Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом
Институт муниципальной собственности получил свое развитие в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающем, что муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления.
Управление муниципальной собственностью предполагает решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных от субъекта Российской Федерации, путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальным образованием. Эффективное использование муниципального имущества включает в себя обеспечение его сохранности, развития, функционирования и использования всех объектов муниципальной собственности в интересах муниципального образования, в том числе извлечение дохода, в целях наиболее полного покрытия расходных обязательств и планов развития муниципального образования.
Повышение эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Ленинский район является важной стратегической целью проведения политики Ленинского района в сфере имущественно-земельных отношений для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Ленинского района.
Эффективное управление имуществом не может быть осуществлено без построения целостной системы учета имущества, а также его правообладателей - хозяйствующих субъектов. Реализация полномочий собственника - владение, пользование и распоряжение - требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества.
Одним из средств повышения эффективности использования и развития муниципальной собственности является оптимизация ее структуры. Реализуя это направление, необходимо сокращать часть муниципального имущества, не используемого (невостребованного) для выполнения закрепленных за органом местного самоуправления полномочий.
Наличие правоустанавливающих документов, ведение единого, полного учета объектов собственности муниципального образования Ленинский район - важнейшие условия управления муниципальным имуществом. Это условие приобретает особую значимость в процессе оптимизации структуры собственности муниципального образования Ленинский район с учетом возложенных на нее полномочий.
В соответствии с решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 28.11.2011 N 28-4 "Об утверждении Положения об управлении архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Ленинский район" управление архитектуры, земельных и имущественных отношений является исполнительным органом, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, осуществляющим контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении и учреждений Ленинского района, переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению, а именно: обеспечивает проведение работ (услуг) по межеванию земельных участков, их постановку на земельно-кадастровый учет, изготовление технической документации на объекты недвижимости, государственную регистрацию прав муниципальной собственности на имущественный комплекс (объект, земля) и права оперативного управления, формирует реестры объектов недвижимости и земельных участков на основании данных государственной регистрации права собственности муниципального образования Ленинский район, осуществляет функции управления и распоряжения земельными участками, объектами недвижимости, обеспечивает эффективность их использования, осуществляет муниципальный земельный контроль.
Часть объектов муниципального имущества имеют устаревшие технические паспорта или вообще не проходили техническую инвентаризацию. Выявляемые бесхозяйные объекты недвижимости перед постановкой на учет должны быть идентифицированы с оформлением землеустроительного дела и технического паспорта (плана описания) - документов, подтверждающих факт существования объекта недвижимости. Как следствие, объекты недвижимости не используются как полноценный актив, что является сдерживающим фактором инвестиционной активности и развития предпринимательства на территории муниципального образования Ленинский район.
Решение проблем, связанных с решением вопросов земельно-имущественных отношений программно-целевым методом, обусловлено его высокой эффективностью, возможностью сбалансированного и последовательного выполнения мероприятий.
Основные преимущества программно-целевого метода заключаются в том, что он позволяет обеспечить консолидацию и целевое использование финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, а также способствует эффективному планированию и мониторингу результатов реализации Программы. В рамках Программы определены показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации мероприятий.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- неэффективное использование средств районного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
Регулирование в сфере имущественно-земельных отношений осуществляется путем решения следующих основных задач:
- осуществление эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- осуществление эффективного управления и распоряжения земельными участками;
- реализация муниципальной политики в области градостроительства и архитектуры (или создание благоприятных условий для устойчивого развития территории и градостроительной деятельности)
Значительная доля имущества района находится в оперативном управлении учреждений, осуществляющих функции некоммерческого характера и имеет социальную направленность.
Наличие правоустанавливающих документов является одним из важнейших условий эффективного управления муниципальной собственностью для ведения единого, полного учета объектов муниципальной собственности муниципального образования Ленинский район.
Это условие приобретает особую значимость в процессе оптимизации структуры собственности с учетом разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, передачи имущества, предназначенного для реализации соответствующих полномочий, из одного уровня собственности в другой.
В настоящее время процесс формирования муниципальной собственности еще не приобрел законченной формы и находится в постоянном движении оформление документов, предусмотренных законодательством, не теряет своей актуальности.
Несмотря на определенные успехи в области упорядочения, учета и использования муниципальной собственности, в районе в настоящее время частично отсутствует техническая документация и государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, включенные в реестр муниципальной собственности, что, в конечном счете, проявляется в:
- наличие в реестре имущества, не прошедшего технической инвентаризации, в том числе первичной,
- наличие в реестре имущества, не прошедшего государственную регистрацию права собственности, не отвечающего вопросам местного значения муниципального района,
- наличие в реестре имущества, не прошедшего государственную регистрацию права собственности, в отношении которого не возможно совершать действия, не противоречащие закону и другим правовым актам, в том числе гражданско-правовые договоры, требующие государственную регистрацию.
Наличие имущества, не отвечающего вопросам местного значения, ведет к неэффективному использованию муниципального имущества. Одним из способов решения данной проблемы является приватизация муниципального имущества.
Целями приватизации муниципального имущества являются повышение эффективности экономики Ленинского района, привлечение в производство инвестиций, а также содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.
Приватизация муниципального имущества проводится в соответствии со следующими приоритетами:
- приватизация муниципального имущества, которое не обеспечивает выполнение функций и полномочий субъекта Российской Федерации;
- продажа имущества, возможности для эффективного управления которым ограничены;
- формирование доходов бюджета муниципального образования Ленинский район.
Реализация мероприятий программы обусловлена необходимостью эффективного управления муниципальным имуществом. Реализация правомочий собственника в части владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества.
Повышению эффективности использования земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, будет способствовать развитие рынка земли в Ленинском районе.
В соответствии с законодательством Тульской области, Ленинский район является участником отношений, возникающих на рынке земли в области оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 23.11.2009 N 9-1 "Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Ленинский район" управлением осуществляются функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ленинского района.
В рамках реализации данных полномочий управление осуществляет предоставление указанных земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, под объектами недвижимого имущества, для целей строительства, для целей, не связанных со строительством. В связи с этим, особое место занимает обеспечение формирования земельных участков для последующего предоставления на торгах.
Исполнение полномочий по распоряжению земельными участками на территории Ленинского района является основанием для возникновения правоотношений по использованию земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения, и появления частной собственности на земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, что способствует развитию рынка земли в районе.
Процедура разграничения государственной собственности на землю регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Подготовка документов осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Градостроительная деятельность, согласно положениям Градостроительного кодекса РФ, это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Цель и задача градостроительной деятельности - развитие территорий, причем не только населенных пунктов, но и других территорий, в них не входящих.
Состоит она из отдельных, связанных между собой мероприятий по планированию территории и градостроительному зонированию. Территориальное планирование направлено на определение и закрепление в документах назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов. Целью планирования является обеспечение устойчивого развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, учитывая интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме этого, необходимо активизировать работу в такой сфере как сохранение муниципального имущества, не закрепленного на правах безвозмездного пользования, оперативного управления, аренды и прочих правах владения, а также обеспечение информационной открытости управления архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Ленинский район.
Решение данных проблем во многом будет способствовать повышению качества управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании Ленинский район в среднесрочной перспективе, что и является целью настоящей муниципальной программы.
Основными результатами реализации муниципальной программы должны стать:
- выявление точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках объектов имущества и земельных участков,
- приращение муниципальной собственности муниципального образования Ленинский район путем оформления права собственности на муниципальное имущество и земельные участки,
- сокращение количества объектов, не отвечающих предусмотренным для муниципального района полномочиям, путем разграничения имущества,
- повышение доступности и открытости информации о муниципальной собственности для населения,
- вовлечение объектов муниципальной собственности в хозяйственный оборот.
Эффективное выполнение управлением архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Ленинский район своих полномочий являются залогом целостности имущества муниципального образования Ленинский район. С этой целью разработана муниципальная программа "Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами" муниципального образования Ленинский район на 2014 - 2018 годы.
Таким образом, реализация задач программы окажет положительное влияние не только на его участников, но и на функционирование имущества района в целом.
Кроме того, реализация задач настоящей программы помогает решать задачи, определенные программой социально-экономического развития муниципального образования Ленинский район, такие как: развитие малого предпринимательства, формирование благоприятного инвестиционного имиджа муниципального образования Ленинский район, создание благоприятных условий для привлечения налогоплательщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.