Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, обеспечения и достижения других стратегических целей социально-экономического развития района.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами муниципального образования Ленинский район на период до 2018 года" предполагает создание долгосрочных стимулов для повышения ответственности за результаты использования бюджетных средств, оптимизации бюджетных расходов.
Реализация муниципальной долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования Ленинский район на период до 2013 года" (далее - Программа эффективности бюджетных расходов) обеспечила создание условий для применения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. По большинству направлений реализации Программы эффективности бюджетных расходов был достигнут существенный прогресс.
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами еще не завершен.
В настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов и нормативного регулирования для достижения целей;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие практики долгосрочного бюджетного планирования;
незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей программы социально-экономического развития района и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
отсутствие связи целей программы социально-экономического развития района и инструментов по их достижению, включая корреляцию данных по объемам муниципальных услуг, закрепленных в муниципальных программах, данным, установленным в заданиях на их реализацию;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
задержка в развитии институтов планирования муниципальных заказов и исполнения муниципальных контрактов;
подмена ответственности муниципального заказчика за конечные результаты закупки ответственностью исключительно за соблюдение формализованных правил отбора поставщика;
отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
несоответствие международным стандартам системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей муниципального управления, в том числе в сфере управления муниципальными финансами;
недостаточная открытость бюджетов, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
В целом сложившееся в данной сфере правовое регулирование и методическое обеспечение имеют ряд пробелов и внутренних противоречий, а правоприменительная практика может существенно отклоняться от предусмотренных нормативно-правовыми актами и методическими документами принципов и механизмов.
При этом управление муниципальными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами программы социально-экономического развития муниципального образования Ленинский район.
Сформулированные на период до 2018 года стратегические цели и задачи программы социально-экономического развития требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень.
Программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ муниципального образования Ленинский район. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Поэтому муниципальная программа не может быть непосредственно увязана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития района, обеспечивая значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе - путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения макроэкономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения.
К ним относятся:
сбалансированность бюджета муниципального образования Ленинский район;
сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и создание условий для минимизации рисков роста муниципального долга;
полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей и результатов программы социально-экономического развития района;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе оценки сравнительной эффективности таких обязательств и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах располагаемых ресурсов;
обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач, либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджета муниципального образования и их использование в бюджетном планировании.
В районе принимаются меры по развитию информационной системы управления муниципальными финансами, а также по повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Тем не менее, использование информационных ресурсов нуждается в систематизации и расширении. Недостаточно публичной информации о плановых и фактических результатах деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Ленинский район.
Продолжить работу по вышеуказанным направлениям предлагается в рамках реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования Ленинский район на период до 2018 года" (далее - Программа). Мероприятия Программы будут осуществляться на всей территории района, в их реализации примут участие отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования Ленинский район, муниципальные учреждения муниципального образования Ленинский район, а также органы местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Ленинский район.
Цель Программы - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования Ленинский район, повышение качества управления муниципальными финансами.
Достижение цели Программы предполагается обеспечить в результате решения следующих основных задач:
- повышение эффективности управления муниципальными финансами;
- управление муниципальным долгом;
- развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений.
Реализация Программы обеспечит организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным отраслям социальной сферы района, создаст условия для повышения доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом, не менее чем 98 % от общего объема расходов бюджета района на соответствующий финансовый год, сокращения неэффективных расходов, недопустимости возникновения необеспеченных расходных обязательств, обеспечения сбалансированности бюджета района.
Решение обозначенных в Программе проблем программно-целевым методом позволит получить гарантированное финансирование программных мероприятий. Достижение планируемых изменений подразумевает проведение ряда мероприятий, наибольшего эффекта по реализации которых можно добиться путем скоординированных действий по решению задач, обеспечивающих переход на управление по результатам, со стороны всех отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Ленинский район.
Кроме того, Программа будет являться ключевым инструментом, способствующим эффективному решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечивая совершенствование механизмов оказания муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом обусловлена в значительной степени приоритетами социально-экономического развития муниципального образования Ленинский район. Реализация Программы внесет определенный вклад в достижение целей Программы социально-экономического развития муниципального образования Ленинский район.
Решение обозначенных проблем возможно осуществить только программно-целевым методом, который дает возможность прогнозировать и оценивать результаты проделанной работы, эффективно расходовать финансовые ресурсы и координировать деятельность участников программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.