Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Тульской области
от 20 апреля 2010 г. N 366
Программа дополнительных мер по улучшению ситуации на рынке труда
Тульской области, реализация которых осуществляется за счет
возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам
субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году
13 июля, 1 ноября 2010 г.
Паспорт программы дополнительных мер по улучшению ситуации на
рынке труда Тульской области, реализация которых осуществляется за
счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам
субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году
Наименование Программы |
Программа дополнительных мер по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области, реализация которых осуществляется за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области |
Департамент труда и занятости населения Тульской области |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2010 год |
Цель Программы |
Принятие дополнительных превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Тульской области |
Задачи Программы |
1. Стимулирование сохранения кадрового потенциала. 2. Расширение сферы занятости. 3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, организация обучения с целью сохранения занятости и трудоустройства на вновь создаваемые рабочие места |
Основные мероприятия Программы |
1. Организация общественных работ, временного трудоустройства для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения. 2. Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости. 3.Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 52,0 млн. рублей за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий из федерального бюджета, неиспользованных в 2009 году |
Целевой показатель Программы |
Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,5% и коэффициента напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан на 1 вакансию) выше 3,3 на конец 2010 года |
Показатели результативности Программы |
Организация общественных работ, временного трудоустройства для 2330 работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу. Создание не менее 616 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. Организация опережающего профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка, освоение смежных профессий, повышение квалификации) 352 работников, находящихся под угрозой увольнения |
Введение
Программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на поддержку и защиту граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под угрозой увольнения, способствующих улучшению ситуации на рынке труда.
Обозначенные в Программе цели и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда области, сложившейся в 2009 году и прогнозных оценок 2010 года.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Последствия нестабильной экономической обстановки обусловили неблагоприятное развитие ситуации в сфере занятости населения.
В январе - декабре 2009 года численность граждан, обратившихся в целях поиска работы в государственные учреждения Тульской области центры занятости населения (далее - ГУ ТО ЦЗН), увеличилась с 37,7 тыс. человек в 2008 году до 57,6 тыс. человек в 2009 году, или в 1,5 раза.
Признано безработными 40,0 тыс. человек, что в 2,1 раза больше, чем в 2008 году.
Численность безработных, зарегистрированных в ГУ ТО ЦЗН, на 1 января 2010 года составила 16,5 тыс. человек, что на 8,3 тыс. человек больше, чем на 1 января 2009 года.
В 2009 году организациями области было заявлено 53,6 тыс. вакансий, что на 20,4% меньше, чем в 2008 году.
В текущем году ситуация в сфере занятости и на рынке труда области остается напряженной. По предварительной оценке численность занятых в организациях области может сократиться на 10 тыс. человек.
По прогнозу, при благоприятном варианте развития ситуации на рынке труда области среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ТО ЦЗН, может составить 17,0 тыс. человек, при пессимистическом - 20,0 тыс. человек. Соответственно уровень регистрируемой безработицы может составить в пределах от 1,8% до 2,5%.
На 1 мая 2010 года в ГУ ТО ЦЗН состояли на учете 18,2 тыс. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них безработных граждан - 16,5 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы с начала текущего года снизился на 0,02 п.п. и на 1 мая 2010 года составил 2,08%.
Коэффициент напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан на одну вакансию) на 1 января 2010 года составлял 2,7, а на 1 мая 2010 года - 2,1.
Анализ показывает, что в 2009 году еженедельно представлялись списки на высвобождение в среднем на 346 человек. В 2010 году наблюдается увеличение численности работников, предполагаемых к высвобождению, то есть еженедельно в среднем уведомления о планируемом увольнении получают 430 человек.
В качестве безработных граждан в 2009 году еженедельно признавались в среднем 768 человек. С начала 2010 года еженедельно признаются в среднем 800 человек.
Работодателями области в 2009 году еженедельно заявлялось в среднем 1030 вакансий, а с начала текущего года банк вакансий еженедельно пополняется в среднем на 1300 вакансий.
О неблагоприятной ситуации свидетельствует и сохраняющаяся стабильность показателей неполной занятости. По состоянию на 1 января 2010 года в 195 организациях в неполной занятости находились 13,4 тыс. человек; на 1 февраля 2010 года - в 108 организациях - 11,4 тыс. человек; на 1 мая 2010 года - в 147 организациях - 8,2 тыс. человек.
До конца года предположительно около 5,0 тыс. работников могут перейти на режим неполной занятости.
Кроме этого, списки на высвобождение с мая по июль 2010 года представлены на 2,4 тыс. человек.
С начала проведения еженедельного мониторинга ситуации на рынке труда, то есть с октября 2008 года, численность работников, уволенных по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации, составила 15,5 тыс. человек, из них трудоустроено около 7,7 тыс. человек. Увольнение работников в основном производится из организаций обрабатывающих производств.
Обратились в ГУ ТО ЦЗН 12,1 тыс. человек, признаны безработными - 7,2 тыс. человек. Соответственно с начала текущего года уволено 3,4 тыс. человек, трудоустроены 1,9 тыс. человек с учетом переходящих. Обратились в ГУ ТО ЦЗН 2,9 тыс. человек, признаны безработными - 1,7 тыс. человек.
Необходимо отметить, что если в 2009 году организациями области проводились в основном реорганизационные мероприятия, то с начала текущего года причинами высвобождения является ликвидация организаций и, следовательно, уволенные работники пополнят ряды безработных. Вместе с тем, сокращенные работники относятся к категории безработных, наиболее сохраняющих мотивацию к труду, что позволит проводить результативную работу по содействию их трудоустройству на постоянную и временную работу.
Реализация антикризисных мероприятий в 2009 году оказала положительное влияние на ситуацию на рынке труда. Интенсивность реализации дополнительных мероприятий соответствует периоду снижения численности безработных и соответственно уровню безработицы в области.
В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер, способствующих улучшению ситуации на региональном и локальных рынках труда. Такими мероприятиями станут организация общественных работ и временного трудоустройства, содействие развитию самозанятости, организация опережающего профессионального обучения.
Наиболее актуальной мерой адресной поддержки жителей области в период последствий кризиса является организация общественных работ и временного трудоустройства. Такие работы планируется осуществлять для работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также для безработных и ищущих работу граждан.
Поэтому в числе приоритетов при организации работы при реализации мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства определено:
развитие форм и методов социального партнерства с работодателями всех форм собственности, профсоюзными органами, администрациями муниципальных образований;
проведение совещаний с работодателями по видам экономической деятельности;
информирование работников, безработных и ищущих работу граждан об организации общественных работ и временного трудоустройства;
проведение консультаций с гражданами, находящимися под риском увольнения, переведенными на режим неполного рабочего времени, находящимися в длительных отпусках без сохранения заработной платы и простое.
В 2010 году планируется организовать общественные работы и временное трудоустройство для 2330 граждан в организациях различных форм собственности по различным видам экономической деятельности (приложение N 1 к Программе). Общественные и временные работы будут организованы более чем по 100 видам работ, среди которых благоустройство и озеленение населенных пунктов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения, подсобные работы на ряде промышленных организаций, в сфере строительства.
Для вовлечения безработных граждан в сферу предпринимательства с целью создания дополнительных рабочих мест планируется выделить финансовую помощь 616 клиентам центров занятости населения, открывшим свое дело. Предполагаемые виды деятельности и численность участников в разрезе городов и районов области приведены в приложении N 2 к Программе.
Одним из наиболее эффективных направлений предупреждения и снижения уровня безработицы, поддержки и развития кадрового потенциала предприятий является организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.
Опережающее профессиональное обучение планируется осуществлять для работников, которым необходимо изменить профессию (специальность), род занятий, повысить квалификацию в связи:
с отсутствием подходящей работы по имеющимся у них профессиям (специальностям), уровню квалификации в данной организации;
с потребностью других организаций в работниках, владеющих профессиями высоких квалификационных разрядов, востребованными на региональном рынке труда.
В качестве основных принципов организации опережающего профессионального обучения определены:
организация обучения с целью сохранения занятости и трудоустройства на вновь создаваемые рабочие места;
учет имеющихся навыков трудовой деятельности и образовательного потенциала;
многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения.
Опережающее профессиональное обучение будет проводиться в виде профессиональной подготовки, переподготовки, освоения смежных профессий, повышения квалификации по очной, вечерней, групповой и индивидуальной формам обучения, с отрывом или без отрыва от производства.
Опережающее профессиональное обучение планируется организовать для 352 граждан по 44 профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда (приложение N 3 к Программе).
Учебная база для организации опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под угрозой увольнения, включает учебные заведения начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования, профильные ресурсные центры, а также учебно-производственную базу организаций Тульской области (приложение N 4 к Программе).
Выполнение задач, определенных Программой, послужит обеспечению социальных гарантий гражданам и позволит снизить напряженность на областном рынке труда.
2. Перечень задач и мероприятий Программы
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
|
Задача 1. Стимулирование сохранения кадрового потенциала | |||
1.1. Организация общественных работ, временного трудоустройства для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию) |
|
1.1.1. Заключение договоров с работодателями по организации совместной деятельности для проведения общественных работ, временного трудоустройства |
2010 год |
ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию) |
|
1.1.2. Проведение информационно-разъяснительной работы по организации общественных работ, временного трудоустройства для работников, находящихся под угрозой увольнения, безработных и ищущих работу граждан |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН |
|
Задача 2. Расширение сферы занятости | |||
2.2. Содействие самозанятости безработных граждан |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН |
|
2.2.1. Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам самозанятости |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, структуры поддержки малого предпринимательства Тульской области, администрации муниципальных образований |
|
2.2.2. Заключение договоров с безработными гражданами, открывшими собственное дело, на выделение средств субсидий федерального бюджета |
2010 год |
ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию) |
|
2.2.3. Проведение информационно-разъяснительной работы по оказанию государственной услуги по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН |
|
Задача 3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, организация обучения с целью сохранения занятости и трудоустройства на вновь создаваемые рабочие места | |||
3.3. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, департамент образования Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, работодатели |
|
3.3.1. Оказание информационно-консультационных услуг работникам, находящимся под угрозой увольнения: размещение в средствах массовой информации, на интернет-сайтах материалов о порядке и правилах участия организаций и граждан в опережающем профессиональном обучении; участие в радиопередачах по вопросам опережающего профессионального обучения; проведение для работников организаций встреч и консультаций по вопросам осуществления опережающего профессионального обучения |
2010 год |
Департамент труда и |
|
занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН | |||
3.3.2. Заключение договоров для организации опережающего профессионального обучения: профессиональной подготовки, переподготовки, освоения смежных профессий, повышения квалификации |
2010 год |
ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию), образовательные учреждения (по согласованию) |
|
Задача 4. Общепрограммные мероприятия | |||
4.1. Осуществление еженедельного мониторинга реализации Программы в муниципальных образованиях и по направлениям деятельности |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН |
|
4.2. Анализ данных мониторинга и подготовка прогнозных расчетов по реализации Программы для внесения в нее корректировок (при необходимости) |
Ежемесячно в течение 2010 года |
Департамент труда и занятости населения Тульской области |
|
4.3. Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых центрами занятости населения, и дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН |
|
4.4. Проведение заседаний трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; координационных комитетов содействия занятости населения; заседаний объединений кадровиков по вопросам реализации программных мероприятий |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию) |
|
4.5. Осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы и расходованием выделенных финансовых средств |
2010 год |
Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН |
3. Механизм реализации мероприятий Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, организуется в соответствии с договорами, заключаемыми ГУ ТО ЦЗН с работодателями.
Работодателями могут являться организации различных форм собственности, а общественные работы и временное трудоустройство могут быть организованы по различным видам экономической деятельности.
Параметры мероприятий Программы по организации общественных работ и временного трудоустройства (перечень организаций, численность участников, виды деятельности, профессии (специальности), объемы финансирования) могут корректироваться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Организация мероприятий по содействию самозанятости осуществляется для граждан, признанных безработными в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Предоставление субсидии на организацию собственного дела будет осуществляться при предоставлении безработным гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с договорами, заключаемыми ГУ ТО ЦЗН с безработным гражданином, организующим свое дело.
Параметры мероприятий Программы по содействию самозанятости (численность участников, направления предпринимательской деятельности и объемы финансирования) могут корректироваться в зависимости от экономической ситуации и возникающей дополнительной потребности участия граждан в данном направлении работы.
Опережающее профессиональное обучение организуется согласно договорам, заключаемым государственными учреждениями Тульской области центрами занятости населения с работодателями, образовательными учреждениями.
Профессиональная подготовка, переподготовка, освоение смежных профессий, повышение квалификации проводятся на базе учебных заведений начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования, профильных ресурсных центров, а также на учебно-производственной базе организаций.
Отбор учебных заведений осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Параметры мероприятий Программы по опережающему профессиональному обучению (перечень организаций и образовательных учреждений, численность участников, профессии, специальности и направления опережающего профессионального обучения, объемы финансирования) могут корректироваться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Условия предоставления и расходования финансовых средств на мероприятия по организации общественных работ и временного трудоустройства, содействию самозанятости, по организации опережающего профессионального обучения устанавливает администрация области.
4. Финансирование мероприятий Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджету Тульской области, неиспользованных в 2009 году, потребность в которых признана обоснованной и согласована при рассмотрении заявок субъектов Российской Федерации на заседании Комиссии Федеральной службы по труду и занятости по рассмотрению сумм неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных в отчетном финансовом году из федерального бюджета бюджету Тульской области в форме субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тульской области, вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Общий объем финансирования Программы в 2010 году составит 52000 тыс. рублей из средств субсидий федерального бюджета.
Распределение объемов финансирования приводится в приложении N 5 к Программе.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету Тульской области,
на мероприятия по организации общественных работ, временного
трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу,
а также работников в случае угрозы увольнения
Средства, необходимые для организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения определяются по формуле:
Si obrab = Pi obrab x Ni obrab x Fi obrab,
где:
Si obrab - размер субсидии на мероприятие по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения;
Pi obrab - размер возмещения работодателю затрат на оплату труда участников мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения, составляющий в месяц не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
Ni obrab - количество рабочих мест для трудоустройства участников мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения;
Fi obrab - период участия в общественных работах, временном трудоустройстве, средняя продолжительность которого не может превышать 3 месяцев.
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Всего |
1. Минимальный размер оплаты труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, Pi obrab |
руб. |
5464,5 |
2. Численность участников мероприятия, Ni obrab |
чел. |
2330 |
3. Период участия в общественных работах, временном трудоустройстве, Fi obrab |
мес. |
1 |
4. Размер субсидии на мероприятие по организации общественных работ, временного трудоустройства, Si obrab из средств федерального бюджета |
тыс. руб. |
12732,3 |
Размер субсидии, предоставляемой бюджету Тульской области,
на мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан
Средства, необходимые для содействия самозанятости безработных граждан, определяются по формуле:
Si sodpred = Pi sodpred x Ni sodpred,
где:
Si sodpred - размер субсидии на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан;
Pi sodpred - сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице;
Ni sodpred - численность безработных, открывших собственное дело.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету Тульской области,
на мероприятия по организации опережающего профессионального
обучения работников, находящихся под угрозой увольнения
Средства, необходимые для организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, определяются по формуле:
Si opob = Pi opob х Ni opob,
где:
Si opob - размер субсидии на мероприятие по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения;
Pi opob - средняя стоимость курса обучения, скорректированная на уровень инфляции, установленный на 2010 год.
8146 руб. = 3592 руб. х 1,134 х 2 мес.
3592 руб. - средняя стоимость обучения за месяц, сложившаяся в 2010 году;
1,134 - уровень инфляции;
2 мес. - средняя продолжительность курса обучения;
Ni opob - численность участников мероприятия по опережающему профессиональному обучению.
Si opob = 8146 руб. х 352 чел. = 2867,3 тыс. руб.
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Всего |
1. Численность участников мероприятия, Ni opob |
чел. |
352 |
2. Средняя стоимость курса обучения при средней продолжительности обучения 2 месяца, Pi opob |
руб. |
8146,0 |
3. Размер финансирования мероприятия, Si opob из средств федерального бюджета |
тыс. руб. |
2867,3 |
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, за счет трудоустройства на временные рабочие места.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
2330 работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, за счет организации общественных работ и временного трудоустройства;
616 человек в сфере малого бизнеса и самозанятости;
352 граждан, завершивших опережающее профессиональное обучение.
В результате будет поддержана доходная часть бюджетов всех уровней за счет произведенных налоговых отчислений с фонда оплаты труда работников.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в области. Численность безработных граждан к концу 2010 года не превысит 20 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит не выше 2,5% от численности экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда не превысит 3,3.
6. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2010 год.
Мероприятия Программы будут реализованы в два этапа (I этап - май-август 2010 года, II этап - сентябрь-декабрь 2010 года).
Реализация мероприятий Программы будет носить оперативный характер и зависеть от социально-экономической ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.