Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 51-АПГ18-20 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Знаменщикова Р.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приложений ***, *** и *** к решению от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края",
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в "адрес"вой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложений ***, *** и *** к решению от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края".
В обоснование исковых требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края в рамках предоставленных ему законных полномочий. Вместе с тем приложения ***, *** и *** к нему противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила). Так, в приложении *** к оспариваемому решению в нарушении пунктов 19, 21 и 22 указанных Правил нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов на территории Алтайского края определены расчетным методом в отсутствие доказательств невозможности применения метода аналогов. В приложении *** к решению от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края" административным ответчиком нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях индивидуальных жилых домов необоснованно дифференцированы в зависимости от их этажности, что не соответствует пункту 4 Правил. Кроме того, приведенные приложения *** и *** противоречат пунктам 11 и 27 Правил, поскольку нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и в жилых помещениях индивидуальных жилых домов на территории Алтайского края установлены с использованием различных методов, а также с дифференциацией по категориям, которые не предусмотрены таблицей 8 приложения *** к Правилам.
Приложением *** к оспариваемому решению в нарушение пункта 50 Правил не определен норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов), а норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных определен в кВт./ч. в месяц на одну голову животного в зависимости от его вида. Между тем в соответствии с таблицей 11 приложения *** к Правилам единицей измерения указанного норматива является кВт./ч. в месяц на один квадратный метр и не зависит от вида сельскохозяйственного животного.
В судебном заседании прокурор "данные изъяты" поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и дополнила, что приложения *** и *** к решению от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края" по форме не соответствуют таблице 8 приложения *** к Правилам, поскольку не учитывают изменения, внесенные в Правила постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Также управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов необоснованно при утверждении нормативов в качестве конструктивных и технических параметров индивидуальных жилых домов учтена их этажность, которая не является в силу пункта 11 Правил спецификой Алтайского края. Кроме того, оспариваемое приложение *** утверждено не по форме, предусмотренной в таблице 10 приложения *** Правил.
Представитель административного ответчика "данные изъяты" в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что оспариваемое решение соответствует редакции Правил, которая действовала в момент его утверждения, и в настоящее время не противоречит им. При этом норматив установлен на три года и согласно пункту 14 Правил он не может быть пересмотрен. Эксперты управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов пришли к выводу, что основания для применения метода аналогов для утверждения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных жилых домов на территории Алтайского края отсутствовали, так как гарантирующими поставщиками не была представлена необходимая информация. Формула 35 приложения *** Правил предлагает в качестве единицы измерения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных значение "кВт./ч. в год на одну голову животного".
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Представитель заинтересованного лица "данные изъяты" направил в суд письменный отзыв, отметив, что при разрешении административного дела права и обязанности Правительства Алтайского края затронуты не будут.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения прокурора, представителя административного ответчика и показания свидетеля, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Из пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что в рамках реализации надзорных полномочий прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов в случае, если они приняты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными указанными в законе органами и должностными лицами в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу.
На основании части 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд.
В судебном заседании установлено, что органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ДД.ММ.ГГ принято решение *** "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края" (далее - Решение), которым утверждены приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных жилых домов на территории Алтайского края" (далее - приложение ***), приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях индивидуальных жилых домов на территории Алтайского края" (далее - приложение ***), приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Алтайского края" и приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края" (далее - приложение ***).
Анализ данного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, которые предусмотрены пунктами 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края.
Следовательно, приложения ***, *** и *** могут быть оспорены первым заместителем прокурора Алтайского края в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4.37 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, закреплено, что органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг на территории Алтайского края, является административный ответчик (л.д. 47-54, том 1).
С учетом изложенного суд соглашается с позицией прокурора и представителя административного ответчика о том, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края и уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
На основании части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О системе органов исполнительной власти Алтайского края" в редакции, которая действовала на момент принятия оспариваемого Решения, управление Алтайского края являлось органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в установленной сфере деятельности правоприменительные функции, функции по управлению государственным имуществом, а также функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг.
Из пункта 5.4 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, следует, что управление с целью реализации своих полномочий принимает нормативные и иные правовые акты в форме решений или приказов (л.д. 47-54, том 1).
Материалами административного дела подтверждается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в форме решения, то есть в соответствии с изложенными нормативными предписаниями, предъявляемыми к форме нормативного правового акта управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Согласно части 1, пункту 3 части 2 и части 8 статьи 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГ нормативные правовые акты органов исполнительной власти Алтайского края входили в систему нормативных правовых актов Алтайского края.
В силу части 1 статьи 30, части 1 статьи 31 и части 2 статьи 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" в редакции, которая действовала на момент принятия Решения, Губернатор Алтайского края обеспечивал направление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю копий нормативных правовых актов, принятых (изданных) органами исполнительной власти Алтайского края, для включения их в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в течение семи дней со дня их принятия. Нормативные правовые акты Алтайского края подлежали публикации. Официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Алтайского края считалась публикация их текстов в Сборнике законодательства Алтайского края или публикация их текстов в газете "Алтайская правда", если это предусмотрено самими актами.
В соответствии с пунктом 9 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений в области государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую, тепловую энергию, газ, товары и услуги организаций коммунального комплекса, услуги в социальной сфере формируется правление в количестве семи человек. Председателем правления является начальник Управления, который организует работу и распределяет обязанности между членами правления по вопросам государственного регулирования (л.д. 47-54, том 1).
Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (пункт 6), Положением об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (пункт 9), а также приказом административного ответчика от ДД.ММ.ГГ *** в редакции приказов от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** установлен порядок работы правления административного ответчика и определен его состав на момент принятия оспариваемого Решения (л.д. 39-43, 46, 47-54, том 1).
Из протокола заседания правления от ДД.ММ.ГГ *** следует, что ДД.ММ.ГГ состоялось заседание указанного органа, на котором присутствовал председатель правления и пять его членов из восьми, что составляло большинство от установленной численности членов правления (пункт 4.1) (л.д. 55-63 и 68, том 1). По результатам рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** членами правления принято решение от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края", которым утверждены приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных жилых домов на территории Алтайского края", приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях индивидуальных жилых домов на территории Алтайского края", приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Алтайского края" и приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края" (л.д. 55-68, том 1). При этом требования указанных выше нормативных правовых актов к численности и составу членов правления, к кворуму и порядку принятия решения были соблюдены.
Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке в газете "Алтайская правда" от ДД.ММ.ГГ *** и внесено в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ДД.ММ.ГГ под ***. Данные обстоятельства подтверждаются приобщенными к делу копией официального источника публикации и ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (л.д. 69-70 и 82, том 1).
В связи с этим суд считает, что требования закона о регистрации и опубликовании нормативного правового акта применительно к оспариваемому решению соблюдены.
Также судом не установлено нарушений процедуры принятия решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Алтайского края", которым внесены изменения в оспариваемое Решение в части исключения из него пункта 3 и приложения *** (л.д. 72-82, том 1).
Проверяя соответствие Решения положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 19, 21 и 22 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению *** к Правилам. Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из представленных материалов следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов на территории Алтайского края определены расчетным методом, поскольку регулирующим органом при подготовке проекта оспариваемого акта установлено, что представленные энергоснабжающими организациями ( "данные изъяты" в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов данные не отвечают условиям представительности выборки и не соответствуют пунктам 38 - 40 правил о порядке сбора исходных данных для определения нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов (пункт 1 Экспертного заключения об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, протокол *** совещания по вопросу установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (л.д. 135-154, том 1, л.д. 5-7, том 2).
Суд полагает, что указанные причины применения расчетного метода при установлении нормативов не свидетельствуют о невозможности применения метода аналогов, поскольку административным ответчиком не доказано, что им предприняты достаточные меры для установления факта невозможности применения метода аналогов. Проведение совещаний с представителями энергосбытовых организаций ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ, а также истребование данных только от двух энергоснабжающих организаций не свидетельствует о выполнении управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в полном объеме и в установленной последовательности действий, предусмотренных Правилами, для правильного и обоснованного избрания метода установления нормативов, учитывая, что речь идет об электроснабжении.
Таким образом, административным ответчиком при принятии оспариваемого решения и утверждении приложения *** нарушены требования пункта 22 Правил.
В силу пункта 11 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг") нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением *** к Правилам. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении *** к Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
При этом на момент принятия Решения указанный пункт Правил был изложен в следующей редакции: "Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем.
В редакции, действующей на момент принятия Решения, приведенная правовая норма к таким конструктивным и техническим параметрам многоквартирного дома или жилого дома в отношении электроснабжения относила количество комнат в квартире и высоту жилых помещений.
Таким образом, требование о единстве нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях для многоквартирных домов и жилых домов, а также недопустимость учета этажности в качестве конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома предусмотрены Правилами как в действующей редакции, так и в редакции, действующей в момент принятия Решения.
Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов решением от ДД.ММ.ГГ *** утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, применяемые для расчета размера платы за потребленные коммунальные услуги населением, проживающим в многоквартирных и жилых домах, расположенных на территории Алтайского края, согласно которым нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах с одинаковой степенью благоустройства не являются едиными (см. приложение *** и приложение ***), а форма приложения *** и приложения *** не соответствует и не приведена в соответствие Форме для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8 приложения *** Правил).
Между тем, из системного толкования изложенных выше норм следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях должны быть едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. Соответственно, установление указанных нормативов отдельно для многоквартирных домов и отдельно для жилых домов с одинаковой степенью благоустройства и конструктивными и техническими параметрами противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 11 Правил.
Кроме того, приложения *** и *** противоречат Форме для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8 приложения *** Правил), поскольку не учитывают категории жилых помещений в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также степени их благоустройства. Так, указанная Форма предусматривает пять категорий жилых помещений многоквартирных и жилых домов, а приложения *** и *** четыре и шесть соответственно.
С учетом изложенного суд также соглашается с прокурором в том, что административным ответчиком необоснованно при утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях индивидуальных жилых домов в качестве конструктивных и технических параметров учтена их этажность, поскольку как в подпункте "б" пункта 4, так и в пункте 11 Правил, а также в Форме для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8 приложения *** Правил) данный параметр отсутствует.
Также заслуживает внимания довод прокурора о том, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и в жилых помещениях индивидуальных жилых домов на территории Алтайского края незаконно установлены с использованием различных методов.
Действительно, применение метода аналогов и расчетного метода по разным категориям домов по одной коммунальной услуге допустимо в силу того, что Правилами запрет на это не установлен, а пункт 16 в качестве основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг предусматривает получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом. Кроме того, пункты 11 и 19 Правил не содержат прямого запрета на использование метода аналогов в отношении тех категорий потребителей, для которых его применение является возможным, при невозможности его использования в части иных категорий потребителей.
Однако, применение разных методов допускается только в отношении разных категорий жилых помещений многоквартирных домов и жилых домов. Применение разных методов определения норматива потребления коммунальной услуги отдельно для жилых помещений многоквартирных домов (приложение ***) и отдельно для жилых помещений индивидуальных жилых домов (приложение ***) не согласуется с требованиями пункта 11 Правил о единстве нормативов потребления коммунальных услуг для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Наряду с изложенным первый заместитель прокурора Алтайского края полагает противоречащим приложение *** пункту 50 Правил в связи с тем, что оспариваемым решением норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определен только по двум из трех направлений использования коммунального ресурса: на освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных, а также на приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных. При этом значение норматива выражено в кВт./ч. в месяц на одну голову сельскохозяйственного животного в зависимости от его вида.
В силу пункта 50 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных; освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов); приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных.
Приложением *** к Правилам в таблице 11 утверждена Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, в которой предусмотрены указанные направления использования коммунального ресурса, выраженные в следующих единицах измерения: освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных, кВт./ч. в месяц на кв.м.; освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов), кВт./ч. в месяц на кв.м.; приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных, кВт./ч. в месяц на голову животного.
В то же время Приложением *** норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края был определен по следующим направлениям использования коммунального ресурса: для освещения в целях содержания соответствующего сельскохозяйственного животного (в месяц на одну голову животного) и для приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственного животного соответствующего вида (в месяц на одну голову животного). При этом значение обоих направлений норматива определено в кВт./ч. в месяц по видам сельскохозяйственных животных: 1) лошадь; 2) корова; 3) свинья; 4) овца или коза; 5) куры, утки, гуси.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению для освещения иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов) управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не установило из-за того, что в Правилах отсутствует порядок его определения и соответствующая для этого формула. При этом независимые эксперты также пришли к выводу о том, что указанный норматив невозможно установить.
Между тем из технического задания, из договора от ДД.ММ.ГГ *** на выполнение научно-исследовательской работы, из отчета по научно-исследовательской работе "Расчет норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек", а также из показаний свидетеля "данные изъяты" следует, что экспертная группа расчет норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению для освещения иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов) согласно техническому заданию не проводила. В этой связи довод административного ответчика о невозможности установления данного направления норматива являются несостоятельным.
Обязательность установления норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края по всем направлениям использования, перечисленным в пункте 50 Правил, обусловлена прямым указанием на это в данном нормативном правовом акте. Установление названного норматива только по отдельным направлениям использования недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате электроснабжения, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости. При этом отсутствие нормативов для потребителей, имеющих надворные постройки, в том числе бани, сауны, бассейны, гаражи, теплицы (зимние сады), фактически приводит к получению такими потребителями преимуществ за счет ресурсоснабжающей организации.
Приведенные представителем административного ответчика доводы об отсутствии в Правилах порядка расчета и соответствующих формул для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края, не включенным в Решение, судом отклоняются как необоснованные. В отсутствие прямого запрета на это в Правилах регулирующий орган вправе использовать по аналогии иные формулы, содержащие расчет нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, причины, препятствующие установить нормативы для указанного направления использования коммунальной услуги по электроснабжению, вопреки позиции управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, отсутствуют.
Кроме того, приложение *** не соответствует Форме для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, так как единицей измерения норматива потребления выступает "кВт./ч. в месяц на кв.м." для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных и "кВт./ч. в месяц на голову животного" без учета его вида (лошадь, корова, свинья и проч.) для приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственных животных.
Оспариваемый акт устанавливает единицу измерения норматива потребления для освещения в целях содержания соответствующего сельскохозяйственного животного, а также для приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственного животного в виде кВт./ч. в месяц по видам сельскохозяйственных животных: 1) лошадь; 2) корова; 3) свинья; 4) овца или коза; 5) куры, утки, гуси.
Таким образом, поскольку в приложении *** не определен норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению для освещения иных надворных построек, установлена отличная от таблицы 11 Правил единица измерения норматива потребления для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных, а норматив потребления для приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственного животного дифференцирован по видам сельскохозяйственных животных, то требование прокурора о признании его недействующим являются обоснованными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором приложения ***, *** и *** противоречат части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 11, 22 и 50 Правил, а также таблицам 8 и 11 Приложения *** Правил.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела судом установлено несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
При таких обстоятельствах требования первого заместителя прокурора Алтайского края подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод представителя административного ответчика о том, что приложения ***, *** и *** соответствуют редакции Правил, которая действовала в момент их принятия, и в настоящее время не противоречит им, опровергается изложенными выше обстоятельствами и не принимается судом.
Тот факт, что оспариваемые нормативы установлены на три года, не исключает возможности их пересмотра в виду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", вступившими в законную силу ДД.ММ.ГГ, в Правила внесены изменения и они дополнены приложением ***, содержащим, в том числе, Форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа (таблица 8) и Форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке (таблица 11).
На основании пункта 14 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил изменение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется, в том числе, в случае внесения изменений в Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из раздела II Правил "Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг" следует, что к условиям установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг относится изменение пункта 11 Правил, в том числе, утверждение форм для установления нормативов потребления различных коммунальных услуг (например, формы для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях).
Следовательно, в случае несоответствия в субъектах Российской Федерации механизма правового регулирования нормативов потребления коммунальных услуг указанным изменениям, внесенным в Правила, имеются правовые основания для изменения данных нормативов. В этой связи Правительство Российской Федерации отсрочило срок вступления в законную силу постановления от ДД.ММ.ГГ *** "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" до ДД.ММ.ГГ, чтобы предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации время для пересмотра соответствующих нормативов в случае их несоответствия внесенным в Правила изменениям.
При таких обстоятельствах возражения представителя административного ответчика в этой части судом не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Также необоснованным является ссылка представителя управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на то, что постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" не возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности привести в соответствие установленные нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях с измененными Правилами, так как подпункт "б" пункта 16 Правил в качестве основания для изменение нормативов потребления коммунальных услуг указывает на внесение соответствующих изменений в Правила.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что этажность как конструктивный и технический параметр могла быть учтена при утверждении нормативов в отношении индивидуальных жилых домов, является несостоятельным, поскольку противоречит нормам жилищного законодательства.
Также судом не принимаются как заслуживающие внимание доводы управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о том, что Формула 35 приложения *** Правил предлагает в качестве единицы измерения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных значение "кВт./ч. в год на одну голову животного", поскольку она противоречит изменениям, внесенным в Правила постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а в соответствии с принципами юридической техники в указанной части не подлежит применению (таблица 11 приложения *** к Правилам).
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно части 1 статьи 31 и части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" нормативные правовые акты Алтайского края подлежат официальной публикации. Официальным опубликованием считается опубликование их текстов в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление первого заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных жилых домов на территории Алтайского края", приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях индивидуальных жилых домов на территории Алтайского края" и приложение *** "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края" к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда" или на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Р.В. Знаменщиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.