Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
правительства Тульской области
от 29 января 2014 г. N 35
Региональная программа Тульской области
"Доступная среда" на 2014-2015 годы
29 января, 16 апреля 2015 г.
Постановлением Правительства Тульской области от 16 апреля 2015 г. N 173 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
региональной программы
Наименование Программы |
Региональная программа Тульской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы (далее - Программа) |
||
Основания разработки Программы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; Концепция Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года; постановление правительства Тульской области от 27.12.2012 N 771 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тульской области" |
||
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
||
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Тульской области; министерство образования Тульской области; министерство культуры и туризма Тульской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области; комитет Тульской области по спорту и молодежной политике; комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию; органы местного самоуправления Тульской области (по согласованию) |
||
Цель Программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Тульской области |
||
Задачи Программы |
1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области. 2. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Тульской области. 3. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Тульской области. 4. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области |
||
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Тульской области. 2. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тульской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов. 3. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов. 4. Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области. 5. Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава. 6. Доля базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций. 7. Доля государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области. 8. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Тульской области, нуждающихся в технических средствах реабилитации. 9. Количество часов субтитрированного эфирного времени на региональном телевидении. 10. Доля инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ), в общей численности инвалидов Тульской области. 11. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общей численности опрошенных инвалидов в Тульской области. 12. Доля специалистов, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, прошедших обучение и повышение квалификации, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Тульской области. 13. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения. 14. Доля государственных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве государственных общеобразовательных организаций. |
||
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2015 годы. Реализуется в один этап |
||
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования на реализацию Программы составляет 653788,1 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 503119,4 тыс. рублей; в 2015 году - 150668,7 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 187686,0 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 159107,0 тыс. рублей; в 2015 году - 28579,0 тыс. рублей; средства бюджета Тульской области - 346928,2 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 232838,5 тыс. рублей; в 2015 году - 114089,7 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 119173,9 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 111173,9 тыс. рублей; в 2015 году - 8000,0 тыс. рублей |
||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Тульской области. 2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области. 3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 4. Формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. 5. Обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного, электрического транспорта для инвалидов и других МГН в Тульской области. 6. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Тульской области. 7. Увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств бюджета области в рамках индивидуальной программы реабилитации. 8. Создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов. 9. Преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе. 10. Прогнозированное количество инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ) |
Постановлением Правительства Тульской области от 16 апреля 2015 г. N 173 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
I. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Основанием для разработки региональной Программы являются следующие нормативные правовые акты:
концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
концепция Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года;
постановление правительства Тульской области от 27.12.2012 N 771 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тульской области".
В регионе реализовывались 9 отраслевых целевых программ, предусматривающих меры по интеграции инвалидов в общество:
долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2013-2016 годы, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 111;
долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 15.10.2012 N 586;
долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2016 годы", утвержденная постановлением администрации Тульской области от 20.05.2009 N 350;
долгосрочная целевая программа "Содействие занятости населения Тульской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 90;
долгосрочная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 375;
долгосрочная целевая программа "Культура Тульской области (2013-2016 годы)", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 110;
ведомственная целевая программа "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2012-2016 годы", утвержденная приказом комитета Тульской области по спорту и молодежной политике от 9 декабря 2011 года N 615.
Наличие в области разнонаправленных целевых программ позволяло комплексно решать вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации взамен отмененных отраслевых целевых программ в регионе приняты и с 2014 года реализуются 9 государственных программ Тульской области, предусматривающих меры по интеграции инвалидов в общество:
государственная программа Тульской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 02.12.2013 N 691;
государственная программа Тульской области "Развитие здравоохранения Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 20.08.2013 N 429;
государственная программа Тульской области "Содействие занятости населения Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 30.10.2013 N 605;
государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 24.10.2013 N 575;
государственная программа Тульской области "Развитие культуры и туризма Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 05.11.2013 N 619;
государственная программа Тульской области "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 725;
государственная программа Тульской области "Развитие образования и архивного дела Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 19.11.2013 N 637.
государственная программа Тульской области "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования Тульской области, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 20.11.2013 N 662;
государственная программа Тульской области "Информационная политика в Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 711.
Специфика социально-демографической структуры населения Тульской области проявляется в высоком удельном весе инвалидов и других МГН в общей численности населения.
В Тульской области по состоянию на 1 января 2013 года проживало более 1,5 миллиона человек. Из них 29,4 % - люди пенсионного возраста, 15,0 % - дети. Доля инвалидов в общей численности населения составляет 11,2 %.
Высокий процент людей пенсионного возраста в социально-демографической структуре населения (почти одна треть) значительно превышает среднестатистический уровень по стране и ускоряет процесс старения населения Тульской области.
В Тульской области по состоянию на 1 января 2013 года проживало 173,1 тыс. инвалидов, а это каждый 9 житель области. В их числе дети-инвалиды - 2,6 % (4,5 тыс. чел.), инвалиды трудоспособного возраста - 29,9 % (51,7 тыс. чел.), инвалиды пенсионного возраста - 67,5 % (116,9 тыс. чел.).
В структуре инвалидности преобладают более тяжелые группы инвалидности. Доля инвалидов в общей численности взрослых инвалидов составляет 1 группы - 9,0 %, 2 группы - 51,9 %, 3 группы - 37,8 %.
В регионе проводится ежегодный мониторинг потребности инвалидов в создании особых условий жизнедеятельности. По состоянию на 1 января 2013 года в регионе проживало более 2 тысяч инвалидов-колясочников, около 3 тысяч инвалидов по зрению, почти тысяча инвалидов с тотальной глухотой и более 9 тысяч инвалидов, использующих протезно-ортопедические изделия для осуществления жизнедеятельности.
С 2003 года количество инвалидов в регионе возросло почти на 36 тысяч человек. Особенно большой рост числа инвалидов пришелся на период с 2004 по 2008 годы. Ежегодный прирост в этот период составлял от 10 до 15 тысяч человек.
С 2008 по 2012 год численность инвалидов уменьшилась с 184,4 до 173,1 тыс. человек (2008 - 184,4 тыс. чел., 2009 - 184,3 тыс. чел., 2010 - 179,9 тыс. чел., 2011 - 174,1 тыс. человек). Количество детей-инвалидов уменьшилось с 5,0 до 4,5 тысяч человек.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о стабилизации в Тульской области численности инвалидов, с некоторой тенденцией к сокращению. Вместе с тем, такая ситуация на фоне низких показателей полной реабилитации и демографической структуры инвалидности является негативной.
Ряд региональных показателей инвалидности превышает общероссийские. Так, в 2012 году интенсивный показатель первичной инвалидности составлял 76,6 % на 10 тысяч населения (в Российской Федерации - 76,4). Показатель полной реабилитации инвалидов ниже аналогичных показателей по Российской Федерации. У взрослых инвалидов он составляет 5,4 % от общего количества переосвидетельствованных (по Российской Федерации - 4,3 %), у детей - 4,7 % (по Российской Федерации - 6,3 %).
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач. На протяжении последних 15 лет проблемы реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом решались в регионе в рамках долгосрочных целевых программ.
Действовавшие до 2014 года долгосрочные целевые программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, занятости населения, физической культуры и спорта, повышение качества жизни людей преклонного возраста и детей, содержали, в том числе, и меры социальной поддержки инвалидов.
Долгосрочные целевые программы по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2013-2016 годы и "Доступная среда" на 2013-2015 годы содержали исключительно меры социальной поддержки для лиц с ограниченными возможностями.
В рамках реализации долгосрочных целевых программ реконструировались объекты социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, приобреталось промышленное оборудование для специализированных предприятий, учрежденных общественными организациями инвалидов, с целью сохранения и создания специализированных рабочих мест, осуществлялась комплексная реабилитация инвалидов с получением профессии и содействием в трудоустройстве, укреплялась материально-техническая база учреждений реабилитационной направленности, проводились спортивные и культурно-массовые мероприятия для инвалидов и детей-инвалидов.
Реализация долгосрочных целевых программ активизировала работу в муниципальных образованиях по предоставлению инвалидам дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с муниципальными целевыми программами. В 2012 году в муниципальных образованиях Тульской области действовали 13 аналогичных программ.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся возрастающими объемами финансового обеспечения из бюджета, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. В числе наиболее важных проблем стоит проблема доступности услуг, оказываемых этой категории граждан в приоритетных объектах социальной сферы, и, в первую очередь, сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта и физической культуры, транспорта.
Проведенный в области мониторинг мнения инвалидов о доступности услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности выявил, что по пятибалльной системе доступность услуг социального, медицинского и образовательного характера оцениваются инвалидами "удовлетворительно" и "хорошо" (соответственно 3,65 балла и 3,03 балла), возможности осуществления трудовой деятельности и занятий физической культурой и спортом - "плохо" и "удовлетворительно" (соответственно 2,9 балла и 2,84 балла).
С целью определения степени доступности для инвалидов социально значимых объектов и услуг проводится паспортизация в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 и постановлением правительства Тульской области от 24.07.2013 N 365 "Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
Паспортизация проводится по отраслевому принципу в 4 этапа:
этап подготовки, включающий формирование перечня объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - ОСИ) и определения степени их приоритетности, начало формирования реестра ОСИ;
этап скрининга, включающий сбор информации об ОСИ путем проведения анкетирования и обследования с оформлением соответствующего акта, формирование паспорта доступности ОСИ, размещение информации об ОСИ на открытом информационном ресурсе (Карта доступности);
этап экспертной оценки, включающий разработку проектов решения о сроках и порядке модернизации ОСИ (с учетом принципа "разумного приспособления"), на основании оценки состояния доступности ОСИ по результатам обследования;
этап управленческих решений, включающий разработку, утверждение и реализацию адресных программ и планов по адаптации ОСИ (в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведении организационных мероприятий) и контроль их реализации.
В реализации всех этапов паспортизации запланировано широкое привлечение общественных организаций инвалидов различных уровней.
Координацию деятельности процесса паспортизации осуществляет Координационный совет Тульской области по делам инвалидов, в состав которого включены руководители 7 общественных организаций инвалидов, представляющих интересы различных категорий людей с ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, обеспечивается общественный контроль при разработке проектов решений, вносимых на рассмотрение в Координационный совет Тульской области по делам инвалидов.
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 (далее - Конвенция), фактически утвердила ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача интеграции инвалидов в общество относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения.
В связи с этим для повышения качества и увеличения объема услуг по предоставлению всего комплекса мер социальной помощи и поддержки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устранения негативного влияния физического окружения на условия жизни инвалидов необходимо продолжение решения вопросов реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом программно-целевым методом.
Комплексный подход к социальной интеграции людей с ограниченными возможностями с обществом может быть обеспечен одновременным расширением спектра доступных услуг, оказываемых инвалидам, повышением их качества и устранением физических барьеров в различных сферах жизнедеятельности МГН.
С целью создания условий для равноправного участия инвалидов в жизни общества необходимо:
разработать механизм межведомственного взаимодействия для решения поставленных задач с вовлечением профильных министерств, муниципальных образований, общественных организаций инвалидов;
организовать постоянный мониторинг среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
объективно оценить существующие потребности инвалидов, уточнить барьеры и разработать меры по их ликвидации для достижения максимального эффекта от вложенных ресурсов;
расширить спектр услуг, оказываемых людям с ограничением жизнедеятельности;
реализовать комплекс мероприятий по адаптации инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам (здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, занятости, физической культуры и спорта, транспортной инфраструктуры);
снизить степень социальной разобщенности среди инвалидов и граждан, не имеющих ограничений жизнедеятельности.
Социальная защита населения
Структура социальной защиты населения области сформирована с учетом социально-демографических особенностей региона.
В области действуют 30 учреждений социального обслуживания населения (в их структуре 10 социально-реабилитационных отделений), 16 стационарных учреждений социального обслуживания, 2 училища начального профессионального образования, 25 управлений социальной защиты населения.
Как правило, объекты социальной защиты населения расположены в приспособленных помещениях старой застройки. Только 21 объект из 109 зданий системы социальной защиты доступен для инвалидов-колясочников. Вопросам доступности действующих учреждений социальной защиты населения для инвалидов с нарушениями слуха, по зрению, с психическими отклонениями уделено недостаточное внимание.
С целью повышения доступности социальных услуг для инвалидов на базе указанных учреждений развиваются мобильные формы работы с населением. Внедряется принцип "одного окна", создаются мобильные бригады для обслуживания удаленных населенных пунктов, организуются надомные виды обслуживания.
Вместе с тем, наличие физических и информационных барьеров ограничивает возможности инвалидов при получении социальных услуг, что требует продолжить адаптацию учреждений сферы социальной защиты населения с учетом обслуживаемого контингента населения и итогов паспортизации.
Для расширения спектра доступных услуг необходимо комплексное оснащение объектов сферы социальной защиты населения специальными средствами (пандусы, подъемники, информационные таблички, индукционные системы и другие) для различных категорий инвалидов: с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и зрения, психическими нарушениями.
С целью повышения профессионального уровня сотрудников социальных служб, занятых в сфере интеграции инвалидов в общество, осуществляется повышение квалификации специалистов, ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства.
Специальное транспортное обслуживание инвалидов и других МГН осуществляется на платной основе шестью учреждениями социального обслуживания населения, имеющими на балансе спецавтотранспорт. При этом малоимущим инвалидам и инвалидам, пользующимся инвалидными колясками, услуги предоставляются с 50-процентной скидкой.
Услуги предоставляются для осуществления медицинской и социальной реабилитации, для поездок в лечебно-профилактические, санаторно-оздоровительные, образовательные, культурно-зрелищные и другие учреждения в пределах области. Ежегодно услугами "Социального такси" пользуются около 2-х тысяч инвалидов.
С целью обеспечения транспортного обслуживания инвалидов в выходные, праздничные дни и в ночное время в 2013 году функции организации специального транспортного обслуживания возложены на государственное казенное учреждение Тульской области "Сервис".
Вместе с тем, имеющиеся транспортные средства имеют значительную степень износа (приобретены в 2004 году) и не удовлетворяют в полной мере потребности населения в данном виде услуг.
Для увеличения количества услуг инвалидам и повышения их качества требуется обновление парка автомобилей, оказывающих услуги в данной сфере.
Здравоохранение
В целях решения приоритетных задач в сфере здравоохранения в течение ряда лет проводилась целенаправленная работа по модернизации здравоохранения Тульской области, совершенствованию оказания медицинской помощи населению на основе новых медицинских технологий.
Предпринятые меры позволили поднять на новый качественный уровень медицинскую помощь жителям Тульской области, в том числе и инвалидам, оказываемую в государственных учреждениях здравоохранения региона.
В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2013 годы за счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием, проведения ремонтных работ, реконструкции существующих объектов здравоохранения значительно улучшилось ресурсное обеспечение здравоохранения и его материально-техническая база.
В целях увеличения доступности медицинской помощи в области созданы и действуют межмуниципальные лечебно-диагностические центры, оснащенные современным лечебно-диагностическим оборудованием. Функционируют 4 центра и 1 отделение программного гемодиализа, в которых получают лечение 186 пациентов с хронической почечной недостаточностью.
Для обеспечения физической доступности инвалидов в ряде государственных учреждений здравоохранения области установлены пандусы и (или) поручни. Работа в этом направлении продолжается.
По состоянию на 1 января 2013 года только 5 % поликлинических отделений и 10 % стационарных отделений государственных учреждений здравоохранения Тульской области доступны в полном объеме для инвалидов-колясочников, частично доступны и требуют адаптации 53 % государственных учреждений здравоохранения Тульской области. Для всех категорий инвалидов из 250 учреждений здравоохранения доступны только 2.
Учитывая состояние доступности объектов здравоохранения, требуется комплексный подход к устранению физических барьеров на пути следования маломобильных групп населения при посещении данных учреждений.
Необходимо продолжить оборудование в лечебных учреждениях пандусов и поручней. В ряде учреждений требуется ремонт стационарного лифтового оборудования. Для учреждений, которые по техническим условиям невозможно приспособить для маломобильных групп населения, необходимо приобретение автономных подъемников для инвалидов-колясочников. Для инвалидов с нарушениями зрения и слуха - приобретение и установка специальных технологических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации.
Образование
В Тульской области по состоянию на 1 января 2013 года проживало 4,5 тысячи детей-инвалидов, в том числе 2,4 тысячи - учащихся.
Доля детей-инвалидов в общей численности учащихся общеобразовательных организаций области составляет 1,9 %.
Для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательных организациях созданы классы компенсирующего обучения. В них обучаются 578 детей или 23,7 % от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в названных организациях.
В 25 общеобразовательных организациях, реализующих коррекционные программы, обучаются 702 ребенка-инвалида. Образовательные услуги на дому получают 578 детей.
В государственных образовательных организациях начального и среднего профессионального образования ежегодно возрастает количество обучающихся детей-инвалидов и инвалидов.
В 2012-2013 учебном году в данных организациях обучались 133 инвалида, из них 43 человека - дети-инвалиды.
С 2009 года в области функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов.
В области действуют 2 образовательные организации начального профессионального образования системы социальной защиты населения, на базе которых обучаются дети-инвалиды, инвалиды и дети-сироты. В одном из названных учебных заведений совместное обучение получают глухие инвалиды и инвалиды без нарушения слуха. В связи с чем образовательные услуги предоставляются, в том числе и на жестовом языке.
На базе образовательных организаций системы социальной защиты населения инвалиды получают профессии "мастер по обработке цифровой информации", "радиомеханик", "закройщик", "портной", "слесарь по ремонту швейного оборудования", "слесарь механо-сборочных работ", "токарь-универсал", "оператор швейного оборудования", "обувщик по ремонту обуви".
Мониторинг состояния доступности организаций образования области выявил их частичную доступность для инвалидов, пользующихся протезами, дополнительными опорами, по зрению и слуху, и полную недоступность для инвалидов-колясочников. Такая ситуация обусловила увеличение количества детей-инвалидов, обучающихся на дому и дистанционным методом.
Следует также отметить отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций и недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Создание условий, обеспечивающих физическую доступность государственных образовательных организаций начального и среднего профессионального образования для инвалидов, наличие в образовательных организациях достаточного количества квалифицированных кадров и специального учебного оборудования позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Занятость
Доля занятых инвалидов в общей численности инвалидов области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 19,2 %. Процент занятости среди инвалидов трудоспособного возраста - 25,6 %. При этом занятость инвалидов в трудоспособном возрасте, имеющих минимальные ограничения способностей к трудовой деятельности (3 группа) составляет 38,4 % от общей численности инвалидов данной категории.
Участие в трудовой деятельности, наряду с производством определенных общественно полезных продуктов (ценностей), позволяет удовлетворить материальные и духовные потребности инвалидов, а значит, расширять границы их самостоятельности в бытовой и экономической сфере жизнедеятельности.
Ежегодно в центры занятости области обращаются от 2,5 до 3,0 тыс. инвалидов. Около 900 человек трудоустраиваются.
Наряду со специальными мероприятиями по содействию в трудоустройстве организуются ярмарки вакансий, позволяющие оперативно решать вопросы трудоустройства при участии работодателей.
Принят Закон Тульской области от 11 января 2006 года N 679-ЗТО "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов", под действие которого попадают 540 предприятий области, что позволило в 2012 году трудоустроить 607 инвалидов.
В рамках реализации целевых программ безработным инвалидам трудоспособного возраста на базе санаторных учреждений области проводится комплексная реабилитация, в ходе которой наряду с оздоровительными мероприятиями инвалид получает профессию, востребованную на рынке труда, и последующее содействие в трудоустройстве.
Данная работа проводится на основании трехстороннего соглашения (министерство труда и социальной защиты Тульской области, федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области" и санаторное учреждение, определенное на конкурсной основе).
С целью поддержки социально значимых инициатив общественных организаций инвалидов области, направленных на создание специализированных рабочих мест, в целевых программах предусмотрены средства, которые распределяются на конкурсной основе.
Из 23 зданий центров занятости населения, оказывающих услуги по содействию в трудоустройстве, для различных категорий инвалидов только 7 оборудованы пандусами и расширенными дверными проходами.
Интересы инвалидов с нарушениями зрения и слуха, с психическими расстройствами учтены недостаточно.
Повышение физической и информационной доступности учреждений службы занятости значительно расширит возможности инвалидов в получении достоверной информации о положении на рынке труда и квалифицированной помощи при выборе профессии и трудоустройстве.
Спорт и физическая культура
Целью государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта является формирование у них потребности в физическом совершенствовании, создание необходимых условий для занятий, результатом чего должно стать укрепление их здоровья, умение владеть своим телом, расширение диапазона двигательных навыков, что крайне необходимо для успешного самообслуживания в быту и на работе.
Безусловными приоритетами должны стать массовость и доступность. Достижение инвалидами высших спортивных результатов на соревнованиях различного уровня не самоцель, а яркая демонстрация высоких духовных и физических возможностей инвалидов, необходимости и полезности занятий спортом.
Спорт инвалидов существует и развивается. В рамках Программы планируется к 2015 году увеличить количество региональных и муниципальных спортивных объектов, используемых для занятий адаптивной физической культурой и спортом, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 15.
В Тульской области деятельность в сфере реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта осуществляет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" (далее - Центр) и его 4 филиала, расположенные в районных центрах области.
В Центре ежегодно занимаются 255 спортсменов инвалидов, из них 126 детей-инвалидов.
Спортсмены Центра инвалидов принимают участие во всероссийских и международных соревнованиях. В 2012 году спортсменами принято участие в 23 всероссийских и международных соревнованиях, было проведено 7 областных соревнований для лиц с ограниченными возможностями. По результатам соревнований было завоевано: 30 золотых, 14 серебряных и 18 бронзовых медалей. Впервые в 2012 году женская сборная команда Тульской области на Чемпионате России по голболу заняла 1 место. Спортсмен-инструктор Кузнецова С.А. на чемпионате России и Европы по армспорту заняла 1 место, а на чемпионате мира - 2 место.
В 2012 году подготовлено: 2 мастера спорта международного класса, 7 кандидатов в мастера спорта. 12 спортсменов-инвалидов включены в основной и резервный состав сборной России по различным видам спорта.
Впервые в истории Тульской области спортсмены-инвалиды Дмитрий Корнилов и Владимир Федин приняли участие в Паралимпийских играх.
Выступление Владимира Федина в XIV летних Паралимпийских играх в Лондоне стало успешным - он завоевал бронзовую медаль по дзюдо в спорте слепых.
Реабилитационный процесс проходит на базе арендованных объектов (спортивные залы, бассейны и фитнес-клубы).
Для успешной подготовки спортсменов активно используются ресурсы "Республиканской учебно-тренировочной базы "Ока". Для Тульской области база является уникальным по спортивному оснащению объектом. На протяжении трех лет действует договоренность о предоставлении учреждению налоговых льгот и безвозмездном пользовании спортивными сооружениями спортсменами Тульской области.
С 1 июня 2013 года существенно улучшены условия размещения Центра. Теперь он занимает двухэтажное здание площадью более тысячи кв. метров с прилегающей парковой зоной общей площадью более 30 тыс. кв. метров. На территории расположены два футбольных поля.
В рамках реализации долгосрочных целевых программ для Центра и его филиалов создавались условия для беспрепятственного доступа, приобретается специальное спортивное оборудование и форма.
Учитывая ограниченные возможности Центра, его деятельность в основном направлена на развитие спорта высших достижений.
С целью расширения сферы деятельности Центра и обеспечения развития на базе названного учреждения адаптивного спорта решен вопрос о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, отвечающего потребностям инвалидов и других МГН.
Для развития массового спорта среди инвалидов необходимо также решить вопросы:
кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
адаптации действующих спортивных объектов для инвалидов;
обеспечения специализированным оборудованием для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений.
Культура
Региональная сеть учреждений культуры включает в себя 531 библиотеку, 365 клубных учреждений, 55 музеев и их филиалов, 6 театров, филармонию, 46 детских школ искусств, 3 средних профессиональных учебных заведения, 6 парков культуры и отдыха, цирк.
До 2014 года в области действовали долгосрочная целевая программа "Культура Тульской области (2013-2016 годы)", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 110, и 8 ведомственных целевых программ, утвержденных приказом министерства образования и культуры Тульской области от 27.01.2011 N 28-01-03/147.
Названные программы предусматривали мероприятия по реставрации памятников культурного наследия, усилению материально-технической базы учреждений культуры (библиотеки, музеи, школы художественного творчества), сохранение народных ремесел.
В Тульской области действует государственное учреждение культуры Тульской области "Тульская областная специальная библиотека для слепых" (далее - Библиотека), которая является информационным культурно-досуговый центром, с книжным фондом более 132000 единиц хранения на различных носителях информации: "говорящие" книги, записанные на магнитную ленту, рельефно-точечные (по системе Брайля), плоскопечатные издания, выполненные укрупненным шрифтом, рельефно-графические пособия. Около 5500 читателей, в том числе 400 детей-инвалидов г. Тулы, пользуются услугами библиотеки.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2009-2012 годы для библиотеки приобретено оборудование для цифровой обработки книг и обеспечения качественной записи и выпуска озвученной литературы, CD и аудиокассеты для издания и тиражирования озвученных книг, персональный компьютер и специальный сервер для обеспечения доступа к электронному каталогу библиотеки и электронным базам данных по дефектологии, технологические средства для областного тифлоинформационного центра обслуживания инвалидов, специальное тифлотехнологическое оборудование (электронные лупы, магнитофоны).
Для обслуживания 5 филиалов библиотеки и 30 пунктов выдачи книг, расположенных в муниципальных образованиях, и инвалидов на дому приобретено транспортное средство (микроавтобус "ГАЗ-22171").
В период 2011-2012 годов проводился ремонт здания библиотеки (входной группы, санузлов, прилегающего дорожного покрытия, установка направляющих поручней).
Ежегодно на пополнение библиотечного фонда учреждений культуры изданиями для слепых и слабовидящих людей из бюджета области выделяются средства в размере 600,0 тыс. рублей.
С 2011 года открыто для посещений федеральное государственное бюджетное учреждение "Тульский музей оружия", адаптированный для всех категорий инвалидов, что предоставляет возможность проведения культурно-массовых мероприятий для инвалидов.
К наиболее часто посещаемым инвалидами учреждений культуры отнесены ГУК ТО "Тульский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы им. М. Горького", ГУК ТО "Тульская универсальная научная библиотека", ГУК ТО "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей".
При проведении культурно-массовых мероприятий для инвалидов и персональном посещении инвалидами названных учреждений их доступ в помещения обеспечивается сотрудниками учреждений культуры или волонтерами ввиду отсутствия специальных технических приспособлений.
С целью их адаптации для нужд маломобильных групп населения необходимо устройство наружных и внутренних пандусов, приобретение мобильных подъемников, оборудование специальных санузлов для инвалидов, замена полового покрытия и поручней на лестнице, оборудование сидений индукционными петлями для людей со слуховыми аппаратами, оборудование помещений визуальными, акустическими и тактильными средствами.
Транспортная инфраструктура
В г. Туле проживают около 33 % инвалидов от общей численности инвалидов области, в том числе 10 % - инвалидов-колясочников от общей численности данной категории инвалидов, 23 % - инвалидов по зрению, 23,1 % - инвалидов с нарушением слуха, 28 % - инвалидов, использующих протезно-ортопедические изделия.
Ежедневно в г. Тулу из районов области приезжают инвалиды для получения консультаций областных специалистов, прохождения медико-социальной экспертизы, получения или примерки протезно-ортопедических изделий и по другим причинам.
Администрацией г. Тулы проводится работа по установке на остановочных пунктах электронных табло, информирующих пассажиров о графике движения по конкретным маршрутам троллейбусов и автобусов. В настоящее время такие табло имеются на 4 остановочных пунктах.
Проводится работа по установке светодиодных светофоров со звуковым сигналом в местах компактного проживания слепых инвалидов и на оживленных перекрестках.
При строительстве социально значимых объектов инфраструктуры на автостоянках выделяются стояночные места для инвалидов.
На территории региона действует единый месячный льготный проездной билет для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов. В Туле расположены 17 пунктов реализации льготных проездных билетов.
Особое значение для осуществления жизнедеятельности инвалидов имеет общественный транспорт.
По состоянию на 1 апреля 2013 года в г. Туле работает один низкопольный трамвай и три низкопольных троллейбуса, что не удовлетворяет в полной мере потребности МГН. Кроме того, наличие низкопольного транспорта при необорудованных остановочных пунктах делает его использование неэффективным. Именно поэтому подход к решению проблемы транспортного обслуживания инвалидов и других МГН должен быть комплексным.
Учитывая особенности застройки Тулы и инфраструктуру спальных районов города, адаптация трамвайного транспорта и остановочных площадок может обеспечить инвалидов услугами общественного транспорта практически во всех районах города.
Маршрутная сеть трамваев соединяет основные спальные микрорайоны с административно-торговым центром города, где находятся учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры. Большая часть трамвайных маршрутов проходит по улицам, где нет дублирования другим транспортом, что значительно повышает возможность адаптации остановочных площадок для инвалидов.
Для обеспечения бесперебойного движения адаптированного транспорта по трамвайным маршрутам необходимо закупить 39 единиц низкопольных трамваев, а для их эффективного использования необходимо адаптировать около 150 остановочных площадок.
Постановлением Правительства Тульской области от 29 января 2015 г. N 26 в подраздел "Информация и связь" раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 26 декабря 2014 г.
Информация и связь
Получение информации является важным аспектом осуществления жизнедеятельности человека. В области проводятся мероприятия, направленные на повышение доступности услуг информации, в соответствии с действующим законодательством.
С целью повышения информированности населения о деятельности органов государственной власти, в том числе в сфере интеграции инвалидов, сайт правительства Тульской области адаптирован для слабовидящих инвалидов.
Проводится работа по организации оказания государственных услуг в электронной форме.
Начаты организационные работы по проведению паспортизации социально значимых объектов и услуг с целью формирования карты доступности региона, которая, в свою очередь, станет источником информации для МГН.
С целью обеспечения доступности инвалидов к услугам телефонной связи в областном центре и районах области сервисные центры ООО "Тулателеком" оборудованы пандусами. Установлены телефонные аппараты на высоте, доступной для инвалидов-колясочников.
В рамках реализации долгосрочных целевых программ по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области выделялись средства на приобретение оборудования и создание рабочих мест на государственное учреждение Тульской области "Телеканал Тула" с целью осуществления субтитрирования региональных информационных программ. За 2013 год просубтитрировано 234 часа региональных программ, что не удовлетворяет потребности глухих инвалидов в получении разносторонней информации.
Информация о проводимых в области и муниципальных образованиях культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием инвалидов, деятельность совещательных органов по делам инвалидов (областных и районных) освещается в средствах массовой информации.
Расширение спектра телевизионных программ (познавательных, развлекательных), доступных для глухих инвалидов, создание тематических программ об инвалидах и для инвалидов будет способствовать гармоничному развитию людей с ограниченными возможностями, повышению информированности в различных сферах жизнедеятельности и снижению социальной разобщенности инвалидов и людей без ограничения жизнедеятельности.
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории Тульской области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Тульской области от 16 апреля 2015 г. N 173 раздел II настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Тульской области.
Задачи Программы:
1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области;
2) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Тульской области;
3) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Тульской области;
4) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.
Основными показателями (индикаторами) эффективности реализации программных мероприятий являются:
1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Тульской области;
2) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тульской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов;
3) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
4) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области;
5) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;
6) доля базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
7) доля государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области;
8) доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Тульской области, нуждающихся в технических средствах реабилитации;
9) количество часов субтитрированного эфирного времени на региональном телевидении;
10) доля инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ), в общей численности инвалидов Тульской области;
11) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общей численности опрошенных инвалидов в Тульской области;
12) доля специалистов, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, прошедших обучение и повышение квалификации, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Тульской области;
13) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;
14) доля государственных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве государственных общеобразовательных организаций.
Система целевых показателей (индикаторов) региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы приведена в приложении N 1.
Система целевых показателей (индикаторов) региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы, не включенных в состав данных официальной статистической информации, приведена в приложении N 1а.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализоваться в период 2014-2015 годы в 1 этап.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для решения задачи, связанной с совершенствованием нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области проводится мониторинг потребностей инвалидов в сфере социальной интеграции и контроль реализации нормативных правовых актов, принятых с целью обеспечения условий создания "универсального дизайна" в населенных пунктах региона:
постановления правительства Тульской области от 24.07.2013 N 365 "Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
распоряжения правительства Тульской области от 22.10.2013 N 978-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства Тульской области от 03.09.2012 N 563-р "О Координационном совете Тульской области по делам инвалидов";
трехстороннего приказа министерства труда и социальной защиты Тульской области, министерства здравоохранения Тульской области и федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области Минтруда России от 17.05.2013 NN 218-осн., N 620-осн., N 358-осн. "Об утверждении порядка обеспечения техническими средствами реабилитации, выдаваемыми инвалидам Тульской области бесплатно, в рамках реализации долгосрочных целевых программ, направленных на повышение качества жизни инвалидов, и перечня медицинских показаний, противопоказаний, сроков эксплуатации и технических характеристик технических средств реабилитации, выдаваемых инвалидам бесплатно в рамках реализации долгосрочных целевых программ, направленных на повышение качества жизни инвалидов".
Для обеспечения комплексного подхода к формированию доступной среды жизнедеятельности и карт доступности региона проводится работа по проведению паспортизации, итоги которой лягут в основу формирования карты доступности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для решения задачи, связанной с повышением уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области, планируется реализация следующих мероприятий:
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной защиты населения, здравоохранения, образования (общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования), культуры, занятости населения, спорта (оборудование пандусов и поручней, адаптация санитарно-гигиенических помещений, приобретение мобильных автономных подъемников, ремонт стационарного лифтового оборудования, оснащение учреждений специализированными средствами информации и телекоммуникации для инвалидов по зрению и по слуху);
приобретение специальных транспортных средств, адаптированных для перевозки инвалидов-колясочников, для учреждений социального обслуживания населения и спортивно-реабилитационного центра;
ремонт лифтового оборудования в медицинских учреждениях;
адаптация остановок общественного транспорта в г. Туле для инвалидов и других МГН;
закупка подвижного состава городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН;
капитальный ремонт спортивного зала государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Тульской области "Профессиональное училище N 2" и приобретение спортивного оборудования;
строительство физкультурно-оздоровительного комплекса "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов Тульской области" и оснащение его спортивным инвентарем и оборудованием;
строительство нового здания государственного учреждения культуры Тульской области "Тульский областной зооэкзотариум" с учетом потребностей инвалидов;
оказание адресной социальной помощи проживающим в Тульской области инвалидам (семьям инвалидов) на проведение ремонтных и восстановительных работ жилых помещений в порядке, установленном правительством Тульской области.
Для повышения доступности и качества реабилитационных услуг (развития системы реабилитации и социальной интеграции) в Тульской области планируется реализовать следующие мероприятия:
обеспечение инвалидов техническими средствами адаптации и реабилитации в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
приобретение оборудования и мебели для государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тулы" для создания службы реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение эндопротезами и расходными материалами государственных учреждений здравоохранения Тульской области;
комплексная реабилитация инвалидов трудоспособного возраста (восстановительные медицинские мероприятия, профессиональная ориентация, обучение, содействие в трудоустройстве) на базе санаторных учреждений;
оснащение, переоборудование, сохранение и создание новых рабочих мест на расположенных на территории Тульской области предприятиях, учредителями (соучредителями) которых являются общественные организации инвалидов, по бизнес-планам на конкурсной основе;
участие инвалидов в мероприятиях по организации общественных работ;
оказание содействия инвалидам по участию в мероприятиях по организации временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организация участия инвалидов в мероприятиях по организации содействия самозанятости безработных граждан;
организация участия инвалидов в мероприятиях по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
укрепление материальной базы государственных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных министерству образования Тульской области;
создание компьютерных классов в государственных организациях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных министерству образования Тульской области;
оснащение спортивным инвентарем (мячи) и спортивной формой отделения футбола (торбола, голбола, мини футбола) для тотально слепых и слабовидящих государственного образовательного учреждения дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" и его филиалов;
комплектование библиотечных фондов специальной литературой для слепых и слабовидящих людей;
оказание адресной социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, инвалидам с детства, постоянно проживающим в Тульской области, на приобретение компьютерной техники в порядке, установленном правительством Тульской области.
Для решения задачи информационно-методического и кадрового обеспечения системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Тульской области планируется реализовать следующие мероприятия:
повышение квалификации специалистов, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
проведение семинаров для специалистов организаций образования;
издание методического пособия о лучших практиках введения инклюзивного и специального образования;
организация участия инвалидов в мероприятиях по профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации безработных граждан из числа инвалидов.
Для решения задач, связанных с преодолением социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, планируется реализовать следующие мероприятия:
создание телепрограмм, посвященных вопросам социализации жителей Тульской области с ограниченными возможностями;
субтитрирование информационных, социально значимых, общественно-политических и иных телепередач на региональном телевидении;
проведение фестивалей самодеятельного творчества инвалидов областных общественных организаций инвалидов;
проведение областных мероприятий (выставки творческих работ инвалидов, фестиваль детей-инвалидов), посвященных Международному дню инвалидов;
проведение областного семейного праздника "У нас необычный ребенок";
издание сборника авторских литературных произведений детей с ограниченными возможностями здоровья;
проведение соревнований по паралимпийским видам спорта среди инвалидов Тульской области;
организация участия спортсменов Тульской области во Всероссийских и международных соревнованиях;
осуществление подготовки спортсменов-инвалидов по приоритетным видам спорта, в том числе, вошедшим в программу Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, а также членов сборных команд области и спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тульской области от 16 апреля 2015 г. N 173 раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы на период 2014-2015 годы составляет 653788,1 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году - 503119,4 тыс. руб.;
в 2015 году - 150668,7 тыс. руб.
В том числе средства федерального бюджета - 187686,0 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году - 159107,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 28579,0 тыс. руб.,
в том числе по администраторам бюджетных средств:
Министерство образования и науки Российской Федерации - 138202,6 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году - 138202,6 тыс. руб.;
в 2015 году - 0,0 тыс. руб., подтвержденный остаток средств, неиспользованных в 2014 году 58048,7 тыс. руб.;
Министерство спорта Российской Федерации - 1448,9 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 948,9 тыс. руб.;
в 2015 году - 500,0 тыс. руб.;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - 48034,5 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 19955,5 тыс. руб.;
в 2015 году -28079,0 тыс. руб.
В том числе средства бюджета Тульской области составляют 346928,2 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 232838,5 тыс. руб.;
в 2015 году - 114089,7 тыс. руб.
В том числе средства местных бюджетов составляют 119173,9 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году - 111173,9 тыс. руб.;
в 2015 году - 8000,0 тыс. руб.
Бюджетные ассигнования на приоритетные сферы жизнедеятельности в период 2014-2015 годов составят:
1) в сфере социальной защиты населения - 64273,5 тыс. руб.; в том числе:
2014 год - 32011,1 тыс. руб.,
2015 год - 32262,4 тыс. руб.;
из них средства федерального бюджета, выделяемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 19774,5 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году - 6655,5 тыс. руб.;
в 2015 году - 13119,0 тыс. руб.;
2) в сфере здравоохранения - 39283,2 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 24383,2 тыс. руб.,
2015 год - 14900,0 тыс. руб.;
из них средства федерального бюджета, выделяемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 9400,0 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году - 4200,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 5200,0 тыс. руб.;
3) в сфере образования - 242666,2 тыс. руб.,
2014 год - 223666,2 тыс. руб.,
2015 год - 19000,0 тыс. руб.;
из них средства федерального бюджета - 148202,6 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 143202,6 тыс. руб.,
2015 год - 5000,0 тыс. руб.
В том числе по администраторам бюджетных средств:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - 10000,0 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 5000,0 тыс. руб.,
2015 год - 5000,0 тыс. руб.;
Министерство образования и науки Российской Федерации - 138202,6 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 138202,6 тыс. руб.,
2015 год - 0,0 тыс. руб., подтвержденный остаток средств, неиспользованных в 2014 году 58048,7 тыс. руб.;
4) в сфере культуры -27163,7 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 5203,7 тыс. руб.,
2015 год - 21960,0 тыс. руб.;
из них средства федерального бюджета, выделяемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 6080,0 тыс. руб.
В том числе:
в 2014 году - 2600,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 3480,0 тыс. руб.;
5) в сфере спорта и физической культуры - 38920,0 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 21656,2 тыс. руб.,
2015 год - 17263,8 тыс. руб.;
из них средства федерального бюджета - 3348,9 тыс. руб.;
2014 год - 1948,9 тыс. руб.,
2015 год - 1400,0 тыс. руб.
В том числе по администраторам бюджетных средств:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - 1900,0 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 1000,0 тыс. руб.,
2015 год - 900,0 тыс. руб.;
Министерство спорта Российской Федерации - 1448,9 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 948,9 тыс. руб.,
2015 год - 500,0 тыс. руб.;
6) в сфере информации и связи - 33403,5 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 6319,0 тыс. руб.,
2015 год - 27084,5 тыс. руб.;
из них средства федерального бюджета, выделяемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 880,0 тыс. руб.
В том числе:
в 2014 году - 500,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 380,0 тыс. руб.;
7) в сфере транспорта - 208078,0 тыс. руб., в том числе:
в 2014 году - 189880,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 18198,0 тыс. руб.,
из них средства федерального бюджета не предусмотрены.
Финансирование региональной Программы из бюджета области будет осуществляться путем финансирования мероприятий из 9 государственных программ Тульской области.
Объем ресурсного обеспечения региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы приведен в приложении N 2.
Мероприятия Программы, направленные на адаптацию ряда объектов социальной инфраструктуры для МГН, будут реализовываться совместно с органами местного самоуправления на условиях софинансирования на основании соглашений и договоров об оказании услуг.
Условиями для предоставления субсидий бюджету муниципального образования являются:
наличие утвержденной муниципальным правовым актом муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН и по закупке подвижного состава городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН;
выделение средств из бюджета муниципального образования на выполнение мероприятий в размере не менее 43 % общего объема финансирования из средств бюджета Тульской области на указанные цели;
заключение соглашения между органом исполнительной власти Тульской области и администрацией муниципального образования;
предоставление заверенной в установленном порядке копии нормативного акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство, на реализацию которого предоставляются субсидии.
Реализация программных мероприятий, направленных на создание условий для инклюзивного образования, будет осуществляться муниципальным образованием за счет средств бюджета Тульской области и средств муниципального бюджета на условиях софинансирования в соответствии с соглашением, заключаемым между министерством образования Тульской области и администрацией муниципального образования.
Для реализации мероприятий Программы, направленных на создание и обновление рабочих мест на предприятиях, учредителями (соучредителями) которых являются общественные объединения инвалидов, разрабатывается порядок предоставления общественным объединениям субсидий на создание рабочих мест, который определит критерии конкурсного отбора.
С целью реализации мероприятий Программы по организации фестивалей для членов общественных организаций между общественными объединениями инвалидов и министерством труда и социальной защиты Тульской области будет заключено соглашение об оказании услуги по организации культурно-массовых мероприятий для членов общественных организаций инвалидов.
Предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий региональной программы "Доступная среда" на 2014-2015 годы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации".
VI. Управление и контроль реализации Программы
Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы) осуществляет ответственный исполнитель Программы в соответствии с нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Тульской области об утверждении Программы. Ответственный исполнитель Программы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Управление Программой, контроль и оценку ее реализации осуществляет Координационный совет Тульской области по делам инвалидов. Наряду с представителями органов исполнительной власти в состав Координационного совета включены руководители 7 общественных организаций инвалидов, объединяющих различные категории инвалидов (слепых, глухих, инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, детей-инвалидов с психическими отклонениями и членов их семей).
Соисполнители Программы, организующие исполнение мероприятий Программы, в установленные сроки предоставляют информацию об их исполнении ответственному исполнителю Программы, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).
Организация исполнения мероприятий соисполнителями Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства должны расходоваться в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других МГН от общего объема сэкономленных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о выполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы.
Ответственный исполнитель Программы ежегодно (по итогам года) представляет министерству экономического развития Тульской области сводный отчет о реализации Программы и ее результатам с оценкой эффективности.
Правительство Тульской области ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения, или невыполнения мероприятий;
отчет об осуществлении расходов бюджета Тульской области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету Тульской области на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы, разработанной на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, в сроки ее реализации, в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию программ субъекта Российской Федерации в целом осуществляются по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Основными факторами риска при решении вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности программно-целевым методом могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в области, стране. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в реабилитационных услугах, уменьшение объема финансирования программных мероприятий.
Для минимизации рисков в ходе реализации Программы будут формироваться совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, при необходимости - издаваться нормативные правовые акты правительства области.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям и индикаторам, характеризующим состояние и динамику уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также состояние и динамику инвалидности.
Результатом реализации Программы станет формирование в регионе к концу 2015 года условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Реализация Программы позволит снизить социальную напряженность в обществе за счет:
увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
повышения уровня и качества услуг, предоставляемых населению.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения бюджетных ассигнований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.