Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к решению
Тульской городской Думы
от 20 июня 2007 г. N 32/676
Положения
о территориальном планировании
Генеральный директор |
С.В. Скатерщиков |
Зам. Генерального директора, Главный архитектор проекта |
О.В. Красовская |
Главный архитектор |
И.С. Майзель |
Зам. Генерального директора, Главный инженер проекта |
А.Г. Петров |
Авторский коллектив: | |
Главный архитектор проекта |
О.В. Красовская |
Архитектурно-планировочные разделы. |
архитекторы: О.В. Красовская, И.С. Майзель, Е.Ю. Савинкова, М.В. Попова |
Градостроительная экономика |
главный специалист С.В. Епишкина; |
Природные условия и ресурсы |
к.г.н., академик МАНЭБ С.В. Скатерщиков |
Комплексная градостроительная оценка территории |
Главный специалист М.В. Путина, инж.-геоморфолог Е.В. Воронцова, инж.-эколог Д.А. Намятова |
Экологические разделы |
Отдел градостроительной экологии и территориального планирования НИИП Градостроительства (рук. И.Б. Евплова) |
Транспортная инфраструктура |
Главный специалист по транспорту М.А. Никандрова |
Инженерное оборудование территории и инженерная подготовка территории |
Главный инженер проекта А.Г. Петров, Главный специалист М.В. Путина главные специалисты И.Н. Максимова, Н.А. Масленникова, Г.Е. Нехамкис |
Охрана культурного наследия |
Институт реконструкции исторических городов "Инрекон", канд. арх. В.Р. Крогиус |
Геоинформационные технологии |
Главные специалисты А.М. Савинков, А.И. Уряева |
Правовое обеспечение |
Юрисконсульт Е.Г. Коврова |
Введение
Генеральный план г. Тулы - столицы субъекта Российской Федерации "Тульская область" - разработан в 2004-2006 гг. Научно-проектным институтом пространственного планирования "ЭНКО" (Санкт-Петербург) по заказу Управления Капитального строительства Управы г. Тулы. Генеральный план г. Тулы выполнен с учетом положений СанПиН (2003 г.), Градостроительного Кодекса РФ (2004 г.), Земельного Кодекса РФ (2001 г.), Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г.), других законов и нормативных актов.
В процессе проектирования были изучены и использованы проектные и научные материалы, программы и научные отчеты, разработанные проектными институтами, научными организациями и ВУЗами г. Тулы.
Генеральный план - основной вид градостроительной документации о планировании развития территории города, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности. В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ (ст. 9, п.1) в данном документе определяется функциональное назначение городских территорий, ":исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".
Основные проектные этапы:
I этап (первая очередь строительства) - 2015 г. (с выделением краткосрочного этапа - 2010 г.)
II этап (расчетный срок Генерального плана) - 2025 г.
III этап - прогноз на 30 лет, перспектива (территории, резервируемые для перспективного градостроительного развития).
Основная функция Генерального плана - градорегулирование, координация участников градостроительной деятельности в рамках принятой городским сообществом градостроительной стратегии.
В Генеральном плане определены основные параметры развития города: перспективная численность населения, объемы всех видов городского строительства, в т.ч. жилищного строительства и реконструкции жилищного фонда, необходимые для строительства территории, основные направления развития транспортного комплекса и инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства территории.
В проекте выполнена одна из главных задач Генерального плана - функциональное зонирование городских территорий, с выделением жилых, производственных, общественных, рекреационных зон, территорий для развития других жизненно важных функций городского комплекса.
Планировочные решения Генерального плана являются основой для разработки проектной документации следующих уровней - проектов планировок отдельных районов и зон города, целевых программ и др.
Все материалы Генерального плана г. Тулы объединены в четыре крупных блока:
Комплексный градостроительный анализ территории
Стратегические направления градостроительного развития города
Градостроительные мероприятия по основным функциональным зонам
Система первоочередных мероприятий.
Генеральный план г. Тулы создан в оболочке геоинформационной системы (ГИС) с использованием цифровых космических изображений, полученных в 2004 году.
ГИС "Генеральный план" имеет многоцелевое назначение, наиболее важным из которых является возможность ее использования в управлении развитием городских территорий, оптимизации градостроительной, земельной и инвестиционной политики, улучшении транспортного обслуживания и экологической ситуации, развитии инженерной инфраструктуры, а также для создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Общие сведения о городе
Город Тула расположен на севере Среднерусской возвышенности, на р. Упа, являющейся притоком р. Оки. Расстояние от Москвы 193 км к юго-юго-востоку. На 01.01.06 в Туле проживает 512 тысяч человек.
Тула один из старейших русских городов. Первое летописное упоминание о Туле относится к 1146 году. В течение XIV столетия Тула принадлежала Рязанским князьям, а в начале XVI века вошла в состав Московского княжества.
В первой половине XVII века возле Тулы были построены железоделательные и чугунно-литейный заводы. С этого времени в Туле появляется массовое производство огнестрельного и холодного оружия.
Начало крупной промышленности было положено в 1701 году, когда Никитой Демидовым был построен железоделательный завод, для чего на реке Тулице была сооружена большая плотина и пруд, просуществовавшие около 200 лет. В 1712-1778 годах был построен на месте бывшего "городища" государственный оружейный завод, а в центре Кузнецкой слободы - каменный оружейный завод (арсенал).
К началу XIX столетия Тула была преобразована в губернский город и начала застраиваться зданиями присутственных мест, большинство из которых сохранилось до наших дней. В 1864 году через Тулу прошла Московско-Курская железная дорога, а в 1874 году - Сызрано-Вяземская, и Тула стала крупным железнодорожным узлом.
Современная Тула промышленный город. Ведущие отрасли промышленности: предприятия оборонного комплекса, машиностроение и металлообработка, металлургия, промышленность строительных материалов, легкая и обрабатывающая промышленность, пищевая и мукомольно-крупяная промышленность.
Тула является крупнейшим транспортным узлом на пересечении железных дорог Москва - Донбасс, Вязьма - Сызрань, Тула - Козельск и автомагистрали Москва- Крым.
Тула студенческий город, где функционирует 7 высших учебных заведений, в том числе Тульский государственный университете; значительное число государственных средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ.
В Туле расположено значительное количество научно-исследовательских и проектных организаций. Функционируют театры, кинотеатры, концертные залы, спортивные сооружения.
Основные этапы и особенности формирования
градостроительной среды г. Тулы
Одна из основных творческих позиций Генерального плана - преемственность в развитии планировочной структуры города. Очень важным для понимания градостроительных закономерностей является изучение его "корней" - основных этапов градостроительного формирования городского организма.
Тула - достаточно древний город. Официально принятая дата его возникновения - 1146 г., хотя большинством серьезных специалистов она признается недостаточно обоснованной, и период ХII - ХV вв. в развитии города остается не подтвержденным материальными свидетельствами и в определенной степени "мифологическим".
Зато реальное физическое возникновение Тулы, как градостроительного образования, четко фиксируется указом великого князя Московского 1507 г. о закладке на левом берегу реки Упа, вблизи впадения в нее речки Тулицы каменной крепости. Реальное строительство началось в 1509 или 1511 г. и было завершено в 1520 г. Одновременно было начато строительство посада вверх и вниз по левому берегу Упы, вскоре обнесенного деревянными укреплениями острога.
Тула явилась первой московской крепостью, возведенной южнее старой линии крепостей по реке Оке. Она стала первым препятствием на пути набегов крымских татар, а немного спустя - и центром новой мощной Большой засечной черты. Возведенная по единому проекту и в соответствии с требованиями органов государственного управления того времени (Разрядного приказа) Тула фактически стала первым "новым городом" России, 500-летие основания которого следовало бы достойно отметить в 2007-2011 гг.
ХVI и первая половина ХVII вв. были периодом преимущественного выполнения Тулой оборонной функции крепости на южных рубежах страны. Это было и сопротивление татарским набегам (крупнейший был в 1592 г.) и участие, как сцены важных событий, в Смутное время (оба Лжедимитрия, Болотников, Ляпунов и др.). И уже в этот период в городе начали складываться ремесла, связанные с обеспечением военных действий оружием.
Следующий период стал временем превращения Тулы в главный арсенал Московского государства. Ремесленное производство стало превращаться в мануфактурное и заводское. Основными отраслями его были черная металлургия и изготовление оружия. Здесь активно действовали, организуя производство Андрей Виниус (начиная с 1630-х гг.), Никита Демидов, Лев Нарышкин (дядя Петра I), а в начале ХVIII в. и сам Петр Великий, по чьему приказу был в 1711 г. основан Оружейный завод. Этот период начального развития заводского производства в Туле, до ее превращения в многофункциональный центр, охватывает время середины ХVII до второй трети ХVIII вв.
1770-е гг. стали одновременно временем, приобретения Тулой статуса административного центра (с 1777 г - наместничества, а затем - губернии) и разработки и высочайшего утверждения ее регулярного плана. Это определило упорядоченное и много направленное развитие разных сторон хозяйственной и культурной жизни города на последующие десятилетия, как "губернского центра". Хотя функции главного арсенала страны Тула продолжала выполнять (теперь уже испытывая конкуренцию уральских городов-заводов), что ярко проявилось в войну 1812 г. Так или иначе, в 1825 г. по численности своего населения Тула занимала первое место среди провинциальных городов великорусских районов страны, сразу после двух столиц. Этот период можно достаточно условно ограничить второй третью ХIХ в, когда значительные изменения уклада жизни и произошедшие в России реформы обозначили переход к следующему этапу в развитии города - преимущественно капиталистическому.
В капиталистический период, охватывающий конец ХIХ - начало ХХ вв. Тула продолжала развиваться как многопрофильный центр промышленности, образования, культуры. Однако быстрый рост крупных предприятий и численности населения города, железнодорожное строительство стали заметно преображать лицо города, порождая многие трудно разрешимые социальные, технические и санитарно-гигиенические проблемы. Вместе с тем Тула стала терять в чем-то свою уникальную ранее значимость, и целый ряд городов Поволжья, Урала и Юга России начали ее опережать по темпам развития и уровню производства.
В советский период развития города с 1917 г. эти тенденции получили продолжение, и Тула, с одной стороны, продолжала развиваться, как промышленный центр, сохраняла свой профиль города военно-промышленного комплекса, вплоть до середины 1980-х гг. наращивала численность населения, но, с другой стороны, все более соответствовала уровню более или менее рядового областного центра и типичного социалистического города, развивающегося на основе т.н. "градообразующей базы".
Основные этапы формирования Тулы, как градостроительной системы, с наибольшей ясностью отражены в ее регулярных планах, первым из которых стал утвержденный в 1779 г. план губернского города Тулы, создание которого приписывают выдающемуся русскому градостроителю и главному архитектору Комиссии о строении А. Квасову Этот план надолго определил направление градостроительного развития Тулы, а в самых общих чертах - и до настоящего времени. В плане было закреплено трехчастное построение города - основной части на левобережье Упы, и двух частей на правом берегу, разделенных Демидовским прудом (ранее - Тульское болото).
Все эти части должны были застраиваться по регулярной планировочной схеме. В правобережье размещались, в основном, административные здания и дома дворянства. В Заречье поселялось купечество, ремесленники и мастеровые заводов. Центром композиции города был определен Тульский кремль, который окружали основные площади, объекты торговли и общественные учреждения. В 1824 г. план города был несколько скорректирован архитектором В.И. Гесте, сохранив свою радиально полукольцевую структуру, и в таком виде просуществовал до начала ХХ в.
Архитектурное наследие Тулы отражает специфику ее исторического развития. От периода основания города до наших дней в хорошем состоянии сохранился ансамбль Тульского кремля (1507-1520). Среди памятников, находящихся в его стенах основной - Успенский собор 1760-х гг. Вблизи кремля расположено старейшее на сегодня здание города - церковь Благовещения (конец ХVII в.). К началу ХVIII в. относятся каменные корпуса Оружейного двора на берегу Упы, впрочем, несколько раз перестраивавшиеся в дальнейшем. Несмотря, на значительные утраты памятников церковной архитектуры за годы советской власти, в Туле сохранилось несколько церквей, в том числе, такие как Николы Зарецкого, Вознесения, Боголюбская.
В первой половине ХIХ в. большой вклад в формирование архитектурного наследия Тулы был сделан по проектам архитектора В.Ф. Федосеева (Петропавловская церковь, колокольня Всехсвятской церкви, являющаяся доминантой всей исторической части города, реконструкция Оружейного двора, дом Дворянского собрания). Весьма интересны памятники жилой архитектуры - особняки дворянских и купеческих фамилий: Ливенцовых, Лугининых, Баташовых, Добрыниных. Многие из них выполнены из дерева, или в смешанных конструкциях.
В 1929 г., при новом районировании страны, Тула на 8 лет утратила свой статус административного центра, став сначала центром округа, а затем - рядового района в составе Московской области. Только в 1937 г. она стала центром области, как субъекта административно-территориального деления РСФСР. В конце 1920-х - в 1930-х гг. в Туле осуществляется значительное строительство, и создаются несколько примечательных зданий в стиле конструктивизма: клуб металлистов, фабрично-заводское училище, фабрика-кухня. А в послевоенное время заметную роль в комплексе исторического центра города стали играть драматический театр, цирк, а затем и главное здание органов власти - Дом Советов, при создании которого претерпело существенные изменения самое ядро исторического центра.
Важным этапом в проектировании Тулы стали генеральные планы города советской эпохи, последний из которых разработан в 1970-х гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.