносились изменения и дополнения, которые не касались территории поселка Косая Гора.
Данные Законы были приняты во исполнение требований Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Частью 3 статьи 83 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что при реализации требований статьи 85 настоящего Закона применяется его статья 10, согласно части 2 которой границы территорий муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 11 данного Федерального закона.
Так, в силу пункта 12 этой нормы территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. При этом территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений (п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ следует читать как "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Часть 3 статьи 85 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ также указывает о необходимости учитывать при утверждении границ исторически сложившуюся территорию города (поселка), а также границы земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ следует читать как "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Анализ вышеуказанных положений Закона позволяет прийти к выводу, что определяющим фактором при решении вопроса о границах муниципальных образований является именно учет исторически сложившейся территории конкретного муниципального образования, на которой осуществляется местное самоуправление.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по решению исполнительного комитета Тульского областного совета депутатов трудящихся от 30 апреля 1959 года N 8-303 поселок Призаводской Рудник был включен в черту рабочего поселка Косая Гора Косогорского района.
В соответствии с решением Объединенного заседания исполнительных комитетов Тульского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся и Тульского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся поселок Косая Гора передан в подчинение Центральному районному Совету депутатов трудящихся города Тулы.
Данное решение было принято исполкомом областного Совета депутатов трудящихся в пределах его полномочий в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 года "О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков", действовавшего в период до 17 августа 1982 года.
Согласно справочнику административно-территориального деления Тульской области, составленном по данным на 1 мая 1966 года, в списке рабочих поселков в графе "Наименование рабочего поселка" значится "Косая Гора", в графе "В какой район входит, какому Совету подчинен" значится "Центральному райсовету г. Тулы".
В справочнике административно-территориального деления Тульской области, составленном по данным на 1 апреля 1980 года, в списке рабочих поселков в графе "Наименование поселка" значится "Косая Гора", в графе "В какой район входит, какому Совету подчинен" значится "Привокзальному райсовету г. Тулы".
Указанные справочники являлись официальными изданиями исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов.
Из пояснений заявителя в ходе судебного заседания, что не отрицалось представителями заинтересованных лиц, следует, что, начиная с 1960-х годов на территории поселка Косая Гора, с учетом Призаводского рудника, управление осуществлялось сначала органами государственной власти Тулы, а с введением местного самоуправления на территории Российской Федерации - органами местного самоуправления города Тулы.
При этом с учетом вышеуказанных решений исполкомов Тульского областного Совета депутатов трудящихся, данных справочников, пояснений заявителя, заинтересованных лиц, представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Хахаева О.А., допрошенного судом в качестве специалиста, свидетеля Курбапова В.Н., суд приходит к выводу, что территория Призаводского рудника вошла в состав территории поселка Косая Гора и стала его составной частью, самостоятельным населенным пунктом не является. Иных доказательств суду не представлено.
Судом установлено, что генерального плана города Тулы на момент принятия оспариваемых Законов не существовало, первоначально Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1977 года N 348 была установлена городская черта города Тулы с ее описанием, при этом в это описание территория поселка Косая Гора не вошла, также в городскую черту не вошли территории поселка Скуратовский, поселков Менделеевский, Горелки, которые фактически относились к территории города Тулы, административно подчиняясь райсоветам города Тулы.
Указанные обстоятельства подтвердили в ходе судебного заседания представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области Хамлак Е.П., представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Хахаев О.А., которые были допрошены судом в качестве специалистов.
Поэтому городская черта города Тулы, установленная Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1977 года N 348, не может являться достоверным доказательством, подтверждающим границу города Тулы.
Как следует из пояснений представителей Тульской областной Думы, губернатора Тульской области, администрации муниципального образования Ленинский район и Тулы границы муниципальных образований Ленинский район и Тулы законами области не устанавливались, в связи с наличием споров по этим границам. При этом указанными представителями заинтересованных лиц не отрицалось, что территория поселка Косая Гора являлась территорией города Тулы. Данное обстоятельство объективно нашло отражение в Уставе города Тулы, принятого на местном референдуме 9 февраля 1997 года и зарегистрированного в установленном законом порядке 13 марта 1997 года, в соответствии со ст. 3 которого в описание городской черты вошла территория поселка Косая Гора, без учета территории Призаводского рудника.
Данные обстоятельства подтвердили в ходе судебного заседания представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области Хамлак Е.П., представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Хахаев О.А., которые были допрошены судом в качестве специалистов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Закона Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской области" муниципальное образование имеет свой устав, в котором указываются границы, состав территории и порядок осуществления местного самоуправления на данной территории.
На основании ч. 1 ст. 57 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ до принятия субъектами РФ законов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов РФ, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Статьей 53 Закона Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской области", действовавшего в период с 19 декабря 1996 года по 31 декабря 2005 года, предусмотрено, что территории муниципальных образований в период формирования местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований; при этом территориями муниципальных образований являются территории, находящиеся в границах городских поселений, население городского поселения независимо от его численности не может быть лишено право на осуществление местного самоуправления (ст. 9 Закона).
Указанные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что границы и состав территории муниципального образования могут быть определены уставами муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Устава города Тулы, принятого на местном референдуме 9 февраля 1997 года, зарегистрированного 13 марта 1997 года, административная граница города (городская черта) определяет территорию города Тулы, как административно-территориальной единицы Тульской области и муниципального образования, в переделах которого осуществляется местное самоуправление. Все земли в пределах городской черты находятся в ведении местного самоуправления города (ст. 4 Устава), границы города как муниципального образования и границы городских районов фиксируются в плане города (ст. 5 Устава).
Пунктами 1 и 2 статьи 1 Устава муниципального образования Ленинский район (в ред. от 23 марта 1997 года) установлено, что Ленинский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Тульской области и не входит в состав других муниципальных образований, муниципальное образование "Ленинский район Тульской области" - муниципальное образование, объединенное общей территорией, где осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, бюджет и органы самоуправления. Границы муниципального образования фиксируются и закрепляются в плане района.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц, в частности представитель администрации г. Тулы и Ленинского района пояснили, что в соответствии с требованиями уставов планы муниципальных образований не утверждались.
Привлеченные судом в качестве специалистов сотрудники Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области Хамлак Е.П., Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Хахаев О.А. суду пояснили, что по Уставу города Тулы территория поселка Косая Гора была включена в состав городской черты, но без территории Призаводского рудника.
В Уставе же муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 23 марта 1997 года, с последующими изменениями и дополнениями, населенный пункт поселок Косая Гора не был включен в территорию, на которой жителями осуществлялось местное самоуправление.
Пояснениями участников процесса, письменными материалами дела подтверждено, что место проживания заявителя территория Призаводского рудника пос. Косая Гора на протяжении нескольких лет относилась к территории, в пределах которой осуществлялось местное самоуправление г. Тулы (единые бюджет и выборные органы, регистрация места жительства, общая инфраструктура и т.п.), жители Призаводского рудника п. Косая Гора, как жители Центрального, а впоследствии Привокзального районов г. Тулы, участвовали в выборах депутатов городской Думы, главы г. Тулы, платили налоги и иные платежи в территориальные налоговые органы города Тулы.
В частности, согласно копиям паспортов жителей Призаводского рудника место их регистрации указано как г. Тула, ПВС Косогорского о/м Привокзального РОВД, поселок Косая Гора, 1-ый, 2-ой, 3-ий проезды Призаводского рудника; на основании решений Тульской городской Думы 2-го созыва от 26 марта 2003 года N 23/398, от 25 февраля 2004 года N 37/694, от 22 февраля 2005 года N 59/1133 "О коэффициенте места расположения объекта стационарной или нестационарной торговой сети КМ для расчета корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для расчета единого налога на вмененный доход" соответственно на 2003, 2004, 2005 годы, территория поселка Косая Гора, с учетом территории Призаводского рудника учитывалась как часть Привокзального района г. Тулы с определением соответствующего коэффициента для расчета суммы единого налога на вмененный доход; в соответствии с решением Тульской городской Думы 1-го созыва от 29 августа 2001 года N 55/1004 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов, образуемых на территории "Муниципального образования г. Тула Тульской области" по выборам депутатов Тульской городской Думы второго созыва" территория всего поселка Косая Гора включалась в избирательный округ N 1 и жители поселка Косая Гора с учетом улицы Призаводской рудник учитывались как избиратели этого округа, согласно Постановлению главы города Тулы от 22 октября 2001 года N 1389 "Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Тульской городской Думы второго созыва и главы города Тулы" поселок Косая Гора с учетом улицы Призаводской рудник составлял отдельный избирательный участок N 411 по Привокзальному району города Тулы; в силу Закона Тульской области от 19 апреля 2002 года N 295-ЗТО "О должностях мировых судей и судебных участках в Тульской области" территория поселка Косая Гора с учетом улицы Призаводской рудник включалась в границы судебного участка N 59 Привокзального района г. Тулы.
Согласно решению Тульской городской Думы 2-го созыва от 24 апреля 2002 г. N 7/108 "Об установлении территориальных границ деятельности комитетов территориального общественного самоуправления Привокзального района города Тулы" были установлены территориальные границы деятельности комитетов территориального общественного самоуправления Привокзального района города Тулы, и в частности комитета территориального общественного самоуправления "Прогресс" поселка Косая Гора с учетом территории Призаводского рудника.
Таким образом, как фактически, так и юридически - путем закрепления границ в уставах муниципальных образований, территория муниципального образования город Тулы исторически сложилась в границах с учетом территории поселения - поселок Косая Гора, включая территорию Призаводского рудника. При этом отсутствие в описании городской черты в Уставе Тулы территории Призаводского рудника пос. Косая Гора не может являться обстоятельством, свидетельствующим о том, что территория Призаводского рудника поселка Косая Гора не являлась частью территории муниципального образования город Тула, поскольку вышеприведенные доказательства свидетельствуют об обратном.
Указанные обстоятельства не отрицались и представителями заинтересованных лиц.
Кроме того, весь поселок Косая Гора, за исключением территории Призаводского рудника, по оспариваемому Закону Тульской области N 553-ЗТО, вошел в границу муниципального образования город Тула, что подтвердили в ходе судебного заседания представители заинтересованных лиц, а также представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области Хамлак Е.П., представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Хахаев О.А., которые были допрошены судом в качестве специалистов.
Таким образом, судом установлено, что при установлении границ названных выше муниципальных образований в состав муниципального образования город Тула не включена часть исторически сложившихся земель населенного пункта поселок Косая Гора, а именно территория Призаводского рудника, которая входила в состав указанного населенного пункта, что нарушает требования п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ N 131-ФЗ.
При таких обстоятельствах, доводы представителей заинтересованных лиц - Тульской областной Думы, муниципального образования Ленинский район о том, что границы муниципальных образований город Тула и Ленинский район установлены впервые, и что на данное установление границ не требуется согласия населения, суд находит необоснованными, так как муниципальное образование город Тула существовало до принятия оспариваемого Закона N 553-ЗТО от 11 марта 2005 года в границах, включающих поселок Косая Гора с территорией Призаводского рудника, жители которого принимали участие в решении вопросов местного значения города.
При этом суд также учитывает, что отсутствие законодательного закрепления субъектом Российской Федерации границ муниципального образования не свидетельствует об отсутствии муниципального образования и осуществления в нем местного самоуправления как таковых.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что территория Призаводского рудника населенного пункта поселок Косая Гора в соответствии с балансом земель относилась к территории муниципального образования Ленинский район, являются несостоятельными, поскольку осуществление местного самоуправления не связано непосредственно с балансовым учетом земель.
При таких обстоятельствах, исключение Законом области N 553-ЗТО от 11 марта 2005 года территории Призаводского рудника поселка Косая Гора из состава муниципального образования город Тула и его последующее включение в Ленинский муниципальный район должно рассматриваться не иначе как изменение границ обоих муниципальных образований - города Тулы и Ленинский район.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые им по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1 Федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В силу ст. 10 Федерального закона N 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 3 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 12 данного Федерального закона установлено, что изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Судом установлено, что имел место факт изменения границ обоих муниципальных образований без учета мнения их населения, в том числе при отсутствии решений представительных органов власти муниципальных образований, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, чем были нарушены требования Федерального закона и права заявителя на осуществление местного самоуправления в городе.
Поэтому, требования заявителя о признании недействующими и неподлежащими применению Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории Призаводского рудника поселка Косая Гора из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула, в части, касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории Призаводского рудника поселка Косая Гора в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район, в части, касающейся установления границ муниципального образования, суд находит обоснованными.
При удовлетворении заявленных требований, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а также то, что после принятия оспариваемых Законов имело место реальное осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования Ленинский район с учетом территории Призаводского рудника, считает необходимым признать недействующими и неподлежащими применению вышеуказанные Законы в оспариваемой части с момента вступления настоящего решения в законную силу, а не с момента принятия Законов.
В силу положений части 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тульские известия".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующими и неподлежащими применению Закон Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории Призаводского рудника из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула, в части, касающейся установления границ муниципального образования, и Закон Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории Призаводского рудника в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район, в части, касающейся установления границ муниципального образования, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение о настоящем решении суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тульские известия".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Тульский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 22 января 2008 г. по делу N 3-2/2008
Текст решения официально опубликован не был