Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
правительства
Тульской области
от 31 октября 2011 г. N 104
Программа
"Чистая вода" на 2012 - 2013 годы
Паспорт программы "Чистая вода" на 2012 - 2013 годы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Обеспечение населения Тульской области питьевой водой надлежащего качества и в достаточном количестве является одной из приоритетных проблем, решение которых необходимо для сохранения здоровья и условий жизнедеятельности населения.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба. Ее решение на территории Тульской области должно осуществляться за счет реализации мероприятий программы "Чистая вода" на 2012 - 2013 годы (далее - Программа).
Централизованное питьевое водоснабжение в Тульской области осуществляется полностью из подземных источников. Подземные водоносные горизонты на территории области характеризуются повышенным содержанием железа, стронция стабильного и высокой минерализацией. Из-за природного состава подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, и недостатка станций водоподготовки качество питьевой воды не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и органолептическим показателям. В ряде скважин отмечается превышение предельно допустимых значений по содержанию железа до 8 раз, стронция стабильного до 6 раз, общей жесткости до 5 раз. По качеству питьевой воды Тульская область входит в ряд субъектов с наихудшими показателями.
Удельный вес населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2011 году составил 61,6 процента.
Удельный вес проб воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (водопроводная сеть), - 31,2 процента.
Удельный вес проб воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (водопроводная сеть), - 2,7 процента.
Число источников водоснабжения, не отвечающих требованиям санитарных норм и правил по их оборудованию, составляет 18,9 процента.
Тульская область обеспечена ресурсами подземных вод в настоящее время и на перспективу, однако дефицит питьевой воды по области сохраняется на уровне 90,0 тыс. м куб./сут.
По данным Федеральной службы государственной статистики в Тульской области за 2010 год подано в сеть на хозяйственно-питьевые нужды 198,7 млн. куб. метров воды. При этом потери воды составили 49,3 млн. куб. метров, или 24,8 процента.
Это обусловлено высокой степенью износа водопроводных сетей - от 60 процентов до 72 процентов и нерациональным расходованием воды потребителями. Из 6600,9 км водопроводных сетей 3801,2 км (57,6 процента) нуждаются в замене, при этом ежегодно производится замена около 1,2 процента водопроводных сетей.
Из 2542,5 км канализационных сетей 1422,95 км (27,1 процента) нуждается в замене, при этом ежегодно производится замена около 0,1 процента от общей протяженности сетей.
В Тульской области в 2010 году из 138,0 млн. куб. метров сточных вод пропущено через очистные сооружения 128,3 млн. куб. метров (93 процента), в том числе на полную биологическую очистку 123,0 млн. куб. метров (95,9 процента), из них нормативно очищено 18,5 млн. куб. метров и недостаточно очищено 99,5 млн. куб. метров. Износ сооружений канализации в большинстве случаев достигает 100 процентов. В сельской местности лишь 5,4 процента стоков отводятся с нормативными качественными показателями.
По данным государственного санитарного надзора в Тульской области в 2010 году эксплуатировалось 214 объектов водоотведения, из них к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия относится 43 процента объектов, ко 2 группе - 41 процент, к 1 группе только 15,9 процента.
Из водоемов в местах водопользования населения (2 категория водопользования) было отобрано и исследовано 574 пробы воды по микробиологическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 22,6 процента (2009 г. - 21,3 процента), в том числе по микробиологическим показателям 17,6 процента (2009 г. - 15 процентов), по санитарно-химическим - 48,1 процента (2009 г. - 49,2 процента).
Случаев групповой и вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями, связанной с водным фактором передачи инфекции, за указанный период не зарегистрировано.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.
Вследствие низких капитальных вложений инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития области, ее решение позволит обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, снизить количество нештатных ситуаций, связанных с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для более эффективного функционирования и устойчивого развития организаций коммунального комплекса;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Настоящая Программа предполагает государственную поддержку проектов по реализации мероприятий в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Такой подход является достаточно эффективным при реализации конкретных мероприятий в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется преимущественно из областного бюджета.
Однако применение этого подхода не дает гарантии реализации в установленные сроки отдельных проектов, не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, государственная поддержка не обеспечивает создания условий и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением.
В связи с этим необходимо привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение государственно-частного партнерства, развитие конкуренции.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является обеспечение населения Тульской области питьевой водой надлежащего качества и в достаточном количестве, улучшение экологической обстановки путем повышения качества очистки сточных вод в целях предотвращения загрязнения подземных водоносных горизонтов.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:
модернизация систем водоотведения и очистки сточных вод;
повышение эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Целевые показатели и индикаторы реализации Программы приведены в приложении N 1.
По результатам оценки эффективности Программы может быть принято решение об изменении объемов бюджетных ассигнований на ее реализацию на очередной финансовый год и плановый период.
Срок реализации Программы - 2012 - 2013 годы.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Расчет необходимых финансовых средств на реализацию Программы произведен исходя из заявленных к реализации муниципальным образованием Ефремовский район мероприятий.
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Тульской области, а также за счет внебюджетных средств.
Общий объем прогнозируемых бюджетных ассигнований составляет 230,0 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 25,3 млн. рублей (прогнозно);
средства консолидированного бюджета Тульской области - 25,3 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 179,4 млн. рублей.
Объем финансирования из федерального бюджета является прогнозным и определен исходя из условий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.
Объем средств, направляемых на реализацию Программы, приведен в приложении N 2.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
1. Координатором (главным распорядителем средств бюджета Тульской области) Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (далее - главный распорядитель), исполнители Программы - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, администрация муниципального образования Ефремовский район (по согласованию).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области является уполномоченным органом на осуществление взаимодействия с Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.
Средства областного и федерального бюджетов, предусматриваемые на реализацию программных мероприятий, направляются на условиях софинансирования муниципальному образованию Ефремовский район, отобранному в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092.
2. Субсидии предоставляются бюджету муниципального образования Ефремовский район в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Тульской области в пределах объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы:
при соблюдении условия софинансирования мероприятий муниципальным районом в объемах, установленных Программой;
на основании соглашения, заключаемого главным распорядителем и администрацией муниципального образования Ефремовский район (далее - местная администрация).
Соглашение должно содержать:
обязательства сторон, связанные с финансированием (софинансированием) мероприятий за счет средств местного бюджета;
обязанность муниципального заказчика согласовать общую часть документации о торгах с комитетом государственного заказа Тульской области, а техническое задание - с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области;
положение, предусматривающее включение в состав комиссии о размещении заказов представителей министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области;
положение, предусматривающее включение в комиссию по приемке выполненных работ представителей министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области;
возможность приостановления и (или) прекращения предоставления субсидии в случае нарушения местной администрацией условий соглашения;
форму предоставления бюджетной заявки и отчета о расходах местного бюджета на реализацию мероприятий Программы.
3. Министерство финансов Тульской области перечисляет субсидии на счет министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, открытый в установленном порядке.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области перечисляет субсидии на счет бюджета местной администрации, открытый в территориальном органе Федерального казначейства для обслуживания исполнения бюджета муниципального района.
Для перечисления субсидий бюджету муниципального района уполномоченный орган местной администрации представляет в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области бюджетную заявку и документы, подтверждающие расходы на реализацию мероприятий Программы:
проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу;
выписку из бюджета муниципального района, подтверждающую наличие средств для софинансирования;
муниципальный контракт на выполнение работ на объекте и документы, послужившие основанием для его заключения;
допуск к проведению работ, выданный подрядчику саморегулируемой организацией;
акт выполненных работ;
документы, подтверждающие затраты по софинансированию;
счет, счет-фактуру.
Местная администрация представляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, подтверждающие расходы на реализацию мероприятий Программы.
4. Перечисление субсидий приостанавливается в случаях нецелевого и (или) неэффективного использования субсидий, невыделения средств на софинансирование мероприятий Программы.
Решение о приостановлении перечисления субсидий принимает министерство финансов Тульской области в установленном им порядке по предложению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области. При этом министерство финансов Тульской области в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении перечисления субсидий сообщает местной администрации о приостановлении перечисления субсидий, направляя ей письменное уведомление с предложением устранить нарушения, послужившие основанием для приостановления перечисления субсидий (далее - нарушения).
В случае предоставления местной администрацией в министерство финансов Тульской области в течение 3 месяцев со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий документов, подтверждающих устранение нарушений, предоставление субсидий возобновляется в 5-дневный срок со дня получения министерством финансов Тульской области указанных документов.
Если местная администрация в течение 3 месяцев со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий не устранила нарушения, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области готовит предложения губернатору Тульской области о прекращении предоставления субсидий и перераспределении высвободившихся средств.
5. Местная администрация до 28 декабря года предоставления субсидии представляет в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области и министерство финансов Тульской области отчет об использовании бюджетных средств.
6. При отсутствии потребности местной администрации в использовании субсидий их остаток подлежит возврату в бюджет Тульской области.
7. В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход бюджета Тульской области, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета Тульской области в порядке, установленном законодательством.
8. Местная администрация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нецелевое использование субсидий.
9. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
5. Оценка эффективности Программы
Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы осуществляется на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов). Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Ожидается, что в результате реализации Программы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, доступа населения к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, повышение степени очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению негативного воздействия на экологию.
Реализация Программы к концу 2013 года позволит:
а) увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 36,6 процента до 35,9 процента;
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 2,7 процента до 2,3 процента;
б) увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 13,4 процента до 13,7 процента;
в) увеличить объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 93 процентов до 96 процентов;
г) уменьшить долю уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 57,6 процента до 56,4 процента;
д) уменьшить долю уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 55,9 процента до 55,65 процента;
е) уменьшить число аварий в год на 1000 км сетей в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 219 ед. в 2011 году до 202 ед. в 2013 году.
Одновременно будет снижена нагрузка на бюджеты всех уровней в результате привлечения дополнительных внебюджетных средств.
При изменении объемов финансирования Программы проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.