Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Щекинский район
от 3 августа 2012 г. N 8-910
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных
ситуациях на территории муниципального образования Щекинский район
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением определен общий порядок проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Щекинский район.
1.2. В соответствии с ГОСТ Р 22.8.01-96 аварийно-спасательные работы (далее - АСР) в зоне чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
1.3. В соответствии с ГОСТ Р 22.8.01-96 аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:
разведку в интересах проведения указанных работ;
инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
поиск, спасение, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01-94;
обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
2. Руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ
2.1. Общее руководство организацией и проведением АСР на объекте (территории) осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
2.2. В зависимости от масштаба ЧС непосредственным руководителем АСР является председатель КЧС и ОПБ той комиссии, которая должна взять на себя руководство ликвидацией последствий ЧС (объект экономики, район).
2.3. Руководители аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС.
2.4. Руководителю ликвидации ЧС подчиняются все силы и средства, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ, который несет полную ответственность за организацию и проведение АСР в зоне ЧС, безопасность людей, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
2.5. Руководство АСР осуществляется с оборудованных пунктов управления оснащенными средствами связи, автоматизации и другими техническими средствами. Для этого могут использоваться как подвижные пункты управления, так и специально создаваемые стационарные пункты управления, расположенные вблизи или в районе ЧС, вне зоны воздействия поражающих факторов, в приспособленных для этого помещениях.
Для управления ликвидацией последствий территориальных ЧС на территории района используется подвижный пункт управления КЧС и ОПБ администрации района с оперативной группой, при местных ЧС - подвижные пункты соответствующих КЧС и ОПБ (объектов, организаций).
2.6. Руководитель АСР обязан:
произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ;
поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку по объектам работ;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, их питание и отдых;
назначить ответственное должностное лицо за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты сбора пораженных и медицинской помощи.
По окончании работ:
заслушать командиров подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия из района ЧС подразделений, участвовавших в АСР, и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСР должен учитывать:
динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для ведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;
необходимость привлечения специальных служб и средств;
уровень подготовки спасателей и материально-техническое обеспечение АСР.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель работ должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав кому, куда и как производить перегруппировку.
3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
3.1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории):
АСР проводятся силами штатных поисково-спасательных подразделений, нештатных аварийно-спасательных формирований объектов экономики, сводных отрядов и команд, расположенных на территории Щекинского района.
а) До ввода аварийно-спасательных, поисково-спасательных подразделений на объект (территорию) на них должна быть проведена комплексная (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) разведка. При отсутствии времени или необходимости проведения экстренных спасательных работ поисково-спасательные работы проводятся одновременно с разведкой.
б) После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения АСР, необходимых для этого сил и средств. Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ.
К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители АСР, а при необходимости и руководители аварийно-спасательных подразделений.
3.2. Разведка и обследование территорий и объектов, подвергшихся чрезвычайной ситуации.
Разведка должна проводиться непрерывно, в том числе и после рекогносцировки, а также для уточнения сложившейся обстановки. На данном этапе проводится:
а) разведка объекта (территории), где планируется проведение АСР, должна установить:
характер обстановки на участках (объектах) работ, степень разрушения зданий и сооружений, характер и высоту завалов;
места нахождения и возможное количество пораженных, наиболее вероятный характер поражения людей, приемы и способы их спасения;
место нахождения источников заражения (загрязнения, пожаров);
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
состав и численность спасательных групп;
безопасные места сбора пораженных и способы их эвакуации;
наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, задымления, обрушения конструкций, истечения АХОВ, наличие электросетей под высоким напряжением;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных водоемов, расположенных в районе АСР;
состояние подъездных путей, объемы и характер работ по их расчистке и подготовке подходов к объекту работ;
характер местности, состояние погоды, гидрометеоусловия на период проведения работ и их влияние на ведение АСР;
время, прошедшее с момента ЧС, и ожидаемое в связи с этим, состояние пораженных в завалах;
время, которым располагают поисково-спасательные подразделения, на проведение АСР;
вид опасных факторов чрезвычайной ситуации, сложившейся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.
б) используя результаты разведки, руководитель АСР на основе анализа обстановки делает выводы:
о характере и объеме возможных АСР, необходимых для этого силах и средствах;
о наиболее оптимальной последовательности проведения АСР;
об ожидаемой потребности в медицинских силах и средствах для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и личному составу подразделений, участвующих в АСР;
о характере поражения пораженных и приемах оказания им медицинской помощи;
об особенностях обеспечения АСР;
о первоочередных мероприятиях, которые необходимо провести для начала работ в кратчайшие сроки;
о распределении имеющейся техники и подразделений по объектам работ;
о необходимых мерах безопасности при проведении АСР;
о способах осуществления наблюдения за потенциально опасными объектами.
в) на основе выводов из анализа обстановки, заслушав предложения членов комиссии по чрезвычайным ситуациям, руководитель АСР принимает решение на их ведение, в котором определяются:
краткие выводы из оценки обстановки;
объекты и виды работ, где необходимо сосредоточить основные усилия для выполнения АСР в кратчайшие сроки с наименьшими потерями;
меры безопасности при их проведении и меры защиты личного состава ведущего АСР от вторичных источников поражения, а также первоочередные меры по спасению и эвакуации пораженных;
определяются участки (секторы) работ и их руководители, выделяемые им силы и средства;
указываются способы обеспечения АСР и ответственные за их выполнение;
задачи подчиненным, аварийно-спасательным службам и подразделениям.
г) КЧС и ОПБ, осуществляющая организацию и ведение АСР:
постоянно проводит сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывая председателю КЧС и ОПБ расчеты, выводы и предложения, осуществляет оценку объема и характера АСР, ведет учет их выполнения, вносит уточнения в разработанные планы и доводит задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления;
контролирует выполнение поставленных задач, обеспечивает повседневную деятельность председателя КЧС и ОПБ по организации и руководству проводимыми работами, готовит необходимые данные и расчеты для уточнения им принятого решения или принятия нового, готовит и представляет в МКУ "ЕДДС Щекинского района" донесения и итоговый доклад о ликвидации ЧС, те в свою очередь в соответствии с "Табелем срочных донесений МЧС России" докладывают в ЦУКС по Тульской области.
3.3. Проведение аварийно-спасательных работ.
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), подвергшихся разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших, наличия сил и средств, техники и оборудования.
Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь. Руководителям участков (секторов) разрабатываются и выдаются задания на ведение АСР.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием: информации очевидцев, непосредственных свидетелей, сплошного визуального обследования участка поисково-спасательных работ, специальных поисковых приборов и инструмента, специально подготовленных поисковых собак, простукиванием и прослушиванием завалов, при этом используются списки работников объекта экономики, жильцов домов, проживающих в здании, на территории, данные опроса в пунктах сбора пострадавших, медицинских и лечебных учреждениях, местах посадки эвакуируемых на транспорт и т.д.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций используется, электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
По возможности с самого начала спасательной операции с пораженными устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров и газовоздушной смеси, истечения АХОВ и распространения зараженного воздуха.
3.3.1. Особенности ведения АСР в различных условиях обстановки:
а) при массовых разрушениях жилых зданий, объектов и сооружений:
для ликвидации ЧС, возникших при взрывах, ураганах, смерчах, обвалах и других источников, вызывающих массовые разрушения, привлекаются соединения и воинские части войск ГО РФ и нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ), инженерные, химические и другие воинские части МО РФ, подразделения и части МВД РФ, а также специализированные формирования министерств и ведомств РФ, добровольные аварийно-спасательные формирования.
б) наряду с выполнением АСР проводятся дополнительно следующие мероприятия:
временное отселение из пострадавших районов населения;
организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима;
проведение необходимых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
размещение пострадавшего населения в палатках и приспособленных помещениях, организация питания, обеспечение предметами первой необходимости и минимально необходимым коммунально-бытовым обслуживанием;
организация учета и распределения поступающей материальной помощи;
организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания;
организация отключения электрических и газовых сетей.
в) для организации непрерывного управления силами РСЧС при проведении АСР в условиях массовых разрушений:
район ЧС разделяется на комендантские районы и участки, в которых определяются первоочередные объекты ведения работ (школы, детские сады, объекты экономики, социального и культурного назначения, жилые дома, гостиницы и другие);
определяются органы управления, которые необходимо создать на участках (районах) действия сил РСЧС;
на комендантов участков помимо указанных выше задач возлагается: учет и захоронение погибших, регистрация эвакуируемого (временно отселяемого населения), организация учета, сбора и хранение материальных ценностей, а также доведение до населения информации об обстановке, режимах поведения и принятых решениях.
3.3.2. В условиях радиоактивного загрязнения:
При возникновении радиационных аварий принимаются меры по защите населения, локализации и ликвидации аварий и радиоактивного загрязнения объектов и местности.
Основными мероприятиями по защите населения при этом являются:
оповещение об опасности;
укрытие персонала и населения в защитных сооружениях или других строениях;
применение средств индивидуальной защиты и средств медицинской профилактики;
эвакуация населения из зон опасности;
оказание медицинской и другой помощи пострадавшим, соблюдение установленных режимов поведения;
ведение радиационной разведки, организация дозиметрического контроля облучения людей и заражения объектов;
защита водоисточников, продовольствия, пищевого сырья и сельскохозяйственных животных;
охрана общественного порядка в районе ЧС и ограничение доступа людей на загрязненную территорию;
дезактивация дорог, территории, сооружений и техники;
санитарная обработка людей;
сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и зараженных предметов.
Дезактивация территорий и сооружений проводится в районах АСР и местах проживания населения.
Дезактивация транспорта и санитарная обработка людей проводится на пунктах специальной обработки (ПУСО), которые размещаются на внешних границах зон загрязнения.
3.3.3. В условиях химического заражения:
Организация и ведение АСР заключается в проведении поисково-спасательных работ на зараженной территории, поиске и выносе пораженных, оказании им первой медицинской помощи, эвакуации в лечебные учреждения.
Ликвидация последствий химического заражения заключается в проведении дегазации территорий, сооружений, техники и санитарной обработки людей.
К ликвидации последствий химических аварий привлекаются преимущественно профессиональные спасательные отряды объектов экономики, Тульская областная ПСС, пожарные, медицинские формирования, а также воинские части и подразделения химических войск МО РФ.
Основными задачами этих сил являются:
разведка очага заражения;
организация эвакуации населения;
проведение АСР;
оказание помощи пострадавшим;
локализация аварий;
дегазация зоны химического заражения;
санитарная обработка пораженных.
При разведке определяются дополнительно:
тип аварийно химически опасного вещества (АХОВ), устанавливаются и обозначаются границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха;
пути подхода к объектам работ, места нахождения пораженных;
характер повреждения на коммунально-энергетических сетях;
намечаются способы и средства прекращения утечки АХОВ, определяется возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения.
Для локализации аварий производится:
перекрытие истечения АХОВ;
перепуск его в запасные герметичные емкости и обвалованные местности вокруг разлившегося химического вещества;
установка водоразбрызгивателей и распылителей для создания водных завес, снижающих концентрацию АХОВ в воздухе и уменьшающих скорость испарения;
установка временных заграждений, исключающих поступление АХОВ к местам ведения АСР.
При локализации места разлива ртути в состав КЧС и ОПБ включаются дополнительно представители органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, образования, местной печати, радио и телевидения, охраны природы, имеющих лаборатории и средства для демеркуризации.
Первоочередными мероприятиями в этом случае являются:
установление границ очага заражения;
уровень загрязнения закрытых помещений;
удаление персонала (учащихся, студентов и т.д.) из зараженного помещения;
предварительная оценка последствий заражения для здоровья населения, в т.ч. детей;
организация медицинского обследования групп населения (при необходимости);
определение необходимого объема мероприятий по демеркуризации очага загрязнения;
установление безопасных режимов работы персонала, занятого при демеркуризации;
оценка эффективности и достаточности проведенных работ по демеркуризации очага загрязнения.
В оперативный план ликвидации ЧС включаются следующие мероприятия:
сбор совками, вакуумными отсосами или "грушей" разлитой ртути;
пометка места разлива ртути помещения, коридоров слоем увлажненных древесных опилок;
удаление временных перегородок; вынос мебели и ее промывка горячим мыльно-содовым раствором щетками;
сушка мебели на открытом воздухе в течение 1,5 - 2 суток;
удаление древесных опилок и мытье полов;
мытье панелей аналогично мебели;
химическая демеркуризация места разлива ртути 0,2-процентным водным раствором перманганата калия, подкисленного соляной кислотой, или 20-процентным раствором хлорного железа, 5-10-процентным раствором сернистого натрия с применением распыления раствора;
контроль зараженности воздуха;
прожигание газовыми горелками, принудительная вентиляция горячим воздухом подпольного пространства.
3.3.4. В условиях затопления:
Проводятся спасательные и другие работы, а также весь комплекс мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
В АСР включают:
ведение разведки и наблюдение за изменением обстановки;
эвакуацию населения из зоны затопления;
розыск и эвакуацию пораженных, оказание им медицинской помощи;
эвакуацию сельскохозяйственных животных из зон затопления;
локализацию и ликвидацию аварий на объектах экономики, безаварийную остановку производств, а также на энерго, газо-, водо- и коммунальных сетях и сетях связи;
проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
медицинское обеспечение пострадавших;
обеспечение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, топливом, финансами, коммунальными услугами;
размещение пострадавших в жилых и нежилых помещениях и их всестороннее обеспечение.
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются: Тульская областная ПСС, нештатные аварийно-спасательные формирования, соединения и части ГО РФ, оснащенные плавсредствами, а также подразделения (формирования) добровольных спасателей.
3.3.5. В условиях массовых пожаров:
а) при ведении разведки устанавливаются:
вид, размеры и границы пожара, рельеф местности, скорость и направление распространения огня и дыма, ожидаемое развитие пожара во время его тушения, степень угрозы населенным пунктам, объектам лесозаготовок и торфяным полям;
участки и объекты, где возможно наиболее интенсивное развитие пожара (хвойный молодняк, захламленные участки леса, временные склады лесоматериалов, торфяные и лесоразработки);
возможные препятствия, способствующие распространению огня и выгодные для организации защиты (дороги, реки, просеки и др.);
местонахождение и состояние водоемов, возможность их использования;
маршруты выхода и способы спасения людей и сельскохозяйственных животных, оказавшихся в зоне пожара.
б) работы по тушению пожара включают:
локализацию (ограничение) распространения огня;
обеспечение возможности ликвидации пожара.
в) основными мероприятиями при ведении АСР являются:
поиск и эвакуация пораженных, оказание им первой медицинской помощи;
эвакуация населения из поврежденных зданий, зон возможного распространения огня и их размещение в подготовленных помещениях;
обязательная проверка всех задымленных помещений и поиск пораженных;
вывод сельскохозяйственных животных и вывоз материальных ценностей и имущества, организация их учета и охраны;
устройство противопожарных разрывов, снос малоценных и ветхих деревянных строений, создание негорючих участков методом взрывов;
эвакуация населения из зоны пожаров личным транспортом, автоколоннами и пешим порядком;
ликвидация пожара (прекращение горения).
Основные задачи по ликвидации массовых пожаров выполняют пожарные формирования (подразделения, части ФПС МЧС России), газоспасательные формирования химически опасных объектов, ведомственные пожарные команды, для борьбы с лесными пожарами привлекаются пожарные команды лесхозов комитета лесного хозяйства Тульской области и Тульская областная ПСС, а также рабочие и служащие лесхозов, лесничеств и арендаторов, находящихся в зоне пожаров.
3.3.6. Особенности действий в условиях эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Работы в зонах эпидемий выполняют медицинские учреждения в тесном взаимодействии с медицинскими силами, оказавшимися в очаге, в т.ч. с санитарно-эпидемическими станциями, ветеринарными лабораториями, подвижными противоэпидемическими отрядами.
При возникновении эпидемий проводятся:
экстренные мероприятия по защите населения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний и ликвидации эпидемий;
определяется вид возбудителя болезни, границы обсервации, карантина, зоны эпидемии;
выявление среди населения, изоляция и госпитализация больных;
устанавливается противоэпидемический режим;
санитарная обработка людей.
Для ликвидации последствий особо опасных инфекций привлекаются:
постоянная комиссия КЧС и ОПБ администрации района;
оперативные группы КЧС и ОПБ, медицинской и ветеринарной службы, отдела по экономике, АПК администрации Щекинского района, служб охраны общественного порядка, торговли и питания, автодорожного транспорта ГО;
головные лаборатории СНЛК, звенья санитарно-эпидемической и бактериологической разведки, звенья ветеринарной разведки;
аптечные автолетучки, подвижные пункты продовольственного снабжения, автотранспорт подвоза товаров первой необходимости и продовольствия для обеспечения населения в зоне карантина.
Порядок проведения работ и привлечения сил и средств устанавливается руководителем, решением которого вводится карантин на определенной территории до установления вида возбудителя инфекции, а в прилегающих зонах вводится режим обсервации.
КЧС и ОПБ организует выполнение принятого решения.
До установления возбудителя в зоне карантина осуществляется комплекс административно-хозяйственных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию вспышки инфекции:
активное выявление больных и подозрительных на заболевание, их изоляция и госпитализация в лечебно-профилактические учреждения, перепрофилированные под стационары, а также в инфекционные лечебные учреждения, дополнительно развернутые в очаге для их лечения;
проводится усиленный контроль за водоснабжением, санитарной обработкой людей и дезинфекцией мест продовольственной торговли, питания.
После установления вида возбудителя инфекционных заболеваний немедленно проводится специфическая экстренная профилактика антибиотиками и другими лекарственными средствами, проводится вакцинация всего населения, проживающего в зонах карантина и обсервации.
В условиях эпизоотий проводятся мероприятия по предупреждению распространения заболеваний сельскохозяйственных животных, лечение заболевших животных или их забой и утилизация.
Выявляется вид возбудителя болезни, устанавливается тип эпизоотии, проводятся профилактические меры, при необходимости устанавливается карантин, проводятся работы по дезинфекции территории, скотоводческих помещений и ветеринарной обработке животных.
При выявлении общих заболеваний животных и людей принимаются меры по защите населения, проводится экстренная профилактика людей и животных.
После установления вида возбудителя инфекции карантин оставляют (при сибирской язве, чуме, энцефаломиелитах, холере, тифе и при заболеваниях, не встречающихся на данной территории) или заменяют обсервацией.
Проводится экстренная специфическая профилактика (вакцинация, введение сыворотки) и лечение животных и людей в зоне заражения, весь комплекс режимных и противоэпизоотических, противоэпидемических и лечебных мероприятий, направленных на ликвидацию очага инфекционных заболеваний.
Объем мероприятий, методы и средства борьбы, сроки карантина и обсервации зависят от вида возбудителя.
В условиях эпифитотии проводятся мероприятия по выявлению вида заболевания растений, определению зон заражения. Химическая обработка растений и введение ограничений на вывоз урожая.
3.3.7. При транспортных авариях на железной дороге.
Транспортные аварии характеризуются скоротечностью и ограниченным временем для оказания помощи пострадавшим и большими масштабами. От оперативности действий оперативно-дежурных служб Тульского отделения Московской железной дороги зависит быстрота оказания помощи пострадавшим.
При железнодорожных авариях с выбросом АХОВ дежурный диспетчер МКУ "ЕДДС Щекинского района" с разрешения председателя КЧС и ОПБ администрации Щекинского района или главы администрации Щекинского района для оповещения населения об угрозе поражения близлежащих поселений использует систему централизованного оповещения и радио.
Для проведения разведки привлекаются подвижные разведгруппы на средствах железнодорожного транспорта и оперативная группа КЧС и ОПБ администрации Щекинского района.
При этом дополнительно планируется:
поиск и извлечение пораженных, оказание им первой медицинской помощи;
эвакуация пораженного населения в лечебные учреждения из зоны аварии;
организация подвоза большого количества воды и сосредоточения противопожарных средств в месте аварии;
локализация и ликвидация пожаров;
разделка вагонов;
прокладка проездов и подходов к месту аварии;
уборка поврежденных вагонов с железнодорожного полотна;
проведение работ по восстановлению железнодорожного полотна и подвеска проводов на электрифицированных участках дорог;
в ночное время - установление освещения зоны аварии, обозначение района и маршрутов эвакуации светящимися указателями;
организация опознания, идентификации, учета раненых и пострадавших;
обеспечение отправки пострадавших, получивших незначительные ранения, к месту следования;
обеспечение жизнедеятельности пострадавших питания, размещения, выплаты страховки;
сосредоточение значительных сил скорой медицинской помощи для эвакуации пораженных в лечебные учреждения;
обеспечение контейнерами, полиэтиленовыми мешками для эвакуации погибших;
организация комендантской службы в зоне аварии;
организация связи КЧС и ОПБ администрации района с главой администрации Щекинского района.
3.3.8. При авариях на авиатранспорте.
Большое внимание уделяется достоверности информации о месте авиакатастрофы.
При отрывочных сведениях о месте падения летательных аппаратов организуется разведка и поиск воздушными и наземными средствами, а также использование данных радиотехнических средств частей войск ПВО, авиационных частей и авиапредприятий, осуществляющих управление взлетом и полетом, а также центров управления воздушным движением.
При авиакатастрофах дополнительно планируется и организуется:
взаимодействие с частями МО РФ по обмену информацией о месте нахождения, силах и средствах, задействованных для поиска и ведения АСР;
оценка погодных условий и времени года, их влияние на выдвижение АСР к месту катастрофы;
оценка протяженности, дорожной обстановки, опыта водителей при выдвижении оперативных групп в зону ЧС;
организация взаимодействия с вышестоящими оперативными группами министерств и ведомств, областными службами по уточнению выделенных сил и средств для ликвидации последствий авиакатастрофы;
планирование АСР с учетом выделенных сил и средств, учитывая большую площадь поисково-спасательных работ;
необходимость специального оборудования для вскрытия фюзеляжа летательных аппаратов;
проделывание проходов и подъездов для тяжелой техники, просек в лесу, мостов и дамб для проезда к месту авиакатастрофы;
оценка возможности доставки оперативной группы и спасателей вертолетами, выбор и обозначение места посадки, посадочных посадок для вертолета;
обеспечение спасателей хирургическими (ветеринарными) перчатками, пакетами под груз "200", "300";
экипировка личного состава, привлеченного к АСР, должна соответствовать сезону;
организация жизнеобеспечения спасателей, привлеченных к АСР, питание, отдых;
обеспечение объективного контроля проведенных АСР (фотоаппараты и видеокамеры);
поиск, учет извлеченных (найденных) тел, их опознание;
организация отправки тел к месту проживания родственников или семьи;
организация справочной службы (при катастрофе гражданских самолетов с большим количеством пассажиров);
учет влияния распространения радиоволн в КВ-диапазоне (выделение ночных и дневных частот).
3.3.9. При глобальных авариях на автомобильном транспорте (ДТП).
Большое внимание должно быть уделено сокращению времени передачи информации: о времени, месте, условиях ДТП и количестве пострадавших по линии оперативных дежурных служб ГИБДД, ОМВД, ЕДДС района, скорой медицинской помощи. Это позволит своевременно принять решение на выход дежурного звена Тульской областной ПСС на ликвидацию последствий ДТП.
При этом планируется:
тушение пожара (если он возник) силами и средствами подразделений ФПС МЧС России;
извлечение пострадавших из поврежденных транспортных средств;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация раненых и погибших с места ДТП в лечебные учреждения и морги;
опознание пораженных, учет, в какие лечебно-профилактические учреждения и кем вывезены;
регулирование движения, перекрытие и изменение маршрутов движения потоков транспортных средств в объезд участка аварии;
организация освещения места ДТП (в ночное время);
растаскивание транспортных средств и уборка их с дорожного полотна;
идентификация АХОВ по документам, опросом очевидцев и участников движения по маркировке баллонов и цистерн;
локализация и ликвидация утечки АХОВ из цистерн и емкостей;
ликвидация последствий разлива АХОВ;
организация откачки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ из цистерн и баков;
эвакуация поврежденных автомобилей в места ремонта и хранения;
организация связи с места ДТП и доклад о ликвидации последствий ЧС.
Термины и определения, необходимые для понимания текста Положения
Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей и требующих специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованные в установленном порядке.
Биолого-социальная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Буря - ветер, скорость которого составляет 20 - 32 м/с (70 - 115 км/час).
Взрыв - кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна.
Дезактивация - удаление радиоактивных веществ физико-химическими или механическими способами с загрязненных поверхностей с целью исключения радиоактивного облучения людей.
Дегазация - нейтрализация или удаление опасных химических веществ с территории, объектов экономики и другого назначения, техники, имущества, воды и продовольствия.
Дезинфекция - процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.
Загородная зона - это территория в пределах административных границ области, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуированного населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.
Зона бедствия - часть территории или отдельная местность в зоне чрезвычайной ситуации, сильно пострадавшая и требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Зона заражения - территория или акватория, в пределах которой распространены или куда привнесены опасные химические или биологические вещества в количествах, создающих опасность для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.
Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.
Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Карантин - система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.
Катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) - функциональная структура администрации района, органов управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС либо проведением всех видов работ по предотвращению возникновения ЧС и их ликвидации.
Лесной пожар - неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Ликвидация чрезвычайной ситуации - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Наводнение - затопление водой значительных территорий (местности) в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и других явлениях.
Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) - создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
Обсервация - режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.
Опасное биологическое вещество - биологическое вещество природного или искусственного происхождения, неблагоприятно воздействующее на людей, сельскохозяйственных животных и растения в случае соприкасания с ним, а также на окружающую природную среду.
Опасное химическое вещество - химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые или хронические заболевания людей или их гибель.
Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, заболевший, травмированный или раненный в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Пожар в зданиях и помещениях, на транспортных средствах и коммунально-энергетических системах - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся загазованностью, задымлением, уничтожением материальных средств и возникновением опасности для жизни людей.
Потенциально опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств представляет собой опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных или растений.
Радиоактивное загрязнение - распространение в среде обитания человека твердых, жидких или газообразных радиоактивных веществ в количествах, превышающих природный уровень их содержания и нормы безопасности.
Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (силы и средства РСЧС) - органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Смерч - это вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке и распространяющееся в виде гигантского черного рукава или хобота.
Стихийное бедствие - это разрушительное природное или природно-антропогенное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Химическое заражение - распространение опасных химических веществ в окружающей природной среде в концентрациях и количествах, создающих угрозу жизни и здоровью людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.
Ураган - ветер, скорость которого составляет более 32 м/с (115 км/час).
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов или других населенных пунктов и размещению его в безопасных (вне действия поражающих факторов) районах загородной зоны.
Эпидемия - массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Эпизоотия - одновременное, прогрессирующее во времени и пространстве, в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Эпифитотия - массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений или резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области от 3 августа 2012 г. N 8-910 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.