Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Тульской области
от 25 апреля 2009 г. N 265
Концепция долгосрочной целевой программы
по улучшению демографической ситуации
в Тульской области на 2009-2016 годы
28 октября 2011 г., 11 апреля, 13 ноября 2012 г., 9 апреля 2013 г.
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области численность постоянного населения области: на 01.01.2007 - 1580,5 тыс. человек, на 01.01.2008 - 1566,3 тыс. человек, на 01.01.2009 - 1552,1 тыс. человек.
Темпы убыли населения несколько сократились за последние годы, в 2003 году численность населения уменьшилась на 1,51%, в 2004 году - на 1,40%, в 2005 году - на 1,37%, в 2006 году - на 1,21%, в 2007 и 2008 годах - на 0,9%.
За период с 2003 по 2008 год численность жителей области сократилась на 117,7 тыс. человек, среднегодовая убыль населения за указанный период составила 19,6 тыс. человек.
Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста.
Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2008 года составила 22,5% и была самой высокой в стране (Российская Федерация - 17,2%; Центральный федеральный округ - 20,0%). Удельный вес населения пенсионного возраста в области на начало 2008 года составил 26,9%, что существенно превосходит показатели по Российской Федерации - 21,0% и по Центральному федеральному округу - 23,9%.
Суммарный показатель рождаемости (число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной репродуктивного возраста, при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным) на протяжении последних лет в области значительно ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В 2007 году он составил 1,155 рождений против 2,15, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми.
Большинство рождающихся в Тульской области детей являются первенцами. Среди общего числа родившихся в 2007 году вторыми по очередности рождений были 31,6% новорожденных, третьи и последующие рождения составляли 8,4%.
С 2006 года сохраняется тенденция увеличения рождаемости. В 2008 году число родившихся на 8,2 % превысило уровень 2007 года, общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 человек населения) вырос с 8,4 до 9,1, однако он остается самым низким в Центральном федеральном округе - 10,4 (Российская Федерация - 12,1).
По прогнозным расчетам, представленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, общий коэффициент рождаемости стабилизируется в 2009-2012 годах на уровне 8,8 рождений на 1000 человек населения.
Общий коэффициент смертности населения (число смертей на 1000 человек населения) в 2008 году составил 20,5 умерших на 1000 населения (в 2007 году - 20,4). Это один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации (Российская Федерация - 14,7; Центральный федеральный округ - 16,2).
Неблагоприятное демографическое развитие отражается на трудовом потенциале области. Средний возраст населения равняется 43,3 года (по Российской Федерации - 38,6 года). Доля населения трудоспособного возраста в Тульской области на начало 2008 года составляла 60,0% и являлась одной из самых низких в Российской Федерации (Российская Федерация - 63,2%; Центральный федеральный округ - 62,5%). Продолжается процесс демографического старения населения, на начало 2009 года доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 26,9% (в 2006 году - 26,7%).
Основные показатели демографического развития Тульской области в сравнении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу отражены в таблице.
Динамика показателей
демографического развития Тульской области
в сравнении с Российской Федерацией и
Центральным федеральным округом за 2006-2008 годы
Демографические показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
||||||
ТО |
РФ |
ЦФО |
ТО |
РФ |
ЦФО |
ТО |
РФ |
ЦФО |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Средний (медианный) возраст населения, лет |
43,3 |
38,5 |
41,5 |
43,3 |
38,5 |
41,5 |
43,3 |
38,6 |
41,6 |
Доля лиц моложе трудоспособного возраста, % (на начало года) |
13,2 |
16,0 |
13,7 |
13,3 |
15,8 |
13,6 |
13,1 |
15,8 |
13,6 |
Доля лиц трудоспособного возраста, % (на начало года) |
60,1 |
63,4 |
62,7 |
60,1 |
63,2 |
62,5 |
60,0 |
63,2 |
62,5 |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, % (на начало года) |
26,7 |
20,6 |
23, 6 |
26,6 |
20,4 |
23,5 |
26,9 |
21,0 |
23,9 |
Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) |
8,0 |
10,4 |
9,0 |
8,4 |
11,3 |
9,7 |
9,1 |
12,1 |
10,4 |
Общий коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения) |
20,9 |
15,2 |
16,7 |
20,4 |
14,6 |
16,1 |
20,5 |
14,7 |
16,2 |
Коэффициент младенческой смертности (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 человек родившихся живыми) |
8,9 |
10,2 |
8,8
|
9,4 |
9,4 |
7,8 |
7,4 |
8,5 |
7,3 |
Коэффициент естественной убыли населения на 1000 человек населения |
-12,9 |
-4,9 |
-7,7 |
-12,0 |
-3,3 |
-6,4 |
-11,4 |
-2,6 |
-5,8 |
Ожидаемая продолжительность жизни (все население) при рождении |
64,2 |
66,6 |
67,3 |
65,01 |
67,51 |
68,11 |
* |
* |
* |
Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (на 1000 человек трудоспособного населения приходится детей в возрасте 0-15 лет и лиц старше трудоспособного возраста) (на начало года) |
666,2 |
580,4 |
595,3 |
663,1 |
577,6 |
594,1 |
666,4 |
582,2 |
599,6 |
Неблагоприятная динамика демографического развития Тульской области отражает нарушение воспроизводственного потенциала и формирование производительных сил региона, которые невозможно преодолеть, не реализуя последовательную и единую демографическую политику на основе программно-целевого метода.
Реализация мер, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в Тульской области, в 2008 году способствовала улучшению некоторых важнейших показателей по сравнению с 2006 годом: снижение младенческой смертности на 10%; увеличение показателя ранней постановки на учет по беременности до 12 недель до 81,2%; увеличение доли беременных женщин, проходящих ультразвуковое обследование, до 99,6%; снижение количества прерываний беременности по медицинским показаниям на 10%, по социальным показаниям - на 94%.
Долгосрочная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы (далее - Программа) направлена на достижение основных задач социально-экономического развития Тульской области в сфере демографической политики, в том числе: разработку и реализацию комплекса мер по улучшению демографической ситуации в Тульской области, применение на уровне области соответствующих мер, направленных на поддержку молодых семей и повышение рождаемости, снижение смертности от управляемых причин в трудоспособном возрасте.
Накопленный опыт управления в сфере демографической политики, сохраняющиеся позитивные тенденции, сложившиеся в результате реализации демографической политики, подтверждают целесообразность и необходимость применения комплексного подхода к осуществлению мер демографического развития области и системного решения демографических задач в их взаимосвязи на основе программно - целевого метода.
Ориентировочные размеры целевых групп, которые планируется охватить программными мероприятиями:
не менее 13,5 тысяч семей с новорожденными детьми ежегодно;
60 многодетных матерей, награжденных Почетным знаком Тульской области "Материнская слава", ежегодно;
50 семей, участвующих в областном конкурсе "Семья года", ежегодно;
500 молодых семей, участвующих в оценке эффективности региональной семейной политики, ежегодно;
5000 человек из числа студенческой и учащейся молодежи, участвующих в мероприятиях по профилактике алкоголизма и формированию здорового образа жизни, профилактике абортов, ежегодно;
76 инфраструктурных объектов муниципальных и государственных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
2. Цели, задачи, основные мероприятия
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
Цель Программы - снижение темпа убыли населения Тульской области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, содействие укреплению здоровья населения, сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни;
развитие инфраструктуры социальной поддержки семьи;
обеспечение соответствия условий оказания медицинской помощи и организации питания учащихся и воспитанников муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Достижению задач будет способствовать выполнение следующих мероприятий:
организация и проведение мероприятий по укреплению института семьи, повышению статуса семьи в обществе, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений;
проведение мероприятий по формированию мотивации на ведение здорового образа жизни, содействие укреплению здоровья населения, сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни;
развитие инфраструктуры социальной поддержки семьи;
совершенствование организации медицинской помощи и питания в муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждениях Тульской области.
Программа реализуется в один этап: 2009-2016 годы.
Распоряжением Правительства Тульской области от 9 апреля 2013 г. N 436-р в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Финансовое обеспечение Программы предполагается за счет средств бюджета Тульской области и местных бюджетов. Потребность финансовых ресурсов представлена в таблице.
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
||||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Финансовые ресурсы |
тыс. руб. |
250451,2 |
7127,5 |
5783,3 |
4970,0 |
37028,0 |
39527,7 |
51678,0 |
54776,7 |
49560,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
тыс. руб. |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджет области |
тыс. руб. |
239441,5 |
5993,5 |
4020,0 |
4970,0 |
37028,0 |
37650,0 |
50160,0 |
50060,0 |
49560,0 |
местные бюджеты |
тыс. руб. |
11009,7 |
1134,0 |
1763,3 |
- |
- |
1877,7 |
1518,0 |
4716,7 |
- |
внебюджетные источники |
тыс. руб. |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Материально- технические ресурсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудовые ресурсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направления финансирования Программы из бюджета Тульской области (прочие расходы):
организация и проведение мероприятий по укреплению института семьи, повышению статуса семьи в обществе, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений;
проведение мероприятий по формированию мотивации на ведение здорового образа жизни, содействие укреплению здоровья населения, сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни;
развитие инфраструктуры социальной поддержки семьи;
совершенствование организации медицинской помощи и питания в муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждениях Тульской области.
Софинансирование мероприятий Программы из бюджетов муниципальных образований осуществляется на основе соглашений, заключенных министерством здравоохранения и социального развития Тульской области, министерством образования и культуры Тульской области, министерством образования Тульской области с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Тульской области.
Государственным заказчиком Программы является министерство труда и социальной защиты Тульской области.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются: министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство образования Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области, министерство труда и социальной защиты Тульской области, министерство здравоохранения Тульской области, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, комитет Тульской области по делам записи актов гражданского состояния, комитет Тульской области по инновациям и информатизации, государственные учреждения, подведомственные комитету Тульской области по спорту и молодежной политике (по согласованию), государственные образовательные учреждения Тульской области (по согласованию), государственные учреждения социального обслуживания населения Тульской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию).
Государственный заказчик:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
ежегодно при необходимости вносит в правительство Тульской области предложения по уточнению механизма реализации Программы, плановых значений показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы.
Для осуществления мониторинга Программы государственный заказчик производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов, составляет и представляет для оценки результативности и эффективности реализации Программы ежеквартальные и годовые отчеты о ходе ее реализации; производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
Органы исполнительной власти Тульской области - исполнители Программы - в рамках своей компетенции:
вносят предложения об уточнении показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
осуществляют отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением Правительства Тульской области от 13 ноября 2012 г. N 686-р в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения достигнутых значений показателей с плановыми значениями.
Программой планируется:
стабилизация общего коэффициента рождаемости на уровне 9,2 в расчете на 1000 человек населения;
повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,51
снижение темпа убыли населения с 0,99% до 0,8%;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,01 года до 69,5 года;
увеличение доли государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области, повысивших качество предоставляемых социальных услуг за счет оснащения коррекционным и реабилитационным оборудованием с 15% до 80%;
увеличение доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации медицинской помощи учащимся и воспитанникам соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, с 40% до 100%;
увеличение доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации питания учащихся и воспитанников соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, с 24% до 80%.
Социальный эффект от реализации Программы выражается в сокращении темпов убыли населения на территории области, что является важным фактором улучшения демографической ситуации в Тульской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 25 апреля 2009 г. N 265 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.