Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания представителей
Новомосковского района
от 30 ноября 2006 г. N 29-9
Программа
Новомосковского района Тульской области
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Новомосковского района Тульской области на 2006 - 2010 годы"
Паспорт программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Новомосковского района Тульской области на 2006 - 2010 годы"
Наименование программы | Программа Новомосковского района Тульской области "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Новомосковского района Тульской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Заказчик | Муниципальное образование Новомосковский район Тульской области |
Разработчик Программы | Администрация муниципального образования Новомосковский район Тульской области |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в районе, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Задачи подпрограммы: - модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа; - повышение эффективности управления коммунальной инфраструктурой; - привлечение частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; - развитие конкуренции при формировании договорных отношений |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до уровня: 2007 г. - 60 процентов; 2010 г. - 50 процентов. Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 г. - 20 процентов; 2010 г. - 70 процентов. Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от всех организаций коммунального комплекса: 2007 г. - 50 процентов; 2010 г. - 90 процентов |
Перечень основных мероприятий Программы |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2006 - 2010 годы. Внедрение энергосберегающих технологий и приборов учета потребления энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального комплекса Новомосковского района Тульской области |
Исполнители основных мероприятий |
Администрация муниципального образования Новомосковский район Тульской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы: 2006 - 2010 годы, в том числе: 1 стадия: 2006 - 2007 годы - финансирование за счет средств федерального бюджета приоритетных инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях софинансирования при создании специализированного револьверного фонда в Тульской области; 2 стадия: 2008 - 2010 годы - финансирование за счет средств федерального бюджета проектов, предусматривающих привлечение заемных средств в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в объеме не менее двух третей от стоимости каждого проекта. Расширение деятельности специализированного револьверного фонда по кредитованию модернизации и развитию коммунальной инфраструктуры |
Объемы и источники финансирования |
Прогнозируемая общая стоимость инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007 - 2010 годах - в том числе средства: - федерального бюджета - 60 млн. рублей; - областного бюджета - 60 млн. рублей; - местных бюджетов - 60 млн. рублей; - средства частных инвесторов и кредиторов - 300 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Сокращение износа объектов коммунальной инфраструктуры. Повышение качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг. Улучшение экологической ситуации. Реализация мер по модернизации жилищно-коммунального комплекса позволит получить следующие результаты: - увеличить мощность и повысить коэффициент полезного действия реконструируемых котельных с 0,5 до 0,92 и надежность их работы по обеспечению теплом населения; - сократить протяженность тепловых сетей и снизить потери тепла при транспортировке за счет строительства модульных газовых котельных в непосредственной близости к потребителям тепла и перевода жилищного фонда на индивидуальные источники теплоснабжения; - сократить потери тепла и воды при применении высокоэффективных долговечных изоляционных материалов, новых технологий с использованием пластиковых и предварительно изолированных труб и увеличить сроки эксплуатации тепловых и водопроводных сетей. Снизить затраты на жилищно-коммунальные услуги за счет внедрения мероприятий по энергосбережению за счет: - установки газовых счетчиков с электронным корректором на муниципальных котельных, обеспечивающих снижение показаний расхода газа по сравнению с механическими счетчиками без корректора в среднем более чем на 10 процентов; - установки частотно-регулируемых приводов (ЧРП) на объектах водоснабжения и водоотведения, позволяющих снизить расход электроэнергии в среднем до 30 процентов, и других мероприятий |
Ответственные за организацию и исполнение Программы |
Администрация муниципального образования Новомосковский район Тульской области |
1. Содержание проблемы
и обоснование ее решения программно-целевым методом
Одним из приоритетов национальной жилищной политики России является создание, обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В настоящее время деятельность коммунального сектора в Новомосковском районе Тульской области характеризуется неудовлетворительным качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса;
- неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений.
Высокий уровень износа основных фондов в коммунальном секторе вызван, в первую очередь, проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности организаций коммунального комплекса в обновлении основных фондов. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Это стало причиной несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг объемам финансовых средств, выделяемых на их предоставление. Высокие инвестиционные риски, несовершенство договорных отношений и процедур тарифного регулирования препятствуют привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор.
Следствием высокого износа основных фондов в коммунальном секторе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей. Уровень износа коммунальной инфраструктуры в Новомосковском районе Тульской области составляет сегодня в среднем 61,8 процента.
В том числе физический износ:
- котельных составляет 56,8 процента. Из общего количества 45 котельных 70 процентов имеют износ более 50 процентов, КПД их ниже 60 процентов;
- тепловые сети имеют протяженность 188,633 км. Из них 70 процентов имеют износ более 50 процентов. Все это приводит к увеличению себестоимости тепловой энергии и удорожанию оказываемых услуг по теплоснабжению;
- коммунальных сетей водопровода - 55,4 процента. Из общей протяженности - 516,7 км - с износом более 50 процентов 361,7 км, 51,7 км сетей имеют износ 100 процентов. Водопроводные насосные станции и скважины имеют средний износ - 77,5 процента. Дефицит питьевой воды сохраняется на уровне 30 тыс. м3 в сутки;
- очистные сооружения. Из 7 станций не работают и восстановлению не подлежат 2;
- сетей канализации - 55,6 процента износа. Из 303,2 км сетей изношены на 100 процентов 30,3 км;
- канализационных насосных станций - 67,1 процента. Из общего количества станций 17 шт. 100 процентов износ имеют 6 шт.
Причинами высокого уровня износа являются недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к лавинообразному накапливанию недоремонта и падению надежности коммунальных систем.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения в ряде населенных пунктов Новомосковского района достигают 40 процентов от поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения района питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.
Ветхое состояние теплоэнергетического хозяйства становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
Содержание коммунального хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы муниципального образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство несет ответственность за обеспечение гражданам достойных условий проживания. В силу статей 17 и 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека является полномочием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 42 Устава (Основного Закона) Тульской области органы государственной власти оказывают государственную поддержку органам местного самоуправления, в том числе создают необходимые правовые, организационные, финансово-экономические условия для их становления и развития.
Несмотря на то что организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения в границах муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения, с учетом вышеизложенного и в связи с отсутствием у муниципальных образований достаточных средств на их восстановление и установку предлагается модернизировать переданное оборудование, реконструировать объекты и сети с высокой степенью износа, а также установить энергосберегающее оборудование на объектах жилищно-коммунального хозяйства с привлечением бюджетных средств области, района и прочих инвесторов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 131-ФЗ следует читать как "от 6 октября 2003 г."
При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возрастала. Основной причиной несоответствия стоимости коммунальных услуг их качеству является отсутствие у коммунальных предприятий стимулов к повышению эффективности производства и снижению издержек. При существующей системе тарифного регулирования, административном ограничении хозяйственной самостоятельности организациям коммунального комплекса выгодно наращивать, а не снижать собственные издержки. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.
Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для коммунальных предприятий. Как следствие, у организаций коммунального комплекса нет возможности осуществить проекты по модернизации и реконструкции без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных средств, заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов от произведенной тепловой энергии.
Для повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов в сфере модернизации основных фондов коммунальной инфраструктуры, что позволит:
- повысить комфортность условий проживания населения на территории района за счет повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;
- снизить потребление энергетических ресурсов (газа, электрической энергии) в результате снижения потерь в процессе производства и доставки ресурсов до потребителя;
- повысить рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние территорий;
- повысить конкурентоспособность промышленных предприятий за счет снижения стоимости используемых ресурсов.
Значительный объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках программы направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора.
Решить проблему повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации возможно только объединением усилий государства, региона, органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций и заимствований.
Поэтому одной из основных задач программы является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств, в том числе заемных, в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в районе, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
- повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
- снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней;
- обеспечение надежности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- повышение экономической прозрачности монопольных предприятий и эффективности системы регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- развитие конкуренции при формировании договорных отношений;
- обеспечение финансового оздоровления отрасли;
- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса;
- создание инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства.
3. Перечень программных мероприятий
Модернизация объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства направлена на решение задач, связанных с максимальным внедрением энерго-, ресурсосберегающих технологий, повышением надежности, качества и долговечности объектов жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса района.
Основные направления решения этих проблем сводятся к следующему:
по источникам теплоснабжения:
- реконструкция, обновление тепломеханического оборудования, оптимизация загрузок и повышение коэффициентов полезного действия;
- строительство автоматизированных блочных и модульных котельных, максимально приближенных к потребителям тепла, что позволит сократить протяженность тепловых сетей;
- ликвидация и консервация малоэффективных, морально устаревших и выработавших свой ресурс котельных;
- внедрение поквартирных источников теплоснабжения;
по тепловым сетям:
- сокращение протяженности тепловых сетей за счет приближения котельных к потребителям тепла;
- замена, в первую очередь, ветхих и аварийных участков тепловых сетей;
- вынос тепловых сетей из обводненных мест с прокладкой на поверхности и изоляцией из пенополиуретана;
- максимальное внедрение бесканальной прокладки теплосетей из предварительно изолированных пенополиуретановых труб, снижающих стоимость строительства и повышающих долговечность эксплуатации теплосетей;
по объектам водоснабжения и водоотведения:
- замена ветхих и аварийных участков водопроводных и канализационных сетей;
- первоочередное строительство водозаборов и водопроводов в населенных пунктах района, не имеющих источников водоснабжения;
- максимальное использование при строительстве водопроводов из долговечных полиэтиленовых труб;
- модернизация систем учета и распределения ресурсов в процессе их транспортировки;
- внедрение энергосберегающих технологий и приборов учета потребления энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального комплекса Новомосковского района;
- цель энергосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - сокращение затрат на жилищно-коммунальные услуги и эксплуатацию жилья и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, сокращение потребляемых энергоресурсов. Сокращение затрат на жилищно-коммунальные услуги с помощью реализации системы технических, экономических, финансовых и организационных мер.
Программа предполагает комплексный подход к решению задач по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве Новомосковского района.
Основными направлениями Программы в данном разделе являются:
- организация приборного учета потребляемых и отпускаемых энергоресурсов;
- внедрение энергосберегающего оборудования и технологий.
4. Объемы и источники финансирования
(ресурсное обеспечение Программы)
В рамках Программы предусматривается бюджетное финансирование мер по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет следующих источников:
общая стоимость инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007 - 2010 годах - 480 млн. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 60 млн. рублей;
- средства бюджета области - 60 млн. рублей;
- средства местного бюджета - 60 млн. рублей;
- средства кредитных организаций, иные заемные средства и частные инвестиции на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры - 300 млн. рублей.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Социально-экономическая эффективность Программы
Реализация предусмотренных мероприятий позволит получить к 2010 году следующие результаты:
- снизить общий износ основных фондов коммунального сектора;
- привлечь инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
- создать частные компании, управляющие объектами коммунальной инфраструктуры.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить в 2010 году:
- снижение уровня общего износа основных фондов коммунального сектора с 61,8 процента в 2006 году до 50 процентов в 2010 году;
- рост доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2010 году до 70 процентов;
- повышение качества и надежности коммунальных услуг;
- улучшение экологической ситуации в муниципальном образовании Новомосковский район;
- создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании инвестиционных проектов и участия в управлении объектами коммунальной инфраструктуры.
Глава муниципального образования |
И.М. Потапов |
Глава муниципального образования |
И.М. Потапов |
Глава муниципального образования |
И.М. Потапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.