Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тульской областной Думы
от 28 апреля 2011 г. N 22/1021
Отчет
о работе счетной палаты Тульской области за 2010 год
Настоящий отчет составлен в соответствии с частью первой статьи 25 Закона Тульской области от 04.12.2008 N 1147-ЗТО "О счетной палате Тульской области" и пунктом 1 статьи 5.1 Регламента счетной палаты Тульской области (утвержден Постановлением Тульской областной Думы от 26.03.2009 N 77/3925) и содержит информацию о работе, проделанной счетной палатой Тульской области за 2010 год.
I. Основные показатели деятельности
В 2010 году счетная палата Тульской области (далее по тексту - счетная палата), основываясь на годовом и текущем планах работы, осуществляла свою деятельность в соответствии с действующим законодательством при строгом соблюдении принципов законности, объективности, независимости и гласности.
В 2010 году счетной палатой проведено 37 контрольных мероприятий.
Контрольными мероприятиями была охвачена деятельность 149 субъектов.
По итогам проведенных контрольных мероприятий было направлено 47 представлений. В течение года 39 представлений были сняты с контроля как выполненные.
Сумма устраненных финансовых нарушений по представлениям счетной палаты в 2010 году составила 234,1 млн. руб.
По результатам проведенных контрольных мероприятий проверяемыми субъектами приняты меры по устранению выявленных нарушений и недопущению в дальнейшем их совершения.
В рамках экспертно-аналитической деятельности за 2010 год счетной палатой проведено 48 экспертно-аналитических мероприятий.
Счетной палатой ведется работа по методическому обеспечению деятельности. В 2010 году разработаны методические рекомендации по осуществлению проверки бюджетной отчетности Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования и подготовке заключения на годовой отчет об исполнении бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В рамках исполнения требований Закона Тульской области от 04.12.2008 N 1147-ЗТО счетная палата ежеквартально направляет Тульской областной Думе и губернатору Тульской области информацию о ходе исполнения бюджета Тульской области и бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования в форме заключений по результатам анализа квартальных отчетов об исполнении соответствующих бюджетов, а также информацию о результатах законченных контрольных мероприятий.
II. Контрольная деятельность
При проведении счетной палатой в 2010 году 37 контрольных мероприятий выявлены различного рода нарушения, в том числе:
- незаконное использование бюджетных средств - более 3 млн. руб., в т.ч. нецелевое использование бюджетных средств - около 800,0 тыс. руб.;
- неэффективное использование бюджетных средств - более 300 млн. руб. и другие нарушения, связанные с применением актов бюджетного законодательства.
В рамках последующего контроля за исполнением бюджета области счетной палатой проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета области за 2009 год.
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета области за 2009 год проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств:
- департамента финансов Тульской области;
- департамента сельского хозяйства Тульской области;
- департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области;
- департамента предпринимательства и потребительского рынка Тульской области;
- департамента имущественных и земельных отношений Тульской области;
- департамента образования Тульской области;
- департамента культуры Тульской области;
- департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам;
- комитета по печати и телерадиовещанию Тульской области;
- избирательной комиссии Тульской области.
По результатам указанных выше проверок отмечены в том числе следующие недостатки и нарушения:
- департаментом сельского хозяйства Тульской области, департаментом культуры Тульской области, департаментом предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в нарушение подпункта 11 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ не осуществлялся ведомственный финансовый контроль;
- в нарушение п. 3.6 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Тульской области и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Тульской области (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Тульской области), утвержденного Приказом департамента финансов Тульской области от 29.12.2008 N 66, департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области показатели бюджетной росписи расходов на 2009 год до подведомственного учреждения, ГУ ТО "Тулаупрадор", в сумме 2736763,1 тыс. руб. в установленной форме доведены не были;
- комитетом Тульской области по печати и телерадиовещанию, департаментом культуры Тульской области, департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области допущены искажения отчетных данных сводного баланса на общую сумму 161,6 тыс. руб., 104784,1 тыс. руб. и 112812,0 тыс. руб. соответственно;
- в составе дебиторской задолженности департамента имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют сведения о задолженности по арендной плате и пени за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - город Тула в сумме 33413,1 тыс. руб.;
- в 2009 году имели место факты перечисления департаментом финансов Тульской области денежных средств непосредственно на расчетные счета получателей субсидий без санкционирования оплаты денежных обязательств по указанным расходам отделом предварительного и текущего контроля департамента финансов Тульской области. Общий объем несанкционированных расходов составил 817976,0 тыс. руб.;
- имели место нарушения единого порядка ведения бюджетного учета (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкция по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н) (департамент сельского хозяйства Тульской области, департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области).
Счетной палатой достоверность годового отчета об исполнении бюджета области за 2009 год в части проверенной бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета области в целом подтверждена. Всем проверенным субъектам по фактам выявленных нарушений и недостатков счетной палатой направлены представления для принятия мер по их устранению.
В рамках последующего контроля за исполнением бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета фонда за 2009 год.
В ходе проведения проверки установлено, что по итогам исполнения бюджета фонда за 2009 год при запланированном дефиците в размере 54872,2 тыс. руб. фактически сложился профицит в размере 14759,3 тыс. руб.
Доходы, поступившие в бюджет фонда в отчетном периоде, по отношению к 2008 году составили 123,1 процента, расходы - 132,6 процента.
Средства бюджета Тульской области, передаваемые бюджету фонда на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в 2009 году поступили не в полном объеме. При утвержденных Законом о бюджете фонда назначениях в объеме 1469539,0 тыс. руб. в бюджет фонда из бюджета области поступило 1439477,4 тыс. руб. Сумма недоимки составила 30061,6 тыс. руб. (2,0 процента).
По результатам проверки отчета об исполнении бюджета фонда за 2009 год, проведенной счетной палатой, фонд обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Тульской области в лице департамента финансов Тульской области и администрации Тульской области о взыскании пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Тульской области.
Арбитражным судом Тульской области (дело N А68-7475/10, дата изготовления решения: 14.12.2010) принято решение о взыскании с департамента финансов Тульской области в пользу фонда 372974 руб. 46 коп.
Отчет об исполнении бюджета фонда достоверен и составлен в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Приказа Минфина РФ от 13 ноября 2008 г. N 128н следует читать как ""Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Показатели бюджетной отчетности соответствуют данным бухгалтерского учета и подтверждаются первичными учетными документами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации счетной палатой в 2010 году были проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Арсеньевский район, Куркинский район.
В ходе осуществления вышеуказанных проверок установлено следующее.
В муниципальных образованиях отмечается низкий уровень бюджетного планирования.
Ряд муниципальных правовых актов, в том числе регламентирующих вопросы бюджетного планирования, предоставления имущества в аренду, а также приватизации, не приняты или не соответствуют действующему федеральному законодательству и законодательству Тульской области.
Так, в решении Собрания представителей муниципального образования Арсеньевский район о бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов дефицит бюджета на 2009 год установлен в размере 18,8 процента утвержденного общего объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (в соответствии с пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов). В нарушение положений статьи 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации решением о бюджете администрации муниципального района предоставлено право направлять на финансирование дефицита бюджета поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В результате внесенных Собранием представителей муниципального образования Арсеньевский район изменений в бюджет на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов был нарушен принцип сбалансированности бюджета, установленный статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом внесенных Собранием представителей муниципального образования Куркинский район изменений дефицит бюджета составил 29,9 процента общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В муниципальном образовании Куркинский район имели место нарушения требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "О бухгалтерском учете".
В нарушение пункта 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2008 N 128н, в отчет финансового управления администрации Арсеньевский район за 2009 год не включены расходы по 6 подразделам бюджетной классификации на общую сумму 21556,3 тыс. руб. Отчет за 2009 год в части указанной суммы является неподтвержденным.
Администрацией муниципального образования рабочий поселок Куркино Куркинского района средства местного бюджета в сумме 7000,0 тыс. руб. были направлены на приобретение прав требования у ОАО "Тульская сбытовая компания" (ОАО "ТСК") и ООО "Туларегионгаз" к должнику (МУП "Коммунальщик"), что противоречит статье 69 Бюджетного кодекса РФ.
Находящееся в собственности муниципальных образований недвижимое имущество как источник пополнения доходов бюджета используется недостаточно эффективно.
Размер просроченной арендной платы в муниципальном образовании Арсеньевский район составил более 4 млн. руб. Пени за просрочку арендной платы не взыскиваются. Выборочной проверкой 7 договоров аренды установлено, что по ним не были начислены пени на сумму почти 200 тыс. руб.
В договорах аренды, заключенных муниципальными образованиями, отсутствуют данные, позволяющие четко идентифицировать сдаваемое в аренду имущество. В нарушение части 3 статьи 7 Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области" по ряду договоров арендная плата ежегодно не пересматривалась.
Счетной палатой также были проведены проверки формирования прогноза объема доходов от продажи материальных и нематериальных активов, учтенных в доходах бюджетов муниципальных образований Узловский район, Дубенский район на 2009 и 2010 годы, а также исполнения бюджетов муниципальных образований по указанным видам доходов.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено следующее.
В муниципальных образованиях отмечается низкий уровень бюджетного планирования.
Так, в муниципальном образовании Дубенский район имели место значительные отклонения фактического исполнения бюджета по доходам от продажи муниципальной собственности к планируемому (более 4200 процентов).
Ряд муниципальных правовых актов, в том числе регламентирующих вопросы бюджетного планирования, а также приватизации, не приняты или не соответствуют действующему федеральному законодательству и законодательству Тульской области.
В нарушение статей 6, 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в муниципальном образовании Узловский район заказчиком по оценке двух земельных участков, а также лицом, оплатившим данные услуги, являлся покупатель этих объектов: земельный участок в центре г. Узловая площадью 3000 кв. м и земельный участок площадью 5275 кв. м на автомагистрали М4 "Дон" оценены в 800 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно.
В нарушение части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статьи 4 Порядка приватизации муниципального имущества муниципального образования Дубенский район в план приватизации на 2010 год включен объект муниципального жилищного фонда.
Проверка исполнения бюджета муниципального образования Кимовский район за 2008 год и 10 месяцев 2009 года в части целевого и эффективного расходования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Тульской области в форме субсидий и субвенций, поступления средств от распоряжения имуществом.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено следующее.
В муниципальном образовании выявлено нецелевое расходование бюджетных средств на общую сумму 509,7 тыс. руб.
Общая задолженность в бюджет муниципального образования Кимовский район за аренду муниципального имущества на 01.11.2009 составила более 11 млн. руб.
В консолидированный бюджет муниципального образования Кимовский район на 01.11.2009 не поступило доходов от продажи земельных участков в объеме 1682,0 тыс. руб.
В муниципальном образовании Кимовский район субсидия в сумме 337,3 тыс. руб. на реализацию Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", предоставленная молодому специалисту, находилась 17 месяцев на его счете в коммерческом банке, а затем была возвращена в бюджет муниципального образования.
В муниципальном образовании имели место нарушения требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Проверка эффективного и целевого использования бюджетных средств департаментом образования Тульской области за 2009 год.
Проверкой установлено несвоевременное доведение утвержденных показателей бюджетной росписи до подведомственных учреждений, нецелевое использование бюджетных средств в сумме 213,6 тыс. руб., нарушение положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Департамент необоснованно расторгал государственные контракты на строительно-монтажные работы по окончании работ, что прекращало гарантийные обязательства со стороны подрядчика.
Приказом департамента от 19.03.2009 N 197 передано с баланса департамента на баланс ГОУ ДПО ТО "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области" 23 объекта движимого имущества. В приказе отсутствует ссылка на решение департамента имущественных и земельных отношений Тульской области о распоряжении государственным имуществом Тульской области. Во время проверки решение департамента имущественных и земельных отношений Тульской области не представлено.
Указанные действия произведены в нарушение Постановления администрации Тульской области от 03.12.2003 N 794 "О распоряжении движимым имуществом, находящимся в собственности Тульской области", а также ст. 11 Закона Тульской области от 09.11.1999 N 158-ЗТО "О государственной собственности Тульской области". Данными нормативными правовыми актами предусмотрено принятие решения по распоряжению движимым имуществом, находящимся в собственности Тульской области, департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области.
В 2010 году счетной палатой проведены 2 проверки исполнения главными администраторами доходов бюджета области своих функций.
Проверка исполнения функций главного администратора доходов бюджета области департаментом предпринимательства и потребительского рынка Тульской области в 2009 году.
В соответствии с Законом Тульской области о бюджете на 2009 год департамент утвержден главным администратором шести видов доходов бюджета области, однако в приказе директора департамента от 24.12.2008 N 55 "О наделении полномочий администратора доходов" на департамент возложены полномочия по администрированию четырех видов доходов.
При осуществлении департаментом полномочия главного администратора доходов по представлению прогноза поступлений закрепленных источников доходов бюджета области на очередной финансовый год первоначальные прогнозные данные департамента о поступлениях администрируемых доходов на 2009 год были занижены: по сборам за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции - в 2,2 раза; по государственной пошлине за выдачу лицензий на осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов - более чем в 3 раза.
В 2009 году в бюджет области поступило доходов, администрируемых департаментом, в 5 раз больше суммы доходов, поступившей в 2008 году. Объем поступлений в бюджет области доходов, администрируемых департаментом, составил 157249,4 тыс. руб.
В 2009 году департаментом, как главным администратором доходов, работа по уточнению платежей и сокращению невыясненных поступлений проводилась недостаточно эффективно. В течение года сохранялся значительный объем невыясненных поступлений, по состоянию на 01.01.2010 он составил 599,3 тыс. руб., что в 14,7 раза больше, чем по состоянию на 01.01.2009 (40,9 тыс. руб.).
В течение 2009 года организация и ведение бюджетного учета доходов бюджета области, администрируемых департаментом, составление бюджетной отчетности осуществлялось департаментом не на должном уровне. Однако по итогам 2009 года все доходы, администрируемые департаментом, учтены в бухгалтерских регистрах и в бюджетной отчетности за 2009 год.
Проверка исполнения функций главного администратора доходов бюджета области департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в 2010 году.
За I полугодие 2010 года объем доходов, поступивших в бюджет области и администрируемых департаментом, составил 1626942,0 тыс. руб. (44,7 процента от суммы, учтенной в бюджете области на 2010 год).
В соответствии с Законом Тульской области о бюджете на 2010 год департамент утвержден главным администратором тринадцати видов (подвидов) доходов бюджета области, однако в приказе директора департамента от 25.12.2009 N 28 "О наделении полномочий администратора доходов" на департамент возложены полномочия по администрированию одиннадцати видов (подвидов) доходов. Фактически в проверяемый период департаментом проводилась работа по администрированию пяти видов (подвидов) доходов бюджета области.
Законом о бюджете на 2010 год за департаментом, как за главным администратором доходов бюджета области, не был закреплен такой вид доходов, как "Государственная пошлина за выдачу органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в бюджеты субъектов Российской Федерации" (КБК 000 1 08 07172 01 0000 110).
В связи с неэффективным выполнением департаментом закрепленных за ним функций:
- не утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тульской области;
- не принят нормативный акт круглогодичного действия об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Тульской области;
- за выдачу специального разрешения на перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов не взималась и соответственно не поступала в бюджет области государственная пошлина. Потери бюджета области за проверяемый период (оценочно) составили более 250,0 тыс. руб.
В результате отсутствия в Тульской области нормативного акта круглогодичного действия об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, в бюджет области поступили только средства от выдачи специальных разрешений (пропусков) для проезда по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в период временного ограничения движения транспортных средств (с 1 по 30 апреля 2010 года).
В результате встречных проверок в подведомственных департаменту организациях и учреждении счетной палатой установлено:
В нарушение Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
- согласование маршрутов и выдача специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов в границах Тульской области осуществляло ГУ ТО "Тулаупрадор", а не орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области);
- указанные разрешения выдавались без возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. ГУ ТО "Тулаупрадор" согласовывало маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов за пределы Тульской области, но расчет и получение платы в счет возмещения вреда не осуществлялись.
В результате выдачи разовых разрешений (пропусков) дорожными ремонтно-строительными управлениями собрано 136,2 тыс. руб., в доход бюджета области перечислено только 90,4 тыс. руб.
Департаментом, как администратором доходов, фактически не осуществлялся контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет области, что не соответствует положениям статьи 161.1# Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По итогам контрольного мероприятия деятельность департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в части исполнения функций главного администратора доходов бюджета в проверяемый период 2010 года оценивается счетной палатой как неэффективная.
Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Тульской области на 2009 - 2012 годы".
Бюджетом области на реализацию Программы были предусмотрены ассигнования в 2009 году в размере 55929,7 тыс. руб., в 2010 году - в размере 24116,9 тыс. руб. Исполнение расходов по реализации мероприятий Программы составило за 2009 год 88,9 процента от плановых назначений, за I полугодие 2010 года расходов не было. За 2009 год не использованы ассигнования, предусматривавшиеся на реализацию Программы, в сумме 6208,8 тыс. руб. по причине в основном ненадлежащего исполнения подрядчиками обязательств по государственным контрактам.
С другой стороны, ненадлежащее исполнение департаментом образования Тульской области обязательств по государственным контрактам в части сроков оплаты выполненных работ стало причиной дополнительных расходов бюджета на уплату неустойки. По решениям арбитражных судов за несвоевременную оплату выполненных работ в 2009 году департаментом уплачены пени и штрафы на сумму 80,0 тыс. руб.
На 8 объектах (из 13 проверенных) выявлены дефекты и несоответствия фактически выполненных работ сметам и актам приемки выполненных работ. На сумму 37,8 тыс. руб. оплачены фактически невыполненные работы.
Проверка использования средств бюджета области, направленных в 2010 году на мероприятия по долгосрочной целевой программе "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной Постановлением администрации Тульской области от 14.04.2009 N 245.
Проверка проведена в департаменте социального развития Тульской области, комитете Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, в пяти муниципальных образованиях, являющихся получателями субсидий из бюджета области на реализацию соответствующих мероприятий.
Общий объем финансирования Программы составляет 662419,0 тыс. руб., в том числе 649544,0 тыс. руб. - средства бюджета области, 12875,0 тыс. руб. - средства бюджетов муниципальных образований.
Объем финансирования Программы на 2010 год составлял 295662,2 тыс. руб. (средства бюджетов муниципальных образований - 5470,2 тыс. руб., средства бюджета области - 290192,0 тыс. руб., что в 4,1 раза больше, чем в первоначальной редакции Программы, в связи с закреплением соответствующих полномочий за субъектами Российской Федерации).
За 9 месяцев 2010 года из бюджета области в бюджеты муниципальных образований на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей были перечислены субсидии на общую сумму 131712,6 тыс. руб., или 100 процентов от годового объема средств, предусмотренного Программой.
Из местных бюджетов на финансирование оздоровительной кампании детей было выделено 13313,8 тыс. руб., или 84,7 процента от объема средств, предусмотренных в соглашениях о предоставлении субсидий из бюджета области. По состоянию на 01.10.2010 условия софинансирования, установленные соглашениями, были выполнены только 12 муниципальными образованиями из 27, на низком уровне осуществлено софинансирование следующими муниципальными образованиями: Богородицкий район (24,5 процента), Кимовский район (20 процентов), Ленинский район (38,6 процента), Плавский район (40 процентов), Суворовский район (15,9 процента).
Всего за 9 месяцев 2010 года численность отдохнувших детей составила 81973 ребенка (67,5 процента от общего количества детей от 7 до 17 лет).
В 2010 году отмечается повышение эффективности оздоровительной работы. В целом по области выраженный оздоровительный эффект отмечен у 87,5 процента детей, побывавших в лагерях (в 2009 году - 86,9 процента).
По результатам проведенного контрольного мероприятия отмечено, что в условиях кардинального изменения с 1 января 2010 года механизма организации и финансирования оздоровительной кампании детей исполнителям долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области на 2009 - 2011 годы" в 2010 году в целом удалось достичь плановых показателей результативности и эффективности ее реализации.
Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Закона Тульской области "О защите прав ребенка" в 2009 году и за истекший период 2010 года (по состоянию на 01.07.2010).
На 2009 год на реализацию Закона Тульской области "О защите прав ребенка" были утверждены бюджетные ассигнования в сумме 495967,4 тыс. руб. Исполнение расходов бюджета составило 427673,4 тыс. руб., или 86,2 процента утвержденных бюджетных ассигнований.
На 2010 год на указанные цели утверждены бюджетные ассигнования в сумме 627025,7 тыс. руб. Исполнение расходов по состоянию на 01.07.2010 составило 240098,4 тыс. руб., или 38,3 процента годовых бюджетных назначений.
Установлено, что главными распорядителями бюджетных средств информация о размере ежемесячной компенсации на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь до подведомственных учреждений не доводилась.
Главные распорядители бюджетных средств планировали расходы бюджета на реализацию положений Закона Тульской области "О защите прав ребенка" без учета единого расчета норм обеспечения питанием, одеждой, обувью и прочими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что привело к перерасходу бюджетных средств в сумме 562,2 тыс. руб.
На момент проведения проверки не были установлены нормативно-правовым актом администрации Тульской области нормы обеспечения бесплатными путевками детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении области.
Проверкой также были установлены нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" образовательными учреждениями, выразившиеся в размещении государственных заказов на сумму, превышающую 100 тыс. руб., без проведения соответствующих процедур.
Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Закона Тульской области "О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области" в 2009 году и за истекший период 2010 года (I полугодие).
В бюджете области на 2009 год ассигнования на реализацию Закона были предусмотрены в объеме 43749,8 тыс. руб., на 2010 год - 56006,8 тыс. руб. Кассовое исполнение данных расходов бюджета в 2009 году составило 43709,3 тыс. руб., или 99,9 процента от утвержденных годовых бюджетных ассигнований, за I полугодие 2010 года - 23891,4 тыс. руб., или 42,7 процента от годовых бюджетных ассигнований.
В нарушение пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ департамент социального развития Тульской области не доводил показатели бюджетной росписи за 2009, 2010 годы до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств: финансирование получателей бюджетных средств на реализацию Закона осуществлялось департаментом по фактической потребности на основании поданных заявок на финансовое обеспечение расходов.
Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Закона Тульской области от 07.07.2008 N 1050-ЗТО "Об обеспечении жителей Тульской области протезно-ортопедическими изделиями" в 2009 году и за истекший период 2010 года (I полугодие).
В бюджете области на 2009, 2010 годы для осуществления расходов, предусмотренных Законом Тульской области от 07.07.2008 N 1050-ЗТО "Об обеспечении жителей Тульской области протезно-ортопедическими изделиями", были утверждены бюджетные ассигнования в сумме 6896,3 тыс. руб. и 6710,1 тыс. руб. соответственно.
Кассовое исполнение указанных расходов за 2009 год составило 4715,2 тыс. руб., или 68,4 процента от годовых бюджетных ассигнований; в 2010 году (по состоянию на 01.07.2010) - 1890,2 тыс. руб., или 28,2 процента от годовых бюджетных ассигнований.
В ходе проверки в ООО "Лечебно-ортопедический центр социальной реабилитации инвалидов" установлено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ установлен факт нецелевого использования бюджетных средств на сумму 2,9 тыс. руб.
Проверка реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2008 - 2009 годы, утвержденной Постановлением администрации Тульской области от 28.05.2008 N 310, с учетом изменений, внесенных Постановлением администрации Тульской области от 22.01.2010 N 78, в муниципальном образовании Щекинский район.
Администрацией муниципального образования Щекинский район за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы по переселению граждан (в ред. от 01.08.2008), было запланировано строительство объекта, которое в силу условий муниципального контракта не могло быть завершено на дату окончания действия Программы по переселению граждан.
В связи с тем что средства субсидии в сумме 43317,2 тыс. руб. (средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 27502,2 тыс. руб., средства бюджета области - 15815,0 тыс. руб.) были перечислены администрацией муниципального образования Щекинский район подрядчикам на строительство объекта "228-квартирный жилой дом на участке 2-В по улице Лукашина в г. Щекино Тульской области", но конечный результат, определенный Программой по переселению граждан на период 2008 - 2009 годы, не достигнут, использование в 2008 - 2009 годах указанных средств не соответствует принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).
Главным распорядителем бюджетных средств - департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области не обеспечен контроль за эффективным использованием указанных бюджетных средств.
С момента внесения изменений в Программу по переселению граждан (Постановление администрации Тульской области от 22.12.2009 N 969, вступившее в силу с 30.12.2009) средства субсидии бюджета области в сумме 15815,0 тыс. руб., использованные на строительство объекта "228-квартирный жилой дом на участке 2-В по улице Лукашина в г. Щекино Тульской области", в силу отсутствия правовых оснований для их использования подлежат возврату в бюджет области.
Проверка законности и эффективности расходования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, формируемых за счет средств бюджета области и (или) средств местного бюджета, за 2008 год, 2009 год и I полугодие 2010 года в муниципальном образовании город Новомосковск.
В соответствии с Программой по переселению граждан муниципальному образованию город Новомосковск на 2008 - 2009 годы были предусмотрены средства в сумме 52980,6 тыс. руб. для переселения 54 человек из 29 аварийных жилых помещений общей площадью 1617,2 кв. м. На 2010 год предусмотрены средства в сумме 248613,0 тыс. руб. для переселения 574 человек из 257 аварийных жилых помещений общей площадью 9207,9 кв. м.
Указанные средства поступили в бюджет муниципального образования город Новомосковск в полном объеме.
По состоянию на 01.07.2010 в муниципальном образовании город Новомосковск в рамках Программы по переселению граждан переселен 81 человек, предоставлено 35 жилых помещений общей площадью 1851,7 кв. м.
В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса РФ застройщиком ОАО "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" допущено превышение договорных сроков выполнения работ. Выплаченная застройщиком неустойка за нарушение договорных обязательств составила 990,8 тыс. руб.
Согласно актам приемки-передачи квартир и свидетельств о регистрации права собственности квартир общая площадь жилых помещений составила 1568,7 кв. м, т.е. на 49,93 кв. м меньше проектной площади (1618,63 кв. м). По требованию администрации муниципального образования город Новомосковск застройщиком ОАО "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" в 2009 году осуществлен возврат излишне полученных средств в сумме 1634,4 тыс. руб.
В соответствии с Программой капитального ремонта домов на 2008 - 2009 годы муниципальному образованию город Новомосковск предусмотрены средства в сумме 98349,2 тыс. руб., на 2010 год предусмотрено 292753,8 тыс. руб.
За счет указанных средств в муниципальном образовании город Новомосковск в течение 2008 - 2009 годов проведен капитальный ремонт помещений с общей площадью 77642,5 кв. м, что соответствует плановым показателям Программы капитального ремонта домов.
Капитальный ремонт многоквартирных домов на всех объектах осуществлялся подрядчиками без проектов организации капитального ремонта и проектов производства работ, наличие которых предусмотрено Приказом Госстроя СССР от 18.04.1985 N 109.
Выборочной проверкой капитального ремонта многоквартирных домов, проводимого подрядчиками ООО "Стройкомплект", ООО "Центр управления строительством Новомосковскхимстроя", установлено следующее:
- подрядчикам оплачены невыполненные работы по капитальному ремонту фасада в сумме 60,1 тыс. руб. на объекте "г. Новомосковск, ул. Молодежная, д. 6", по капитальному ремонту отопления в сумме 165,2 тыс. руб. (с учетом НДС) на объекте "г. Новомосковск, ул. Молодежная, д. 10" (материалы направлены в прокуратуру Тульской области);
- допущено некачественное выполнение подрядчиками работ по капитальному ремонту фасада на объектах "г. Новомосковск, ул. Молодежная, д. 6", "г. Новомосковск, ул. Молодежная, д. 8-б";
- подрядчиками без согласования с заказчиком была проведена замена строительных материалов на более дорогостоящие, стоимость материалов увеличилась на 1024,8 тыс. руб.
В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса РФ не выполнены договорные сроки выполнения работ подрядчиками ООО "Стройкомплект", ООО "Центр управления строительством Новомосковскхимстроя". ТСЖ "Молодежная" не воспользовалось своим правом применения к подрядчикам штрафных санкций за нарушение договорных обязательств.
По состоянию на 01.07.2010 из бюджета муниципального образования город Новомосковск на счета ТСЖ и управляющих компаний перечислено 274938,7 тыс. руб.
Проверка реализации долгосрочной целевой программы "Газификация населенных пунктов Тульской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной Постановлением администрации Тульской области от 29.09.2008 N 592.
На 2009 - 2010 годы указанной Программой были предусмотрены средства в объеме 743663,0 тыс. руб. Однако после внесения изменений в закон о бюджете области фактически средства, выделенные на реализацию Программы, составили 263247,0 тыс. руб. За 9 месяцев 2010 года на реализацию долгосрочной целевой программы "Газификация населенных пунктов Тульской области на 2009 - 2012 годы" из бюджета области в местные бюджеты было направлено 41775,9 тыс. руб., или 31 процент к утвержденному плану года.
Проверки проведены в муниципальных образованиях Богородицкий район, Плавский район. Проверенный объем средств составил почти 79 млн. руб.
Рабочие проекты объектов газификации в муниципальном образовании Плавский район и в муниципальном образовании Богородицкий район получили положительное заключение государственной экспертизы, выданное ГУ ТО "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области", в том числе по сметной стоимости строительства объектов в текущем уровне цен по состоянию на конкретную дату с учетом НДС, стоимости строительно-монтажных работ (СМР) и прочих затрат. Однако для проведения открытых аукционов на размещение муниципальных заказов на выполнение строительно-монтажных работ по объектам газификации ГУКС "ТулоблУКС" осуществило пересчет стоимости затрат подрядчика. В результате пересчета стоимость подрядных (строительно-монтажных) работ по пяти объектам газификации в муниципальном образовании Богородицкий район и в муниципальном образовании Плавский район увеличилась в целом на 7359,7 тыс. руб., или на 14,6 процента (без учета уровня инфляции), по сравнению со стоимостью строительно-монтажных работ в проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.
В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса РФ сторонами муниципальных контрактов договорные обязательства исполнялись ненадлежащим образом в части выполнения сроков окончания работ подрядчиками и оплаты выполненных работ заказчиками.
На участке строительства "Переход газопровода высокого давления через р. Папоротка" подрядчиком допущены отклонения от проектно-сметной документации в части выполнения работ, применения предусмотренных в проектно-сметной документации машин и механизмов на общую сумму 81,3 тыс. руб. (расчетно).
В городе Плавске в шести квартирах, находящихся в частной собственности граждан, произведен монтаж оборудования, являющегося муниципальной собственностью и числящегося на балансе администрации муниципального образования Плавский район в составе капитальных вложений, в сумме 93,3 тыс. руб. (расчетно).
В нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" своевременно не составлены первичные учетные документы (акты о приемке выполненных работ) и не отражена кредиторская задолженность перед подрядчиками на общую сумму 30725,5 тыс. руб., несвоевременно отражены хозяйственные операции на счетах бюджетного учета на общую сумму 8496,1 тыс. руб.
Указанные нарушения привели к искажению бюджетной отчетности.
Установлены нарушения положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": не выполнялись и изменялись сроки выполнения работ, муниципальный контракт на выполнение работ по объекту "Газификация д. Кобылинский Хутор" был заключен администрацией муниципального образования Плавский район с подрядчиком фактически после окончания работ на этом объекте.
Оценка эффективности расходования средств бюджета в рамках исполнения долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной Постановлением администрации Тульской области от 10.06.2009 N 418, за 2009 год.
На основании Постановления Тульской областной Думы от 25.06.2009 N 80/4188 счетной палатой в 2009 году было проведено контрольное мероприятие "Оценка эффективности расходования средств бюджета области в рамках исполнения областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2008 - 2010 годы". Для завершения контрольного мероприятия 2009 года и оценки выполнения поставленных задач проведено данное контрольное мероприятие, в результате которого установлено следующее.
Расходы бюджета области в 2009 году на реализацию мероприятий Программы составили 176772,4 тыс. руб., или 149 процентов к годовым плановым назначениям, что объясняется поступлением в бюджет области в конце 2009 года дополнительно субсидии из федерального бюджета.
Из 5 задач, поставленных программой:
- по одной задаче ("Повышение эффективности мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях") плановые показатели эффективности выполнены, по двум - не выполнены;
- по одной задаче показатели результативности и эффективности не сформированы, и оценить эффективность расходования средств бюджета области не представляется возможным;
- по одной задаче мероприятий на 2009 год не было запланировано.
Проверка эффективного и целевого использования средств бюджета области в 2009 году и истекшем периоде 2010 года (I полугодие) некоммерческой организацией "Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства".
В нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" фондом в 2009 году и истекшем периоде 2010 года (с 01.01.2010 по 01.06.2010) оказана поддержка:
- субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим непогашенные обязательства перед фондом по ранее предоставленной поддержке, на сумму 4627,2 тыс. руб.;
- в виде предоставления поручительства фонда ГУП ТО "Проектная контора", не относящемуся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, на сумму 563,2 тыс. руб.;
- субъектам малого и среднего предпринимательства, ранее допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования предоставленных средств поддержки, на сумму 1130,0 тыс. руб.
Искажение данных бухгалтерского учета фонда по отражению суммы заключенных в 2009 году договоров поручительства составило 4133,6 тыс. руб.
Выборочной проверкой установлены факты нарушения договоров микрозайма (целевого финансирования) в части возврата средств в установленные договорами сроки на сумму 1530,9 тыс. руб.
По состоянию на 01.06.2010 в бухгалтерском учете не отражена просроченная задолженность по договорам микрозайма (целевого финансирования) на сумму 1388,4 тыс. руб.
По данным бухгалтерского учета, просроченная задолженность субъектов малого и среднего предпринимательства перед фондом по договорам микрозайма (целевого финансирования), образовавшаяся за период с 2002 по 2009 год, составила: на 01.01.2009 - 12169,7 тыс. руб.; на 01.01.2010 - 11186,4 тыс. руб.; на 01.06.2010 - 13567,0 тыс. руб.
Указанные данные свидетельствуют об отсутствии в фонде действенной методики оценки кредитоспособности заемщиков и неэффективной работе по взысканию образовавшейся задолженности.
Проверка целевого и эффективного использования департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области за 2009 год и истекший период 2010 года (по состоянию на 25.08.2010) средств бюджета области, выделенных по подразделу 0114 "Другие общегосударственные вопросы" по целевой статье 340 0700 "Закупка для государственных нужд техники, производимой на территории Российской Федерации".
В результате контрольного мероприятия установлено, что в 2009 году департаментом заключен 21 государственный контракт на приобретение 118 автотранспортных средств и коммунальной техники на общую сумму 321670,2 тыс. руб. За поставленную технику в указанном количестве поставщикам перечислено 305525,8 тыс. руб.
Из полученных департаментом в 2009 году 118 единиц техники:
- 107 единиц, на общую сумму 270387,9 тыс. руб., более 4 месяцев с момента получения (в октябре - ноябре 2009 года) не были закреплены за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и, соответственно, не эксплуатировались;
- 7 единиц, на общую сумму 28218,8 тыс. руб., со дня получения 18.12.2009 до момента проверки находились на ответственном хранении в государственных унитарных предприятиях и на момент окончания контрольного мероприятия 25.08.2010 не были закреплены за ними на праве хозяйственного ведения и не эксплуатировались.
Данные факты свидетельствуют о неэффективном использовании бюджетных средств в размере 298606,7 тыс. руб., выделенных на приобретение техники для государственных нужд;
- 4 единицы, предоплата за которые по государственному контракту составила 6919,0 тыс. руб., находятся на ответственном хранении в государственных унитарных предприятиях и не эксплуатируются из-за длящейся с 12.10.2009 претензионно-исковой работы в связи с нарушением поставщиком условий государственного контракта.
Из 25 единиц техники, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГУП ТО "Щекинское ДРСУ", четыре, на сумму 9982,5 тыс. руб., с даты получения (16.04.2010) не эксплуатируются, что указывает на отсутствие контроля со стороны департамента за эффективным использованием имущества, приобретенного для государственных нужд.
В соответствии с письмом департамента от 21.10.2010 исх. N 35-01-14/7834, учитывая положения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представления счетной палаты, направленного по результатам проверки, департаментом проведена необходимая работа, направленная на закрепление приобретенного имущества за государственными унитарными предприятиями Тульской области. Кроме того, департаментом в адрес департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области направлено предложение рассмотреть вопрос обеспечения эффективного управления, распоряжения и использования имущества, в т.ч. и приобретенных в 2009 году автотранспортных средств и коммунальной техники.
Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в истекшем периоде 2010 года (по состоянию на 01.09.2010) на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2009 - 2012 годы", в части предоставления ипотечных жилищных социальных выплат отдельным категориям граждан.
За 8 месяцев 2010 года на осуществление ипотечных жилищных социальных выплат Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования из бюджета области предоставлены средства в сумме 40578,24 тыс. руб., что составляет 67,1 процента от объема средств, предусмотренных в бюджете области на 2010 год. За указанный период социальные выплаты предоставлены 26 гражданам (семьям) на общую сумму 21272,56 тыс. руб., что составляет 45,2 процента от поступивших средств (с учетом остатка на счете Фонда на 01.01.2010).
При проверке Регионального фонда развития жилищного строительства и ипотечного кредитования из бюджета области выявлены отдельные нарушения Положения о порядке, размере и условиях предоставления разовой ипотечной жилищной социальной выплаты отдельным категориям граждан из бюджета области (утв. Постановлением администрации Тульской области от 12.04.2007 N 173).
На момент проведения проверки (по состоянию на 01.09.2010) на региональном уровне не была законодательно урегулирована ситуация в отношении предоставления ипотечной жилищной социальной выплаты на детей, рожденных после 1 января 2007 года и зарегистрированных в непригодных для постоянного проживания жилых помещениях после 1 января 2007 года.
Проверка законности и эффективности использования главными распорядителями бюджетных средств - администрацией Тульской области, комитетом Тульской области по охоте и рыболовству - средств бюджета области по разделу 04 "Национальная экономика" за 2009 год и за истекший период 2010 года.
В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации администрацией Тульской области допущено ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств в части оплаты выполненных работ на общую сумму 13369,8 тыс. руб., в том числе на сумму 10456,7 тыс. руб. - по обязательствам, принятым в 2008 году; на сумму 758,8 тыс. руб. - по обязательствам, принятым в 2009 году; на сумму 2154,3 тыс. руб. - по обязательствам, принятым в 2010 году. Комитетом Тульской области по охоте и рыболовству также допущено ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств в части оплаты выполненных работ на общую сумму 194,6 тыс. руб. Причиной указанных нарушений явилось недостаточное финансирование из бюджета области.
По состоянию на 01.01.2010 в бюджетном учете администрации Тульской области числилась кредиторская задолженность в сумме 758,8 тыс. руб. при наличии неиспользованных остатков бюджетных ассигнований в сумме 3033,0 тыс. руб., по состоянию на 01.10.2010 администрация Тульской области имела кредиторскую задолженность в сумме 2154,3 тыс. руб. при наличии неиспользованных остатков бюджетных ассигнований в сумме 20530,9 тыс. руб.
В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнителем ЗАО "Орбита" допущено ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств в части сроков выполнения работ на сумму 4832,7 тыс. руб. Администрация Тульской области как государственный заказчик не воспользовалась своим правом потребовать уплату пени (начиная с 21.08.2010) и взыскать штраф с ЗАО "Орбита", предусмотренные государственным контрактом.
Проверка целевого и эффективного использования службой по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Тульской области средств бюджета области за 2009 год и 9 месяцев 2010 года.
Бюджет области по подразделу 0105 "Судебная система" служба по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Тульской области за 2009 год исполнила в сумме 99031,7 тыс. руб., или на 92,3 процента от утвержденных годовых ассигнований, за 9 месяцев 2010 года - в сумме 82866,5 тыс. руб., или на 68,4 процента.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные службе на 2009 год, уменьшены на 53036,0 тыс. руб., или на 33,1 процента от первоначально утвержденных годовых бюджетных назначений. Ассигнования изменены по всем статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления. В нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств - департаментом финансов Тульской области в 2009 году ассигнования в полном объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств Службе не выделены. Принятые службой денежные обязательства в сумме 3558,3 тыс. руб. санкционированы и оплачены в 2009 году не были. Просроченная кредиторская задолженность погашена в I полугодии 2010 года.
Проверка законности, своевременности и эффективности использования средств федерального бюджета, бюджета области и бюджетов муниципальных образований, выделенных на оказание помощи пострадавшим в результате природных пожаров в 2010 году.
Проверка проведена по обращению Счетной палаты Российской Федерации. В результате стихийно возникших и распространившихся в природной среде пожаров, произошедших на территории Тульской области в период с 27 по 29 июля 2010 года, пострадали 21 человек, сгорело 13 домов, в том числе:
- в МО Арсеньевский район - пострадали 2 человека, сгорело 2 жилых дома;
- в МО Богородицкий район - пострадали 6 человек, сгорело 4 жилых дома;
- в МО Кимовский район - пострадали 13 человек, сгорело 7 жилых домов.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1286-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.08.2010 N 1400-р) бюджету области оказана финансовая помощь за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в размере 31500,0 тыс. руб. для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Тульской области. В муниципальные образования перечислено 30597,6 тыс. руб.
На оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим от природных пожаров, были перечислены средства бюджета области в размере 2100,0 тыс. руб. (из резервного фонда администрации Тульской области).
В соответствии с распоряжениями администраций муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований выделены средства на оказание материальной помощи лицам, пострадавшим в результате природных пожаров, в сумме 186,0 тыс. руб.
Таким образом, общая сумма средств, направленных на ликвидацию последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Тульской области, составила 32883,6 тыс. руб.
Неиспользованные остатки средств дотации в сумме 4361,0 тыс. руб. возвращены из бюджетов муниципальных образований в бюджет области.
В связи с утратой имущества 21 гражданину оказана материальная помощь на общую сумму 4386,0 тыс. руб.
Четырем гражданам, лишившимся жилого помещения, на основании поступивших от них заявлений за счет средств дотации из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета произведены компенсационные выплаты на общую сумму 3230,3 тыс. руб.
Шести гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, приобретено жилье взамен утраченного на общую сумму 3334,8 тыс. руб.
Одиннадцати гражданам, пострадавшим от природных пожаров, оказана помощь в восстановлении утраченных домов: построено шесть домов и восстановлена инфраструктура на общую сумму 17571,5 тыс. руб.
При проведении контрольного мероприятия в отношении строительства домов взамен утраченных установлены следующие нарушения и недостатки:
- в построенном и сданном в эксплуатацию одноэтажном двухкомнатном жилом доме по адресу: Тульская область, Кимовский район, д. Апарки, ул. Центральная, д. 21-а, неправильная эксплуатация жилого дома и некачественное выполнение работ привели к образованию повышенной влаги и плесени в спальне и общей комнате, часть наружного ограждения территории участка, выполненного из окрашенного профлиста, не закреплена;
- в 4 жилых домах, построенных в муниципальном образовании Кимовский район, подрядчиком не выполнены работы по установке шкафных и антресольных полок, предусмотренные проектно-сметной документацией и оплаченные по актам о приемке выполненных работ, на общую сумму 26,5 тыс. руб. Таким образом, администрацией муниципального образования Кимовский район необоснованно оплачены не выполненные подрядчиком работы на сумму 26,5 тыс. руб. Кроме того, в нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обеспечена достоверность данных в первичном учетном документе (акте о приемке выполненных работ) лицами, составившими указанный документ и подписавшими его;
- по объектам строительства в муниципальном образовании Богородицкий район, д. Галевка, д. 12, д. Доброе, д. 1, в локальные сметы на строительные работы не внесены изменения, связанные с заменой материалов, объемов и видов работ (расценок), проведенные во время строительства.
Проверка расходования департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт гидротехнических сооружений - прудов, расположенных на территории г. Богородицка (пруд на территории совхоза-колледжа, большой городской пруд, Щадиловский пруд).
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено следующее.
На мероприятия по очистке ложа большого городского пруда в г. Богородицке в 2002 году муниципальному образованию город Богородицк и Богородицкий район Тульской области выделено из бюджета Тульской области 533,6 тыс. руб. Согласно рабочему проекту "Очистка ложа городского пруда в г. Богородицке" стоимость 1-й очереди первого пускового комплекса по очистке ложа пруда (в базисных ценах 1991 года) составляла 2666,2 тыс. руб. В результате на средства, выделенные из бюджета Тульской области, проведена очистка только части ложа пруда. Финансирование дальнейших работ по очистке ложа пруда предусмотрено не было.
Бюджетные средства в объеме 533,6 тыс. руб., выделенные из бюджета Тульской области на частичную очистку ложа пруда, использованы неэффективно.
Проверка использования средств бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования, направленных в 2009 году и 9 месяцев 2010 года на обязательное медицинское страхование граждан Тульской области (по дифференцированным по душевым нормативам), на оплату медицинских услуг, расходов на ведение дела и формирование резервов страховой медицинской организации Филиалу ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в г. Туле.
Финансовое взаимодействие между Филиалом ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в г. Туле и Тульским территориальным фондом обязательного медицинского страхования осуществляется на основании договора от 07.06.2007 N 2/06 и дополнительных соглашений к нему.
В проверяемый период из бюджета фонда на обязательное медицинское страхование населения Тульской области филиалу были направлены средства в сумме:
в 2009 году - 1985653,0 тыс. руб.;
за 9 месяцев 2010 года - 1416194,4 тыс. руб.
В результате проверки счетной палатой установлены отдельные нарушения, для устранения которых Филиалу ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в г. Туле и Тульскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования направлены представления.
III. Экспертно-аналитическая деятельность
В экспертно-аналитической деятельности для счетной палаты приоритетными являются вопросы формирования и исполнения бюджета Тульской области (далее - бюджет области), бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - бюджет фонда), подготовка заключений на проекты законов о бюджетах области и фонда на очередной финансовый год и плановый период, на законопроекты о внесении изменений в них.
В рамках предварительного контроля за формированием бюджета области счетной палатой проведено 6 экспертиз проектов законов Тульской области ("О бюджете Тульской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", "О внесении изменений в Закон Тульской области "О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (5 законопроектов)) и подготовлены соответствующие заключения.
По результатам экспертизы проекта закона Тульской области "О бюджете Тульской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" отмечено следующее:
1. Бюджет Тульской области на 2011 год сформирован:
- по доходам в сумме 30283498,4 тыс. руб., что на 5513109,0 тыс. руб., или на 15,4 процента, меньше ожидаемого исполнения в 2010 году;
- по расходам в сумме 33426340,3 тыс. руб., что на 6645533,9 тыс. руб., или на 16,6 процента, меньше утвержденных расходов 2010 года;
- дефицит бюджета области составит 3142841,9 тыс. руб., или 12,6 процента к годовому объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений.
Бюджет Тульской области на 2012 и 2013 годы сформирован:
- по доходам в сумме 32175585,3 тыс. руб. и 34318516,8 тыс. руб. соответственно. К уровню предыдущего года в 2012 году предполагается увеличение доходов на 6,2 процента, в 2013 году - на 6,7 процента;
- по расходам в сумме 35098101,8 тыс. руб. и 35864558,1 тыс. руб. соответственно. К уровню предыдущего года в 2012 году расходы увеличатся на 5,0 процента, в 2013 году - на 2,2 процента;
- дефицит бюджета области в 2012 году составит 2922516,5 тыс. руб., или 10,4 процента к годовому объему доходов бюджета области без учета объема безвозмездных поступлений, в 2013 году - 1546041,3 тыс. руб., или 5,0 процента.
2. Прогнозируемые, относительно умеренные по сравнению с докризисным периодом, темпы роста экономики области в 2011 - 2013 годах обусловлены постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного спроса.
Анализ основных макроэкономических показателей развития Тульской области в 2011 - 2013 годах в сравнении с другими регионами Центрального федерального округа показывает положительную динамику развития Тульской области, кроме того, отдельные прогнозируемые макроэкономические показатели развития области превышают соответствующие показатели в среднем по ЦФО.
3. Разработчиками проекта закона Тульской области "О бюджете Тульской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" не учтены положения Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и проекта закона Тульской области "О регулировании отдельных отношений, связанных с совершенствованием правового положения государственных учреждений Тульской области в переходный период".
Так, в объемах прогнозируемых доходов бюджета области на 2012 и 2013 годы не учтено поступление доходов, прогнозируемых к получению казенными учреждениями области от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
Также не учтены особенности финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период (до 1 июля 2012 года - на основании бюджетной сметы, со второго полугодия 2012 года - путем предоставления субсидий на выполнение задания на оказание услуг (выполнение работ) и на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества). Кроме того, не предусмотрены субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), автономным учреждениям Тульской области "Управление государственной экспертизы в строительстве Тульской области" и "Учебно-курсовой комбинат "Алексинский".
4. В 2011 - 2013 годы акцизы будут являться бюджето образующими доходами бюджета области, их доля в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета области в 2013 году составит 35,6 процента. Наибольший удельный вес в объеме акцизов составят акцизы на пиво (в 2011 году - 62 процента).
5. Прогнозируемые объемы по ряду видов доходов бюджета области требуют дополнительного обоснования и (или) уточнения.
6. В нарушение установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 32) принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в прогнозируемых доходах бюджета области не учтены поступления по нескольким доходным источникам.
7. Особенностью проекта бюджета области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов является сохранение приоритета социального блока в структуре расходов бюджета области: образование, здравоохранение, социальная политика.
8. Возросшие объемы заимствований увеличат нагрузку на бюджет области. В 2011 - 2013 годах прогнозируется превышение предельного значения (10 процентов) показателя ликвидности бюджета, характеризующее отношение расходов по погашению и обслуживанию долга к доходам бюджета области.
Проведенный анализ данного законопроекта и документов, составляющих основу формирования бюджета области, позволил счетной палате сделать вывод о возможности принятия законопроекта в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению.
Внесение изменений в Закон Тульской области "О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (5 законопроектов) было обусловлено необходимостью уточнения запланированного объема доходов бюджета области с учетом увеличения безвозмездных поступлений в бюджет области из федерального бюджета, от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, уточнением расходов, осуществляемых за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, перераспределения расходов бюджета области между разделами, подразделами, целевыми статьями.
В рамках предварительного контроля за формированием и исполнением бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования счетной палатой проведено 2 экспертизы проектов законов Тульской области ("О бюджете Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", "О внесении изменений в Закон Тульской области "О бюджете Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов").
По результатам экспертизы проекта закона Тульской области "О бюджете Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" отмечено следующее.
1. Доходы бюджета фонда на 2010 год сокращаются на 104 296,0 тыс. руб. (с 5174059,2 тыс. руб. до 5069763,2 тыс. руб.), или на 2 процента, к объемам, утвержденным Законом Тульской области от 21.12.2009 N 1379-ЗТО "О бюджете Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы - 1616484,9 тыс. руб. (уменьшаются на 141600,4 тыс. руб., или на 8,1 процента, за счет уменьшения поступлений по страховым взносам на обязательное медицинское страхование);
- безвозмездные поступления - 3453278,3 тыс. руб. (увеличиваются на 37304,4 тыс. руб., или на 1,1 процента).
Расходы бюджета фонда на 2010 год уменьшаются на 64664,6 тыс. руб. (с 5174059,2 тыс. руб. до 5109394,6 тыс. руб.), или на 1,2 процента, к ранее утвержденным параметрам за счет уменьшения расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 109925,1 тыс. руб., или на 2,2 процента.
Дефицит бюджета фонда в результате уточнения в абсолютной величине составит 39631,4 тыс. руб. Источником финансирования дефицита определены остатки средств бюджета фонда по состоянию на 1 января 2010 года (абз. 9 п. 1 ст. 1 законопроекта). В заключении отмечено, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источником финансирования дефицита бюджета является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
2. В составе безвозмездных поступлений (2011 год - 3421691,9 тыс. руб.) учтены средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объеме 1469539,0 тыс. руб. и средства на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в размере 193807,0 тыс. руб. Указанные средства в полном объеме учтены в проекте закона Тульской области "О бюджете Тульской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
3. В нарушение ст. 5 Закона Тульской области от 14.12.1994 N 4-ЗТО (ред. от 14.02.2009) "О законах области" материалы к законопроекту не содержат финансово-экономических расчетов, а также экономического обоснования расходных статей, как того требуют Правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденные ФФОМС 09.09.2003 N 1750/21-1/и.
4. Основные характеристики бюджета фонда на плановый период 2012 и 2013 годов потребуют последующего пересмотра в связи с отсутствием на момент составления заключения информации о распределении межбюджетных трансфертов, поступающих из бюджета ФФОМС.
Принятие закона о внесении изменений в бюджет фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов было обусловлено сокращением доходов бюджета фонда на 2010 год на 2 процента к объемам, утвержденным Законом Тульской области "О бюджете Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
В рамках текущего контроля за исполнением бюджета области, бюджета фонда счетной палатой проанализированы ежеквартальные отчеты об их исполнении в 2010 году и подготовлены соответствующие заключения.
В рамках последующего контроля за исполнением бюджета области счетной палатой с учетом результатов внешней проверки отчета об исполнении бюджета Тульской области за 2009 год проведена экспертиза проекта закона Тульской области "Об исполнении бюджета Тульской области за 2009 год", в рамках которой проведен комплексный анализ:
1. Социально-экономического развития Тульской области.
2. Исполнения бюджета области по доходам:
2.1. Исполнения доходов бюджета области главными администраторами доходов.
2.2. Безвозмездных поступлений.
2.3. Задолженности налогоплательщиков Тульской области по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.
2.4. Выпадающих доходов при льготном налогообложении.
3. Состояния государственного долга Тульской области.
4. Исполнения бюджета области по расходам в целом.
5. Исполнения расходов бюджета области по разделу 1100 "Межбюджетные трансферты".
6. Предоставления и возврата бюджетных кредитов из бюджета области бюджетам муниципальных образований.
7. Дефицита бюджета области.
По результатам экспертизы счетная палата сделала вывод, что проект закона Тульской области "Об исполнении бюджета Тульской области за 2009 год" соответствует отчету об исполнении бюджета Тульской области за 2009 год, и рекомендовала проект закона принять.
В рамках последующего контроля за исполнением бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования счетной палатой проведена экспертиза проекта закона Тульской области "Об исполнении бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год".
По результатам проведенной экспертизы отмечено, что показатели, отраженные в проекте закона Тульской области "Об исполнении бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год", соответствуют показателям отчета об исполнении бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год, который проверен счетной палатой и признан достоверным и соответствующим требованиям Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н. Проект закона рекомендовано принять.
Помимо вышеуказанных счетной палатой в 2010 году также подготовлены заключения на 32 законопроекта.
В заключениях счетной палаты по 16 законопроектам изложено 44 замечания по содержанию их отдельных положений, из них учтено 16 замечаний.
IV. Взаимодействие счетной палаты в 2010 году с другими органами
В течение 2010 года счетной палатой осуществлялось взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами и их объединениями.
В течение 2010 года счетной палатой заключены (подписаны):
- Соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации;
- Положение о порядке взаимодействия с прокуратурой Тульской области;
- Соглашение о порядке взаимодействия со Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тульской области;
- Протокол совместного совещания с департаментом финансов Тульской области, составленный в связи с необходимостью взаимодействия контрольных органов Тульской области с целью исключения дублирования и параллелизма в работе, а также повышения эффективности проводимых проверок.
В отчетном периоде председатель счетной палаты принял участие в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти Российской Федерации и Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации:
- во Всероссийском совещании по вопросам совершенствования государственного контроля, проведенного Администрацией Президента Российской Федерации;
- в конференции по проблемам правового регулирования государственного финансового контроля, проведенной Счетной палатой Российской Федерации;
- в видеосовещании по вопросам использования денежных средств, выделенных на оказание помощи пострадавшим от природных пожаров, в рамках реализации правительственной программы, проведенного председателем Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашиным с руководителями контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации;
- в сертификации Контрольно-счетной палаты Калужской области;
- в сертификации Контрольно-счетной палаты Брянской области.
Счетной палатой в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляется информационное взаимодействие с органами государственной власти, в частности:
1. О результатах проведенных проверок, в том числе внеплановых, счетная палата в установленном порядке информирует Тульскую областную Думу, губернатора Тульской области.
2. Заключения счетной палаты по результатам внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований, а также иных проверок исполнения местных бюджетов направляются в департамент финансов Тульской области для сведения.
3. О выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий наиболее существенных нарушениях законодательства РФ направляется информация в прокуратуру Тульской области.
На основании установленного в ходе проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Тепло-Огаревский район за 2008 год факта финансирования фактически невыполненных работ по ограждению водонапорных башен и насосной станции в п. Мичуринский Тепло-Огаревского района Тульской области на общую сумму 3122,2 тыс. руб., материалы по которому были направлены в прокуратуру Тульской области, в 2009 году было возбуждено два уголовных дела. В 2010 году приговорами Щекинского районного суда два подсудимых по данным делам, заместитель главы администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район, заведующий отделом строительства, ЖКХ, транспорта и связи, признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ ("Халатность"), с назначением наказания в виде штрафа в размере 50,0 тыс. руб. и 90,0 тыс. руб. соответственно.
В 2010 году создан сайт счетной палаты https://sptuloblrra на котором регулярно размещалась информация о деятельности счетной палаты.
В 2010 году в рамках участия в проекте государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов (ГИАС КСО), в соответствии с условиями государственного контракта N 3-1-2010/ФЦП ЭР от 15.06.2010 3 сотрудника счетной палаты прошли обучение по эксплуатации КПС АФиБ (комплекса программных средств аудита формирования и исполнения бюджета).
В соответствии с государственным контрактом N 3-1-2010/ФЦП ЭР от 15.06.2010 и Приказом Росинформтехнологий "О начале опытной эксплуатации первой очереди ГИАС КСО" проведена опытная эксплуатация данной системы. В ходе эксплуатации сбоев, неполадок и недочетов в работе оборудования не выявлено, что было зафиксировано в рабочем журнале опытной эксплуатации комплекса средств автоматизации.
Проведены консультации и технические работы по подключению счетной палаты к каналу связи с уникальным ("белым") IP-адресом в рамках комплексного подключения оборудования ГИАС КСО к всероссийской сети контрольно-счетных органов.
В рамках реализации одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава, установленного пунктом 1 части 2 статьи 60 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии со статьей 62 указанного Федерального закона в 2010 году 5 сотрудников счетной палаты прошли курсы повышения квалификации.
Таким образом, в 2010 году деятельность счетной палаты была направлена на выполнение функций, возложенных на нее Законом Тульской области от 04.12.2008 N 1147-ЗТО "О счетной палате Тульской области".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тульской областной Думы от 28 апреля 2011 г. N 22/1021 "Об отчете о работе счетной палаты Тульской области за... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.