Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2018 г. N 44-АПГ18-27 настоящее решение оставлено без изменения
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.
при секретаре Силенок О.В.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М,
представителя административного истца ООО "Персей" Щенятской Е.В, действующей на основании доверенности от 06.06.2018, представителя административного ответчика и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Коньшиной М.С, действующей на основании доверенностей от 14.08.2017 и от 27.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению ООО "СК-Недвижимость" о признании недействующим в части нормативного правового акта Правительства Пермского края,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Пермского края 25.11.2017 принято постановление N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-П). Нормативный правовой акт опубликован 04.12.2017 в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 48, а также размещен 30.11.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Пунктом 1717 таблицы N 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: Пермский край г. Чусовой ул. Южная, д. 10 "б".
При таких обстоятельствах нежилое здание с кадастровым номером ** включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п, который применяется с 01.01.2018.
ООО "СК-Недвижимость", являясь собственником здания лесоцеха с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край г. Чусовой ул. Южная, 10 "б", обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 01.01.2018 пункта 1717 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", нарушает права и законные интересы ООО "СК-Недвижимость" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Росреестра по Пермскому краю направил в суд письменный отзыв с указанием, что результаты рассмотрения настоящего спора не могут повлиять на права и обязанности Управления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Министерством данный перечень был сформирован, который утвержден Правительством Пермского края постановлением от 25.11.2017 N 944 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Данным постановлением определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
В пункт 1717 указанного Перечня включено здание с кадастровым номером: **, расположенное по адресу: Пермский край г. Чусовой ул. Южная, дом 10 "б".
Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п издано в установленном порядке уполномоченным органом и опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 N 223-П, указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1, 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что ООО "СК-Недвижимость" является собственником 2-этажного здания лесоцеха их крупных блоков и панелей с 1-этажным пристроем, 2 этажным пристроем служебно-бытового корпуса (лит. В) общей площадью 2422 кв.м и холодным пристроем из кирпича (лит. в), с кадастровым номером **, расположенного на земельном участке по адресу: Пермский край г. Чусовой ул. Южная, д. 10 "б", с кадастровым номером ** общей площадью 28310 кв.м, который имеет вид разрешенного использования "для производственной деятельности (здание лесоцеха)" на землях поселений. Таким образом, оспариваемые положения нормативного правового акта затрагивают законные интересы административного истца, поскольку влияют на размер подлежащих уплате налоговых платежей по налогу на имущество организаций.
То обстоятельство, что ООО "СК-Недвижимость" находится на упрощенной системе налогообложения с 01.01.2015, в силу положений части 2 статьи 346.11 НК РФ не освобождает его от обязанности по уплате налога на имущество организации, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ** для производственной деятельности (здание лесоцеха) на землях поселений не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ условий отнесения здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному 4 сегменту категории земель в соответствии с приложением N 1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 (пункт 9.2.2 Методических указаний). В котором под кодом 1.18 вида разрешенного использования (в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков) указано: размещение административных, бытовых и хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, объектов общественного питания.
Земельный участок с расположенным на нем спорным объектом недвижимости относится к сегменту 6 категорий земель "Производственная деятельность" приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, в котором предусмотрен такой вид разрешенного использования в подразделе "Строительная промышленность", как: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции (код 6.6).
Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования земельного участка в период включения здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в материалах административного дела не содержится.
Утверждение стороны административного ответчика о том, что здание с кадастровым номером ** расположено на земельном участке с кадастровым номером **, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение административного здания, судом отклоняется, поскольку в материалы дела стороной административного ответчика не представлено правоустанавливающих документов, на основании которых произведена регистрация права собственности ООО "СК-Недвижимость" в отношении здания лесоцеха с кадастровым номером **, по адресу: г. Чусовой ул. Южная, д. 10 "б" на земельном участке с кадастровым номером ** принадлежащем ПАО Банк ЗЕНИТ и расположенным по адресу: г. Чусовой ул. Южная, д. 10 "а".
Принимая во внимание постановление Главы Чусовского муниципального района Пермского края от 03.11.2006 N 1753, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ** от 14.12.2006 N 51-п, заключенный между муниципальным образованием "Чусовской муниципальный район" и ООО "СК-Недвижимость", сведения публичной кадастровой карты, Яндекс-карту, а также учитывая положения Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, действовавшего в период регистрации права собственности на земельный участок и здание лесоцеха (в 2006 году), суд приходит к выводу, что по адресу: г. Чусовой ул. Южная, 10 "б" на земельном участке с кадастровым номером ** расположено кроме железнодорожной ветки с кадастровым номером **, также здание лесоцеха (с пристроями) с кадастровым номером **.
Как следует из договора от 14.12.2006 N 51-п и постановления Главы от 03.11.2006 N 1753 земельный участок с кадастровым номером ** предоставлен Обществу под 2-этажное здание лесоцеха с 1-этажным пристроем, 2 этажным пристроем служебно-бытового корпуса общей площадью 2422 кв.м, что соответствует характеристикам здания с кадастровым номером **.
Доказательств того, что на участке с кадастровым номером **, помимо здания, используемого под торговый центр "Империя мебели" с кадастровым номером **, расположено еще здание лесоцеха с кадастровым номером **, кроме выписки из ЕГРП, административным ответчиком не представлено, при рассмотрении дела иными письменными доказательствами не подтверждено.
В соответствии с частью 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном этим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Частью 1 статьи 61 названного Кодекса определено, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 данного кодекса.
Оснований для признания не допустимыми доказательствами: постановление главы Чусовского муниципального района от 14.11.2006 N 1756, договор купли продажи N 51-п от 14.12.2006, выписку из ЕГРП от 12.07.2018 на здание с кадастровым номером **, суд не усматривает. Данные доказательства получены в установленном законом порядке, в том числе явились основанием для регистрации права собственности на объект недвижимости за ООО "СК-Недвижимость". Доказательств обратного в силу требований части 3 статьи 61 КАС РФ стороной административного ответчика в суд не представлено.
Утверждение представителя стороны административного ответчика о том, что сведения публичной кадастровой карты не содержат четкого отражения здания на карте, поскольку отсутствует техплан, не свидетельствует о недостоверности публичной кадастровой карты и вышеуказанных документов в силу положений статей 12, 66 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости".
Из приведенных данных технического паспорта, экспликации к поэтажному плану помещений здания с кадастровым номером **, свидетельства о государственной регистрации права, следует, что здание является производственным, назначение "лесоцех", все помещения в котором (100% общей площади здания) предназначены для использования в производственных целях.
Таким образом, по документам технического учета, правоустанавливающим документам невозможно сделать однозначный вывод о предназначении здания как офисного, делового, коммерческого назначения, поскольку здание по своему назначению является производственным, что само по себе не предполагает размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Правительство Пермского края доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ и необходимым для включения этого здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, не представил.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как указал представитель административного ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела, мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечень административным ответчиком не производились. Включение в Перечень произведено на основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка с кадастровым номером **.
Сведений о фактическом использовании здания в целях размещения офисов суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что с учетом установленных обстоятельств, здание с кадастровым номером **, включенное в пункт 1717 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, предназначенного для использования в целях размещения административно-делового центра, по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Руководствуясь 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "СК-Недвижимость" удовлетворить.
Признать не действующим пункт 1717 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п, со дня принятия.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 19 июля 2018 года.
Судья (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.