Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2009 - 2016 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
Аграрный сектор Тульской области насчитывает 344 сельскохозяйственных организаций, 3,3 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 558 тысяч личных подсобных хозяйств и семей, занятых коллективным и индивидуальным садоводством и огородничеством, 77 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 1714,4 тыс. га, в том числе пашни - 1445,8 тыс. га, из которой на долю площади посевов сельскохозяйственных культур приходится около 50 процентов.
За 2007 год объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в текущих ценах составил 26,4 млрд. рублей. На долю растениеводства в общем объеме производства приходится 61,7 процента, животноводства - 38,3 процента.
Таблица 1
Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции
Наименование продукции |
В среднем за 2004-2008 годы |
2006 год | 2007 год | 2008 год |
Зерно (в весе после доработки), тыс. т |
925,1 | 742,7 | 862,2 | 1333,1 |
Сахарная свекла, тыс.т | 257,7 | 316,6 | 242,5 | 296,8 |
Картофель, тыс. т | 557,5 | 540,3 | 538,7 | 616,5 |
Овощи, тыс. т | 150,0 | 125,3 | 132,9 | 152,2 |
Плоды и ягоды, тыс. т | 93,5 | 78,3 | 123,7 | 45,4 |
Молоко, тыс. т | 266,9 | 253,9 | 242,2 | 242,4 |
Скот и птица на убой (в живом весе), тыс.т |
101,2 | 94,4 | 107,6 | 109,1 |
Яйцо, млн. шт. | 615,3 | 637,3 | 684,2 | 592,3 |
Однако, несмотря на определенную положительную динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции (в натуральном выражении), экономическая ситуация в сельском хозяйстве остается сложной.
Медленное развитие отрасли сельского хозяйства можно объяснить следующими основными причинами.
В отрасли растениеводства - это продолжающиеся процессы снижения качественных показателей плодородия почв.
Средневзвешенное содержание фосфора в почвах области к 2008 году снизилось по сравнению с 1997 годом на 9,7 процента, калия - на 10,9 процента, гумуса - на 12,2 процента. Удельный вес почв с низким содержанием фосфора увеличился в сравнении с 1997 годом с 8,8 процента до 11,7 процента, калия - с 21,3 до 24,9 процента, кислых почв в сельскохозяйственных организациях - с 55,5 процента до 71,7 процента.
Применение минеральных удобрений сократилось в 1,7 раза, внесение органических удобрений в 5,7 раза. Известкование и фосфоритование почв проводится на незначительных площадях.
На медленное развитие отрасли растениеводства также влияет низкая техническая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
За период с 1990 года по настоящее время количество тракторов в агропромышленном комплексе области сократилось в 4,9 раза; зерноуборочных комбайнов - в 5,1 раза; кормоуборочных комбайнов - в 4,1 раза. Более 80 процентов оставшегося машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют срок эксплуатации свыше 8 лет и практически исчерпали свой технический ресурс.
В результате нагрузка на пахотный трактор возросла со 130 до 397 га, на зерноуборочный комбайн - со 124 до 401 га.
Сокращение машинно-тракторного парка, его высокая изношенность не позволяют проводить весь комплекс полевых работ в оптимальные агротехнические сроки.
Учитывая такую сложную обстановку, для поддержания парка сельхозмашин на минимальном уровне необходимо, чтобы его ежегодное обновление составляло не менее 10 процентов.
Развитие отрасли животноводства сдерживают:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов, а также отставание в развитии кормовой базы;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли;
дефицит квалифицированных кадров.
Продолжается снижение поголовья крупного рогатого скота. Ликвидация сельскохозяйственных организаций (в том числе банкротство организаций), неразрывно связанных с жизнедеятельностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, приводит к ликвидации поголовья скота у населения и снижению уровня жизни в большинстве районов. Ожидается, что поголовье коров в данной категории хозяйств к 2016 году будет составлять около 13 тыс. голов.
Таблица 2
Динамика поголовья животных (во всех категориях хозяйств)
Вид животных | Поголовье, тыс. голов | ||
2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Крупный рогатый скот | 146,6 | 130,3 | 118,3 |
в том числе коровы | 70,5 | 62,3 | 54,8 |
Свиньи | 153,9 | 128,8 | 114,1 |
Овцы и козы | 47,8 | 57,3 | 49,3 |
Создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности является приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Данный подход к решению проблемы может быть осуществлен только программно-целевым методом, который позволит в период реализации Программы получить реальные результаты по основным ее направлениям.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем.
Принятие Программы обеспечит дальнейшее внедрение комплексной системы межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности, комплексный подход в государственной поддержке села, позволит привести бюджетное финансирование в соответствие с необходимостью решения стратегических задач развития сельского хозяйства области и рынков сельскохозяйственной продукции до 2016 года.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на увеличение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности области.
Программными мероприятиями ориентировочно будут охвачены 228 организаций, 160 крестьянских (фермерских) хозяйств, 890 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и 13 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.