Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к муниципальной программе
"Развитие муниципальной системы
образования Узловского района
на 2014 - 2016 годы"
Подпрограмма
муниципальной программы "Развитие муниципальной системы образования Узловского района на 2014 - 2016 годы" "Развитие системы дошкольного образования Узловского района на 2014 - 2016 годы"
20 августа 2014 г.
Постановлением Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 20 августа 2014 г. N 1233 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня обнародования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 12 августа 2014 г.
1. Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Комитет образования администрации муниципального образования Узловский район |
Соисполнители подпрограммы |
Образовательные учреждения Узловского района. Комитет по земельным и имущественным отношениям муниципального образования Узловский район |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Постановление правительства Тульской области от 19.11.2013 N 637 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие образования и архивного дела Тульской области"; приказ министерства образования Тульской области от 08.02.2013 N 98 "Об утверждении региональной поэтапной программы ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях на период с 2013 по 2016 год" |
Цели подпрограммы |
Формирование эффективной системы дошкольного образования на территории Узловского района, обеспечивающей реализацию государственной политики в сфере доступного качественного дошкольного образования, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на получение дошкольного образования и расширение возможности удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании |
Задачи подпрограммы |
1. Ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения за счет развития муниципальной системы дошкольного образования. 2. Реализация дополнительных мероприятий, влияющих на ликвидацию очереди по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения. 3. Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования. 4. Формирование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей. 5. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. 6. Усиление воспитательных функций дошкольных образовательных организаций. 7. Активизация деятельности дошкольных образовательных учреждений в создании единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка в семье и детском саду на основе реализации дифференцированного подхода |
Показатели подпрограммы |
- процент охвата детей дошкольным образованием; - очередь детей от 1,5 лет в дошкольные образовательные учреждения (количество детей); - показатель здоровья детей (доля детей первой группы здоровья от общего количества детей от 1,5 до 18 лет); - оснащенность образовательного процесса учебно-методическим комплексом, учебным и учебно-наглядным оборудованием; - средняя заработная плата педагогических работников (прирост заработной платы) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 год - увеличение числа мест в детских садах за счет перепрофилирования в групповые не используемых в образовательном процессе помещений ДОУ N 22 (25 мест); - увеличение числа мест для реализации дошкольного образования за счет реконструкции здания МОУ СОШ N 4 для открытия детского сада на 2 группы (40 мест); - проведение мониторинга доступности дошкольного образования; - ведение единой электронной очереди по устройству детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - укрепление здоровья детей, развитие коррекционного образования; - повышение качества дошкольного образования путем поэтапного обновления образовательных программ с учетом внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, совершенствования развивающей среды, повышения квалификации педагогических кадров; - разработка системы оценки качества дошкольного образования; - обеспечение благоприятных условий для создания районной системы выявления и развития одаренных детей; - работа с детьми по воспитанию начал гражданственности и патриотизма; - повышение профессионального мастерства руководящих и педагогических работников по взаимодействию с семьями воспитанников. |
|
2015 год - проведение мониторинга доступности дошкольного образования; - ведение единой электронной очереди по устройству детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - укрепление здоровья детей, развитие инфраструктуры дошкольных учреждений для обеспечения жизнедеятельности детей-инвалидов и укрепление здоровья воспитанников ДОУ; - повышение качества дошкольного образования путем совершенствования предметно-развивающей среды, повышения квалификации педагогических кадров; - внедрение системы оценки качества дошкольного образования; - раннее выявление и развитие одаренных детей; - проведение совместной детско-родительской акции, посвященной благоустройству родного города; - создание единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка в семье и детском саду на основе дифференцированного подхода, информационной открытости и участия родителей в управлении детским садом. |
|
2016 год - проведение мониторинга доступности дошкольного образования; - увеличение охвата детей дошкольным образованием; - ведение единой электронной очереди по устройству детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования через обновление материально-технической базы и повышение уровня комплексной безопасности образовательных учреждений; - комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; - создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития воспитанников, стимулирование их творческой деятельности; - оценка качества дошкольного образования; - раннее выявление и развитие одаренных детей; - организация акции, посвященной озеленению родного города; - расширение социального партнерства в целях развития материальной базы дошкольных образовательных организаций; - содействие улучшению демографической ситуации и приумножению семейных ценностей |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет в т. р. 1098780,02439 тыс. руб., в том числе по годам всего в т. р.: 2014 г. - 365404,63439; 2015 г. - 353222,63; 2016 г. - 380152,76; за счет средств: местного бюджета: всего за 3 года т. р. - 193522,66393 тыс. руб.: 2014 г. - 60095,37393; 2015 г. - 63280,13; 2016 г. - 70147,16; областного бюджета: всего за 3 года - т. р. - 716932,9 тыс. руб.: 2014 г. - 228351,7; 2015 г. - 237534,50; 2016 г. - 251046,70; федерального бюджета: всего за 3 года т. р. - 27000,00 тыс. руб.: 2014 г. - 27000,00; 2015 г. - 0,00; 2016 г. - 0,00. Из внебюджетных средств: всего за 3 года - т. р. - 161324,46046 тыс. руб.: 2014 г. - 49957,56046; 2015 г. - 52408,00; 2016 г. - 58958,90 |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения; - обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования; - введение оценки деятельности организаций на основе показателей эффективности их деятельности; - доля детей первой группы здоровья сохранится на уровне 10% от общего количества детей от 1,5 до 6,5 лет; - средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений увеличится до средней заработной платы в сфере общего образования в Тульской области; - 100-процентная укомплектованность кадрами дошкольных образовательных учреждений на конец реализации Программы |
2. Характеристика текущего состояния, основные показатели,
основные проблемы дошкольного образования Узловского района
По состоянию на 01.09.2014 в Узловском районе функционирует 31 дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ), из них:
3 - детские сады центры развития ребенка (ДОУ N 14, 20, 21);
13 видовых детских садов, среди них:
7 - общеразвивающего вида (ДОУ N 1, 18, 23, 25, 28, 37, 46);
6 - комбинированного вида (ДОУ N 5, 6, 10, 17, 19, 22);
16 детских садов, осуществляющих присмотр и уход.
Контингент воспитанников - 3106 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Охват детей дошкольного возраста общественным дошкольным образованием составляет 65,1%.
Доступность услуги дошкольного образования в последние три года является одной из острых проблем во многих городах России. Актуальна она и для Узловского района. На 1 сентября 2014 года очередь в дошкольные учреждения составила 88 человек.
На протяжении последних лет данная проблема решалась за счет перепрофилирования не используемых в образовательном процессе помещений в групповые. За период с 2008 г. по настоящее время из внебюджетных средств учреждений было открыто 12 новых групп на 180 мест. За счет бюджета Тульской области в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Тульской области на 2011 - 2014 годы" после капитального ремонта и оснащения помещений в сентябре 2013 года была открыта 1 группа на 20 мест в МКОУ СОШ N 5, кроме того, в 2013 году открыта 1 группа на 25 мест в МДОУ д/с N 28 общеразвивающего вида и 1 группа на 25 мест в МКДОУ д/с комбинированного вида N 6, в сентябре 2014 года в МКДОУ д/с комбинированного вида N 22 открыта группа на 20 мест, также в 2014 - 2015 годах планируется открытие 2 групп на 40 мест в МКОУ СОШ N 4.
Часть детских садов располагают некоторым резервом помещений, которые после соответствующего ремонта могли бы быть переоборудованы в группы, но для этого необходимы серьезные финансовые средства.
В ряде развивающихся сельских населенных пунктов и микрорайонов города, где закрыты или отсутствуют учреждения дошкольного образования, образовалась потребность в организации ДОУ, например, численность детей от 1 года до 7 лет в:
- д. Бутырки, д. Ракитино - 24 чел.;
- мкр. Северный городок - 50 чел.;
- д. Акимо-Ильинка - 23 чел.
Остро стоит вопрос о строительстве школы-детского сада в д. Смородино, которое обусловлено аварийным состоянием приспособленного здания детского сада N 30, рассчитанного на 2 группы и не способного обеспечить всех желающих местами, а также расположением начальной школы N 31 в здании бывшей церкви, которому более 100 лет.
Доступность дошкольного образования тесно связана с его качеством и соответствием разнообразным потребностям семьи. На сегодняшний день в связи с подготовкой к внедрению Федеральных государственных требований к содержанию дошкольного образования этот вопрос стал одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования.
Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на условия содержания детей в ДОУ, оснащение образовательного и социально-бытового процессов. Финансовое обеспечение физиологических нормативов питания остается недостаточным (70 руб. в день). Для организации полноценного питания по действующим ценам необходимо более 140 руб. в день на одного ребенка.
Материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует замены и ремонта технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, ощущается дефицит мебели, игрового и спортивного оборудования, программно-методических пособий. В условиях недостатка финансовых средств определенный экономический эффект может дать дальнейшее привлечение внебюджетных источников финансирования: введение платных дополнительных услуг, расширение шефских взаимоотношений с предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями.
Одним из показателей качества дошкольного образования является уровень готовности воспитанников детских садов к школьному обучению. Мониторинговые исследования, проводимые на протяжении последних 9 лет, выявили благоприятную тенденцию развития уровня психологической готовности дошкольников к обучению в школе, происходит общее улучшение результатов по всем изучаемым параметрам.
Уровень заболеваемости детей в ДОУ за последние три года имел тенденцию к стабилизации (9,52 дня, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни в 2012 г., 9,49 дня в 2011 году и 10,8 - в 2010 г.). В структуре детских заболеваний велика доля острых респираторных заболеваний (49,7%), что требует расширения профилактической работы с детьми, включая витаминизацию питания, йодопрофилактику; использования нетрадиционных методов оздоровления (фито-, ароматерапия, витаминные настои и др.); активного включения закаливающих мероприятий в практику работы дошкольных учреждений.
К сожалению, в последнее время статистика констатирует увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Существующая сеть групп компенсирующей направленности позволяет обеспечить потребности населения района такого рода услугах для детей с нарушениями восприятия (слабовидящие), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития и выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с тяжелыми нарушениями речи и туберкулезной интоксикацией. Однако остается острая проблема развития инфраструктуры для этой категории детей.
Несомненно, качество дошкольного образования напрямую зависит от результативности работы педагогов и их профессиональной компетенции. Год от года возрастает проблема дефицита педагогических кадров в детских садах. На начало учебного года вакантными остаются 30 ставок воспитателей, не хватает обслуживающего персонала. Наблюдаются качественные изменения в кадровом составе, снижается процент педагогов, имеющих высшее образование (26%). Уменьшается количество молодых педагогов, происходит старение педагогических кадров в целом: 51% педагогов приближаются к 50-летнему возрасту (139 из 273), 34% педагогов находятся в пенсионном возрасте. Во многом причинами происходящих явлений являются снижение престижа профессии и уровень заработной платы.
Доступность дошкольного образования напрямую связана с родительской платой. В настоящее время размер родительской платы в МДОУ определяется в соответствии с действующим законодательством и составляет 1820 рублей. На муниципальном уровне принят нормативно-правовой акт, определяющий организационные механизмы выплаты жителям Узловского района компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении в размере 20% на первого ребенка, 50% - на второго и 70% - на третьего и более детей, которую получают 1563 семьи.
3. Цели и задачи, прогноз развития дошкольного образования
Узловского района и прогноз конечных результатов реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является формирование эффективной системы дошкольного образования на территории Узловского района, обеспечивающей реализацию государственной политики в сфере доступного качественного дошкольного образования, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на получение дошкольного образования и расширение возможности удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании.
Прогноз развития системы дошкольного образования: освоение подпрограммы позволит оптимизировать и модернизировать систему дошкольного образования, сформировать качественное, доступное муниципальное дошкольное образование, удовлетворяющее запросам современного общества и осуществляемое в интересах воспитанников, семьи, общества и государства.
Прогноз конечных результатов подпрограммы: реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать ликвидации очереди в дошкольные образовательные учреждения, обновлению программно-методического обеспечения на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, повысит уровень здоровья детей, позволит укомплектовать учреждения квалифицированными педагогическими кадрами.
В результате реализации подпрограммы предполагается:
- ликвидировать очередь в дошкольные образовательные учреждения;
- обновить основные образовательные программы дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
- ввести оценку деятельности организаций на основе показателей эффективности их деятельности;
- сохранить долю детей первой группы здоровья на уровне 10% от общего количества детей от 1,5 до 6,5 лет;
- укомплектовать кадрами дошкольные образовательные учреждения на конец реализации Программы до 100%.
Для достижения цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. Ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения за счет развития муниципальной системы дошкольного образования.
2. Реализация дополнительных мероприятий, влияющих на ликвидацию очереди по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения.
3. Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования.
4. Формирование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
5. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
6. Усиление воспитательных функций дошкольных образовательных организаций.
7. Активизация деятельности дошкольных образовательных учреждений в создании единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка в семье и детском саду на основе реализации дифференцированного подхода.
Достижение цели и решение задач подпрограммы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
4. Этапы и сроки реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в период с 2014 по 2016 год в один этап.
Постановлением Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 20 августа 2014 г. N 1233 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня обнародования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 12 августа 2014 г.
5. Перечень мероприятий по реализации подпрограммы
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ответственные за выполнение мероприятий |
|||||
Всего |
В том числе за счет средств |
|||||||
федерального бюджета |
бюджета Тульской области |
местного бюджета |
бюджета других субъектов РФ |
внебюджетных источников |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Ликвидация очередности за счет развития муниципальной системы дошкольного образования | ||||||||
1.1. Капитальный ремонт и оснащение общеобразовательных учреждений с целью открытия дошкольных групп (МБОУ СОШ N 4) |
2014 г. |
6000,00 |
0,00 |
4800,00 |
1200,00 |
0,00 |
0,00 |
Комитет образования, руководитель МОУ СОШ N 4 |
1.2. Приобретение нежилого здания с инженерной инфраструктурой в селе Смородино Узловского района Тульской области для размещения дошкольного образовательного учреждения |
2014 г. |
27000,00 |
27000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Комитет образования. Комитет по земельным и имущественным отношениям муниципального образования Узловский район |
Итого |
2014 г. |
33000,00 |
27000,00 |
4800,00 |
1200,00 |
0,00 |
0,00 |
|
2. Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования | ||||||||
2.1. Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений дошкольного образования |
|
350893,38519 |
|
|
189568,92473 |
|
161324,46046 |
Комитет образования, заведующие ДОУ |
2014 г. 2015 г. 2016 г. |
106099,19519 115688,13 129106,06 |
0,00 0,00 0,00 |
0,00 0,00 0,00 |
56141,63473 63280,13 70147,16 |
0,00 0,00 0,00 |
49957,56046 52408,00 58958,90 |
||
2.2. Мероприятия, направленные на выполнение законов Тульской области |
|
712132,90 |
|
712132,90 |
|
|
|
|
2014 г. 2015 г. 2016 г. |
223551,70 237534,50 251046,70 |
0,00 0,00 0,00 |
223551,70 237534,50 251046,70 |
0,00 0,00 0,00 |
0,00 0,00 0,00 |
0,00 0,00 0,00 |
||
Итого |
|
1063026,28519 |
|
712132,90 |
189568,92473 |
|
161324,46046 |
|
2014 г. 2015 г. 2016 г. |
329650,89519 353222,63 380152,76 |
0,00 0,00 0,00 |
223551,70 237534,50 251046,70 |
56141,63473 63280,13 70147,16 |
0,00 0,00 0,00 |
49957,56046 52408,00 58958,90 |
||
3. Обеспечение выполнения мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому 2014 - 2015 учебному году и работе в зимних условиях | ||||||||
3.1. Обеспечение выполнения мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому 2014 - 2015 учебному году и работе в зимних условиях |
2014 г. |
2753,73920 |
0,00 |
0,00 |
2753,73920 |
0,00 |
|
|
Итого |
2014 г. |
2753,73920 |
0,00 |
0,00 |
2753,73920 |
0,00 |
|
|
ВСЕГО |
|
1071780,02439 |
|
716932,90 |
193522,66393 |
|
161324,46046 |
|
2014 2015 2016 |
338404,63439 353222,63 380152,76 |
0,00 0,00 0,00 |
228351,70 237534,50 251046,70 |
60095,37393 63280,13 70147,16 |
0,00 0,00 0,00 |
49957,56046 52408,00 58958,90 |
6. Основные меры правового регулирования в соответствующей
сфере, направленные на достижение целей и задач подпрограммы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закон Тульской области от 30.09.2013 N 1989-ЗТО "Об образовании", Постановление правительства Тульской области от 19.11.2013 N 637 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие образования и архивного дела Тульской области", Постановление правительства Тульской области от 31.10.2011 N 96 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Тульской области на 2012 - 2016 годы".
7. Перечень показателей результативности
и эффективности подпрограммы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации подпрограммы основывается на достижении результатов по предлагаемым программным мероприятиям.
Реализация запланированных мероприятий подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
- ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения;
- обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
- введение оценки деятельности организаций на основе показателей эффективности их деятельности;
- доля детей первой группы здоровья сохранится на уровне 10% от общего количества детей от 1,5 до 6,5 лет;
- средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений увеличится до средней заработной платы в сфере общего образования в Тульской области;
- 100-процентная укомплектованность кадрами дошкольных образовательных учреждений на конец реализации подпрограммы.
Оценка эффективности подпрограммы проводится на основании оценки состояния целевых показателей подпрограммы.
Инструментами оценки эффективности подпрограммы служат:
- мониторинг выполнения муниципального задания, позволяющий корректировать достижение показателей исполнителями, участвующими в подпрограмме;
- ежеквартальные отчеты исполнителей и участников подпрограммы о ходе реализации подпрограммы и основных показателях развития системы дошкольного образования Узловского района.
Постановлением Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 20 августа 2014 г. N 1233 раздел 8 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня обнародования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 12 августа 2014 г.
8. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Важнейшим условием для эффективной реализации мероприятий является постоянное и планомерное финансирование.
Для реализации подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования Узловского района на 2014 - 2016 годы" необходимо финансирование:
2014 год |
- средства бюджета МО Узловский район |
- 60095,37393 тыс. руб. |
- средства регионального бюджета |
- 228351,7 тыс. руб. |
|
- средства федерального бюджета |
- 27000, 00 тыс. руб. |
|
- средства внебюджета |
- 49957,56046 тыс. руб. |
|
2015 год |
- средства бюджета МО Узловский район |
- 63280,13 тыс. руб. |
- средства регионального бюджета |
- 237534,50 тыс. руб. |
|
- средства федерального бюджета |
- 0,00 тыс. руб. |
|
- средства внебюджета |
- 52408,00 тыс. руб. |
|
2016 год |
- средства бюджета МО Узловский район |
- 70147,16 тыс. руб. |
- средства регионального бюджета |
- 251046,70 тыс. руб. |
|
- средства федерального бюджета |
- 0,00 тыс. руб. |
|
- средства внебюджета |
- 58958,90 тыс. руб. |
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития системы дошкольного образования Узловского района будет обеспечено за счет участия в проектах и конкурсах различных уровней, а также привлечения внебюджетных источников финансирования.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы сопряжена с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия отдельных мероприятий ситуации в сфере образования в целом.
Возможными рисками при реализации мероприятий выступают следующие факторы:
- несвоевременное и недостаточное финансирование мероприятий;
- несвоевременное выполнение услуг.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации подпрограммы предусматриваются:
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей;
- мониторинг выполнения подпрограммы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка мероприятий подпрограммы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.