Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжениюправительства Тульской области
от 11 декабря 2013 г. N 1113-р
Инвестиционная стратегия Тульской области
1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия Тульской области (далее - Стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности исполнительных органов государственной власти области по созданию благоприятного инвестиционного климата в Тульской области и акцентирует внимание на инвестициях как ключевом элементе в системе стратегических целей и задач Тульской области.
Стратегия разработана на период до 2030 года на основе положений:
а) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
б) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
в) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
г) Программы социально-экономического развития Тульской области до 2015 года, утвержденной Законом Тульской области от 7 мая 2011 года N 1560-ЗТО.
Главной стратегической целью инвестиционной политики Тульской области является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для активизации предпринимательской деятельности, обеспечение устойчивого экономического роста и создание комфортных условий проживания. Реализация данной цели предполагает развитие инвестиционного потенциала области и достижение к 2030 году следующих целевых показателей:
увеличение годового объема инвестиций в основной капитал до 278 млрд. руб.;
увеличение инвестиций в основной капитал на душу населения до 180 тыс. руб. на 1 чел. в год;
создание 177 тыс. высокопроизводительных новых рабочих мест со средней заработной платой в 45 тыс. рублей.
Основными задачами Стратегии являются:
а) создание эффективной системы взаимодействия на основе механизмов государственно-частного партнерства между органами исполнительной власти Тульской области, местного самоуправления Тульской области и инвесторами для реализации инвестиционных проектов, базирующихся на:
опережающих технологиях путем создания сети малых инновационных предприятий в области прорывных технологий, что обеспечивает формирование нового технологического уклада;
догоняющих технологиях путем заимствования действующими предприятиями существующих прогрессивных технологических решений;
обеспечивающих технологиях в сфере транспортно-логистических, туристических и рекреационных услуг;
б) расширение инфраструктурных возможностей области для реализации инвестиционных проектов;
в) снижение административных барьеров и создание благоприятной экономической и правовой среды, способствующей расширению научно-технического потенциала;
г) развитие механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, создание системы льгот и преференций для участников инвестиционного процесса;
д) создание информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование положительного инвестиционного имиджа Тульской области;
е) формирование кадрового потенциала за счет развития профессионального образования, ориентированного на потребности новой экономики в области.
2. Анализ текущей ситуации и положения Тульской области
в "конкурентной среде". Конкурентные позиции
Тульской области на рынке привлечения инвестиций
2.1. Ключевые факторы, обуславливающие инвестиционную привлекательность Тульской области для потенциальных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Тульской области определяется следующим рядом факторов:
а) индустриальный характер экономики;
б) выгодное транспортно-географическое расположение;
в) обширная ресурсная база;
г) режим административного и налогового благоприятствования;
д) обеспеченность квалифицированными кадровыми ресурсами.
Внимание правительства Тульской области к развитию инвестиционной деятельности региона выражается в предоставлении инвесторам:
налоговых льгот (налог на прибыль организаций, налог на имущество);
содействия в оформлении земельных участков;
государственных гарантий Тульской области;
субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области;
субсидий из бюджета Тульской области на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции предприятиями промышленного комплекса Тульской области;
сопровождения процедуры согласования проектно-сметной документации по правилу "одного окна" с выделением куратора проекта от органов исполнительной власти Тульской области;
бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области на финансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также на реализацию концессионных проектов.
Отраслевой анализ факторов, обуславливающих инвестиционную привлекательность региона, приведен в приложении N 1* к Стратегии.
2.2. Анализ текущей ситуации и оценка перспектив Тульской области в сфере привлечения инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал Тульской области за 2011 год составил 72579 млн. рублей (7 место в Центральном федеральном округе), за 2012 год - 82246 млн. рублей (8 место в Центральном федеральном округе). Регион демонстрирует внушительную динамику прироста инвестиций: так, среднегодовой темп прироста по Тульской области в 2007-2011 годах составил 19,0%, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель в целом по стране и почти в 3 раза - по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО).
При достаточно высокой доле инвестиций в валовом региональном продукте (26,1% в 2011 году) регион демонстрирует приемлемую эффективность инвестиционных проектов, которая в 2001 - 2011 гг. <1> составила 0,59, что немного ниже среднероссийского показателя и свидетельствует об акценте на капитальных вложениях в традиционные производства с приемлемой добавленной стоимостью.
--------------------------------
<1> Эффективность инвестиций в основной капитал - отношение прироста ВРП за 2001 - 2011 гг. к суммарному объему инвестиций в основной капитал за данный период времени (руб./руб.).
Основной объем инвестиций Тульской области поступает в базовые отрасли - обрабатывающие производства, а также транспортный сектор. В 2011 году существенный объем средств - 20076,7 млн. рублей был направлен на развитие энергетики. В то же время, характерно недофинансирование сектора услуг. Отличительной особенностью финансирования инвестиций в Тульской области выступает ориентация на собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме инвестиций составляет 51,1%, по Российской Федерации составляет 42,7%, по ЦФО - 41,4%. Область получает недостаточное финансирование из средств федерального бюджета: доля в общем объеме инвестиций составляет только 4,1% против 9,8% в целом по Российской Федерации (далее - РФ) и 10,5% по ЦФО, и незначительна доля регионального бюджета в финансировании инвестиций - 1,2%, в 6,6 раза меньше, чем в целом по РФ, и в 11 раз меньше, чем по ЦФО. В связи с низкой долей федерального и регионального бюджетов в общем объеме инвестиций недостаточно средств поступает на жилищное строительство - только 8,3% против 14,5% по РФ и 17,1% по ЦФО.
Особенности структуры инвестиций в разрезе источников финансирования отражаются на видовой структуре инвестиций. Из общего объема инвестиций 51,4% средств направляются на обновление производственного аппарата, в то время как по РФ этот показатель составляет только 35,2%. Данный коэффициент является, безусловно, позитивным и свидетельствует о том, что предприятия активно занимаются модернизацией производства.
Параметры, характеризующие инвестиционный процесс в Тульской области, в сравнении с показателями ЦФО и РФ в целом представлены в приложении N 2 к Стратегии.
2.3. Выявление позиций Тульской области среди регионов-конкурентов с точки зрения инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов.
По инвестиционной привлекательности область занимает стабильное положение в средней зоне среди окружающих регионов. По инвестиционному рейтингу Тульская область находится в средней зоне среди российских регионов и в 2010-2011 гг. по оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" имеет "пониженный потенциал - умеренный риск" (3В1), что характерно для большинства областей ЦФО.
Таблица 1
Ранги составляющих инвестиционного риска в 2010-2011 гг.
(позиция в рейтинге)
Социальный |
Экономический |
Финансовый |
Криминальный |
Экологический |
Управленческий |
35 |
39 |
24 |
27 |
30 |
52 |
Основной потенциал развития региона "Эксперт РА" видит в реализации инфраструктурных проектов.
Таблица 2
Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2010-2011 гг.
(позиция в рейтинге)
Трудовой |
Потребительский |
Производственный |
Финансовый |
Институциональный |
Инновационный |
Инфраструктурный |
Природно- ресурсный |
Туристический |
30 |
30 |
33 |
32 |
31 |
26 |
15 |
64 |
50 |
Тульская область имеет средний уровень инвестиционной привлекательности, что отражается в значительном объеме иностранных инвестиций.
Это также подтверждает долгосрочный кредитный рейтинг, рейтинг агентства Fitch Ratings по национальной шкале равен "А + (rus)", прогноз - "позитивный", по международной шкале в национальной и иностранной валютах - "ВВ", что на 3 ступени ниже суверенного.
Матрица инвестиционной привлекательности Тульской области среди регионов ЦФО представлена в приложении N 3* к Стратегии.
2.4. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности Тульской области.
В силу сложившихся исторических традиций, а также выгодного географического положения Тульская область является привлекательным регионом для осуществления инвестиций, что обусловлено следующим:
высокий потенциал рынка и уровень спроса на товары промышленного и потребительского назначения. Тульская область находится в центре одного из крупнейших промышленных комплексов в стране. В радиусе 500-600 км, экономически выгодном для транспортировки большинства видов продукции с высокой долей транспортных издержек, находятся пять субъектов Российской Федерации (Московская область, Калужская область, Орловская область, Липецкая область, Рязанская область) с населением более 12 млн. человек;
наличие высокого научно-технологического потенциала и системы подготовки квалифицированных кадров. В области расположены три крупных высших учебных заведения: Тульский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого и Новомосковский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева". В Тульской области действуют 8 филиалов центральных российских государственных вузов, 6 негосударственных высших учебных заведений, 5 филиалов негосударственных организаций высшего профессионального образования и более 10 представительств государственных и негосударственных организаций высшего профессионального образования. В организациях высшего профессионального образования, включая все филиалы и представительства, обучаются около 45 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета - более 25 тыс. человек;
высокий промышленный потенциал. Предприятия Тульской области способны обеспечить производство необходимых комплектующих для вновь создаваемых производств.
Отличительной особенностью области является соотношение экспорта и импорта - 6,2, по России данный показатель составляет только 2,0. Экспортную ориентацию обеспечивают в основном предприятия черной металлургии (экспортируют около 70% продукции) и химической промышленности (около 50%).
Доступность минерально-сырьевых ресурсов. Область обладает запасами бурого угля, оцениваемыми в 1,5 млрд. тонн, стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами примерно 200 млн. тонн, различных строительных материалов - известняков, глин, песков и гипса. Имеются промышленные запасы железной руды, крупные месторождения торфа, источники минеральных вод.
Благоприятная административная среда. Тульская область стала одним из первых регионов, на территории которого осуществляется внедрение положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
В целях снижения административных барьеров в Тульской области при согласовании размещения производительных сил на территории региона действует режим "одного окна".
Богатое культурное наследие и наличие территорий, имеющих историческое и культурное значение, в том числе: Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле", являются притягательными для привлечения инвестиций в развитие туристическо-рекреационного бизнеса.
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности области представлен в приложении N 4 к Стратегии.
2.5. Нормативная правовая база инвестиционной деятельности в Тульской области.
В целях активизации инвестиционной деятельности в области приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие благоприятные условия, в том числе льготный режим налогообложения, для участников инвестиционной деятельности:
Инвестиционная декларация Тульской области, утвержденная распоряжением губернатора Тульской области от 29 мая 2013 года N 213-рг;
Закон Тульской области от 15 июля 2013 года N 1976-ЗТО "Об инвестиционном фонде Тульской области";
Закон Тульской области от 6 февраля 2010 года N 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области";
Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года N 1181-ЗТО "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Закон Тульской области от 12 ноября 2007 года N 900-ЗТО "О порядке предоставления государственных гарантий Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 30.05.2013 N 246 "О предоставлении субсидий из бюджета Тульской области на проведение мероприятий в сельском хозяйстве Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 24.06.2013 N 291 "Об утверждении Порядка присвоения статуса уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков";
Постановление правительства Тульской области от 24.06.2013 N 292 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг";
Постановление правительства Тульской области от 24.06.2013 N 293 "Об утверждении Порядка присвоения статуса индустриального парка";
Постановление правительства Тульской области от 16.07.2013 N 354 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществившим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 24.07.2013 N 367 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции предприятиями промышленного комплекса Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 06.12.2011 N 230 "Об установлении критериев и требований к инвестиционным консультантам";
Постановление администрации Тульской области от 07.06.2011 N 458 "Об утверждении Правил использования бюджетных ассигнований бюджета Тульской области на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений";
Постановление администрации Тульской области от 30.05.2011 N 432 "Об утверждении Правил проведения проверки и Методики оценки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета Тульской области, на предмет эффективности использования средств бюджета Тульской области, направляемых на капитальные вложения";
Постановление администрации Тульской области от 10.09.2008 N 531 "Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется государственная гарантия Тульской области";
распоряжение правительства Тульской области от 20.12.2011 N 248-р "О создании комиссии по инвестиционной политике и развитию государственно-частного партнерства".
Для повышения эффективности правового регулирования инвестиционной деятельности и реализации Стратегии необходимо осуществлять постоянное совершенствование региональной нормативно-правовой базы.
2.6. Разработка предложений и механизмов повышения инвестиционной привлекательности Тульской области на основе использования мирового опыта и опыта других регионов по привлечению инвестиций.
Комплексный механизм повышения инвестиционной привлекательности Тульской области направлен на формирование комфортной среды и приемлемых условий для развития инвестиционной деятельности на территории региона и предусматривает реализацию следующих направлений:
а) повышение объемов государственной поддержки инвестиционной деятельности правительством Тульской области посредством увеличения государственного долга области с доведением доли регионального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал до средних показателей по ЦФО - 10,4% к 2030 году;
б) расширение перечня мер административно-правовой и налоговой поддержки инвестиций, включая:
совершенствование региональной нормативной правовой базы. В период реализации Стратегии будут разработаны и приняты нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации;
использование дополнительных мер налоговой политики. Предполагается предоставление льготных налоговых ставок, прежде всего по транспортному и земельному налогам, а также рассрочек и налоговых кредитов по местным и региональным налогам;
упорядочение вопросов землепользования. Планируется создание единого перечня инвестиционных площадок с описанием их параметров (наличие коммуникаций и возможность подключения к электросетям, уровень транспортного сообщения, правовой статус земельного участка и т.д.); повышение земельного налога на неиспользуемые земельные участки; первоочередное подведение коммуникаций к земельным участкам, предполагаемым к эксплуатации для жилищного строительства;
обеспечение комплексной поддержки кластерного развития. Основной акцент кластерной политики Тульской области будет сделан на поддержке приоритетных и потенциальных групп кластеров, для развития которых будут применяться специальные меры поддержки;
в) повышение эффективности работы органов исполнительной власти региона по привлечению инвестиций посредством внедрения в карты ключевых показателей эффективности (КПЭ) органов исполнительной власти Тульской области, коэффициентов, относящихся к стимулированию инвестиционной деятельности;
г) улучшение инвестиционного имиджа Тульской области посредством реализации мероприятий комплексного брендинга Тульской области.
3. Стратегические приоритеты и направления
инвестиционного развития Тульской области
Достижение цели Стратегии обеспечивается за счет реализации высокоэффективных инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми и территориальными стратегическими приоритетами инвестиционного развития Тульской области.
Отраслевыми приоритетами инвестиционного развития Тульской области являются:
инновационное обновление традиционных отраслей экономики с целью расширения конкурентных позиций области на основе перехода к глубокой переработке сырья и созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе:
в машиностроении - создание современных наукоемких производств, основанных на "экономике знаний", возрождение станкостроения, нацеленного на создание высокоточного оборудования, расширение спектра продукции для инфраструктурных отраслей;
в металлургии - освоение производств высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного машиностроения и стройиндустрии;
в строительной индустрии - обеспечение производства современных качественных и экологически чистых материалов для нужд жилищного и промышленного строительства;
в химической промышленности - развитие углехимии и спецхимии, создание новых химических производств при одновременной модернизации существующих предприятий с целью уменьшения их влияния на загрязнение окружающей среды;
в фармацевтической промышленности - освоение производства высокотехнологичной продукции и лекарственных препаратов, обеспечивающих импортозамещение, создание предприятий с полным технологическим циклом, начиная от производства субстанций до упаковки готовой продукции;
в агропромышленном комплексе - развитие животноводства и растениеводства с целью полного обеспечения области продуктами питания собственного производства; создание длинных технологических цепочек; освоение новых видов продукции, связанной с химической промышленностью.
Формирование "новой экономики", характеризующейся высоким удельным весом нематериальных активов, значительной долей интеллектуального труда в таких отраслях, как биотехнология, ракетно-космические, информационно-коммуникационные технологии, новые источники энергии.
Развитие инфраструктурного комплекса, предусматривающего реализацию инфраструктурных проектов в области транспорта и логистики с целью перераспределения части избыточных грузопотоков из московской агломерации, а также проектов по снятию электросетевых ограничений и ограничений по газоснабжению.
Реализация проектов, направленных на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду.
Территориальными приоритетами инвестиционного развития Тульской области являются:
развитие Тульской агломерации, обеспечивающей комплексный подход к решению планировочных, транспортных, энергетических и экологических направлений, входящих в агломерацию населенных пунктов;
кластерное развитие территорий, обеспечивающих ускоренное развитие районов, за счет концентрации ресурсов на финансировании "точек роста".
В целях консолидации и концентрации ресурсов правительства Тульской области на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации Стратегии предложен план мероприятий по приоритетным направлениям инвестиционного развития, который приведен в приложении N 5 к Стратегии. Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных направлений вышеуказанного плана мероприятий до 2018 года приведены в приложении N 6 к Стратегии.
4. Основные направления Стратегии
Ключевыми направлениями Стратегии в Тульской области являются:
реализация инфраструктурных проектов;
комплексная модернизация жилищно-коммунального комплекса, масштабное жилищное строительство для населения с низкими и средними доходами;
снятие электросетевых ограничений для обеспечения текущих и перспективных нужд потребителей;
строительство необходимой газотранспортной инфраструктуры для обеспечения потребностей химической и иных отраслей промышленности региона;
развитие транспортной инфраструктуры;
создание инфраструктуры инвестиционной деятельности - индустриальных и техно-парков, бизнес-инкубаторов;
развитие приоритетных инвестиционных направлений на основе сформированного потенциала базовых отраслей.
Химическая промышленность
Ключевым вектором развития химической промышленности Тульской области является освоение выпуска продукции конечного передела (профильно-погонажных, экструзионных и литьевых изделий, продукции на основе формальдегидных смол) на базе местного и привозного сырья и полуфабрикатов, возрождение в регионе горно-химической подотрасли.
Металлургия
Развитие металлургической промышленности Тульской области направлено на переход от выпуска продукции первого передела (передельный, литейный чугун), большая часть которого экспортируется для последующей переработки, на создание длинных технологических цепочек. Основными направлениями инвестирования выступают возрождение литья и проката стали, переход к изготовлению чугунных и стальных изделий для нужд отечественного машиностроения и стройиндустрии, а также развитие направления нанесения металлических покрытий.
Строительство
Путями дальнейшей эволюции отрасли являются развитие быстро сборного энергоэффективного панельного домостроения (в т.ч. малоэтажного строительства) "под ключ" для населения с низкими и средними доходами, а также использование угольных золоотходов для производства строительных материалов и при прокладке автомобильных дорог.
Машиностроение
Направлениями инвестиционной стратегии в машиностроении являются:
расширение производства, освоение и выпуск современных систем вооружения для оборонного комплекса;
расширение спектра продукции для инфраструктурных отраслей (железнодорожного и транспортного машиностроения, оборудования для нефтегазовой отрасли);
создание условий для перемещения машиностроительных мощностей из Москвы и ближайшего Подмосковья.
Сельское хозяйство
Инвестиции в развитие сельского хозяйства должны быть направлены на:
расширение производства продукции растениеводства на основе современных технологий;
интенсивное развитие животноводства с целью полного обеспечения области продуктами питания собственного производства;
создание длинных технологических цепочек в агропромышленном комплексе за счет расширения объемов производства зерновых с их обработкой - помолом пшеницы в муку, создание цехов по переработке картофеля в картофель-фри, чипсы и другую продукцию для розничных сетей и сетей питания;
расширение производства экологически чистой продукции для фитнес-центров, магазинов и ресторанов здоровой пищи;
производство продукции, связанной с химической промышленностью (модифицированный крахмал, лизин-сульфаты, производство витаминов и т.д.).
Пищевая промышленность
Инвестиционная политика в пищевой промышленности направлена на закрепление позиций на региональном рынке и выход на межрегиональный и федеральный уровень с привлечением крупных игроков и раскрученных брендов. В значительной степени это можно обеспечить за счет переноса производств из Москвы и ближайшего Подмосковья.
Развитие туристической отрасли - создание Тульского туристического кольца с набором необходимой туристической инфраструктуры, интерактивных музеев, созданием сферы услуг гостеприимства мирового уровня, в т.ч. бизнес-центра делового туризма.
Развитие перспективных инвестиционных направлений на основе прогнозируемых запросов внешней среды.
Создание производств автокомпонентов
Формирование автокластера предполагает локализацию производства автокомпонентов. Новый кластер планируется наделить функциями координации объемов выпуска и ассортиментных позиций, контроля их качества, учета, мониторинга и организации информационной базы автокомпонентного рынка России. Это потребует создания производства компонентов для сборки автомобилей, автодеталей и другой продукции для автомобилестроения, привлечения современных технологий, развития и приобретения компетенций по сборке и производству ключевых автомобильных комплектующих, создания альянсов с ведущими мировыми производителями для обеспечения российского рынка качественными автомобильными узлами и комплектующими.
Возрождение станкостроения
Обеспечение технологической независимости отечественного машиностроения, импортозамещения и собственно развитие станкостроительной отрасли Тульской области выражается в необходимости организации серийного производства многоцелевых станков для машиностроения и военно-промышленного комплекса, а также мобильных станков для малого и среднего бизнеса.
Развитие медицинской и фармацевтической отраслей
Согласно программе "Фарма 2020" предполагается увеличить долю производимых на территории РФ лекарственных препаратов до 40%, в том числе при закупках в рамках государственных программ закупок предпочтение отдается тем препаратам, которые производятся на территории России. Это создает возможность для локализации значительного числа лекарственных средств, обеспечивающих импортозамещение.
Развитие новых поколений химии
Предусматривается создание углехимических производств продукции топливного и нетопливного назначения на основе частичного возрождения угледобычи, а также предприятий по выпуску химической продукции военного (малотоннажная химия для вооружений) и специального назначения для авиакосмической, приборостроительной и медицинской промышленности.
В сельском хозяйстве отдельное развитие получает производство продукции, ориентированной на сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, связанную с химической отраслью. К таковым относится модифицированный крахмал (в России не производится), лизин-сульфаты (амино-кислоты, используемые в свиноводстве и птицеводстве), производство витаминов.
Прогноз инвестиций в основной капитал по основным отраслям промышленности при целевом сценарии развития - интеллектуальном (новая индустриализация) - приведен в приложении N 7 к Стратегии.
Повышение инвестиционной привлекательности региона, создание позитивного инвестиционного имиджа Тульской области.
В Тульской области используются и получат дальнейшее развитие инструменты и механизмы, повышающие инвестиционную привлекательность региона:
а) снижение административных барьеров:
разработка регламента сопровождения инвестиционных проектов в онлайн-режиме;
упрощение разрешительных процедур.
Создание эффективной системы управления инвестиционной деятельностью:
внедрение в практику проектного управления, ориентированного на результат;
построение эффективной системы инвестиционного аудита для отбора наиболее эффективных проектов, мониторинга их реализации;
применение инструментов и механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) при реализации инвестиционных проектов;
внедрение в практику бюджетного планирования проектного подхода, при котором формируется программный бюджет, ориентированный на экономические результаты и социальные эффекты от реализации программ и инвестиционных проектов;
б) развитие финансовых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности:
субсидирование части процентной ставки по кредитам;
предоставление государственных гарантий Тульской области, в том числе в виде залога имущества, находящегося в собственности Тульской области;
повышение прозрачности системы получения бизнесом бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора проектов, целевого характера выделения бюджетных средств, софинансирования проектов за счет бюджетных и внебюджетных средств, контроля за использованием бюджетных средств и эффективностью инвестиций, ответственности инвесторов за использование бюджетных средств.
Создание инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности
Согласно федеральному законодательству в Российской Федерации могут быть созданы особые экономические зоны четырех типов:
промышленно-производственные;
технико-внедренческие (инновационные);
портовые;
туристско-рекреационные;
с получением существенных льгот по уплате налогов и таможенных пошлин.
На территории Тульской области планируется создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) промышленного типа на базе Узловского индустриального парка.
Предполагается, что ОЭЗ будет формироваться на базе предприятий машиностроительного комплекса. В этом случае возможно включение таких предприятий в федеральные целевые программы, выделение дополнительных льгот федерального уровня и создание особых условий для выпуска инновационной продукции, ориентированной на выпуск инновационных товаров, связанных с производством продукции более высокого передела, а также выстраивание технологической цепочки с автомобильным кластером Калужской области.
В качестве альтернативы возможно формирование региональных особых экономических зон. Для создания региональных ОЭЗ необходимо внесение изменений в Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года N 1181-ЗТО "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений", которые предусматривают:
определение региональной особой экономической зоны и порядка ее формирования;
регламентацию прав резидентов зоны и льгот, которые распространяются на этих резидентов, порядок взаимодействия резидентов ОЭЗ с регулирующими органами;
полномочия управляющей компании, курирующей создание такой зоны.
В рамках реализации Стратегии необходимо создавать индустриальные, технологические, логистические парки, выступающие промышленными площадками для реализации инвестиционных проектов. Для организации индустриальных парков необходимо создание промышленных площадок с инженерной, транспортной, энергоинфраструктурой, газо- и водоснабжением.
Формирование и развитие финансовых механизмов привлечения инвестиций и поддержки инвестиционной деятельности.
Сложившаяся структура инвестиций на текущий момент не обеспечивает достижения стратегических задач, стоящих перед регионом, в части решения демографических проблем (повышение рождаемости, снижение смертности), направленных на увеличение численности населения.
Для решения этих задач необходимо активизировать жилищное строительство. Увеличение объемов жилищного строительства для населения с низкими и средними доходами дает толчок развитию смежных отраслей и является генератором экономического роста. Стратегия предусматривает опережающие темпы роста инвестиций за счет средств федерального и регионального бюджетов, которые направляются на жилищное строительство.
Существенным источником привлечения инвестиционных ресурсов являются заемные средства, привлекаемые предприятиями под реализацию инвестиционных проектов. Для снижения процентной ставки по заемным средствам область предоставляет гарантии возврата этих ресурсов, принимая на себя определенные риски. Для минимизации рисков по выданным гарантиям производится инвестиционный аудит проектов, осуществляется расчет эффективности возврата вложенных средств. Стратегия предполагает повышение доли региона в структуре инвестиций и концентрации инвестиционных ресурсов на наиболее перспективных направлениях.
С целью формирования комфортного и привлекательного инвестиционного климата региона предлагается реализация мероприятий, направленных на создание комплексного механизма стимулирования инвестиционной активности на территории Тульской области. Перечень предлагаемых мер по поддержке инвестиционной деятельности включает:
обеспечение субсидирования из бюджета Тульской области процентов по кредитным и лизинговым платежам, связанным с реализацией инвестиционных проектов на территории региона;
передачу государственного имущества в аренду по льготным ставкам;
предоставление земельных участков инвесторам под контракты-обязательства по застройке производственной, туристической инфраструктуры и развитию сельскохозяйственных производств по льготным ставкам;
предоставление бюджетных субсидий на компенсацию части затрат по инвестиционным проектам, имеющим инновационную направленность;
упорядочение вопросов землепользования: создание единого перечня инвестиционных площадок с описанием их параметров;
повышение земельного налога на неиспользуемые земельные участки; первоочередное подведение коммуникаций к земельным участкам, предполагаемым к эксплуатации для жилищного строительства.
Создание системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов.
Предлагаемые мероприятия соответствуют приоритетам Стратегии и являются наиболее эффективными и сбалансированными механизмами реализации ее задач.
Комплексная система привлечения инвестиций предусматривает следующие направления:
Совершенствование региональной нормативной правовой базы
На основе данных анализа реализации инвестиционных проектов с участием Тульской области будет рассматриваться вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты Тульской области и принятии новых законов. Принимаемые нормативные правовые акты не должны противоречить Стратегии и Инвестиционной декларации Тульской области и ухудшать положение инвесторов.
Формирование канала прямой связи инвесторов
с правительством Тульской области
В Тульской области для эффективного сотрудничества органов исполнительной власти и предпринимателей создан Инвестиционный портал в формате онлайн-коммуникаций. Его основной задачей будет являться выстраивание четкой цепочки взаимодействия - от регистрации на портале предпринимателем инвестиционного проекта до получения господдержки проектной компанией.
Использование мер налоговой политики: предоставление льготных налоговых
ставок, рассрочек и налоговых кредитов по местным и региональным налогам
Возможно установление дополнительных налоговых льгот в части налогов, зачисляемых в бюджет Тульской области (прежде всего транспортного и земельного налогов), в соответствии с допустимыми пределами, установленными федеральным и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.