Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Порядку
формирования и использования
бюджетных ассигнований
инвестиционного фонда Тульской области
Методика
расчета показателей и применения критериев эффективности
региональных (муниципальных) инвестиционных проектов, претендующих
на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований
регионального инвестиционного фонда
I. Общие положения
1. Настоящая Методика предназначена для оценки эффективности региональных (муниципальных) инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда, в соответствии с критериями, установленными Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области, утвержденными настоящим постановлением (далее - Порядок).
2. Настоящая Методика используется в целях подготовки решений о предоставлении бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда для реализации региональных (муниципальных) инвестиционных проектов. Также настоящая Методика используется при подготовке технико-экономических обоснований (бизнес-планов) указанных инвестиционных проектов и проверке инвестиционного проекта на предмет эффективности использования средств бюджета Тульской области, направляемых на капитальные вложения.
3. Настоящая Методика устанавливает общие требования к расчету количественных показателей эффективности.
II. Показатели эффективности инвестиционных проектов
4. Показатель экономической эффективности инвестиционных проектов определяется как часть суммарного за все годы реализации инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в Тульской области, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта.
Значение указанного показателя определяется в соответствии с пунктом 8.9 настоящей Методики.
5. Показателями финансовой эффективности инвестиционных проектов являются:
а) чистая приведенная стоимость проектов;
б) внутренняя норма доходности проектов.
Значение указанных показателей определяется в соответствии с пунктом 8.7 настоящей Методики.
6. Показатель бюджетной эффективности инвестиционных проектов определяется как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда.
Предельное значение указанного показателя определяется в соответствии с пунктом 8.8 настоящей Методики.
7. Показателями социального эффекта, достигаемого в результате реализации инвестиционного проекта, являются:
а) повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;
б) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;
в) улучшение состояния окружающей среды;
г) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
III. Состав и порядок определения значений критериев эффективности
инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных
ассигнований регионального инвестиционного фонда
8. К критериям эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда, относятся:
8.1. Соответствие инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития Тульской области.
Оценка соответствия инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития Тульской области осуществляется в части:
а) соответствия проекта приоритетным направлениям развития Тульской области, определенным в Программе социально-экономического развития Тульской области;
б) соответствия целей и ожидаемых результатов реализации проекта количественным и качественным целевым индикаторам и планируемым результатам реализации Программы социально-экономического развития Тульской области.
8.2. Наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
Значения показателей, необходимых для оценки социальных эффектов, указанных в пункте 7 настоящей Методики, должны быть подтверждены соответствующими расчетами и обоснованиями.
8.3. Невозможность реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки.
Невозможность реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки подтверждается одновременным выполнением следующих условий:
а) необходимость создания (строительства, реконструкции) в рамках реализации инвестиционного проекта объектов, которые в соответствии с федеральными законами находятся в государственной собственности Тульской области или муниципальной собственности;
б) невозможность привлечения заемных финансовых ресурсов ввиду длительного срока окупаемости инвестиционного проекта.
8.4. Соответствие сметной стоимости инвестиционных проектов минимальной стоимости инвестиционного проекта, установленной подпунктом "ж" пункта 12 Порядка.
8.5. Соответствие объема финансирования инвестиционного проекта за счет средств местного бюджета установленному минимальному уровню софинансирования проекта, определяемому в соответствии с пунктом 51 Порядка.
8.6. Соответствие инвестиционных проектов критериям финансовой и бюджетной эффективности инвестиционного проекта.
Расчет показателей финансовой и бюджетной эффективности инвестиционного проекта осуществляется на основе цен и валютных курсов, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается заявка на получение бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда для реализации проекта (далее - заявка). Все расчеты должны быть осуществлены в номинальных ценах с учетом следующих индексов-дефляторов, рассчитанных по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации: дефлятору капитальных вложений, дефлятору ВВП и индексу потребительских цен.
Основным условием обеспечения финансовой эффективности инвестиционного проекта является положительное значение чистой приведенной стоимости (Net Present Value, ) проекта.
8.7. Критерии финансовой эффективности инвестиционного проекта.
Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется на основе финансовой модели инвестиционного проекта.
8.7.1. Критерий чистой приведенной стоимости проекта ().
Под чистой приведенной стоимостью инвестиционного проекта понимаются приведенные к моменту времени 0 (началу инвестиционного проекта) с использованием средневзвешенной стоимости капитала прогнозные размеры чистых денежных потоков инвестиционного проекта в период (0, T) и остаточной стоимости бизнеса в момент времени T (последний год прогнозного периода инвестиционного проекта). Применение критерия основано на расчете показателя :
,
где
- чистый денежный поток в периоде t;
- чистый денежный поток на начало реализации инвестиционного проекта;
- средневзвешенная стоимость капитала инвестиционного проекта на начало периода t, в годовом исчислении;
- продленная стоимость проекта, или оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления инвестиционного проекта на момент времени T (Terminal Value);
- момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования денежных потоков инвестиционного проекта.
Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если .
8.7.1.1. Расчет остаточной стоимости активов .
В случае если чистый операционный денежный поток последнего года прогнозного периода , определяется как ликвидационная стоимость активов инвестиционного проекта:
,
где
- прогнозная балансовая стоимость активов инвестиционного проекта в момент времени T;
- темп инфляции в период T, соответствующий дефлятору капитальных вложений в прогнозе Министерства экономического развития Российской Федерации;
a - средний срок жизни активов инвестиционного проекта.
В остальных случаях определяется по модели Гордона с учетом коэффициента роста проекта g:
,
где
g - ожидаемые темпы роста денежного потока в постпрогнозном периоде, принимаемые равными темпу роста инвестиционного проекта на этапе генерации стабильных денежных потоков.
8.7.2. Применение критерия внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, ) основано на расчете показателя (с учетом использования государственной поддержки), удовлетворяющего следующему уравнению:
Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если .
8.7.3. В каждом периоде ,где
- чистый операционный денежный поток регионального инвестиционного проекта в периоде t,
- чистый инвестиционный денежный поток в периоде t,
- величина выплачиваемых процентов по кредиту в периоде t.
Таким образом, оценка эффективности инвестиционного проекта предполагает для каждого периода оценку операционного и инвестиционного денежных потоков инвестиционного проекта.
8.7.4. Средневзвешенная стоимость капитала инвестиционного проекта на начало периода t, рассчитывается следующим образом:
,
где
- средневзвешенная стоимость собственного капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода t;
- средневзвешенная стоимость заемных источников капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода t;
- требуемая доходность на вложение капитала из средств бюджета Тульской области. Значение показателя соответствует действующим значениям доходности на вложение капитала из средств федерального бюджета, рассчитанным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации;
- величина собственного капитала, инвестируемого в проект, на начало периода t;
- величина кредитных средств, инвестируемых в проект, на начало периода t;
- суммарная величина ассигнований бюджета Тульской области и средств местного бюджета;
- ставка налога на прибыль.
,
где
- число инвесторов-участников регионального инвестиционного проекта на начало периода t, t=1,...,T;
- величина собственного капитала i-го инвестора-участника на начало периода t;
- требуемая i-м инвестором-участником доходность на начало периода t.
,
- требуемая доходность собственного капитала инвестора-участника;
- средневзвешенная стоимость долговых ресурсов инвестора-участника, за исключением кредитов, инвестируемых в региональный инвестиционный проект;
- величина собственного капитала инвестора-участника в периоде t в соответствии с прогнозным балансом;
- величина долга инвестора-участника в периоде t в соответствии с прогнозным балансом, за исключением кредита, инвестируемого в региональный инвестиционный проект.
Требуемая доходность собственного капитала инвестора определяется по формуле:
,
где
- безрисковая ставка доходности, равная доходности государственных облигаций Россия-30 на момент t;
- премия за рыночный риск, принимается Rp = 7,4%;
- коэффициент (бета), отражающий чувствительность стоимости акций инвестора по отношению к портфелю рынка акций в целом. Для инвесторов, акции которых не торгуются публично на российском фондовом рынке, могут использоваться коэффициенты для акций торгуемых публично компаний (российских или иностранных) сопоставимой отрасли промышленности;
- возможные премии за риски, включающие валютный риск и специфический риск.
,
где
- число кредиторов регионального инвестиционного проекта на начало периода t, t=1,...,T;
- чистая (за вычетом возврата) сумма долговых обязательств, выданных i-м кредитором на начало периода t;
- требуемая i-м кредитором процентная ставка по долговым обязательствам на начало периода t.
8.7.5. Срок прямого прогнозирования денежных потоков инвестиционного проекта принимается равным 10 годам (далее - прогнозный период).
8.7.6. Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если подтвержденное значение показателя чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта, рассчитанного с учетом использования государственной поддержки, положительно и внутренняя норма доходности, рассчитанная с учетом использования государственной поддержки, превышает средневзвешенную стоимость капитала муниципального инвестиционного проекта за период (1,..., T).
,
8.7.7. Наряду с показателями чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта и внутренней нормы доходности также рассчитываются:
8.7.7.1. Период окупаемости инвестиционного проекта T.
Расчет данного показателя осуществляется из условия:
,
При этом предполагается, что все инвестиции к моменту T фактически осуществлены.
8.7.7.2. Удельная финансовая эффективность инвестиционного проекта.
,
- суммарный объем инвестиций, осуществленных всеми участниками инвестиционного проекта (инвесторами и государством), в инвестиционный проект в периоде t.
Предельные значения по периоду окупаемости инвестиционного проекта и его удельной финансовой эффективности не устанавливаются, данные показатели носят справочный характер.
8.8. Индекс бюджетной эффективности инвестиционного проекта.
Бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема бюджетных инвестиций регионального инвестиционного фонда в инвестиционный проект и всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта.
8.8.1. В качестве показателя бюджетной эффективности используется индекс бюджетной эффективности :
,
- объем государственной поддержки за счет средств Фонда в году t;
- требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда.
8.8.2. Инвестиционный проект признается соответствующим критерию бюджетной эффективности в случае, если подтвержденное значение индекса бюджетной эффективности превышает 1.
Бюджетный денежный поток , генерируемый инвестиционным проектом в период t, определяется по следующей формуле:
,
где
- прямой налоговый денежный поток периода t - обусловленные непосредственно реализацией инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджет Тульской области и местные бюджеты и местные бюджеты в течение периода t. Оценка данного показателя производится на основе данных производственной программы инвестиционного проекта, прогнозной структуры активов бизнес-проекта, инвестиционного и налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджет Тульской области и местные бюджеты;
- косвенный налоговый денежный поток периода t - обусловленные реализацией инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджет Тульской области и местный бюджет в течение периода t от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками инвестиционного проекта, рассчитанные на основании действующего налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджет Тульской области и местные бюджеты;
- доходы от использования имущества Тульской области или муниципального имущества, создаваемого в ходе реализации инвестиционного проекта. Данный показатель рассчитывается как сумма доходов бюджета Тульской области и местного бюджета от эксплуатации создаваемых в рамках инвестиционного проекта объектов инфраструктуры в периоде t.
8.9. Критерий экономической эффективности инвестиционного проекта.
Экономическая эффективность инвестиционного проекта оценивается по его способности влиять на формирование валового регионального продукта Тульской области и обеспечивать динамику экономического роста.
Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта основывается на определении добавленной стоимости (VA), генерируемой инвестиционным проектом.
Добавленная стоимость равна совокупной выручке проекта, которая включает в себя эквиваленты заработной платы, арендной платы, процентов по долговым обязательствам и прибыли.
,
где
- прибыль инвестиционного проекта до налогообложения, выплаты процентов по долговым обязательствам и амортизационных отчислений;
- суммарная заработная плата работников инвестиционного проекта;
- арендная плата.
Длительность временного периода, на котором осуществляется оценка добавленной стоимости, соответствует длительности прогнозного периода.
Годовой индекс экономической эффективности инвестиционного проекта характеризует влияние инвестиционного проекта на рост валового регионального продукта Тульской области и оценивается по соотношению величины добавленной стоимости в ценах предыдущего года к объему валового регионального продукта предыдущего года, рассчитанного в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта:
,
где
- объем валового регионального продукта предыдущего года в текущих ценах в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта.
,
где
- прогнозируемый объем валового регионального продукта периода t в текущих ценах при условии реализации проекта;
- добавленная стоимость, генерируемая инвестиционным проектом в году t, в текущих ценах;
- добавленная стоимость, генерируемая инвестиционным проектом в году t, оцененная в сопоставимых ценах предыдущего года.
В качестве основного показателя экономической эффективности регионального инвестиционного проекта используется интегральный индикатор экономической эффективности регионального инвестиционного проекта , характеризующий часть суммарного за все годы расчетного периода прогнозируемого реального объема валового регионального продукта, которая может быть обеспечена реализацией инвестиционного проекта. Интегральный индикатор экономической эффективности регионального инвестиционного проекта рассчитывается как соотношение суммы годовых реальных объемов добавленной стоимости, генерируемой региональным инвестиционным проектом, и суммы годовых объемов валового регионального продукта, приведенных к сопоставимому виду с использованием индексов реальной динамики, оцениваемых в макроэкономическом прогнозе:
,
где
t и j - индексы рассматриваемых лет прогнозного периода;
- индекс экономического роста в периоде t по данным прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации;
- индекс экономического роста в периоде t при условии отказа от реализации инвестиционного проекта,
,
где
- оценка в сопоставимых ценах предыдущего года,
.
Данный критерий эффективности инвестиционного проекта носит справочный характер.
9. Все параметры, описывающие инвестиционный проект, должны быть сведены в финансовую модель проекта.
Финансовая модель, описывающая инвестиционный проект, и временные ряды используемых в ней данных должны обеспечивать потребности модели при оценке финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта на прогнозный период.
Финансовая модель включает связанные прогнозные отчетные формы: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств, выполненные на срок прямого прогнозирования денежных потоков. Указанные отчеты составляются на основании установленных форм бухгалтерской отчетности. Результатом построения финансовой модели инвестиционного проекта должны являться временные ряды показателей, требующихся для оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта.
Финансовая модель должна содержать основные характеристики инвестиционной и производственной программы инвестиционного проекта (в том числе объемы производства в натуральном и стоимостном выражении, объемы и цены реализации на внутреннем и внешнем рынках, объемы инвестиций в основной капитал, объемы привлеченных кредитов и график их погашения, объемы закупок импортной продукции).
Все риски (в том числе сырьевые, ценовые, валютные, проектные) должны быть учтены в параметрах финансовой модели.
В финансовой модели должны быть отдельно отражены расчеты расходов, доходов и финансовых потоков (CF) государства и инвестора по вновь создаваемым объектам государственной и частной собственности.
Все расчеты и прогнозы в финансовой модели должны быть осуществлены в номинальных ценах с учетом индексов-дефляторов, рассчитанных по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации: дефлятору капитальных вложений, дефлятору ВВП и индексу потребительских цен.
Финансовая модель инвестиционного проекта должна быть представлена в составе заявки на электронном носителе. Никакая часть финансовой модели не должна быть скрыта, защищена, заблокирована или иным образом недоступна для просмотра и внесения изменений. Все элементы, использующиеся при расчетах в составе формул, должны являться действующими ссылками на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), или ячейки, содержащие формулы.
10. При оценке всех видов эффективности инвестиционного проекта должны использоваться данные базового сценария прогноза.
11. Все экзогенно задаваемые прогнозные данные, необходимые для оценки эффективности муниципального инвестиционного проекта (в том числе прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации), публикуются на официальных сайтах Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации в сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.