Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 16 мая 2016 г. N 483 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня обнародования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 30 декабря 2015 г.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Узловский район
от 29 ноября 2013 г. N 1867
Муниципальная программа
"Развитие муниципальной системы образования
Узловского района на 2014-2018 годы"
13 марта, 18 июля, 20 августа, 29 декабря 2014 г., 30 января, 31 марта 2015 г., 16 мая 2016 г.
1. Паспорт муниципальной программы
"Развитие муниципальной системы образования
Узловского района на 2014-2018 годы"
Ответственный исполнитель программы |
Комитет образования администрации МО Узловский район. |
Соисполнители программы |
Образовательные учреждения Узловского района. |
Программно-целевые инструменты программы |
Постановление Правительства Тульской области от 24.10.2013 N 575 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области"; Приказ министерства образования Тульской области от 08.02.2013 N 98 "Об утверждении региональной поэтапной программы ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях на период с 2013 по 2016 год"; Постановление администрации муниципального образования Узловский район от 03.10.2013 N 1372 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных программ Узловского района". Подпрограммы: -"Развитие системы дошкольного образования Узловского района на 2014-2018 годы" (Приложение 1); -"Развитие системы общего и дополнительного образования Узловского района на 2014-2015 годы" (Приложение 2); -"Развитие системы общего образования Узловского района на 2016-2018 годы" (Приложение 3); -"Развитие системы дополнительного образования Узловского района на 2016-2018 годы" (Приложение 4); -"Организация отдыха и оздоровления детей на территории Узловского района" (Приложение 5); -"Осуществление бюджетных полномочий ГРБС и финансового контроля за подведомственными получателями бюджетных средств" (Приложение 6); -"Психолого-педагогическое обеспечение муниципальной системы образования Узловского района на 2014-2015 годы" (Приложение 7); -"Подготовка образовательных учреждений, подведомственных комитету образования администрации муниципального образования Узловский район, к новому 2015-2016 учебному году и работе в зимних условиях" (Приложение 8). |
Цели программы |
Формирование эффективной системы образования (дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования) на территории Узловского района, обеспечивающей высокую доступность качественного образования, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина |
Задачи программы |
1. Совершенствование содержания и технологий образования, создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования. 2. Создание условия для введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. 3. Обеспечение благоприятных условий для создания единой районной системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей. 4. Создание условий для формирования кадровой инфраструктуры, готовой к активному освоению современных образовательных технологий. 5. Повышение эффективности бюджетных расходов в сфере образования. 6. Обеспечение эффективности управления муниципальной системой образования. 7.Создание условий для обеспечения качественного предоставления образовательных услуг через обновление материально-технической базы и повышения уровня комплексной безопасности образовательных учреждений. 8. Реализация дополнительных мероприятий, влияющих на ликвидацию очерёдности по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения. 9.Развитие государственно-общественной формы управления образованием. 10.Совершенствование организации питания воспитанников и обучающихся. 11. Комплексное решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей в Узловском районе |
Показатели программы |
- процент охвата детей дошкольным образованием; - очередность детей от 1 года в дошкольные образовательные учреждения (количество детей); - доля обучающихся 1-8 и 10 классов, переведенных в следующий класс; - доля обучающихся, получивших аттестат об образовании; - доля обучающихся 10-11-х классов, занимающихся по программам профильного обучения; - результаты единого государственного экзамена (средний балл по предметам, доля сдавших экзамен от общего количества участников экзамена); - количество обучающихся на один компьютер в образовательных учреждениях; - показатель здоровья детей (доля детей первой группы здоровья от общего количества детей от 1,5 до 18 лет); - оснащенность образовательного процесса УМК, учебным и учебно-наглядным оборудованием; - снижение затрат на коммунальные расходы (доля снижения затрат); - доля детей, охваченных дополнительным образованием; - доля детей, охваченных круглогодичным оздоровлением, летним трудом и отдыхом. -доля детей, охваченных круглогодичным отдыхом и оздоровлением. |
Этапы и сроки реализации программы |
Программа реализуется в один этап 2014-2018 годы. |
Объем бюджетных ассигнований программы |
Всего 4 428 909,586 86 в том числе: Средства регионального бюджета - 3 160 999,38733 тыс. руб. Средства бюджета муниципального образования Узловский район - 893 791,05736 тыс. руб. Средства от приносящей доход деятельности - 339 850,31841 тыс. руб. Средства федерального бюджета - 34 268,82376 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения; - обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учётом требований стандартов дошкольного образования; |
2. Характеристика текущего состояния, основные показатели, основные проблемы развития муниципальной системы Узловского района
Образовательная сеть района представлена 54 учреждениями, в том числе:
- 27 общеобразовательных учреждений в том числе 7 центров образования;
- 24 дошкольных образовательных учреждения;
- 3 учреждения дополнительного образования;
Сеть образовательных учреждений в течение 9 лет планово оптимизировалась в целях эффективного расходования бюджетных средств - количество образовательных учреждений с 71 в 2005 году уменьшилось до 54 в 2015 году.
В 2015 учебном году наполняемость образовательных учреждений района составляет 11660 человек, в том числе:
3108 чел. - в детских садах;
6642 чел. - в общеобразовательных школах и центрах образования.
В учреждениях дополнительного образования занимаются 1910 чел.
Всего в учреждениях образования Узловского района трудится 2126 человек, из них 792 - педагогические работники.
923 чел. - в детских садах;
1082 чел. - в общеобразовательных учреждениях;
94 чел. - в учреждениях дополнительного образования.
Из них педагогов:
303 чел. - в детских садах;
489 чел. - в общеобразовательных учреждениях;
32 чел. - в учреждениях дополнительного образования.
С 2009 года наблюдается положительная динамика по увеличению количества воспитанников в детских садах и учащихся в образовательных школах.
Показатели по численности воспитанников, учащихся, приходящихся на 1 работника, педагога образовательного учреждения составляли:
в детских садах - 3,0 воспитанника на 1 работника, 11,5 обучающихся на 1 педагога.
Все образовательные учреждения имеют лицензию.
Доля расходов на образование в местном бюджете составляла в 2013 году 57%. Финансирование образовательных учреждений производилось по нормативно - подушевому принципу.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и осуществления контроля качества предоставления образовательных услуг в 2013 году все образовательные учреждения получили муниципальные задания.
Дошкольное образование
На территории Узловского района функционирует 24 образовательных учреждений для детей дошкольного возраста 4-х видов в соответствии с содержанием и направленностью реализуемых образовательных программ, а также с учетом потребностей населения. Среди них:
- 3 учреждения - центры развития ребенка - детские сады;
- 6 учреждений - детские сады общеразвивающего вида;
- 5 учреждений - детские сады комбинированного вида;
- 10 учреждений - детские сады, реализующие обязательный минимум дошкольного образования.
Образовательные услуги по программам дошкольного образования получают 3312 воспитанников.
На сегодняшний день в детских садах обучаются по программам дошкольного образования 23 ребёнка-инвалидов и 8 детей, находящихся под опекой.
Функционируют 2 группы с круглосуточным пребыванием воспитанников (NN 33, 36).
За последние годы произошло значительное увеличение контингента воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений: по сравнению с 2007 годом - на 769 детей (с 2543 до 3312). В связи с демографическим ростом населения в 2013-2014 учебном году очередь по устройству детей составила 40 человек. В 2015 году очерёдность детей с 3 до 7 лет ликвидирована, в очереди 2 ребёнка с 0 до 3 лет.
В 2014 учебном году после проведенного ремонта открыты две дошкольные группы в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида N 6 и муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад N 28 общеразвивающего видав общей сложности на 50 мест. В 2015 году построено и введено в эксплуатацию здание детского сада в селе Смородино на 40 мест, а также открыты 2 группы в МКДОУ д/с комбинированного вида N 22, одна из них - компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения речи.
Учитывая тот факт, что охват детей общественным дошкольным образованием в 2015 году составил 52,8%, что обусловлено отсутствием детских садов в ряде населенных пунктов и различным социальным положением семей, в районе организована работа различных центров подготовки детей к школе при учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах.
Общее образование
Образовательное пространство представлено 30 учреждениями:
- общеобразовательные учреждения - 27, в том числе:
Гимназия;
лицей;
центры образования;
- учреждения дополнительного образования - 3, в том числе:
ДООЦ;
ДДЮТ;
центр диагностики и консультирования.
В гимназии функционируют классы с углубленным изучением английского языка.
Сеть общеобразовательных школ является оптимальной - средняя наполняемость классов составляет 18,9 чел. при нормативной наполняемости 25 человек.
Результаты государственной итоговой аттестации по итогам ЕГЭ превышали средние областные и российские показатели (кроме информатики и физики). Средний балл ЕГЭ по обязательным предметам составил:
- по русскому языку - 70,62;
- по математике (профильный уровень) - 44,49.
С целью формирования разветвленной системы классов и учреждений, реализующих профильное обучение на старшей ступени, проведен мониторинг запросов обучающихся, анализ кадровых и учебно-методических возможностей образовательных учреждений. В 2015 году в 6 ОУ введено профильное обучение.
Учащиеся общеобразовательных учреждений муниципального образования Узловский район стали лауреатами международных, всероссийских, районных конкурсов. В районе проводится большая работа по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.
Большое внимание уделяется созданию здоровой среды - важной составляющей модели современной школы. Проводилась работа по лицензированию медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений (в 96,3% школ, медицинские кабинеты имеют лицензию на медицинскую деятельность). Совершенствовались формы повышения двигательной активности обучающихся. Основным направлением работы по сохранению здоровья школьников являлась профилактика различных форм зависимостей.
Развитие воспитания и дополнительного образования детей
В систему дополнительного образования входили 3 учреждения дополнительного образования. Приоритетными направлениями развития дополнительного образования являлись военно-патриотическое воспитание, вовлечение в систему дополнительного образования большего числа подростков, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, работа с талантливыми детьми, оздоровление. Общий охват услугами дополнительного образования за 2015 год составил 67%. Доля детей получивших оздоровительные услуги в загородных оздоровительных учреждениях составляет не менее 24 %, охват временной трудовой занятостью - 8,8% (от числа детей старше 14 лет).
Проведение Рождественских чтений в Узловском районе, участие в областных Рождественских чтениях дали возможность выстроить верные ориентиры благотворной работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Служители церкви часто бывают гостями в образовательных учреждениях района, где ведут диалог с учащимися.
Одно из приоритетных направлений деятельности комитета образования и образовательных учреждений - профилактика внутрисемейных конфликтов, противодействие жестокому обращению с детьми, предупреждение фактов насилия по отношению к детям, укрепление детско-родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье и образовательном учреждении, способствующей эффективному воспитанию, обучению и развитию ребенка.
Традиционным событием для узловских мальчишек и девчонок стал ежегодный парад юнармейцев, в котором принимают участие и воспитанники ДОУ, что свидетельствует о преемственности поколений.
Следует отметить, что в гражданско-патриотическом воспитании используется положительный пример узловчан-героев ВОВ, героев социалистического труда, воинов-интернационалистов: Медведева Д.А., Завенягина А.П., Квасникова Л.Р., Воскресенской З.И., Маркина В.Н., Мужичкова А.И., Е. Рындина, В. Годоренко, А. Мучкина.
В систему воспитания Узловских школ прочно вошло проведение месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, ежегодно стартующего 23 января и финиширующего 23 февраля, районных соревнований учащихся "Школа безопасности" и военно-спортивно-полицейской игры "Щит и меч", которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания.
Таким образом, принимая во внимание приведенные показатели, необходимо отметить, что потенциал развития системы образования района явился довольно высоким, поэтому содействие развитию образования находилось в числе основных приоритетов социально-экономического развития района.
Несмотря на ряд позитивных тенденций, в настоящий момент развитие системы образования Узловского района продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
- финансирование образовательных учреждений по нормативно-подушевому принципу производится формально, финансирование учреждений осуществляется по сметному принципу;
- недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое, имущественное) образовательных учреждений приводит к наличию у всех учреждений невыполненных предписаний надзорных органов, затрудняющих их приёмку к началу учебного года. Кроме того, большая часть предписаний является предписаниями капитального характера, требующих реконструкции имущественного комплекса;
- образовательные учреждения осуществляют непрофильные функции, такие как содержание зданий и сетей, уборка помещений, охрана и др. Однако в данное время выведение большей части непрофильных услуг на аутсорсинг не представляется возможным в виду отсутствия на рынке услуг компаний, которые могут предложить адекватные по уровню качества и стоимости услуги;
- на низком уровне остается заработная плата работников дошкольных учреждений;
- нехватка педагогических и руководящих кадров, старение кадров может привести к "кадровому голоду". Низким остается приток молодых кадров в систему образования.
Решение указанных выше проблем невозможно без взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации необходимых для развития системы образования ресурсов. Наиболее эффективным методом воздействия на складывающуюся ситуацию является программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном системном решении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач. Программно-целевой метод развития системы образования Узловского района обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в образовании, а также определит приоритеты в развитии системы образования района.
3. Цели и задачи муниципальной программы,
прогноз развития сферы образования Узловского района
Основной целью Программы является формирование эффективной системы образования (дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования) на территории Узловского района, обеспечивающей высокую доступность качественного образования, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина.
Для достижения цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. Совершенствование содержания и технологий образования, создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования.
2. Создание условия для введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
3. Обеспечение благоприятных условия для дальнейшего совершенствования единой районной системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей.
4. Создание условий для формирования кадровой инфраструктуры, готовой к активному освоению современных образовательных технологий.
5. Повышение эффективности бюджетных расходов в сфере образования.
6. Обеспечение эффективности управления муниципальной системой образования.
7. Создание условий для обеспечения качественного предоставления образовательных услуг через обновление материально-технической базы и повышения уровня комплексной безопасности образовательных учреждений.
8. Оптимизация и обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы района.
Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- повышение доступности и качества дошкольного образования;
- повышение качества общего образования;
- повышение доступности и качества дополнительного образования;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- повышение эффективности бюджетных расходов в системе образования;
- обеспечение снижения уровня преступности среди несовершеннолетних учащихся.
В результате реализации программы предполагается:
- ликвидировать очередность в дошкольные образовательные учреждения;
- обновить основные образовательных программ дошкольного образования с учётом требований стандартов дошкольного образования;
- обновить основные образовательные программы дошкольного образования с учётом требований стандартов дошкольного образования;
- ввести оценку деятельности организаций на основе показателей эффективности их деятельности;
- средний балл по предметам единого государственного экзамена и основного государственного экзамена в 9 классах по всем предметам должен быть на уровне или выше средних областных показателей;
- доля сдавших единый государственный экзамен от общего количества участников достигнет 100%;
- доля детей первой группы здоровья сохранится на уровне 10% от общего количества детей от 1,5 до 18 лет;
- довести долю обучающихся ОУ, участвующих в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников, от общего количества обучающихся 5-11 классов до 30%;
- довести долю детей в возрасте от 7 до 17 лет, вовлеченных в различные формы организованного отдыха и оздоровления, в том числе в летний период, до уровня не менее 73%;
- довести долю ОУ, осуществляющих дистанционное обучение до 70%;
- оснащенность ОУ УМК, учебно-наглядным оборудованием до 100 % на конец реализации программы;
- довести оснащенность ОУ компьютерным, мультимедийным и интерактивным оборудованием до 70 % на конец реализации Программы;
- довести охват детей услугами дополнительного образования до 70%;
- 100 % укомплектованность кадрами ОУ на конец реализации Программы.
4. Этапы и сроки реализации муниципальной программы
Программа реализуется в один этап:
2014 - 2018 годы.
5. Основные меры правового регулирования в сфере образования, направленные на достижение целей и задач муниципальной программы
Программа разработана для реализации системы мер развития муниципальной системы образования Узловского района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Приказом Минобразования Российской Федерации от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации", Законом Тульской области от 30.09.2013 N 1989-ЗТО "Об образовании", Законом Тульской области от 20.12.1995 г. N 21-ЗТО "О библиотечном деле", Законом Тульской области от 01.04.2011 N 1556-ЗТО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по представлению мер социальной поддержки педагогическим и иным работникам", постановлением Правительства Тульской области от 19.11.2013 N 637 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие образования и архивного дела Тульской области", постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 03.10.2013 N 1372 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных программ Узловского района".
6. Перечень и краткое описание подпрограмм
В программу включены следующие подпрограммы:
-"Развитие системы дошкольного образования Узловского района на 2014-2018 годы";
- "Развитие системы общего и дополнительного образования Узловского района на 2014-2015 годы";
- "Развитие системы общего образования Узловского района на 2016-2018 годы";
-"Развитие системы дополнительного образования Узловского района на 2016-2018 годы";
- "Организация отдыха и оздоровления детей на территории Узловского района";
7. Перечень показателей результативности
и эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы основывается на достижении результатов по предлагаемым программным мероприятиям.
Реализация запланированных мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
- ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения;
- средний балл по предметам единого государственного экзамена по всем предметам выше средних областных и российских показателей;
- доля сдавших единый государственный экзамен от общего количества участников увеличится до 100%;
- доля детей первой группы здоровья сохранится на уровне 10% от общего количества детей от 1,5 до 18 лет;
- доведение доли обучающихся ОУ, участвующих в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников, от общего количества обучающихся 5-11 классов, до 30% на конец реализации;
- доведение доли ОУ, осуществляющих дистанционное обучение, до 100 %;
- доведение оснащенности ОУ УМК, учебно-наглядным оборудованием до 100 % на конец реализации программы;
- доведение оснащенности ОУ компьютерным, мультимедийным и интерактивным оборудованием до 70 % на конец реализации Программы;
- доведение охвата детей услугами дополнительного образования до 70%;
- 100 % укомплектованность кадрами ОУ на конец реализации Программы;
- ежегодное снижение затрат на коммунальные расходы не менее, чем на 3%.
Оценка эффективности Программы проводится на основании оценки состояния целевых показателей Программы.
Инструментами оценки эффективности Программы служат:
- мониторинг выполнения муниципального задания, позволяющий корректировать достижение показателей исполнителями, участвующими в Программе;
- ежеквартальные отчеты исполнителей и участников Программы о ходе реализации Программы и основных показателях развития системы образования Узловского района.
8. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Важнейшим условием для эффективной реализации мероприятий является постоянное и планомерное финансирование.
Для реализации муниципальной программы "Развитие муниципальной системы образования Узловского района на 2014-2018 годы" необходимо финансирование:
2014 год |
- |
средства бюджета МО Узловский район |
- |
187358,20956 тыс. руб. |
- |
средства регионального бюджета |
- |
601348,99773 тыс. руб. |
|
- |
внебюджетные средства |
- |
68585,50616 тыс. руб. |
|
- |
средства федерального бюджета |
- |
34179,873 тыс. руб. |
|
2015 год |
- |
средства бюджета МО Узловский район |
- |
191282,23078 тыс. руб. |
- |
средства регионального бюджета |
- |
601557,9896 тыс. руб. |
|
- |
внебюджетные средства |
- |
82032,01225 тыс. руб. |
|
- |
средства федерального бюджета |
- |
88,95076 тыс. руб. |
|
2016 год |
- |
средства бюджета МО Узловский район |
- |
181262,0777 тыс. руб. |
- |
средства регионального бюджета |
- |
584171,9 тыс. руб. |
|
- |
внебюджетные средства |
- |
62032,8 тыс. руб. |
|
2017 год |
- |
средства бюджета МО Узловский район |
- |
166822,98932 тыс. руб. |
- |
средства регионального бюджета |
- |
665336,4 тыс. руб. |
|
- |
внебюджетные средства |
- |
63100,00 тыс. руб. |
|
2018 год |
- |
средства бюджета МО Узловский район |
- |
167065,55 тыс. руб. |
- |
средства регионального бюджета |
- |
708584,1 тыс. руб. |
|
- |
внебюджетные средства |
- |
64100,00 тыс. руб. |
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития системы образования Узловского района будет обеспечено за счет участия в проектах и конкурсах различных уровней.
9. Анализ рисков реализации муниципальной программы
Реализация Программы сопряжена с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере в целом.
Возможными рисками при реализации мероприятий Программы выступают следующие факторы:
- несвоевременное и недостаточное финансирование мероприятий Программы;
- несвоевременное выполнение услуг.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматриваются:
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М.Генералова |
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М.Генералова |
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М.Генералова |
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М. Генералова |
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М.Генералова |
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М.Генералова |
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М.Генералова |
Председатель комитета образования администрации муниципального образования Узловский район |
М.М.Генералова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.