Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления и участия населения
в осуществлении местного самоуправления
Статья 24. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно населением муниципального образования вопросов местного значения проводится местный референдум.
2. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
3. Обязательному вынесению на местный референдум подлежат:
1) вопросы возможности строительства на территории муниципального образования объектов, наносящих вред жизни и здоровью населения или окружающей среде;
2) вопросы введения и использования средств самообложения граждан;
3) иные вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум, предусмотренные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тульской области и законами Тульской области.
4. Решение о назначении местного референдума принимается Собранием представителей муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, Уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
Пункт 3 части 4 статьи 24 главы 6 настоящего Устава утрачивает силу по истечении полномочий Собрания представителей муниципального образования, избранного на муниципальных выборах 30 октября 2005 г.
3) по инициативе Собрания представителей муниципального образования и главы муниципального образования, выдвинутой ими совместно;
Пункт 3.1 части 4 статьи 24 главы 6 настоящего Устава вступает в силу по истечении полномочий Собрания представителей муниципального образования, избранного на муниципальных выборах 30 октября 2005 г.
3.1) по инициативе Собрания представителей муниципального образования и главы администрации муниципального образования, выдвинутой ими совместно.
Часть 5 статьи 24 главы 6 настоящего Устава утрачивает силу по истечении полномочий Собрания представителей муниципального образования, избранного на муниципальных выборах 30 октября 2005 г.
5. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Тульской области и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в части 4 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Тульской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Собранием представителей муниципального образования и главой муниципального образования, оформляется правовыми актами Собрания представителей муниципального образования и главы муниципального образования.
Часть 5.1 статьи 24 главы 6 настоящего Устава вступает в силу по истечении полномочий Собрания представителей муниципального образования, избранного на муниципальных выборах 30 октября 2005 г.
5.1. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Тульской области и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в части 4 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Тульской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Собранием представителей муниципального образования и главой администрации муниципального образования, оформляется правовыми актами Собрания представителей муниципального образования и главы администрации муниципального образования.
6. Собрание представителей муниципального образования обязано назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Собрание представителей муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае если местный референдум не назначен Собранием представителей муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Тульской области, избирательной комиссии Тульской области или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется администрацией Тульской области или органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
7. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
8. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления муниципального образования.
9. Органы местного самоуправления муниципального образования обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
10. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления муниципального образования, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
11. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области.
Статья 25 главы 6 настоящего Устава утрачивает силу по истечении полномочий Собрания представителей муниципального образования, избранного на муниципальных выборах 30 октября 2005 г.
Статья 25. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы депутатов Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования назначаются Собранием представителей муниципального образования прежнего созыва. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Срок, на который избирается Собрание представителей муниципального образования, глава муниципального образования, исчисляется со дня его избрания. Днем избрания Собрания представителей муниципального образования является день голосования, в результате которого оно было избрано в правомочном составе.
Решение о назначении выборов депутатов Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, Собрания представителей муниципального образования или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность представительного органа муниципального образования, выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
4. День голосования на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования, главы муниципального образования определяются в соответствии с федеральным законом.
5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области.
6. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 25-1. Исключена.
См. текст статьи 25-1 главы 6
Статья 26 главы 6 настоящего Устава утрачивает силу по истечении полномочий Собрания представителей муниципального образования, избранного на муниципальных выборах 30 октября 2005 г.
Статья 26. Голосование по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования
1. Голосование по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом, законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом положений настоящего Устава.
2. Основаниями для отзыва депутата Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является также основанием для отзыва главы муниципального образования.
3. Процедура инициирования отзыва депутата Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования должна включать следующие этапы:
1) направление документов, подтверждающих наличие оснований для отзыва депутата Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования, в избирательную комиссию муниципального образования;
2) регистрация инициативной группы;
3) сбор подписей в поддержку требования инициативной группы;
4) проверка подписей в подписных листах;
5) направление подписных листов в Собрание представителей муниципального образования;
6) принятие решения Собранием представителей муниципального образования по вопросу голосования об отзыве главы муниципального образования, депутата Собрания представителей муниципального образования.
4. Условием назначения голосования по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается равным количеству подписей участников референдума, установленному законом Тульской области для поддержки инициативы проведения местного референдума.
5. Собрание представителей муниципального образования назначает голосование по отзыву депутата, главы муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в Собрание представителей муниципального образования документов, на основании которых назначается соответствующее голосование.
6. Депутат Собрания представителей муниципального образования, глава муниципального образования имеют право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе в рамках бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, предоставляемой в муниципальных средствах массовой информации.
7. Депутат Собрания представителей муниципального образования, глава муниципального образования считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в соответствующих избирательных округах.
8. Итоги голосования по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 26-1. Исключена.
См. текст статьи 26-1 главы 6
Статья 27. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования
1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом Тульской области по инициативе населения, органов местного самоуправления муниципального образования, органов государственной власти Тульской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления муниципального образования, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления муниципального образования, органов государственной власти.
Закон Тульской области об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального образования, в период кампании местного референдума.
2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования назначается Собранием представителей муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом положения федерального закона, закона Тульской области, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления муниципального образования, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
3. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования считается полученным, если за указанное изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
4. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 28. Правотворческая инициатива граждан
1. Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления муниципального образования проекты муниципальных правовых актов.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан муниципального образования, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления муниципального образования, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции Собрания представителей муниципального образования, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 29. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Собранием представителей муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания представителей муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания представителей муниципального образования, назначаются Собранием представителей муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
3. На публичные слушания должны выноситься:
Решением Собрания представителей муниципального образования Куркинский район Тульской области от 25 июня 2008 г. N 23-1 в пункт 1 части 3 статьи 29 главы 6 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
1) проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменении в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении;
Решением Собрания представителей муниципального образования Куркинский район Тульской области от 16 мая 2012 г. N 23-2 в пункт 3 части 3 статьи 29 главы 6 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты правил благоустройства территории, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Решением Собрания представителей муниципального образования Куркинский район Тульской области от 16 мая 2012 г. N 23-2 в часть 4 статьи 29 главы 6 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Статья 30. Собрание граждан муниципального образования
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Собрания представителей муниципального образования, главы муниципального образования.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе Собрания представителей муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно Собранием представителей муниципального образования или Главой муниципального образования.
4. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Собранием представителей муниципального образования в следующем порядке:
1) население муниципального образования реализует свое право на инициативу по проведению собрания граждан через инициативную группу, которая формируется из числа граждан, обладающих избирательным правом на данной территории, численностью не менее 10 человек;
2) инициативная группа представляет в Собрание представителей муниципального образования:
а) заявление о назначении собрания граждан с указанием вопросов, выносимых на обсуждение, и обоснованием необходимости их рассмотрения на собрании граждан, подписанное председателем инициативной группы;
б) протокол заседания инициативной группы граждан, на котором было принято решение о выдвижении инициативы по проведению собрания граждан, с указанием вопросов, выносимых на обсуждение, подписанный всеми членами инициативной группы.
В протоколе также указываются предложения о дате, времени, месте и территории, в пределах которой предлагается провести собрание граждан;
в) список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, паспортных данных и телефонов членов инициативной группы;
3) документы, указанные в пункте 2 части 4 настоящей статьи, представляются в Собрание представителей муниципального образования в течение 5 дней после заседания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы по проведению собрания граждан.
Собрание представителей муниципального образования обязано назначить собрание граждан в течение 30 дней со дня поступления документов, либо отклонить инициативу населения о созыве собрания граждан в случае нарушения порядка, установленного пунктом 2 части 4 настоящей статьи.
Решение об отказе в проведении собраний граждан по инициативе населения должно быть мотивированным.
5. Решение об отказе в проведении собраний граждан по инициативе населения может быть обжаловано в установленном законом порядке.
6. Решение Собрания представителей муниципального образования о назначении собрания граждан либо об отказе в назначении собрания граждан по инициативе населения подлежит опубликованию (обнародования).
7. Отказ Собрания представителей муниципального образования о назначении собрания граждан по инициативе населения не является препятствием для повторной подачи документов после устранения нарушений, вызвавших отказ.
8. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления муниципального образования, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования.
9. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
10. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Собрания представителей муниципального образования.
11. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 31. Конференция граждан (собрание делегатов) муниципального образования
1. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Собрания представителей муниципального образования, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференций граждан (собрания делегатов), избрания делегатов, а также полномочия конференции граждан (собрания делегатов), порядок опубликования (обнародования) итогов проведения конференции (собрания делегатов) определяются нормативными правовыми актами Собрания представителей муниципального образования.
3. Итоги проведения конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 32. Опрос граждан муниципального образования
1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Собрания представителей муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Тульской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовыми актами Собрания представителей муниципального образования.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Собранием представителей муниципального образования. В нормативном правовом акте Собрания представителей муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении его по инициативе Собрания представителей муниципального образования или главы муниципального образования;
2) за счет средств бюджета Тульской области - при проведении его по инициативе органов государственной власти Тульской области.
Статья 33. Обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления муниципального образования.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращения граждан должностные лица местного самоуправления муниципального образования законом несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Другие формы непосредственного осуществления населением муниципального образования местного самоуправления и участие в его осуществлении
1. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иным федеральным законам и законам Тульской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.