Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Тульской области
от 17 мая 2011 г. N 400
Концепция
долгосрочной целевой программы "Повышение качества жизни
старшего поколения Тульской области на 2011-2015 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
Современная демографическая ситуация в Тульской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.
В перспективе старение населения повлияет на возрастную структуру общества и приведет к дальнейшему увеличению доли пожилых людей в общей численности населения Тульской области. При этом опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.
Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией. Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения.
Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2008 года в Тульской области составляла 22,5 процента и была самой высокой в стране (Российская Федерация - 17,2 процента; Центральный федеральный округ - 20 процентов). Удельный вес населения пенсионного возраста в регионе на начало 2008 года являлся также самым высоким в стране (26,9 процента), существенно превосходя показатели по Российской Федерации (21 процент) и по Центральному федеральному округу (23,9 процента).
Удельный вес населения пенсионного возраста на начало 2010 года составил 27,4 процента, что существенно превышает показатели по Российской Федерации (21,6 процента) и по Центральному федеральному округу (24,4 процента).
Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым сложно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях.
Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.
Социальную поддержку пожилых людей оказывают 45 учреждений системы социальной защиты населения Тульской области различного профиля, в том числе 13 домов-интернатов, 30 полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, 2 специализированных учреждения для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно в различных отделениях полустационарного типа социальные услуги получают около 9000 человек. Почти 14 тысяч пенсионеров, частично утративших способность к самообслуживанию, получают надомные услуги. В домах-интернатах проживает около 3000 человек, в том числе более 1200 граждан пожилого возраста. Более 50 процентов составляют лица старше 70 лет, причем увеличивается количество долгожителей - граждан старше 85 лет.
Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой частью политики администрации Тульской области.
Состояние материально-технической базы действующих домов-интернатов региона в целом позволяет удовлетворять потребности населения в социальных услугах и повышать их качество. Это стало возможным благодаря обновлению устаревших основных фондов и внедрению современного технологического и медицинского оборудования за счет установки приборов учета, контроля и регулирования расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, обязательного применения процедуры конкурсного отбора при закупках лекарственных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, повышения квалификации медицинского и обслуживающего персонала.
Вместе с тем, требуют решения проблемы в сфере медико-социального обслуживания пожилых людей. Спрос на медико-социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания и здравоохранения, в настоящее время удовлетворен не полностью.
Это обусловлено значительной численностью пожилых людей с выраженной социальной недостаточностью, экономической зависимостью и неудовлетворительным состоянием здоровья.
За период с 2003 по 2009 год численность жителей области сократилась на 104,4 тыс. человек. Сокращение численности населения области происходит, в основном, за счет естественной убыли, которая обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации - в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе - в 1,4 раза).
В структуре смертности населения большой удельный вес составляет показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (1221,0 на 100,0 тыс. населения), что в основном характерно для пациентов старших возрастов. Указанный показатель превышает средний показатель по Российской Федерации на 25 процентов.
В регионе сформировалась устойчивая очередь на надомное и стационарное социальное обслуживание.
Впервые очередность на получение места в дома-интернаты значительно выросла в 2008 году в связи с тем, что в результате пожара в 2007 году прекратило свое существование государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Чернский дом-интернат для инвалидов и престарелых" на 320 мест. На 1 января 2008 года в получении места в дом-интернат нуждалось 30 граждан пожилого возраста и инвалидов, в 2009 году - 170, в 2010 году - 180 человек. В настоящее время в листе ожидания путевки в дома-интернаты находятся более 280 заявлений.
Это явление имеет тенденцию к росту в связи с проводимым в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2012 годы сокращением коек в отделениях (палатах) сестринского ухода. К закрытию планируется 822 койко-места в 32 муниципальных учреждениях здравоохранения. По состоянию на 10 сентября 2010 года в указанных лечебных учреждениях проживало 645 человек. Большинство находящихся в отделениях сестринского ухода лиц страдают хроническими заболеваниями, утратили родственные и социальные связи, не имеют жилья, то есть нуждаются в социальном обслуживании в условиях дома-интерната. Рост очереди на данные услуги может увеличить срок ожидания путевки до 18 - 24 месяцев.
Наличие очередности, ожидание места в течение продолжительного времени вступает в противоречие с основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статьей 3 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" законодательно закреплена ответственность органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав указанной категории граждан в сфере социального обслуживания.
Особого внимания требует проблема совершенствования оказания пожилым людям медицинской помощи с целью увеличения средней продолжительности жизни и снижения темпов преждевременной смертности. Граждане в возрасте 70-75 лет имеют в среднем до семи различных хронических заболеваний, в том числе психоневрологических. Так, среди лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, более 64 процентов составляют граждане старше 65-летнего возраста. Все они нуждаются в постоянной медицинской помощи и уходе. Из поступивших в 2010 году граждан на постельном режиме находилось 47 процентов пенсионеров (в 2009 году - 49 процентов, в 2008 году - 47 процентов).
Остается актуальной задача решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысоким доходом данной категории граждан, особенно проживающих в отдаленной сельской местности, и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты). Среди пожилых людей наблюдается низкая социальная активность.
Таким образом, социально-экономические проблемы граждан пожилого возраста носят комплексный характер, их решение требует координации деятельности органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области, широкой общественности.
Целевую группу, которую планируется охватить программными мероприятиями, составляют 10500 пожилых граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Тульской области и обслуживаемых в полустационарных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области, в том числе 500 человек, проживающих в семьях. Это составляет более 80 процентов от числа граждан пожилого возраста, обратившихся в учреждения социального обслуживания населения Тульской области за социальной поддержкой.
Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов повышения качества жизни пожилых граждан в Тульской области в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа) позволит обеспечить комплексное решение проблемы социальной поддержки указанной категории жителей региона, расширить сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста Тульской области, повысить эффективность действующих учреждений Тульской области путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг.
2. Цели, задачи, основные мероприятия и сроки реализации
долгосрочной целевой программы
Целью Программы будет являться формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга.
Для реализации цели Программы следует решить следующие задачи:
оптимизация, расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области;
совершенствование форм предоставления гражданам пожилого возраста социальной поддержки;
поддержание активной жизненной позиции и социального долголетия граждан пожилого возраста.
Достижение поставленных задач планируется осуществить в ходе реализации следующих основных мероприятий Программы:
1. Укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области:
строительство, капитальный ремонт и реконструкция зданий и инженерных сооружений учреждений социального обслуживания населения Тульской области;
оснащение специальным автомобильным транспортом учреждений социального обслуживания населения Тульской области, в том числе для организации работы мобильных бригад.
2. Совершенствование форм социальной поддержки граждан пожилого возраста:
расширение сети социальных магазинов и организация торгового обслуживания граждан пожилого возраста в целях обеспечения ценовой доступности основных продуктов питания для малообеспеченных групп населения, в том числе в отдаленных населенных пунктах;
повышение квалификации медицинских работников учреждений социального обслуживания населения Тульской области по вопросам геронтологии.
3. Организация досуга граждан пожилого возраста:
организация массовых культурно-развлекательных мероприятий с учетом потребностей граждан пожилого возраста;
развитие волонтерского и тимуровского движений;
организация работы информационно-компьютерного центра по обучению граждан пожилого возраста первичной компьютерной грамотности;
организация работы курсов "Третий возраст".
Программа будет реализовываться в один этап с 2011 по 2015 годы.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Государственный заказчик Программы - департамент социального развития Тульской области.
Исполнителями мероприятий Программы являются: департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент культуры Тульской области, департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике, департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, государственное учреждение капитального строительства "ТулоблУКС" (по согласованию), подведомственные департаменту социального развития Тульской области, департаменту культуры Тульской области государственные учреждения Тульской области (по согласованию), органы местного самоуправления Тульской области (по согласованию).
Объем финансирования мероприятий Программы из бюджета Тульской области составит 303,160 млн. рублей.
Общие затраты на реализацию Программы представлены в таблице.
Наименование ресурсов |
Единица |
Потребность |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Финансовые ресурсы: |
млн. руб. |
303,160 |
2,520 |
52,105 |
67,060 |
95,960 |
85,515 |
бюджет области, в том числе: |
млн. руб. |
303,160 |
2,520 |
52,105 |
67,060 |
95,960 |
85,515 |
капитальные вложения |
млн. руб. |
263,600 |
1,000 |
29,900 |
57,700 |
90,000 |
85,000 |
прочие расходы |
млн. руб. |
39,560 |
1,520 |
22,205 |
9,360 |
5,960 |
0,515 |
Основными направлениями финансирования Программы являются капитальные вложения:
реконструкция здания по адресу: Тульская область, г. Белев, ул. Пролетарская, д. 7, для размещения государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Белевский дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов" на 95 мест;
строительство спального корпуса на 50 мест в государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения "Тульский психоневрологический интернат";
реконструкция здания учебного корпуса государственного образовательного учреждения Тульской области "Крапивенская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида" в целях организации на ее базе стационарного учреждения социального обслуживания населения на 250 мест;
реконструкция здания учебного корпуса муниципального образовательного учреждения "Николо-Жупанская основная общеобразовательная школа Одоевского района" в целях организации на ее базе стационарного учреждения социального обслуживания населения на 90 мест;
строительство пищеблока на 50 мест и инженерных сетей в государственном учреждении Тульской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г. Тулы".
Государственный заказчик:
организует взаимодействие исполнителей мероприятий Программы;
ежегодно уточняет состав программных мероприятий, плановые значения показателей (при необходимости), механизм реализации Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год;
проводит мониторинг реализации Программы в соответствии с установленным порядком.
Органы исполнительной власти Тульской области - исполнители мероприятий Программы в рамках своей компетенции обеспечивают выполнение мероприятий Программы, ежеквартально осуществляют мониторинг мероприятий и направляют сведения государственному заказчику для составления отчетов о реализации Программы.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Реализация Программы позволит достичь к 2015 году следующих показателей:
ввести в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта здания, помещения, инженерные сети и сооружения в 10 учреждениях социального обслуживания населения Тульской области;
создать 363 места в стационарных учреждениях социального обслуживания Тульской области;
улучшить бытовые условия проживания в 8 учреждениях социального обслуживания Тульской области, в том числе: построить столовую, заменить систему канализации, провести капитальный ремонт жилых помещений в полустационарных учреждениях социального обслуживания; за счет ввода в эксплуатацию новых зданий организовать современные кабинеты медико-социального назначения и бытовые комнаты в действующих стационарных учреждениях социального обслуживания;
провести 50 мероприятий по оказанию помощи гражданам пожилого возраста с привлечением волонтеров и представителей тимуровского движения;
провести 25 массовых культурно-развлекательных мероприятий с учетом потребностей граждан пожилого возраста;
обучить навыкам работы на персональном компьютере 50 граждан пожилого возраста в информационно-компьютерном центре;
провести цикл лекций по вопросам пенсионного и социального законодательства на курсах "Третий возраст" для 125 граждан пожилого возраста.
Программа носит социальную направленность, результаты реализации мероприятий окажут влияние на повышение уровня жизни населения Тульской области старшего возраста.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 17 мая 2011 г. N 400 "О разработке долгосрочной целевой программы "Повышение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.