Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
Ситуация в управлении существенно изменилась с принятием в 2013 году Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации", которым устанавливалось новое разграничение компетенции органов управления образованием различных уровней. Закон обусловил необходимость интенсивного опережающего развития управления образованием. Ведущей тенденцией этого процесса является определение эффективности и качества управления. Образование в настоящее время рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития личности, общества, государства. Его целью в современных условиях является формирование социально компетентной личности, способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
Особое значение дополнительное образование имеет в сельской местности, обеспечивая социокультурные запросы детского населения. Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.
Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии социальной инициативы неисчерпаем. В настоящее время особую актуальность представляет рассмотрение вариантов взаимодействия учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций и движений с точки зрения интеграции их усилий в формировании гражданской позиции личности.
Происходящие в России позитивные процессы, связанные, прежде всего, со стабилизацией общественной жизни, улучшением социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выводят на первый план необходимость интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающего поколения.
В муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования Ленинский район сложилась определенная система воспитания: разработаны и внедряются комплексные программы патриотического воспитания школьников, проводится работа по воспитанию у детей и подростков гражданственности, патриотизма, бережного отношения к истории, природе своего города, края.
В муниципальных образовательных учреждениях Ленинского района активизирована поисковая и краеведческая работа. На сегодняшний день в муниципальных образовательных учреждениях Ленинского района действуют 13 музеев с комплексными залами, 5 военно-исторических музеев, 3 уголка боевой славы. В районе работают 2 поисковых отряда, 2 военно-патриотических клуба.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" особое внимание уделяет развитию системы поддержки талантливых детей. В муниципальном образовании Ленинский район на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление и поддержку школьников, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
Приобщение талантливых и способных учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создавать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Исследовательская деятельность как самостоятельный компонент образовательно-воспитательного процесса находит распространение в муниципальных образовательных учреждениях Ленинского района через краеведческое движение.
Ежегодно в муниципальном образовании Ленинский район проводится муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников. Победители и призеры муниципального этапа олимпиады успешно участвуют в региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.
В муниципальном образовании Ленинский район осуществляется социальная поддержка детей, имеющих достижения в различных видах деятельности. На основании решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 20.04.2006 N 7-6 "О Порядке учреждения стипендии главы муниципального образования Ленинский район способной и талантливой молодежи, проживающей на территории муниципального образования Ленинский район" ежегодно вручаются стипендии учащимся 9 - 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования Ленинский район, добившимся высоких результатов в учебе, творчестве, спорте.
Традиционными в муниципальном образовании Ленинский район стали конкурсы педагогического мастерства "Учитель года", "Воспитатель года".
За предыдущие годы в муниципальном образовании Ленинский район накоплен определенный опыт как в организации, так и в содержании работы с детьми и подростками в каникулярное время. Сложилась практика проведения в дни школьных каникул оздоровительных лагерей дневного пребывания детей на базе муниципальных общеобразовательных учреждений. С участием учреждений дополнительного образования детей организуются профильные смены на базе муниципального учреждения "Оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Березка", в том числе учебно-тренировочные сборы, реализация физкультурно-оздоровительных, игровых, экологических и гражданско-патриотических программ.
Несмотря на достигнутые успехи, актуальными для муниципальной системы образования муниципального образования Ленинский район остаются ряд проблем, которые требуют решения.
Социальные и экономические проблемы, возникшие в последние десятилетия, существенно ослабили институты семьи, школы, государства и их воздействие на воспитание детей. Наибольшую остроту сохраняют проблемы занятости детей "группы риска" во внеурочной деятельности, правового нигилизма, пренебрежительного отношения к ценностям здорового образа жизни.
Расширившийся в последние годы национальный состав населения муниципального образования Ленинский район, многоконфессиональность, различия в культурных традициях требуют в качестве профилактики экстремизма системной работы по формированию толерантного сознания юных жителей.
Вместе с тем только в 10% муниципальных образовательных учреждений Ленинского района разработаны воспитательные программы.
Требует активного развития детское и юношеское общественное движение. Сегодня только 4% школьников муниципального образования Ленинский район вовлечены в деятельность детских и юношеских общественных объединений. Медленно развиваются органы ученического самоуправления, их деятельность остается низкоэффективной.
Остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность воспитательного процесса.
В сложившихся условиях актуальным становится вопрос о создании единого воспитательного пространства в муниципальном образовании Ленинский район, необходимости в координации деятельности муниципальных образовательных учреждений Ленинского района по стратегическому планированию и организации воспитательной работы, обновлению содержания и форм воспитательной работы со школьниками.
Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей системы образования в муниципальном образовании Ленинский район сегодня возможно при условии решения этих проблем в рамках ведомственной целевой программы, направленной на формирование социального заказа на развитие воспитания, совершенствование нормативной правовой базы системы образования в части организации воспитательного процесса, поддержку воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества и государства, развитие их материальной базы, выстраивание четкой системы взаимодействия учреждений образования с другими социальными институтами воспитания.
Реализация Программы будет способствовать повышению воспитательного потенциала муниципальных образовательных учреждений МО Ленинский район за счет внедрения комплексного подхода к решению задач воспитания на основе координации деятельности специалистов различного профиля, коренного обновления форм и методов воспитательной деятельности, повышения профессионального мастерства педагога как воспитателя.
Реализация Программы будет способствовать также достижению позитивных результатов в межведомственном взаимодействии по решению вопросов организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков муниципального образования Ленинский район.
Актуальность настоящей Программы заключается в необходимости обеспечения благоприятных условий для активного включения детей и подростков в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь муниципального образования Ленинский район, создания условий для выявления и развития талантливых детей муниципального образования Ленинский район в различных областях деятельности, что невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение воспитательного потенциала муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Ленинский район, выявление и поддержку одаренных детей.
Применение программно-целевого метода позволит создать в муниципальном образовании Ленинский район условия для выявления талантливых детей, развития их способностей, повысить качество образования и воспитания школьников.
Программа разработана на основе анализа практики воспитания в муниципальной системе образования муниципального образования Ленинский район, современных нормативных правовых, программных документов в области образования и воспитания. Программа определяет цели, задачи, направления совершенствования организации воспитания в образовательных учреждениях муниципального образования Ленинский район в соответствии с приоритетами развития муниципального образования Ленинский район на ближайшее будущее и на перспективу.
Программа является механизмом реализации на муниципальном уровне политики, ориентированной на повышение эффективности процесса воспитания детей и подростков муниципального образования Ленинский район.
С одной стороны, комитетом по образованию администрации муниципального образования Ленинский район накоплен значительный опыт работы по организации и проведению воспитательных мероприятий, в связи с этим можно считать реализацию Программы устойчивой к основным категориям рисков. С другой стороны, решение обозначенных проблем программно-целевым методом позволит получить гарантированное финансирование долгосрочных программных мероприятий, максимально использовать потенциал местного самоуправления и других субъектов.
Подпрограмма является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.