Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Формы непосредственного осуществления населением муниципального
образования Каменский район местного самоуправления и его участия
в осуществлении местного самоуправления
Статья 8. Права граждан на осуществление местного самоуправления. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования Каменский район
1. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
3. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
4. На территории муниципального образования действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Тульской области.
Статья 9. Формы непосредственного участия населения муниципального образования Каменский район в решении вопросов местного значения
Формами непосредственного участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения являются:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3) голосование по отзыву депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования;
4) голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
5) правотворческая инициатива граждан;
6) публичные слушания;
7) собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов);
8) опрос граждан;
9) обращения граждан в органы местного самоуправления;
10) иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Тульской области.
Статья 10. Местный референдум
1. На территории муниципального образования для решения вопросов местного значения может проводиться местный референдум.
2. Обязательному вынесению на местный референдум подлежат:
вопросы отчуждения и приобретения объектов муниципальной собственности, имеющих жизненно важное значение для всего населения муниципального образования;
- вопросы возможности строительства на территории муниципального образования объектов, наносящих вред жизни и здоровью населения или окружающей среде,
- вопросы введения и использования средств самообложения граждан;
- иные вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум, предусмотренные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тульской области и законами Тульской области.
3. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
4. Решение о проведении местного референдума принимается Собранием представителей муниципального образования Каменский район:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории муниципального образования Каменский район, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе Собрания представителей муниципального образования Каменский район и главы администрации муниципального образования Каменский район, выдвинутой ими совместно.
5. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Тульской области и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Тульской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Собранием представителей муниципального образования Каменский район и главой администрации муниципального образования Каменский район, оформляется правовыми актами Собрания представителей муниципального образования Каменский район и главы администрации муниципального образования Каменский район.
6. Собрание представителей муниципального образования Каменский район назначает местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Собрание представителей муниципального образования Каменский район документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае, если местный референдум не назначен Собранием представителей муниципального образования Каменский район в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования Каменский район, органов государственной власти Тульской области избирательной комиссии Тульской области, или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется администрацией Тульской области или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
6.1. Решение Собрания представителей муниципального образования Каменский район о назначении референдума направляется в избирательную комиссию муниципального образования и подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.
7. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию.
8. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления муниципального образования.
9. Органы местного самоуправления муниципального образования обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними.
10. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления муниципального образования, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
11. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Тульской области.
Статья 11. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы депутатов Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район назначаются Собранием представителей муниципального образования Каменский район. Днями голосования на выборах в Собрание представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Каменский район или депутатов Собрания представителей муниципального образования Каменский район, влекущего за собой неправомочность Собрания представителей муниципального образования Каменский район, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.
Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем абзаце, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и законом Тульской области.
4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.
Статья 11-1. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов Собрания представителей муниципального образования Каменский район осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы депутатов Собрания представителей муниципального образования Каменский район назначаются Собранием представителей муниципального образования прежнего созыва. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Срок, на который избирается Собрание представителей муниципального образования Каменский район исчисляется со дня его избрания. Днем избрания Собрания представителей муниципального образования Каменский район является день голосования, в результате которого оно было избрано в правомочном составе.
Решение о назначении выборов депутатов Собрания представителей муниципального образования Каменский район подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Собрания представителей муниципального образования Каменский район или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность Собрания представителей муниципального образования Каменский район, выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
4. Дни голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования определяются в соответствии с федеральным законом.
5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Тульской области.
6. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 12. Голосование по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район
1. Голосование по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом, законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей предусмотренных Федеральным Законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Основаниями отзыва депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является также основанием для отзыва главы муниципального образования Каменский район.
3. Процедура инициирования отзыва выборного должностного лица должна включать следующие этапы:
- направление документов, подтверждающих наличие оснований для отзыва главы муниципального образования Каменский район, депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район в избирательную комиссию муниципального образования Каменский район;
- регистрация инициативной группы;
- сбор подписей в поддержку требования инициативной группы;
- проверка подписей в подписных листах;
- направление подписных листов в Собрание представителей муниципального образования Каменский район;
-принятие решения Собранием представителей муниципального образования Каменский район по вопросу голосования об отзыве главы муниципального образования Каменский район, депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район.
4. Депутат Собрания представителей муниципального образования Каменский район, глава муниципального образования Каменский район имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
5. Депутат Собрания представителей муниципального образования Каменский район, глава муниципального образования Каменский район считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных соответственно в избирательном округе, муниципальном районе.
6. Итоги голосования по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район, и принятые решения подлежат официальному опубликованию.
Статья 12-1. Голосование по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район
1. Голосование по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом, законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей предусмотренных Федеральным Законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Основаниями отзыва депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.
3. Процедура инициирования отзыва депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район должна включать следующие этапы:
- направление документов, подтверждающих наличие оснований для отзыва депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район в избирательную комиссию муниципального образования Каменский район;
- регистрация инициативной группы;
- сбор подписей в поддержку требования инициативной группы;
- проверка подписей в подписных листах;
- направление подписных листов в Собрание представителей муниципального образования Каменский район;
- принятие решения Собранием представителей муниципального образования Каменский район по вопросу голосования об отзыве депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район.
4. Депутат Собрания представителей муниципального образования Каменский район имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
5. Депутат Собрания представителей муниципального образования Каменский район считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных соответственно в избирательном округе, муниципальном районе.
6. Итоги голосования по отзыву депутата Собрания представителей муниципального образования Каменский район и принятые решения подлежат официальному опубликованию.
Статья 13. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования Каменский район
1. В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования Каменский район проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.
2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования проводится в случае изменения границ муниципального образования Каменский район, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в его состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов.
3. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования Каменский район назначается Собранием представителей муниципального образования Каменский район и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования Каменский район считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования Каменский район или части муниципального образования Каменский район, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования Каменский район считается полученным, если за указанные изменения проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования.
5. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования Каменский район и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 14. Правотворческая инициатива граждан
1. Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан муниципального образования Каменский район, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования Каменский район.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования Каменский район и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования Каменский район, обладающих избирательным правом.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению Собранием представителей муниципального образования Каменский район или главой муниципального образования Каменский район, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции Собрания представителей муниципального образования Каменский район, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 15. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Каменский район Собранием представителей муниципального образования Каменский район, главой муниципального образования Каменский район могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания представителей муниципального образования Каменский район, назначаются Собранием представителей муниципального образования Каменский район, а по инициативе главы муниципального образования Каменский район - главой муниципального образования Каменский район.
3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1) проект устава муниципального образования Каменский район, а также проект нормативного правового акта Собрания представителей муниципального образования Каменский район о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Каменский район, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект бюджета муниципального образования Каменский район и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования Каменский район, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования Каменский район.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования Каменский район.
5. Результаты публичных слушаний публикуются в средствах массовой информации.
Статья 16. Собрание граждан муниципального образования Каменский район
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на части территории муниципального образования Каменский район могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Собрания представителей муниципального образования Каменский район, главы муниципального образования Каменский район.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, Собрания представителей муниципального образования Каменский район, назначается Собранием представителей муниципального образования Каменский район.
Собрание граждан, проводимое по инициативе главы муниципального образования Каменский район, назначается главой муниципального образования Каменский район.
3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования Каменский район.
4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования Каменский район, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
5. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
6. Порядок назначения и проведения собрания граждан, полномочия собрания граждан определяются нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования Каменский район.
Статья 17. Конференция граждан муниципального образования Каменский район
1. Для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей муниципального образования Каменский район, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования Каменский район могут проводиться конференции граждан (собрания делегатов).
2. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
3. Порядок назначения и проведения конференций граждан, а также порядок избрания делегатов определяются нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования Каменский район.
Статья 18. Опрос граждан муниципального образования Каменский район
1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования Каменский район или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования Каменский район, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования Каменский район, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Собрания представителей муниципального образования Каменский район или главы муниципального образования Каменский район - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Тульской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования Каменский район для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования Каменский район.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Собранием представителей муниципального образования Каменский район.
6. Жители муниципального образования Каменский район должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении его по инициативе органов местного самоуправления муниципального образования Каменский район;
2) за счет средств бюджета Тульской области - при проведении его по инициативе органов государственной власти Тульской области.
Статья 19. Обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования Каменский район
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 20. Другие формы непосредственного осуществления населением муниципального образования Каменский район местного самоуправления и участие в его осуществлении
Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иным федеральным законам и законам Тульской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.