Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Общее описание "дорожной карты"
В ведомстве министерства здравоохранения Тульской области находятся 66 учреждений (за 2012-2013 годы 140 учреждений путем присоединения реорганизованы в 66), медицинская помощь оказывается в 47 больничных, 7 амбулаторно-поликлинических организациях, 4 диспансерах.
В области на 01.01.2014 12342 круглосуточные койки. Служба родовспоможения представлена стационарами 3-х уровней с числом коек 675.
Имеются 2 организации восстановительного лечения: государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной центр восстановительной медицины и реабилитации им. Я.С. Стечкина" и государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии".
В области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи. С целью совершенствования медицинской помощи по различным направлениям разработаны схемы маршрутизации населения в учреждения здравоохранения области для оказания медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи. Сеть учреждений здравоохранения максимально приближена к федеральным нормативам с учетом территориальных особенностей.
Первый уровень включает первичную медико-санитарную помощь в медицинских организациях в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Так как первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи, она включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:
первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
первичную врачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики, центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичную специализированную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В Тульской области функционируют 95 фельдшерских пунктов и 246 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАПов).
В 2014 году планируется дальнейшая реорганизация ФАПов. Будут функционировать 57 ФАПов и 284 фельдшерских пункта.
Создано 61 "домовое хозяйство" в отдаленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек. В 2014 году планируется открытие 7 домовых хозяйств.
Развернуто 58 офисов врачей общей практики.
Открыты и работают 19 пунктов неотложной помощи при поликлинических учреждениях (отделениях), в том числе 4 для детей. К 2015 году планируется открыть пункты неотложной медицинской помощи при всех поликлиниках учреждений здравоохранения Тульской области.
Работают 9 центров амбулаторной хирургии в государственных учреждениях здравоохранения (далее - ГУЗ) "Городская больница N 2 г. Тулы", "Тепло-Огаревская районная больница", "Одоевская центральная районная больница", "Ясногорская районная больница", "Арсеньевская районная больница", "Дубенская районная больница", "Заокская районная больница", "Воловская районная больница", "Щекинская районная больница" - филиал N 3).
В амбулаторно-поликлиническом звене функционируют 2742 пациенто-места дневного пребывания и 66 пациенто-мест в стационарах на дому в 52 учреждениях здравоохранения.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях работают 18 отделений медицинской профилактики, 39 кабинетов медицинской профилактики, 43 кабинета здорового ребенка.
Функционируют 9 Центров здоровья, из них 3 детских.
В целях приближения к населению первичной медико-санитарной помощи в области организована выездная работа врачебных бригад специалистов в муниципальные образования Тульской области для оказания медицинской помощи жителям сельских населенных пунктов. Выезды врачебных бригад и специалистов, а также передвижных мобильных комплексов "Комплексная диагностика" и "Лучевая диагностика", осуществляются в соответствии с графиками, утвержденными государственными учреждениями здравоохранения и согласованными с министерством здравоохранения Тульской области. Графики выездов размещены на официальном сайте министерства здравоохранения Тульской области.
Экстренную медицинскую помощь населению обеспечивают 30 отделений скорой медицинской помощи в составе районных и городских больниц, сформировано 167 круглосуточных бригад, в том числе 150 линейных, 7 бригад интенсивной терапии и 10 специализированных: 1 хирургическая, 9 реанимационно-анестезиологических.
В целях повышения эффективности оказания скорой медицинской помощи населению проводится оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного; внедрение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приездов на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность); внедрение порядков и стандартов догоспитального ведения больных с разными видами патологии; доукомплектование службы скорой медицинской помощи подготовленными кадрами; создание единой диспетчерской службы для обеспечения эффективного взаимодействия с амбулаторно-поликлинической службой с перераспределением неотложных вызовов на уровень поликлиник, а также для контроля за работой бригад скорой медицинской помощи с помощью навигационной системы ГЛОНАСС.
Второй уровень включает в себя оказание специализированной круглосуточной стационарной медицинской помощи в межмуниципальных лечебно-диагностических центрах и отделениях, количество которых будет поэтапно увеличено, что позволит повысить доступность медицинской помощи населению.
Межмуниципальные центры и отделения будут укрупнены, что даст возможность обеспечить круглосуточное оказание специализированной медицинской помощи в соответствии со стандартами и порядками, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. Приказами министерства здравоохранения Тульской области разработана маршрутизация по всем профилям оказания медицинской помощи в соответствии с показаниями к госпитализации и учетом необходимости круглосуточного наблюдения. Внедрены телекоммуникационные технологии консультирования пациентов.
Продолжается совершенствование работы 5 межмуниципальных лечебно-диагностических центров (г. Тула, г. Новомосковск, г. Суворов, г. Ефремов, г. Алексин), планируется открытие межмуниципальных лечебно-диагностических центров в г. Щекино и г. Узловой в 2016 году.
Созданы 3 межмуниципальных эндокринологических отделения (г. Тула, г. Узловая, г. Новомосковск).
С целью улучшения оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях функционируют: три травмцентра I уровня (государственные учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая больница", "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина", "Новомосковская городская клиническая больница") и десять - II уровня (государственные учреждения здравоохранения "Городская больница N 11 г. Тулы", "Ефремовская районная больница", "Донская городская больница N 1", "Алексинская районная больница N 1 им. профессора В.Ф. Снегирева", "Богородицкая центральная районная больница", "Киреевская центральная районная больница", "Узловская районная больница", "Щекинская районная больница", "Плавская центральная районная больница", "Веневская центральная районная больница"). Центры оснащены медицинским оборудованием в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 927н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком". При планировании мероприятий учитывалась специфика области, по территории которой проходят три федеральных трассы: М-4 (Дон), М-2 (Крым), М-6 (Каспий) и две межобластные трассы: Орел-Калуга и Калуга-Рязань. В 2011-2012 гг. в государственные учреждения здравоохранения Тульской области приобретена 171 машина скорой медицинской помощи (из них 22 реанимобиля), которые оснащены системой ГЛОНАСС.
В регионе функционируют Региональный сосудистый центр (государственное учреждение здравоохранения "Тульская областная клиническая больница") и 3 первичных сосудистых отделения (государственные учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N 1 им. профессора В.Ф. Снегирева", "Городская больница N 1 г. Тулы", "Новомосковская городская клиническая больница"). Совершенствуется работа 10 межмуниципальных отделений кардиологии (государственные учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N 1 им. профессора В.Ф. Снегирева", "Суворовская центральная районная больница", "Щекинская районная больница", "Новомосковская городская клиническая больница", "Киреевская центральная районная больница", "Ефремовская районная больница", "Узловская районная больница", "Донская городская больница N 1", "Городская больница N 1 г. Тулы", "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина").
Структура межмуниципальных лечебно-диагностических центров
Рисунок не приводится
Травматологические центры 1-го и 2-го уровней
Рисунок не приводится
Центры неотложной кардиологии
Рисунок не приводится
Маршрутизация эндокринных больных
Рисунок не приводится
Сосудистые центры и отделения
Рисунок не приводится
Центры родовспоможения
Рисунок не приводится
Третий уровень включает в себя оказание медицинской помощи в специализированных центрах: в государственных учреждениях здравоохранения "Тульская областная клиническая больница", "Тульская областная детская клиническая больница", "Тульский областной перинатальный центр", "Тульская областная клиническая психиатрическая больница им. И.П. Каменева"; диспансерах: государственных учреждениях здравоохранения "Тульский областной онкологический диспансер", "Тульский областной кожно-венерологический диспансер", "Тульский областной наркологический диспансер N 1", "Тульский областной противотуберкулезный диспансер N 1" с применением высоких технологий.
В медицинских организациях этого уровня получат дальнейшее развитие следующие виды специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи: эндопротезирование суставов, хирургическое лечение нарушений сердечного ритма, коронарография, стентирование коронарных сосудов, отдельные виды нейрохирургической, оториноларингологической, урологической помощи, торакальной, абдоминальной и сосудистой хирургии, а также вспомогательные репродуктивные технологии.
В 2013 году созданы кардиологический и эндокринологический диспансеры, экспертный центр пренатальной диагностики с медико-генетическим центром, онкогематологический центр для детей.
Планируется до 2020 года строительство нового здания областного перинатального центра, изоляционно-диагностического и палатно-боксированного корпусов областной детской клинической больницы.
Внедряются новые высокотехнологичные методики: торакоскопические и лапароскопические операции, бариатрическая хирургия, гибридные оперативные вмешательства при сосудистых заболеваниях головного мозга и диабетической стопе, экономная резекция поджелудочной железы, резекция печени при комбинированном лечении метастазов рака, в т.ч. методом абляции, хирургия отслойки сетчатки, хирургическое лечение сложных нарушений сердечного ритма.
Продолжается совершенствование телекоммуникационных технологий консультирования пациентов.
Приоритетным направлением в системе оказания медицинской помощи матерям и детям являются мероприятия, направленные на совершенствование оказания высококвалифицированной медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным детям.
Одним из основных принципов перинатальной охраны плода и новорожденного, который внедрен в Тульской области, является этапность оказания медицинской помощи.
В области разработан порядок госпитализации детей раннего возраста в специализированные стационары и стационары более высокого уровня в зависимости от вида и профиля заболевания, отработана маршрутизация.
На базе государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" работает выездная реанимационная бригада для оказания медицинской помощи детям, находящимся в стационарных отделениях районных и городских больниц.
На базе государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр" также создана выездная реанимационная бригада для оказания реанимационной помощи новорожденным детям в родильных домах и родильных отделениях.
В Тульской области функционируют 239 коек патологии новорожденных.
Акушерские стационары работают по трехуровневому принципу, внедрена программа улучшения помощи мамам и малышам. Проводятся неонатальный скрининг новорожденных на 5 заболеваний и аудиологический скрининг. Около 1,5 тысяч детей направляются ежегодно на высокотехнологичное лечение в федеральные клиники. На базе государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" осуществляются консультации кардиохирургов научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова. Создана система телемедицины (на базе государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница") - проводятся видеоконференции по консультированию больных со специалистами федеральных клиник.
Имеется 17 кабинетов медико-социальной помощи беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, планируется дополнительное их открытие к 2016 году во всех женских консультациях.
В целях реализации мероприятий, направленных на развитие системы паллиативной помощи тяжелобольным детям, на базе государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной хоспис" развернуто 5 коек для детей.
Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется на базе федеральных специализированных медицинских учреждений за пределами Тульской области за счет средств федерального бюджета, за счет средств обязательного медицинского страхования, а также за счет средств бюджета Тульской области. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи происходит практически по всем профилям заболеваний. В Тульской области лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи имеют и оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь:
по профилю "травматология-ортопедия/эндопротезирование" - государственные учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая больница", "Новомосковская городская клиническая больница", "Тульская областная больница N 2 им. Л.Н. Толстого", "Донская городская больница N 1";
по профилю "сердечно-сосудистая хирургия" - государственные учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая больница", "Городская больница N 13 г. Тулы".
До 2016 года планируется дальнейшее лицензирование лечебных учреждений Тульской области по профилям "онкология", "офтальмология", "урология", "нейрохирургия", "абдоминальная хирургия", "челюстно-лицевая хирургия".
Программой развития здравоохранения Тульской области предусмотрены мероприятия по повышению обеспеченности и удовлетворенности населения высокотехнологичной медицинской помощью за счет наращивания объемов высокотехнологичных видов лечения больных по профилям: абдоминальная хирургия, нейрохирургия, травматология, ортопедия, сосудистая хирургия, торакальная хирургия, офтальмология, онкология, урология, акушерство и гинекология, челюстно-лицевая хирургия, как на базе учреждений здравоохранения Тульской области с соответствующим дооснащением оборудованием, обеспечением расходным материалом, подготовкой кадров, лицензированием, так и за счет расширения возможностей направления на лечение жителей Тульской области в федеральные медицинские учреждения в связи с открытием новых федеральных центров высоких медицинских технологий за счет средств федерального бюджета и за счет средств бюджета Тульской области.
В целях развития медицинской профилактики, реабилитации и формирования здорового образа жизни у населения в Тульской области реализуется Государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 24.10.2013 N 575 "Об утверждении Государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" и межведомственный план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденный первым заместителем губернатора Тульской области - председателем правительства Тульской области 20.07.2012.
Во исполнение межведомственного плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года в Тульской области ежемесячно в адрес комитета Тульской области по печати и телерадиовещанию направляются информационные материалы по формированию культуры здорового питания для опубликования в районных (городских) газетах. Выход передач осуществляется по установленному графику.
На официальном сайте министерства здравоохранения Тульской области http://minzd.tularegion.ru/ имеется вкладка "Обратная связь". На данной вкладке в онлайн режиме можно связаться с главными внештатными специалистами департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области: терапевтом, кардиологом, аллергологом, фармакологом, акушер-гинекологом, онкологом, эндокринологом, фтизиатром, хирургом, травматологом-ортопедом, наркологом, педиатром, психиатром, неврологом и получить квалифицированный ответ в течение 24 часов.
В соответствии с планом работы ежемесячно для учащихся образовательных учреждений проводятся уроки здоровья, тематические вечера, тренинги, мероприятия по охране психического здоровья.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденным первым заместителем губернатора Тульской области - председателем правительства Тульской области 20.07.2012 продолжается работа по формированию культуры здорового питания среди населения по следующим направлениям:
1. Подготовка и издание методических материалов (сборников, буклетов, памяток) по пропаганде здорового питания населения в рамках государственной программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области.
2. Освещение вопросов о здоровом питании населения в средствах массовой информации. Информирование населения в соответствии с межведомственным планом мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года в Тульской области, утвержденным первым заместителем губернатора Тульской области - председателем правительства Тульской области 20.07.2012 и Комплексным медиа-планом информационного сопровождения в сфере здравоохранения Тульской области на 2014 год, утвержденным заместителем министра - директором департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области 16.01.2014.
3. Проведение мониторинга с целью получения обратной информации от населения по соблюдению принципов рационального питания. Планируемая выборка для проведения социологического опроса - не менее 2000 человек, проживающих на территории Тульской области.
4. Обучение медицинских работников первичного звена здравоохранения по вопросам диетологии и здорового питания.
5. Ведение консультативного приема граждан в клинико-диагностическом центре государственного учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая больница" по вопросам диетологии и здорового питания.
6. Проведение семинаров, научно-практических конференций по вопросам здорового питания населения на базах государственных учреждений здравоохранения Тульской области.
В рамках Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы, утвержденной распоряжением правительства Тульской области от 08.10.2012 N 621-р, предусмотрены меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка:
1. Дополнительное финансирование организации питания и обеспечения молоком и молочной продукцией учащихся 1-5 классов, а также учащихся 6-9 классов, являющихся детьми из многодетных семей, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.
2. Приобретение технологического оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений.
3. Финансирование организации двухразового питания учащихся специальных (коррекционных) школ за счет средств бюджета Тульской области.
С целью повышения эффективности профилактической работы в летний период министерство образования Тульской области ежегодно утверждает план выездов в загородные оздоровительные лагеря с привлечением специалистов областного центра реабилитации и коррекции несовершеннолетних и государственных учреждений здравоохранения Тульской области.
В рамках выездов проводятся беседы с подростками "Мой выбор - здоровый образ жизни", просмотр и обсуждение видеороликов "Защита от алкогольной зависимости", тренинговые упражнения, викторины, экспресс-опросы, выявляющие отношение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ, в том числе алкоголя и пива, дискуссии на тему: "7 мифов об алкоголе", тематические занятия "Между нами девочками" о пагубном влиянии алкоголя на женский организм и будущее материнство.
По рекомендации министерства образования Тульской области мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения включены в планы работы летних оздоровительных лагерей различных типов, в которых ежегодно проводятся около 3000 профилактических мероприятий.
Воспитателями оздоровительных учреждений в тесном взаимодействии с представителями УФСКН России по Тульской области, органов внутренних дел, медицинских учреждений организованы Дни здоровья "Мы за здоровый образ жизни", направленные на формирование у детей антиалкогольных установок (с просмотром видеоматериалов "Защита от алкогольной продукции", вручением памяток о вреде алкоголя). С целью формирования негативного отношения к алкоголю, табакокурению, наркотикам, токсическим веществам в образовательных учреждениях Тульской области проведены беседы о вреде алкоголя и табака, психологические тренинги, викторины: "Что такое ЗОЖ?", "Знаешь ли ты закон?", конкурсы плакатов и рисунков на асфальте: "Дети против смерти", игры-путешествия, соревнования.
В рамках реализации программ по формированию культуры здорового образа жизни, разработанных в учреждениях образования по рекомендации министерства образования Тульской области, ежегодно проводятся Дни здоровья, спортивные соревнования и праздники, легкоатлетические кроссы, спартакиады по разным видам спорта, туристические походы.
Тесно сотрудничают с классными руководителями, педагогами-психологами, социальными педагогами школьные инспекторы милиции. Они входят в состав школьных советов профилактики, общественных советов. В рамках профилактической работы с учащимися и их родителями инспекторами проводятся беседы на темы "Уголовная и административная ответственность", "Безопасные каникулы", лекции: "Алкоголизм и курение", "Наркотики и наркомания", викторины, ролевые игры на темы: "Правила поведения в общественных местах", "Права и обязанности подростков".
Ежегодно по рекомендации министерства образования Тульской области в образовательных учреждениях региона проводится работа по наполнению новым содержанием программ по формированию здорового образа жизни с учетом Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, а также Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).
В 2014-2015 годах планируется открытие первичных онкологических кабинетов во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях Тульской области для работы врача-онколога, имеющего сертификат специалиста (возможна работа врача другой специальности: терапевта, хирурга, гинеколога и т.д., прошедшего тематическое усовершенствование по разделу "онкология"). С целью консультирования пациентов осуществляются выезды врачей-онкологов государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной онкологический диспансер" в курируемые районы области.
Министерством здравоохранения Тульской области планируется развитие паллиативной помощи онкологическим больным на 25 койках в государственном учреждении здравоохранения "Городская больница N 3 г. Тулы" и 25 койках в государственном учреждении здравоохранения "Тульский областной хоспис".
Обеспечение функционирования независимой системы
оценки качества работы медицинских организаций
Основной задачей обеспечения функционирования независимой оценки качества является оценка потребителями услуг качества работы государственных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения. Проведение независимой оценки качества направлено на обеспечение потребителей медицинских услуг дополнительной информацией о качестве работы медицинской организации, определение результативности деятельности медицинской организации и принятие своевременных мер по повышению ее эффективности, выявление негативных факторов, влияющих на качество предоставления услуг в сфере здравоохранения, а также стимулирование руководителей и работников медицинских организаций.
В 2014 году проводится система независимой оценки качества работы во всех государственных учреждениях здравоохранения Тульской области.
К числу мероприятий, намеченных к реализации, относится разработка методологических подходов к формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений здравоохранения Тульской области. В этих целях утвержден приказ министерства здравоохранения Тульской области от 17.01.2014 N 31-осн "Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений здравоохранения Тульской области" (далее - Приказ).
В соответствии с Приказом разработан единый подход к формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений здравоохранения Тульской области. Приказом утверждено Положение о работе комиссии по формированию независимой системы оценки качества работы при общественном Совете государственного учреждения здравоохранения Тульской области.
В состав данных комиссий вошли представители общественных Советов, заинтересованных общественных и профсоюзных организаций, независимые эксперты.
Основными задачами комиссий по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений здравоохранения Тульской области являются:
подготовка материалов по вопросам независимой оценки качества работы учреждений здравоохранения;
выявление, обобщение и анализ общественного мнения о качестве работы учреждений здравоохранения;
подготовка предложений по повышению качества работы учреждений здравоохранения;
участие в разработке планов мероприятий по улучшению качества работы учреждений здравоохранения.
Основными функциями комиссий по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений здравоохранения Тульской области являются:
изучение рейтинга учреждений здравоохранения на сайте www.bus.gov.ru;
изучение показателей, характеризующих работу учреждений здравоохранения, в соответствии с перечнем показателей независимой оценки качества работы, утвержденных приказом министерства здравоохранения Тульской области;
организация и проведение анкетирования получателей социальных услуг и других категорий населения с целью осуществления независимой оценки качества работы учреждений здравоохранения;
изучение материалов средств массовой информации о качестве работы учреждений здравоохранения;
участие в составлении рейтинга в соответствии с достигнутыми показателями учреждений здравоохранения;
участие в организации и проведении мероприятий, направленных на повышение качества работы учреждений здравоохранения ("круглые столы", конференции и др.);
разработка и внесение на рассмотрение руководства учреждений здравоохранения предложений и рекомендаций в виде решений комиссии.
На основании социологического опроса потребителей медицинских услуг в амбулаторных и стационарных условиях создается итоговый рейтинг государственного учреждения здравоохранения Тульской области, который публикуется на сайте министерства здравоохранения Тульской области с частотой 1 раз в год.
По итогам опроса государственными учреждениями здравоохранения Тульской области разрабатываются планы по улучшению качества их работы.
В результате внедрения независимой системы оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, обеспечено общественное обсуждение критериев оценки деятельности медицинских работников. В свою очередь независимая оценка является одним из критериев перевода медицинских работников на эффективный контракт и стимулирующим показателем по повышению качества работы медицинской организации.
Показатели независимой системы оценки качества работы медицинских организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения | |||||||
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Открытость и доступность информации о медицинской организации |
баллы |
7.20 |
7.44 |
7.56 |
7.92 |
8.16 |
8.40 |
Комфортность условий и доступность получения медицинских услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья |
баллы |
6.60 |
6.82 |
6.93 |
7.26 |
7.48 |
7.70 |
Время ожидания в очереди при получении медицинской услуги |
баллы |
5.70 |
5.89 |
5.99 |
6.27 |
6.46 |
6.65 |
Доброжелательность и вежливость, компетентность работников медицинской организации |
баллы |
4.80 |
4.96 |
5.04 |
5.28 |
5.44 |
5.60 |
Удовлетворенность качеством обслуживания в медицинской организации |
баллы |
11.40 |
11.78 |
11.97 |
12.54 |
12.92 |
13.30 |
Распоряжением Правительства Тульской области от 28 мая 2015 г. N 469-р в подраздел "Финансирование медицинской помощи" раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
Финансирование медицинской помощи
К числу мероприятий, намеченных к реализации, относится разработка методологических подходов к повышению эффективности оказания скорой медицинской помощи вне медицинских организаций и неотложной помощи; медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях; специализированной, включая высокотехнологичную, а также медицинской помощи в стационарных условиях.
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тульской области" (далее - Дорожная карта) призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
В настоящее время в государственных учреждениях здравоохранения Тульской области работает свыше 29,0 тыс. человек.
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 30.09.2008 N 608 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Тульской области" введена новая система оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, которая позволила урегулировать оплату труда работников здравоохранения в зависимости от их квалификации и сложности труда, существенно расширить самостоятельность государственных учреждений в решении вопросов оплаты труда работников, повысить ответственность руководителей государственных учреждений и роль стимулирующих выплат.
Вместе с тем, новая система оплаты труда не обеспечила в полной мере решения поставленной задачи: стимулирования труда работников с учетом результатов их труда.
В новой системе оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (добросовестное выполнение обязанностей, сложность и интенсивность труда, качество труда без указания конкретных измеримых параметров - индикаторов качества деятельности учреждения).
Механизм повышения эффективности и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг напрямую зависит от результативности труда работников учреждения здравоохранения, главным фактором которой является совершенствование социально-трудовых отношений.
Реализация в Тульской области Программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2013 годы позволила повысить заработную плату в 2012 году в целом по отрасли здравоохранения по сравнению с 2010 годом на 25,4 %, в том числе в разрезе категорий медицинского персонала: врачей - на 32,6 %, среднего медицинского персонала - на 38,5 %, младшего медицинского персонала - на 19,2 % и достичь следующих значений:
Гарантом совершенствования социально-трудовых отношений служит реализация мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597).
В рамках Указа N 597 Правительству Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в здравоохранении, а также достижения конкретных показателей доступности и качества оказываемых медицинских услуг, предусмотрено обеспечить повышение в 2017 году средней заработной платы:
врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в Тульской области;
среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в Тульской области.
Потребность в финансовых средствах на обеспечение повышения заработной платы вышеперечисленных работников на период 2013-2018 годов представлена в таблице:
Категории персонала |
Потребность в финансовых средствах на поэтапное повышение заработной платы (млн рублей) по годам: |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Врачи медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги |
292,8 |
31,2 |
236,5 |
1021,6 |
2434.2 |
3229,2 |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) |
665,8 |
204,9 |
1031,1 |
2234,0 |
4391,1 |
5673,6 |
Младший медицинский персонал |
323,6 |
-59,8 |
-130,9 |
47,3 |
239,8 |
-182,0 |
Итого |
1282,2 |
176,3 |
1136,7 |
3302,9 |
7065,1 |
8720,8 |
В целях реализации мероприятий в 2013 году в постановление администрации Тульской области от 30.09.2008 N 608 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Тульской области" внесены дополнения, предусматривающие сохранение выплат в фиксированном размере отдельным категориям работников, получающим ранее выплаты стимулирующего характера в рамках реализации национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения.
Мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда:
N п/п |
Мероприятие |
Нормативный правовой акт |
Сроки. Контроль |
1. |
Внедрение показателей эффективности деятельности основных категорий работников в соответствии с методическими рекомендациями (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 года N 421): критерии по основной деятельности государственного учреждения и исполнительной дисциплине; критерии по оценке эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ); критерии по деятельности государственного учреждения, направленной на работу с кадрами; критерии по качеству управления имуществом государственного учреждения; критерии по качеству финансового менеджмента |
Постановление правительства Тульской области от 27.12.2012 N 777 "Об утверждении Методики оценки эффективности деятельности государственных учреждений"; Рекомендации министерства здравоохранения Тульской области от 06.12.2013 N 15-03-03/1488 о внесении в локальные акты государственных учреждений здравоохранения дополнительных критериев эффективности деятельности основных категорий работников |
Ежеквартальная оценка в целях установления размера премирования |
2. |
Установление предельного (не превышающего более чем в 6 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей государственных учреждений здравоохранения и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год |
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 года, протокол N 11) |
Ежеквартальный контроль на основе отчетной статистической формы "ЗП-здрав" |
3. |
Проведение мероприятий по внедрению новых подходов к формированию гарантированной части заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы на увеличение доли условно-постоянной части |
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от |
В течение 2015 года |
4. |
Достижение соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала государственных учреждений до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения) |
Разработка и принятие нормативного правового акта министерства здравоохранения Тульской области |
К 2018 году ежемесячный контроль на основе статистической формы "ЗП-здрав" на уровне министерства здравоохранения Тульской области |
5. |
Определение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда не более 40 процентов |
Письмо министерства здравоохранения Тульской области от 20.03.2014 N 15-03-03/312 |
Ежемесячный контроль на основе отчетной статистической формы "ЗП-здрав"; уровень составляет 20 % |
6. |
Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных учреждений здравоохранения |
Приказ министерства здравоохранения Тульской области |
Ежеквартальный контроль |
7. |
Проведение информационно-разъяснительной работы по реализации "дорожной карты" |
Размещение информации на сайте министерства о достигнутых результатах. Проведение встреч и собраний в трудовых коллективах. Ответы на вопросы.
Обсуждение хода реализации отраслевой "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии |
Ежемесячно
По необходимости
Постоянно по мере поступления
В соответствии с планом работы трехсторонней комиссии |
8. |
Проведение разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда и перехода на эффективный контракт |
|
В течение года |
В каждом учреждении утверждены положения по оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Тульской области, которые включают положение по премированию работников учреждения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 года N 421.
Максимальные размеры выплат стимулирующего характера прописаны в эффективных контрактах. Фактический размер устанавливается ежеквартально по итогам оценки деятельности учреждения, подразделения, конкретного работника.
Проведена корректировка динамики повышения заработной платы работников государственных учреждений в сфере здравоохранения к средней заработной плате в Тульской области с учетом достигнутого в 2014 году уровня и необходимости достижения конечных целевых показателей в 2017 году.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Программа государственных гарантий), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 932, установлены основные приоритеты структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению на 2014-2016 годы: оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, увеличение объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров и паллиативной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме.
При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Тульской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - территориальная программа) в соответствии с Программой государственных гарантий предусмотрено увеличение объема медицинской помощи в расчете на одного жителя и стоимости единицы объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания:
первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной форме;
специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Территориальная программа утверждена постановлением правительства Тульской области от 20.12.2013 N 770.
Территориальная программа характеризуется следующими основными параметрами.
Расчетная потребность в финансовых средствах, необходимых для реализации территориальной программы, составляет:
на 2014 год - 15917,0 млн рублей;
на 2015 год - 18428,3 млн рублей;
на 2016 год - 19159,8 млн рублей (прирост к 2014 году на 3242,8 млн рублей, или на 16,9 %).
Утвержденная стоимость территориальной программы в целом, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), составляет на 2014 год 16575,5 млн рублей и 11577,6 млн рублей соответственно (доля средств ОМС 69,8 % в общей стоимости программы).
Подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы на 2014 год в расчете на 1 жителя в год составляют 10930,7 рубля, по территориальной программе ОМС - 7645,8 рубля на 1 застрахованное лицо. На плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрено увеличение подушевых нормативов. Так, на 2015 год всего на 1 жителя - 12264,5 рубля (прирост на 12,2 %), на 2016 год всего на 1 жителя - 12817,2 рубля (прирост на 4,5 %).
Для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2014-2016 годы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,318 вызова на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала):
на 2014 год - 2,77 посещения на 1 жителя (по РФ - 2,77), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,27 посещения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 2,27);
на 2015 год - 2,95 посещения на 1 жителя (по РФ - 2,95), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 2,35);
на 2016 год - 2,98 посещения на 1 жителя (по РФ - 2,98), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,38 посещения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 2,38);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями:
на 2014 год - 2,12 обращения на 1 жителя (по РФ - 2,12), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,92 обращения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 1,92);
на 2015 год - 2,15 обращения на 1 жителя (по РФ - 2,15), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,95 обращения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 1,95);
на 2016 год - 2,18 обращения на 1 жителя (по РФ - 2,77), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,98 обращения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 1,98);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
на 2014 год - 0,46 посещения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,46);
на 2015 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,6);
на 2016 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,6);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров:
на 2014 год - 0,665 пациенто-дня на 1 жителя (по РФ - 0,665), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,55);
на 2015 год - 0,71 пациенто-дня на 1 жителя (по РФ - 0,71), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,59);
на 2016 год - 0,735 пациенто-дня на 1 жителя (по РФ - 0,735), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,61 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,61);
для медицинской помощи в стационарных условиях:
на 2014 год - 0,21 случая госпитализации на 1 жителя (по РФ - 0,197), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,189 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,176), в том числе высокотехнологичная помощь - 0,0004 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо;
на 2015 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя (по РФ - 0,193), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,172);
на 2016 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя (по РФ - 0,193), в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,172),
в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
на 2014 год - 0,03 койко-дня на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,03);
на 2015 год - 0,033 койко-дня на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,033);
на 2016 год - 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо (по РФ - 0,039);
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях:
на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя (по РФ - 0,092);
на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя (по РФ - 0,112);
на 2016 год - 0,115 койко-дня на 1 жителя (по РФ - 0,115).
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2014 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1507,4 рубля;
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Тульской области - 360 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 318,4 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Тульской
области - 1044 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 932,8 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 407,6 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Тульской области - 559,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1227,9 рубля;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 113109 рублей;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств бюджета Тульской области - 61732,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 19186,2 рубля, в том числе 1 случай госпитализации по высокотехнологичной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 109628,8 рубля;
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1293,8 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Тульской области - 1654,3 рубля.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2015 и 2016 годы составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1582,8 рубля на 2015 год, 1635,6 рубля на 2016 год;
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Тульской области 448,9 рубля на 2015 год, 468,2 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 351 рубль на 2015 год, 355,5 рубля на 2016 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Тульской области 1256,9 рубля на 2015 год, 1310,9 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1023,2 рубля на 2015 год, 1066,5 рубля на 2016 год;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 449,3 рубля на 2015 год, 452,2 рубля на 2016 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Тульской области 734,5 рубля на 2015 год, 766,8 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1309,1 рубля на 2015 год, 1323,4 рубля на 2016 год;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 119964,1 рубля на 2015 год, 125962 рубля на 2016 год;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств бюджета Тульской области - 79668,6 рубля на 2015 год, 83094 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22452,3 рубля на 2015 год, 23544,2 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1539,3 рубля на 2015 год, 1623,4 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Тульской области 2137 рублей на 2015 год, 2228,9 рубля на 2016 год.
При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай) (в том числе используется при оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц);
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях (за единицу объема медицинской помощи);
при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара:
за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):
по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
С учетом вышеприведенных структурных преобразований системы оказания медицинской помощи планируется сокращение плановой госпитализации в круглосуточные стационары с перераспределением объемов на дневные стационары. Развитие профилактической помощи приведет к снижению числа экстренных случаев госпитализации. Совершенствование оказания стационарной медицинской помощи, внедрение стандартов оказания медицинской помощи за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области по основным заболеваниям, обуславливающим до 85 % смертности населения, позволит повысить качество и доступность медицинской помощи населению области. Данные мероприятия будут способствовать снижению дефицита врачебных кадров стационарного звена на 6 %.
Распоряжением Правительства Тульской области от 28 мая 2015 г. N 469-р в подраздел "Кадровое обеспечение" раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
Кадровое обеспечение
Медицинские кадры являются одним из ресурсов здравоохранения и одним из элементов в организации оказания медицинской помощи населению. Как и все ресурсы, возможности получения медицинских кадров всегда ограничены, поэтому вопросы их наиболее эффективного использования стоят в Тульской области очень остро.
Значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой в качестве одной из ведущих задач по повышению доступности и качества медицинской помощи.
В этих условиях на приоритетный уровень выходит правильное планирование кадровых потребностей, представляющее согласование фактических потребностей в медицинских кадрах и имеющихся экономических возможностей области. Кадровая политика является одной из составляющих успешной реализации реформирования здравоохранения.
За три года, предшествующие изданию майских Указов Президента Российской Федерации, прослеживается отрицательная динамика по обеспеченности врачами по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО). Так, за период с 2009 по 2012 годы обеспеченность снизилась на 2,5 % по ЦФО, и на 7,3 % по Тульской области. Фактически на конец 2012 года по обеспеченности врачами Тульская область находилась на 17 месте из 18 регионов ЦФО.
Обеспеченность врачами, оказывающими первичную медицинскую помощь (участковыми терапевтами, педиатрами), не претерпевает заметных положительных сдвигов. Среди работников этой категории доля пенсионеров составляет около 50 %. Выявляется разбалансированность подготовки врачебного персонала, касающаяся преимущественного роста числа врачей-специалистов.
Не менее значимой является проблема повышения эффективности целевой подготовки для нужд государственного здравоохранения. На сегодняшний день в высших учебных заведениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по целевым направлениям министерства здравоохранения Тульской области обучаются 477 студентов. Кроме того, в медицинском институте Тульского государственного университета - 283 студента, из которых 82 человека - по целевым направлениям за счет средств федерального бюджета, 201 - за счет средств бюджета Тульской области.
Около 1/3 выпускников, обучающихся по целевым направлениям, не возвращаются в государственные учреждения здравоохранения Тульской области, сохраняется отток специалистов в другие сферы экономической деятельности, внутренняя и внешняя миграция врачей и сестринского персонала. Проводимые мероприятия по оказанию мер социальной поддержки студентам-целевикам призваны повысить эффективность целевой подготовки, обеспечить возврат выпускников в государственное здравоохранение.
Подпрограммой 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Тульской области "Развитие здравоохранения Тульской области", утвержденной постановлением правительства Тульской области от 20.08.2013 N 429, реализуется комплекс мероприятий по привлечению медицинских кадров в государственные учреждения здравоохранения Тульской области. В число таких мероприятий входят:
социальные выплаты различным категориям медицинских работников;
единовременная компенсационная выплата по программе "Земский доктор";
единовременная выплата фельдшерам, прибывшим на работу в сельскую местность;
приобретение автомобилей с повышенной проходимостью для фельдшеров ФАПов;
обучение студентов в медицинском институте ФГБОУ ВПО "Тульский государственный университет" за счет средств бюджета Тульской области;
предоставление материальной помощи студентам, обучающимся по целевым направлениям министерства здравоохранения Тульской области, и другие мероприятия.
Общий объем финансирования мероприятий на период реализации программы составляет более 1 млрд рублей.
Механизм повышения эффективности и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг напрямую зависит от результативности труда работников учреждения здравоохранения, главным фактором которой является совершенствование социально-трудовых отношений.
Проведение ежегодной оценки уровня соответствия занимаемой должности или выполняемой работе (аттестации), обеспечение проведения оценки соответствия выполняемых работниками трудовых функций и трудовых функций, указанных в трудовых договорах (должностных инструкциях), а также соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей медицинских работников, будет способствовать переводу работников на "эффективный контракт".
Переход на систему "эффективного контракта" позволит повысить адекватность оценки и оплаты труда работников, повлиять на качество оказываемых услуг. Предваряя переход на "эффективный контракт", необходимо сформировать систему и порядок оценки уровня соответствия специалистов занимаемой должности или выполняемой работе.
Для реализации этого направления планируется создание аттестационных комиссий с обязательным включением представителей первичных профсоюзных организаций, разработка порядка и плана-графика аттестации.
С повышением качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников будут достигнуты следующие целевые показатели:
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | |||||||
1. Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
процент |
6,2 |
5,2 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
2. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
23,6 |
31,0 |
32,4 |
32,5 |
32,8 |
33,1 |
3. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
0,5 |
1,9 |
2,4 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
4. Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
6,0 |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
8,0 |
8,1 |
5. Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
63,7 |
54,2 |
52,6 |
52,4 |
52,0 |
51,6 |
6. Доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Тульской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Тульской области |
процент |
44,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
7. Доля аккредитованных специалистов |
процент |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20,0 |
8. Обеспеченность населения (на 10 тысяч человек) врачами |
|
26,5 |
25,5 |
25,8 |
26,1 |
26,4 |
26,8 |
9. Соотношение врачи/средние медицинские работники |
|
1/3,3 |
1/3,4 |
1/3,4 |
1/3,5 |
1/3,5 |
1/3,5 |
10. Проведение оценки уровня соответствия занимаемой должности или выполняемой работе (аттестация) специалистов для последующего их перевода на "эффективный контракт" |
процент |
0 |
30 |
60 |
90 |
100 |
100 |
11. Обеспечение перевода работников государственных учреждений здравоохранения на "эффективный контракт" |
процент |
0 |
20 |
50 |
80 |
100 |
100 |
12. Обеспечение прозрачности механизма оплаты труда руководителей государственных учреждений здравоохранения Тульской области (предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329) |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
13. Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
159,0 |
155,4 |
155,4 |
159,6 |
200,0 |
200,0 |
14. Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
83,6 |
81,4 |
81,4 |
86,3 |
100,0 |
100,0 |
15. Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
51,6 |
52,8 |
52,8 |
70,5 |
100,0 |
100,0 |
16. Число коек, всего |
койки |
12342 |
12314 |
12114 |
11914 |
11764 |
11614 |
17. Средняя длительность пребывания больного на койке |
дней |
12,4 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
11,7 |
18. Средняя занятость койки в году |
число дней |
322 |
326 |
331 |
331 |
331 |
331 |
19. Число пациенто-мест в дневном стационаре (с учетом сменности работы) |
пациенто-мест |
2808 |
2850 |
3100 |
3500 |
3550 |
3600 |
20. Число пациенто-мест в дневном стационаре при амбулаторно-поликлиническом учреждении и на дому (с учетом сменности работы) |
пациенто-мест |
2808 |
2850 |
3100 |
3500 |
3550 |
3600 |
21. Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
процент |
56,0 |
56,9 |
57,8 |
58,8 |
59,7 |
60,6 |
22. Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процент |
39,3 |
39,5 |
39,8 |
40,0 |
40,5 |
40,1 |
Основные показатели здоровья населения | |||||||
23. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
69,41 |
69,8 |
70,2 |
70,6 |
71,0 |
71,5 |
24. Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
17,4 |
17,2 |
17,1 |
17,0 |
16,9 |
16,8 |
25. Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
13,2 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,7 |
6,7 |
26. Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
7,7 |
7,2 |
7,0 |
6,9 |
6,8 |
6,6 |
27. Смертность детей в возрасте |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
7,5 |
8,3 |
8,2 |
8,2 |
8,1 |
8,0 |
28. Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
886,3 |
963,5 |
934,9 |
906,8 |
889,6 |
863,2* |
29. Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
21,5 |
20,0 |
18,5 |
17,0 |
15,0 |
13,0* |
30. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
268,9 |
246,9 |
240,1 |
233,1 |
227,2 |
220,1 |
31. Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
11,3 |
11,9 |
11,6 |
11,2 |
10,9 |
10,6 |
32. Количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез |
на 100 тыс. населения |
53,4 |
53,8 |
50,4 |
47,0 |
43,6 |
40,0 |
33. Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процент |
71,1 |
80 |
81 |
82 |
83,5 |
84,5 |
*Показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний занимает первое место среди причин смерти - около 40 % от общего числа умерших. В 2010 году показатель смертности от болезней системы кровообращения составил 1169,4 на 100 тыс. населения, в 2011 - 1056,8 (по РФ - 753,1), в 2012 - 1038,3, в 2013 - 886,3. Причинами высокого уровня смертности являются преобладание населения старших возрастных групп в регионе и хронических форм сердечно-сосудистых заболеваний. Гендерная структура населения Тульской области характеризуется самым высоким по Российской Федерации удельным весом лиц старше трудоспособного возраста (более 27 %).
*Смертность от дорожно-транспортных происшествий.
С учетом, что смертность от ДТП в 2012 году составила 21,9, в 2013 году - 21,5 внесены корректировки в показатели смертности от ДТП со снижением в динамике до 13,0 на 100 тысяч населения в 2018 году. С учетом динамики снижения данного показателя за последние годы, повышение интенсивности движения и сложной дорожной ситуации, снижение данного показателя до 9,2 в 2018 году невозможно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.