Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
главы администрации
муниципального образования
Новомосковский район
от 21 сентября 2007 г. N 1674
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе
муниципального образования Новомосковский район
1. Общие положения
1. ЕДДС создается и функционирует на базе и в составе оперативно-диспетчерской службы управления по городу.
2. ЕДДС является органом повседневного управления МЗ ТП РСЧС и осуществляет свою деятельность как структурное подразделение управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального образования Новомосковский район под непосредственным руководством начальника управления.
3. ЕДДС является вышестоящим органом для всех дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) на территории муниципального образования Новомосковский район (далее - Новомосковский район) по вопросам сбора, обработки, учета и обмена информацией о ЧП и ЧС, а также в области организации и проведения совместных действий по осуществлению экстренных мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды.
4. В своей повседневной деятельности ЕДДС руководствуется требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
5. Для приема информации о ЧС и ЧП, в том числе о пожарах, предусматривается единый телефонный номер ЕДДС - 01.
6. Создание и функционирование ЕДДС не отменяет порядок приема от населения сообщений о ЧС и ЧП по существующим телефонам: 02, 03, 04.
2. Основные цели и задачи
2.1. Основные цели:
2.1.1. Повышение оперативности реагирования органов управления всех уровней на ЧП и угрозу и (или) возникновение ЧС.
2.1.2. Повышение достоверности и полноты информации в области ЧС и ЧП и контроль за их развитием, а также оперативности ее получения организациями, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение.
2.1.3. Повышение доверия населения Новомосковского района к социальным гарантиям в области защиты населения и территорий от ЧС и ЧП.
2.1.4. Повышение эффективности использования первичных данных о ЧС и ЧП от различных источников и их обобщение.
2.1.5. Повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств МЗ ТП РСЧС, слаженности их совместных действий.
2.2. Основные задачи:
2.2.1. Организация постоянного контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах (далее - ПОО), химически опасных объектах (далее - ХОО), организациях и прилегающих к ним территориях, радиационно-химической, медико-биологической, санитарно-эпидемиологической и санитарно-эпизоотической обстановкой путем тесного взаимодействия с организациями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области надзора и контроля (далее - территориальные органы):
2.2.2. Контроль за деятельностью объектов жизнеобеспечения населения в различных режимах функционирования РСЧС.
2.2.3. Координация действий ДДС служб МЗ ТП РСЧС, территориальных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), осуществляющих свою деятельность на территории Новомосковского района в различных режимах функционирования РСЧС.
2.2.4. Анализ обстановки и прогнозирование ЧС (в пределах своих полномочий и возможностей) природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Новомосковского района.
2.2.5. Сбор, учет, обобщение и анализ данных об угрозе или (и) возникновении ЧС и ЧП, принятых мерах по ликвидации их последствий и привлекаемых для этого силах и средствах.
2.2.6. Определение масштабов и последствий ЧС и ЧП.
2.2.7. Создание банка данных об имевших место и прогнозируемых в зоне ответственности Новомосковского района ЧС и ЧП.
2.2.8. Взаимодействие с ЕДДС сопредельных муниципальных образований при угрозе или (и) возникновении ЧС и ЧП.
2.2.9. Представление установленным порядком и на безвозмездной основе внутренним структурам администрации Новомосковского района и заинтересованным организациям информации из банка данных с определенной степенью защиты информации.
2.2.10. Обеспечение выполнения мероприятий по оповещению населения, органов управления, привлекаемых к аварийно-спасательным и другим неотложным работам (далее - АСДНР) сил и средств об угрозе или (и) возникновении ЧС и ЧП, в том числе по приему и передаче сигналов гражданской обороны и боевого управления, а также персонального вызова соответствующих должностных лиц администрации Новомосковского района, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Новомосковский район (далее - КЧС и ОПБ) и сотрудников управления по городу согласно боевым расчетам.
2.2.11. Разработка нормативно-правовых актов функционирования, совершенствования и развития ЕДДС.
2.2.12. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты информации.
2.2.13. Участие в занятиях, тренировках и учениях, проводимых управлением по городу и вышестоящими органами управления.
2.2.14. Отработка и представление установленным порядком отчетов и донесений согласно табелю срочных донесений (далее - ТСД) и поступившим из вышестоящих органов управления указаниям.
2.2.15. Своевременная передача установленным порядком информации о прогнозе или (и) факте ЧС, информационное обеспечение необходимыми данными вышестоящих, подчиненных и взаимодействующих органов управления.
2.2.16. Информирование вышестоящих органов управления и их руководителей об обстановке, принятых мерах и привлеченных к АСДНР силах и средствах, а также - ходе выполнения мероприятий по ликвидации угрозы или (и) последствий ЧС и ЧП.
3. Функционирование ЕДДС
3.1. Все ДДС, функционирующие в зоне ответственности Новомосковского района, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности обязаны представлять в ЕДДС информацию о ЧП и ЧС немедленно с последующим письменным подтверждением установленными формой и порядком (согласно ТСД), а ДДС, входящие в ОСОДУ, ежесуточно в 08.30 по состоянию на 08.00 в произвольной форме - оперативную информацию за прошедшие сутки (по согласованию с управлением по городу).
3.2. ЕДДС в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
3.2.1. Прием от населения и ДДС организаций любых сообщений, несущих информацию об угрозе или (и) возникновении ЧС и ЧП природного, техногенного и биолого-социального характера, производит их анализ и оценку достоверности, доводит поступившую информацию до начальника управления по городу, а также - до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение и контролирует выполнение принятых ими (ДДС) мер.
3.2.2. Координация действий функционирующих на территории Новомосковского района ДДС служб МЗ ТП РСЧС, территориальных органов и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера.
3.2.3. Сбор от ДДС организаций, территориальных органов, осуществляющих мониторинг окружающей природной среды, информации о состоянии промышленного и сельскохозяйственного производства, положения дел в инфраструктуре Новомосковского района на предмет угрозы и (или) возникновения ЧП и ЧС и доводит ее до ДДС, с которыми предполагается в этом случае взаимодействие.
3.2.4. Обработка и анализ данных о ЧП и ЧС, определение масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС и проведение АСДНР.
3.2.5. Оценка и контроль обстановки по ЧП и ЧС, подготовка управленческих решений (в пределах своих полномочий) на ликвидацию угрозы и (или) последствий ЧС, доведение задач до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль за их выполнением.
3.2.6. Поддержание взаимодействия органов управления МЗ ТП РСЧС с войсками Министерства обороны РФ и МВД РФ, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС.
3.2.7. Информирование о факте, масштабах ЧС и (или) ЧП и ходе их ликвидации главы администрации Новомосковского района, председателя КЧС и ОПБ, начальника управления по городу.
3.2.8. Осуществление информационного обеспечения созданного на период ликвидации ЧС внештатного центра управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС).
3.2.9. Подготовка и представление в адрес вышестоящих органов управления (по подчиненности) докладов (донесений) об угрозе и (или) возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действий по ликвидации угрозы и (или) ликвидации последствий ЧС.
3.2.10. Принятие решения на привлечение сил и средств для проведения мероприятий по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей, охране окружающей природной среды, если сложившаяся обстановка требует безотлагательных действий и отсутствует возможность согласования с вышестоящими органами управления (в пределах предоставленных полномочий).
3.3. ЕДДС функционирует в 3-х режимах:
- режим повседневной деятельности;
- режим повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС);
- режим чрезвычайной ситуации.
3.3.1. В режиме повседневной деятельности, т.е. при отсутствии ЧС и ЧП природного, техногенного или биолого-социального характера, ЕДДС:
- несет круглосуточное дежурство;
- поддерживает в готовности к использованию имеющиеся в распоряжении средства программно-технического обеспечения, связи и оповещения;
- вносит необходимые дополнения в банк данных, а также в структуру оперативных документов, необходимых для обеспечения действий при угрозе и (или) возникновении ЧС и ЧП;
- осуществляет мониторинг окружающей природной среды посредством тесного взаимодействия с территориальными органами и структурами Новомосковского района;
- осуществляет вероятностный прогноз возможных ЧС (в пределах своих полномочий и возможностей) и отрабатывает варианты ликвидации их последствий (на основе собственных данных и данных, предоставленных вышестоящими органами управления).
3.3.2. При ухудшении производственной, промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), санитарно-эпидемиологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС (экстренное предупреждение), в том числе на объектах жилищно-коммунального хозяйства, ЕДДС переводится в режим повышенной готовности к возможным действиям, принятию экстренных мер по предотвращению ЧС и контролирует перевод в режим повышенной готовности подчиненных органов управления и сил постоянной готовности МЗ ТП РСЧС.
3.3.3. ЕДДС в режим повышенной готовности и режим ЧС переводится по указанию начальника ГУ МЧС РФ по Тульской области, начальника управления по городу, главой Новомосковского района.
3.3.4. В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно обеспечивает:
- непрерывный сбор, уточнение и обобщение информации;
- информирование населения о средствах и способах защиты от возможной (прогнозируемой) ЧС;
- заблаговременную подготовку (инструктаж) дежурного персонала к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- подготовку к развертыванию ЦУКС (при необходимости - если он разворачивается на базе ЕДДС);
- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в зоне возможной ЧС, на ПОО и ХОО, а также за состоянием окружающей природной среды;
- уточнение алгоритма действий дежурного персонала ЕДДС на вероятную ЧС и плана взаимодействия с соответствующими ДДС, в том числе с ЕДДС сопредельных муниципальных образований;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению их последствий.
В этом режиме ДДС действуют в соответствии с требованиями инструкций об организации взаимодействия и обмена информацией в ЧС и ведомственными инструкциями.
3.3.5. В режиме чрезвычайной ситуации, т.е. при возникновении и во время ликвидации последствий ЧС ЕДДС осуществляет:
- оповещение о возникновении ЧС главы муниципального образования, председателя КЧС и ОПБ, органов управления, привлекаемых к АСДНР сил и средств независимо от их ведомственной подчиненности (установленным порядком) и населения;
- информационное обеспечение действий органов управления, сил и средств, участвующих в АСДНР, и руководство их ведением;
- усиление службы силами свободных от несения дежурства диспетчеров;
- участие в развертывании ЦУКС;
- контроль за выполнением мероприятий по ликвидации последствий ЧС.
4. Организационные вопросы
4.1. ЕДДС включает в себя дежурный персонал, пункт управления (далее - ПУ), узел связи (далее - УС), центр оповещения (далее - ЦО), комплекс средств информационной, программно-технической поддержки и автоматизации.
4.1.1. Штатное и финансовое обеспечение.
Численность ЕДДС устанавливается в соответствии со штатно-должностным расписанием управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям как структурного подразделения администрации Новомосковского района. Для более качественного функционирования и развития (при необходимости и финансовой поддержке) штатная численность ЕДДС может быть увеличена путем введения в штатно-должностное расписание управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Новомосковского района дополнительных единиц - помощников дежурных диспетчеров.
Деятельность ЕДДС во всех режимах функционирования финансируется из средств местного бюджета и организуется ее начальником в соответствии с должностной инструкцией.
4.1.2. Нормативно-техническое обеспечение.
1) ПУ ЕДДС располагается в рабочем помещении дежурного диспетчера ЕДДС управления по городу, а также может располагаться в любом выделенном под эти цели помещении, оснащенном необходимыми программно-техническими средствами, средствами и каналами связи, оргтехникой и документацией.
В состав технических средств ПУ ЕДДС включает:
- автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) начальника ЕДДС, оснащенное средствами ЭВТ (персональный компьютер) и оргтехникой, обеспечивающими проведение повседневного сбора и анализа данных о ЧС и ЧП, средствами связи для руководства и управления;
- АРМ дежурного диспетчера, оснащенное средствами ЭВТ, связи и документирования для приема, анализа, обработки и записи информации от населения, ДДС, вышестоящих органов управления.
2) УС ЕДДС обеспечен средствами связи для обеспечения передачи речевых сообщений, документов, сигналов, команд, для обмена информацией с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и обеспечивает:
- прямые телефонные каналы связи с ДДС (ОАО НАК "Азот", дежурная часть УВД Новомосковского района), оперативным дежурным ГУ МЧС России по Тульской области;
- прием информации посредством коммутации со специально выделенного телефона "01" с ДДС 6 отряда Государственной противопожарной службы (далее - 6-ОГПС);
- автоматическое определение номера входящего абонента;
- цифровую запись ведущихся переговоров;
- радиосвязь со стационарными и передвижными абонентами;
- обмен речевыми сообщениями, документальной информацией;
- автономность электроснабжения средств освещения, связи и аппаратуры оповещения на случай отключения основных источников питания (бензиновый генератор).
3) ЦО представляет собой комплекс аппаратуры автоматизированной системы централизованного оповещения П-161 "Заря-69" (далее - АСЦО) и обеспечивает:
- оповещение и персональный вызов должностных лиц Новомосковского района и руководителей организаций;
- оповещение населения по сигналам гражданской обороны и информирования его об угрозе и (или) возникновении ЧС, об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.
Задействование средств ЦО осуществляется дежурным диспетчером ЕДДС в установленном порядке.
4.1.3. Нормативно-правовое обеспечение:
Для обеспечения функционирования и придания необходимого юридического статуса ЕДДС состав оперативной документации включает:
- положение о ЕДДС;
- инструкции по организации взаимодействия и обмена информацией с ДДС организаций;
- план действий дежурного диспетчера при угрозе или (и) возникновении ЧС различного характера;
- алгоритмы действий дежурного диспетчера ЕДДС при ЧС различного характера;
- должностную инструкцию дежурного диспетчера ЕДДС;
- инструкцию по действиям дежурного диспетчера при получении информации об угрозе или (и) возникновении ЧС и ЧП, в том числе по сигналам гражданской обороны;
- инструкцию действий дежурного диспетчера по оповещению органов управления, должностных лиц и населения при угрозе или возникновении ЧС;
- журнал учета оперативной обстановки (приложение 3);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 2
- схему оповещения должностных лиц управления по городу по приведению в высшие степени готовности (режимы функционирования);
- схему оповещения КЧС и ОПБ (в рабочее и нерабочее время) при ЧС;
- схему управления и связи;
- рабочую карту города и района;
- формализованные бланки донесений (согласно ТСД.).
5. Порядок работы ЕДДС
5.1. Источниками информации об угрозе или (и) возникновении ЧС могут являться:
- население (по телефону дежурного диспетчера ЕДДС и посредством коммутации со специально выделенного телефона "01" ДДС 6-ОГПС);
- ДДС ПОО и ХОО, служб МЗ ТП РСЧС и организаций (по прямым, сотовой и общим телефонным каналам связи, нарочными (посыльными)) и другим каналам связи (радиостанции, факс, телетайп и пр.);
- органы управления (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и ЧС (далее - органы управления) организаций (по имеющимся в распоряжении средствам связи);
- должностные лица муниципальных образований, расположенных на территории Новомосковского района (по имеющимся в распоряжении средствам связи);
- должностные лица территориальных органов (по имеющимся в распоряжении средствам связи);
- средства массовой информации (далее - СМИ) (по имеющимся в распоряжении средствам связи);
- вышестоящие и взаимодействующие органы управления (по имеющимся в распоряжении средствам связи).
5.2. При получении оперативной информации по любому каналу или средству связи она регистрируется в специальном журнале (приложение 3), при необходимости перепроверяется доступным способом и циркулярно или выборочно доводится до взаимодействующих ДДС. Параллельно подключается система автоматического определения номера абонента и автоматической записи разговора.
5.3. По полученной информации дежурный диспетчер ЕДДС идентифицирует ЧС и ЧП и классифицирует как:
- не требующая совместных действий ДДС;
- требующая совместных действий ДДС.
При классификации ЧС как "не требующая..." дежурный диспетчер ЕДДС передает управление соответствующей ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на случившееся.
Получив информацию об угрозе или (и) возникновении ЧС (при классификации ЧС как "требующая..."), дежурный диспетчер ЕДДС проверяет достоверность информации, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых ДДС, сил и средств постоянной готовности, производит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
Одновременно подготавливаются формализованные донесения согласно ТСД о факте ЧС для передачи в вышестоящие органы управления.
5.4. Информация об угрозе или (и) возникновении ЧС немедленно докладывается начальнику управления по городу, вышестоящим и взаимодействующим органам управления установленным порядком.
5.5. В соответствии с инструкцией действий дежурного диспетчера при угрозе или (и) возникновении ЧС и полученными указаниями начальника управления по городу дежурный диспетчер ЕДДС:
а) готовит (использует ранее подготовленное) сообщение по оповещению населения, органов управления, сил и средств о сложившейся обстановке и способах защиты;
б) уточняет состав сил и средств как постоянной готовности, так и потенциально привлекаемых по конкретной обстановке;
в) организует между ДДС необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных к АСДНР сил и средств;
г) осуществляет сбор, учет, обобщение и анализ полученных данных;
д) готовит доклады и донесения в адрес вышестоящих органов управления;
е) производит информирование об обстановке взаимодействующих систем (структур).
5.6. По прибытии руководства управления по городу и взятии им управления на себя ЕДДС обеспечивает информационную поддержку управленческих решений и действий по ним.
5.7. Организационное обеспечение в области обучения.
5.7.1. Организация допуска к самостоятельному исполнению обязанностей.
Дежурный диспетчер ЕДДС назначается на должность после прохождения специальной подготовки по месту службы, стажировки, сдавший зачет (с участием различных специалистов) на допуск и допущенный распоряжением главы администрации Новомосковского района (при определенных обстоятельствах приказом начальника Главного управления МЧС России по Тульской области) к самостоятельному исполнению обязанностей в должности дежурного диспетчера ЕДДС.
5.7.2. Организация дежурства.
К дежурству на ПУ в качестве дежурного диспетчера ЕДДС привлекаются работники, подготовленные и допущенные в установленном порядке. Дежурство - круглосуточное. Режим дежурства, порядок отдыха, состав дежурных смен (при введении должности - помощника дежурного диспетчера ЕДДС) и их допуск к ежедневному дежурству определяется начальником управления по городу.
Дежурство осуществляется по заблаговременно утвержденному графику.
Дежурный диспетчер ЕДДС обязан знать обстановку на территории Новомосковского района, иметь полные данные о составах ДДС, местах их размещения, находящихся в распоряжении силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности, тактических возможностях и способах вызова.
Смена дежурных диспетчеров ЕДДС производится 1 раз в сутки в порядке, установленном начальником управления по городу.
Заступление на дежурство и его завершение оформляются записью установленной формы в журнале учета оперативной обстановки.
Заступающий дежурный диспетчер ЕДДС должен:
- потребовать от сменяющегося дежурного диспетчера устранения недостатков, выявленных при приеме дежурства;
- должен знать расстановку сил и средств муниципальной поисково-спасательной службы (далее - МПСС);
- владеть в полном объеме обстановкой, складывающейся на территории Новомосковского района.
Дежурный диспетчер ЕДДС в установленном порядке докладывает начальнику отдела ЕДДС о состоянии средств связи и оповещения, работоспособности ЭВМ, наличии (или ее отсутствии) служебной документации и т.д., в том числе недостатках, выявленных при приеме дежурства.
Начальник ЕДДС, начальник управления по городу в любой момент могут затребовать оперативную информацию, находящуюся в зоне ответственности ЕДДС.
5.7.3. Организация последующей (профессиональной) подготовки. Согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации последующая - профессиональная подготовка с дежурными диспетчерами ЕДДС проводится на постоянной основе в течение всего календарного года по 3 часа ежемесячно, а также за каждый период обучения (июнь, декабрь) проводятся сборы по 8 часов на предмет аттестации и промежуточного контроля на допуск к исполнению обязанностей в должности дежурного диспетчера ЕДДС.
Повышение квалификации дежурных диспетчеров осуществляется в учебных заведения МЧС России согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.