Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
правительства Тульской области
от 28 октября 2011 г. N 148-р
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Развитие общего образования в Тульской области на 2013-2016 годы"
27 ноября 2012 г.
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Россия - федеративное государство, объединяющее субъекты со своим специфическим уровнем социально-экономического, культурного, образовательного потенциала.
Сочетание единой федеральной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечить интеграцию интересов государства и регионов.
В Тульской области значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общественной жизни повышается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Качество жизни и образовательный потенциал населения Тульской области во многом определяются уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития.
Сегодня система образования в Тульской области насчитывает 1220 государственных и муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов с численностью обучающихся 231181 человек. В сфере общего образования функционируют 579 дневных общеобразовательных учреждений с общей численностью 118566 обучающихся.
Благодаря реализации программных и проектных мероприятий в образовании Тульской области начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики:
осуществляется обновление структуры сети образовательных учреждений; возобновлено строительство и реконструкция учреждений образования, осуществляемые за счет бюджетных средств;
обеспечивается развитие школьной инфраструктуры путем оснащения образовательного процесса современным учебным оборудованием, совершенствования медицинского обеспечения обучающихся, модернизации условий для питания обучающихся, укрепления материальной базы для занятий физической культурой и спортом;
формируется образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создана и совершенствуется региональная система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
осуществлено обновление механизмов финансирования образовательных учреждений за счет введения нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования;
реализуется комплекс мер социальной поддержки педагогов.
При этом очевидны несовершенство материально-технической базы общеобразовательных учреждений, их инфраструктуры, неразвитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования и реализации образовательной политики. Не в полном объеме выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
На начало 2011 года для организации подвоза 5180 учащихся, проживающих в сельской местности, к образовательным учреждениям и обратно задействовано 105 школьных автобусов, что составляет 54% от общей потребности. Для полного снятия вопроса обеспечения подвоза учащихся необходимо приобретение 90 школьных автобусов.
Одной из актуальных проблем в системе общего образования является создание условий по безопасному пребыванию детей в образовательных учреждениях и сохранению их здоровья, в первую очередь, в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
По состоянию на 1 января 2011 года около 70% зданий общеобразовательных учреждений области имеют срок эксплуатации более 30 лет и нуждаются в проведении текущих и капитальных ремонтов.
В учреждениях образования Тульской области в части обеспечения пожарной безопасности сложилась ситуация, обусловленная рядом проблем, связанных, в частности, с недостаточностью средств, выделяемых на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
За период с 2009 года по 2011 год проведено оснащение автоматической пожарной сигнализацией с 68,5% до 100% государственных образовательных учреждений Тульской области.
Несмотря на проводимую работу по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования остаются нерешенными следующие основные вопросы: ремонт и замена ветхих участков электросетей, огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачных помещений, отсутствие нормативного количества эвакуационных выходов.
Количество учителей на протяжении последних лет имеет тенденцию к сокращению, если в 2006 году их численность составляла 10990 человек, то в 2009 году - 10058 человек. Происходит "старение" педагогических кадров, для сохранения в образовательных учреждениях лучших педагогов, а также для пополнения школ новым поколением учителей необходимо на региональном уровне развивать систему моральных и материальных стимулов работников образования.
В связи с этим система общего образования Тульской области нуждается в дальнейшем развитии.
Настоящая концепция основывается на принципах образовательной политики, определенных в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", на положениях национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и направлениях деятельности, представленных в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61.
Концепция определяет приоритеты развития общего образования региона в целом, а также муниципальных районов и городских округов Тульской области. Эти приоритеты с учетом региональных особенностей закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Настоящая концепция развития общего образования в Тульской области определяет следующие условия и механизмы их достижения, которые:
обеспечат качественные изменения в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона;
создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;
в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;
будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию Тульской области.
Круг проблем, связанных с развитием общего образования в Тульской области в соответствии с запросом российского государства, имеет комплексный характер:
развитие единой образовательной среды Тульской области;
обеспечение доступности и качества образования;
внедрение в систему образования Тульской области эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.
Успешное комплексное решение масштабных и разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход.
Можно выделить основные преимущества программно-целевого метода:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности между исполнителями.
Поддержание и развитие системы общего образования должно осуществляться с помощью комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам исполнения мероприятий.
Мероприятиями долгосрочной целевой программы "Развитие общего образования в Тульской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) будет охвачена вся территория Тульской области.
Ориентировочный размер целевой группы, охваченной мероприятиями Программы - 118,6 тысяч человек, обучающихся в системе общего образования.
2. Цели и задачи, основные мероприятия
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
Целью Программы является развитие системы общего образования в Тульской области в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности; повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации всех категорий обучающихся учреждений общего образования, обеспечение качественных условий обучения;
укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;
создание региональной системы моральной и материальной поддержки лучших педагогических работников образовательных учреждений;
региональная поддержка одаренных учащихся, формирование общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирование и выявление достижений учащихся через формирование индивидуальных "портфолио";
обеспечение организационно-методического, информационного, просветительского и кадрового сопровождения процесса поддержки российской культуры и русского языка как общенационального достояния в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Для реализации целей и задач Программы предусмотрены следующие мероприятия:
приобретение оборудования для общеобразовательных учреждений, в том числе для реализации инновационных технологий и расширения использования информационно-телекоммуникационных средств обучения;
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
улучшение материально-технической базы учреждений общего образования;
поощрение лучших педагогических работников образовательных учреждений;
поддержка талантливых учащихся;
проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических работников, направленных на поддержку российской культуры и русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Реализация Программы производится в один этап - с 2013 по 2016 годы. Срок реализации Программы - 2013-2016 годы.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Государственный заказчик Программы - министерство образования и культуры Тульской области.
Основные исполнители мероприятий Программы:
министерство образования и культуры Тульской области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию);
государственные образовательные учреждения Тульской области (по согласованию).
Реализация мероприятий Программы потребует вложения финансовых средств из бюджета области и бюджетов муниципальных образований.
Предварительная потребность затрат на реализацию мероприятий Программы представлена в таблице.
Распоряжением Правительства Тульской области от 27 ноября 2012 г. N 741-р таблица раздела 3 настоящего приложения изложена в новой редакции
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Финансовые ресурсы, |
млн. руб. |
383,7415 |
92,9715 |
104,7705 |
104,2005 |
81,799 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
- |
бюджет области |
млн. руб. |
306,2855 |
71,4825 |
82,4015 |
82,4015 |
70,000 |
местные бюджеты |
млн. руб. |
77,456 |
21,489 |
22,369 |
21,799 |
11,799 |
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
- |
Материально-технические ресурсы |
|
- |
- |
- |
- |
- |
Трудовые ресурсы |
|
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие) |
|
- |
- |
- |
- |
- |
Механизм управления реализацией Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, а также четкого разграничения полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы.
Государственный заказчик Программы - министерство образования и культуры Тульской области:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
ежегодно при необходимости вносит в правительство Тульской области предложения по уточнению механизма реализации Программы, показателей и расходов на реализацию мероприятий Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы.
При организации и исполнении мероприятий мониторинга реализации Программы государственный заказчик выполняет следующие функции:
производит сбор данных для определения непосредственных и конечных показателей, оценки результативности и эффективности Программы и обеспечивает надлежащий уровень качества собираемых данных;
ежегодно (по факту выполнения программных мероприятий) составляет отчеты о ходе и результатах реализации Программы, в которых приводит непосредственные и конечные показатели оценки результативности и эффективности Программы;
производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает предложения по уменьшению и предотвращению рисков;
организует обработку и хранение полученных в результате мониторинга данных.
Государственный заказчик Программы на основе мониторинга осуществляет в установленном порядке корректировку мероприятий по реализации Программы.
Министерство образования и культуры Тульской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию), государственные образовательные учреждения Тульской области (по согласованию) - исполнители Программы в рамках своей компетенции:
осуществляют отбор исполнителей (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
представляют государственному заказчику Программы отчет о реализации мероприятий в установленном порядке;
вносят предложения об уточнении показателей (при необходимости), расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации.
Финансирование мероприятий Программы осуществляет министерство финансов Тульской области. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить долю соответствия материально-технической базы общеобразовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения с 39 процентов до 70 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 8 процентов, в 2014 - на 8 процентов, в 2015 - на 8 процентов, в 2016 - на 7 процентов;
увеличить долю оснащения общеобразовательных учреждений автотранспортными средствами, в том числе для подвоза учащихся к месту учебы и обратно с 54 процентов до 88 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 8 процентов, в 2014 - на 9 процентов, в 2015 - на 9 процентов, в 2016 - на 8 процентов;
увеличить долю исполнения предписаний надзорных органов с 59 процентов до 91 процента, в том числе по годам: в 2013 - на 11 процентов, в 2014 - на 6 процентов, в 2015 - на 6 процентов, в 2016 - на 9 процентов;
поощрить 80 лучших учителей общеобразовательных учреждений, в том числе по годам: в 2013 - 20 человек, в 2014 - 20 человек, в 2015 - 20 человек, в 2016 - 20 человек;
поощрить 240 победителей и призеров конкурсных мероприятий из числа талантливых учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе по годам: в 2013 - 60 человек, в 2014 - 60 человек, в 2015 - 60 человек, в 2016 - 60 человек;
увеличить количество педагогических работников, для которых проведены проблемные курсы в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на 1200 человек, в том числе по годам: в 2013 - 300 человек, в 2014 - 300 человек, в 2015 - 300 человек, в 2016 - 300 человек.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению эффективности работы и оптимизации использования государственных ресурсов в сфере общего образования и обеспечит устойчивое развитие системы образования в регионе.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тульской области от 28 октября 2011 г. N 148-р "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.