Решение Тульского областного суда от 27 сентября 2007 г. по делу N 3-142
Тульский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бугакова О.А.,
с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Михалевой Л.В.,
при секретаре Жигулиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 3-142 по заявлению Соловьевой Анны Тимофеевны о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории поселка Лесной территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула, в части, касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории поселка Лесной в территорию, на котором осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район, в части, касающейся установления границ муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева А.Т. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории поселка Лесной из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула в части, касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории поселка Лесной в территорию, на котором осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район в части, касающейся установления границ муниципального образования.
В обоснование требований сослалась на то, что оспариваемые Законы нарушают ее право на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах в органы местного самоуправления города. Кроме этого указала, что при принятии указанных Законов не было учтено мнение жителей поселка Лесной, чем были нарушены требования Европейской хартии местного самоуправления, ст. 11 - 13 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года. В результате допущенных нарушений пос. Лесной, в котором заявитель проживает, необоснованно был включен в территорию муниципального образования Ленинский район, вследствие чего она терпит убытки и неудобства, связанные с лишением многих медико-социальных и других услуг, предоставляемых городскому населению.
Полагает, что при принятии оспариваемого Закона не были учтены требования федерального закона о том, что границы муниципальных образований должны устанавливаться и изменяться с учетом исторически сложившихся земель населенных пунктов.
Поскольку поселок Лесной более 50 лет до принятия оспариваемых Законов находился в составе Центрального района г. Тулы, считает, что он должен быть включен в состав городского округа Тула.
Заявитель Соловьева А.Т. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении в суд просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности Поздняк С.А. в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель Тульской областной Думы по доверенности Мигалина И.В. в ходе судебного заседания заявление Соловьевой А.Т. не признала и пояснила, что оспариваемые Законы в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года впервые на уровне Тульской области установили, а не изменили либо преобразовали границы муниципальных образований, по этой причине не может служить основанием для признания вышеуказанных областных Законов недействующими и не подлежащими применению доводы заявителей об изменении границ данных муниципальных образований без согласия населения.
Представитель Губернатора Тульской области по доверенности Архипова Н.А. в разрешении заявления Соловьевой А.Т. полагалась на усмотрение суда.
Представители администрации муниципального образования Ленинский район по доверенности Воробьев А.В. и Черных Л.Н. заявленные требования не признали, указав, что оспариваемые Законы не противоречат действующему законодательству и изданы в пределах полномочий Тульской областной Думы и губернатора Тульской области.
Представители администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Лобанов Ю.В. и Пантелеева Н.И. заявление Соловьевой А.Т. поддержали в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель администрации муниципального образования сельское поселение Иншинское Ленинского района в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд, учетом мнения явившихся лиц, прокурора, счел возможным в соответствии со ст. 252 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя администрации муниципального образования сельское поселение Иншинское Ленинского района.
Выслушав представителя заявителя по доверенности Поздняк С.А., представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
Законом Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "Муниципальное образование город Тула Тульской области" было переименовано в муниципальное образование город Тула, была установлена граница муниципального образования город Тула согласно картографическому описанию (приложение N 1), карте-схеме (приложение N 2*) и это муниципальное образование было наделено статусом городского округа, данный Закон был опубликован в печатном издании газете "Тульские известия" от 22 марта 2005 года и в соответствии со ст. 3 Закона вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.
Законом Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. муниципальное образование "Ленинский район Тульской области" было переименовано в муниципальное образование Ленинский район, были установлены границы муниципального образования Ленинский район согласно картографическому описанию (приложение N 1), карте-схеме (приложение N 2*) и это муниципальное образование было наделено статусом муниципального района, также были установлены границы административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области, данный Закон был опубликован в печатном издании газете "Тульские известия" от 29 марта 2005 года и в соответствии со ст. 4 Закона вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.
Указанные Законы были приняты во исполнение требований Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ.
Аналогичное по сути положение содержится и в ст. 11 п. 1 п.п. 3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Часть 3 статьи 85 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ также указывает о необходимости учитывать при утверждении границ исторически сложившуюся территорию города (поселка), а также границы земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).
Анализ указанных положений Закона позволяет прийти к выводу, что определяющим фактором при решении вопроса о границах муниципальных образований является именно учет исторически сложившейся территории конкретного муниципального образования, на которой осуществляется местное самоуправление.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по решению исполнительного комитета Тульского областного совета от 8 февраля 1955 года N 4-83 поселок деревообделочного завода и отдельные дома Яснополянского лесничества были административно подчинены Скуратовскому поселковому Совету, Косогорского района. Поселку деревообделочного завода было присвоено наименование - поселок Лесной.
На основании решения объединенного заседания исполнительных комитетов Тульского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся и Тульского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся от 5 февраля 1963 года N 3-66 "Об изменениях в административно-территориальном делении по Тульской области" в подчинение Центральному районному Совету депутатов трудящихся города Тулы был передан поселковый Совет рабочего поселка Скуратовский.
Исполком областного Совета депутатов трудящихся вправе был принимать решение о передаче населенного пункта из одного района в другой в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 года "О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков", действовавшего в период до 17 августа 1982 года.
Согласно архивной справке государственного архива Тульской области от 25.09.2007 г. N 945 в справочнике административно-территориального деления Тульской области, составленном по данным на 15 августа 1964 года, в списке населенных пунктов, находящихся в административном подчинении поселковых Советов в графе "Наименование населенных пунктов, находящихся в административном подчинении поселкового Совета" значится "поселок Лесной, дома Яснополянского лесничества", в графе "Наименование поселкового Совета" значится "Скуратовский", в списке рабочих поселков в графе "Наименование рабочего поселка" значится "Скуратовский", в графе "В какой район входит, какому Совету подчинен" значится "Центральному райсовету г. Тулы";
в справочнике административно-территориального деления Тульской области, составленном по данным на 1 мая 1966 года, в графе "Наименование населенных пунктов, находящихся в административном подчинении поселкового Совета" значится "поселок Лесной, дома Яснополянского лесничества", в графе "Наименование поселкового Совета" значится "Скуратовский", в списке рабочих поселков в графе "Наименование рабочего поселка" значится "Скуратовский", в графе "В какой район входит, какому Совету подчинен" значится "Центральному райсовету г. Тулы".
Аналогичные сведения содержатся в справочниках административно-территориального деления Тульской области, составленным по данным на 1 августа 1971 года и на 1 апреля 1980 года, что подтверждается также письменным сообщением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы от 03.09.2007 г. N 5488:6.
Из пояснений представителя заявителя по доверенности Поздняка С.А., свидетелей Родионовой Л.А., Агафьина В.М., Кочетковой О.С., Бессоновой А.П. в ходе судебного заседания, что не отрицалось представителями заинтересованных лиц, следует, что, начиная с 1960-х годов на территории поселка Лесной, управление осуществлялось сначала органами государственной власти Тулы, а с введением местного самоуправления на территории Российской Федерации - органами местного самоуправления города Тулы.
Судом установлено, что генерального плана города Тулы до принятия оспариваемых законов не существовало, первоначально Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1977 года N 348 была установлена городская черта города Тулы с ее описанием, при этом в это описание территория поселка Лесной не вошла, также в городскую черту не вошли территории поселка Скуратовский, поселков Косая Гора, Менделеевский, Горелки, которые фактически относились к территории города Тулы, административно подчиняясь райсоветам города Тулы.
Указанные обстоятельства подтвердил в ходе судебного заседания допрошенный в качестве свидетеля представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Лукоянов Ю.Н.
Поэтому городская черта города Тулы, установленная Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1977 года N 348, не может являться достоверным доказательством, подтверждающим границу города Тулы.
Согласно пояснениям представителей Тульской областной Думы, администрации муниципального образования Ленинский район и Тулы границы муниципальных образований Ленинский район и Тулы законами области не устанавливались, в связи с наличием споров по этим границам, однако указанными представителями заинтересованных лиц не отрицалось, что территория поселка Скуратовский являлась территорией города Тулы, это объективно нашло отражение в Уставе города Тулы, принятого на местном референдуме 9 февраля 1997 года и зарегистрированного в установленном законом порядке 13 марта 1997 года, куда в описание городской черты в соответствии со ст. 3 вошла территория поселка Скуратовский.
Данные обстоятельства подтвердил в ходе судебного заседания и представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Лукоянов Ю.Н., который был допрошен судом в качестве свидетеля.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Закона Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской области" муниципальное образование имеет свой устав, в котором указываются границы, состав территории и порядок осуществления местного самоуправления на данной территории.
На основании ч. 1 ст. 57 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ до принятия субъектами РФ законов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов РФ, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Статьей 53 Закона Тульской области "О местном самоуправлении в Тульской области", действовавшего в период с 19 декабря 1996 года по 31 декабря 2005 года, предусмотрено, что территории муниципальных образований в период формирования местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований; при этом территориями муниципальных образований являются территории, находящиеся в границах городских поселений, население городского поселения независимо от его численности не может быть лишено право на осуществление местного самоуправления (ст. 9 Закона).
Указанные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что границы и состав территории муниципального образования могут быть определены Уставами муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Устава города Тулы, принятого на местном референдуме 9 февраля 1997 года, зарегистрированного 13 марта 1997 года, административная граница города (городская черта) определяет территорию города Тулы, как административно-территориальной единицы Тульской области и муниципального образования, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Все земли в пределах городской черты находятся в ведении местного самоуправления города (ст. 4 Устава), границы города как муниципального образования и границы городских районов фиксируются в плане города (ст. 5 Устава).
Пунктами 1 и 2 статьи 1 Устава муниципального образования Ленинский район (в ред. от 23 марта 1997 года) установлено, что Ленинский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Тульской области и не входит в состав других муниципальных образований, муниципальное образование "Ленинский район Тульской области" - муниципальное образование, объединенное общей территорией, где осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, бюджет и органы самоуправления. Границы муниципального образования фиксируются и закрепляются в плане района.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц, в частности представитель администрации г. Тулы и Ленинского района пояснили, что в соответствии с требованиями Уставов планы муниципальных образований не утверждались.
Допрошенный в качестве свидетеля представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Лукоянов Ю.Н. суду пояснил, что по Уставу города Тулы территория поселка Лесной не была включена в состав городской черты, однако территория пос. Скуратовский, которому административно был подчинен поселок Лесной, включалась в территорию городской черты в соответствии с описанием границ городской черты, кроме этого территория поселка Скуратовский по оспариваемому Закону N 553-ЗТО была включена в границу муниципального образования город Тула, а в соответствии с Законом Тульской области от 6 июля 2005 года N 594-ЗТО поселок Скуратовский был присоединен к городу Туле.
В Уставе же муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 23 марта 1997 года, с последующими изменениями и дополнениями, населенный пункт поселок Лесной, местоположение которого оспаривается, не был включен в территорию, на которой жителями осуществлялось местное самоуправление.
Указанный в статье 2 Устава муниципального образования "Ленинский район Тульской области" поселок Лесной, который входит в состав Зайцевского сельского округа, является не тем населенным пунктом, по которому идет спор, что подтвердил представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области Бабичев В.И., который был допрошен в качестве специалиста.
Кроме этого из карты-схемы границ муниципальных образований Ленинского района Тульской области, которая является приложением N 2* к Закону Тульской области N 556-ЗТО, следует, что населенный пункт Лесной был сохранен в границах муниципальных образований Ленинского района в районе точки 41, деревня же Судаково, частью которого стал поселок Лесной с новым названием микрорайон Лесной находится в другой части муниципального образования Иншинское.
Также привлеченный судом в качестве специалиста сотрудник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области Бабичев В.И. суду пояснил, что по Уставу города Тулы территория поселка Лесной не была включена в состав городской черты, однако территория пос. Скуратовский, которому административно был подчинен поселок Лесной, включалась в территорию городской черты в соответствии с описанием границ городской черты, кроме этого территория поселка Скуратовский по оспариваемому Закону N 553-ЗТО была включена в границу муниципального образования город Тула.
В Уставе же муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 23 марта 1997 года, с последующими изменениями и дополнениями, населенный пункт поселок Лесной, местоположение которого оспаривается, не был включен в территорию, на которой жителями осуществлялось местное самоуправление.
Напротив, пояснениями участников процесса, письменными материалами дела, показаниями свидетелей Родионовой Л.А., Агафьина В.М., Кочетковой О.С., Бессоновой А.П. подтверждено, что место проживания заявителя (пос. Лесной) на протяжении нескольких лет относилось к территории, в пределах которой осуществлялось местное самоуправление г. Тулы (единые бюджет и выборные органы, регистрация места жительства и недвижимости, общая инфраструктура и т.п.), жители п. Лесной, как жители Центрального района г. Тулы, участвовали в выборах депутатов городской Думы, главы г. Тулы, платили налоги и иные платежи в территориальные налоговые органы города Тулы.
В частности, согласно копий паспортов заявителя и иных жителей п. Лесной место их регистрации указано как г. Тула, ПВС Скуратовского о/м Центрального РУВД, поселок Лесной, право собственности на квартиры в поселке Лесной зарегистрировано как г. Тула, Центральный район, пос. Скуратовский, пос. Лесной; налоговые уведомления по уплате земельных и иных местных налогов направлялись жителям поселка Лесной, как жителям города Тулы и подлежали уплате в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному району г. Тулы; согласно решению Тульской городской Думы 2-го созыва от 27 ноября 2002 года N 15/275 "Об утверждении методики расчета арендной платы за пользование недвижимым муниципальным имуществом" территория поселка Лесной, как часть Центрального района г. Тулы, учитывалась при расчете ставок арендной платы за пользование муниципальным имуществом города Тулы, на основании решений Тульской городской Думы 2-го созыва от 26 марта 2003 года N 23/398, от 25 февраля 2004 года N 37/694 "О коэффициенте места расположения объекта стационарной или нестационарной торговой сети КМ для расчета корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для расчета единого налога на вмененный доход" соответственно на 2003 и 2004 годы, территория поселка Лесной учитывалась как часть Центрального района г. Тулы с определением соответствующего коэффициента для расчета суммы единого налога на вмененный доход; в соответствии с решением Тульской городской Думы 1-го созыва от 29 августа 2001 года N 55/1004 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов, образуемых на территории "Муниципального образования г. Тула Тульской области" по выборам депутатов Тульской городской Думы второго созыва" территория поселка Лесной включалась в избирательный округ N 20 и жители поселка Лесной учитывались как избиратели этого округа, согласно Постановлению главы города Тулы от 22 октября 2001 года N 1389 "Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Тульской городской Думы второго созыва и главы города Тулы" поселок Лесной в числе других поселков Центрального района г. Тулы составлял избирательный участок N 564; в силу Закона Тульской области от 19 апреля 2002 года N 295-ЗТО "О должностях мировых судей и судебных участках в Тульской области" территория поселка Лесной включалась в границы судебного участка N 79 Центрального района г. Тулы.
Согласно решению Тульской городской Думы 1-го созыва от 25 сентября 2001 г. N 57/1037 "Об установлении территориальных границ деятельности комитетов территориального общественного самоуправления Центрального района города Тулы" были установлены территориальные границы деятельности комитетов территориального общественного самоуправления Центрального района города Тулы, и в частности комитета территориального общественного самоуправления поселка Лесной, на территории которого расположены 20 домов, проживает 92 человека.
Таким образом, как фактически, так и юридически - путем закрепления границ в Уставах муниципальных образований, территория муниципального образования город Тулы исторически сложилась в границах с учетом территории поселения - поселок Лесной, при этом отсутствие в описании городской черты в Уставе Тулы территории поселка Лесной не может являться обстоятельством, свидетельствующим о том, что поселок Лесной не являлся частью территории муниципального образования город Тула, поскольку приведенные доказательства свидетельствуют об обратном.
Указанные обстоятельства не отрицались и представителями заинтересованных лиц.
Таким образом, доводы представителей заинтересованных лиц - Тульской областной Думы, муниципального образования Ленинский район о том, что границы муниципальных образований город Тула и Ленинский район установлены впервые, и что на данное установление границ не требуется согласия населения поселка Лесной, суд находит необоснованными, так как муниципальное образование город Тула существовало до принятия оспариваемого Закона N 553-ЗТО от 11 марта 2005 года в границах, включающих поселок Лесной, жители которого принимали участие в решении вопросов местного значения города.
При этом суд также учитывает, что отсутствие законодательного закрепления субъектом Российской Федерации границ муниципального образования не свидетельствует об отсутствии муниципального образования и осуществления в нем местного самоуправления как таковых.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что территория населенного пункта поселок Лесной в соответствии с балансом земель относилась к территории муниципального образования "Ленинский район" и к лесному фонду является несостоятельными, поскольку осуществление местного самоуправления не связано непосредственно с балансовым учетом земель.
Также суд принимает во внимание, что поселок Лесной, как часть города Тулы, границ других муниципальных образований не пересекает.
При таких обстоятельствах, исключение Законом области N 553-ЗТО от 11 марта 2005 года поселка Лесной из состава муниципального образования город Тула и его последующее включение в Ленинский муниципальный район должно рассматриваться не иначе как изменение границ обоих муниципальных образований - города Тулы и Ленинский район.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые им по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1 Федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Статьей 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
На основании пункта 3 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 12 данного Федерального закона установлено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Судом установлено, что имел место факт изменения границ муниципального образования Тула, а также то, что при изменении границ города Тулы не было получено согласие населения поселка Лесной в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, чем были нарушены требования Федерального закона и права заявителей на осуществление местного самоуправления в городе.
Поэтому, требования заявителей о признании недействующими и неподлежащими применению Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории поселка Лесной из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула, в части, касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории поселка Лесной в территорию, на котором осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район, в части, касающейся установления границ муниципального образования, суд находит обоснованными.
Доводы представителя заинтересованного лица муниципального образования Ленинский район о том, что поскольку территория поселка Лесной окружена со всех сторон землями муниципального образования Ленинский район и не имеет общих границ с муниципальным образованием городской округ город Тула, он не мог быть включен в черту муниципального образования городской округ город Тула, поскольку это противоречило бы положениям подпункта 14 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция основана на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
Из чего следует, что территория муниципального образования одного уровня не может входить в территорию другого муниципального образования того же уровня.
Однако Федеральный Закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ не содержит запрета на то, что территория муниципального образования одного уровня (его часть) не может располагаться в границах другого муниципального образования того же уровня.
Правильность подобного толкования подтверждается положениями подпункта 10 пункта 1 той же статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ, допускающими расположение в границах муниципального района города, имеющего статус городского округа.
Ссылка представителей заинтересованных лиц муниципального образования Ленинский район, Тульской областной Думы о том, что поселок Лесной не является населенным пунктом, поскольку не включен в Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО), не имеет правового значения для дела, так как нормы Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" не связывают возможность изменения, преобразования и установления границ поселений с данными ОКАТО, а используют понятие населенного пункта (ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года), которому отвечает поселок Лесной.
Кроме этого, в материалах дела отсутствуют данные и таковые не представлены заинтересованными лицами, которые бы свидетельствовали о том, что поселок Лесной был упразднен в соответствии с требованиями законодательства к моменту принятия оспариваемых Законов.
Доводы представителя Тульской областной Думы о том, что при принятии Закона Тульской области N 594-ЗТО от 6 июля 2005 года "О присоединении поселков городского типа (рабочих поселков) Горелки, Косая Гора, Менделеевский, Скуратовский к городу Туле" органы местного самоуправления города Тулы, определяя границы поселка Скуратовский, не учитывали территорию поселка Лесной и мнение его жителей, не имеет правового значения для дела, поскольку указанный Закон Тульской области N 594-ЗТО был принят позднее оспариваемых Законов, когда границы муниципальных образований были уже определены.
Доводы представителя заинтересованного лица муниципального образования Ленинский район о пропуске заявителем срока исковой давности являются необоснованными, поскольку нормами главы 24 ГПК РФ не предусмотрен срок обращения с заявлением в суд о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.
Применение в данном случае аналогии закона, а именно нормы ст. 256 ГПК РФ, суд считает недопустимым.
При удовлетворении заявленных требований, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а также то, что после принятия оспариваемых Законов имело место реальное осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования "Ленинский район" с учетом территории поселка Лесной, считает необходимым признать недействующими и неподлежащими применению вышеуказанные Законы в оспариваемой части с момента вступления настоящего решения в законную силу, а не с момента принятия Законов.
В силу положений части 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тульские известия".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующими и неподлежащими применению Закон Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" в части исключения территории поселка Лесной из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования г. Тула, в части, касающейся установления границ муниципального образования, и Закон Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. "О переименовании муниципального образования "Ленинский район Тульской области", установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области" в части включения территории поселка Лесной в территорию, на котором осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования Ленинский район, в части, касающейся установления границ муниципального образования, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение о настоящем решении суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тульские известия".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Тульский областной суд.
Судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 27 сентября 2007 г. по делу N 3-142
Текст решения официально опубликован не был