Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Тулы
от 20 сентября 2011 г. N 2506
Концепция
муниципальной долгосрочной целевой программы
"Повышение эффективности бюджетных расходов
муниципального образования город Тула на период до 2013 года"
18 января 2012 г.
1. Содержание проблемы
и обоснование ее решения программно-целевым методом
Проблемы повышения результативности и эффективности бюджетных расходов на протяжении ряда лет определяются в Бюджетных Посланиях Президента Российской Федерации как центральная задача бюджетной политики. Для реализации поставленных целей Правительство Российской Федерации разработало программу по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и утвердило ее распоряжением от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
На региональном уровне разработана и утверждена Концепция долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Тульской области на период до 2013 года" (Постановление администрации Тульской области от 30.05.2011 N 428), а также долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Тульской области на период до 2013 года" (Постановление администрации Тульской области от 21.06.2011 N 476).
В указанных документах органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать аналогичные региональные и муниципальные программы.
Реализация муниципальной долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Тула на период до 2013 года" (далее - Программа) предлагается во исполнение вышеуказанной программы Правительства Российской Федерации и долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Тульской области на период до 2013 года.
За период с 2008 года по 2010 год в муниципальном образовании город Тула проведен целый комплекс мероприятий, направленных на повышение качества управления общественными финансами. Преобразования в 2009 - 2010 годах осуществлялись в рамках муниципальной целевой программы "Реформирование финансов муниципального образования город Тула на 2009 - 2010 годы", утвержденной Постановлением администрации города Тулы от 24 февраля 2009 г. N 252 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Реформирование финансов муниципального образования город Тула на 2009 - 2010 годы", с использованием опыта федерального уровня в разработке нормативно-правовой базы, направленной на реформирование бюджетно-налоговой сферы, при одновременном продолжении собственных инициатив.
В течение указанного периода были внедрены и усовершенствованы новые на тот момент инструменты управления общественными финансами.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере управления общественными финансами в муниципальном образовании город Тула, остается ряд проблем, часть из которых характерна в целом для всей бюджетной системы Российской Федерации:
раздельное планирование программных и непрограммных, капитальных и текущих расходов;
применение программно-целевых инструментов планирования остается формальным и слабо увязанным с бюджетным процессом;
медленно осуществляется реструктуризация бюджетной сети;
ограниченный опыт внедрения государственных и муниципальных заданий.
В соответствии с утвержденной Концепцией социально-экономического развития города Тулы в основу формирования стратегической цели социально-экономического развития города Тулы положены следующие принципы:
1. Стратегическая цель ориентирована на потребителя в лице населения города - как существующего, так и потенциального (которое родится в городе или приедет в город), направлена на удовлетворение фактических и будущих потребностей туляков.
2. Стратегическая цель формулируется достаточно кратко, но при этом содержит возможность для развертывания в систему задач.
3. Степень достижения стратегической цели может быть оценена с помощью системы индикаторов.
Падение доходов бюджетов различных уровней в условиях мирового финансового кризиса привело к необходимости корректировки федерального бюджета, бюджета Тульской области и бюджета муниципального образования город Тула, сдерживанию роста муниципальных расходов. Учет данных факторов обязывает формировать ответственную бюджетную политику, которая будет служить одним из ключевых инструментов достижения долгосрочных целей.
Основой бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, реализуемой администрацией города Тулы, является повышение эффективности муниципальных финансов и создание условий для стабильного экономического и социального развития города.
Для достижения этих целей основными направлениями бюджетной и налоговой политики определены:
- проведение модернизации бюджетной сферы, повышение ее эффективности и достижение конкретных результатов;
- проведение оценки эффективности расходных обязательств, наличие ресурсов для их исполнения;
- проведение сбалансированной налоговой политики, требующей целенаправленной работы органов местного самоуправления по увеличению налогового потенциала территории и, соответственно, налоговых доходов бюджета города, и задействование имеющихся резервов.
Программа напрямую нацелена на решение задач, определенных стратегией социально-экономического развития города Тулы.
В последние годы формирование и исполнение бюджета муниципального образования город Тула осуществлялось в напряженных условиях.
Ресурс роста бюджетных доходов в значительной степени исчерпан в 2010 году. Если в 2008 году темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города по отношению к уровню 2007 года составлял 1,32, то темп роста планируемых налоговых и неналоговых доходов в 2011 году к уровню 2010 года составляет 1,07. В 2007 - 2008 годах бюджет города Тулы исполнялся с дефицитом, в 2009 - 1 полугодии 2011 года - с профицитом.
В 2012 - 2013 годах объем налоговых и неналоговых доходов бюджета города предварительно прогнозируется на уровне около 5000,0 млн. рублей.
Объем расходов бюджета города Тулы, осуществляемых непосредственно через областные и муниципальные долгосрочные целевые программы, в 2007 году составлял 601,2 млн. рублей (8,6 процента к общим расходам бюджета), в 2008 году - 785,0 млн. рублей (9,4 процента), в 2009 году - 624,9 млн. рублей (9,3 процента), в 2010 году этот показатель составил 579,0 млн. рублей (7,5 процента). В течение 2009 - 2010 годов наблюдается снижение темпа роста расходов на реализацию долгосрочных целевых программ. При росте объема бюджетных расходов, реализуемых программно-целевым методом, их доля в общих расходах бюджета муниципального образования город Тула оставалась незначительной.
В 2011 году в бюджет города включены ведомственные программы развития в объеме 100,9 млн. рублей в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики. Приказами отраслевых (функциональных) органов администрации города в 2011 году в отраслях социально-культурной сферы утверждены ведомственные программы функционирования в объеме 2859,8 млн. рублей, что позволило увеличить расходы, осуществляемые программно-целевым методом, до 58,2 процента к общим расходам бюджета. Основная доля расходов бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, приходится на отрасли социально-культурной сферы города.
По состоянию на 1 января 2009 года был достигнут максимальный объем муниципального долга в объеме 1148,2 млн. рублей, или 23,4 процента к собственным доходам бюджета муниципального образования город Тула. За период с 2007 по 2010 год в 2009 году расходы на обслуживание муниципального долга достигли максимального значения и составили 116,1 млн. руб.
Для обеспечения сбалансированности бюджета в последние годы привлекались коммерческие кредиты и в декабре 2008 года бюджетный кредит из бюджета Тульской области.
Жесткая политика в сфере привлечения кредитов коммерческих банков для исполнения бюджета города позволила получить определенные положительные результаты. По состоянию на 1 июля 2011 года кредиты коммерческих банков были погашены, размер муниципального долга бюджета в виде бюджетного кредита из бюджета Тульской области составлял 136,7 млн. руб., за первое полугодие 2011 года расходы на обслуживание муниципального долга составили 7,2 млн. руб.
Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
Таким образом, основным источником оптимизации расходов бюджета города для обеспечения решения вопросов социально-экономического развития муниципального образования город Тула должно стать повышение эффективности использования бюджетных расходов и снижение финансовых потерь.
В этих условиях для устойчивого экономического развития муниципального образования город Тула, муниципального сектора экономики и функционирования финансово-бюджетной системы города необходимо повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления с применением оценки результативности деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города.
Решение такой масштабной задачи требует эффективного взаимодействия всех органов администрации города.
Повышение эффективности бюджетных расходов в целях оптимизации ограниченных ресурсов бюджета города, повышения результативности функционирования органов исполнительной власти, ориентированной на предоставление высококачественных муниципальных услуг населению путем внедрения методов управления результатами и технологий финансового и бюджетного контроля, предлагается осуществить программно-целевым методом.
Постановлением Администрации города Тулы от 18 января 2012 г. N 96 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2. Цели, задачи, основные мероприятия и сроки решения проблемы
Цель Программы - повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Тула, создание правовых и финансовых условий для повышения результативности выполнения муниципальных функций, обеспечения потребностей населения и организаций в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования город Тула.
Достижение цели Программы обеспечивается в результате решения следующих основных задач:
а) повышение финансовой гибкости и сбалансированности бюджета муниципального образования город Тула.
Для решения настоящей задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
разработка методики формирования долгосрочного прогноза бюджета муниципального образования город Тула;
разработка методики проведения анализа и оценки рисков для бюджета муниципального образования город Тула;
проведение анализа и оценки рисков для бюджета муниципального образования город Тула, возникающих в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и подготовка предложений по их нейтрализации;
проведение регулярной оценки ожидаемого исполнения доходной части бюджета муниципального образования город Тула с целью анализа и оценки рисков неисполнения действующих бюджетных обязательств;
анализ состояния задолженности в бюджет муниципального образования город Тула по неналоговым доходам бюджета;
оценка причин временных кассовых разрывов, возникавших при исполнении бюджета муниципального образования город Тула, и их финансовых последствий;
совершенствование порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования город Тула;
совершенствование методов прогнозирования кассового исполнения бюджета муниципального образования город Тула;
снижение размера дефицита бюджета муниципального образования город Тула;
б) сокращение и реструктуризация просроченной кредиторской задолженности.
В рамках решения настоящей задачи планируется реализовать следующие основные мероприятия:
проведение инвентаризации просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений муниципального образования город Тула, анализ факторов ее возникновения;
совершенствование системы мониторинга просроченной кредиторской задолженности путем разработки методических рекомендаций по осуществлению органами администрации города Тулы процедуры оперативного мониторинга просроченной кредиторской задолженности, в том числе подведомственных муниципальных учреждений;
в) снижение долговой нагрузки на бюджет.
В целях решения настоящей задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
оценка состояния, структуры и динамики муниципального долга муниципального образования город Тула;
разработка административного регламента исполнения муниципальной функции по управлению муниципальным долгом муниципального образования город Тула;
ограничение и сохранение уровня муниципального долга по отношению к собственным доходам бюджета муниципального образования город Тула;
г) совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов администрации города Тулы.
Для решения настоящей задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
разработка бюджетной стратегии муниципального образования город Тула;
совершенствование порядка разработки и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, адресных инвестиционных программ, правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;
разработка и внедрение информационной системы взаимодействия органов администрации города в рамках осуществления планирования и мониторинга исполнения целевых программ и реализации бюджетных инвестиций;
разработка муниципальных долгосрочных целевых и ведомственных программ, адресных инвестиционных программ муниципального образования город Тула;
мониторинг и оценка эффективности муниципальных долгосрочных целевых и ведомственных программ, адресных инвестиционных программ для использования в процессе формирования бюджета и определения предполагаемых объемов их финансирования;
публикация на официальном сайте администрации города Тулы утвержденных муниципальных долгосрочных целевых и ведомственных программ, адресных инвестиционных программ и результатов оценки их эффективности;
повышение доли расходов бюджета муниципального образования город Тула, осуществляемых программно-целевым методом;
д) совершенствование правового положения муниципальных учреждений.
В рамках решения настоящей задачи планируется реализовать следующие основные мероприятия:
инвентаризация имущественного комплекса муниципальных учреждений;
проведение отраслевыми (функциональными) органами администрации города Тулы анализа соответствия деятельности подведомственных муниципальных учреждений их организационно-правовой форме;
внесение при необходимости отраслевыми (функциональными) органами администрации города Тулы предложений по изменению организационно-правовой формы подведомственных муниципальных учреждений;
е) использование прогнозных сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий в процессе бюджетного планирования.
Для решения данной задачи будут реализованы следующие основные мероприятия:
корректировка перечня муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;
разработка проектов муниципальных заданий и представление прогноза сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий, в том числе в разрезе исполнителей;
утверждение и выдача муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется на основе расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества;
мониторинг исполнения муниципальных заданий;
ж) создание системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг.
В целях решения настоящей задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
совершенствование нормативной базы системы управления качеством муниципальных услуг с учетом необходимости формализации оценок качества предоставления услуг;
совершенствование методики оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений по оказанию муниципальных услуг, качества услуг и финансового менеджмента;
мониторинг результатов деятельности муниципальных учреждений по оказанию муниципальных услуг, качества услуг и финансового менеджмента;
мониторинг соответствия предоставления муниципальными учреждениями муниципальных услуг утвержденным стандартам муниципальных услуг;
публикация на официальном сайте администрации города Тулы в сети "Интернет" рейтингов муниципальных учреждений по результатам оценки их деятельности;
публикация на официальном сайте администрации города Тулы в сети "Интернет" оценки соответствия предоставления муниципальными учреждениями муниципальных услуг утвержденным стандартам муниципальных услуг;
размещение информации о деятельности муниципальных учреждений в сети "Интернет" с возможностью интерактивных оценок качества предоставляемых ими муниципальных услуг;
з) повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем предоставляемых услуг.
Для решения настоящей задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
нормативное закрепление мер ответственности руководителей муниципальных учреждений за качество и объем предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ);
создание стимулов по повышению эффективности бюджетных расходов на уровне муниципальных учреждений муниципального образования город Тула;
и) повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований.
Для решения данной задачи будут реализованы следующие основные мероприятия:
совершенствование порядка бюджетного планирования и подготовки проекта бюджета муниципального образования город Тула;
формирование проекта бюджета муниципального образования город Тула;
к) мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств муниципального образования город Тула.
В целях решения настоящей задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
совершенствование порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования город Тула;
мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования город Тула;
оценка деятельности руководителей соответствующих главных распорядителей средств бюджета муниципального образования город Тула по результатам мониторинга качества финансового менеджмента;
публикация на официальном сайте администрации города Тулы в сети "Интернет" сводного рейтинга главных распорядителей средств бюджета муниципального образования город Тула и оценки деятельности руководителей соответствующих главных распорядителей средств бюджета муниципального образования город Тула по результатам мониторинга качества финансового менеджмента;
создание стимулов по повышению эффективности бюджетных расходов на уровне главных распорядителей средств бюджета муниципального образования город Тула;
л) оптимизация расходов на содержание аппарата управления.
В рамках решения настоящей задачи планируется реализовать следующие основные мероприятия:
проведение анализа функций органов местного самоуправления на предмет выявления избыточных и дублирующих;
организация учета предоставления муниципальных услуг в электронной форме;
мониторинг предоставления муниципальных услуг в электронной форме;
оптимизация численности муниципальных служащих путем перехода на оказание муниципальных услуг в электронной форме;
формирование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации участников бюджетного процесса муниципального образования город Тула;
анализ расходов на содержание администрации города Тулы, ее структурных подразделений, разработка предложений по оптимизации указанных расходов;
м) совершенствование ведения реестра расходных обязательств.
Для решения данной задачи будут реализованы следующие основные мероприятия:
изменение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального образования город Тула;
проведение инвентаризации и анализа расходных обязательств муниципального образования город Тула;
внесение предложений по изменению и оптимизации перечня расходных обязательств, корректировка оценки стоимости их исполнения;
н) сокращение бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств.
Для решения данной задачи будут реализованы следующие основные мероприятия:
разработка ведомственных планов повышения эффективности и экономии бюджетных расходов;
мониторинг исполнения показателей ведомственных планов повышения эффективности и экономии бюджетных расходов;
сокращение расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования город Тула;
анализ расходов на содержание администрации города Тулы, ее структурных подразделений, разработка предложений по оптимизации указанных расходов;
анализ расходов бюджета муниципального образования город Тула на предоставление социальных выплат и субсидий;
анализ расходов бюджета муниципального образования город Тула на предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг;
оптимизация перечня субсидий производителям товаров, работ, услуг;
о) организация контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
Для решения данной задачи будут реализованы следующие основные мероприятия:
разработка методических рекомендаций по осуществлению внутреннего контроля за деятельностью получателей средств бюджета муниципального образования город Тула;
разработка и утверждение порядка осуществления внутреннего контроля отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Тулы;
разработка и утверждение порядка осуществления внутреннего контроля в муниципальных учреждениях муниципального образования город Тула;
п) развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами ("электронный бюджет").
Для решения настоящей задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
встраивание в бюджетный процесс муниципального образования город Тула единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета;
совершенствование автоматизированной системы исполнения бюджета муниципального образования город Тула;
модернизация официального портала администрации города Тулы в сети "Интернет".
Предлагаемые к реализации меры создадут организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным отраслям социальной сферы области и направлениям муниципальной политики.
Программа будет реализована в течение 2012 - 2013 годов. При этом предусматриваются два этапа реализации Программы. В рамках 1 этапа (2012 год) осуществляются аналитические мероприятия, разработка и утверждение необходимых нормативных правовых актов и методических документов, иные первоочередные программные мероприятия. В рамках 2 этапа (2013 год) осуществляется практическое внедрение и использование разработанных методик, порядков и регламентов, а также реализация программных мероприятий, обеспечивается подведение итогов и анализ результатов выполнения программных мероприятий, закрепление показавших оптимальность решений и процедур управления бюджетными ресурсами. Проводятся заключительные расчеты по Программе и публикуется информация о ее выполнении.
Постановлением Администрации города Тулы от 18 января 2012 г. N 96 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Расходы на реализацию мероприятий Программы в 2012 - 2013 годах планируются в объеме 30,0 млн. рублей.
Финансирование Программы предполагается осуществить за счет собственных доходов бюджета муниципального образования город Тула.
Предлагается следующий вариант необходимой потребности в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2012 - 2013 годах:
Общий объем финансирования Программы составляет 20,0 млн. рублей:
2012 год - 5,0 млн. рублей;
2013 год - 15,0 млн. рублей.
Объем расходов в части финансирования работ по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам - 0,5 млн. рублей, приобретение программного продукта - 8,95 млн. рублей, совершенствование программных продуктов - 0,55 млн. рублей, расходы на профессиональную подготовку, повышение квалификации муниципальных служащих - 0,5 млн. рублей, 7,0 млн. рублей - расходы на стимулирование достижения лучших результатов среди отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы при внедрении системы бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышения качества финансового менеджмента и реализации муниципальных программ и ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов, 2,5 млн. рублей - расходы на стимулирование деятельности муниципальных учреждений при внедрении системы бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Управление реализацией Программы будет осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ муниципального образования город Тула, утвержденным Постановлением администрации города Тулы от 21.05.2010 N 1600 "Об утверждении Положения "О Порядке разработки и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ муниципального образования город Тула".
Муниципальный заказчик Программы - администрация города Тулы.
Система управления реализацией Программы будет строиться следующим образом:
общее руководство, координацию действий исполнителей отдельных мероприятий Программы и контроль за реализацией Программы осуществляет финансовое управление администрации города Тулы;
оценку эффективности и результативности реализации Программы, рассмотрение хода ее выполнения осуществляет отдел целевых программ администрации города Тулы.
В целях обеспечения заинтересованности в реализации Программы будет предусмотрена система стимулирования наиболее активных участников Программы из числа отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы и муниципальных учреждений.
Порядки стимулирования будут определяться нормативным правовым актом администрации города Тулы.
Расходование средств бюджета муниципального образования город Тула исполнителями программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Социально-экономический эффект
от реализации долгосрочной целевой программы
Достижение цели Программы и решение программных задач оценивается с использованием целевых показателей результата реализации Программы, приведенных в таблице "Показатели результата реализации Программы".
Реализация мероприятий Программы направлена на:
повышение качества жизни населения города Тулы;
повышение удовлетворенности потребителей муниципальных услуг в отношении качества и объемов их предоставления;
повышение доходов работников учреждений и организаций, осуществляющих оказание муниципальных услуг.
Показатели результата реализации Программы
Показатели результата реализации Программы |
Оценка степени влияния конечных результатов реализации Программы на достижение соответствующих индикаторов социально-экономического развития муниципального образования город Тула |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы (базисное значение) |
Значения целевых показателей по годам реализации Программы |
|
2012 |
2013 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отношение дефицита бюджета муниципального образования город Тула к доходам (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и иных факторов, указанных в пункте 2 статьи 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации) |
Достижение результата способствует повышению сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Тула, что обеспечивает твердую финансовую основу для социально-экономического развития муниципального образования город Тула |
9,9% |
8,4% |
6,9% |
Доля расходов бюджета муниципального образования город Тула на реализацию ведомственных, долгосрочных целевых программ в общем объеме расходов бюджета муниципального образования город Тула (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и иных факторов, указанных в пункте 2 статьи 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации) |
Достижение результата обеспечивает усиление взаимосвязи бюджетных ресурсов с целями и задачами социально-экономического развития муниципального образования город Тула |
64,0% |
70,0% |
95,0% |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Тулы от 20 сентября 2011 г. N 2506 "Об утверждении концепции муниципальной долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.