Решение Арбитражного суда Тульской области от 28 февраля 2014 г. по делу N А68-9425/2013
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2014 г.
Арбитражный суд Тульской области в составе: председательствующего Андреевой Е.В.
судей Косоуховой С.В., Рыжиковой Н.А.
протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Коликова А.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению СНТ "Ягодка" (ОГРН 1027100596896, ИНН 7104028934) к Тульской городской Думе (ОГРН 1027100978960, ИНН 7107038105) о признании недействующим п. 1.3 решения Тульской городской Думы от 23.06.2010 г. N 4/88 в части изменения функциональной зоны по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы с жилой зоны (зона садоводств и дачных участков) и общественно-деловой зоны (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) на жилую зону (зона застройки многоэтажными жилыми домами)
3-и лица: администрация г. Тулы (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), ООО "ИН-Групп" (ОГРН 5077746450117, ИНН 7743637794)
при участии прокурора Тульской области (заявление о вступлении в процесс от 18.02.2014 г. N 8-1в/14)
при участии в заседании:
от заявителя - Цуканов С.Ю., по доверенности от 03.08.2013 г., Пляхова С.Н., по доверенности от 10.09.2013 г. N 10/09-01, Юрчикова Ю.В., по доверенности от 27.11.2013 г.;
от ответчика - Тюрина Г.В., по доверенности от 10.09.2013 г. N 20/д;
от администрации г. Тулы - Паршутина Н.В., по доверенности от 16.10.2013 г. N 68;
от ООО "ИН-Групп" - Волошкин М.А., по доверенности от 12.07.2011 г.;
от прокурора ТО - Сударчикова Л.В., служебное удостоверение ТО N 085692
Суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. N 32/676 был утвержден Генеральный план муниципального образования город Тула, согласно которого участок, ограниченный пр. Ленина, ул. Генерала Маргелова и Крутоовражным проездом, отнесен к функциональной зоне - жилая зона (зона садоводства и дачных участков Ж4).
28.08.2009 г. ООО "ИН-Групп" обратилось в адрес главы администрации г. Тулы с заявлением о внесении в Генеральный план муниципального образования г. Тула и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула изменения территориальной зоны земельного участка площадью 20 000 кв. м, по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Крутоовражный проезд, 4-а, ранее принадлежавшего СНТ "Ветеран-1" и приобретенного ООО "ИН-Групп" в собственность, с зоны Ж-4 на Ж-1 (зона застройки многоэтажными домами).
15.04.2010 г. глава администрации города Тулы направил в Тульскую городскую Думу проект решения Тульской городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676" (письмо от 15.04.2010 N 316к-и), предусматривающий изменение назначения функциональных зон, в том числе, территории по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы.
Решением Тульской городской Думы от 28.04.2010 г. N 2/20 "О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта решения Тульской городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676" проведение публичных слушаний по обсуждению указанного проекта решения было назначено на 10.06.2010 г., которое было опубликовано в газете "Тула" от 06.05.2010 N 17 (962).
Итоги (рекомендации) публичных слушаний опубликованы в газете "Тула" от 17.06.2010 г. N 23(968).
С учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний Тульской городской Думой было принято решение от 23.06.2010 г. N 4/88 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676", которое вступило в силу со дня его опубликования 01.07.2010 г.
СНТ "Ягодка", считая, что данное решение препятствует членам товарищества использовать земельные участки, находящиеся у них в собственности, по назначению, т.е. для садоводства и огородничества, а также принято с нарушением процедуры проведения публичных слушаний, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тульской городской Думе о признании недействующим п. 1.3 решения Тульской городской Думы от 23.06.2010 г. N 4/88 в части изменения функциональной зоны по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы с жилой зоны (зона садоводства и дачных участков) и общественно-деловой зоны (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) на жилую зону (зона застройки многоэтажными жилыми домами) по основаниям, изложенным в заявлении.
Тульская городская Дума возражала против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 17.01.2014 г.
Администрация г. Тулы возражала против удовлетворения требования заявителя.
ООО "ИН-Групп" возражало против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 16.01.2014 г.
Прокурор Тульской области просил отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать. При этом суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое решение Тульской городской Думы от 23.06.2010 г. N 4/88 является нормативным правовым актом, так как рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, то есть обладает всеми указанными признаками нормативного правового акта.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.01.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует читать как "от 6 октября 2003 г."
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Под функциональными зонами понимаются - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Под территориальными зонами понимаются - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В части 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно частям 11 и 12 статьи 9 Кодекса генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов должны утверждаться на срок не менее чем двадцать лет. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В части 3 статьи 23 ГрК РФ установлено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения,
представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии со статьей 15 Устава муниципального образования город Тула Тульская городская Дума является представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Тула. К полномочиям Тульской городской Думы относится, в том числе, принятие правовых актов, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города (ст. 17, 45 Устава муниципального образования город Тула).
Таким образом, принятие генерального плана как документа территориального планирования, внесение в него изменений, определение функциональных зон, относится к полномочиям представительного органа местного самоуправления муниципального образования город Тула.
Решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. N 32/676 был утвержден Генеральный план муниципального образования город Тула, согласно которого земельный участок, ограниченный пр. Ленина, ул. Генерала Маргелова и Крутоовражным проездом, относится к функциональной зоне - жилая зона (зона садоводств и дачных участков Ж4).
28.08.2009 г. ООО "ИН-Групп" обратилось в адрес главы администрации г. Тулы с заявлением о внесении в Генеральный план муниципального образования г. Тула и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула изменения территориальной зоны земельного участка площадью 20 000 кв. м, по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Крутоовражный проезд, 4-а, ранее принадлежащего СНТ "Ветеран-1" и приобретенного ООО "ИН-Групп" по договору купли-продажи, с зоны Ж4 (зона садоводства и дачных участков) на зону Ж1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Решения о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений по внесению в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом, предложений заинтересованных лиц (ч. 3 данной нормы).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч. 10 данной нормы).
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 11 данной нормы).
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (ч. 12 данной нормы).
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (ч. 13 данной нормы).
Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 14 данной статьи).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч. 16 данной статьи).
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с частями 2 - 14 настоящей статьи (ч. 17 данной статьи).
Публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 28 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.
Решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. N 65/1422 утверждено Положение "Об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула" (далее - Положение).
Согласно пункту 2.3 Положения публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Согласно части 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
В части 7 статьи 28 ГрК РФ установлено, что заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 данной нормы).
В соответствии с пунктом 2.9 Положения решение Тульской городской Думы о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, выносимого на обсуждение, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
В соответствии с решением Тульской городской Думы от 24.12.1998 г. N 14/219 официальными печатными изданиями Тульской городской Думы были определены газета "Тула" и газета "Тульские известия" (решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 г. N 46/956 "Об официальном печатном издании Тульской городской Думы данное решение утратило силу).
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (часть 9 статьи 28 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что 15.04.2010 г. главой администрации города Тулы в Тульскую городскую Думу направлен проект решения Тульской городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676", предусматривающий изменение назначения функциональных зон, в том числе, территории по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы.
В соответствии со ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Следовательно, в целях соблюдения положений данной статьи границы территориальных зон устанавливаются не по площади, а по элементам планировки, т.е. по кварталам, микрорайонам и иным элементам.
Решением Тульской городской Думы от 28.04.2010 г. N 2/20 "О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта решения Тульской городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676" проведение публичных слушаний по обсуждению вышеназванного проекта решения назначено на 10.06.2010 г.
Данное решение о назначении публичных слушаний опубликовано в газете "Тула" от 06.05.2010 г. N 17 (962), а также в сети "Интернет" по адресу http:\\cityduma.tula.ru.
Согласно пункту 2.10 Положения с момента опубликования решения Тульской городской Думы о назначении публичных слушаний их участники считаются оповещенными о времени и месте проведения публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По результатам публичных слушаний, в том числе, по вопросу изменения функциональной зоны территории по ул. Генерала Маргелова в Привокзальному району г. Тулы, был составлен протокол публичных слушаний от 10.06.2010 г.
Заключение о результатах публичных слушаний утверждено 10.06.2010 г. заместителем председателя Тульской городской Думы; Тульской городской Думе рекомендовано, в том числе, изменить функциональную зону по улице Генерала Маргелова в Привокзальному районе города Тулы с жилой зоны (зона садоводства и дачных участков) и общественно-деловой зоне (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) на жилую зону (зону застройки многоэтажными жилыми домами).
Итоги (рекомендации) публичных слушаний опубликованы в газете "Тула" от 17.06.2010 г. N 23(968).
Решением Тульской городской Думы от 23.06.2010 г. N 4/88 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676" изменена функциональная зона по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы с жилой зоны (зона садоводств и дачных участков) и общественно-деловой зоны (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) на жилую зону (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Из вышеизложенного следует, что решение N 4/88 от 23.06.2010 г. принято Тульской городской Думой в пределах предоставленных ей полномочий и с соблюдением требований по порядку проведения публичных слушаний.
Несостоятельным, по мнению суда, является утверждение заявителя об ограничении оспариваемым решением Тульской городской Думы их права собственности на землю.
Частями 1 - 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику предоставлены права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Каких-либо положений, ограничивающих право собственности заявителя на принадлежащие ему и членам СНТ "Ягодка" земельные участки, оспариваемое решение не содержит.
Ссылка заявителя на то, что отнесение оспариваемым решением территории СНТ "Ягодка" с жилой зоны (Ж4-зоны садоводства и дачных участков) и общественно-деловой зоны на жилую зону (Ж1-зону застройки многоэтажными жилыми домами) делает опасным для жизни нахождение там граждан, лишает возможности на возведения на принадлежащих земельных участках жилых строений и иных построек, является несостоятельной, поскольку, отнесение законодателем территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятную среду.
В соответствии с пунктом 16 статьи 24 и подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 ГрК РФ заявитель не лишен права обратиться в органы исполнительной власти МО город Тула с предложением о внесении изменений в документы территориального градостроительного зонирования.
Кроме того, в соответствии с разрешенным использованием, принадлежащих на праве собственности земельных участков, члены СНТ "Ягодка" не лишены права возводить на садовых участках жилое строение, используемое для целей отдыха, временного проживания и выращивания сельскохозяйственных культур; дворовые постройки; постройки для содержания мелких животных, сады, огороды, палисадники и т.д. (статья 34-1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. N 65/1406).
Суд считает необоснованным довод СНТ "Ягодка" о том, что место проведения публичных слушаний было выбрано далеко от территории планируемой застройки.
В соответствии с частью 3 ст. 28 Градостроительного кодекса, в редакции, действующей на момент проведения публичных слушаний, публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.
Поскольку пунктом 1.3 оспариваемого решения Тульской городской Думы изменяется функциональная зона территории, относящейся к населенному пункту - муниципальное образование город Тула, то публичные слушания должны были быть проведены на территории города Тулы, что и было сделано.
Пункт 2.2 Положения "Об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула" в редакции, действующей на момент проведения публичных слушаний, гласит, что участие граждан, юридических лиц в публичных слушаниях осуществляется на добровольной основе.
Довод заявителя о несоответствии измененной функциональной зоны исторически сложившемуся характеру ее использования не может быть принят во внимание, поскольку в Градостроительном кодексе отсутствует такое ограничение (условие) для осуществления градостроительной деятельности, и, следовательно, не подлежит учету в территориальном планировании.
Ссылка СНТ "Ягодка" на часть 5 статьи 28 ГрК РФ согласно которой в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, не подлежит применению.
Данная норма распространяется только на случаи проведения публичных слушаний по проекту генерального плана как документа территориального планирования всего муниципального образования город Тула в целях доведения информации до населения всего муниципального образования город Тула.
Обязанности по проведению указанных мероприятий, в рамках проведения публичных слушаний по проекту правового акта о внесении изменений в генеральный план, Градостроительным кодексом не установлено.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Ссылка Заявителя на часть 15 статьи 24 ГрК РФ, согласно которой правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке, не применима, поскольку в данном случае Градостроительным кодексом устанавливается специальный способ защиты права - обжалование соответствующих положений утвержденного генерального плана как документа территориального планирования муниципального образования город Тула в судебном порядке, а не решения об его утверждении или внесении в него изменений.
Суд считает несостоятельным довод СНТ "Ягодка" о том, что при подготовке проекта решения о внесении изменений в генеральный план не были проведены инженерные изыскания.
Согласно ч. 3 ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план принимается на основании инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 5.10 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития от 26.05.2011 г. N 244, для подготовки проектов генеральных планов могут использоваться имеющиеся в соответствующих информационных ресурсах сведения о результатах инженерных изысканий, о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых, иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территорий с актуализацией в случае необходимости.
При подготовке Генерального плана муниципального образования город Тула, законность которого не оспаривается, проводились инженерные изыскания (схема комплексной оценки территории - приложение N 3* к генеральному плану), результаты которых и были использованы при подготовке соответствующего проекта о внесении изменений в генеральный план.
Согласно схеме комплексной оценки территории муниципального образования город Тула инженерные изыскания микрорайона, в отношении которого были внесены изменения, позволяют размещать на указанной территории многоэтажные дома. Обязанности проводить инженерные изыскания при каждом внесении изменений в генеральный план действующим законодательством не установлено.
СНТ "Ягодка" является некоммерческой организацией, правовое положение которого определяется его уставом, Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", следовательно, в силу указанных норм данное товарищество не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункта 2.2 Устава садоводческого некоммерческого товарищества "Ягодка" предметом деятельности товарищества является, в том числе, организация инженерного обеспечения территории товарищества; организация строительства, ремонта и содержания зданий, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования; организация охраны имущества товарищества и его членов, следовательно, для удовлетворения потребностей членов товарищества в садоводстве и огородничестве СНТ "Ягодка" ведет экономическую деятельность. Для чего может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, вести приходно-расходную бухгалтерскую документацию, иметь в собственности обособленное имущество.
Согласно свидетельства о праве собственности на землю от 09.03.1994 г. N 2876 за СНТ "Ягодка" зарегистрировано право собственности на земельный участок, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, площадью 3 415 кв. м, по адресу: г. Тула, Привокзальный р-н, Крутоовражный проезд, 4, садоводческое товарищество "Ягодка".
Учитывая, что доказательств того, что оспариваемое решение Тульской городской Думы нарушает права и законные интересы СНТ "Ягодка" в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия в осуществлении экономической деятельности либо пользовании принадлежащим имуществом, заявителем не представлено, следовательно, оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. При этом минимально допустимая численность участников слушаний законодательно не установлена, а орган местного самоуправления лишь регистрирует участвующих в проведении публичных слушаний лиц.
Довод заявителя о том, что публичные слушания должны были проводиться с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой был расположен земельный участок, является несостоятельным.
Статья 39 ГрК РФ не регулирует порядок проведения публичных слушаний, а в части 2 указывает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 3 статьи 39 ГрК РФ предусматривают, что публичные слушания проводятся с участием граждан, в данном случае, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок.
Вышеуказанные правовые акты не ставят в зависимость от участия или неучастия граждан возможность признания публичных слушаний несостоявшимися либо признания их результатов незаконными, и, соответственно, не требуют предусматривать такие нормы в правовых актах представительного органа муниципального образования о порядке организации и проведения публичных слушаний.
Исходя из анализа норм статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" результатом публичных слушаний не является принятие какого-либо правового акта, в отличие, например, от схода граждан (статья 25 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ). Результаты публичных слушаний не предполагают каких-либо правовых последствий, а сами публичные слушания являются определенной формой информирования населения о принятии какого-либо правового акта.
Кроме того, суд отмечает, что по смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления принимают решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления. Результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" суд указал, что публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении. При этом сам Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
С учетом изложенного, суд считает пункт 1.3 решения Тульской городской Думы от 23.06.2010 г. N 4/88 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676" соответствующим статьям 8, 9, 18, 24, 25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения требования СНТ "Ягодка" отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Пункт 1.3 решения Тульской городской Думы от 23.06.2010 N 4/88 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676" признать соответствующим статьям 8, 9, 18, 24, 25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в удовлетворении требования садоводческого некоммерческого товарищества "Ягодка" отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
С.В. Косоухова Н.А. Рыжикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 28 февраля 2014 г. по делу N А68-9425/2013 В удовлетворении заявленных требований отказано, так как пункт 1.3 решения Тульской городской Думы от 23 июня 2010 г. N 4/88 признан соответствующим федеральному законодательству
Текст решения официально опубликован не был