Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Тульской области от 28 октября 2011 г. N 138-р настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
администрации
Тульской области
от 25 апреля 2009 г. N 269
Концепция долгосрочной целевой программы
по улучшению положения детей в Тульской области на 2009 - 2016 годы
28 октября 2011 г., 25 апреля 2012 г.
1. Содержание проблемы
и обоснование ее решения программно-целевым методом
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области численность детей в возрасте от 0 до 17 лет по состоянию на 01.01.2009 составила 237,8 тыс. человек, или 15,3 процента от общей численности населения. За период с 2006 по 2008 годы численность детского населения области уменьшилась на 12953 человека, или на 5,2 процента.
В существующей неблагоприятной демографической ситуации создание условий для повышения качества жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений социальной политики в Тульской области.
Целенаправленная деятельность по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка способствовала улучшению некоторых важнейших показателей. Благодаря внедрению современных методов диагностики состояния плода и матери уровень младенческой смертности по сравнению с 2007 годом снизился на 17 процентов, уровень материнской смертности - на 7,2 процента, заболеваемость детей первого года жизни уменьшилась на 4,7 процента.
За последние три года на 14,4 процента снизилось количество детей-инвалидов по всем возрастным группам.
По состоянию на 01.01.2009 в области зарегистрировано 5050 инвалидов в возрасте до 18 лет (2006 год - 5854 чел., 2007 год - 5259 чел., 2008 год - 5152 чел.).
В целях снижения детской инвалидности в первую очередь должны быть реализованы мероприятия по ее профилактике, в том числе фетальный кардиомониторинг состояния матери и плода во время беременности и в родах, повышение эффективности медицинских мероприятий по выхаживанию недоношенных новорожденных детей, особенно с низкой массой тела, оснащение техническими средствами реабилитации лечебно-профилактических учреждений.
Большинство детей-инвалидов воспитывается в семьях. На протяжении ряда лет осуществляются системные меры по улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами, их социальной адаптации и интеграции в окружающую социальную среду.
Так, палаточный лагерь для детей-инвалидов "Мыс доброй надежды" ежегодно оказывает реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. Проведение областных фестивалей творчества детей-инвалидов и спортивных праздников способствует преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами, их социальной интеграции в среде сверстников.
В области удалось стабилизировать ситуацию с семейным неблагополучием и детской безнадзорностью: в 2007 году количество безнадзорных детей составляло 4705 чел., в 2008 году - 4466 чел.
Наблюдается устойчивая положительная динамика криминогенной активности среди несовершеннолетних. В 2006 году с участием несовершеннолетних было совершено 1453 правонарушения, в 2007 году - 1167, в 2008 году - 1010.
В регионе создано 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 1 территориальный центр социальной помощи семье и детям, а также 5 отделений для несовершеннолетних в составе комплексных центров социального обслуживания населения. Большинство центров нуждается в капитальном и текущем ремонте, замене мебели, оборудования и инвентаря.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства.
По состоянию на 01.01.2009 в области насчитывалось (без учета усыновленных) 5850 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 6235 чел., 2006 год - 6610 чел.). Более 1500 детей данной категории находятся в учреждениях сферы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, что требует создания условий для совершенствования медицинского обслуживания и охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их полноценного развития, воспитания и социальной адаптации. Остается пока нерешенной проблема обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем.
Около 60 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под опекой (попечительством) в семьях, более 15 процентов воспитываются приемными родителями. Улучшению условий проживания, воспитания и развития детей будет способствовать материальная поддержка приемных и опекунских семей.
В области сложилась определенная система работы с одаренными детьми. Важную роль в региональной системе выявления и поддержки талантливых детей играет олимпиадное движение и, в первую очередь, всероссийская олимпиада школьников по различным учебным предметам.
В региональном этапе всероссийской олимпиады ежегодно принимают участие около полутора тысяч учащихся общеобразовательных учреждений Тульской области.
Победители (около 3,5 процента от общего числа участников) и призеры, набравшие необходимое количество баллов, принимающие участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, ежегодно показывают свою конкурентоспособность не только на областном, но и на российском уровне. Около 25 процентов учащихся общеобразовательных учреждений Тульской области, участвующих в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, занимают призовые места.
Большую роль в подготовке талантливой молодежи к участию в различных олимпиадах играют педагогические и иные работники образовательных учреждений, использующие новые педагогические технологии и обеспечивающие высокую результативность участников всероссийской и иных олимпиад.
Поощрение победителей и призеров олимпиад, а также педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников на различных олимпиадах, будет способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала области.
Непременным условием для полноценного развития детей является повышение роли материнства и отцовства в воспитании подрастающего поколения.
В 2008 году в рамках Года семьи были предприняты значимые усилия, направленные на повышение общественного статуса семьи и возрождение семейных традиций: проведен областной конкурс "Отцовство - долг и дар", в целях морального и материального поощрения многодетных матерей учреждена областная награда - Почетный знак Тульской области "Материнская слава".
Традиционным стало празднование Международного дня семьи и Дня матери. Проведение мероприятий, направленных на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, способствует укреплению института семьи, повышению статуса семьи и материнства в обществе, устранению таких асоциальных явлений, как социальное сиротство и безнадзорность несовершеннолетних.
Социальная значимость проблем, связанных с положением детей в Тульской области, определяет необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка, создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, материальную поддержку семей с детьми, в том числе приемных и опекунских, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержку одаренных детей, повышение социального статуса семьи и материнства.
Реализация долгосрочной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2009 - 2016 годы (далее - Программа) будет способствовать созданию условий для повышения качества жизни и здоровья детей, а также совершенствованию сложившейся системы реализации социальной политики в отношении детей на территории Тульской области.
Ориентировочный размер целевых групп, которые планируется охватить программными мероприятиями:
2780 - 3500 детей в возрасте 2 - 5 лет из малоимущих семей, привитых против пневмококковой инфекции, ежегодно;
240 детей, воспитывающихся в домах ребенка, привитых против пневмококковой инфекции, ежегодно;
1440 детей-инвалидов, получающих услуги по социальной реабилитации, ежегодно;
50 детей-инвалидов, больных сахарным диабетом, проживающих в малоимущих семьях, обеспеченных тест-полосками к глюкометрам, ежегодно;
50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшивших жилищные условия, ежегодно;
10000 - 13000 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получающих услуги по социальной реабилитации, ежегодно;
2000 детей школьного возраста из малоимущих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях, участвующих в празднике Новогодней елки, ежегодно;
65 детей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении ими служебных обязанностей, получающих единовременную материальную помощь, ежегодно;
10 - 15 инфраструктурных объектов ежегодно.
2. Цели, задачи, основные мероприятия
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей с несовершеннолетними детьми.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
расширение спектра и повышение качества государственных услуг, предоставляемых детям в сфере здравоохранения;
обеспечение условий для социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество;
расширение спектра мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы мер по профилактике семейного неблагополучия, расширение спектра и повышение качества социальных услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
обеспечение условий для образования детей, высоко мотивированных к учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих возможностей одаренных детей;
повышение социального статуса семьи и материнства.
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий в рамках шести подпрограмм.
В рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" предусматривается реализация следующих мероприятий;
профилактика и лечение патологии беременных женщин и недоношенных детей;
профилактика заболеваемости детей;
укрепление материально-технической базы детских учреждений здравоохранения.
В рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" предусматривается реализация следующих мероприятий:
оказание материальной помощи семьям с детьми-инвалидами;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов;
социальная реабилитация и адаптация детей-инвалидов.
В рамках подпрограммы "Дети-сироты" предусматривается реализация следующих мероприятий:
медицинское обслуживание и охрана здоровья детей;
укрепление материально-технической базы государственных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы социальной адаптации детей-сирот;
оказание социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
улучшение жилищных условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
оказание материальной помощи приемным и опекунским семьям; кадровое обеспечение работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация следующих мероприятий:
осуществление общих мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
материально-техническое обеспечение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
профессиональная ориентация, подготовка и трудоустройство несовершеннолетних;
информационное и научно-методическое обеспечение.
В рамках подпрограммы "Одаренные дети" предусматривается реализация следующих мероприятий:
поощрение учащихся общеобразовательных учреждений - победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников;
поощрение педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников, участвующих во всероссийской и иных олимпиадах школьников.
В рамках подпрограммы "Поддержка семьи" предусматривается:
проведение мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и материнства;
оказание материальной поддержки семей с детьми;
научно-методическое обеспечение.
Срок реализации Программы - 2009 - 2016 годы. Программа реализуется в 1 этап.
Распоряжением Правительства Тульской области от 25 апреля 2012 г. N 199-р в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение
и механизмы управления долгосрочной целевой программой
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы составляет 762764,6 тыс. рублей.
Наименование ресурсов |
Потребность (тыс. руб.) |
||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
ВСЕГО: |
762764,6 |
65567,5 |
133214,0 |
2414,0 |
130609,1 |
90240,0 |
100240,0 |
120240,0 |
120240,0 |
федеральный бюджет |
16434,8 |
16434,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения <*> |
16434,8 |
16434,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
бюджет Тульской области |
744409,8 |
48892,7 |
132974,0 |
2174,0 |
130369,1 |
90000,0 |
100000,0 |
120000,0 |
120000,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения <*> |
176680,0 |
45980,0 |
130700,0 |
- |
- |
|
|
|
|
прочие |
567729,8 |
2912,7 |
2274,0 |
2174,0 |
130369,1 |
90000,0 |
100000,0 |
120000,0 |
120000,0 |
внебюджетные источники |
1920,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
<*> Строительство дома-интерната для умственно отсталых детей, пос. Товарковский, Богородицкий район Тульской области.
Государственным заказчиком - координатором Программы является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Государственными заказчиками являются: министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются: министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, Управление внутренних дел по Тульской области (по согласованию), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого" (по согласованию).
Государственный заказчик - координатор Программы:
осуществляет координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы;
ежегодно при необходимости вносит в правительство Тульской области предложения по уточнению механизма реализации Программы, плановых значения показателей, объемов расходов на реализацию Программы;
осуществляет мониторинг и контроль за реализацией Программы;
для осуществления мониторинга Программы производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов; составляет и представляет для оценки результативности и эффективности реализации Программы ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации Программы; производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
Государственные заказчики, исполнители Программы в рамках своей компетенции:
осуществляют отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о реализации мероприятий в установленном порядке;
вносят предложения об уточнении показателей (при необходимости), расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровый ребенок" позволит продолжить совершенствование доступности и качества медицинской помощи детям, снизить заболеваемость органов дыхания детей, проживающих в домах ребенка, с 969 случаев на 1000 детей до 650, сократить показатель младенческой смертности с 7,8 промилле до 5,9.
Исполнение мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" позволит осуществить дальнейшее развитие системы социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество, создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов. К 2017 году предполагается увеличить долю детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего числа детей-инвалидов на 3,1 процента.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" позволит создать условия для всестороннего развития и жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей-сирот, осуществить поддержку приемных и опекунских семей, улучшить жилищные условия 302 детям данной категории.
Исполнение мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволит увеличить численность прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие значительное снижение числа безнадзорных детей и противоправного поведения несовершеннолетних. К 2017 году предполагается снизить удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения до 1,55 процента, увеличить численность получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей на 9,7 процента.
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет совершенствоваться государственная система адресной поддержки одаренных детей путем поощрения учащихся общеобразовательных учреждений - победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников, а также педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников, участвующих во всероссийской и иных олимпиадах. К 2017 году предполагается оказать материальную поддержку 350 одаренным детям - победителям регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников, и 105 учителям, подготовившим победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Организация и проведение мероприятий в рамках подпрограммы "Поддержка семьи" будет способствовать повышению статуса и роли семьи и материнства в обществе, формированию в общественном сознании приоритетов семейных ценностей и, как следствие, укреплению семейных отношений, профилактике семейного неблагополучия.
В целом реализация мероприятий Программы будет способствовать оптимизации использования государственных ресурсов в сфере детства, повышению качества жизни семей с детьми и улучшению общего социального климата в области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 25 апреля 2009 г. N 269 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.