Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 25 апреля 2009 г. N 269
Концепция
долгосрочной целевой программы по улучшению положения детей
в Тульской области на 2009-2012 годы
13 января, 3 сентября 2010 г.
Постановлением Администрации Тульской области от 13 января 2010 г. N 18 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области численность детей в возрасте от 0 до 17 лет по состоянию на 01.01.2009 составила 237,7 тыс. чел. или 15,3% от общей численности населения (1553,1 тыс. чел.). За период с 2006 по 2008 годы численность детского населения области уменьшилась на 12953 чел. или на 5,2%.
В условиях неблагоприятной демографической ситуации создание условий для повышения качества жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений социальной политики в Тульской области.
Благодаря целенаправленной деятельности по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка достигнуто улучшение некоторых важнейших показателей.
Внедрение современных методов диагностики состояния плода и матери позволило снизить уровень материнской и младенческой смертности в регионе. По сравнению с 2007 годом уровень младенческой смертности снизился на 17%, уровень материнской смертности - на 7,2%.
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) |
8,1 | 9,4 | 7,6 |
Общая заболеваемость детей от 0 до 17 лет (на 1000 детского населения) |
2194 | 2183 | 2175 |
По сравнению с 2006 годом уменьшилась заболеваемость детей первого года жизни на 4,7%.
За последние три года на 14,4% снизилось количество детей-инвалидов по всем возрастным группам.
По состоянию на 01.01.2009 в области зарегистрировано 5050 инвалидов в возрасте до 18 лет (2006 год - 5854 чел., 2007 год - 5259 чел., 2008 год - 5152 чел.).
В целях снижения детской инвалидности в первую очередь должны быть реализованы мероприятия по ее профилактике: диагностика наследственных заболеваний, УЗИ-скрининг беременных, повышение эффективности медицинских мероприятий по выхаживанию недоношенных новорожденных, оснащение техническими средствами реабилитации лечебно-профилактических учреждений, проведение комплекса реабилитационно-восстановительных мероприятий детям, страдающим хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющим.
На протяжении ряда лет осуществляются системные меры по социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в окружающую социальную среду, улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами.
Так, палаточный лагерь для детей-инвалидов "Мыс доброй надежды" на протяжении 8 лет ежегодно оказывает реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. Проведение областных фестивалей творчества детей-инвалидов и спортивных праздников способствует преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами, социальной интеграции детей-инвалидов в среду сверстников.
Для воспитания и обучения детей данной категории в соответствии с их способностями и возможностями в области создана и развивается система специального (коррекционного) образования, которая в адекватной здоровью детей форме обеспечивает их социальную адаптацию и интеграцию в общество.
В интернатных учреждениях области проживает 9,7% детей-инвалидов от общего числа детей данной категории. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов позволит повысить эффективность реабилитационных мероприятий и увеличить спектр социальных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы удалось стабилизировать ситуацию с семейным неблагополучием и детской безнадзорностью. В 2007 году количество безнадзорных детей составляло 4705 чел., в 2008 году - 4466 чел.
Снижается уровень правонарушений, совершенных детьми и подростками: в 2006 году с участием несовершеннолетних было совершено 1453 правонарушения, в 2007 году - 1167, в 2008 году - 1010.
В области создано 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальный центр социальной помощи семье и детям, а также 5 отделений для несовершеннолетних в составе комплексных центров социального обслуживания населения.
Большинство центров нуждаются в капитальном и текущем ремонте, замене мебели, оборудования и инвентаря.
По состоянию на 01.01.2009 в области насчитывается (без учета усыновленных) 5850 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 6235 чел., 2006 год - 6610 чел.). Около 60% из них находятся под опекой (попечительством) в семьях, более 15% воспитываются приемными родителями, однако более 1500 детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Это требует создания условий для совершенствования медицинского обслуживания и охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их полноценного развития, воспитания и социальной адаптации.
Сложилась определенная система работы с одаренными детьми.
Одним из приоритетных направлений, создающих условия для повышения качества образования детей, высокомотивированных к учебной деятельности, учащихся с определившимися интересами и склонностями, является проведение всероссийской и иных олимпиад школьников.
Учащиеся - участники федерального (окружного) и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников ежегодно показывают свою конкурентоспособность не только на областном, но и на российском уровне. Так, из 68 победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2008 году 27 стали победителями и призерами заключительного этапа олимпиады.
Большую роль в подготовке талантливой молодежи к участию в различных олимпиадах играет научно-исследовательская деятельность, которую педагогические коллективы общеобразовательных учреждений осуществляют совместно с преподавательским составом учреждений высшего профессионального образования. Поощрение педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников на различных олимпиадах, будет способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала области.
Непременными условиями для полноценного развития детей является повышение роли материнства и отцовства в воспитании подрастающего поколения.
В рамках Года семьи были предприняты значимые усилия, направленные на повышение общественного статуса семьи и возрождение семейных традиций.
В 2008 году был проведен областной конкурс "Отцовство - долг и дар", лауреатами которого стали 50 отцов - продолжателей семейных династий, обеспечивающих условия для гармоничного развития детей, воспитывающих патриотов своей страны и родного края.
60 многодетных матерей, достойно воспитывающих своих детей, были удостоены областной награды - Почетный знак Тульской области "Материнская слава".
Стали традиционными мероприятия, посвященные Международному дню семьи и Дню матери.
Вместе с тем, еще сохраняются кризисные явления в семье как социальном институте: достаточно высок процент разводов, растет число детей, рожденных вне брака.
Повышение статуса и ценности семьи в обществе, роли материнства и отцовства в воспитании подрастающего поколения является непременным условием для полноценного развития детей. Мероприятия, направленные на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, будут способствовать укреплению института семьи, устранению таких асоциальных явлений как социальное сиротство и безнадзорность несовершеннолетних.
Социальная значимость проблем, связанных с положением детей в Тульской области, определяет необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья; поддержку одаренных детей.
Реализация долгосрочной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2012 годы (далее - Программа) будет способствовать созданию условий для повышения качества жизни и здоровья детей, а также совершенствованию сложившейся системы реализации социальной политики в отношении детей на территории Тульской области.
Ориентировочный размер целевых групп, который планируется охватить программными мероприятиями:
5500 женщин в период беременности и послеродовой период ежегодно;
1440 детей-инвалидов, получающих услуги по социальной реабилитации, ежегодно;
5700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих услуги по социальной реабилитации, ежегодно;
10000-13000 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получающих услуги по социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, ежегодно;
21000 несовершеннолетних, получающих услуги по профессиональной ориентации, ежегодно;
660 участников мероприятий, проводимых в целях повышения статуса семьи, ежегодно.
Постановлением Администрации Тульской области от 13 января 2010 г. N 18 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели, задачи, основные мероприятия и сроки реализации
долгосрочной целевой программы
Целью Программы является улучшение положения детей в Тульской области за счет дальнейшего развития государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, а также семей, имеющих несовершеннолетних детей.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
расширение спектра и повышение качества государственных услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми в сфере здравоохранения;
совершенствование процесса предоставления государственных услуг по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы мер по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для образования детей, высокомотивированных к учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей одаренных детей;
повышение социального статуса семьи.
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий в рамках шести подпрограмм.
В рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
профилактику и лечение патологии беременных;
дооснащение отделений реанимации и интенсивной терапии современным оборудованием и аппаратурой;
укрепление материально-технической базы детских учреждений здравоохранения.
В рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
повышение эффективности профилактики детской инвалидности;
развитие сети учреждений для детей-инвалидов;
организацию социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов;
профессиональную ориентацию и трудоустройство детей-инвалидов.
В рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
выявление семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им адресной социальной помощи;
профессиональную ориентацию, обучение и трудоустройство несовершеннолетних;
укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
научно-методическое обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В рамках подпрограммы "Дети-сироты" предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
совершенствование медицинского обслуживания и охрану здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках подпрограммы "Одаренные дети" предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
поощрение учащихся общеобразовательных учреждений - победителей и призеров всероссийской и иных олимпиад школьников;
поощрение педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников, участвующих во всероссийской и иных олимпиадах школьников.
В рамках подпрограммы "Поддержка семьи" предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
повышение статуса и роли семьи в обществе;
поддержку воспитательного потенциала семьи и развитие ее социализирующей функции.
Срок реализации Программы - 2009-2012 годы. Программа реализуется в 1 этап.
Постановлением Администрации Тульской области от 3 сентября 2010 г. N 825 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Финансовое обеспечение Программы планируется за счет средств федерального бюджета, бюджета Тульской области и внебюджетных источников.
Наименование ресурсов |
Потребность (тыс. руб.) | ||||
Всего | в том числе по годам | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Всего: | 203520,5 | 65567,5 | 133214, 0 |
2414,0 | 2325,0 |
федеральный бюджет | 16434.8 | 16434,8 | - | - | - |
в том числе: | |||||
капитальные вложения* | 16434,8 | 16434,8 | - | - | - |
бюджет Тульской области | 186125,7 | 48892,7 | 132974, 0 |
2174,0 | 2085,0 |
в том числе: | |||||
капитальные вложения* | 176680,0 | 45980,0 | 130700, 0 |
- | - |
прочие | 9445,7 | 2912,7 | 2274,0 | 2174,0 | 2085,0 |
внебюджетные источники | 960,0 | 240,0 | 240,0 | 240,0 | 240,0 |
* строительство дома-интерната для умственно отсталых детей, пос. Товарковский, Богородицкий район Тульской области
Государственным заказчиком - координатором Программы является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Государственными заказчиками являются: департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются: департамент социального развития Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике, департамент культуры Тульской области, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, департамент труда и занятости населения Тульской области, Управление внутренних дел по Тульской области (по согласованию), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого" (по согласованию).
Государственный заказчик - координатор Программы:
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы;
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет состав программных мероприятий, плановые значения показателей (при необходимости), механизм реализации Программы;
осуществляет мониторинг и контроль за реализацией Программы;
производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов;
составляет и представляет для оценки результативности и эффективности реализации Программы ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации Программы;
производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
Государственные заказчики, исполнители мероприятий Программы в рамках своей компетенции:
осуществляют отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
представляют Государственному заказчику - координатору Программы отчеты о реализации мероприятий в установленном порядке;
вносят предложения об уточнении показателей (при необходимости), расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации.
Постановлением Администрации Тульской области от 13 января 2010 г. N 18 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Выполнение программных мероприятий позволит:
улучшить качественные показатели здоровья и социального положения детей;
повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми;
создать эффективную государственную систему социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства.
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровый ребенок" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, укрепить материально-техническую базу учреждений службы детства и родовспоможения, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, обеспечить раннюю диагностику болезней и оздоровление детей групп риска, снизить острую заболеваемость новорожденных и школьников.
К 2013 году предполагается:
стабилизировать показатель младенческой смертности на уровне 7,6 на 1000 родившихся живыми;
снизить уровень заболеваемости новорожденных с 419 до 411 на 1000 родившихся живыми.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" позволит укрепить материально-техническую базу учреждений для детей-инвалидов, создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей данной категории.
К 2013 году предполагается увеличить долю детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего числа обратившихся за данной услугой и имеющих на нее право на 1,1%.
В результате реализации подпрограммы "Дети-сироты" расширится спектр мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате будут созданы условия для социализации детей данной категории.
Мероприятия подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будут направлены на повышение эффективности работы по оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью предупреждения социального неблагополучия семей с детьми и профилактики социального сиротства, а также на снижение числа безнадзорных детей и противоправного поведения несовершеннолетних. Это позволит к 2013 году снизить удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения на 0,32%.
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет совершенствоваться государственная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей путем поощрения учащихся общеобразовательных учреждений - победителей и призеров всероссийской и иных олимпиад школьников, а также педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников, участвующих во всероссийской и иных олимпиадах. Дальнейшее развитие получит система различных конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей.
Организация и проведение мероприятий в рамках подпрограммы "Поддержка семьи" будет способствовать повышению статуса и роли семьи в обществе, формированию в общественном сознании приоритетов семейных ценностей и, как следствие, укреплению семейных отношений, профилактике семейного неблагополучия.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 25 апреля 2009 г. N 269 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.