Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Собрания представителей
муниципального образования
Одоевский район
от 26 ноября 2008 г. N 40-443
Порядок разработки
и реализации муниципальных целевых
программ муниципального образования Одоевский район
30 июня 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке, реализации, мониторингу и оценке эффективности и результативности реализации муниципальных целевых программ, стратегическим целям, задачам, мероприятиям и показателям муниципальных целевых программ, а также изменению (корректировке) или досрочному прекращению реализации муниципальных целевых программ.
1.2. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке:
а) муниципальная целевая программа - определенный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других имеющих муниципальное значение мероприятий, обеспечивающих эффективное решение комплексных задач социально-экономического развития муниципального образования (далее - МО);
б) комплексная муниципальная целевая программа - программа, состоящая из подпрограмм, сформированных по отраслевому, функциональному или проблемному признакам со сроком реализации не менее трех лет;
в) муниципальные заказчики - органы местного самоуправления;
г) бюджетная заявка - потребность муниципальных заказчиков в бюджетных ассигнованиях для обеспечения нужд МО. Бюджетные заявки являются основанием для выделения средств местных бюджетов на следующий бюджетный год на разработку и (или) реализацию муниципальных целевых программ;
д) результативность - соотношение между конечными результатами показателей реализации программных мероприятий и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов программных мероприятий;
е) эффективность - критерий, используемый для мониторинга и оценки муниципальной целевой программы, который выражает степень достижения результата по отношению к качеству и объему предоставленных услуг;
ж) показатели результативности и эффективности муниципальных целевых программ - результат, отражающий достижение стратегических целей и тактических задач по реализации муниципальных целевых программ, представляемый в количественном выражении;
з) мониторинг реализации муниципальных целевых программ - систематическое наблюдение за реализацией муниципальных целевых программ с целью определения показателей результативности и эффективности муниципальных целевых программ;
и) показатели непосредственного результата (непосредственные показатели) - отражают достижение промежуточных результатов муниципальных целевых программ (степень выполнения мероприятий муниципальных целевых программ);
к) показатели конечного результата (конечные показатели) - характеризуют конечные общественно значимые результаты реализации муниципальных целевых программ.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 июня 2010 г. N 13-165 в пункт 1.3 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
1.3. Разработка и формирование муниципальных целевых программ осуществляется в сроки текущего бюджетного процесса и включает в себя следующие основные этапы:
- разработка и согласование концепции муниципальной целевой программы;
- принятие постановления администрацией МО о разработке проекта муниципальной целевой программы;
- разработка проекта муниципальной целевой программы;
- оценка и согласование проекта муниципальной целевой программы.
- утверждение муниципальной целевой программы постановлением администрации МО Одоевский район;
- отражение в решение о бюджете на соответствующий год объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение муниципальной целевой программы;
- ежеквартальное предоставление отчетов о реализации муниципальной целевой программы муниципальными заказчиками в комитет финансов администрации МО Одоевский район в установленном порядке не позднее 15 числа месяца, следующего за от четным;
- ежегодное проведение оценки эффективности реализации муниципальной целевой программы;
- предоставление комитетом финансов администрации МО Одоевский район сводного доклада о ходе реализации муниципальных целевых программ с оценкой их эффективности главе администрации МО Одоевский район до 1 марта соответствующего года;
- завершение исполнения муниципальной целевой программы.
2. Разработка и согласование
концепции муниципальной целевой программы
2.1. Инициаторы постановки проблем для решения программными методами осуществляют разработку соответствующей концепции муниципальной целевой программы.
2.2. Концепция муниципальной целевой программы должна содержать:
- изложение сути проблемы, решаемой программным методом;
- анализ причин возникновения проблемы, состояние (достаточность) муниципальных правовых актов для решения проблемы;
- обоснование значимости проблемы для МО и в целом, соответствие проблемы установленным приоритетам социально-экономического развития МО (включая описание исходной (текущей) ситуации с приведением характеризующих ее основных показателей и их численных значений в период разработки концепции);
- оценку потребности в ресурсах, включая финансовые, материальные, трудовые, информационные (с указанием предполагаемого муниципального заказчика и участвующих органов местного самоуправления, предложения по объемам и источникам финансирования муниципальной целевой программы на вариантной основе);
- ожидаемый результат решения проблемы (бюджетный, социально-экономический, экологический и другие - с указанием положительного эффекта от реализации муниципальной целевой программы на примере показателей, характеризующих исходную (текущую) ситуацию) и планируемые сроки реализации.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 июня 2010 г. N 13-165 в пункт 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
2.3. Инициатор направляет концепцию муниципальной целевой программы в администрацию МО, которое осуществляет отбор проблем, подлежащих решению программно-целевым методом.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 июня 2010 г. N 13-165 в пункт 2.4 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
2.4. Администрация МО оценивает концепции муниципальных целевых программ с учетом следующих факторов:
- соответствие решаемых проблем полномочиям МО;
- соответствие программе социально-экономического развития МО на среднесрочную перспективу;
- соответствие стратегическим целям и тактическим задачам развития МО;
- невозможность эффективного решения указанных проблем в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов и обоснованности применения программного метода;
- обоснованность предложенных механизмов привлечения финансовых ресурсов для решения указанных проблем.
2.5. Концепция муниципальной целевой программы не может быть согласована в случаях:
- несоответствия предложенного решения проблемы полномочиям МО;
- несоответствия предложенного решения проблемы в сроки, определенные в концепции муниципальной целевой программы, программе социально-экономического развития МО на среднесрочную перспективу, стратегическим целям и тактическим задачам развития МО.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 июня 2010 г. N 13-165 в пункт 2.6 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
2.6. В случае согласования концепции муниципальной целевой программы принимается постановление администрации МО Одоевский район о разработке муниципальной целевой программы, определяются муниципальный заказчик, сроки ее реализации и разработки.
3. Разработка проекта муниципальной целевой программы
3.1. Муниципальный заказчик осуществляет разработку проекта муниципальной целевой программы самостоятельно либо определяет разработчика (в случае нескольких разработчиков - головного разработчика) проекта муниципальной целевой программы на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 июня 2010 г. N 13-165 в пункт 3.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
3.2. В случае привлечения разработчиков муниципальный заказчик формирует и передает разработчику (головному разработчику) техническое задание на разработку проекта муниципальной целевой программы, содержащее:
- концепцию муниципальной целевой программы
- развернутую формулировку назначения и цели муниципальной целевой программы с количественно определенными конечными показателями;
- ориентировочную потребность в материально-технических, природных, трудовых и информационных ресурсах;
- объем предполагаемых затрат на разработку муниципальной целевой программы с указанием источников, объемов и порядка финансирования.
3.3. Муниципальный заказчик в процессе разработки проекта муниципальной целевой программы согласовывает с основными исполнителями муниципальной целевой программы перечень мероприятий, возможные сроки их выполнения, объемы и источники финансирования.
3.4. Проект муниципальной целевой программы содержит паспорт муниципальной целевой программы (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку), основное содержание, приложения к муниципальной целевой программе.
3.5. В основном содержании муниципальной целевой программы приводятся следующие разделы:
а) Раздел 1 "Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом".
В разделе содержится описание проблемы с обоснованием необходимости ее решения в настоящий момент и целесообразности использования программно-целевого метода для ее реализации.
При анализе причин возникновения проблем приводятся соответствующие показатели статистической и иной отчетности за предыдущие три года. Удельные значения показателей по МО сравниваются со значениями аналогичных показателей других МО.
б) Раздел 2 "Цели и задачи муниципальной целевой программы".
В разделе описываются цели и задачи, а также конечные результаты, которые должны быть достигнуты в случае реализации муниципальной целевой программы.
Цели муниципальной целевой программы должны соответствовать следующим требованиям:
- специфичность (деятельность, направленная на достижение поставленных целей, должна соответствовать компетенции муниципальных заказчиков);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе);
- измеримость (степень достижения поставленных целей должна быть отражена при помощи соответствующих количественных показателей);
- привязка к временному графику (для поставленных целей должны быть определены конкретные сроки их достижения и отдельные промежуточные контрольные точки (этапы)).
В разделе приводится перечень тактических задач и обоснование необходимости их решения для достижения поставленных целей.
Тактические задачи муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- поставленным целям муниципальной целевой программы и обеспечивать их достижение;
- полномочиям МО;
- компетенции муниципального заказчика и предполагаемых исполнителей муниципальной целевой программы.
в) Раздел 3 "Перечень мероприятий по реализации муниципальной целевой программы".
Раздел содержит конкретные программные мероприятия в укрупненном виде (приложение N 2 к настоящему Порядку). Мероприятия определяют содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, этапы и сроки выполнения. В соответствии с каждым мероприятием разрабатывается система количественных показателей ее реализации.
Также в разделе должны быть предусмотрены мероприятия для осуществления мониторинга хода реализации муниципальной целевой программы.
Если для реализации муниципальной целевой программы необходимо провести разработку, изменение или признание утратившими силу муниципальных правовых актов - в данном разделе приводятся соответствующие мероприятия (приложение N 3 к настоящему Порядку).
Мероприятия муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- тактическим задачам муниципальной целевой программы и обеспечивать их выполнение;
- полномочиям МО;
- компетенции муниципального заказчика и исполнителей муниципальной целевой программы.
г) Раздел 4 "Перечень показателей результативности и эффективности".
Раздел содержит перечень целевых показателей (приложение N 4 к настоящему Порядку), их плановые значения по годам, паспорта показателей (приложение N 5 к настоящему Порядку), методику оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы, разработанную муниципальным заказчиком с учетом ее специфики, позволяющую оценить ход реализации муниципальной целевой программы по годам. В разделе описывается система сбора значений показателей реализации муниципальной целевой программы и формирование отчетности.
Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- измеримость и ориентированность на результат;
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание сути измеряемой характеристики);
- объективность (показатели должны объективно отражать происходящие изменения в процессе реализации муниципальной целевой программы, однозначно указывать, каким образом улучшение или, напротив, ухудшение значения показателя отражает ход реализации муниципальной целевой программы);
- обеспечивать в совокупности с другими показателями полноту и комплексность отражения хода реализации муниципальной целевой программы, значимости ее результатов для социально-экономического развития МО;
- не стимулировать исполнителей муниципальной целевой программы к завышению, искажению результатов их деятельности в ущерб целям муниципальной целевой программы;
- показатели должны быть доступными для отслеживания в процессе мониторинга, а также для их последующей проверки;
- экономичность (показатели должны быть экономичными, получение данных должно производиться с минимально возможными затратами, учитывая соотношение значимости показателей к затратам на их получение).
д) Раздел 5 "Организационно-экономический и финансовый механизм управления муниципальной целевой программой".
В разделе излагается комплекс мер и действий, обеспечивающих решение проблемы, и описывается организационно-функциональная структура межведомственного управления процессом реализации муниципальной целевой программы и принципы осуществления контроля за ходом ее реализации.
е) Раздел 6 "Ресурсное обеспечение муниципальной целевой программы".
Раздел содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых - с указанием источников финансирования, материальных - по видам продукции, трудовых - по профессионально-квалификационным группам, информационных - по видам информационных услуг). Расчеты представляются по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящему Порядку.
ж) Раздел 7 "Социально-экономическая эффективность муниципальной целевой программы".
В разделе приводятся методы, с помощью которых осуществляется расчет результативности и эффективности муниципальной целевой программы, ее основные экономические и социальные результаты и их влияние на экономику МО. Приводится методика оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы, разработанная муниципальным заказчиком с учетом ее специфики, позволяющая оценить ход реализации по годам. Оценка эффективности и результативности осуществляется по годам и этапам в течение всего срока реализации муниципальной целевой программы, а при необходимости эффективность оценивается и после ее реализации.
В соответствии с целями и задачами муниципальной целевой программы приводится описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при ее реализации, дается общая оценка вклада муниципальной целевой программы в экономическое развитие МО.
з) Раздел 8 "Возможные риски в ходе реализации муниципальной целевой программы".
В данном разделе приведены возможные ситуации при реализации мероприятий муниципальной целевой программы, возникновение которых может негативно отразиться на реализации муниципальной целевой программы в целом, не позволит достичь плановых значений показателей. В соответствии с выделенными рисками муниципальным заказчиком должны быть предусмотрены индикаторы наступления рисков, определена система их мониторинга, сформированы предложения по осуществлению мероприятий для их предотвращения и их ресурсному обеспечению.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 июня 2010 г. N 13-165 в пункт 3.6 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
3.6. Муниципальный заказчик в установленном порядке подготавливает проект муниципального правового акта (проект постановления администрации представителей МО) об утверждении муниципальной целевой программы.
Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район Тульской области от 30 июня 2010 г. N 13-165 пункт 3.7 раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного решения
3.7. Администрация МО Одоевский район проводит экспертизу и оценку муниципальной целевой программы. При необходимости муниципальный заказчик может представить результаты независимой экспертизы проекта муниципальной целевой программы в администрацию МО Одоевский район.
4. Реализация муниципальных целевых программ
4.1. Реализация муниципальной целевой программы осуществляется в течение периода, на который она принята, путем выполнения предусмотренных мероприятий. Детализация мероприятий муниципальной целевой программы (в том числе выбор конкретных объектов) осуществляется муниципальным заказчиком в рамках ежегодного планирования деятельности по реализации конкретной муниципальной целевой программы.
4.2. Муниципальный заказчик организует реализацию утвержденной муниципальной целевой программы:
- осуществляет в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отбор поставщиков продукции, исполнителей работ, услуг по каждому программному мероприятию;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и целевое использование бюджетных ассигнований;
- осуществляет управление исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты муниципальных правовых актов, необходимых для реализации муниципальной целевой программы;
- представляет в установленные сроки отчетность о реализации муниципальной целевой программы.
4.3. До начала реализации муниципальной целевой программы муниципальный заказчик разрабатывает и согласует проект муниципального правового акта администрации МО об утверждении положения об управлении реализацией муниципальной целевой программой, в котором определяются:
- порядок взаимодействия исполнителей муниципальной целевой программы, включая план ее реализации;
- детальные программные мероприятия (декомпозиция укрупненных мероприятий, приведенных в паспорте утвержденной муниципальной целевой программы, в том числе выбор конкретных объектов), условия участия в них исполнителей;
- механизмы ресурсного обеспечения детализированного уровня программных мероприятий в ходе реализации муниципальной целевой программы.
4.4. Муниципальные заказчики информируют комитет финансов администрации МО о заключенных договорах по финансированию реализации муниципальных целевых программ из федерального бюджета, бюджета Тульской области, бюджета МО, бюджетов поселений и внебюджетных источников.
5. Мониторинг реализации муниципальных целевых программ
5.1. Организатором и исполнителем мероприятий мониторинга реализации муниципальной целевой программы является муниципальный заказчик.
5.2. Муниципальный заказчик при организации и исполнении мероприятий мониторинга результатов муниципальной целевой программы:
- производит сбор данных для определения непосредственных и конечных показателей, оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и обеспечивает надлежащий уровень качества собираемых данных;
- ежеквартально и ежегодно составляет и представляет для оценки отчеты о ходе и результатах реализации муниципальной целевой программы, в которых приводит непосредственные и конечные показатели оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и другую информацию, отражающую ход реализации муниципальной целевой программы;
- ежеквартально производит оценку рисков реализации муниципальной целевой программы и разрабатывает решения по уменьшению рисков;
- ежегодно проводит оценку эффективности и р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.