Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 51-АПГ18-21 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края",
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки), приложением к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа "адрес" (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" (Приложение 2).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
"данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки в части распространения санитарно - защитной зоны на земельный участок по "адрес" (л.д.168-170).
В обоснование административных исковых требований "данные изъяты" ссылаясь на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ " *** "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха", СанПиН ***, указывает на отсутствие правовых оснований для установления санитарно - защитной зоны в границах принадлежащего ему земельного участка по указанному адресу, что нарушает его права на использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Указанная в административном исковом заявлении в качестве административного соответчика администрация "адрес" в судебном заседании ДД.ММ.ГГ исключена с согласия стороны административного истца из числа соответчиков в связи с отсутствием административных исковых требований к данному органу местного самоуправления и привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" "данные изъяты" возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Санитарно - защитные зоны отображены нормативно в соответствии с установленными СанПиН *** расстояниями.
Законный представитель заинтересованного лица "данные изъяты" представитель по доверенности адвокат "данные изъяты". возражали против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, ссылаясь на отсутствие нарушенных прав административного истца, поскольку последний не обращался в установленном порядке за выдачей разрешения на строительство жилого дома, а также указывали на то, что санитарно - защитная зона для "данные изъяты" установлена, что подтверждается представленным в материалы дела санитарно - эпидемиологическим заключением ДД.ММ.ГГ, административный истец, в свою очередь, вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении размера санитарно - защитной зоны.
Заинтересованное лицо "данные изъяты" полагал административные исковые требования обоснованными.
Административный истец, представитель заинтересованного лица администрации "адрес" в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, "данные изъяты"с ДД.ММ.ГГ является собственником земельного участка по "адрес". Вид разрешенного использования земельного участка согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости - индивидуальные жилые дома, блокированные жилые дома.
Согласно Приложению 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа - "адрес"" Правил землепользования и застройки земельный участок по "адрес" расположен в территориальной зоне Ж.4, к основным видам использования в которой в силу статьи 64 Правил землепользования и застройки относятся индивидуальные жилые дома и блокированные жилые дома (л.д.46).
Согласно Приложению 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес"" (как в первоначальной, так и действующей редакциях) указанный участок частично расположен в санитарно - защитной зоне (л.д.47,119).
При этом согласно представленному административным ответчиком фрагменту Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***), санитарно - защитная зона не распространяется на территорию земельного участка административного истца (л.д.120).
Как следует из ответа комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ, земельный участок частично находится в единой нормативной санитарно - защитной зоне коммунальных объектов (в частности, гаражных комплексов, территории размещения АЗС и с учетом перспективного размещения объектов на земельном участке по "адрес"), размер санитарно - защитной зоны составляет 50 метров (л.д.15).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ограничения прав на землю могут устанавливаться в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Запрет размещения жилой застройки, а также иные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах предусмотрены статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес".
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку Правила землепользования и застройки распространяют свое действия на отношения по использованию принадлежащего "данные изъяты" земельного участка и создают ограничения для собственника земельного участка в использовании объекта недвижимости в соответствии с видами разрешенного использования в рамках градостроительного регламента территориальной зоны Ж.4, "данные изъяты" является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.Довод заинтересованного лица "данные изъяты" об отсутствии нарушения прав административного истца в связи с непредставлением доказательств отказа "данные изъяты" в выдаче разрешения на строительство жилого дома не имеет правового значения для рассмотрения административных исковых требований по существу.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 30 того же Кодекса на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
К зонам с особыми условиями использования относятся санитарно - защитные зоны, которые устанавливается в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (часть 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха").
Требование о соблюдении санитарных правил при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения содержится в статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - п. 4.4).
Согласно пункту ДД.ММ.ГГ СанПиН *** станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярных и лако-красочных работ) относятся к предприятиям V класса опасности (нормативная санитарно - защитная зона 50 метров), автозаправочные станции - к IV классу(санитарно - защитная зона 100 метров) или V классу (50 метров) в зависимости от вида топлива, вида транспортных средств.
На дату рассмотрения настоящего дела вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила), согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Согласно пунктам 3,14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно - защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно - защитной зоны) прилагается проект санитарно - защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно - эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно - защитной зоны.
В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно - защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Решение об установлении санитарно - защитных зон является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (пункт 23 Правил, пункт 3 части 2 статьи 7, статья 10, пункт 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости"), что, в свою очередь, влечет определение органом регистрации прав перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, если зона с особыми условиями использования территорий пересекает границы земельного участка (пункт 2 части 4 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон. Установленные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно - защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования санитарно - защитной зоны объекта при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству. Отображение в градостроительных документах нормативных санитарно - защитных зон не предусмотрено.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю) сведениям земельный участок не входит в границы установленных санитарно-защитных зон каких - либо предприятий, сооружений в данном районе.
Административным ответчиком, на котором лежит бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта, также не представлены сведения о предприятиях, организациях, санитарно - защитная зона которых установлена в предусмотренном действующим законодательством порядке и отображена на Карте зон с особыми условиями.
Выданные Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю санитарно - эпидемиологические заключения на проекты расчетной санитарно - защитной зоны для промплощадки "данные изъяты" и промплощадки "данные изъяты" (сведения о которых содержатся в ответе от ДД.ММ.ГГ на запрос суда и представленных заинтересованным лицом "данные изъяты" документах, л.д.43-44,145,162) не подтверждают наличие установленной в соответствии с действующим законодательством санитарно - защитной зоны. Отображение на Карте зон с особыми условиями (либо на карте градостроительного зонирования) расчетных санитарно - защитных зон не предусмотрено действующим законодательством; проектируемые санитарно - защитные зоны не могут влечь ограничение прав собственника земельного участка.
По запросу суда "данные изъяты" также не представило документы, подтверждающие наличие санитарно - защитной зоны, установленной в соответствии с действующим законодательством (л.д.134).
Более того, как следует из содержащихся в ответе на запрос Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ сведений о расчетных размерах санитарно - защитной зоны промлощадок "данные изъяты" а также представленного заинтересованным лицом санитарно - эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГ в западном направлении (в сторону земельного участка по "адрес") расчетный размер санитарно - защитной зоны организаций составляет менее 50 метров, тогда как в Приложении 2 Правил землепользования и застройки отображена нормативная санитарно - защитная зона 50 метров, в связи с чем даже в случае установления санитарно - защитной зоны в расчетныхразмерах и границах Правила землепользования и застройки при отсутствии установленных санитарно - защитных зон 50 метров иных предприятий подлежат изменению в части отображения границ санитарно - защитной зоны, проходящих через земельный участок по "адрес".
На основании изложенного имеются правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в той мере, в какой санитарно - защитная зона в границах земельного участка административного истца установлена в отсутствие документов об установлении данной зоны с особыми условиями.
Довод представителя "данные изъяты" о том, что Правилами землепользования и застройки санитарно - защитные зоны не установлены, не соотносится со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей отображение в правилах зон с особыми условиями использования территории (включая санитарно - защитные зоны), что влечет ограничения землепользования, и опровергается установленными по делу обстоятельствами.
Позиция заинтересованного лица о том, что санитарно - защитная зона "данные изъяты" установлена еще в ДД.ММ.ГГ (что подтверждается представленным санитарно - эпидемиологическим заключением санитарного врача о соответствии проектной документации требованиям санитарных норм и правил), основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Из совокупного толкования пунктов 2.6, 2.18 СанПиН *** (в редакции на дату выдачи санитарно - эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГ) также следует, что окончательный размер санитарно - защитной зоны определяется постановлением (решением) соответствующего санитарного врача при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
При принятии Правил землепользования и застройки действующий порядок установления санитарно - защитных зон не учтен представительным органом местного самоуправления при отображении санитарно - защитных зон в Приложении 2.
В связи с этим несостоятельна и ссылка на наличие у административного истца права обратиться по вопросу изменения санитарно - защитной зоны в соответствии с пунктом 11 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, поскольку изменению по заявлению заинтересованных лиц подлежат только установленные санитарно - защитные зоны.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд отмечает, что данное обстоятельство само по себе не препятствует установлению санитарно - защитных зон "данные изъяты" а также иных организаций.
Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не установлено по настоящему делу, ранее процедура принятия Правил землепользования и застройки неоднократно являлось предметом проверки судебных инстанции, и по данным основаниям нормативный правовой акт стороной административного истца не оспаривается.
На основании изложенного, статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о признанииПравил землепользования и застройки недействующими со дня вступления решения суда в законную силув той мере, в какой на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" предусмотрена санитарно-защитная зона в границах земельного участка по адресу: "адрес", в отсутствие установленной в предусмотренном порядке указанной зоны с особыми условиями.
Сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать Приложение 2 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" предусмотрена санитарно-защитная зона в границах земельного участка по адресу: "адрес", в отсутствие установленной в предусмотренном порядке указанной зоны с особыми условиями.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
***а-530/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края",
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать Приложение 2 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" предусмотрена санитарно-защитная зона в границах земельного участка по адресу: "адрес", в отсутствие установленной в предусмотренном порядке указанной зоны с особыми условиями.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.