Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
администрации города Тулы
от 17 октября 2014 г. N 3359
Методика
управления рисками, связанными с долговыми
обязательствами муниципального образования город Тула
1. Методика управления рисками, связанными с долговыми обязательствами муниципального образования город Тула (далее - Методика), разработана для осуществления анализа, оценки и минимизации рисков при управлении долговыми обязательствами муниципального образования город Тула в целях снижения вероятных потерь бюджета муниципального образования город Тула в будущих периодах в результате изменения экономических условий и условий на рынке заимствований по сравнению с условиями, учтенными ранее на этапе привлечения долговых обязательств.
2. Под риском понимается возможность финансовых потерь бюджета муниципального образования город Тула в результате наступления определенных событий, которые не могут быть заранее предсказаны.
3. В рамках настоящей Методики рассматриваются риски, возникновение которых возможно при управлении долговыми обязательствами муниципального образования город Тула.
4. Риски в зависимости от возможностей органов местного самоуправления муниципального образования город Тула оказывать на них влияние подразделяются на две категории:
1) риски, связанные с внешними по отношению к деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Тула условиями:
- рыночный риск (риск процентной ставки) - риск потерь, связанных с ростом процентной ставки на рынке заимствований;
- риск рефинансирования - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование действующих обязательств;
- риск цены выкупа - риск потерь в результате того, что цена, по которой можно привлечь новые долговые обязательства, окажется выше запланированной;
- риск пролонгации - потери бюджета в случае, если задолженность по действующим долговым обязательствам пролонгируется по высокой цене;
- юридические риски - риски, порождаемые изменениями законодательства Российской Федерации;
- риск соинвестора - риск, связанный с отказом соинвесторов от осуществления проекта, частично финансируемого за счет заемных средств бюджета муниципального образования город Тула;
2) риски, источники возникновения которых непосредственно подконтрольны органам местного самоуправления муниципального образования город Тула:
- риск ликвидности - отсутствие в бюджете средств для полного исполнения обязательств в установленный срок;
- кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) - риск неплатежа получателя гарантии по обязательствам, гарантом которых выступило муниципальное образование город Тула;
- юридические риски - риски, порождаемые изменениями муниципальных правовых актов муниципального образования город Тула;
- риск краж, махинаций, разглашения информации и других противозаконных действий - риск потерь как финансовых, так и косвенных, ведущих к увеличению других рисков.
5. Основной задачей процедур по управлению рисками является их минимизация.
Выбор подходов к минимизации осуществляется на основании анализа и оценки рисков.
5.1. Количественная оценка риска - оценка объема ожидаемых потерь, то есть ожидаемого увеличения стоимости обслуживания и погашения обязательств бюджета муниципального образования город Тула в случае наступления определенных событий:
а) количественная оценка рисков, зависящих от рыночных факторов, производится путем моделирования наихудшего сценария будущих ситуаций, при которых значения показателей, влияющих на величину рисков, искусственно принимаются равными наихудшим из возможных ожидаемых значений. Кроме того, может учитываться влияние негативных нерыночных факторов (снижение налоговой базы, повышение инфляции и т.д.).
Наихудшим сценарием может являться пессимистический финансовый прогноз;
б) количественная оценка рисков, связанных с ухудшением финансового состояния хозяйствующих субъектов, осуществляется на основе ликвидности и финансовой устойчивости организации.
5.2. Риск считается неприемлемым в случае:
- если рост стоимости заимствований при реализации пессимистического сценария превышает в относительном выражении по сравнению с текущей стоимостью обязательств заранее установленную предельную величину;
- увеличения ожидаемых потерь до уровня, при котором в каком-либо будущем временном периоде нарушаются установленные ограничения на объем обязательств и/или на объемы операций по погашению и обслуживанию обязательств, установленные бюджетным законодательством и муниципальных правовых актов муниципального образования город Тула, и/или ограничение, накладываемое долговой емкостью бюджета.
6. Действующие обязательства с неприемлемым уровнем риска должны быть рефинансированы и замещены обязательствами с меньшим значением риска.
7. Привлечение новых обязательств с неприемлемым уровнем риска не допускается.
8. Оценка рисков различной категории и подходы к их минимизации.
8.1. Рыночный риск (риск процентной ставки).
Оценка риска осуществляется путем анализа изменения стоимости обязательств при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке заимствований.
Минимизация риска заключается в отказе от использования заимствований, которым присущ рост процентной ставки, в том числе заимствований с плавающей процентной ставкой.
Для действующих долговых обязательств уменьшение данного риска осуществляется с помощью добровольного рефинансирования или досрочного погашения отдельных обязательств.
8.2. Риск рефинансирования. Подвержены все прямые и условные долговые обязательства.
Оценка риска осуществляется путем сопоставления графиков обслуживания и погашения прямых и условных обязательств и долговой емкости бюджета при различных сценариях экономического развития на рынке заимствований.
Минимизация риска заключается в исключении из практики планирования прямых и условных обязательств операций рефинансирования и, кроме того, планировании вновь привлекаемых обязательств в объемах меньших, чем позволяет долговая емкость будущих периодов, - формировании "страхового резерва".
Для действующих долговых обязательств уменьшение данного риска осуществляется путем заблаговременного проведения добровольного рефинансирования или досрочного погашения отдельных долговых обязательств.
8.3. Риск цены выкупа. Подвержены все прямые обязательства.
Оценка риска основана на анализе изменения стоимости прямых обязательств при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке заимствований.
Минимизация риска - полный отказ от привлечения заимствований, условия размещения которых отличаются от фактических планов по обслуживанию и погашению таких обязательств.
8.4. Риск пролонгации. Подвержены все прямые и условные обязательства, предполагающие на стадии их планирования последующую пролонгацию.
Оценка основывается на анализе изменения стоимости обязательств при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке заимствований.
Основным подходом к минимизации такого риска является отказ от практики привлечения заимствований на условиях, не полностью оговоренных в документах (договорах, соглашениях, контрактах и т.д.), являющихся основанием возникновения обязательств.
8.5. Юридические риски. Подвержены все прямые и условные обязательства.
Количественная оценка юридических рисков не может быть построена, так как если негативные последствия тех или иных действий можно выявить, то такие действия могут быть заблаговременно пресечены.
Минимизация юридических рисков заключается:
- в проведении детальной и высококвалифицированной экспертизы разрабатываемых документов по привлечению заимствований с целью детализации всех условий привлечения заимствований, а также выявления всех возможных нарушений действующего законодательства;
- в совершенствовании механизмов внутреннего контроля персонала и аудита.
8.6. Риск соинвестора. Подвержены все особо крупные прямые и условные обязательства, привлекаемые с целью долевого финансирования.
Оценка потерь бюджета заключается:
1) в сопоставлении объема финансирования проекта со стороны соинвестора в соответствии с первоначальными условиями о совместном финансировании с объемом финансирования доли соинвестора за счет бюджета в случае выхода соинвестора из проекта;
2) в оценке объема расходов бюджета, фактически произведенных на момент возможного выхода соинвестора из проекта в случае приостановки реализации проекта;
3) в оценке потерь бюджета в случае банкротства соинвестора.
Снижение риска соинвестора достигается:
1) проведением анализа финансовой устойчивости соинвестора на стадии разработки инвестиционного проекта и отказ в привлечении соинвесторов с недостаточной финансовой устойчивостью;
2) недопущение ситуации, когда во всей инвестиционной программе участвует единственный соинвестор;
3) ужесточение для сторон условий участия в совместном финансировании, направленных на увеличение цены выхода из софинансирования.
8.7. Риск ликвидности. Подвержены все прямые и условные обязательства.
Оценка риска производится путем раздельного анализа долговой емкости бюджета и стоимости действующих обязательств:
1) долговая емкость и стоимость действующих долговых обязательств оцениваются в условиях пессимистического сценария экономического развития муниципального образования город Тула. Стоимость обязательств оценивается с учетом всех возможных рисков;
2) на основе анализа долговой емкости бюджета и стоимости обязательств проверяется выполнение ограничения по долговой емкости бюджета по всем годам внутри интервала анализа;
3) если ограничение нарушается хотя бы в одном году внутри интервала планирования, то риск ликвидности считается неприемлемым.
Подходы к минимизации риска ликвидности:
- повышение качества (точности) финансовых прогнозов;
- при расчете долговой емкости бюджета использование пессимистических прогнозов экономического развития муниципального образования город Тула и финансового состояния бюджета;
- планирование в объеме доступной долговой емкости бюджета страхового резерва.
8.8. Кредитный риск. Подвержены условные обязательства.
Оценка риска основывается на анализе финансового состояния получателей гарантий муниципального образования город Тула.
Основными подходами к минимизации риска являются:
- требование обеспечения при выдаче гарантий муниципального образования город Тула.
Стоимость обеспечения должна быть не ниже объема гарантируемого обязательства с учетом расходов на его погашение и обслуживание. Обеспечение должно быть ликвидным;
- анализ кредитоспособности получателя гарантии на этапе предоставления гарантии и систематический анализ его кредитоспособности на протяжении всего срока действия гарантии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.