Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в экономике города Тулы, формировании муниципального бюджета, обеспечении потребностей населения товарами и услугами, создании рынка труда, формировании научно-технической и инновационной деятельности. Важно отметить, что большая часть экономически активного населения города занята в малом и среднем бизнесе.
Предпринимательская среда имеет высокий уровень диверсификации и ориентируется преимущественно на внутренний спрос, что позволяет сохранять общую экономическую стабильность города Тулы в условиях колебаний рыночной конъюнктуры.
По данным Туластата по итогам 2010 года в городе Туле осуществляли финансово-хозяйственную деятельность 1389 малых предприятий и 17631 индивидуальный предприниматель.
В разрезе видов экономической деятельности структурный состав малых предприятий представлен следующим: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 30,0 процента, обрабатывающие производства (промышленность) - 18,3 процента, строительство - 16,5 процента, транспорт и связь - 4,4 процента, операции с недвижимым имуществом - 2,9 процента, аренда и предоставление услуг - 23,0 процента, прочие - 4,9 процента.
Результаты мониторинга деятельности субъектов малого
предпринимательства муниципального образования город Тула за 2010 год
Критерии мониторинга |
Единица измерения |
2010 год |
Динамика развития (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) |
1. Количество малых предприятий, в том числе по основным видам экономической деятельности: |
единиц |
1389 |
103,3 |
1.1. Обрабатывающие производства |
единиц |
254 |
103,7 |
1.2. Строительство |
единиц |
230 |
101,3 |
1.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
единиц |
417 |
95,8 |
1.4. Гостиницы и рестораны |
единиц |
41 |
105,1 |
1.5. Транспорт и связь |
единиц |
61 |
108,9 |
1.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
единиц |
318 |
112,0 |
1.7. Прочие |
единиц |
68 |
117,2 |
2. Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей), в том числе по основным видам экономической деятельности: |
тыс. человек |
34,81 |
99,4 |
2.1. Обрабатывающие производства |
тыс. человек |
7,07 |
101,7 |
2.2. Строительство |
тыс. человек |
5,46 |
97,8 |
2.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
тыс. человек |
9,87 |
99,9 |
2.4. Гостиницы и рестораны |
тыс. человек |
1,40 |
99,3 |
2.5. Транспорт и связь |
тыс. человек |
1,71 |
100,2 |
2.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
тыс. человек |
7,90 |
97,9 |
2.7. Прочие |
тыс. человек |
1,4 |
95,2 |
3. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг малыми предприятиями (в действующих ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), в том числе по основным видам экономической деятельности: |
млн. рублей |
17779,6 |
98,1 |
3.1. Обрабатывающие производства |
млн. рублей |
6710,9 |
102,4 |
3.2. Строительство |
млн. рублей |
3997,0 |
81,4 |
3.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
млн. рублей |
1048,1 |
132,2 |
3.4. Гостиницы и рестораны |
млн. рублей |
658,1 |
101,1 |
3.5. Транспорт и связь |
млн. рублей |
955,4 |
110,6 |
3.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
млн. рублей |
3704,2 |
101,7 |
3.7. Прочие |
млн. рублей |
705,9 |
126,6 |
4. Оборот малых предприятий (в действующих ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), в том числе по основным видам экономической деятельности: |
млн. рублей |
55881,9 |
101,9 |
4.1. Обрабатывающие производства |
млн. рублей |
7163,2 |
104,1 |
4.2. Строительство |
млн. рублей |
4091,3 |
78,7 |
4.3. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
млн. рублей |
38256,1 |
104,4 |
4.4. Гостиницы и рестораны |
млн. рублей |
695,0 |
96,8 |
4.5. Транспорт и связь |
млн. рублей |
1243,9 |
135,4 |
4.6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
млн. рублей |
3720,6 |
99,5 |
4.7. Прочие |
млн. рублей |
711,8 |
125,3 |
5. Инвестиции в основной капитал малых предприятий |
млн. рублей |
637,4 |
86,8 |
6. Фонд начисленной заработной платы работников малых предприятий |
млн. рублей |
4904,4 |
108,2 |
7. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий |
рублей |
12602,5 |
109,8 |
8. Число индивидуальных предпринимателей, включенных в Единый государственный реестр (ЕГРИП) |
человек |
17631 |
98,3 |
9. Поступление налоговых платежей в бюджет города: - единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
млн. рублей млн. рублей |
584,2
339,7 |
123,3
100,3 |
10. Общий объем размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе: - у субъектов малого предпринимательства |
млн. рублей
млн. рублей |
3550,53
518,1 |
123,2
1634,0 |
<*> В соответствии с уведомлением Туластата в базовую совокупность малых предприятий на 2010 год включены малые предприятия (без учета микропредприятий), представившие статистическую и бухгалтерскую отчетность за последние два года.
|
1400| /---\1389
| | |
1350| | |
| /---\1344 | |
1300| | | | | /-\ Количество малых
| | | | | \-/ предприятий (ед.)
1250| | | | |
| /---\1234 | | | |
1200| | | | | | |
| | | | | | |
1150\----------------------------------
2008 год 2009 год 2010 год
Из темпа роста малых предприятий в городе Туле малый бизнес сегодня можно охарактеризовать как развивающийся сектор экономики города. Рост количества предприятий малого бизнеса в 2010 году составил 103,3 процента.
35| 34,9/---\
| | |
34,5| | |
| | |
34| | |
| | |
33,5| 33,4 | | /--\Среднесписочная численность
| /---\ 33,2 | | \--/работников малых
33| | | /---\ | | предприятий (тыс. чел.)
| | | | | | |
32,5| | | | | | |
| | | | | | |
32\----------------------------------
2008 год 2009 год 2010 год
Рост среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях города за 2010 год составил 104,9 процента.
60000| 56554,7
| 50393,1 /--\
50000| 46945,5 47635,9 /--\ | |
| /--\ /--\ | | | |
40000| | | | | | | | | /-\ Выручка от реализации
| 28775 | | | | | | | | \-/ продукции, товаров,
30000| /--\ | | | | | | | | работ, услуг (без НДС,
|21021,2 | | | | | | | | | | акцизов и аналогичных
20000| /--\ | | | | | | | | | | обязательных платежей)
| | | | | | | | | | | | | (млн. руб.)
10000| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
0\-------------------------------------------
2005 2006 2007 2008 2009 2010
год год год год год год
В результате мировой экономической рецессии в период с 2008 г., сопровождающейся повсеместным снижением объемов производства, снижением спроса и цен на сырье, ростом безработицы, снизились основные экономические показатели деятельности малых предприятий города Тулы в 2009 году. Колебания курса основных валют в значительной степени отразились на импортно-экспортных поставках, кредитах и лизинговых обязательствах тульских предприятий.
Последствия экономической нестабильности также отрицательно отразились на налоговых поступлениях в бюджет города от деятельности малых предприятий города Тулы.
Несмотря на нестабильное экономическое положение, по итогам 2010 года в разрезе основных отраслей наблюдается рост удельного веса предприятий. Согласно мониторингу малые предприятия сферы торговли и общественного питания развиваются гораздо интенсивнее предприятий промышленности и строительства, так как основной капитал оборачивается быстрее за счет реализации импортных товаров конкурентных качества и цены. В других сферах сильнее сказывается рыночная конъюнктура и темпы инфляции.
Кризис ликвидности в банковском секторе в 2008 - 2009 гг. сократил возможности банков выделять дополнительные кредиты малым предприятиям. Кредиты, получаемые субъектами малого предпринимательства, используются в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. В связи с этим доля (и потребность) в краткосрочных и среднесрочных кредитах у малого бизнеса наиболее высока. В 2009 году банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими банками, которые в 2009 году испытывали значительные сложности с ликвидностью и не имели возможности предоставлять кредиты субъектам малого предпринимательства. Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных банков ужесточили требования к заемщикам, в том числе подняли процентные ставки по кредитам, что привело к сокращению числа субъектов малого предпринимательства, желающих получить кредит.
Поскольку малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий на внутреннем рынке, существует прямая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий в 2008 - 2009 годах оказало негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса привело к сокращению оборотных средств, что, в свою очередь, заставило предприятия снижать издержки за счет уменьшения объема выпуска продукции, сокращения работников, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
Сокращение численности работников малых предприятий в 2009 году компенсируется ростом количества индивидуальных предпринимателей и работников индивидуальных предпринимателей. Рост показателей деятельности индивидуальных предпринимателей характеризуется действующими программами по самозанятости населения города Тулы и поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденными на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Проведенные исследования (опросы) в рамках мероприятий муниципальной программы поддержки предпринимательства на 2009 - 2010 гг. показывают, что основными для малых предприятий являются экономические риски.
Основной для малого бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для развития предпринимательской деятельности. По оценкам экспертов организаций инфраструктуры лишь малая часть - примерно 30 процентов - от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10 процентов.
При этом получить кредит в коммерческих банках начинающему предпринимателю на открытие и развитие собственного дела не представляется возможным из-за отсутствия соответствующих программ кредитования. Одним из требований банков при рассмотрении кредитной заявки является осуществление предпринимательской деятельности не менее 6 месяцев.
Другой актуальной проблемой для малого бизнеса является поиск места осуществления предпринимательской деятельности. Существуют значительный дефицит нежилых помещений, приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности, а также высокая стоимость их аренды.
Именно этот фактор во многом сдерживает развитие малого инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.
В рамках муниципальной программы поддержки предпринимательства на 2009 - 2010, 2011 годы для обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на территории города Тулы начато формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки в виде предоставления в долгосрочную аренду муниципальных площадей. В целях развития субконтрактации начато формирование перечня незадействованных площадей и мощностей промышленных предприятий города Тулы. С целью решения указанной проблемы данную практику целесообразно продолжить.
Немаловажной представляется проблема отсутствия у субъектов предпринимательства и их работников достаточной квалификации в вопросах менеджмента, маркетинга, финансового анализа, бухгалтерского учета и аудита, отсутствуют необходимые знания и опыт в вопросах бизнес-планирования, привлечения финансовых ресурсов. Вместе с тем, ограниченные денежные средства не позволяют предпринимателям проходить дорогостоящие обучающие курсы и семинары по указанным вопросам. Положительно зарекомендовавшая себя практика проведения подобных мероприятий администрацией города Тулы должна быть продолжена и в последующие годы.
Для субъектов предпринимательства города, осуществляющих производственную деятельность, не менее остро стоит проблема сбыта своей продукции. Содействие администрации города в продвижении товаров тульских предприятий через организацию выставочно-ярмарочных мероприятий, деловых миссий, контактно-кооперационных бирж и других подобных мероприятий будет в значительной мере способствовать увеличению объемов производства продукции субъектов предпринимательства и, как следствие, увеличению налогооблагаемой базы.
Реализация администрацией города совместно с инфраструктурой поддержки предпринимательства мероприятий ранее принятых муниципальных программ поддержки предпринимательства (1999 - 2000 гг., 2003 - 2004 гг., 2005 - 2006 гг., 2009 - 2010 гг.) в совокупности с мерами, принятыми на федеральном и региональном уровнях, позволила обеспечить сохранение положительной динамики развития малого и среднего предпринимательства в городе.
Указанными программами реализован комплекс мероприятий по основным направлениям государственной поддержки предпринимательства, направленных на: формирование муниципальной политики поддержки предпринимательства, развитие и координацию деятельности инфраструктуры, оказание имущественной поддержки, поддержки производственной и инновационной деятельности, интеграцию малого и крупного бизнеса, информационную и консультационную поддержку, развитие системы подготовки и переподготовки кадров, организацию выставочно-ярмарочной и контактно-кооперационной деятельности.
Принятие муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2012 - 2015 годы" позволит сохранить положительную динамику развития малого и среднего бизнеса в городе и, как следствие, увеличить объем налоговых отчислений в бюджет города Тулы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.