Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
правительства Тульской области
от 2 июня 2016 г. N 221
Региональная программа
Тульской области "Доступная среда" на 2016-2020 годы
Паспорт региональной программы
Наименование Программы |
Региональная программа Тульской области "Доступная среда" на 2016-2020 годы (далее - Программа) |
Основания разработки Программы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; Концепция стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года; распоряжение правительства Тульской области от 07.10.2015 N 940-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тульской области" |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Тульской области; министерство образования Тульской области; министерство культуры и туризма Тульской области; министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области; комитет Тульской области по спорту и молодежной политике; органы местного самоуправления Тульской области (по согласованию) |
Цель Программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Тульской области |
Задача Программы |
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Тульской области. 2. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тульской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов. 3. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов. 4. Доля приоритетных объектов социальной защиты населения, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов социальной защиты населения). 5. Доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов службы занятости). 6. Доля приоритетных объектов здравоохранения, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов здравоохранения). 7. Доля приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов образования). 8. Доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов культуры). 9. Доля приоритетных объектов физической культуры и спорта, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов физической культуры и спорта). 10. Доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов транспортной инфраструктуры). 11. Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области. 12. Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного). 13. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций. 14. Доля государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области. 15. Доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций. 16. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Тульской области, нуждающихся в технических средствах реабилитации. 17. Доля граждан, удовлетворенных качеством обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем технических средств реабилитации в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации (от общего числа граждан). 18. Доля выпускников - инвалидов 9, 11 классов, охваченных профориентационной работой, от общей численности выпускников - инвалидов. 19. Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста. 20. Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста. 21. Доля детей-инвалидов, получивших услуги в государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области, в общей численности детей-инвалидов, проживающих в Тульской области. 22. Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста. 23. Доля сотрудников, предоставляющих услуги инвалидам и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (от общей численности таких сотрудников, предоставляющих услуги инвалидам). 24. Количество часов субтитрированного эфирного времени на региональном телевидении (в год). 25. Доля инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ), в общей численности инвалидов Тульской области. 26. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общей численности опрошенных инвалидов в Тульской области. 27. Доля специалистов, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, прошедших обучение и повышение квалификации, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Тульской области. 28. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения |
Сроки и этапы реализации Программы |
2016-2020 годы. Реализуется в один этап. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы на период 2016-2020 годы составляет 340926,79 тыс. руб., в том числе: в 2016 году - 117629,03 тыс. руб.; в 2017 году - 39243,92 тыс. руб.; в 2018 году - 61351,28 тыс. руб.; в 2019 году - 61351,28 тыс. руб.; в 2020 году - 61351,28 тыс. руб. В том числе средства федерального бюджета - 35875,7 тыс. руб., в том числе: в 2016 году - 35875,7 тыс. руб.; В том числе по администраторам бюджетных средств: Министерство образования и науки Российской Федерации - 13116,6 тыс. руб., в том числе: в 2016 году - 13116,6 тыс. руб.; Министерство спорта Российской Федерации - 7000,0 тыс. руб., из них: в 2016 году - 7000,0 тыс. руб.; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - 15759,1 тыс. руб., из них: в 2016 году - 15759,1 тыс. руб.; В том числе средства бюджета Тульской области -305051,09 тыс. руб., в том числе: в 2016 году - 81753,33 тыс. руб.; в 2017 году - 39243,92 тыс. руб.; в 2018 году-61351,28 тыс. руб.; в 2019 году - 61351,28 тыс. руб.; в 2020 году - 61351,28 тыс. руб. В том числе средства местных бюджетов - 2896,11 тыс. руб., в том числе: в 2016 году - 2896,11 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Повышение уровня оценки доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности. 2. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры. 3. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной защиты населения. 4. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов органов службы занятости населения. 5. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов здравоохранения. 6. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов образования. 7. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов культуры. 8. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов физической культуры и спорта. 9. Увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов транспортной инфраструктуры. 10. Обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного, электрического транспорта для инвалидов и других МГН в Тульской области. 11. Увеличение числа общеобразовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. 12. Увеличение числа государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. 13. Увеличение числа дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве государственных общеобразовательных организаций. 14. Увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств бюджета области в рамках индивидуальной программы реабилитации. 15. Увеличение числа граждан, удовлетворенных качеством обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем технических средств реабилитации в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации. 16. Увеличение числа занятых инвалидов трудоспособного возраста, увеличение числа инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости. 17. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Тульской области. 18. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области. 19. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 20. Формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. 21. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Тульской области. 22. Увеличение числа сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области, увеличение числа сотрудников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг в сфере, труда, занятости и социальной защиты. 23. Субтитрирование эфирного времени на региональном телевидении. 24. Создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов. 25. Преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе. 26. Увеличение числа инвалидов, принимающих участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ) (совместные мероприятия инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность). |
I. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Основанием для разработки региональной Программы являются следующие нормативные правовые акты:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Концепция стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года.
В период с 2009 года по 2013 год в регионе реализовывались 7 отраслевых целевых программ, предусматривающих меры по интеграции инвалидов в общество:
долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2013-2016 годы, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 111;
долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 15.10.2012 N 586;
долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2016 годы", утвержденная постановлением администрации Тульской области от 20.05.2009 N 350;
долгосрочная целевая программа "Содействие занятости населения Тульской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 90;
долгосрочная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 375;
долгосрочная целевая программа "Культура Тульской области (2013-2016 годы)", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 110;
долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Тульской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 105.
Наличие в области разнонаправленных целевых программ позволяло комплексно решать вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации взамен отмененных целевых программ в регионе приняты и с 2014 года реализуются 9 государственных программ Тульской области, предусматривающих меры по интеграции инвалидов в общество:
государственная программа Тульской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 02.12.2013 N 691;
государственная программа Тульской области "Развитие здравоохранения Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 20.08.2013 N 429;
государственная программа Тульской области "Содействие занятости населения Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 30.10.2013 N 605;
государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 24.10.2013 N 575;
государственная программа Тульской области "Развитие культуры и туризма Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 05.11.2013 N 619;
государственная программа Тульской области "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 725;
государственная программа Тульской области "Развитие образования Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 19.11.2013 N 637;
государственная программа Тульской области "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 20.11.2013 N 662;
государственная программа Тульской области "Информационная политика в Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 711.
Специфика социально-демографической структуры населения Тульской области проявляется в высоком удельном весе инвалидов и других МГН в общей численности населения.
В Тульской области по состоянию на 1 января 2015 года проживает более 1,5 миллиона человек. Из них: 29,4% - люди пенсионного возраста, 15,0% - дети. Доля инвалидов в общей численности населения составляет 11,2%.
Высокий процент людей пенсионного возраста в социально-демографической структуре населения (почти одна треть) значительно превышает среднестатистический уровень по стране и ускоряет процесс старения населения Тульской области.
В Тульской области по состоянию на 1 января 2016 года проживало более 156,3 тыс. инвалидов, а это почти каждый 9-й житель области. В их числе: дети-инвалиды - 2,2% (3,4 тыс. чел.), инвалиды трудоспособного возраста - 27,5% (43 тыс. чел.), инвалиды пенсионного возраста - 70,3% (109,9 тыс. чел.).
В структуре инвалидности преобладают более тяжелые группы инвалидности. Доля инвалидов в общей численности взрослых инвалидов составляет: 1-й группы - 8,7%, 2-й группы - 49,5%, 3-й группы - 41,8%.
В регионе проводится ежегодный мониторинг потребности инвалидов в создании особых условий жизнедеятельности. По состоянию на 01.01.2016 в регионе проживает более 2 тысяч инвалидов-колясочников, около 3 тысяч инвалидов по зрению, почти тысяча инвалидов с тотальной глухотой и более 9 тысяч инвалидов, использующих протезно-ортопедические изделия для осуществления жизнедеятельности.
С 2003 года численность инвалидов в регионе возросло почти на 36 тысяч человек. Особенно большой рост числа инвалидов пришелся на период с 2004 по 2008 год. Ежегодный прирост в этот период составлял от 10 до 15 тысяч человек.
С 2008 по 2012 год численность инвалидов уменьшилась с 184,4 до 173,1 тыс. человек (2008 г. - 184,4 тыс. чел., 2009 г. - 184,3 тыс. чел., 2010 г. - 179,9 тыс. чел., 2011 г. - 174,1 тыс. человек). Численность детей-инвалидов уменьшилась с 5,0 до 4,5 тысяч человек.
Анализ сложившейся ситуации по состоянию на 1 января 2015 года свидетельствует о стабилизации в Тульской области численности инвалидов, с некоторой тенденцией к сокращению. Вместе с тем такая ситуация на фоне низких показателей полной реабилитации и демографической структуры инвалидности является негативной.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач. На протяжении последних 15 лет проблемы реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом решались в регионе в рамках целевых программ.
Действовавшие до 2014 года долгосрочные целевые программы Тульской области, направленные на развитие здравоохранения, образования, занятости населения, физической культуры и спорта, повышение качества жизни людей старшего поколения и детей, содержали в том числе, и меры социальной поддержки инвалидов.
Долгосрочные целевые программы по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2013-2016 годы и "Доступная среда" на 2013-2015 годы содержали исключительно меры социальной поддержки для лиц с ограниченными возможностями.
В рамках реализации долгосрочных целевых программ реконструировались объекты социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, приобреталось промышленное оборудование для специализированных предприятий, учрежденных общественными организациями инвалидов, с целью сохранения и создания специализированных рабочих мест осуществлялась комплексная реабилитация инвалидов, с получением профессии и содействием в трудоустройстве, укреплялась материально-техническая база учреждений реабилитационной направленности, проводились спортивные и культурно-массовые мероприятия для инвалидов и детей-инвалидов.
Реализация долгосрочных целевых программ активизировала работу в муниципальных образованиях по предоставлению инвалидам дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с муниципальными целевыми программами. В 2012 году в муниципальных образованиях Тульской области реализовывались 13 аналогичных программ.
Однако, несмотря на принимаемые меры, сопровождающиеся возрастающими объемами финансового обеспечения из бюджета Тульской области, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. В числе наиболее важных проблем стоит проблема доступности услуг, оказываемых этой категории граждан, в приоритетных объектах социальной сферы, и в первую очередь в сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта и физической культуры, транспорта.
Проведенный в области мониторинг мнения инвалидов о доступности услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности выявил, что по пятибалльной системе доступность услуг социально-медицинского и образовательного характера оцениваются инвалидами "удовлетворительно" и "хорошо" (соответственно 3,65 балла и 3,03 балла), возможности осуществления трудовой деятельности и занятий физической культурой и спортом - "плохо" и "удовлетворительно" (соответственно 2,9 балла и 2,84 балла).
С целью определения степени доступности для инвалидов социально значимых объектов и услуг в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 и постановлением правительства Тульской области от 24.07.2013 N 365 "Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" проведена паспортизация.
Паспортизация проведена по отраслевому принципу в 4 этапа:
этап подготовки, включающий формирование перечня объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - ОСИ) и определения степени их приоритетности, начало формирования реестра ОСИ;
этап скрининга, включающий сбор информации об ОСИ путем проведения анкетирования и обследования с оформлением соответствующего акта, формирование паспорта доступности ОСИ, размещение информации об ОСИ на открытом информационном ресурсе (Карта доступности);
этап экспертной оценки, включающий разработку проектов решения о сроках и порядке модернизации ОСИ (с учетом принципа "разумного приспособления"), на основании оценки состояния доступности ОСИ по результатам обследования;
этап управленческих решений, включающий разработку, утверждение и реализацию адресных программ и планов по адаптации ОСИ (в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий) и контроль их реализации.
В реализации всех этапов паспортизации были привлечены общественные организации инвалидов различных уровней.
Координацию социальной политики в Тульской области осуществляет Координационный совет Тульской области по делам инвалидов, в состав которого включены руководители семи общественных организаций инвалидов, представляющих интересы различных категорий людей с ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, обеспечивается общественный контроль при разработке проектов решений, вносимых на рассмотрение в Координационный совет Тульской области по делам инвалидов.
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 (далее -Конвенция), фактически утвердила ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача интеграции инвалидов в общество относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения.
В 2015 году в целях подготовки к вступлению в силу Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" проведены следующие мероприятия:
приняты законы Тульской области о внесении изменений в следующие законы Тульской области:
Закон Тульской области от 25 сентября 2015 года N 2348-ЗТО "О внесении изменения в статью 2 Закона Тульской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Тульской области в области содействия занятости населения в Тульской области";
Закон Тульской области от 25 сентября 2015 года N 2347-ЗТО "О внесении изменений в статью 19 Закона Тульской области "О библиотечном деле" и статью 8 Закона Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области";
Закон Тульской области от 13 июля 2015 года N 2342-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Тульской области";
Закон Тульской области от 26 октября 2015 года N 2366-ЗТО "О внесении изменения в статью 8 Закона Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области";
принято распоряжение правительства Тульской области от 07.10.2015 N 940-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тульской области";
приняты планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальных образованиях Тульской области;
проведена работа по утверждению перечней административных регламентов государственных и муниципальных услуг, в которые будут внесены изменения, а также определен характер вносимых изменений.
Работа по внесению изменений будет планово завершена в 2016 году.
Реализация на условиях софинансирования региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы, утвержденной постановлением правительства Тульской области от 29.01.2014 N 35 "Об утверждении региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы" позволила адаптировать 44 приоритетных объекта в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, увеличить количество просубтитрированных информационных программ (новостных блоков на региональном телевидении до 528 часов в год), пополнить библиотечные фонды учреждений культуры книгами для слабовидящих и слепых людей.
В связи с этим для повышения качества и увеличения объема услуг по предоставлению всего комплекса мер социальной помощи и поддержки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устранения негативного влияния физического окружения на условия жизни инвалидов необходимо продолжение решения вопросов реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом программно-целевым методом.
Комплексный подход к социальной интеграции людей с ограниченными возможностями с обществом может быть обеспечен одновременным расширением спектра доступных услуг, оказываемых инвалидам, повышением их качества и устранением физических барьеров в различных сферах жизнедеятельности МГН.
С целью создания условий для равноправного участия инвалидов в жизни общества необходимо:
продолжить работу по организации межведомственного взаимодействия для решения поставленных задач с вовлечением профильных министерств, муниципальных образований, общественных организаций инвалидов;
продолжить постоянный мониторинг среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
объективно оценить существующие потребности инвалидов, уточнить барьеры и разработать меры по их ликвидации для достижения максимального эффекта от вложенных ресурсов;
расширить спектр услуг, оказываемых людям с ограничением жизнедеятельности;
реализовать комплекс мероприятий по адаптации инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам (здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, занятости, физической культуры и спорта, транспортной инфраструктуры);
снизить степень социальной разобщенности среди инвалидов и граждан, не имеющих ограничений жизнедеятельности.
Социальная защита населения
Структура социальной защиты населения области сформирована с учетом социально-демографических особенностей региона.
В области действуют 27 учреждений социального обслуживания населения (в их структуре 10 социально-реабилитационных отделений), 16 стационарных учреждений социального обслуживания, управление социальной защиты населения, имеющее в составе 24 отдела на территории всей области.
В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей с сентября 2015 года функционируют 12 центров:
4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
6 комплексных центров социального обслуживания населения, в структуре которых 12 отделений по предоставлению услуг семьям и детям;
кризисный центр помощи женщинам;
региональный ресурсный центр.
Социальные услуги детям-инвалидам предоставляются учреждениями социального обслуживания семьи и детей с учетом мероприятий, указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, разработанной специалистами соответствующего бюро медико-социальной экспертизы.
По состоянию на 01.08.2015 в регионе функционирует 1 стационарное учреждение социального обслуживания для детей-инвалидов, подведомственное министерству труда и социальной защиты Тульской области - государственное учреждение Тульской области "Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей".
На базе 3 государственных учреждений Тульской области (государственное учреждение Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних N 1", государственное учреждение Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних N 3", государственное учреждение Тульской области "Комплексный центр социального обслуживания населения N 1") функционируют отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 1 стационар на 21 койко-место и 3 полустационарных отделения на 100 мест.
С декабря 2012 года на базе государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тулы" функционирует Областная служба социальной реабилитации детей-инвалидов (далее - Служба).
Специалисты Службы оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, осуществляют социальное сопровождение и реабилитацию ребенка-инвалида и его семьи, проводят занятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей посредством обучения их коррекционно-развивающим методикам, организуют межведомственное взаимодействие по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Ежегодно в учреждениях социального обслуживания семьи и детей курс реабилитации проходят более 600 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, различные услуги получают порядка 1000 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Как правило, объекты социальной защиты населения расположены в неприспособленных помещениях старой застройки. Только 21 объект из 109 зданий системы социальной защиты доступен для инвалидов-колясочников. Вопросам доступности действующих учреждений социальной защиты населения для инвалидов с нарушениями слуха, по зрению, с психическими отклонениями уделено недостаточное внимание.
С целью повышения доступности социальных услуг для инвалидов на базе указанных учреждений развиваются мобильные формы работы с населением, взамен нерентабельных форм работы вводятся новые формы работы с инвалидами. Внедрен принцип "одного окна", созданы мобильные бригады для обслуживания удаленных населенных пунктов, организуются новые надомные виды обслуживания.
Вместе с тем наличие физических и информационных барьеров ограничивает возможности инвалидов при получении социальных услуг, что требует продолжить адаптацию учреждений сферы социальной защиты населения с учетом обслуживаемого контингента населения и итогов паспортизации.
Для расширения спектра доступных услуг необходимо комплексное оснащение объектов сферы социальной защиты населения специальными средствами (пандусы, подъемники, информационные таблички, индукционные системы и другие) для различных категорий инвалидов: с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и зрения, психическими нарушениями.
С целью повышения профессионального уровня сотрудников социальных служб, занятых в сфере интеграции инвалидов в общество, осуществляется повышение квалификации специалистов, проводится обучение и инструктирование, конкурс профессионального мастерства.
С 2013 года функции организации специального транспортного обслуживания инвалидов и других МГН возложены на государственное учреждение Тульской области "Сервис" (далее - ГУ ТО "Сервис").
Для организации специального транспортного обслуживания инвалидов и других МГН в автопарке ГУ ТО "Сервис" имеются пять единиц специальных автотранспортных средств, оборудованных подъёмниками и два легковых автомобиля повышенной вместимости.
Основными местами поездок являются социально значимые объекты, расположенные в Тульской области: учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения; учреждения медико-социальной экспертизы; протезно-ортопедические учреждения; учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации; региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; учреждения здравоохранения (лечебно-профилактические учреждения, поликлиники, диагностические центры, аптечные учреждения). При наличии свободного транспорта и отсутствии заявок транспортные средства предоставляются для поездок в парки культуры и отдыха, предприятия торговли и бытового обслуживания, доставки с одного места жительства на другое. Ежегодно услугами "Социальное такси" пользуются более 2 тысяч инвалидов.
Для увеличения количества услуг по специальному транспортному обслуживанию и повышения их качества с 2016 года полномочия по специальному транспортному обслуживанию переданы в коммерческий сектор.
Здравоохранение
В целях решения приоритетных задач в сфере здравоохранения в течение ряда лет проводится целенаправленная работа по модернизации здравоохранения Тульской области, совершенствованию оказания медицинской помощи населению на основе новых медицинских технологий.
Принятые меры позволили поднять на новый качественный уровень медицинскую помощь жителям Тульской области, в том числе инвалидам, оказываемую в государственных учреждениях здравоохранения региона.
В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2013 годы, за счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием, проведения ремонтных работ, реконструкции существующих объектов здравоохранения значительно улучшилось ресурсное обеспечение здравоохранения и его материально-техническая база.
В целях увеличения доступности медицинской помощи в области созданы и действуют межмуниципальные лечебно-диагностические центры, оснащенные современным лечебно-диагностическим оборудованием.
В 2015 году на базе государственных учреждений здравоохранения функционируют 4 центра и 1 отделение программного гемодиализа, в которых получают лечение 259 пациентов с хронической почечной недостаточностью.
С 2013 года в государственных учреждениях здравоохранения Тульской области проводится работа по адаптации зданий учреждений здравоохранения к обслуживанию инвалидов и МГН: устройство пандусов, расширение входных площадок, замена входных групп (дверей и порогов); установка опорных поручней для санитарно-бытовых помещений; поручней вдоль стен лестничных маршей и коридоров, приобретение и установка специальных средств и приспособлений для людей с нарушенной функцией зрения и слуха, подъемных устройств для инвалидов-колясочников, капитальный ремонт лифтового оборудования.
Учитывая состояние доступности объектов здравоохранения для всех категорий инвалидов, требуется комплексный подход к устранению физических барьеров на пути следования МГН при посещении учреждений здравоохранения Тульской области.
Необходимо продолжить создание условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ МГН к местам получения государственных услуг в учреждениях здравоохранения Тульской области.
Образование
В Тульской области по состоянию на 1 января 2013 года проживало 4,5 тысячи детей-инвалидов, в том числе 2,4 тысячи - учащихся.
Доля детей-инвалидов в общей численности учащихся общеобразовательных организаций области составляет 1,9%.
Для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательных организациях созданы классы компенсирующего обучения. В них обучаются 578 детей, или 23,7% от общей численности детей-инвалидов, обучающихся в названных организациях.
В 25 общеобразовательных организациях, реализующих коррекционные программы, обучаются 702 ребенка-инвалида. Образовательные услуги на дому получают 578 детей.
В государственных образовательных организациях начального и среднего профессионального образования ежегодно возрастает численность обучающихся детей-инвалидов и инвалидов.
В 2012-2013 учебном году в данных организациях обучались 133 инвалида, из них 43 человека - дети-инвалиды.
С 2009 года в области функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов.
В области действуют 2 образовательные организации начального профессионального образования системы социальной защиты населения, на базе которых обучаются дети-инвалиды, инвалиды и дети-сироты. В одном из названных учебных заведений совместное обучение получают глухие инвалиды и инвалиды без нарушения слуха. В связи с чем, образовательные услуги предоставляются, в том числе, и на жестовом языке.
На базе образовательных организаций системы социальной защиты населения инвалиды получают профессии "мастер по обработке цифровой информации", "радиомеханик", "закройщик", "портной", "слесарь по ремонту швейного оборудования", "слесарь механосборочных работ", "токарь-универсал", "оператор швейного оборудования", "обувщик по ремонту обуви".
Мониторинг состояния доступности организаций образования области выявил их частичную доступность для инвалидов, пользующихся протезами, дополнительными опорами, по зрению и слуху и полную недоступность для инвалидов-колясочников. Такая ситуация обусловила увеличение численности детей-инвалидов, обучающихся на дому и дистанционным методом.
Следует также отметить отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций и недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Создание условий, обеспечивающих физическую доступность государственных образовательных организаций начального и среднего профессионального образования для инвалидов, наличие в образовательных организациях достаточной численности квалифицированных кадров и специального учебного оборудования позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
В 2014-2015 учебном году из 125,5 тыс. обучающихся в общеобразовательных организациях Тульской области 3,5% - дети с ограниченными возможностями здоровья и 1,8% - дети-инвалиды.
Для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Тульской области функционирует сеть дошкольных и общеобразовательных организаций:
132 дошкольных образовательных организации компенсирующего и комбинированного вида;
2 начальные общеобразовательные школы;
16 общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья;
197 образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в которых осуществляется инклюзивное образование в отдельных классах или совместно с нормативно развивающимися сверстниками.
Мониторинг состояния доступности организаций образования области выявил их частичную доступность для инвалидов, пользующихся протезами, дополнительными опорами, по зрению и слуху и инвалидов-колясочников.
С целью создания предпосылок для развития инклюзивного образования детей-инвалидов в 2013 году Тульская область впервые приняла участие в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы по формированию сети базовых образовательных организаций, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
Общий объем средств, направленный на реализацию данного мероприятия, за 2013-2015 годы составляет более 340 млн. рублей, которые позволили к концу 2015 года увеличить:
до 20% долю базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
до 14,3% долю государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области;
до 40% долю государственных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве государственных общеобразовательных организаций.
Занятость
Доля занятых инвалидов в общей численности инвалидов области по состоянию на 2016 год составляет 22,2%. Процент занятости среди инвалидов трудоспособного возраста - 26,1%. При этом занятость инвалидов в трудоспособном возрасте, имеющих минимальные ограничения способностей к трудовой деятельности (3-я группа), составляет 70,8% от общей численности инвалидов данной категории.
Участие в трудовой деятельности, наряду с производством определенных общественно полезных продуктов (ценностей), позволяет удовлетворить материальные и духовные потребности инвалидов, а значит, расширять границы их самостоятельности в бытовой и экономической сферах жизнедеятельности.
Содействие в трудоустройстве инвалидам оказывают, в том числе, органы службы занятости населения Тульской области посредством предоставления центрами занятости населения гражданам из числа инвалидов всего спектра государственных услуг в сфере занятости населения с учетом рекомендаций, содержащихся в их индивидуальных программах реабилитации. Инвалидам предоставляются услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации на рынке труда, прохождению профессионального обучения и получению ими дополнительного профессионального образования, участию в общественных и временных работах, по организации самозанятости, участию в проводимых ярмарках вакансий.
Ежегодно в органы занятости населения за предоставлением государственных услуг обращаются более 2-х тысяч инвалидов, из них порядка 1 тысячи человек трудоустраиваются.
Трудоустройство инвалидов осуществляется, в том числе, на квотируемые рабочие места. Законом Тульской области от 11 января 2006 года N 679-ЗТО "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" предусмотрено, что квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов подлежат организации, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек.
В регионе квотированию подлежат порядка 1800 работодателей, которыми в счет квоты создано (выделено) более 9 тысяч рабочих мест, работают на квотируемых местах около 8 тысяч инвалидов.
Одновременно на базе санаторных учреждений области проводится комплексная реабилитация инвалидов, в ходе которой наряду с оздоровительными мероприятиями инвалид получает профессию, востребованную на рынке труда, и последующее содействие в трудоустройстве.
Также, с целью поддержки социально значимых инициатив общественных организаций инвалидов Тульской области в государственных программах предусмотрены средства, выделяемые на конкурсной основе на оснащение, переоборудование, сохранение и создание новых рабочих мест в действующих на территории Тульской области предприятиях, учредителями (соучредителями) которых являются общественные организации инвалидов.
Что касается доступности учреждений органов службы занятости для лиц с ограниченными физическими возможностями, то из 23 зданий центров занятости населения, оказывающих гражданам, в том числе инвалидам, услуги по содействию в трудоустройстве, только 7 оборудованы пандусами и расширенными дверными проходами.
Повышение физической доступности учреждений службы занятости позволит расширить возможности инвалидов в получении информации о положении на рынке труда и квалифицированной помощи при выборе профессии и трудоустройстве.
Спорт и физическая культура
Целью государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта является формирование у них потребности в физическом совершенствовании, создание необходимых условий для занятий спортом, результатом чего должно стать укрепление их здоровья, умение владеть своим телом, расширение диапазона двигательных навыков, что крайне необходимо для успешного самообслуживания в быту и на работе.
Безусловными приоритетами должны стать массовость и доступность. Достижение инвалидами высших спортивных результатов на соревнованиях различного уровня не самоцель, а яркая демонстрация высоких духовных и физических возможностей инвалидов, необходимости и полезности занятий спортом.
В Тульской области деятельность в сфере реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта осуществляет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" (далее - СРЦИ).
На сегодняшний день в СРЦИ занимаются 296 спортсменов -инвалидов, из них 178 детей-инвалидов (49 человек из сельской местности).
В Узловском, Дубенском, Суворовском, Щекинском и Алексинском районах Тульской области организуются занятия от СРЦИ.
В рамках реализации государственных программ Тульской области для СРЦИ и его филиалов создаются условия для беспрепятственного доступа, приобретается специальное спортивное оборудование и форма.
Успешно развиваются 19 видов спорта среди инвалидов, из них 13 - паралимпийские. Проводятся областные соревнования, создаются благоприятные условия для тренировок и восстановления спортсменов.
В настоящее время СРЦИ занимает двухэтажное здание площадью более тысячи квадратных метров с прилегающей парковой зоной общей площадью более 30 тыс. кв. метров.
Реабилитационный процесс проходит на базе арендованных объектов (спортивные залы, бассейны и фитнес-клубы).
Для успешной подготовки спортсменов активно используются ресурсы "Республиканской учебно-тренировочной базы "Ока". Для Тульской области база является уникальным по спортивному оснащению объектом. На протяжении четырех лет действует договоренность о предоставлении учреждению налоговых льгот и безвозмездном пользовании спортивными сооружениями спортсменами Тульской области.
Учитывая ограниченные возможности СРЦИ, его деятельность в основном направлена на развитие спорта высших достижений.
С целью расширения сферы деятельности СРЦИ и обеспечения развития на базе названного учреждения адаптивного спорта решен вопрос о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, отвечающего потребностям инвалидов и других МГН.
Для развития массового спорта среди инвалидов необходимо также решить вопросы:
кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
адаптации действующих спортивных объектов для инвалидов;
обеспечения специализированным оборудованием для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений.
Культура
Региональная сеть учреждений культуры включает в себя 290 библиотек, 355 клубных учреждений, 65 музеев и их филиалов, 5 театров, филармонию, 42 детские школы искусств, 3 средних профессиональных учебных заведения, 6 парков культуры и отдыха, цирк.
До 2014 года в области действовала долгосрочная целевая программа "Культура Тульской области (2013-2016 годы)", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 N 110.
Названная программа предусматривала мероприятия по реставрации памятников культурного наследия, усилению материально-технической базы учреждений культуры (библиотек, музеев, школ художественного творчества), сохранению народных ремесел.
В Тульской области действует государственное учреждение культуры Тульской области "Тульская областная специальная библиотека для слепых" (далее - Библиотека), которая является информационным культурно-досуговым центром с книжным фондом более 150000 единиц хранения на различных носителях информации: "говорящие" книги, записанные на магнитную ленту, рельефно-точечные (по системе Брайля), плоскопечатные издания, выполненные укрупненным шрифтом, рельефно-графические пособия, тактильные рукодельные издания и дидактические пособия, электронные издания в формате LKF. Около 5670 читателей, в том числе 1000 детей-инвалидов г. Тулы, пользуются услугами Библиотеки.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2009-2012 годы для Библиотеки приобретено оборудование для цифровой обработки книг и обеспечения качественной записи и выпуска озвученной литературы, CD и аудиокассеты для издания и тиражирования озвученных книг, персональный компьютер и специальный сервер для обеспечения доступа к электронному каталогу Библиотеки и электронным базам данных по дефектологии, тифлотехнические средства для областного тифлоинформационного центра обслуживания инвалидов, специальное тифлотехническое оборудование (электронные лупы, магнитофоны).
Ежегодно на пополнение библиотечного фонда учреждений культуры изданиями для слепых и слабовидящих людей из бюджета области выделяются средства в размере 480,0 тыс. рублей.
С 2012 года открыто для посещения федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Тульский Государственный музей оружия", адаптированный для всех категорий инвалидов, что предоставляет возможность проведения культурно-массовых мероприятий для инвалидов.
К наиболее часто посещаемым инвалидами учреждений культуры отнесены государственное учреждение культуры Тульской области "Тульский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы им. М. Горького", государственное учреждение культуры Тульской области "Тульская универсальная научная библиотека", государственное учреждение культуры Тульской области "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей".
В 2014 году в рамках региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы на проведение мероприятий по обеспечению доступности инвалидам государственных учреждений культуры Тульской области из бюджета Тульской области выделено 2973,0 тыс. руб. Данные средства были предусмотрены государственными программами Тульской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области", "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" и "Развитие культуры и туризма Тульской области". Поддержка из федерального бюджета составила 2600,0 тыс. руб.
По итогам реализации мероприятий в целях адаптации учреждений культуры к обслуживанию инвалидов в 2014 году выполнены следующие работы и поставлено следующее оборудование:
в государственном учреждении культуры Тульской области "Тульский академический ордена Трудового Красного Знамени театр драмы им. М. Горького" приобретены и размещены в кассовом зале и холле второго этажа два информационных терминала для слабовидящих и слабослышащих, подъемник для инвалидов-колясочников, установлены поручни для подъема людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (на входе в театр со стороны улицы Пушкинская, на лестнице на второй этаж и в зрительном зале);
в государственном учреждении культуры Тульской области "Тульская областная филармония" приобретены два лестничных гусеничных подъемника для инвалидов-колясочников, обустроен санузел для инвалидов-колясочников; непосредственно в Концертном зале смонтирована стационарная индукционная петля с усилителем для передачи аудиоинформации лицам с нарушением слуха, которые пользуются слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантатами;
в государственном учреждении культуры Тульской области "Тульская областная специальная библиотека для слепых" приобретены различные технические средства для реабилитации инвалидов по зрению: нагревательный аппарат для создания рельефно-графического изображения, интерактивная сенсорная стойка, тифлофлешплеер;
в государственном учреждении культуры Тульской области "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей" для областного художественного музея приобретены кресло-коляска с электроприводом; мобильный лестничный подъемник для инвалидных колясок; информационный терминал со встроенной информационной системой, сенсорным экраном с передачей звука на слуховые аппараты; тактильно-звуковая мнемосхема для слабовидящих с применением шрифта Брайля; система информирования для слабовидящих и слабослышащих; информационное табло и другие специфические устройства навигации для инвалидов;
в государственном учреждении культуры Тульской области "Тульская областная универсальная научная библиотека" на входе установлены поручни для подъема людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и приобретена система информирования для слабослышащих.
Также проведены областные фестивали творчества детей-инвалидов среди детей с ограниченными возможностями на базе государственного учреждения культуры Тульской области "Дом народного творчества и кино" и семейный праздник "У нас необычный ребенок" в государственном учреждении культуры Тульской области "Тульская областная специальная библиотека для слепых".
При адаптации зданий и сооружений учреждений культуры для обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других МГН существуют определенные сложности. Из общего количества зданий практически половина относится к памятникам истории и культуры, охраняемым государством. В связи с этим все работы по переустройству должны выполняться по специальным проектам и специализированными организациями. Вторая половина - это организации, строительство которых осуществлялось в первой или начале второй половины двадцатого столетия. Существовавшие в то время строительные нормативы значительно не совпадают с новыми требования по обеспечению условий доступности зданий и сооружений для инвалидов. Данный факт требует значительной реконструкции и перепланировки внутренних помещений зданий.
При проведении культурно-массовых мероприятий для инвалидов и персональном посещении инвалидами названных учреждений их доступ в помещения обеспечивается сотрудниками учреждений культуры или волонтерами ввиду отсутствия специальных технических приспособлений.
С целью адаптации для нужд МГН необходимо устройство наружных и внутренних пандусов, приобретение мобильных подъемников, оборудование специальных санузлов для инвалидов, замена напольного покрытия и поручней на лестнице, оборудование сидений индукционными петлями для людей со слуховыми аппаратами, оборудование помещений визуальными, акустическими и тактильными средствами.
Транспортная инфраструктура
В городе Туле проживают около 37,4% инвалидов от общей численности инвалидов области, в том числе от общей численности данной категории инвалидов: 4,2% - инвалидов-колясочников, 5,2% - инвалидов по зрению, 1,6% - инвалидов с нарушением слуха, 16% - инвалидов, использующих протезно-ортопедические изделия.
Ежедневно в город Тулу из районов области приезжают инвалиды для получения консультаций областных специалистов, прохождения медико-социальной экспертизы, получения или примерки протезно-ортопедических изделий и по другим причинам.
Администрацией муниципального образования город Тула проводится работа по установке на остановочных пунктах электронных табло, информирующих пассажиров о графике движения по конкретным маршрутам троллейбусов и автобусов. Проводится работа по установке светодиодных светофоров со звуковым сигналом в местах компактного проживания слепых инвалидов и на оживленных перекрестках.
При строительстве социально значимых объектов инфраструктуры на автостоянках выделяются стояночные места для инвалидов.
Особое значение для осуществления жизнедеятельности инвалидов имеет общественный транспорт.
По состоянию на 1 сентября 2015 года в городе Туле осуществляют перевозку пассажиров МГН общественным транспортом 15 низкопольных трамваев, 28 низкопольных троллейбусов и 86 низкопольных автобусов. Наличие низкопольного транспорта при необорудованных остановочных пунктах делает его использование неэффективным. Именно поэтому подход к решению проблемы транспортного обслуживания инвалидов и других МГН должен быть комплексным.
Учитывая особенности застройки Тулы и инфраструктуру спальных районов города, адаптация остановочных площадок может обеспечить инвалидов услугами общественного транспорта практически во всех районах города.
Для обеспечения бесперебойного движения адаптированного транспорта необходимо продолжить работу по адаптации остановочных площадок и закупки низкопольного транспорта.
Информация и связь
Получение информации является важным аспектом осуществления жизнедеятельности человека. В области проводятся мероприятия, направленные на повышение доступности информации, в соответствии с действующим законодательством.
С целью повышения информированности населения о деятельности органов государственной власти, в том числе в сфере интеграции инвалидов, сайт правительства Тульской области адаптирован для слабовидящих инвалидов.
Проводится работа по организации оказания государственных услуг в электронной форме.
Начаты организационные работы по проведению паспортизации социально значимых объектов и услуг с целью формирования Карты доступности региона, которая, в свою очередь, станет источником информации для МГН.
С целью обеспечения доступности инвалидов к услугам телефонной связи в областном центре и районах области сервисные центры общества с ограниченной ответственностью "Тулателеком" оборудованы пандусами. Установлены телефонные аппараты на высоте, доступной для инвалидов-колясочников.
Модернизация оборудования и создание дополнительных рабочих мест на государственном учреждении Тульской области "Телеканал "Тула" позволила обеспечить субтитрированием региональные информационные программы. В 2014 году количество просубтитрированного эфирного времени составило 468 часов, в 2015 году - 528 часов, то есть с субтитрированием выходят все новостные блоки (9 раз в сутки, хронометражом 20 минут). Проводимая "Телеканалом "Тула" работа позволяет жителям Тульской области с ограничениями по слуху получать новостную информацию в оперативном порядке.
Для государственных печатных изданий - районных (городских) газет - в перечень тематических направлений, приоритетных для освещения с ежемесячной периодичностью, включена тема "Социализация людей с ограниченными возможностями. Доступная среда". В рамках данной темы в печатных изданиях ежемесячно размещаются публикации о проводимой в области и муниципальных образованиях работе органов государственной и муниципальной власти по реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", о культурно-массовых и спортивных мероприятиях с участием инвалидов и иная социально значимая для инвалидов информация.
Проводимые в СМИ Тульской области информационные мероприятия способствуют получению гражданами с ограниченными возможностями информации по различным сферам жизнедеятельности, снижению социальной разобщенности инвалидов и людей без ограничения жизнедеятельности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" вход в здание (помещение) многофункционального центра и выход из него оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок в соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Обеспечена досягаемость инвалидами мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, предусмотрены туалеты для инвалидов, ведется разработка проекта по предоставлению парковочных мест для групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории Тульской области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов.
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Тульской области.
Задачей Программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области.
Основными показателями (индикаторами) эффективности реализации программных мероприятий являются:
1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Тульской области;
2) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тульской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов;
3) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
4) доля приоритетных объектов социальной защиты населения, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов социальной защиты населения);
5) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов службы занятости);
6) доля приоритетных объектов здравоохранения, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов здравоохранения);
7) доля приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов образования);
8) доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов органов культуры);
9) доля приоритетных объектов физической культуры и спорта, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов физической культуры и спорта);
10) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов (в общей численности приоритетных объектов транспортной инфраструктуры);
11) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области;
12) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного);
13) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
14) доля государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Тульской области;
15) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
16) доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Тульской области, нуждающихся в технических средствах реабилитации;
17) доля граждан, удовлетворенных качеством обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем технических средств реабилитации в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации (от общего числа граждан);
18) доля выпускников-инвалидов 9, 11 классов, охваченных профориентационной работой, от общей численности выпускников -инвалидов;
19) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
20) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
21) доля детей-инвалидов, получивших услуги в государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области, в общей численности детей-инвалидов, проживающих в Тульской области;
22) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;
23) доля сотрудников, предоставляющих услуги инвалидам и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (от общей численности таких сотрудников, предоставляющих услуги инвалидам);
24) количество часов субтитрированного эфирного времени на региональном телевидении (в год);
25) доля инвалидов, принявших участие в социокультурных мероприятиях (спортивные мероприятия, фестивали, выставки творческих работ), в общей численности инвалидов Тульской области;
26) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности, в общей численности опрошенных инвалидов в Тульской области;
27) доля специалистов, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, прошедших обучение и повышение квалификации, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Тульской области;
28) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения.
Система целевых показателей (индикаторов) региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2016-2020 годы приведена в приложении N 1.
Система целевых показателей (индикаторов) региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2016-2020 годы, не включенных в состав данных официальной статистической информации, приведена в приложении N 2.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализовываться в период 2016-2020 годов в 1 этап.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для обеспечения комплексного подхода к формированию доступной среды жизнедеятельности и Карт доступности региона проводится работа по внесению изменений в паспорта доступности с последующим размещением на Карте доступности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для решения задачи, связанной с совершенствованием нормативной правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области, приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление правительства Тульской области от 24.07.2013 N 365 "Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
распоряжение правительства Тульской области от 22.10.2013 N 978-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства Тульской области от 03.09.2012 N 563-р "О Координационном совете Тульской области по делам инвалидов";
распоряжение правительства Тульской области от 07.10.2015 N 940-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тульской области".
Для решения задач, связанных с повышением уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тульской области, планируется реализация следующих мероприятий:
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной защиты населения, здравоохранения, образования (общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования), культуры, занятости населения, спорта (оборудование пандусов и поручней, адаптация санитарно-гигиенических помещений, приобретение мобильных автономных подъемников, ремонт стационарного лифтового оборудования, оснащение учреждений специализированными средствами информации и телекоммуникации для инвалидов по зрению и по слуху);
ремонт лифтового оборудования в медицинских учреждениях;
адаптация объектов транспортной инфраструктуры (остановки общественного транспорта) для инвалидов и других МГН;
оказание адресной социальной помощи проживающим в Тульской области инвалидам (семьям инвалидов) на проведение ремонтных и восстановительных работ жилых помещений в порядке, установленном правительством Тульской области;
создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом, составление проектно-сметной документации;
создание в государственных профессиональных образовательных организациях Тульской области безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития (проведение ремонтных работ, в том числе составление проектно-сметной документации, приобретение специального, учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования, технических средств адаптации, установка пандусов, поручней, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, установка подъемных устройств, приспособление путей движения внутри зданий и др.);
создание в дошкольных образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение дошкольных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом, составление проектно-сметной документации;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
приобретение оборудования и мебели для оснащения отделений реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья государственных учреждений социального обслуживания населения;
комплексная реабилитация инвалидов трудоспособного возраста (восстановительные медицинские мероприятия, профессиональная ориентация, обучение, содействие в трудоустройстве) на базе санаторно-курортных учреждений;
оснащение, переоборудование, сохранение и создание новых рабочих мест на расположенных на территории Тульской области общественных объединениях инвалидов, осуществляющих трудоустройство инвалидов, и предприятиях, учредителями (соучредителями) которых являются общественные организации инвалидов, по бизнес-планам на конкурсной основе;
участие инвалидов в оплачиваемых общественных работах;
участие инвалидов во временном трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
участие инвалидов в мероприятиях по организации самозанятости безработных граждан;
участие инвалидов из числа безработных граждан в мероприятиях по профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования;
участие инвалидов в мероприятиях по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
оснащение спортивным инвентарем и спортивной формой государственного образовательного учреждения дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" и его филиалов;
повышение квалификации специалистов системы образования, обучающих детей-инвалидов;
проведение семинаров для специалистов системы образования, занятых в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
издание методического пособия о лучших практиках введения инклюзивного и специального образования;
субтитрирование информационных, социально значимых, общественно-политических и иных телепередач;
проведение фестивалей самодеятельного творчества инвалидов и социально значимых мероприятий Тульских региональных общественных организаций Всероссийских общественных организаций инвалидов на основе планов-заявок и смет на конкурсной основе (совместные мероприятия инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность);
проведение областного мероприятия и выставки творчества инвалидов, посвященных Международному дню инвалидов (совместные мероприятия инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность);
проведение фестивалей самодеятельного творчества детей-инвалидов (совместные мероприятия инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность);
проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН;
проведение совместных мероприятий для инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы на период 2016-2020 годы составляет 340926,79 тыс. руб., в том числе:
в 2016 году - 117629,03 тыс. руб.;
в 2017 году - 39243,92 тыс. руб.;
в 2018 году - 61351,28 тыс. руб.;
в 2019 году - 61351,28 тыс. руб.;
в 2020 году - 61351,28 тыс. руб.;
в том числе средства федерального бюджета - 35875,7 тыс. руб., в том числе:
в 2016 году - 35875,7 тыс. руб.;
в том числе по администраторам бюджетных средств:
Министерство образования и науки Российской Федерации - 13116,6 тыс. руб., в том числе:
в 2016 году - 13116,6 тыс. руб.;
Министерство спорта Российской Федерации - 7000,0 тыс. руб., из них:
в 2016 году - 7000,0 тыс. руб.;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации -15759,1 тыс. руб., из них:
в 2016 году - 15759,1 тыс. руб.;
в том числе средства бюджета Тульской области - 305051,09 тыс. руб., в том числе:
в 2016 году - 81753,33 тыс. руб.;
в 2017 году - 39243,92 тыс. руб.;
в 2018 году-61351,28 тыс. руб.;
в 2019 году-61351,28 тыс. руб.;
в 2020 году - 61351,28 тыс. руб.
В том числе средства местных бюджетов - 2896,11 тыс. руб., в том числе:
в 2016 году - 2896,11 тыс. руб.
Финансирование региональной программы из бюджета области будет осуществляться путем финансирования мероприятий из 3 государственных программ Тульской области.
Объем ресурсного обеспечения региональной программы Тульской области "Доступная среда" на 2016-2020 годы приведен в приложении N 3.
Мероприятия Программы, направленные на адаптацию ряда объектов социальной инфраструктуры для МГН, будут реализовываться совместно с органами местного самоуправления на условиях софинансирования на основании соглашений.
Условиями для предоставления субсидий бюджету муниципального образования являются:
наличие утвержденной муниципальным правовым актом муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН и по закупке подвижного состава городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН;
выделение средств из бюджета муниципального образования на выполнение мероприятий в размере не менее 43% общего объема финансирования из средств бюджета Тульской области на указанные цели;
заключение соглашения между органом исполнительной власти Тульской области и администрацией муниципального образования;
предоставление заверенной в установленном порядке копии нормативного акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство, на реализацию которого предоставляются субсидии.
Реализация программных мероприятий, направленных на создание условий для инклюзивного образования, будет осуществляться муниципальным образованием за счет средств бюджета Тульской области и средств муниципального бюджета на условиях софинансирования в соответствии с соглашением, заключаемым между министерством образования Тульской области и администрацией муниципального образования.
Для реализации мероприятий Программы, направленных на создание и обновление рабочих мест на предприятиях, учредителями (соучредителями) которых являются общественные объединения инвалидов, разрабатывается порядок предоставления общественным объединениям субсидий на создание рабочих мест, который определит критерии конкурсного отбора.
С целью реализации мероприятий Программы по организации фестивалей для членов общественных организаций между общественными объединениями инвалидов и министерством труда и социальной защиты Тульской области будет заключено соглашение об оказании услуги по организации культурно-массовых мероприятий для членов общественных организаций инвалидов.
Предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий региональной программы "Доступная среда" на 2016-2020 годы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы".
VI. Управление и контроль реализации Программы
Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку, достижения целевых показателей (индикаторов) Программы) осуществляет ответственный исполнитель Программы. Ответственный исполнитель Программы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Управление Программой, контроль и оценку ее реализации осуществляет Координационный совет Тульской области по делам инвалидов. Наряду с представителями органов исполнительной власти в состав Координационного совета включены руководители 7 общественных организаций инвалидов, объединяющих различные категории инвалидов (слепых, глухих, инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, детей-инвалидов с психическими отклонениями и членов их семей).
Соисполнители Программы, организующие исполнение мероприятий Программы, в установленные сроки представляют информацию об их исполнении ответственному исполнителю Программы, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).
Организация исполнения мероприятий соисполнителями Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства должны расходоваться в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других МГН от общего объема сэкономленных средств бюджета Тульской области, федерального бюджета.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, представляют информацию о выполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы.
Правительство Тульской области ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинасирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию программ субъекта Российской Федерации в целом осуществляются по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Основными факторами риска при решении вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в Тульской области, стране. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня населения, увеличение численности граждан, нуждающихся в реабилитационных услугах, уменьшение объема финансирования программных мероприятий.
Для минимизации рисков в ходе реализации Программы будут формироваться совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, при необходимости - издаваться нормативные правовые акты правительства области.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям (индикаторам), характеризующим состояние и динамику уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также состояние и динамику инвалидности.
Результатом реализации Программы станет формирование в регионе к концу 2020 года условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Реализация Программы позволит снизить социальную напряженность в обществе за счет:
увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
повышения уровня и качества услуг, предоставляемых населению.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения бюджетных ассигнований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.